Культурное общение в клубных объединениях
специальное введение в совместную деятельность разнообразных эстетических и
игровых элементов.
Важным воспитывающим средством является глубокое осознание нужности
проделанной работы. Достигнутые успехи всегда вызывают гордость за самих
себя, уверенность в своих силах, – и это медленно отражается на характере
межличностных отношений.
Завершая разговор об основных организационных формах культурного
общения, отметим, что в совокупности своей они составляют развитую систему,
позволяющую людям в каждом конкретном случае выбрать для себя наиболее
подходящий и удобный вариант использования свободного времени.
Общее формирование личности
Обусловленность процесса общения
Межличностные взаимосвязи – это такая сфера человеческой жизни, в
которой социальный мир отражается во всем его многообразии. Не случайно в
марксистской теории подчеркивается, что «люди, сознательно или
бессознательно, черпают свои нравственные воззрения в последнем счете из
практических отношений».
Взгляды, убеждения, привычки человека – словом, все, что относится к
его внутренней позиции, – неизменно отражают то объективное положение,
которое личность занимает в системе доступных ей общественных отношений.
«Устройство группы, характер взаимоотношений между ее членами служит для
индивида своеобразной моделью общества вообще. Индивид, свободно и хорошо
чувствующий себя в своих первичных группах, обычно против, там, где
человеческие отношения не клеятся, у людей нередко вырабатывается
настороженно-недоверчивое отношение и к обществу».
Воспитательные возможности общения обусловлены взаимозависимостью
между совокупностью свойств самой личности и системой ее межличностных
отношений. «В сущности, моральное качество, свойство личности есть не что
иное, как много раз повторенное и в результате этого закрепленное в системе
привычного нравственного сознания и привычных действий человека отношение».
Механизм воспитывающего общения можно условно представить в виде
следующей схемы.
Все начинается с человеческих потребностей. Для удовлетворения их
люди вступают в определенные взаимодействия. В процессе взаимодействий
рождается система отношений к различным объектам окружающего мира, и в
первую очередь к людям, с которыми человек непосредственно общается.
Взаимодействие никогда не является разовым – оно периодически повторяется,
отражаясь в сознании субъектов. Поэтому отношения закрепляются в виде
взглядов, идей, установок, норм, которые и начинают определять все
практическое поведение личности.
Необходимо отчетливо понимать складывающуюся в общении зависимость
между внешними и внутренними условиями Внешние условия – реальные
взаимосвязи и место, занимаемое человеком в системе межличностных
отношений, – играют весьма важную роль. Однако сами по себе они еще не
обеспечивают формирования личности. Второй полюс – внутренняя позиция
человека. Именно она показывает, как индивид относится к своем
общественному статусу, доволен ли им, и если нет, то каковы его желания и
стремления.
Внутренняя позиция личности, вне всякого сомнения, – ключевой момент
воспитательного процесса. Влияние непосредственного окружения становится
действенным только тогда, когда он отражается в личностной сфере, сфере
человеческих потребностей и мотивов деятельности. Мы сталкиваемся здесь со
сложным переплетением объективных и субъективных факторов, и задача
заключается в том, чтобы сделать их управляемыми.
Взаимосвязь общения и воспитания
Самосознание личности развивается под влиянием двух основных
факторов. Одним из них является интроспекция, открывающая человеку свое
«я», в результате ее мы получаем новые или более точные представления о
свойствах собственной личности. Второй фактор – оценка нас другими людьми;
эта оценка корректирует результаты внутреннего самоанализа, помогает
сделать их точнее и объективнее.
Очень важную роль в полноценном осознании человеком самого себя
играет коллектив, членом которого он является. Коллектив дает возможность
проанализировать свое поведение, внимательно всматриваясь в зеркало
общественного мнения. Человек обычно так и поступает: характеризуя себя или
других, он подразумевает не личность вообще, а личность в системе ее
непосредственных взаимосвязей.
Применительно к взрослому субъекту клубного общения процесс
самосознания начинается отнюдь не с нулевой отметки. Однако клуб вносит в
этот процесс очень специфический вклад: человек получает здесь возможность
познать и оценить себя по таким параметрам, которых нет или почти нет в
иных сферах его жизнедеятельности.
