Рефераты

Кризис семейных отношений и дети подросткового возраста

Кризис семейных отношений и дети подросткового возраста

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.А. ШОЛОХОВА

Дипломная работа

«КРИЗИС СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ДЕТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА»

Выполнила:

Лебедева Ольга Валерьевна,

студентка

психологического факультета

V года обучения

Научный руководитель:

Чудова Наталья Владимировна,

кандидат психологических

наук,

доцент

Москва 2002

Содержание

Введение…………………………………….………………………….……………………...…3

Глава I. Семейные отношения и их влияние

на развитие личности подростка…..……………………………………....………5

1. Особенности развития личности

в подростковом возрасте ……………………..…………………………………5

2. Влияние семейных отношений

на развитие личности подростка………………….…………………………11

3. Развитие личности подростков

в неполных и смешанных семьях….…………………………………………24

Глава II. Исследование особенностей развития автономии и

индивидуации подростков в неполных и смешанных

семьях………………..32

1. Методика исследования……………….…….………………………………32

2. Анализ исследованных случаев…………..………….……….……….……32

Случай 1………………….………………………………….……………33

Случай 2………………….…………………………………………..…...36

Случай 3………………….……………………………………………….39

Случай 4………………….……………………………………………….42

Случай 5………………….……………………………………………….45

3. Особенности взаимоотношений в

исследуемых семьях и их влияние на развитие

автономии и индивидуации подростков…………………………………..49

Итоги исследования………………………………….………………………..….….…50

Заключение………………………………………………………………...…………….51

Литература………………………………………………………….……………………52

Введение

Данная работа посвящена исследованию особенностей личностного развития

подростков в семьях, переживающих кризис взаимоотношений.

Работа состоит из двух глав и итогов исследования.

В первой главе представлен обзор литературы, посвященной проблемам

развития личности подростков, а также особенностям взаимоотношений в

семьях, переживающих кризис, и влияния этих отношений на детей-подростков.

В качестве важнейшего аспекта развития личности подростка многие авторы –

как классические, так и современные – рассматривают проблему автономии и

индивидуации. Развитие автономии и индивидуации подростка может нарушаться

в условиях кризиса семьи. В частности, у подростков, переживших развод

родителей, может формироваться слишком раннее, чрезмерное стремление к

автономии, независимости от родителей, самостоятельности, что, в свою

очередь, может приводить к дальнейшим конфликтам в семье. Некоторые авторы

отмечают, что подросткам с нездоровой, нефункциональной индивидуацией

свойственны обособленность, уход в себя, импульсивное поведение, отторжение

от семьи и общественных норм и потенциальная склонность к суициду. Также

установлено, что чем меньше в семье происходит конфликтов, тем больше

подростки продвигаются по направлению к психологической зрелости, т.е.

развитию автономии и индивидуации.

На основе анализа литературы была сформулирована следующая гипотеза

исследования. Если обследуемая семья является неполной или смешанной (т.е.

в ней имеется только один родитель либо один из родителей является

приемным) и в семейных отношениях наблюдаются конфликты, то у детей-

подростков из этой семьи будут наблюдаться нарушения в развитии автономии и

индивидуации. Таким образом, задача данного исследования – изучить

особенности развития автономии и индивидуации подростков в неполных и

смешанных семьях, переживающих кризис взаимоотношений.

Вторая глава содержит изложение и обсуждение результатов исследования

особенностей развития автономии и индивидуации подростков в неполных и

смешанных семьях. Исследование проводилось на материале неполных и

смешанных семей, т.е. семей, в которых имеется только один родитель либо

один из родителей является приемным. Всего было изучено 5 семей. Основным

эмпирическим материалом в данной работе служили результаты бесед с

родителями и их детьми, кроме этого проводилось тестирование детей

(использовался детский вариант личностного опросника Р. Кеттела). Были

проанализированы особенности взаимоотношений в обследованных семьях,

влияние семейных отношений на развитие автономии и индивидуации у детей-

подростков, а также выделены общие черты в развитии автономии и

индивидуации подростков.

