Рефераты

Методы диагностики тревоги и тревожности младших школьников

Методы диагностики тревоги и тревожности младших школьников

Санкт-Петербургский государственный институт психологии и соц. работы

Методы диагностики тревоги и тревожности младших школьников

Выполнили:

Студентки 3 курса

Факультета прикладной психологии

Дневного отделения

Морозова Д. А.

Подолянская Л.В.

Санкт-Петербург

2003 год

Методики для диагностики тревоги и тревожности

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса

Данных о адаптации данного теста в России не найдено.

Цель: Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей

младшего и среднего школьного возраста.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут

и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно

ответить «Да» или «Нет».

Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит

из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать

искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих

ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с

ним, или «-», если не согласны».

Обработка и интерпретация результатов.

При обработке результатов выделяют вопросы; ответы на которые не совпадают

с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время

как в ключе этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы,

не совпадающие с ключом - это проявления тревожности. При обработке

подсчитывается:

1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50 %, можно

говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа

вопросов теста – о высокой тревожности.

2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в

тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае.

Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом

определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их

количеством.

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора).

1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка,

связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на

фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со

сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный

психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в

успехе, достижении высокого результата и т. д.

4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций,

сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим,

демонстрации своих возможностей.

5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание

тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений,

возможностей.

6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на

значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога

по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности

психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к

ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного,

деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный

эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность

обучения ребенка.

Шкала явной тревожности для детей CMAS

Методика: “Шкала явной тревожности для детей CMAS (The Children’s Form of

Manifest Anxiety Scale). Была разработана американскими психологами

A.Castaneda, B.R.McCandless, D.S.Palermo в 1956 году на основе шкалы явной

тревожности (Manifest Anxiety Scale) Дж.Тейлора (1953) [9], предназначенной

для взрослых.

В России адаптация детского варианта шкалы проведена и опубликована

А.М.Прихожан.[7]

Предмет диагностики: Выявление тревожности как относительно устойчивого

образования.

Контингент: Для детей 8-12 лет. Может проводится как индивидуально, так и в

группах. Для детей 7-8 лет предпочтительней индивидуальное проведение.

Примерное время – 15-25 минут.

Краткое описание: Для детского варианта было отобрано 42 пункта, оцененных

как наиболее показательные с точки зрения проявления хронических тревожных

реакций у детей. Специфика детского варианта также в том, что о наличии

симптома свидетельствуют только утвердительные варианты ответов. Кроме

того, детский вариант дополнен 11 пунктами контрольной шкалы, выявляющей

тенденцию давать социально одобряемые ответы. Таким образом, методика

содержит 53 вопроса.

Обработка и интерпретация результатов:

1. Просмотреть бланки и отобрать те, на которых все ответы одинаковы

(только “верно” или только “неверно”). Такой полученный результат следует

рассматривать как сомнительный.

2. Обратить внимание на наличие ошибок в заполнении бланков: двойные

ответы, пропуски, исправления, комментарии и т.д. Если ошибок много, то

обработку проводить нецелесообразно.

После подсчета сырых балов и перевода их в стены проводится интерпретация:

1-2 стена: состояние тревожности не свойственно (подобное “чрезмерное

спокойствие” может иметь и не иметь защитного характера)

3-6 ст.: нормальный уровень тревожности (необходим для адаптации и

продуктивной деятельности)

7-8 ст.: несколько повышенная тревожность (часто бывает связан с

ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни).

9 ст.: явно повышенная тревожность (обычно носит “разлитой”,

генерализированный характер)

10 ст.: очень высокая тревожность (группа риска).

Проективная методика для диагностики школьной тревожности

Методика: “Проективная методика для диагностики школьной тревожности” была

разработана А.М.Прихожан [7] в 1980-1982 гг. на основании методики Amen

E.W.Renison N. (1954).

Предмет диагностики: Выявление тревожности как относительно устойчивого

образования.

Контингент: Методика предназначена для учащихся 6-9 лет. 2 набора по 12

рисунков размером 18х13 см в каждом. Набор А для девочек, набор Б – для

мальчиков. Проводится с каждым испытуемым индивидуально.

Краткое описание: Перед предъявлением каждой картинки повторяются вопросы:

Какое у девочки (мальчика) лицо? Почему у него такое лицо?

Обработка и интерпретация результатов:

Оцениваются ответы на 10 картинок (2-11). Картинка 1 - тренировочная, 12

выполняет буферную функцию и предназначена для того, чтобы ребенок закончил

выполнение задания позитивным ответом.. Общий уровень тревожности

вычисляется по “неблагополучным” ответам испытуемых, характеризующим

настроение ребенка на картинке как грустное, печальное, сердитое, скучное.