В зависимости от знания самого себя формируются наши способности к
оценке других людей. Н.Г. Чернышевский отмечал, что тот, «кто не изучил
человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей». Между
тем правильное восприятие ближайшего круга общения является предпосылкой
для установления полноценных межличностных отношений.
На основе самосознания и тех характеристик, которые он получает
извне, от других людей, у человека формируется самооценка. Она имеет очень
большое значение для всей практической деятельности.
С оценкой человеком самого себя неразрывно связано самоуважение. Это
– результат всей системы самооценок. Самоуважение означает, что человек
положительно относится к себе как к личности.
Самосознание, самооценка и самоуважение личности – это факторы,
которые приходиться и учитывать и корректировать в процессе воспитательной
работы. Воспитание не может быть, эффективным, если оно не опирается на
достоверную информацию о внутреннем состоянии объекта. Это справедливо и по
отношению к рассматриваемому процессу формирования личности в общении,
через общение и средствами общения.
В плане духовного развития индивида самосознание и самооценка очень
важны как предпосылка эффективного самовоспитания.
Общение – это очень мощный фактор пробуждения и формирования
личностных потребностей. Наблюдая деятельность других, знакомясь с ними как
с партнерами по досугу, включаясь в совместные занятия, человек неизменно
переживает определенные состояния, проявляющиеся в форме желаний, влечений,
стремлений, интересов.
Общение, таким образом, выступает в качестве внешнего стимула,
побуждающего человека к какой-то новой деятельности, к новому стилю
поведения.
В процессе общения человек удовлетворяет одну из важнейших своих
потребностей – потребность в самоутверждении. При определенных условиях это
потребность может стать решающим фактором саморазвития и самовоспитания
личности.
Следующий фактор развития способностей человека зависящий от
межличностного общения, – самовыражение. На самовыражении базируется и
самоутверждение личности.
Человек выражает себя во всем – в словах, действиях, поступках, в
повседневном поведении. И на каком-то этапе своего развития он уже не в
состоянии делать это изолированно, наедине с собой. Для того чтобы мы могли
выразить обуревающие нас мысли и чувства, нам нужны другие люди, которые,
выслушав, посочувствовав, откликнувшись, оценив, дают нам возможность
проявить самих себя. Короче говоря, самовыражение и самоутверждение, как и
самопознание, обязательно предполагают для своей реализации межличностное
общение.
Очень многое зависит от особенностей мотивации, побуждающей к
самоутверждению. Стремление занять одно из ведущих мест в коллективе может
быть связано с правильной оценкой своих организаторских и творческих
способностей, со стремлением принести как можно больше пользы всему
коллективу. Но мотивация может быть и совсем иной. Себялюбие, эгоцентризм,
чувство собственной исключительности способны привести к самым извращенным
формам завоевания популярности.
Общение, как мы уже отмечали, является одним из основных стимуляторов
самовоспитания.
Следует отметить, что далеко не всякие отношения могут активизировать
самовоспитание. Человек обычно равняется лишь на ту группу людей, которую
ценит и уважает, поэтому особенно значимы личностно-избирательные
отношения.
Самовоспитание начинается там, где человек глубоко переживает
необходимость работы над собой. Именно на этой почве зарождается основная,
побуждающая к самовоспитанию сила, неудовлетворенность самим собой.
Информационно-познавательные возможности общения
Проблема общения, как мы уже знаем, неразрывно связана с проблемой
культуры, и в первую очередь с тем ее аспектом, который касается накопления
человеком духовных ценностей.
Развертывающееся в клубе общение можно рассматривать как процесс,
включающий в себя обработку, накопление и выдачу информации. Он имеет ярко
выраженную осведомительную направленность и играет важную роль в развитии
личности.
Анализировать клубное общение как информационный процесс можно в
нескольких аспектах.
Клубные контакты развертываются в те моменты жизни, когда человек
свободен от забот по удовлетворению своих основных потребностей. Это
накладывает отпечаток на их содержание: одни виды информации выходят на
первый план, другие отодвигаются на второй или вовсе вытесняются. Тем не
менее, общий объем проходящей здесь информации остается довольно широким.
С использованием средств массовой информации и непрерывно
расширяющимся самообразованием у людей, клубное общение становится все
более содержательным и разносторонним.
Характерными чертами клубного общения являются: свежесть информации,
локальность информации, экспрессивность и эмоциональность.
