Рефераты

Кое-что о цвето-звуковых ассоциациях

Кое-что о цвето-звуковых ассоциациях

[pic]

"Мы видим звук"

"Я взвесил звук,

измерил и

расчислил,

В загадку слова хитростью

проник.

И умное злодейство я

замыслил -

Предать железу

свой живой язык..."

(А. Журавлёв)

Свойство звуков вызывать цветовые образы было замечено давно. Много

писалось о цветовом слухе А. Скрябина, который музыкальные звуки видел в

цвете. Целое направление в искусстве - цветомузыка - основано на этом

свойстве звуков музыки.

Есть свидетельство о том, что звуки речи, особенно гласные, тоже

могут восприниматься в цвете. А. Рембо написал даже сонет "Гласные", в

котором так раскрасил звуки:

А - черный; белый - Е; И -красный; У - зелёный;

О - синий : тайну их скажу я в свой черед...

Но французский языковед К. Нироп приписывал гласным совсем другие цвета: он

считал И - синим, У - ярко желтым, А - красным. Немецкий лингвист А,

Шлегель писал, что для него И - небесно-голубой, А - красный, О -

пурпурный. А вот русский поэт А. Белый утверждал, что ему А представляется

белым, Е - желто-зелёным, И - синим, У - чёрным, О - ярко-оранжевым. Если

продолжать называть индивидуальные суждения о цвете гласных, то каждый звук

окажется раскрашенным во все цвета радуги.

Так существуют ли в таком случае вообще какие-либо определённые

звукоцветовые соответствия? Не фантазии ли это? Или, может быть, случайно

возникающие неустойчивые ассоциации между звуком и цветом? А возможно, что

звуковые связи - следствие исключительно тонко устроенных механизмов

восприятия отдельных людей?

На эти вопросы давались разные ответы, но чаще всего сходились на

том, что связь "звук речи - цвет" - редкий сугубо индивидуальный феномен.

Современная наука признает явление существующим лишь тогда, когда оно

либо непосредственно наблюдается, либо воспроизводимо проявляет себя в

экспериментах, либо строго вычисляется. Причем в любом случае последнее

слово остается за практикой: нужно, чтобы явление наблюдаемо

функционировало или обнаруживались бы следы его действия.

Но там, где речь идет о психике человека, все выглядит иначе. В эту

область наука, как в зону "пикника на обочине", проникает пока ещё редко и

с трудом, а проникнув, натыкается на непонятные "полные пустышки", которые

вскрыть своими инструментами не может. Психические явления чаще всего

непосредственно не наблюдаются, в экспериментах то проявляются, то нет,

вычислению поддаются плохо, а следы их функционирования неопределенны,

зыбки, нерегулярны. Особенно в области подсознания. Вот, скажем, интуиция.

Каждый может припомнить случаи, когда, как нам кажется, правильное решение

или поступок были подсказаны нам интуицией. Более того, как выяснилось в

процессе работ над искусственным интеллектом, человек в сложных ситуациях

принимает решение не путем перебора всех возможных вариантов, а

эвристически, подсознательно, интуитивно находит нужный путь. Но с другой

стороны, интуиция ведь и подводит нередко. Как же понять, когда интуиция

нашептывает нам правильное решение, а когда каверзно подталкивает нас в

тупик?

Вот так и со звукоцветовыми соответствиями. Если они существуют, то

кто прав - А. Рембо или А. Белый? Чья интуиция вернее?

Идея экспериментов проста: регистрируются реакции многих испытуемых

на определённый стимул, а затем следует статистическая обработка

полученного материала, чтобы выявить основные тенденции в реакциях. Техника

регистрации разнообразна: испытуемым либо предъявляются звуки речи -

требуется подобрать к ним цвета, либо предъявляются различные цветовые

карточки - требуется написать на них звуки, либо даётся задание выстроить

звуки по цвету, скажем, от "самого красного" и до "наименее красного",

"самого синего" и до "наименее синего" и т.п.