Основные результаты представлены в итогах исследования (см. стр. 50).

Глава I.

Семейные отношения и их влияние на развитие личности подростка

1. Особенности развития личности в подростковом возрасте.

Многие авторы – как классические, так и современные - в качестве

важнейшей характеристики нормального развития личности рассматривают

развитие автономии и индивидуации подростка, т.е. его независимости от

родителей, самостоятельности и ответственности. Важность данного аспекта

личностного развития подчеркивали еще классические авторы – Э. Фромм, К.

Юнг, А. Адлер, В. Франкл и др. Например, Э. Фромм (199б) считал, что любые

формы человеческой активности должны порождаться самим человеком, а не

гетерономной, внешней по отношению к нему силой; Э. Фромм подчеркивал, что

«продуктивные схемы ориентации и поклонения» формируются при активном

участии самого человека. По мнению К. Юнга (1994), нормальное развитие

личности связано с процессом индивидуации, т.е. самостановления и

самоосуществления человека, когда человек живет сам, свободно и

самостоятельно организуя свою жизнь и неся за нее ответственность,

овладевая влиянием сферы бессознательного. А. Адлер (1995) при описании

цели и процесса психотерапии особенно подчеркивал важность активности

самого человека в формировании собственной нормальной личности.

Установление гармоничного отношения между стремлением к личному

превосходству и чувством общности, по мнению А. Адлера, возможно при

активном, сознательном и разумном участии самого человека. В. Франкл (1990)

считал, что нормальное развитие личности предполагает осознание самим

человеком ответственности за осмысленность своего существования;

осмысленная позиция по отношению к собственной жизни должна формироваться

исключительно самостоятельно.

Ф. Райс и другие современные авторы рассматривают индивидуацию и

автономию как основные составляющие развития личности в подростковом

возрасте. При этом под индивидуацией подразумевается процесс, при котором

подросток постепенно отдаляется от родителей, становясь самостоятельной

личностью. Индивидуация включает в себя процесс самосознания и

самоидентификации среди других. При переходе от детства к зрелости

подросток нуждается в определенной автономии и самоидентичности, чтобы

иметь возможность принять на себя права и обязанности взрослого человека

(Ф. Райс, 2000).

Процесс индивидуации может протекать в здоровой или болезненной форме.

Сравнительное исследование Д. Дениэлс (1990, по Ф. Райсу, 2000) здорового

и нездорового процесса индивидуации показало, что подростки с нормальной

индивидуацией обретают самосознание взрослой личности, оставаясь в то же

время функциональными членами семьи. Также им свойственно осознание

жизненных ценностей и стремление к самостоятельности. Подросткам с

нездоровой, нефункциональной индивидуацией свойственны обособленность, уход

в себя, импульсивное поведение, отторжение от семьи и общественных норм и

потенциальная склонность к суициду.

Автономия понимается Ф. Райсом как независимость, или свобода,

подростка. Автор выделяет два аспекта автономии: поведенческий (обретение

независимости и свободы в той мере, чтобы действовать и принимать решения

самостоятельно, без излишнего руководства извне) и эмоциональный

(освобождение от эмоциональных уз, связывающих ребенка с родителями).

Исследования показывают, что в подростковом возрасте резко возрастает

стремление к поведенческой автономии, причем в определенных ситуациях

подростки упорно добиваются права самостоятельно принимать решения

(например, при выборе стиля одежды или круга общения), но в то же время

охотно подчиняются руководству родителей в серьезных вопросах (например,

касающихся образования). Как пишет Ф. Райс, подростки нуждаются в таких

родителях, которые предоставляют им свободу не сразу и в полном объеме, а

постепенно – по мере того как они учатся пользоваться ею. Подростки хотят

иметь право делать собственный выбор, проявлять свою независимость, спорить

со старшими и нести ответственность за свои слова и поступки, однако полная

свобода им не нужна. Полная свобода, предоставленная слишком быстро, может

восприниматься ребенком как отторжение от семьи; у него может появиться

чувство тревоги, так как он не знает, как воспользоваться этой свободой.