Клубное общение как информационный процесс имеет двухстороннюю
структуру: человек не только получает, но и передает информацию. Последнее
также становится духовной потребностью, удовлетворение которой следует
считать одной из необходимых задач современного клуба. Опыт показывает, что
индивидуальное саморазвитие личности протекает наиболее успешно, если в
ходе его перекрещиваются функции объекта и субъекта.
Общение и формирование ценностных установок
Как уже отмечалось выше, в ходе общения не только обмениваются
событийной информацией, знанием и опытом, но и вырабатывают ко всему этому
то или иное отношение. Оценивая объекты, мы размышляем над ними и осознаем
их значимость для себя, для группы и для общества в целом. Совместное
осмысливание информации и формирование на этой основе оценок и установок
существенно активизирует процесс перехода сложившихся в обществе идей,
взглядов, норм поведения во внутренний мир личности. Вот почему,
рассматривая роль общения в системе формирования личности, мы не можем
обойти вопрос об общении как условии и процессе выработки систем ценностей.
Духовные ценности, прежде чем они будут приняты личностью,
обязательно соотносятся с ее потребностями, идеалами и устремлениями. Этот
процесс может иметь не только личностный, но и групповой характер.
Важное достоинство коллективного осмысления событий и фактов связано
с особым характером мышления, развертывающегося в клубном объединении.
Можно сказать, что личность обретает здесь новые, дополнительные свойства.
Если при индивидуальном размышлении результаты интеллектуальной
деятельности целиком зависят от уровня знаний и степени развития
познавательных сил индивида, то при коллективном анализе процесс осмысления
активизируется и углубляется за сет взаимодополнения знаний и мнений.
Культурное общение помогает людям правильнее ориентироваться в
событиях и тенденциях внутренней и международной жизни.
Всякое общение и взаимодействие, как мы уже знаем, вызывают заражение
чувствами друг друга и подражание друг другу. В результате эмоциональных
взаимовлияний происходит своеобразная «разгонка» переживаний. Посредством
положительных или отрицательных эмоций, возникающих в ходе обсуждения
информации, закрепляется и углубляется воздействие этой информации на
личность.
В социологии и социальной психологии существует понятие «внутренней
комфортности». Суть его сводится к податливости индивида психическому
давлению группы. Уступая такому давлению, человек меняет свое
первоначальное мнение и разделяет мнение окружающих не из-за убедительности
представленных ему аргументов (их может и не быть), а лишь из боязни
остаться в изоляции, обнаружить свою некомпетентность, неосведомленность
относительно господствующих оценок и мнений.
При умелом использовании групповая солидарность может сыграть очень
важную роль в распространении духовных ценностей. «Мы принимаем для себя
многое из того, что установлено до нас, кем-то проверено, пользуемся
понятиями, выработанными не нами лично, усваиваем традиции, обычаи,
социальные нормы. Вследствие постоянного общения между собой каждому из нас
прививаются суждения, взгляды, привычки окружающих. Мы иногда
придерживаемся общего мнения, не принимая участия в его общей выработке и
не задумываясь над его происхождением.
Влияние группы совершенно незаменимо в ситуациях, когда необходимо
перестроить отрицательные установки человека, сложившиеся на основе
прошлого опыта.
Сопереживание всегда было одним из фундаментальных факторов общения.
Забвение этого обстоятельства может самым отрицательным образом сказаться
на результативности нашей работы. Не менее важное значение имеет эта
сторона общения и в чисто личном плане. Душевная черствость, сознательное
сдерживание эмоциональных реакций или бедность их заметно ограничивают
возможности вступления в контакт, мешают достижению психологической
близости между людьми, лишают общение глубины и значимости. В конце концов,
это может стать тормозом на пути общего духовного развития личности.
Механизмы формирующего влияния людей друг на друга
Разобрав основные направления формирующего воздействия людей друг на
друга, попытаемся теперь рассмотреть те социально-психологические
механизмы, которые лежат в основе этого процесса.
Общение всегда базируется на влиянии и отражении влияний. Влияние
может происходить двумя основными путями: путем сообщения и путем примера.
Первичной формой сообщения является информация. Применительно к
межличностным контактам в клубе она в одних случаях выступает как
взаимообмен текущими новостями, в других – как передача от одних лиц другим
дидактически организованного материала с целью просвещения. По своему
содержанию это главным образом сведения о жизни в обществе, о политических
событиях и культурных ценностях, о характере взаимоотношений групп и
индивидов, о мотивах, желаниях и действиях какой-то конкретной личности.