Многие такие эксперименты с тысячами информантов показало, что в

подавляющем большинстве испытуемые окрашивают по крайней мере гласные

вполне определённо. Особенно единодушны мнения относительно трёх гласных -

А, Е, И. Звук и букву (звукобукву) А вполне согласованно называют красной

, Е - чётко зелёная, а И - определённо синяя. Звукобукву О все считают

светлой и яркой, но хотя большинство испытуемых называют её жёлтой, всё же

довольно часто встречаются ответы: "белая". Получается, что она солнечная.

Заметьте, что лингвисты считают гласные А, О, Е, И основными,

опорными для речевого аппарата человека и главными во всех языках. А

физики главными считают соответствующие этим гласным цвета, потому что их

комбинации дают все другие цвета и оттенки. Чем и пользуется цветная

фотография, цветное телевидение. Не удивительно ли, что и в языке

соответствия именно главным цветам оказались наиболее четкими?

Видимо, здесь проявляется "коллективная интуиция" людей: цветовое

устройство мира отразилось в цветовом устройстве языка. Названия главных

цветов встречаются в речи наиболее часто, и звуки О, А, Е, И наиболее

частотны из гласных. А между названиями основных цветов и этими гласными, в

свою очередь, прослеживается связь: название определённого цвета содержит

соответственно "окрашенный" звук, причем он занимает в слове самую важную -

ударную позицию: красный, синий.

Остальные гласные имеют оттеночную окраску, как и цвета, с которыми

они связываются, к тому же связь эта прослеживается менее четко - здесь

больше разброс мнений испытуемых. Так, У - ассоциируется с тёмными

оттенками синего цвета: тёмно-синим, тёмно-голубым, тёмным сине-зелёным,

тёмно-лиловым. Звукобуква Ю тоже связывается с оттенками синего цвета, но

со светлыми: голубым, светло-сиреневым.

Интересно ведёт себя звукобуква Ё. По написанию она сходна с Е, а по

звучанию с О. И в цветовом отношении она вполне определённо располагается

между жёлтой О и зелёной ЕЖ примерно половина испытуемых называет её

желтой, а половина - зелёной. Так что Ё - светлая жёлто-зелёная.

А вот Я окраской почти не отличается от А, разве что воспринимается

как более светлая и яркая.

Что касается Ы, то здесь следует говорить не о цвете, а скорее о

световой характеристике. Если О - звукобуква света, то Ы - звукобуква

мрака, тьмы. Она самая тёмная из всех гласных, и ей испытуемые единодушно

дают самые тёмные характеристики - темно-коричневая, чёрная.

Любопытно, что на восприятие, строго говоря, согласного звука Й явно

повлияла графическая форма буквы Й, передающей этот звук. Сходство Й с И

привело и к сходным цветовым оценкам - Й воспринимается как синяя

звукобуква, хотя и с меньшей определенностью, чем И.

Букву Э пришлось исключить из анализа. Хотя она передаёт почти тот же

звук, который в большинстве случаев передаётся буквой Е, зелёной звукобуква

Э по ответам испытуемых не получается: буквенная форма другая. И вообще

никакой определённый цвет с Э не связывается. А поскольку и встречается Э в

текстах крайне редко (гораздо реже всех других гласных), то при дальнейшем

анализе текстов её решено было не учитывать.

Конечно, не у всех звукоцветовые соответствия одинаково прочно

закреплены в подсознании. Есть испытуемые, которые во всех экспериментах

показывают чёткие и единообразные результаты, совпадающие с "коллективным

мнением" всех опрошенных, а есть и такие, чьи ответы в разных экспериментах

разноречивы, неустойчивы, и по их ответам никакой определённой окраски

звуков не прослеживается. Ну и что ж, ведь дальтоники не видят цвет

предметов, но это не значит, что окраски предметов не существует. Важно,

что большинство испытуемых в целом согласованно и достаточно единообразно

устанавливают вполне определённые связи между звуком и цветом, хотя почти

никто этого не осознаёт.