Переход к эмоциональной автономии в подростковом возрасте не столь

драматичен, как к поведенческой, и многое при этом зависит от поведения

родителей. Доминирование родителей и культивирование в ребенке чувства

зависимости от них, вплоть до взрослого возраста, препятствует формированию

социальной зрелости у подростка, который вырастает инфантильным, т.е.

неспособным самостоятельно принимать решения и воспринимать себя как

взрослого и самостоятельного человека. В противоположной ситуации – при

эмоциональном отторжении – подростки не получают никакой эмоциональной

поддержки со стороны родителей. По мнению Ф. Райса, в данном вопросе, как и

во многих других жизненных ситуациях, необходимо найти «золотую середину».

Исследование Olson (1996, по Ф.Райс, 2000) показало, что

«сверхразобщенные» и чересчур тесно связанные семьи «функционируют» хуже,

чем те, что оказались ближе к середине по шкале сплоченности семьи

(«сбалансированные», «уравновешенные» семьи).

Сплоченность семьи характеризует ту степень, в которой ее члены

объединены или, напротив, разобщены. Те семьи, которые располагаются на

противоположных краях шкалы, оценивающей сплоченность, - то есть

построенные на слишком тесных связях или полностью разобщенные, - являются

менее функциональными, чем те, что располагаются примерно на середине

шкалы. Сплоченность семьи наиболее велика, когда дети еще малы, и

постепенно снижается, по мере того как подростки взрослеют и становятся

самостоятельными взрослыми людьми. По мере взросления подростков дистанция

в их отношениях с родителями увеличивается; причем у юношей это происходит

быстрее, чем у девушек.

Таким образом, когда ребенок достигает подросткового возраста, сильная

сплоченность семьи может препятствовать развитию процесса индивидуации у

подростка. Как показывают исследования, самая низкая сплоченность семьи

приходится на период, когда дети достигают переходного возраста. Это

объясняется стремлением подростков к самостоятельности, выработке

собственного стиля жизни, что связано с процессом индивидуации. Также

показано, что, чем старше дети, тем больше дистанция между ними и

родителями; это подтверждает существование у подростков потребности в

самостоятельности и независимости, в собственном жизненном пространстве.

Ларсон и Лоу (1990, по Ф.Райс, 2000) обнаружили, что дистанция в отношениях

между подростками старшего возраста и их родителями примерно на 70% больше

дистанции между родителями и младшими подростками. Ф. Райс делает вывод,

что наибольшая сплоченность в семье должна быть в период, когда дети еще не

достигли переходного возраста. Когда же дети становятся подростками,

близость между членами семьи должна постепенно ослабевать, чтобы

установились сбалансированные отношения, способствующие идентификации

личности подростков и дальнейшему развитию их в полноправных взрослых

людей.

N.J. Cobb (1995) рассматривает достижение автономии как одну из

наиболее важных проблем, встающих перед младшими подростками. Автономия

подразумевает независимость и ответственность за собственные поступки;

большее участие в принятии решений. В процессе перехода от подросткового

возраста к юношескому количество самостоятельно принятых решений постепенно

увеличивается; а количество решений, принятых совместно с родителями или же

только родителями, уменьшается с возрастом. Данные тенденции более ярко

выражены у мальчиков, чем у девочек (Dornbusch, Ritter, Mont-Reynaud, &

Chen, 1990, по N.J. Cobb, 1995).

Как показали Bartle, Anderson & Sabatelli (1989, по N.J. Cobb, 1995),

родительский стиль, в особенности материнский, - крайне важный фактор

формирования автономии у девочек. Для мальчиков же самой важной

детерминантой увеличения независимости является возраст.

