Рефераты

Лекция по психологии

Лекция по психологии

Предмет и задачи психологической науки

1. Общая характеристика психологии как науки

2. Сравнение житейской и научной психологии

3. Основные отрасли психологии

4. Основные направления психологии

5. Методы исследования в психологии

1. Общая характеристика психологии как науки

В дословном значении психология это – знания о психике, наука изучающая

ее. Психика – это свойство высоко организованной материи, субъективное

отражение объективного мира, необходимое человеку или животному для

активной деятельности в нем и управлении своим поведением. Сознание – это

высшая форма психики, необходимая для организации общественной и

индивидуальной жизни людей, для их совместной трудовой деятельности. Здесь

психология проявляется как совокупность типичных для человека или группы

людей, способов поведения, общения, познание окружающего мира, убеждение и

предпочтение черт характера. Например, психология студента, женская

психология. Общей задачей психологии является изучение психики человека (и

животных) и его психологии.

2. Сравнение научной и житейской психологии

Существует 2 разных области психологи знания – научная и житейская

психологии, и если научная психология возникала сравнительно не давно, то

житейская всегда была включена в различные виды человеческой практики.

Условием существования человека является определенной сознательное

представление и окружающего мира и своего места в нем. Знание конкретных

психологических закономерностей позволяет людям понимать друг друга,

управлять собственным поведением. Годом рождения научной психологии считают

1879 г. (Лейпциг, Германия). Основатель лаборатории психологии, а затем

института психологии является В. Вундт (1832-1920 г.). Согласно Вундту

предметом изучения психологии является сознание, а именно состояния

сознания, связи и отношения между ними, законы которым они подчиняются.

Отечественные ученые психологии считают, что предметом психологии является

закономерные основы функционирования и развития психики. Основное отличие

научной психики от житейской заключается в том, что для житейской поле

исследовательской деятельности практически бесконечно, в научной психологии

происходит резкое сужение поля исследовательской деятельности. С

ограничением предмета и появлением специальных методов его исследования

связаны и остальные различия научной и житейской психологии: 1) откуда и

каким путем приобретаются психологические знания; 2) в каких формах они

сохраняются; 3) благодаря чему передаются, воспроизводятся. Научная

психология является системой теоретических (понятийных), методических и

экспериментальных средств познаний и исследование психологических явлений.

3. Основные отрасли психологии

Отрасли психологии можно различать по нескольким критериям: 1) по сферам

деятельности, нужды которых обслуживаются, т.е. по тому, что делает человек

(психология труда, педагогическая психология); 2) по тому, кто именно эту

деятельность выполняет, т.е. является ее субъектом и вместе с тем объектом

психологического анализа (субъект: человек определенного возраста –

возрастная психология); 3) по конкретным научным проблемам, например,

проблемам связи, нарушением психики с мозговыми поражениями

(нейропсихология).

4. Основные направления психологии

Психоанализ, бихевиоризм, гештальт психология, гуманистическая

психология. Психоанализ первоначально сложился как метод лечения неврозов,

основная его идея – поведение человека определяется не только и не столько

сознанием, сколько бессознательностью. Пути проявления бессознательного –

ассоциации, сны, случайные действия в нашей жизни. Бихевиоризм –

направление американской психологии отрицающее сознание, как предмет

психологии и сводящее психику к различным формам поведения. Поведение – это

совокупность реакций организма на стимулы внешнего мира. Основатель

направления Дж. Б. Уотсон. S-R (стимул - реакция) – предложил Уотсон.

Каждой ситуации – стимулу соответствует определенное поведение и реакция.

Они отрицали сознание. Бихевиористы считали, что человек подобен животному

и его реакции подобны животному. Торндайк показал, что научение во многих

случаях может быть результатом проб и ошибок. Любое поведение определяется

своими последствиями. Гештальт психология (гештальт (нем.) – форма,

конфигурация, организация). Это направление возникло в Германии. Основные

представители: М. Верткаймер, К. Коффка, В. Келлер. Предметы, составляющие

наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а

как организованное целое. Основные два понятия гештальт психологии: фигура

и фон. Фигура – замкнутая, выступающая вперед, привлекающая внимание часть,

а фон окружает фигуру и кажется непрерывно продолжающимся за ней.