Результаты эксперимента по звукоцветовым соответствиям

|Звукобукв|Цвета |

|ы | |

|А |густо-красный |

|Я |ярко-красный |

|О |светло-жёлтый или белый |

|Е |зелёный |

|Ё |жёлто-зелёный |

|И |синий |

|Й |синеватый |

|У |тёмно-синий, тёмный сине-зелёный, |

| |тёмно-лиловый |

|Ю |голубоватый |

|Ы |мрачный тёмно-коричневый или чёрный |

Если соответствия звуков речи определённым цветам существуют, пусть

даже в подсознании, то они должны где-то проявляться, звукоцвет должен как-

то функционировать в речи. И пожалуй, прежде всего нужно искать проявления

звукоцветовых ореолов в поэзии: там, где звуковая сторона особенно важна.

Эффект звукоцвета может сыграть свою роль в том случае, когда в

стихотворении создается определённая цветовая картина, и рисунок гласных

стиха должен бы поддержать, "подсветить" эту картину звуками

соответствующего цвета.

Если это так, то естественно ожидать, что при описании, например,

красных предметов и явлений в тексте будет подчёркнута роль красных А и Я;

они будут встречаться чаще, чем обычно, особенно в наиболее важных,

наиболее заметных позициях (скажем, в ударных). Описание чего-либо синего

будет сопровождаться нагнетанием синих И, У, Ю; зелёного - нагнетанием Е, Ё

и т.д.

Стоило начать проверку этой гипотезы, как в сухих статистических

подсчётах стала на глазах проявляется живая игра звукоцветовых ореолов

поэтического языка, поражающая своей неожиданностью, своим разнообразием и

точным соответствием понятийному смыслу и общему экспрессивно-образному

строю произведений. Судите сами.

У А. Блока есть стихотворение, которое он написал под впечатлением от

картины В. Васнецова "Гамаюн, птица вещая". Стихотворение о грозных

пророчествах передаёт трагический колорит картины - мрачно-багровый цвет

казней, пожаров, крови.

На гладях бесконечных вод,

Закатом в пурпур облечённых...

......

Вещает иго злых татар,

Вещает казней ряд кровавых

И трус, и голод, и пожар,

Злодеев силу, гибель правых...

........

И вещей правдою звучат

Уста, запекшиеся кровью!..

Если исходная гипотеза верна, то в звукобуквенной ткани стихотворения

должны встречаться чаще, чем положено по норме, красные А, Я и тёмные,

мрачные У, Ы. Не так ли?

Поскольку и сама проблема звукоцвета, и анализ стихотворений с этой

точки зрения уж очень необычны, то одного утверждения, что это

действительно так, будет наверняка недостаточно. Обычная реакция любого,

кто впервые слышит о звукоцвете в поэзии: "Этого не может быть!" А на

машинные расчеты чаще всего смотрят с тайной уверенностью в подвохе.

Поэтому опишем хотя бы кратко методику компьютерного анализа этого и других

стихотворений, о которых здесь будет идти речь.

В тексте стихотворения (включая заголовок) подсчитывается количество

каждой из 10 звукобукв, перечисленных в таблице. Чтобы учесть особую роль

ударных гласных, они при счёте удваиваются. Так как Ё, Я, Ю, Й связываются

лишь с оттенками основных цветов и ещё потому, что встречаются они

сравнительно редко, самостоятельного значения в звукоцветовой картине стиха

они не имеют. Поэтому приплюсовываются к основным гласным. Поскольку

звукобуква Ё оказалась двухцветной, то её количество разделяется поровну

между О и Е. Синева Й выражена слабо, поэтому количество Й сокращается

наполовину и только затем приплюсовывается к И. Подсчитывается также

количество всех букв с удвоением ударных (величина N).