Информация обогащает человека знаниями, помогает ему быть в курсе местных
событий и дает возможность корректировать линию практического поведения. По
сравнению с другими формами сообщений информация относительно нейтральна.
Она имеет в основном осведомительный характер и не ставит своей прямой
целью перестройку ценностных ориентаций личности.
Иначе обстоит дело с другой формой сообщения – убеждением. В нем
отчетливо выражено стремление субъекта общения передать информацию так,
чтобы она изменила взгляды партнера, способствовала формированию новых
установок. Здесь имеет место не просто обмен сведениями, а такой обмен,
который нацелен на определенную перестройку ценностных отношений. Убеждение
рассчитано на критическое восприятие обсуждаемого, на его анализ,
взвешивание, отбор. В восприятии собеседником такого воздействия многое
зависит от содержательно-логической организации материала субъектом
общения.
Убеждение предполагает, чтобы информация была не просто понята, но и
принята, т. е. воспринимающий должен согласиться с тем, что воспринимает. А
этого можно достигнуть только на основе умелых доказательств с активным
участием сознания убеждаемого. Человеку очень важно убедиться в научной и
нравственной безупречности сообщения, в его адекватности реальным фактам
действительности.
Ведущую роль, несомненно, играет взаимоудеждение равноправных
собеседников. Организационно это выражается в таких формах клубного
общения, как беседа, диспут, обсуждение, конференция.
На основе этих суждений формируется общественное мнение, которое само
превращается в активно действующее средство воспитания.
Убеждение и взаимоубеждение в процессе повседневного межличностного
общения отличаются особой действенно-доказательной силой. Дело в том, что
истина, рожденная в процессе совместных ее поисков, всегда имеет в глазах
людей повышенный авторитет. Здесь начинают действовать и некоторые
дополнительные факторы: убеждение подкрепляется внушением, «заражением»,
подражанием.
Внушение — это такой вид межличностного психического воздействия, при
котором высказываемые одним человеком суждения воспринимаются другими
людьми без осмысливания, некритически. От убеждения внушение отличается
тем, что оно связано, прежде всего, с влиянием на эмоциональную сферу
личности. Поэтому внушение не приемлет развернутых логических
доказательств, да и вообще, как правило, не нуждается в логике.
Существует прямое и косвенное внушение. В практике клубного общения с
прямым внушением мы сталкиваемся в тех случаях, когда субъект внушения
непосредственно излагает свои суждения или указывает необходимый способ
действия, рассчитывая на то, что это будет безоговорочно принято и
реализовано.
Иначе обстоит дело с косвенным внушением. Хотя цель здесь остается
прежняя – склонить внушаемого к определенному образу мышления и
действования, прямо это не декларируется.
Успех или неуспех внушаемого воздействия зависит от многих
обстоятельств. Основным из них является авторитет субъекта внушения. Когда
люди полностью доверяют кому-то и высоко его ценят, критическое отношение к
высказываниям такого человека, естественно, ослабляется или снимается
вообще. А это – важнейшая предпосылка эффективного внушения.
Второй способ взаимовлияния и влияния в процессе общения – пример. Его
сила и действенность в том, что он нагляден, заразителен, во многих случаях
легко поддается воспроизведению. Общепринятые образцы поведения служат
эталоном, по которому люди сверяют свои поступки и поступки других.
Взаимовлияние через пример во многом определяется господствующими в данной
общности стилем, модой, вкусами, оценками.
Следует различать формирующее влияние на личность организованного и
неорганизованного примера.
В процессе повседневного общения люди сами выбирают какие-то образцы
и ориентируются на них. Такое подражание может касаться самых различных
сторон человеческого поведения: увлечений, стиля общения, моды в одежде,
манер и т. д. Воздействие примера при постоянных контактах обладает ценной
особенностью: оно непрерывно. Но здесь есть и свои минусы. Через стихийно
действующий пример распространяются не только положительные, но и
отрицательные влияния. Вот почему необходимо педагогическое управление этим
процессом. Клубному работнику совсем не безразлично, кто находится в центре
внимания, на кого равняются, кому подражают.
К основным признакам сознательного критического восприятия следует
отнести: глубокое понимание полученной информации; наличие четкого
отношения к воспринятому; умение практически пользоваться всем наиболее
ценным из усвоенного.
