Комплексы психоразвивающих упражнений для работы с детьми логопедических групп
Комплексы психоразвивающих упражнений для работы с детьми логопедических групп
Комплексы психоразвивающих упражнений для
работы с
детьми логопедических групп.
У детей логопедических групп,как правило , интеллект нормальный
. Они кри-
тичны к своей речи ,большинство из них имеют настойчивое
стремление к исправ-
лению речевого недостатка. Но у части детей , по сравнению с
возрастной нормой,
наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в ее
структуру процессов: меньший объем запоминания и воспроизведения
материала , неустойчи-
вость внимания , быстрая отвлекаемость , истощаемость психических
процессов ,сни-
жение уровня обобщения и осмысления действительности; у них
затруднена развернутая связная речь . Со стороны эмоционально-
волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная
возбудимость , раздражительность или
общая заторможенность , замкнутость , обидчивость , плаксивость ,
многократная
смена настроения и др.
Психолого- педагогическая коррекция речи у детей
логопедических групп должна включать комплекс мероприятий ,
направленных на устранение неблагопри-
ятного воздействия указанных выше социальных факторов , на
улучшение общего
психического состояния ребенка , на формирование у него интереса
к речевому
общению и необходимых навыков поведения , на организацию
правильного речево-
го воспитания . Эффективность психолого- педагогической коррекции
будет во многом определяться специальными занятиями с ребенком .
Программа психокоррекционного занятия включает в себя
несколько групп
упражнений и осуществляется на основе данных обследований .
На первом этапе отрабатывается речевое ( фонационное )
дыхание. Тренировка
начинается с приведения ребенка в состояние покоя и
расслабления мышц плеч,
грудной клетки и рук , что возможно в любом из трех положений
: стоя ,сидя, лежа.
1.Производится быстрый бесшумный вдох , переходящий в длительный
и спокой-
ный выдох. От наполнения легких воздухом во время вдоха
отмечается движение стенки живота и нижних ребер вперед и в
стороны ; на выдохе они постепенно
занимают свое исходное положение.
2.Выдох направляется к местам активной артикуляции и
фокусируется в одной точке – на губах . Для достижения , а затем
закрепления этого навыка губы слегка вытягиваются вперед , не
изменяя своего положения. При этом длительно и слитно ( 3-6 раз )
произносятся специально подобранные звуки, слоги , слова и фразы
типа «у» , «о» , «ух», « ухо», «уж», « урок», « уснуть» , «
утюг»,«уют», « кто от кого , тот в того», « чужую беду руками
разведу», «дружба дружбой , служба службой», « за труд чтут», « очи
ушей верней», «повинную голову меч не сечет»..
3.Различение неречевых звуков, заранее записанных на магнитофонную
пленку
или создаваемых психологом. Ребенка просят определить , что
имитирует
психолог своим голосом . Это может быть , например «стук
часов», « крик воро-
ны», «жужжание жука» , «писк комара» и др.
4. Развитие фонематического анализа. Ребенка просят определить ,
какой одина-
вый звук он слышит в словах «сад», «маска», «лес» и.т.п.,и
поднять руку если
слышит звук «с». Далее ребенок определяет место звука ,
например «с» , в словах
«нос», «пояс», «сапог», «песня». После этого ребенку
предлагается придумать
слова, начинающиеся с определенной буквы и содержащие три-
четыре звука.
Заключительное упражнение состоит в том , что психолог
произносит слова-
квазиомонимы,содержащие исправляемый звук , а ребенок рисует
соответству-
ющий предмет ( или подбирает подходящую картинку).
Предлагаются следую-
щие слова: «уши-ужи», «крыша-крыса», «мишка-миска», «ложки-
рожки», «рак-
лак», « пилот-пирог» и.т.п.
5. Развитие общей моторной активности , целенаправленности и
динамической
скоординированности движений. Ребенка просят несколько раз (3-
5) хлопнуть
мячом об пол , считая при этом. Затем, оттолкнув мяч от
одного края стола,
попробовать поймать его у другого края. Далее ребенка
просят проскакать
поочередно на правой и левой ногах , например от стола к
двери. Упражнение
повторяется , но уже с разворотом в прыжке. После этого , в
зависимости от
возраста , ребенка просят по словесной инструкции психолога или
подражая
ему, произвольно напрягать мышцы шеи, плеч, рук, а затем
расслаблять их ,
свободно наклоняя голову , покачивая руками и расслабляя
кисти.