Затем определяются доля (частотность) каждой гласной в тексте

стихотворения ([pic]) и единицы размаха колебаний для данного текста:

[pic]

Полученные частности сопоставляются с нормальными

(среднестатистическими для языка), и вычисляются нормированные разности

этих частотностей, чтобы установить, случайно или нет наблюдаемые в

стихотворении частотности отличаются от нормальных и как именно отличаются:

[pic]

Звукоцвет в стихотворении "Гамаюн, птица вещая"

|Звукобуквы |n |[pic] |[pic] |[pic] |Z |Цвет |

|О+0.5Ё |28 |0.089 |0.126 |0.019 |-1.95 | |

|А+Я |50 |0.159 |0.116 |0.018 |2.39 |красный |

|Е+0.5Ё |31 |0.098 |0.102 |0.017 |-0.24 | |

|И+0.5Й |20.5 |0.065 |0.077 |0.015 |-0.80 | |

|У+Ю |16 |0.051 |0.040 |0.011 |1.00 |тёмный |

| | | | | | |сине-зелён|

| | | | | | |ый |

|Ы |11 |0.035 |0.024 |0.009 |1.22 |чёрный, |

| | | | | | |коричневый|

| | | | | | | |

|Всего звукобукв в стихотворении 315 | | | | | | |

| | | | | | | |

[pic]

Как видим, звуков А и Я в обычной речи должно было бы встретиться 116

на тысячу, а в стихотворении их гораздо больше ([pic]). При [pic] такое

отклонение частности (0.159 - 0.116 = 0.044) превышает случайное в 2.39

раза, то есть едва ли может быть случайным. Значит, поэт интуитивно

нагнетал красные А и Я, чаще обеспечивая им ударные позиции (вещает казней

ряд кровавых). Вторым по превышению нормы идет Ы, придавая красному тону

мрачное, трагическое звучание. Наконец, У (также с превышением частотности

над нормой) добавляет звукоцветовой картине тёмные сине-зелёные и лиловые

оттенки. Частотность всех остальных гласных ниже нормы.

Если теперь изобразить в цвете игру доминирующих в стихотворении

гласных, то получится картина в красно-багровой и чёрно-синей гамме, кое-

где с тёмной прозеленью. А это и есть цветовая гамма картины В. Васнецова.

Остаётся только поражаться, насколько точно талант поэта подсказал ему

выбор и пропорции доминантных звуков.

Таким способом на компьютере "прочитано" много стихотворений. Для

некоторых из них в общей табличке приведены итоговые величины (Z), чтобы

можно было убедиться, что обнаруженные звукоцветовые соответствия - не

парадокс статистики, не случайное совпадение цифр. Значимые превышения

частотностей отмечены полужирным шрифтом. В последнем, восьмом столбце

дана цветовая расшифровка результатов.