Для того чтобы познание в процессе общения было успешным, необходим
ряд условий. Прежде всего, содержание информации должно привлечь внимание,
пробудить интерес человека. Далее, очень важно, чтобы возникло желание
принять то, что сообщает собеседник. Соответственно возникают требования к
способу передачи и приема информации. Информация воспринимается с
наибольшей эффективностью, если она убедительно, доказательно, логически
безупречно выстроена. Следует позаботиться, чтобы у воспринимающего
возникало как можно меньше сомнений в истинности фактов, оценок и выводов.
А это возможно лишь тогда, когда передаваемая информация объективна, когда
она соответствует действительному положению дел.
Важную роль в процессе отражения межличностных влияний, как мы уже не
раз говорили, играет подражание. Так называют следование какому-то образцу,
повторение, воспроизведение чьих-либо действий или взглядов.
Подражание имеет глубокие психофизиологические корни и большое
социальное значение. Без подражания невозможно успешное формирование
личности. Благодаря подражанию усваивается накопленный обществом
нравственный опыт, перенимаются привычки и традиции. Подражание
способствует консолидации индивидуальных мнений и развитию на этой основе
общественного мнения. «Подражание... направлено на воспроизведение
индивидом определенных внешних черт и образцов поведения, манер, действий,
поступков, которые характеризуются и сопровождаются определенной
эмоциональной и рациональной направленностью».
Процесс подражания, развивающийся в рамках клубного самодеятельного
коллектива, имеет некоторые особенности. Здесь на человека действует целый
ряд дополнительных факторов: общее мнение, коллективное настроение,
традиции. Опыт показывает, что чем однороднее и сплоченнее коллектив, тем
выше уровень взаимного доверия, а следовательно, и взаимоподражания. В свою
очередь, это обстоятельство способствует более интенсивному приобщению
индивида к единым групповым ценностям.
Специфическим способом отражения влияний служит также заражение. Оно
проявляется в переживании людьми при их взаимодействии одинаковых или
сходных чувств – сопереживании. 'Обычно такие чувства возникают по поводу
основного предмета общения и выражают отношение к нему. Чаще всего это
кратковременные переживания: радость, восторг, негодование, возмущение и т.
д. Однако на базе их могут формироваться и более устойчивые эмоциональные
состояния: хорошее или плохое настроение, приподнятое или подавленное
состояние духа, мажорный или минорный психический тонус.
Хотя «заражение» возникает под влиянием внешних факторов, это во
многом спонтанная, стихийная по своей природе реакция. Иначе говоря,
человека никто не заставляет, да и не может заставить «заразиться»,— он
делает это сам, причем нередко неосознанно, инстинктивно.
В клубном общении эффект «заражения» проявляется более интенсивно,
чем в других видах общения. Этому способствует несколько обстоятельств. Во-
первых, клубные контакты, будучи разновидностью неформальных взаимодействий
и имея ярко выраженную ценностно-ориентационную направленность, отличаются
высоким уровнем эмоциональной насыщенности. Во-вторых, межличностные
контакты часто развиваются на основе деятельности, связанной с искусством –
с восприятием художественных произведений, художественным исполнительством,
творческими занятиями. В этих условиях потребность разделить переживаемые
чувства проявляется особенно интенсивно.
Важно понимать не только психологическую сущность «заражения», но и
внутренний механизм этого процесса. Психологи отмечают четыре характерных
для «заражения» этапа:
1) эмоциональное брожение;
2) эмоциональная податливость;
3) концентрация чувств;
4) непосредственная эмоциональная реакция.
К подражанию и «заражению» вплотную примыкает такое социально-
психологическое явление, как мода. Это тоже один из элементов
стандартизированного поведения и один из способов отражения групповых и
межличностных взаимовлияний. Чаще всего моду определяют как господство в
определенной общности тех или иных вкусов, привычек, обычаев. Мода может
касаться одежды, способов поведения, форм развлечения, пристрастий в
области искусства, быта и т. д.
Согласно современным социально-психологическим представлениям, мода в
сфере повседневного общения выполняет три основные функции:
коммуникативную, интеракционную (т. е. функцию взаимодействия,
согласования) и компенсаторную.