Гуманистическая психология (экзистенциальная психология) – основные

понятия: личность, как уникальная ценностная система, которая представляет

собой ни ничто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации.

Главный представитель: А. Маслоу. Пирамида потребностей человека –

самоактуализация (вершина треугольника), самоуважение, принятие и любовь,

потребность в безопасности, физиологическая потребность в еде и сне

(основание треугольника). Основные положения гуманистической психологии: 1)

человек должен изучаться в его целостности; 2) каждый человек уникален; 3)

человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире главная

психологическая реальность; 4) жизнь должна рассматриваться как единый

процесс становления и бытия человека; 5) человек наделен потенциалами

непрерывного развития и самореализации; 6) человек обладает определенной

степенью свободы; 7) человек активное, творческое существо.

5. Методы исследования в психологии

Основные методы – наблюдение, эксперимент, беседа, тестирование и

анкетирование.

Эволюционное развитие психики и сознания

1. Уровни поведения и эволюционное развитие психики

2. Сознательная деятельность человека

3. Психологическая характеристика сознания

4. Возникновение и развитие сознания

5. Сознание и бессознательность

1. Уровни поведения и эволюционное развитие психики

1859 г Ч. Дарвин: «Все существующие ныне растения и животные происходят

от одной формы жизни и являются результатом эволюции, продолжающейся

миллионы лет». В настоящее время насчитывают (12 млн. Различных форм

бактерий и растений, включая и животных, принадлежащих к 1,2 млн. видов.