Звукоцвет в поэзии

|Стихотворения |Звукобуквы и величины | | | | | |Цвет |

| | | | | | | | |

| |О+0.5|А+Я |Е+0.5Ё|И+0.5Й|У+Ю |Ы | |

| |Ё | | | | | | |

| | | | | | | | |

|Александр Блок| | | | | | | |

| | | | | | | | |

|"Гамаюн, птица |-1.95|2.39 |-0.24 |-0.80 |1.00 |1.22 |тёмно-красный,|

|вещая" | | | | | | |тёмный |

| | | | | | | |сине-зелёный |

| | | | | | | | |

|Сергей Есенин | | | | | | | |

|"Отговорила |1.00 |-0.33 |0.82 |0.20 |-1.00|-0.17|желтый, |

|роща | | | | | | |зелёный |

|золотая..." | | | | | | | |

|"Выткался не |-0.75|1.56 |-0.40 |-2.00 |2.70 |0.35 |красный, |

|озере алый свет| | | | | | |тёмный |

|зари..." | | | | | | |сине-зелёный |

|"Воздух |-2.57|0.69 |-0.23 |1.18 |0.00 |0.00 |синий |

|прозрачный и | | | | | | | |

|синий" | | | | | | | |

|"Зелёная |-0.56|-2.00 |1.36 |-0.92 |1.22 |-0.29|зелёный, |

|причёска, | | | | | | |тёмный |

|девическая | | | | | | |сине-зелёный |

|грудь..." | | | | | | | |

| | | | | | | | |

|Арсений | | | | | | | |

|Тарковский | | | | | | | |

|"Перед |3.47 |1.93 |-1.43 |-0.83 |-3.33|0.14 |жёлтый, |

|листопадом" | | | | | | |красный |

|I строфа |2.80 |1.21 |-1.25 |-1.29 |-2.22|-0.50|жёлтый |

| | | | | | | | |

|II строфа |1.65 |-1.20 |-1.43 |1.88 |-0.28|2.71 |тёмно-синий |

| | | | | | | | |

|III строфа |0.45 |2.27 |0.43 |-1.84 |-1.72|-0.43|красный |

| | | | | | | | |

|"Синицы" |-0.68|0.17 |0.29 |1.33 |-0.55|0.11 |синий |

| | | | | | | | |

|"Сирени вы, |0.29 |-1.94 |0.40 |0.08 |0.40 |-0.12|сине-зелёный |

|сирени" | | | | | | | |

|"Дождь" |0.27 |-1.80 |0.36 |0.50 |1.78 |1.57 |тёмный |

| | | | | | | |сине-зелёный |

|"Петровские |-0.21|0.50 |-1.47 |0.13 |0.45 |2.33 |чёрный, |

|казни" | | | | | | |багровый |

|"Пускай простит|1.93 |0.14 |-1.92 |-0.82 |1.25 |0.00 |жёлтый, |

|меня Винсент | | | | | | |тёмно-синий |

|Ван Гог" | | | | | | | |

| | | | | | | | |

|А. Вознесенский| | | | | | | |

| | | | | | | | |

|"Васильки |-1.50|-1.13 |1.38 |4.14 |-0.60|0.25 |синий, |

|Шагала" | | | | | | |зеленоватый |

|"Пожар в |0.17 |2.08 |-4.36 |1.80 |-0.29|0.33 |красный, синий|

|архитектурном" | | | | | | | |

|"Сирень "Москва|-3.09|-0.08 |2.50 |-0.75 |2.70 |-2.60|сине-зелёный |

|- Варшава" | | | | | | | |

|"Очищение" |3.14 |-0.71 |-0.85 |-2.73 |4.36 |-1.83|тёмно-синий, |

| | | | | | | |бело-жёлтый |

Хорошо видно, как точно использует изобразительные возможности

звукоцветовх ореолов С. Есенин. При сравнении уже первых строчек его

стихотворений с цветами доминирующих гласных сразу обнаруживается явное

соответствие словесных и звукоцветовых картин. "Отговорила роща золотая..."

- доминирующий цвет жёлтый, слегка зеленоватый. "Выткался на озере алый

свет зари..." - звуки создают густо-красную и тёмно-синюю гамму. "Воздух

прозрачный и синий..." - звукоцвет синий, чуть розоватый. "Зелёная

причёска, девическая грудь..." - зелёная и тёмно-зелёная с синевой гамма

звукоцветовых соответствий. Как говорится, комментарии излишни. Да, поэты

могли бы сказать о себе словами А. Вознесенского: "Мы видим звук". Они его

действительно видят внутренним взором таланта, чувствуют его радужный ореол

и зажигают эту радугу в своих стихах.

Ну а компьютер проявляет скрытые в тексте цветные картины, показывая

тем самым, что способен уловить и эту удивительную особенность поэтической

речи.

По книге А. Журавлёва "Диалог с компьютером". "Молодая гвардия", 1987

год.


© 2010 Современные рефераты