«Коммуникативная функция моды проявляется в общении людей, в обмене
информацией. Мода — одно из средств общения и информации. Мода выступает
как особый социальный знак, выполняя функцию символа престижа. Следуя моде
или выступая против нее, индивид либо обособляется от какой-либо социальной
группы, либо уподобляется ей, отождествляя себя с нею и получая новый,
более выгодный для него статус. Мода выполняет знаковую функцию, несет
информацию о характере общения, существующего между личностью и группой.
Мода выполняет интеракционную функцию как средство согласования
действий людей, способ их взаимодействия. Она ориентирует публику на
признанных лидеров, вносит определенный стиль во взаимоотношения людей,
объединяет их в соответствии с определенным способом поведения, стимулирует
интерес к новому».
Третьей функцией моды является компенсаторная функция. Суть ее
заключается в том, что мода компенсирует неудовлетворенные или мало
удовлетворенные потребности личности (правда, сами люди могут этого и не
осознавать). «Поэтому первое, что чаще всего бросается в глаза, – это роль
моды в качестве средства обратить на себя внимание, вызвать к себе интерес
с надеждой на удовлетворение своих притязаний на более высокую оценку и
потребности в новом опыте и общении».
Клуб в состоянии повлиять на распространение и развитие моды, прежде
всего путем повышения общей культуры своих посетителей и направленного
формирования их эстетических вкусов.
Педагогическое управление общением
Особенности управления культурным общением
Эффективность управления общением во многом зависит от того, в каком
соотношении находятся внешнее регулирование и саморегулирование процесса.
Управляющий субъект, подстраиваясь к управляемому объекту, всегда
искусственно сокращает его разнообразие. Но регулируются при этом не все, а
лишь наиболее важные компоненты общения. Происходит это, прежде всего
потому, что отдельные элементы принципиально не поддаются внешнему
регулированию. К тому же чрезмерно жесткое управление и не может считаться
рациональным. В сфере свободного времени и свободного поведения человека
действуют свои объективные закономерности, игнорирование которых всегда
приводит к отрицательным последствиям. Здесь особенно важно чувство меры.
Излишне робкое вмешательство в процесс общения увеличивает в нем долю
стихийности. Слишком энергичные управленческие действия ограничивают
возможности саморегулирования и лишают людей чувства свободы,
раскованности, столь важного в отдыхе.
Исходя из вышеизложенного, можно говорить об управлении оптимальном и
неоптимальном. При неоптимальном управлении стихийные факторы оказывают на
процессы общения большее влияние, чем факторы целенаправленные. Это может
вызываться тем, что управление плохо приспособлено к объекту воздействия,
не учитывает личностные особенности взаимодействующих людей и в результате
вступает в противоречие с внутренними движущими силами процесса общения.
При оптимальном уровне управления целенаправленные влияния равномерно
регулируют действие стихийных факторов, усиливая, нейтрализуя или ослабляя
их. Это обеспечивается прежде всего знанием и учетом внутренних
особенностей объекта, что придает процессу саморегуляции наилучшую
направленность.
Наиболее важные характеристики общения – это: содержание лежащей в
основе общения деятельности; организационная структура группы, внутри
которой развертывается общение; структура самого общения.
В современной социологии и социальной психологии выделяют обычно
четыре формы общения в зависимости от его содержания: общение в процессе
отдыха и развлечений; общение в ходе освоения духовных ценностей; общение
на основе созидания духовных ценностей; общение, связанное с деятельностью
по распространению духовных ценностей.
Организационная структура группы, внутри которой протекает общение,
может иметь следующие формы.
Группа-конгломерат: ранее незнакомые люди впервые собрались или
собраны; между ними еще нет устойчивых взаимосвязей, группа не оформлена
организационно.
Группа-кооперация: группа уже действует и оформилась организационно,
но отношения в ней носят сугубо деловой характер, по существу она имеет
только формальную структуру.
Группа-корпорация: у группы есть четко сформулированные общие цели,
она успешно функционирует, крепко спаяна организационно, но ее деятельность
и общение замкнуты на самой себе, все подчинено удовлетворению личных
потребностей и интересов, внешние связи практически отсутствуют.
Группа-коллектив: группа имеет все основные признаки социалистического
коллектива – единство целей, общую деятельность, устойчивое организационное
оформление, гармоничное развитие внутренних и внешних связей.
Структура самого общения также может быть охарактеризована по ряду
параметров. К ним относятся: взаимосвязь формальной и неформальной систем;
круги непосредственного общения; степень психологической близости
возникающих межличностных отношений.