6. Расслабление артикуляторных мышщ. Ребенок, подражая психологу ,
пробует
произвольно напрягать мышщы челюстей , губ, языка с упором в
твердое небо,
мягкого неба путем зевка , лица ( нахмуривание бровей ,
зажмуривание глаз ),
затем расслаблять мышцы рта , нижней челюсти, губ. Оба
состояния ребенок
пытантся выдерживать от 3 до 5 сек.
7. Развитие речевого дыхания ( нижнереберного типа с длительным и
нтенсивным
выдохом). Психолог с целью контроля кладет руку на нижние
отделы грудной
клетки ребенка и отрабатывает ритмичное глубокое дыхание с
помощью игры
«Спасательный жилет». Во время вдоха- «жилет надувается»-
нижние отделы
грудной клетки и стенка живота выдвигаются наружу и вширь;
во время выдо-
ха – «вытащили пробку»- брюшные мышцы и грудная клетка
медленно втяги-
ваются до исходного положения. Далее выполняется это же
упражнение , но на
выдохе ребенок пытается произносить звук «ф» ( в течение 4-6
с). Для удлине-
ния и интенсивности выдоха ребенок имитирует игру на
духовых инструмен-
тах: « дует в свисток или рожок », « играет на губной
гармошке». Длительность
выдоха доводится до 6-8 с.
8. Упражнения на развитие внимания.
№ 1 «Незнайкины небылицы».
Незнайка сочинял историии, но, как обычно, все перепутал в
них . Когда он
стал рассказывать свои историии друзьям , все громко
смеялись и говорили,
что этого не бывает. Попробуй отгадать, что напутал
Незнайка.
- Летом девочки и мальчики надевают теплые шапки ,
теплые сапоги , шу-
бы и отправляются кататься на санках.
- Весной все звери готовятся к долгой спячке.
- Осенью на деревьях распускаются ярко-зеленые листочки.
- Зимой мы любим купаться и загорать, любоваться цветами и
собирать
ягоды.
№ 2 «Цветик- семицветик »
Взрослый рисует цветок с семью лепестками : красным,
желтым, голубым,
розовым,коричневым, синим , оранжевым. Середина цветка- зеленая.
Ребенку
предлагается запомнить этот цветок и нарисовать точно
такой же.
№3 « Невнимательный садовник »
Садовник решил посадить новые плодовые деревья в саду ,
но он был очень
невнимательным и купил на базаре 2 лишних пакетика с
семенами. Помоги
садовнику найти лишние пакетики , если на них написано:
«Яблоня», «Груша»
«Вишня», «Роза», «Слива», « Береза», « Персик».
№4 « Паровозик с клоунами»
Все дети превращаются в «поезд», в котором едут
«клоуны». « Клоуны» лю-
бят баловаться , веселиться , прыгать, поэтому «поезд» по
сигналу взрослого
( гудок ) останавливается, « вагончики» разъезжаюются в
разные стороны, де-
ти падают. Основная задача - при падениии быть
внимательным к окру-
жающим детям , стараться их не задеть. После того как
«поезд» отремонти-
руюют, игра продолжается.
№5 « Летает - не летает».
Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет
предметы. Если
предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает – руки у
детей опущены.
Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки
непроизвольно , в силу подражания , будут подниматься. Необходимо
своевременно удержаться и не поднимать рук, когда назван
нелетающий предмет. Кто не удержался – платит фант , который в
конце игры выкупается.
9.Упражнения на развитие мышления.
№1 «Разрезные картинки» ( складывание
рисунка из его частей)
Берется любая открытка ( лучше использовать изображение
неживого мира)
и разрезается на две равные части . Ребенка просят
составить ее. Другая
на четыре части и так далее. Выполняя задание , ребенок
ориентируется на
рисунок , изображенный на открытке . Покупные мозаики и
пазлы помогают
детям соотносить форму и цвет.
№.2 « Придумаем загадку».
Логика придумывания загадок сложна для дошкольников,
поэтому начинать следует с внешних признаков окружающих
предметов . Например : « Большой, круглый, полосатый, а внутри
красный» ( арбуз).Затем добавляются функциональ-
ные признаки: «Шумит,ворчит , глотает , все дома очищает»
(пылесос).
Далее предлагаются сравнения и литературные загадки .
Например : «Крашено
Коромысло через реку повисло» ( радуга). Непонятные слова
объясняются.
№3 « Что лишнее?»
Взрослый называет три ( позже четыре ) предмета , один
из которых не под-
ходит к данной классификации. Например: огурец, яблоко, помидор (
овощи- фрукты ) ; стул, стол, шкаф , платье ( мебель- одежда). Ребенок
выделяет «лишний»
предмет и объясняет свой выбор. Хорошо использовать в этой
игре наглядную
опору- картинки и предметы.