Родители могут либо содействовать, либо препятствовать росту автономии

(Pardek & Pardek, 1990, по N.J. Cobb, 1995). В ответ на стремление

подростков получить право голоса и возможность влиять на родительские

решения, касающиеся их, некоторые родители способны перейти к возложению на

своих детей все большей ответственности; другие же негативно реагируют на

стремление подростков к большей автономии. Чем меньше в семье происходит

конфликтов, тем больше подростки продвигаются по направлению к

психологической зрелости (Gavazzi & Sabatelli, 1990, по N.J. Cobb, 1995).

Как пишет N.J. Cobb (1995), в процессе индивидуации подростки должны

избавиться от одного из самых крупных достижений своего детства: им

предстоит «разобрать и построить заново психологическую структуру, в

которой они пребывали в детском возрасте». Поскольку дети младшего возраста

некритично воспринимают взгляды и способы поведения своих родителей,

подросткам необходимо провести переоценку усвоенных убеждений и ценностей,

чтобы разобраться, какие из них в действительности принадлежат подростку, а

какие – его родителям. Автор предполагает, что опора на своих родителей –

это единственный способ для ребенка почувствовать в себе силы для

самостоятельной деятельности и исследования мира. То, что было усвоено в

детстве и обеспечивало автономию ребенка в этом возрасте, должно быть

преодолено подростком ради дальнейшего развития, и этот процесс носит

название индивидуации (Josselson, 1980, 1988, по N.J. Cobb, 1995).

Warner (1980, по N.J. Cobb, 1995) считает, что процесс индивидуации

развивается, когда подростки самостоятельно принимают решения, а затем

«продолжают жить с последствиями этих решений», причем самое важное

решение, с принятием которого сталкиваются все подростки, связано с тем,

кто, собственно, будет принимать решения. Данный процесс подразумевает

обучение в реальных жизненных ситуациях: подростки обучаются, действуя и

ощущая на себе последствия собственных действий. Им предстоит сделать

открытие того, что «ты – единственный, кто может принимать решения в твоей

жизни, и что больше некого винить или хвалить кроме самого себя». А чтобы

понять это, подростки должны быть готовы расстаться со своими старыми

убеждениями.

В процессе индивидуации подростки пытаются сохранить чувство

тождественности между своим внутренним «Я» и тем, что они значат для

других. Вновь возникающие отождествления должны иметь непрерывную связь с

предшествующими, а также позволять строить планы на будущее. Молодые люди,

которые успешно рассортировали свои и родительские взгляды и убеждения,

могут поддерживать близкие отношения с родителями, чувствуя себя при этом

комфортно и не боясь потерять свою собственную индивидуальность. Эта

близость с родителями является важным фактором, обеспечивающим целостность

жизни юношей и девушек. Подросткам не нужно отвергать старые

взаимоотношения или перенимать совершенно новые жизненные стили для того,

чтобы стать самими собой (Mazor & Enright, 1988 по N.J. Cobb, 1995). В то

же время, индивидуация подразумевает и возрастающую независимость от

родителей, и положительное отношение к собственной независимости (Rice,

Cole & Lapsley, 1990, по N.J. Cobb, 1995).

Исследователи выделили параметры внутрисемейного взаимодействия,

принципиально важные для индивидуации подростков: 1) индивидуальность -

способность иметь и выражать свое собственное мнение и видеть, чем ты

отличаешься от других; 2) чувство родства (connectedness) - отражает

открытость человека чужим мнениям и уважение чужих взглядов (H. Grotevant,

C. Cooper, 1986, по N.J. Cobb, 1995).

Для индивидуации подростков одинаково важно, чтобы они чувствовали как

свое родство с другой личностью, так и отличие от нее. Исследователи

индивидуации предполагают, что подростки, достигшие высоких уровней

индивидуации, могут оставаться в близких отношениях со своими родителями,

не чувствуя при этом потери собственной индивидуальности. Подростки,

которые могут чувствовать свою особенность по сравнению с другими членами

семьи, имеют большую свободу для развития своей собственной точки зрения.

Но даже в этом случае их размышления происходят в контексте эмоционального

переживания чувства родства, которое создает уверенность, позволяющую

рассматривать различные идеи.