Эффективное управление воспитанием людей в процессе их общения
требует не только досконального знания всех элементов системы общения, но и
понимания социальной ситуации формирования личности. Речь идет не просто о
воздействии окружающей среды на человека, а о взаимодействии его со средой,
о сочетании внешних и внутренних условий развития.
Структура процесса управления
Управление клубным общением – это система, состоящая из ряда
структурных элементов. Прежде всего, в ней есть субъект управления.
Субъектом управления в клубе могут быть: клубные работники; люди, выбранные
в клубные руководящие органы; клубные активисты; профессиональные и
непрофессиональные пропагандисты; посетители клуба; самодеятельные
коллективы. Объектом управления также могут выступать и отдельные
посетители, и коллективы. Субъект и объект управления находятся в весьма
специфических отношениях, основной особенностью которых является тенденция
и способность к взаимовлиянию и взаимопереходу.
Управление общением эффективно только в том случае, если оно
представляет логически цельный и завершенный цикл. Этот цикл включает в
себя:
. выдвижение общих целей педагогического регулирования с учетом
задач и специфики клубного общения;
. тщательное изучение объекта управления: его состава, уровня
развития, компонентов, требующих неотложного регулирования;
. отбор средств, с помощью которых можно осуществить пере* вод
системы общения из одного состояния в другое;
. организацию управляющего воздействия;
. корригирование (внесение поправок) воздействий на основе
контроля за ходом процесса;
. итоговый учет достигнутых результатов, соотнесение их с
поставленными целями и определение в соответствии с этим плана
дальнейших действий.
Клубное общение – исключительно подвижный процесс. Это объясняется
рядом обстоятельств. Начнем с того, что здесь очень часто меняется состав
взаимодействующих лиц. Постоянной трансформации подвержена лежащая в основе
общения деятельность: обогащаются ее , содержание, состав, движущие силы.
Управление общением в воспитательных целях имеет собственную систему
методов. По своей природе они являются педагогическими методами. В
теоретическом осмыслении и использовании этих методов мы должны исходить из
природы и общественной сути человека, из единства воспитания и
практического поведения людей.
Что касается педагогической цели управления, то она может быть
сформулирована как превращение межличностного общения в инструмент
направленного формирования коммунистических качеств личности.
Система управления межличностным общением в условиях клуба
складывается из следующих методов:
1. Метод формирования и совершенствования деятельной основы
культурного общения. Используя этот метод, клубные работники организуют
коллективные занятия так, чтобы они побуждали людей вступать во
взаимодействия педагогически ценного типа.
2. Метод переключения из одного круга общения в другой. Суть его
заключается в торможении нежелательных взаимосвязей и взаимодействий и в
практической помощи человеку по изменению структуры его контактов.
3. Метод стимулирования общественного мнения. Через общественное
мнение, как важный регулятор отношений личности к процессам и объектам
окружающего мира, можно эффективно влиять на самое главное в системе этих
отношений — на отношение человека к человеку.
4. Метод направленной работы с лидерами досуга. Педагогическая
эффективность этого метода основана на подражательной способности человека
и формирующем влиянии людей друг на друга.
5. Метод прямой педагогической корректировки межличностных отношений:
показ ущербных сторон сложившейся системы общения, организация усилий на ее
совершенствование, участие в урегулировании конфликтных ситуаций, помощь в
изменении статуса отдельных членов группы и т. д.
Самым существенным элементом во всех перечисленных методах, как и в
методике управления, общением в целом, является стимулирование. И это
вполне закономерно. Во-первых, регуляция столь специфического объекта
управления связана в основном с использованием косвенных педагогических
воздействий, так как мы имеем дело с динамической саморегулирующейся
системой, которую можно только побуждать, но не принуждать. Кроме того,
объект воспитания выступает в данном случае и в роли активного субъекта,
строящего свое поведение в соответствии с собственными потребностями,
интересами и мотивами.
Взаимодействие невозможно без сформировавшейся внутренней установки и
определенного уровня практической активности. У любого человека существует
объективная потребность в общении, которая так или иначе реализуется.