10. Упражнения на развитие памяти.
№1 « Телефон»
В игре участвуют не менее трех игроков .Словесное
сообщение передается
друг другу , пока оно не вернется к первому игроку.
Сообщение может состо-
ять из одного слова, постепенно превращаясь в длинное
предложение.
№2 « Рассказы по картинкам»
Ребенку предлагается составить рассказ по картинке .
Используются смешные сюжеты, можно из комиксов.
№3 « Рассказы по памяти»
Ребенка просят рассказать просмотренный недавно
мультфильм.
№4 « Слова»
Дети по очереди называют слова , где последняя буква
предыдущего слова
является началом следующего. Например: «арбуз-зонт-троллейбус...»
11.Упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы.
№1 « О рыбаке и рыбке»
Взрослый читает отрывок из сказки А.С.Пушкина или
кратко перессказы-
вает эту сказку . Дети выбирают роли старика , старухи,
золотой рыбки.
Остальные дети держатся за руки , изображая море ( поднимают
и опускают
сцепленные руки).Можно использовать музыкальный фон- морские
звуки.
Взрослый может предложить детям продолжить сказку по-
своему или пере-
делать ее.
№2 «Воробьиная семья»
Взрослый рассказывает сказку, дети изображают героев
сказки с помощью
мимики, жестов, интонации.
«Жила-была в лесу воробьиная семья: мама,
папа,сын.Мама улетала мошек
ловить, семью кормить. А папа-воробей укреплял жилище
веточками, утеплял
мхом. Сын тоже помогал отцу, и этим всегда хвастался
перед своими друзья-
ми. Он всем пытался доказать, что он самый ловкий и
сильный. А с тем кто
не соглашался с ним , воробышек ссорился и даже дрался.
Как-то раз мама
и папа прилетели в гнездо, а сына нет. Они ждали его
к обеду , но воробы-
шек не прилетал. Родители стали волноваться , не съели
не крошки. Папа-
воробей сердился и ворчал, а мама даже всплакнула. Ведь
она думала, что с
ее любимым сыночком что-то случилось.А сыночек
поссорился с друзьями.
Взъерошенный воробушек наконец-то прилетел к родителям.
И в воробьи-
ной семье был серьезный разговор...( дети чирикают,
интонациями передавая
чувства мамы , папы, сына). Воробышку пришлось сознаться
в том, что он
хвастается и дерется. Сын рассказал родителям , как ему
хотелось доказать
всем , какой он взрослый. Воробышек объяснял , что очень
хотел бы ,чтобы
его родители гордились им, как самым сильным сыном. Но
вместо радости
и гордости он увидел грусть в их глазах. Воробышек
попросил прощения ,
и родители его простили. Они накормили сына вкусной
едой и, погладив по
перышкам , ласково объяснили , что очень любят его , и
для них он самый
ловкий и сильный воробышек во всем лесу».
№3 « Три поросенка»
Взрослый рассказывает последнюю часть сказки , а
все дети выполняют
действия героев (мимикой, пантомимикой, интонациями). Можно
распреде-
лить роли между детьми, использовать маски.
№4 «Брыкающаяся лошадка»
Все дети превращаются в «лошадок » и свободно
размещаются на ковре
( стоят на коленях, опираясь о пол руками).Взрослый
читает текст сказки.
«Жила-была лошадка , которая очень любила
брыкаться и капризничать.
Ей мама говорит: «Покушай , доченька, травки
свеженькой». «Не хочу, не
буду», - кричит лошадка и брыкается ножками ( дети
выполняют дейст-
вия). Папа уговаривает лошадку : « Погуляй , поиграй
на солнышке». Не
хочу, не пойду!»- отвечает лошадка и опять
брыкается. Не смогли угово-
рить мама с папой свою упрямую доченьку, оставили
ее дома, а сами
ушли по делам. Лошадка подумала, подумала и пошла
гулять одна. А на-
встречу ей хитрый серый волк. Говорит волк лошадке:
« Не уходи, лошад-
ка, далеко в лес , ты еще маленькая». Лошадка опять
упрямится: « Я не ма-
ленькая , куда хочу, туда и хожу!» А волку это и
надо было. Подождал
он, пока лошадка в самую чащу леса зайдет и как
набросится на нее
сзади. Лошадка давай брыкаться. Сначала одной ножкой
сильно ударила
волка, затем другой ножкой. А потом двумя ножками
вместе так стала
брыкаться , что волк убежал и никто его там
больше не видел ( дети
выполняют все действия ). Лошадка перестала
упрямиться и капризни-
чать, выросла и теперь работает в цирке , брыкается
ножками, подбра-
сывает высоко мячики на радость зрителям».
