Рефераты

Клиническая психология: предмет, задачи, виды диагностики

Клиническая психология: предмет, задачи, виды диагностики

Предмет и задачи клинической психологии.

Клиническая (медицинская) психология - это отрасль психологии, главными

задачами которой является решение вопросов (как практических так и

теоретических), относящихся к предупреждению, диагностике заболеваний и

патологических состояний, а также к психокоррекционными формами воздействия

на процесс выздоровления, реабилитации, решением различных

экспериментальных вопросов и изучению воздействия различных психических

факторов на форму и течение различных заболеваний.

Предметом клинической психологии является изучение механизмов и

закономерностей возникновения стойких дезадаптивных состояний. Т.о., можно

сказать, что клиническая психология занимается диагностикой, коррекцией и

восстановлением равновесного соотношения индивида и его жизни, на основе

знаний о возникающих дезадаптациях.

Виды диагностики. Негативная и позитивная диагностика: смысл и цели.

Вся диагностика, применяемая в клинической психологии делится на позитивную

и негативную. Негативная - это вид исследований, применяемых при различных

состояниях нарушениях как психического, так и соматического здоровья,

целью которого является постановка диагноза, выявление патологических

механизмов функционирования, акцентуаций и т.п., дифференциация их от

других, похожих нарушений и состояний. Результаты негативной диагностики

применяются в психиатрии (большой и малой), нейропсихологии, психокоррекции

и мн. др. Позитивная диагностика используется для выявления личностных

(индивидуальных) особенностей психики человека, характера протекания

некоторых его психических функций и ряда других. Данные, полученные в этом

виде диагностики, применимы во многих прикладных сферах (например при

различных профессионально-трудовых экспертизах, индивидуальном и групповом

консультировании и т.п.)

Условно, все виды/типы диагностик, используемых в рамках клинической

психологии, можно разделить на:

1. Клинические

. дифференциально-диагностическую

. топическую

2. Диагностику структуры и степени выраженности нарушений психической

функции

3. Диагностику личностных особенностей пациента

4. Диагностику аномалий развития в детском возрасте

5. Экспертизы

. военно-врачебную

. врачебно-трудовую

. судебно-психиатрическую

6. Медико-педагогическую

7. Реабилитационную

8. Психокоррекцию

Поскольку психопатологические проявления представляют собой результативное

выражение скрытых изменений сложных мозговых процессов, то раскрыть

характер лежащих в их основе нарушений мозговой деятельности нельзя на

основании только анализа этих появлений. Следствием этого стало изучение

закономерностей нарушения мозговых процессов, структуры и природы

психических заболеваний и патологических состояний мозга на всех уровнях в

т.ч. и методами психологии. Т.о., экспериментально-психологическое

исследование должно ответить на вопросы как нарушено течение (структура)

самих психических процессов.

В изучении конкретных аномалий развития личности и недоразвития психики

основные задачи психологических исследований связаны с выявлением тех

основных компонентов психической деятельности, недоразвитие или аномалия

которых обуславливает формирование патологической структуры психики.

Как правило психологические методы, используемые в целях диагностики

представляют собой умственные и практические задачи, предлагаемые больным в

виде разных комбинаций в зависимости от конкретных целей диагностики. Так,

для обнаружении утомляемости используют счет по Крепелину, метод отыскания

чисел; для выявлении патологии памяти - тесты на заучивание слов\цифр,

опосредованное запоминание с помощью зрительных образов и ряд других.

Существует также множество как патопсихологических так и

нейропсихологических методик изучения расстройств речи, восприятия,

праксиса и др. Все эти методики направлены преимущественно на выявление

интеллектуальных, речевых, перцептивных и т.п. расстройств, а возможности

экспериментально-психологического обнаружения симптомов изменения свойств

личности (эмоциональных, мотивационных и др.) более ограниченны.

Наряду с вышеперечисленными задачами эти методы играют и самостоятельную

роль в распознании и диагностике ряда психических, неврологических и

соматических заболеваний. В этом случае они не являются продолжением и

дополнением клинического анализа психического или соматического статуса

больного, а расширяют возможности этого анализа.

Одним из основных и наиболее плодотворных путей развития клинической

психологии является экспериментальное изучение закономерностей измененного

протекания психических процессов при различных патологиях мозга. Этот

подход характеризуется следующими критериями:

1) экспериментальные методики не унифицированы, а являются направленными

на изучение нарушений определенного вида патологии психики (например метод

формирования искусственных понятий)

2) эти методики строятся по принципу моделирования определенных ситуаций,

требующих от больного выполнения заданий, в процессе выполнения которых и

появляются интересующие экспериментатора патологические явления (например

метод исключения предмета).

Наряду с прицельным применением диагностических методов существует и

распространенный подход, основанный на использовании ряда стандартизованных

методов (опросников, тестов и т.п.). Эти методы не связанны с изучением

структуры самих психических процессов, а направлены на установлением и

определение выраженности свойств и особенностей психики и ряда других

характеристик. Условно их делят на интеллектуальные (например метод Бине,

методика Векслера) и личностные (тест Роршаха, ТАТ и др.).

Литература:

Снежневский «Руководство по психиатрии».


© 2010 Современные рефераты