Исследования показывают, что подростки с высоким уровнем индивидуации

происходят из семей, члены которых ясно понимают различия между собой и,

тем не менее, чувствуют родство друг с другом. При столкновении с проблемой

они не воспринимают ее как имеющую только одно решение и способны в течение

долгого времени расходиться во мнениях, сохраняя при этом хорошие

взаимоотношения. Каждый человек в такой семье очень внимательно относится

как к своей собственной позиции, так и к позициям других.

Подростки с низким уровнем индивидуации обычно происходят из семей,

члены которых избегают разногласий между собой и настолько отзывчивы к

чужим мнениям, что не способны составить собственное мнение, отличное от

других (Powers и др., 1983, по N.J. Cobb, 1995).

D. Bell и L. Bell (1983, по N.J. Cobb, 1995) подчеркивают важность

развития самосознания подростков, а также наличия поддержки в семье, для

развития индивидуации. Самосознание способствует более точному восприятию

подростками как самих себя, так и других людей.

2. Влияние семейных отношений на развитие личности подростка

С точки зрения авторов классических направлений психотерапии (Э.

Фромма, К. Хорни, Э. Эриксона, А. Адлера, К. Юнга и др.), основополагающим

фактором, влияющим на развитие личности человека, являются особенности его

взаимоотношений в детстве со своими родителями.

Так, Э. Фромм (1992), исследуя проблему становления личности в

современном обществе, отмечал, что характер ребенка является слепком с

характера родителей и развивается в ответ на их характер.

К.Хорни (1993) полагала, что травмирующие переживания в семье

способствуют формированию у ребенка особого склада характера, который она

называет базальной тревожностью (неразрывно связанной с базальной

враждебностью). В данном случае у ребенка развивается чувство собственной

незначительности, беспомощности, покинутости, подверженности опасности,

нахождения в мире, открытом обидам, обману, нападкам, оскорблениям,

предательству, зависти. Как считает автор, чем больше ребенок скрывает

недовольство своей семьей, например, путем подчинения установкам родителей,

тем в большей степени он проецирует свою тревожность на внешний мир,

приобретая таким образом убеждение в том, что мир в целом опасен и страшен.

Ребенок лишается уверенности в своей нужности, ценности для других,

становится ранимым и обидчивым, неспособным к самозащите. Острые реакции на

частые провоцирующие ситуации кристаллизуются постепенно в данный склад

характера.

Э. Эриксон (1993) установил зависимость личностных особенностей ребенка

от его отношений с родителями на различных стадиях развития. Э. Эриксон

отмечал, что в подростковом возрасте формируется идентификация личности или

спутанность ролей, когда перед ребенком встает задача осмыслить его

различные социальные роли (сына или дочери, ученика, друга и т.д.)

Выработанные на предыдущих стадиях положительные качества значительно

повышают шансы на успешную психосоциальную идентификацию. У недоверчивого,

стыдливого и неуверенного подростка с повышенным чувством вины и

собственной неполноценности возникают трудности с идентификацией.

А. Адлер (1995) видел причины невроза в особенностях детского развития.

Понимая невроз как нарушенный стиль жизнь, Адлер считал одной из основных

причин его формирования неправильное воспитание ребенка. Он указывает на

две крайности в воспитании: вседозволенность и отвергание ребенка, лишение

его необходимой поддержки, в результате чего у ребенка формируется

нереалистичное представление о своем “Я”, чувство неполноценности и

стремление к его компенсации.

К. Юнг (1995) в своей работе указывает на решающую роль семьи и

родителей в формировании личности ребенка. Как считает Юнг, “нервные и

психические нарушения у детей вплоть до среднего школьного возраста

основаны, можно сказать, исключительно на нарушениях психической сферы

родителей” (К. Юнг, 1995, с.57). По мнению Юнга, на развитие у ребенка

нервной патологии сильное влияние оказывают психическое состояние, проблемы

и образ жизни его родителей, а также атмосфера в семье и методы воспитания.