Дарвин после экспедиции совершенной им пришел к выводу, что все виды

достигли своего многообразия в результате изоляции, когда та или иная

группа была отделена от другой морским проливом или горной цепью. Дарвину

нужно было объяснить, почему эволюция данной группы шла именно в таком

направлении. Дарвин основывался на теории о человеческом обществе Томаса

Мальтуса. По мнению Мальтуса рост численности населения происходит гораздо

быстрее, чем рост источников пропитания. В случае голода или войны, когда

пищи становится недостаточно, возникает конкуренция и в борьбе за

существование побеждает сильнейший. Этот принцип был перенесен с

человеческого общества на общество растений и животных. (Как в растительном

мире осуществляется борьба за существование?) С точки зрения теории

эволюции даже самые простые среди живых организмов, благодаря отбору,

обладают поведением адаптированным к их образу жизни. Уровни развития

поведения: = тропизм – это движение простейших живых организмов и растений,

возникающее в результате внешних воздействий. Фототропизм – тенденция живых

организмов двигаться под воздействием цвета. Термотропизм – тенденция живых

организмов двигаться под воздействием тепла. Хемотропизм – тенденция

избирать определенную физико-химическую среду. Топотропизм – тенденция к

движению под воздействием механического раздражителя. В основе всех этих

реакций лежат биохимические процессы. Обмен веществ является основой

саморегуляции организма. = таксисы – характерны для простейших

одноклеточных организмов (инфузория туфелька). С помощью очень простых

автоматических движений туфелька направляется ко всему тому, что похоже на

пищу и удаляется от любых неприятных раздражителей. Общая и при том

механическая ориентация организма по отношению к источнику раздражения

называется таксисом. = рефлекс – впервые возникают у кишечно-полостных

животных. Медуза – ее примитивная нервная система состоит из нервных

клеток, которые связаны между собой подобием рыболовной снасти. Рефлекс –

это цепь событий, когда сигналы от какого-либо органа чувств передаются с

помощью нервной системы и вызывают автоматическую реакцию. Безусловный

рефлекс является врожденным и проявляется только при строго определенном

постоянстве внешней среды. В течении жизни под воздействием внешних

факторов происходит перепрограммирование врожденных рефлексов и образуются

условные рефлексы (писать под диктовку). Таксисы и рефлексы – это простые и

стереотипные реакции характерные для самых примитивных животных. Следует

различать инстинктивное поведение и инстинкт. Инстинктивное поведение –

комплекс врожденных и приобретенных компонентов. Инстинкт – часть

инстинктивного поведения, наименее пластичный его компонент, основан на

безусловном рефлексе и направленный, как правило, на удовлетворение

биологических потребностей. = научение – это сформированные, автоматически

осуществляемые движения, не требующие сознательного контроля и специальных

волевых усилий для его выполнения. С развитием способности к научению

эволюционно более продвинутые виды получали возможность изменять свое

поведение в зависимости от обстоятельств и адаптироваться к изменениям

среды. Человек смог выработать способность устанавливать связь между

различными элементами ситуации и выводить из нее правильное решение, путем

умозаключений, не прибегая к пробным действиям, производимым неудачно.

Основные черты поведения животных: 1) интеллектуальное поведение животных

сохранило свою связь с биологическими мотивами и не может перейти за их

границы; 2) интеллектуальное поведение животных всегда определяется

непосредственно воспринимаемыми стимулами или следами прежнего опята; 3)

заключены в ограничении источников этого поведения. 2 источника – программы

заложенный в видовом опыте и источником поведения является непосредственно

опыт. Эти 3 черты сохраняют основные особенности всякого поведения

животных.

2. Сознательная деятельность человека

Основные отличительные черты сознательной деятельности человека: 1) Они

всегда связаны с биологическими мотивами. Встречаются ситуации, при которых

сознательная деятельность входит в конфликт с биологическими мотивами и

подавляет их. Самый распространенный пример – человек бросается спасать

других из огня пожара; 2) Деятельность человека вовсе не обязательно

определяется наглядными впечатлениями получаемыми от среды или следами

прошлого опыта. Человек абстрагироваться от них. У человека появляется

усвоение общечеловеческого опыта, накопленного до него предшествующими

поколениями.

3. Психологическая характеристика сознания

Рефлексивная способность сознания, т.е. готовность к познанию других

психических явлений и самого себя. Без наличия этих способностей человек

никогда не смог бы даже представить что у него есть психика. Таким образом,

психологическая характеристика включает в себя ощущение человеком себя,

познающим субъектом. Это означает, что человек осознает себя, как

отделенное от мира существо, готовое и способное к изучению и познанию

этого мира. Человек осознает эти знания, может сформулировать их, выразить

их в словах, понятиях, передать другому человеку, хранить эти знания,

воспроизводить, работать с ними, как с особым объектом. При утрате сознания

такая способность теряется. Вторая характеристика сознания – тесная

взаимосвязь сознания с волей. Представить действительно отсутствие в данный

момент или вовсе не существование в данный момент человек может только

произвольно. Третья черта – способность сознания к коммуникации, т.е.

передача другим лицам того, что осознает данный человек с помощью языка и

других знаковых систем. Обмениваясь друг с другом информацией люди выделяют

в сообщаемом главное, так происходит абстрагирование, т.е. отвлечение от

всего второстепенного и сосредоточение сознания на самом существенном.

Сознание существует не только в словесной, но и в образной форме.

4. Возникновение и развитие сознания

Главным условием возникновения и развития человеческого сознания

является совместное, продуктивное, опосредованное речью орудийная

деятельность людей. Она требует общения и взаимодействия людей друг с

другом. Она предполагает создание продукта, который всеми участниками

деятельности осознается как цель их сотрудничества. Эта цель должна быть

определена и выражена в слове. Прежде чем стать достоянием индивидуального

сознания, слово и его содержание должны получить общее значения для

пользующихся ими людей. Это впервые происходит в совместной деятельности,

получив всеобщее значение слово проникает в индивидуальное сознание, в

начале своего развития сознание человека направлено на познание внешнего

мира. Человек осознает, что находится в него его, с помощью данных ему

природой органов чувств. Он видит, воспринимает, отражает этот мир как

отделенный от него и существенно независимый от него. Такая

последовательность развития стадий сознания называется рефлексивной.