12.Упражнения на снятие психофизического напряжения.
№1. Игра « Подснежник» ( релаксационный
комплекс)
1. В лесу под сугробом спрятался нежный цветок. Он крепко
сложил свои
лепестки , чтобы не погибнуть от холода. Уснул до весны (
дети садятся
на корточки , обнимая руками плечи, прижимая голову).
2. Солнышко стало пригревать сильнее. Лучики солнца
постепенно пробуж-
дают цветок. Он медленно растет , пробираясь сквозь снежный
сугроб
( дети медленно приподнимаются и встают).
3. Кругом лежит снег. Ласковое солнышко так далеко , а
цветочку очень
хочется почувствовать тепло ( дети тянут руки вверх,
напрягая пальцы,
поднимаясь на носки).
4. Но вот подснежник вырос, окреп (дети опускаются на ступни
). Лепестки
стали раскрываться , наслаждаясь весенним теплом. Цветок
радуется, гор-
дится своей красотой ( дети медленно опускают руки ,
плечи , улыбают-
ся). «Этоя - первый весенний цветок и зовут меня
подснежник »,- кива-
ет он всем головой.
5. Но весенняя погода капризна . Подул ветерок , и стал
подснежник раска-
чиваться в разные стороны( дети раскачиваются). Цветочек
склонялся все
ниже и ниже и совсем лег на проталину ( дети ложатся на
ковер).
6. Побежали ручьи , вода подхватила и унесла подснежник в
длительное
сказочное путешествие. Он плывет и удивляется чудесным
весенним
превращениям ( звучит природная музыка, дети лежат на
ковре и «путе-
шествуют» с закрытыми глазами).
Когда цветок напутешествуется , он приплывет в сказочную
страну ( дети
поднимаются и рассказывают, что видели, чему удивлялись и
радова-
лись).
№2 . Игра «Гусли-самогуды» (
релаксационно- танцевальный
комплекс).
1. Ведущий читает текст. Дети стоят свободно.
В сказочном дворце,
На высоком крыльце,
Звучит грозный указ,
Добрым молодцам наказ:
« Кто сумеет станцевать
Так, как гусли нам велят,
Тот и будет помогать
Нашим царством управлять.
Гусли, гусли- самогуды
Распевают песни всюду.
Раз готовы вы друзья,
Танцевать нам всем пора.
2. Звучит ритмичная музыка . Ведущий читает текст. Дети
стоят, « танцуют»
мышцы плеч и рук.
Вот и музыка звучит.
А народ все ждет, стоит.
Ой , пустились плечи в пляс.
Веселей, еще хоть раз!
Пальцы, локти скачут вместе,
А народ стоит на месте.
Пляска стала затухать ,
Тише музыка играть.
3. Меняется ритм музыки , « танцуют» мышцы ног.
Ноги стали просыпаться,
Просыпаться, подниматься!
Пятки, пальцы и колени
Заплясали как хотели.
Как им весело плясать!
Только стали уставать.
4. Меняется ритм музыки , «танцуют» мышцы живота.
Рад живот поупражняться,
Научился напрягаться.
Вдох и выдох , покрутись.
Лежебока, эй , проснись!
5.Меняется ритм музыки , « танцуют» мышцы плеч.
Вот поднялись наши плечи.
Выше, выше, резче, резче.
Стали плечи затихать,
Затихать и засыпать.
6.Звучит спокойная музыка , затем вновь меняется ритм,
«танцуют» мышцы лица.
Щеки, носик в пляс пошли.
Брови нежно подними,
Губы вытянулись в трубку,
Потанцуй еще минутку.
7. Ведущий выбирает ребенка , который старался , был
внимательным.
Ребенок заказывает любые движения для всего тела.
Вновь народ стоит и ждет.
Что нам музыка споет?
Ты, помощник, выходи,
Общий танец закажи.
Звучит ритмичная музыка , все танцуют « заказанный»
танец , выполняют
движения. А затем ведущий предлагает всем двигаться
по собственному
желанию , так, как хочет само тело.
8. Звучит спокойная музыка , дети не сходя с места плавно
двигаются под
нее. После этого можно предложить детям лечь на ковер.
А теперь, все отдыхаем .
Отдыхаем и мечтаем
О волшебных берегах,
О невиданных краях.
Звучит спокойная музыка с природными звуками. Дети
мечтают. « Гус-
ли-самогуды» замолкают, и дети рассказывают ( по желанию )
о своих
образах- мечтах.
|