Родители почти всегда являются “либо прямыми инициаторами невроза у

ребенка, или по крайней мере его важнейшими компонентами” (К. Юнг, 1995,

с.76).

Во многих современных исследованиях выявлены виды семейных отношений,

которые оказывают различное влияние на развитие личности подростка (В.

Сатир, 1992; Ф. Райс, 2000; А.С. Спиваковская, 1988; Э.Г.Эйдемиллер, 1994;

А.Е. Личко, 1983; Е.Т. Соколова, В.В. Столин, 1989; и др.).

В. Сатир (1992), обобщив опыт своей психотерапевтической работы,

выделила два типа семей – «зрелые» и «проблемные». «Зрелые» семьи

отличаются от «проблемных» тем, что «родители верят: изменения неизбежны –

и в развитии детей, и в жизни взрослых. Они принимают изменения как

неотъемлемую часть бытия».

По наблюдениям В. Сатир, «проблемные» семьи всегда характеризуются

низкой самооценкой; ненаправленными, спутанными, неясными, в значительной

степени нереалистичными и нечестными коммуникациями; ригидными, инертными,

стереотипными, негуманными, ненаправленными на помощь другим и чрезмерно

ограничивающими жизнь правилами поведения; социальными связями, либо

обеспечивающими покой в семье, либо наполненными страхом и угрозой.

Для «зрелых» семей характерны следующие особенности: высокая

самооценка; непосредственные, прямые, четкие и честные коммуникации;

правила в этих семьях подвижны, гуманны, ориентированы на приятие, а члены

семей способны к изменениям; социальные связи открыты и полны позитивных

установок и надежд.

Ф. Райс (2000) приводит выделенные разными авторами особенности

семейных отношений, необходимые для нормального развития ребенка в

подростковом и юношеском возрасте:

1. Заинтересованность и помощь родителей. Родительская поддержка

порождает доверительные отношения между детьми и родителями и влечет за

собой высокую самооценку подростков, способствует успехам в учебе и

нравственному развитию. Недостаточная родительская поддержка, наоборот,

может привести к низкой самооценке ребенка, плохой учебе, импульсивным

поступкам, слабой социальной адаптации, неустойчивому и антиобщественному

поведению.

2. Способность родителей слушать, понимать и сопереживать.

Неспособность родителей к эмпатии, отсутствие у них эмоциональной

восприимчивости и понимания мыслей и чувств ребенка могут привести к

развитию равнодушия и у ребенка. Уважение к подростку, общение родителей с

ним способствуют установлению гармоничных отношений в семье.

3. Любовь родителей и положительные аффекты в семейных отношениях.

Положительные аффекты связаны с эмоциональной близостью, привязанностью,

любовью, восприимчивостью; члены семьи при этом проявляют взаимную

заинтересованность и отзывчивость. Если же в семье преобладают

отрицательные аффекты, то наблюдается эмоциональная холодность,

враждебность, отторжение, что может привести либо к преобладанию у ребенка

потребности в любви (во взрослом возрасте), либо к формированию у него

замкнутости, холодности, неспособности выразить свою любовь к близким

людям, в том числе и к детям.

4. Признание и одобрение со стороны родителей.

5. Доверие к ребенку. Недоверие к детям, как правило, свидетельствует о

том, что родители проецируют на них свои собственные страхи, тревоги или

чувство вины. Неуверенные в себе родители (или пережившие определенные

трудности в прошлом) больше других склонны бояться за своих детей.

6. Отношение к ребенку как к самостоятельному и взрослому человеку.

Достижение подростком самостоятельности происходит в процессе индивидуации,

когда он занимается формированием собственной индивидуальности и в тоже

время устанавливает новые связи с родителями. Подросток пытается изменить

отношения с родителями, стремясь при этом сохранить прежнее общение,

привязанность и доверие. Чтобы проявить собственную индивидуальность,

подростки ориентируются на иную, чем у родителей, систему ценностей,

ставят перед собой иные цели приобретают иные интересы и иную точку зрения.