5. Сознание и бессознательность

На ряду с сознанием у человека существует и бессознательное.

Бессознательность – это форма психического отношения, в которой образ

действительности и отношения к ней человека не выступают как предмет

специальной рефлексии. Понятие сознательности в науку ввел Фрейд. Он

относил к бессознательности в личности те качества, интересы, потребности,

в которых человек не осознает себя, но которые ему присущи и проявляются в

разнообразных не произвольных реакциях, действиях и психических явлениях. К

одному из таких явлений Фрейд относил ошибочные действия – оговорки,

описки, ошибки при написании и слушании слов, не произвольное забывание

имен, обещаний, намерений, предметов, событий и др., что прямо или косвенно

связанно для человека с неприятными переживаниями. Третья группа явлений

проявления бессознательности – представления связанные с восприятием,

памятью и воображением.

Познавательная сфера личности

1. Ощущения

2. Восприятие

3. Память

Мышление и речь, воображение. Внимание – в лекции не упоминается.

1. Ощущения

Ощущения – это простейшая форма психического отражения, свойственная и

животному, и человеку и обеспечивающая познание отдельных свойств предметов

и явлений. Ощущения являются источником наших знаний о внешнем мире, они

являются основными каналами, по которым информация о явлениях внешнего мира

доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающем.

Методы измерения Ощущений: прямой и косвенный. В психологии конца 19 –

начала 20 вв. сложилось представление, согласно которому органный чувств

(рецепторы) пассивно отвечают на воздействующие раздражители и

соответственно ощущения, с этой точки зрения ощущения являются пассивным

процессом. Рефлекторная теория считает, что ощущение это активный процесс –

основное положение этой теории заключается в следующем – в состав каждого

ощущения входит движение. Сложные ощущения не возможны без активного

движения, примером сложного ощущения может быть ощупывание предмета с

закрытыми глазами.

Общие свойства ощущений: 1) Качество – каждый вид ощущений имеет свои

специфические особенности, отличающие его от других видов. 2) Интенсивность

– определяется силой действующего раздражителя и функционального состояния

рецептора. 3) Длительность – определяет функциональное состояние органов

чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью. 4)

Пространственная локализация раздражителя – пространственный анализ

осуществляется дистантными рецепторами, он дает нам сведения о локализации

раздражителя в пространстве. 5) Порог ощущений. Минимальная величина

раздражителя вызывающая едва заметные ощущения – нижний порог. Максимальная

величина раздражителя еще вызывающая ощущения – верхний порог. (Для слуха

min порог – тиканье часов с расстояния 6 метров. Для осязания – ощущение

движения крыла мухи при падении с высоты 1 см).

2. Восприятие

Восприятие – это форма целостного психологического отражения предметов и

явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Сумма

ощущений не является восприятием - В(О+О+О. Все восприятия можно разделить

на отдельные виды в зависимости от того, какие анализаторы играют ведущую

роль: зрительные, слуховые, двигательные и т.д. Основные характеристики

восприятия: 1) Предметность – отнесение сведений, получаемых из внешнего

мира, к этому миру. 2) Целостность – целостность предмета. 3) Структурность

восприятия – восприятие не есть сума ощущений. Мы воспринимаем

абстрагированную от ощущений абстрактную структуру, которая формируется в

течении некоторого времени. 4) Контактность – относительное постоянство

воспринимаемых предметов при изменении условий их восприятия. 5)

Осмысленность – восприятие у человека тесно связано с мышлением, с

пониманием сущности предмета. Оно не сводится к одной лишь чувственной

основе. Мы воспринимаем предметы, имеющие определенное значение. 6)

Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с

другими. Она обусловлена направленностью и опытом личности. Зависимость

восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его

личности называется апперцепцией. Восприятие пространства. Здесь различают

восприятие величины, формы, объемности и удаленности предметов. Форма –

один из наиболее информативных признаков внешнего мира. Восприятие формы

требует выделения предметов из фона внешнего мира. Основную роль при

восприятии объемности предмета играет бинокулярное зрение. Восприятие

времени. Это отражение длительности и последовательности явлений

объективной действительности. Во многом зависит от содержания деятельности

и установки личности. Восприятие движения. Это отражение направленности и

скорости пространственного существования предмета. Восприятие предметов

может быть ошибочно. Иллюзия – закономерно неправильное восприятие

предмета, который в данный момент действует на наши органы чувств.

Галлюцинации – кажущиеся (ложные) восприятия.

3. Память

Это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении,

сохранении и воспроизведении прошлого опыта. Благодаря памяти человек имеет

представление о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего

содержание его сознания включает в себя приобретенный в прошлом опыт и

знания. Ассоционисты считают, что запоминание есть соединение или

связывание впечатлений прошлого или настоящего. Теория деятельного

опосредования. Запоминание зависит от того, какую роль играет данный

материал в деятельности человека, каково его место в системе потребностей.

Классификация видов памяти: 1) по характеру психической активности –

двигательная (запоминание различных движений), эмоциональная (память на

чувства), наглядно-образная (память на вкусы, запахи, зрительные картины и

т.д.), словесно-логическая; 2) в зависимости от длительности закрепления и

сохранения материалов – кратковременная, долговременная, оперативная

(мнемические процессы обслуживающие конкретную актуальную деятельность); 3)

в зависимости от приемов заучивания – механическая, логическая; 4) в

соответствии с целями деятельности – произвольная, непроизвольная,

постпроизвольная.

Психология личности

Личность, ее структура и направленность

1. История развития представлений о личности

2. Структура личности

3. Развитие личности

4. Индивидные свойства личности

1. История развития представлений о личности

По Неману 3 этапа развития истории представления и личности. 1эт. –

философско-литературный этап (начало 3 – 4 в.). Этот этап связан с поиском

конкретного ответа ан вопрос о нравственной духовной сущности человека.

2эт. – клинический (начало 19 в.) – в центре внимания те особенности

личности, которые присущи больным людям. Большинство работ этого периода

включает в себя описание их поведения. Итогом этого периода явилось то, что

были выработаны классификации личности связанные с определенной болезнью.

3эт. – экспериментальный (начало 20 в.) – в это время можно наблюдать

кризисное состояние психологии, связанное с невозможностью объяснения

целостных сложных поведенческих актов только исходя из изучения отдельных

психических функций.

2. Структура личности

Личность – это функциональный психологический орган, позволяющий

индивиду интегрировать свою жизнедеятельность в системе множественных,

социально-детерминированных связей с миром. Культура личности. 1)

Конституционально-антротеметрическая. Объект исследования – врожденные

предрасположенности к реагированию (Шейден, Крегмер). 2) Факторная

стратегия – факторный анализ, где обработке подвергается вербальная или

словесная реакция человека на определенное число вопросов (Дж. Гильфорд).

3) Блочная стратегия – на основаниях наблюдения за жизнью людей (Платонов

К.Н.): а) индивидуальные свойства человека – половое различие, темперамент;

б) психические процессы; в) блок прошлого опыта – знания, умения, навыки;

г) направленность личности. 4) Мотивационно-динамичесая стратегия – в

основе этой стратегии лежат представления о динамике мотиваций.

Характеризуется это положение общим представлением о том, что в любом

проявлении личности предполагается иерархично-организованная структура

потребностей и мотивов (пирамида Маслоу).

3. Развитие личности

Развитие личности по Э. Эриксону – это последовательная смена этапов, на

каждом их которых происходит качественное преобразование внутреннего мира,

отношений и поведения человека. Эриксон выделил 8 этапов развития личности:

|Возрастные|Нормальное развитие |Аномальное развитие |

|периоды | | |

|раннее |ребенок обретает |ребенок не доверяет |

|младенчест|доверие к людям, при|людям, эмоциональная|

|во (0-1 |взаимной любви и |изоляция, его |

|год) |привязанности, а |отвержение, |

| |также при |игнорирование |

| |удовлетворении всех | |

| |его жизненных | |

| |потребностей и | |

| |потребностей в | |

| |общении | |

|позднее |ребенок обретает |чувство своей |

|младенчест|автономность и |неприспособленности,|

|во (1-3) |уверенность в себе, |сомнение в своих |

| |установление баланса|возможностях, в этот|

| |между чувством |период у ребенка |

| |независимости, |слабо развита речь и|

| |самостоятельности и |присуще желание |

| |с другой стороны |скрыть свою |

| |ограничениями |ущербность |

| |взрослых | |

|раннее |формируется |пассивность, |

|детство |активность, |проявляющаяся в |

|(3-5) |инициативность, |вялости, |

| |живое воображение, |подавленности, |

| |активное изучение |чувство зависти, |

| |окружающего мира, |отсутствие признаков|

| |включение в |полоролевого |

| |полоролевое |поведения |

| |поведение | |

|среднее |чувство долга, |характерно чувство |

|детство |стремление к |собственной |

|(5-14) |достижениям, |неполноценности, |

| |происходит активное |слабые трудовые |

| |усвоение |навыки, избегание |

| |инструментальных и |сложных заданий и |

| |предметных действий |ситуаций |

| | |соревнований, а |

| | |также присуще |

| | |конформность – |

| | |«рабское поведение» |

|половая |формируется |путаница ролей, |

|зрелость, |жизненное |мысли не только о |

|подростнич|самоопределение, |будущем, но и о |

|ество, |выстраиваются планы |прошлом, |

|юность |на будущее, идет |самокопание, |

|(11-20) |активный писк себя и|смещение форм |

| |экспериментирование |полоролевого |

| |в разных ролях, в |поведения, путаница |

| |том числе и в сексе,|в моральных и |

| |четкая половая |мировоззренческих |

| |поляризация в формах|установках, потеря |

| |поведения |трудовой активности |

|ранняя |близость к людям, |одиночество и |

|взрослость|стремление к |изоляция от людей, |

|(20-45) |контактам с людьми, |проявляется в |

| |рождение и |избегании близких и |

| |воспитание детей, |интимных отношений с|

| |любовь и работа, |людьми, |

| |удовлетворенность |неразборчивость в |

| | |отношениях и |

| | |непредсказуемость в |

| | |поведении |

|средняя |продуктивная работа |застой, эгоцентризм,|

|взрослость|над собой, зрелая, |непродуктивность в |

|(45-60) |полноценная и |работе, ранняя |

| |разнообразная жизнь,|инвалидность, |

| |удовлетворенность |исключительная |

| |семейными |забота о себе, все |

| |отношениями, |прощение себя |

| |родительская | |

| |гордость | |

|поздняя |спокойная оценка |отчаяние, ощущение, |

|взрослость|прошлого, принятие |что жизнь прожита |

|>60 лет |прожитой жизни |зря, бессмысленность|

| |такой, какая она |своего |

| |есть, ощущение |существования, |

| |полноты и полезности|желание прожить |

| |прожитой жизни, |жизнь заново, |

| |примирение с |получить от нее |

| |неизбежным, т.е. |больше чем было, |

| |отсутствие страха |боязнь |

| |смерти |приближающейся |

| | |смерти |

4. Индивидные свойства личности

Способности, темперамент и характер. Способности: врожденные и

приобретенные. Способности - индивидуальные и психологические особенности

человека, которые выражают его готовность к осуществлению конкретной

деятельности, природными предпосылками способностей являются задатки.

Талант, одаренность – высшее проявление способностей и связаны с

особенностью мотиваций человека. Одаренные дети отличаются тем, что у них

есть повышенная тяга к занятию делом, которое им очень нравиться, и

впоследствии вся жизнь концентрируется вокруг этой деятельности.

Сенситивный период проявляется повышенной чувствительностью к тем или иным

средовым воздействиям, а также к освоению того ли иного рода деятельности

(2-3 года – развитие речи; 5-7 лет – чтение, писание). Темперамент –

динамические характеристики психической деятельности, проявляющиеся в трех

областях: 1 область – общая активность человека; 2 область – в особенности

материи; 3 область – способность к эмоциональности. Темперамент является

природной или динамической основой характера. Характер – это совокупность

устойчивых свойств, в которых выражаются типичные способы его поведения и

эмоционального реагирования.

Социально-психологические основы взаимодействие людей

Общение и основы взаимоотношений

1. Определение общения

2. Структура и функции общения

3. Интимные межличностные отношения

1. Определение общения

Общение – это сложный ,многоплановый процесс установления и развития

контактов между людьми, который порождается потребностями в совместной

деятельности и включает в себя обмен информацией, выработку единой

стратегии и взаимодействия, а также включает восприятие и понимание другого

человека. 3 группы факторов доказывающие решающую роль общения в развитии

человека: 1 фактор – изучение детей маугли; 2 фактор – изучение явления

госпитализма; 3 фактор – влияние общения на общее психическое развитие

ребенка: а) общение может ускорять психическое развитие ребенка; б) общение

позволяет преодолевать детям неблагоприятные ситуации; в) общение может

исправлять дефекты неправильного воспитания.

2. Структура и функции общения

Структура и функции общения по Г.М. Андрееву он выделяет 3 стороны

общения: 1) Коммуникативная сторона общения – общение – это обмен

информацией между общающимися людьми. 2) Интерактивная – включает

организацию взаимодействия общающихся людей. 3) Перцептивная – процесс

восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе

взаимодействия. Функции общения: 1) общепсихологическая классификация: а)

информационно-коммуникативная (прием и передача информации); б)

регуляционно-коммуникативная (регулирование деятельности людей); в)

аффективно-коммуникативная (передача эмоциональных переживаний). 2)

социально-психологическая: а) функции организации совместной деятельности;

б) функция познания людьми друг друга с целью взаимопонимания; в) функция

формирования и развития межличностных отношений.

3. Интимные межличностные отношения

Дружба – положительные, интимные взаимоотношения, которые основаны на

взаимной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности людей

друг другу и их постоянной готовности в любой момент придти друг другу на

помощь. Дружеские отношения носят деловой характер или утилитарный. Другая

цель – эмоциональная цель основанная на удовлетворении от дружбы. Цель

может быть рациональной и может быть нравственной.

Любовь. Графически изобразить любовь и дружбу не возможно. Любовь – это

такой вид отношений между людьми, который не допускает господства одного

человека над другим или беспрекословного подчинения одного человека

другому. Виды любви по Э. Фромму: 1) братская любовь, т.е. любовь между

равными людьми (равными по семейному положению); 2) материнская любовь –

любовь сильного к слабому, защищенного к незащищенному - такая любовь

наиболее открыта и крепка; 3) эротическая – любовь психофизиологического

плана, в отличие от двух других видов требует предпочтительности и особого

выделения любимого существа среди других и исключительного отношения к

нему; 4) любовь человека к самому себе – эгоизм от любви к себе отличается

тем, что в нем существует исключительная любовь к себе, в ущерб такому же

по отношению к окружающим; 5)любовь к Богу (религиозная любовь) – такая

любовь является универсальной и выбирает в себя виды любви. Бог в этом

случае выступает как воплощение признаков добра, справедливости, истинности

и любви.

Вражда – это отношения взаимной неприязни и ненависти любви. Причины

вражды: 1) антиподы; 2) на основе не сложившихся дружеских или любовных

отношений. Неприязнь возникает на основе существования различных интересов,

потребностей людей, индивидуальных и интеллектуальных различий среди людей.

Одиночество – депрессия, привычный способ реакции на одиночество, он

проявляется в агрессии.

-----------------------

Виды ощущений

По контакту с раздражителем

По расположению рецептора

Дистантные ощущения

Контактные ощущения

слуховые

зрительные

обонятельные

кинестетические

кожные

вкусовые

органические

Интерацективные - органические

Проприоцептивные (сигнализируют о положение частей тела)

экстрацептивные

зрительные

слуховые

кожные

обонятельные


© 2010 Современные рефераты