Однако стихийность отнюдь не всегда ведет к педагогически ценным
результатам. Практика подтверждает необходимость целенаправленного
побуждения людей к контактам определенного типа. Сделать это можно только
через направленное формирование системы внутренних побудителей. Посредством
стимулирования его организационного подкрепления обеспечивается выбор
людьми наиболее ценных в личностном и социальном плане видов общения. По их
внутренней сути применяемые в данном случае стимулы представляют
специфическое побуждение личностных интересов.
Действенность стимулирования в значительной степени определяется тем,
насколько организаторы общения принимают в расчет социальную природу
человека. С этой точки зрения можно выделить несколько групп стимулов,
побуждающих людей к совместной деятельности в условиях клуба.
К первой группе относятся стимулы, обусловленные потребностью в новых,
знаниях, и в текущей событийной осведомленности (используя групповую
информированность, можно восполнить свои информационные пробелы; есть
сведения, которые можно получить только здесь; благодаря повседневному
общению можно быть в курсе всех местных дел).
Вторую группу составляют стимулы, обусловленные жизненно-практической
значимостью коллективного досуга (общаясь, расширяешь и укрепляешь
дружеские связи; контакт с другими людьми дает возможность более правильно
ориентироваться в текущих событиях).
Третья группа включает стимулы, имеющие своей основой ориентировку на
общественное мнение (общественное одобрение коллективистской направленности
личности, осуждение нелюдимости, замкнутости; высокий общественный престиж
коллективных форм свободного времяпрепровождения).
Четвертая группа – стимулы, связанные с самосознанием, самооценкой
личности (в общении можно показать себя; общаясь, получаешь возможность
проверить себя в сравнении с другими людьми; через свободные контакты можно
укрепить свое ролевое положение в микросреде).
К пятой группе следует отнести стимулы, связанные с экспрессивно-
эмоциональными ценностями, и прежде всего с потребностью в совместных
переживаниях.
И, наконец, в шестую группу входят стимулы, связанные со стремлением
к культурно-творческому развитию (в клубе собираются знающие, интересные
люди, и, общаясь с ними, можно многому научиться; интересующий вид
любительства возможен, только в коллективе и т. п.).
Включение в культурное общение предполагает осознание себя как члена
общества. Необходимо, чтобы каждый отчетливо понимал, что люди объединяются
не только ради собственного удовольствия, но и для решения конкретных
общественно ценных задач, и прежде всего для переустройства окружающей
жизни на коммунистических началах.
Совершенно необходимо обеспечить каждому из вовлеченных в орбиту
клубного общения активную самостоятельную позицию. Здесь не должно быть
второстепенных ролей. Общение становится формирующим фактором, когда
участники его четко осознают свою значимость в общем деле, когда они лично
заинтересованы в достижении поставленных целей и имеют реальную возможность
для самоутверждения, для реализации своих потребностей и способностей.
Межличностное общение должно иметь и собственные, независимые от
деятельности привлекательные стороны. Важно, чтобы общение вызывало у людей
положительные эмоции, доставляло им удовлетворение, удовольствие,
наслаждение. По-настоящему крепким и сплоченным является лишь то
объединение, члены которого воспринимают каждую очередную встречу как
радостное событие.
Непременное требование к управлению общением – обеспечение «обратной
связи». Клубный работник должен отчетливо видеть, к чему приводят его
организационно-педагогические действия, прослеживать характер реальных
изменений в сфере межличностного взаимодействия, улавливать намечающиеся
тенденции. Первостепенное значение имеет владение методами диагностики
наблюдаемого объекта: знание признаков, умение выявить показатели этих
признаков, проанализировать полученные данные и сделать выводы в отношении
дальнейших регулирующих действий.
Не менее важную роль играет управление общением через корректировку
его структуры. Поскольку контакты в сфере нерабочего времени складываются в
большинстве случаев стихийно, они далеко не всегда удовлетворяют самих
людей и еще чаще не являются для них оптимальными. При правильной
организации клубной работы способствуют завязыванию новых знакомств,
возникновению новых товарищеских связей. Предлагая и организуя различные
виды культурной деятельности, клубы не только сознательно формируют
предметную основу контактов, но и влияют на структуру непосредственного
общения.
Список литературы:
1. Ю.А. Стрельцов. «Методика воспитательной работы в клубе». М:
«Просвящение», 1979 г.
2. Н.К. Бакланов. «Профессиональное мастерство работников
культуры». М: «Московкий Государственный Институт», 1994 г.
Страницы: 1, 2
|