7. Руководство со стороны родителей. Наиболее функциональными являются

те семьи, где родители проявляют гибкость, приспособляемость и терпимость в

своих взглядах и поведении. Родители, не проявляющие гибкости в воспитании

подростков, отказываются пересматривать свои взгляды и менять точку зрения;

они нетерпимы, излишне требовательны, всегда настроены критически и

возлагают на детей неоправданные надежды, не соответствующие их возрасту.

Это пагубно влияет на самооценку подростка, подавляет развитие его

личности, что в конце концов приводит к стрессовым ситуациям в отношениях

между родителями и детьми.

8. Личный пример родителей: способность подать хороший пример для

подражания; следовать тем же принципам, которым учат детей. Так как процесс

идентификации у подростков отчасти протекает в семье, те из них, кто

гордится своими родителями, как правило, чувствуют себя достаточно

комфортно в окружающем мире.

А.С. Спиваковской (1988) были выделены различные типы взаимоотношений в

семье и установлено их влияние на формирование особенностей личности

подростка, возникновение у него тех или иных проблем. В исследовании было

выделено 7 типов семейных отношений:

1. «Вулканическая семья», в которой эмоциональная атмосфера пульсирует

между крайними полюсами. Дети в таких семьях испытывают значительные

эмоциональные перегрузки.

2. «Семья-санаторий», в которой постепенно ограничивается круг общения,

супруги стараются удержать детей возле себя. Мелочная опека,

чрезмерный контроль и чрезмерная защита от реальных и мнимых

опасностей являются характерными особенностями таких семей. Дети в

таких семьях испытывают нервные и физические перегрузки, становятся

тревожными и эмоционально зависимыми. При повышенном контроле и

опеке в подростковом возрасте усиливаются реакции протеста и желание

раннего ухода из семьи.

3. «Семья-крепость», в основе которой лежат представления об угрозе

окружающего мира. Любовь к ребенку приобретает условный характер, он

становится любим только тогда, когда оправдывает возложенные на него

обязанности. Родители стремятся поступать подчеркнуто правильно,

излишне принципиально. В ребенке развивается неуверенность в себе,

безынициативность, протестные реакции, упрямство, негативизм.

4. «Семья-театр» - стремится сохранять видимость благополучия.

Демонстрируемая посторонним любовь и забота о ребенке, не спасает

его от острого чувства одиночества; между родителями и детьми

отсутствует истинная близость.

5. Семья – «третий лишний». В данном типе семьи родительская роль

воспринимается как помеха супружескому счастью; отношение к ребенку

– скрытое непринятие. В ребенке формируются неуверенность в себе,

безынициативность, чувство неполноценности, зависимость и

подчиняемость родителям, которая тяготит взрослых

6. «Семья с кумиром»: забота о ребенке превращается в единственную

силу, способную удержать родителей друг с другом. Ребенок

оказывается центром семьи, объектом повышенного внимания и опеки,

завышенных ожиданий родителей. Желание родителей уберечь ребенка от

жизненных трудностей приводит к ограничению его самостоятельности; у

него утрачивается активность, ослабляются побуждения.

7. «Семья-маскарад»: из-за различного понимания ценностей родители

ставят ребенка в ситуацию различных требований и оценок, что может

привести к растерянности ребенка и расщеплению его самооценки.

Э.Г Эйдемиллер (1976, 1994) выделяет две группы причин, вызывающих тот

или иной тип семейных отношений, в зависимости от личностных особенностей

родителей.

1) Отклонения личности самих родителей – акцентуации и психопатии, которые

часто предопределяют различные нарушения в воспитании.

При неустойчивой акцентуации родитель чаще склонен к гипопротекции

(когда ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуютс им и не

контролируют его), недостаточному удовлетворению потребностей ребенка,

пониженному уровню требований к нему.

Эпилептоидная акцентуация родителей чаще других обусловливает

доминирование, жестокое обращение с ребенком. Тревожная мнительность

родителей также может приводить к доминирующему стилю воспитания.