Тревожным можно считать ребенка, давшего 7 и более подобных ответов из 10.

Сопоставляя ответы испытуемого с его интерпретацией картинки, а также

анализируя выбор героя на картинках с несколькими детьми (напр., на

картинке 6 выбирает ли он ученика на первой парте, решившего задачу, или

ученика на второй парте, не решившего ее), можно получить богатый материал

для качественного анализа данных.

Личностная шкала проявлений тревоги

Цель: Опросник предложен J.Teylor [9] в 1955 году и предназначен для

измерения уровня тревожности.

В России адаптирован Немчиным Т.А. (1966 г.).

Опросник состоит из 50 утверждений. Он может предъявляться испытуемому либо

списком, либо как набор карточек с утверждениями.

Инструкция: «Вам предлагается ознакомиться с набором высказываний,

касающихся черт характера. Если Вы согласны с утверждением, отвечайте «да»,

либо «нет», если не согласны. Долго не задумывайтесь, важен первый

пришедший Вам в голову ответ».

Оценка результатов:

Подсчитывается количество ответов испытуемого, свидетельствующих о

тревожности. Количество баллов суммируется.

Интерпретация:

Оценка 40-50 баллов рассматривается как показатель очень высокого уровня

тревожности, 25-40 баллов свидетельствуют о высоком уровне тревоги, 15-25

баллов - о среднем ( с тенденцией к высокому) уровне, 5-15 баллов – о

среднем ( с тенденцией к низкому) уровне, 0-5 баллов - о низком уровне

тревожности.

Второй вариант опросника, модифицированный В. Г. Норакидзе, дополнен шкалой

лжи, которая позволяет сделать вывод о неискренности ответов испытуемого.

Личностные методики, где тревожность выступает как диагностируемый

компонент

Графическая методика «Кактус» [6]

Методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет.

Тест используется для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка.

При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и

простой карандаш. Возможен вариант с использованием восьми «люшеровских»

цветов, при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста

Люшера.

Инструкция:

«На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь».

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Обработка данных.

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие

всем графическим методам, а именно:

1. пространственное положение

2. размер рисунка

3. характеристики линий

4. сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для

данной методики:

1. характеристика «образа кактуса» ( дикий, домашний, женственный и т.д.)

2. характеристика манеры рисования ( прорисованный, схематичный и пр.)

3. характеристика иголок ( размер, расположение, количество)

Интерпретация результатов:

По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать

качества личности испытуемого ребенка.

Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно

торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают

высокую степень агрессивности.

Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в

центре листа.

Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу

листа.

Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе,

вычурность форм.

Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри

кактуса.

Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в

варианте с цветными карандашами.

Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии,

использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие

цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение

дикорастущего, пустынного кактуса.

Детский апперцептивный тест (ДАТ)

Данная методика используется для исследования личности у детей 3-10 лет.

Тест является прямой модификацией тематического апперцептивного теста (ТАТ)

Г. Мюррея. [8]

Данных о адаптации данного теста в России не найдено.

Стимульный материал для ДАТ представляет собой серию из 10 рисунков,

изображающих животных в различных ситуациях. Это сделано для облегчения

понимания отношения детей к наиболее важным фигурам и стимулам.

При помощи данной методики можно исследовать вопросы соперничества,

агрессивности, тревожности, страхов, отношение к еде, отношение к родителям

( вместе и по отдельности к каждому)

Инструкция:

При предъявлении инструкции лучше всего рассказать ребенку, что вы

собираетесь поиграть, и в этой игре он должен рассказать истории по

картинкам: что там происходит, что делают сейчас звери, что было вначале и

что будет потом. В процессе исследования желательно предъявлять ребенку

картинки по одной, не показывая остальные.

Литература:

1. Практикум по возрастной психологии. Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф.

Рыбалко, 2002

2. Методы диагностики тревожности. Костина Л.М., 2002

3. Основы психологии: Практикум. Ред.-сост. Л.Д. Столяренко, 2001

4. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Под

ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева

5. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и

других. Сост. Р. Римская, С. Римский, 2000

6. Памфилова М. Графическая методика «Кактус» // Обруч. – 2000. №5. С. 12-

13.

7. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая

природа и возрастная динамика. Москва-Воронеж, 2000.

8. Henry A. Murray. Thematic Apperception Test. Harvard University Press.

1943 (et al.)

9. J. A. Taylor. Manifest Anxiety Scale. 1953

В Интернете:

http://www.homepages.irk.ru/vadim/psvlist.htm

http://pcihadvert.h10.ru/metod.html

http://psyserver.narod.ru/metodiki_01.htm


© 2010 Современные рефераты