Демонстративно-компенсаторная акцентуация личности и истероидная

психопатия часто предрасполагает к противоречивому типу воспитания –

демонстрируемой любви и заботе о ребенке при зрителях и эмоциональному

отвержению в их отсутствие.

2) Психологические (личностные) проблемы родителей, решаемые за счет

ребенка. В данном случае в основе негармоничного воспитания лежит

определенная личностная проблема (или потребность), чаще всего

неосознаваемая родителем, которую он пытается решить за счет воспитания

ребенка. Было выделено 8 подобных источников нарушений воспитания.

1. Расширение сферы родительских чувств – обусловливает такие нарушения

воспитания как потворствующая и доминирующая гиперпротекция.

Данный источник нарушения воспитания возникает чаще всего тогда, когда

супружеские отношения между родителями оказываются нарушенными по различным

причинам: смерть супруга, развод, не удовлетворенность одного из родителей

отношениями с супругом. Родитель начинает хотеть, чтобы ребенок стал для

него чем-то большим, нежели просто ребенком. Появляется стремление отдать

ребенку (чаще противоположного пола) «все чувства, всю любовь».

2. Предпочтение в подростке детских качеств – обусловливает стиль

воспитания «потворствующая гиперпротекция». У родителей наблюдается

стремление игнорировать повзросление детей, стимулировать у них

сохранение таких детских качеств, как непосредственность, наивность,

игривость. Страх или нежелание повзросления детей могут быть связаны

с особенностями биографии самого родителя (например, если он имел

младшего брата или сестру, на которых в свое время переместилась

любовь родителей, в связи с чем свой старший возраст он воспринимал

как несчастье). Рассматривая подростка как «еще маленького»,

родители снижают уровень требований к нему, тем самым стимулируя

развитие психического инфантилизма.

3. Воспитательная неуверенность родителя – обусловливает

потворствующую гиперпротекцию, либо просто пониженный уровень

требований к ребенку. Происходит перераспределение власти в семье

между родителями и ребенком в пользу последнего. Родитель «идет на

поводу» у ребенка. Это происходит потому, что подросток сумел найти

к своему родителю подход, нащупал его «слабое место», которое может

быть обусловлено психастеническими чертами личности родителя. В

других случаях на формирование этой особенности могли повлиять

отношения родителя с его собственными родителями: дети, воспитанные

требовательными, эгоцентричными родителями, став взрослыми, видят в

своих детях ту же требовательность и эгоцентричность, испытывают по

отношению к ним то же чувство «неоплатного должника», что испытывали

ранее по отношению к собственным родителям.

4. Фобия утраты ребенка – обусловливает потворствующую или

доминирующую гиперпротекцию. Родители испытывают повышенную

неуверенность, боязнь ошибиться, преувеличивают свои представления о

«хрупкости», болезненности ребенка. Источники такого отношения –

долгое ожидание рождения ребенка, перенесенные им тяжелые

заболевания.

5. Неразвитость родительских чувств – может обусловливать такие

нарушения воспитания как гипопротекция, эмоциональное отвержение,

жестокое обращение. Причиной неразвитости родительских чувств может

быть отвержение самого родителя в детстве его родителями, либо

личностные особенности родителя, например, шизоидность.

6. Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств –

обусловливает эмоциональное отвержение или жестокое обращение с

ребенком. Причиной такого отношения часто бывает то, что родитель

как бы видит в ребенке черты характера, которые не хочет признать в

самом себе.

7. Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания – может

обусловливать противоречивый тип воспитания, который представляет

собой сочетание потворствующей гиперпротекции со стороны одного

родителя с отвержением либо доминирующей гиперпротекцией другого.

При этом разница во мнениях родителей чаще всего бывает

диаметральной: один настаивает на весьма строгом воспитании с

повышенными требованиями, запретами и санкциями, другой же –

склонен жалеть ребенка, идти у него на поводу.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты