Методы отбора персонала
Методы отбора персонала
| |
|МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ |
|РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
|Тюменский государственный нефтегазовый |
|университет |
| |
|Факультет менеджмента |
|Кафедра ОПиВЭД |
| |
| |
| |
| |
| |
|Реферат |
| |
|по дисциплине «Управление персоналом» |
|на тему |
| |
|«Методы отбора персонала» |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|Выполнил: студент |
|группы ВЭД - 95 – 1 |
|Иванов О. Д. |
|Проверил: к. э. н., доцент |
|Антонова И. В. |
| |
|Тюмень 1998 |
ПЛАН
Введение
1. Отбор кандидатов и факторы влияющие на него .
2. Критерии отбора .
3. Методы отбора персонала .
3.1 Предварительная отборочная беседа .
3.2 Заполнение бланка заявления и автобиографической анкеты .
3.3 Беседа по найму .
3.4 Тесты по найму .
3.5 Проверки рекомендаций и послужного списка .
3.6 Медицинский осмотр .
4. Достоверность и обоснованность методов отбора .
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Решение кадровых вопросов в условиях рыночных отношений и рынка
рабочей силы приобретает особо важное значение , так как меняется
общественный статус работника , характер его отношений к труду и условиям
продажи рабочей силы . В этих условиях руководитель предприятия
(работодатель) должен в своих решениях исходить из того , что человеческий
потенциал проявляется при благоприятных условиях для работника , а его
способности в выполнении работ , решении задач , в том числе проблемных ,
зависят от многих качественных показателей , характеризующих его как
личность и специалиста . Система управления персоналом должна носить
комплексный характер и строиться на концепции , согласно которой рабочая
сила рассматривается как невозобновляемый ресурс или человеческий капитал .
Одним из важных видов деятельности менеджеров при управлении человеческими
ресурсами является приём на работу . Задачей привлечения персонала является
обеспечение покрытия чистой потребности в персонале в качественном и
количественном отношении с учётом места и времени , а также эффективное
соединение характера решаемых предприятием задач с человеческой природой
работников , выполняющих эту задачу . Хотя многие менеджеры при приёме на
работу ориентируются прежде всего на то , где раньше работал человек ,
получая эту информацию зачастую из личной беседы или трудовой книжки ,
существуют определённые технологии подбора персонала , которые с успехом
используются в мировой практике . Они включают два различных вида
деятельности : набор и отбор персонала . Прежде чем организация предложит
кому-либо работу , она должна найти тех людей . которые хотели бы её
получить . В этом и заключается набор - создать необходимый резерв
кандидатов на все должности , из которых затем будут отобраны наиболее
подходящие работники . То есть отсюда главная задача отбора персонала -
выбор наиболее подходящих кандидатов из резерва , созданного в ходе набора
. При этом используются многочисленные формы и методы отбора с помощью
которых фирмы и организации отбирают наиболее подходящих им людей . Отбор
персонала имеет важное значение при управлении человеческими ресурсами ,
так как от него во многом зависит дальнейшая деятельность организаций , ибо
только при наличии квалифицированного персонала они смогут добиться
наилучших результатов и поставленных задач .
1. Отбор кандидатов и факторы влияющие на него .
Прежде чем организация предложит кому-либо , она должна найти людей
, которые бы хотели её получить . Приём на работу является необходимой
частью управления персоналом . Этот процесс состоит в сопоставлении
требований , предъявляемых работодателем и квалификации кандидата .
Поскольку работодатель предлагает место , гарантирующее определённое
вознаграждение , то необходимо , чтобы кандидат отвечал определённым
требованиям . Если требования , предъявляемые организацией и требования
кандидата хотя бы частично совпадают , то проводится их сопоставление .
Процесс приёма на работу обычно требует уступок в требованиях обеих сторон
. При управлении персоналом , на стадии отбора происходит процесс , с
помощью которого организация выбирает из ряда кандидатов одного или
нескольких людей , наиболее подходящих по имеющимся критериям на вакантное
место . При этом конечно же должна обеспечиваться удовлетворённость самих
работников и возможность полного раскрытия и использования их возможностей
. Каждый приём работника на работу влечёт за собой большие затраты для
организации , ошибки при приёме увеличиваются многократно . По оценкам
экспертов США , в 1987 году отбор менеджера высшего звена стоил компании в
среднем 32 тыс. $ , инженера 8 тыс. , бухгалтера 10 тыс. , секретаря 2 тыс.
$ .
Специфика предприятия . На отбор влияют многие факторы , его
процедуры , как правило , несколько отличаются в государственном и частном
секторе . Так , в государственных организациях на отбор значительное
влияние оказывает политическое покровительство . В частом секторе дружба с
менеджерами и работниками фирмы может иметь важное значение , но не до
такой степени , как в государственных организациях , здесь всё же целью
отбора персонала является отбор по достоинствам .
Важными характеристиками предприятия , влияющими на отбор ,
являются его размер , сложность и технологическая изменчивость .
Систематические , надёжные и действенные методы отбора , как уже известно ,
требуют больших материальных затрат , и лишь относительно большие
организации берутся за их использование . Разработка этих методов оправдана
в случае большого числа вакантных мест и ещё большего числа кандидатов .
Если предприятие имеет много вакантных мест , но количество претендентов не
велико , то особенно сложные методы отбора не требуются .
Сущность рынка рабочей силы . Следующим обстоятельством , влияющим на
процесс отбора , является рынок рабочей силы . Если желающих много , то
выбирать метод отбора сложнее ; если желающих не много , выбор сравнительно
прост . Для предприятия важно состояние рынка рабочей силы , особенно там ,
где оно расположено . На процесс отбора влияют условия работы ,
предлагаемые предприятием , сама работа и имидж фирмы .
Менеджеры по персоналу , анализируя эффективность методов отбора ,
обычно используют такой показатель , как коэффициент отбора . Он
определяется как отношение количества отобранных работников , к количеству
желающих , из которых осуществляется отбор . Для разных профессий величина
коэффициента отбора разная : менеджеры - около 1:2 , профессионально-
технические работники - 1:1 , клерки - около 1:2 , квалифицированные
рабочие - около 1:1 , чернорабочие - почти 1:2 . Если коэффициент отбора
близок к 1:1 , то процесс отбора короток и прост . Число желающих , из
которого осуществляется отбор невелико . При коэффициенте отбора 1:2
процесс может стать непростым . Меньший коэффициент означает , что
организация может быть более разборчива при отборе . При коэффициенте 1:2
вероятность того , что организация наймёт на работу более соответствующих
её критериям работников , больше , чем когда коэффициент равен 1:1 .
Требования профсоюза . Если работники организации целиком или
частично принадлежат к какому-либо профсоюзу , то членство в профсоюзе -
один из главных факторов , влияющих на решение при отборе . Иногда контакт
с профсоюзом является единственным (или одним из главных) критериев отбора
. Профсоюз может многими путями , открыто или неявно , влиять на процесс
отбора .
Местоположение предприятия . Многие крупные фирмы , выпускающие
товары , пользующиеся повышенным спросом , располагают свои предприятия в
нескольких городах , и эти города обычно обеспечивают постоянный поток
желающих работать . Как правило , такие регионы страны привлекают
достаточно большое число работников , имеющих необходимые навыки и
подготовку .
Непосредственное окружение и отбор . Основная цель отбора - набрать
работников с высокой культурой работы - может быть осуществлена менеджерами-
управляющими или людьми контролирующими интересы компании . Администрация
предприятия устанавливает различные цели набора , например , привлечение
работников с высоким качеством работы :
готовых работать на фирме много лет ;
с низким показателем несчастных случаев ;
умеющих общаться с коллегами и клиентами и т. д.
Отбор направлен на выявление возможностей и взглядов заявителя для
определения его соответствия условиям и особенностям работы .
В малых фирмах , где нет отдела по управлению персоналом , решение
по отбору принимает менеджер соответствующего профиля . В больших и
среднего размера фирмах к принятию решения при отборе привлечены линейный
менеджер и функциональный менеджер (Таблица 1) . В больших организациях
человека , ответственного за отбор , называют менеджером по найму .
Таблица 1.
Участие линейного и функционального менеджеров в процессе отбора
|Функции отбора |Линейный менеджер |Менеджер по управлению |
| |(ЛМ) |персоналом (МУП) |
|Выбор критериев отбора |Осуществляет выбор |Консультирует выбор и |
| |критериев |вводит критерии , |
| | |отражающие особенности |
| | |работы |
|Утверждение критериев |----- |Утверждает |
|отбора | | |
|Отборочная беседа |----- |Проводит |
|Работа с заявлениями и |Иногда проводит |Обычно выполняет |
|анкетами по | | |
|биографическим данным | | |
|Беседа по поводу |Совместно |Совместно |
|принятия на работу | | |
|Проведение тестов |----- |Проводит |
|Заполнение таблицы |----- |Заполняет |
|квалификации и | | |
|рекомендаций | | |
|Конечное решение при |Принимает после |Даёт рекомендации |
|отборе |рассмотрения |линейному менеджеру |
| |рекомендаций | |
| |менеджера по | |
| |управлению | |
| |персоналом | |
2. Критерии отбора .
Чтобы программа отбора была действенной , следует ясно
сформулировать качества работника , необходимые для соответствующего вида
деятельности . Критерии следует формировать так , чтобы они всесторонне
характеризовали работника : образование , опыт , медицинские и личные
характеристики . «Эталонные» уровни требований по каждому критерию
разрабатываются исходя из характеристик уже работающих на предприятии
работников , хорошо справляющимися со своими обязанностями . Отбор может
быть невозможным , если список требований к работнику со стороны
организации будет слишком велик .
Образование . Большинство нанимателей пытаются отбирать работников
, во многом судя о них по полученному ими образованию . При равных
показателях работодатели предпочитают большее образование меньшему и высшую
степень низшей . Однако эти характеристики должны быть увязаны с успехами
на работе , и критерий образованности должен непременно сравниваться с
требованиями выполняемой работы . Работодатель должен изучить
продолжительность и тип образования , его соответствие рассматриваемой
работе .
Опыт. Работодатели часто отождествляют опыт с возможностями
работника и с его отношением к работе , считая , что человек , занимавшийся
подобной деятельностью ранее и желающий выполнить такую же работу , любит
её и будет выполнять её хорошо . А поскольку лояльность в отношении работы
и предприятия ценится высоко , большинство работодателей предпочитают наём
работников с опытом .
Одним из способов измерения опыта работы в организации является
установление рейтинга трудового стажа , отражающего время , на протяжении
которого человек работал в данной организации . На военной службе дата
присвоения званий есть эквивалент рейтинга трудового стажа . Трудовой стаж
измеряется различными способами : общим временем работы на данной фирме ,
временем работы на фирме на определённой должности или в составе
определённого отдела и т. д.
Физические (медицинские) характеристики . Существуют многие виды
работ , требующие от исполнителя определённых физических качеств , обычно
сводящихся к выносливости и силе , которые легко поддаются тестированию . С
этой целью предприятию следует выявлять физические и медицинские
характеристики преуспевающих работников в данный момент и использовать эти
данные как критерии , но только тогда , когда все или большинство
работников этим данным соответствуют .
Персональные характеристики и типы личности . Одной из важнейших
персональных характеристик работника является его социальный статус
(положение) . Одни работодатели предпочитают принимать женатых работников ,
считая , что это приводит к меньшей текучести и лучшему качеству работы .
Другие фирмы с большей охотой приглашают холостых или разведённых
работников , которые по их мнению , мобильнее , охотнее соглашаются на
смену места и вида работ , работу в выходные дни и сверхурочно . Второй
важной персональной характеристикой претендента является его возраст .
Любой конкретный критерий отбора работников , основанный на возрастном
делении , должен быть тщательно изучен в отношении преуспевающих работников
, занятых в фирме на данное время . В США , например , дискриминация против
лиц старше 40 лет признана незаконной , и , если кадровик намекнёт
претенденту , что тот уже староват для данной работы , это может стать
основанием возбуждения судебного дела .
Работодатели могут предпочитать определённые типы личности для
выполнения различных работ . Например , предпочитать общительных людей
замкнутым . Выдающиеся личные качества могут быть необходимы работникам ,
общающимся с клиентами , для других же мест такие качества не пригодятся .
Работа кадровой службы будет тем успешнее , чем яснее её сотрудники
представляют себе конкретную цель работы по набору и отбору кадров .
Например , когда ставится задача просто привлечь новые кадры для работы в
организации , применяются одни методы . В этом случае кадровая служба
руководствуется критериями , которые разрабатываются в организации лицами ,
принимающими решение . Для набора отбора кадров на определённую и
специфическую должность кадровая служба использует аналитические оценки
кандидатов , учитывающие характеристики работы и требования к человеку , её
выполняющему , независимо от характера деятельности и размеров организации
. В применении аналитических методов отбора кадров на ту или иную должность
акцент делается на основных показателях поведения , что облегчает процесс
принятия решений .
3. Методы отбора персонала .
В прошлом отбор персонала на Западе (а на некоторых предприятиях
России и сегодня) считался достаточно простым делом . Начальник лично
беседовал с желающими и принимал решение , руководствуясь своей интуицией
(или рекомендацией вышестоящего начальства) . Однако , начиная с 60-х годов
ХХ века создавались различные формы и методы этой процедуры , повышалась её
эффективность и она освобождение от субъективных оценок . Эти методы можно
сравнить со ступенчатой системой . На каждой из этих ступень часть
претендентов отсеивается , другие отказываются сами . Конечно многие
организации реализуют эту процедуру в различном объёме , исключая или
добавляя какие-либо методы , поскольку это очень дорогостоящее дело ,
требующее много времени . В Таблице 2 показано применение различных методов
отбора в зависимости от источников набора .
Таблица 2 .
Методы отбора , используемые при найме и продвижении по
службе[1] .
| |Доля общего числа обследованных , % |
|Метод отбора |Процедуры для |Процедуры для |
| |кандидатов из вне |кандидатов на |
| | |повышение |
|Проверка рекомендаций и |97 |67 |
|послужного списка | | |
|Отбор без беседы |81 |70 |
|Тест на качество работы и |75 |40 |
|навыки | | |
|Медицинский осмотр |52 |8 |
|Схематическая беседа |47 |32 |
|Изучение кандидатур |26 |3 |
|агентством вне предприятия | | |
| |22 |15 |
|Тест на знание специфики | | |
|работы |20 |10 |
|Тест на умственные | | |
|способности |11 |7 |
|Заполнения бланка заявления|9 |4 |
| |6 |7 |
|Тест на личные качества | | |
|Изучение кандидатур в |6 |4 |
|центре по оценке работников| | |
| |6 |1 |
|Тест на физические | | |
|способности |3 |2 |
|Тест на детекторе лжи (либо| | |
|письменный тест на | | |
|честность) | | |
|Другие | | |
Примечание . Общее число обследованных - 437 человек .
3.1 Предварительная отборочная беседа .
Эта работа проводится по разному в различных фирмах . Для
некоторых видов деятельности предпочтительно , чтобы кандидаты приходили
непосредственно в отдел кадров или на место работы . В этих случаях беседу
проводит специалист по персоналу или линейный менеджер . При этом
выясняются только лишь самые общие данные о кандидате (например ,
образование , внешний вид , определяющие личностные качества) . Уже после
этого удачливые заявители проходят следующие стадии отбора . Беседа может
проходить и по телефону , если прибытие кандидата затруднено (например , он
живёт в другом городе) . В этом случае , перед беседой фирма получает
заявление о желании работать здесь и письмо . Письма , посылаемые вместе с
заявлением о работе , должны быть напечатаны на хорошей бумаге , быть не
более одной страницы и включать в себя следующие пункты (в порядке убывания
значимости) :
Какую должность Вы хотели бы занимать ;
Ваши специфические цели работы на данном месте ;
Конечные цели Вашей карьеры ;
Причина по которой Вы ищете работу ;
Указание на то , что Вам хорошо известно то место , куда
Вы желаете быть направлены
Наиболее важными пунктами , на которые обычно обращают внимание при
предварительной отборочной беседе являются : адрес , профилирующее
направление в учебном заведении , оконченные учебные заведения , цель
поступления на работу , время пребывания на предыдущих местах работы ,
желаемая зарплата , цель карьеры , ограничения по здоровью , общее
состояние здоровья , оценки в университете , военная служба , членство в
организациях , ближайшая возможная дата выхода на работу .
2 Заполнение бланка заявления и автобиографической
анкеты .
Количество пунктов анкеты должно быть минимальным , а запрашиваемая
информация должна определять производительность бедующей работы
претендента . Данные могут относиться к прошлой работе , складу ума , то
есть чтобы на их основе можно было провести психологическую оценку
кандидата . Пункты анкеты должны быть сформулированы в нейтральном стиле и
предполагать любые возможные ответы , в том числе и вообще отказ в ответе ,
а сами пронумерованные пункты должны вытекать один из другого . Могут быть
заданы вопросы о мнении претендента по поводу какой-либо ситуации ,
допустим : «Что Вы думаете о частых командировках , если Вы служащий нашей
компании ?» Вариантами ответов могут быть такие : «С удовольствием
соглашусь» , «Не прочь попробовать» , «Скорее всего соглашусь» , «Откажусь
от командировок» . Другой разновидностью анкет по биографическим данным
является «сравнительный бланк заявлений» , используемый в США для прогноза
результативности и количества увольнений .
3.3 Беседа по найму .
Собеседования или беседа по найму до сих пор являются наиболее
широко применяемым методом отбора кадров . Принимая на работу новых
сотрудников организация располагает обычно лишь документальными данными о
нём . В этом случае важное значение приобретает беседа представителей
организации с претендентом . Даже работников неуправленческого состава
редко принимают на работу хотя бы без одного собеседования . Его лучше
всего проводить будущему непосредственному управляющему претендующего на
должность работника . Отбор руководителя высокого ранга может потребовать
десятков собеседований , занимающих несколько месяцев .
Собеседование предназначено для выяснения некоторых деловых качеств
кандидата и личного знакомства с ним . Прежде всего должно быть выяснено
знание специалистом того дела , за которое он берётся . Конкретное
содержание проверки на знание дела определяется описанием (квалификацией)
рабочего места . Проверяется , насколько претендент понимает предстоящую
работу (функции , технологии) , знает технические средства , которыми ему
предстоит пользоваться .
Некоторые общие рекомендации эффективного проведения беседы
сводятся к следующему :
Установление взаимопонимания с кандидатом и
предоставление возможности ему чувствовать себя свободно .
Концентрация внимания в ходе всего собеседования на
требованиях к работе .
Недопустимость оценки по первому впечатлению .
Необходимость получения всей информации о человеке .
Подготовка комплекта структурированных вопросов ,
которые будут задаваться всем кандидатам , а также
достаточная гибкость , чтобы исследовать и другие
возникающие вопросы .
Различают беседы формализованные (строго по схеме) ,
слабоформализованные и неформализованные . В ходе любой из них происходит
обмен информацией , обычно в форме вопросов и ответов . Цель практически
любого вида беседы - знакомство с претендентом . Однако эти три вида беседы
значительно отличаются по подходам . В ходе беседы формализованного типа
проводящий её человек не отклоняется от имеющегося у него стандартного
списка вопросов и отмечает ответы кандидата на специальном бланке . Такой
подход , как правило , не позволяет получить достаточно широкого
представления о заявителе , так как не даёт возможности приспособить ход
беседы к ответам претендента .
При проведении беседы слабоформализованного типа имеются лишь
основные вопросы и наряду с ними могут задаваться дополнительные . Этот
метод допускает большую гибкость , чем первый , но требует и большей
квалификации от проводящего беседу . Хотя для этих бесед и нет специальных
макетов , всё же кадровикам рекомендуется определённый перечень вопросов ,
которые обычно задаются кандидатам :
Почему Вы обратились о приёме на работу именно к нам ?
Чем Вас привлекла наша фирма ? Что Вы знаете о ней ?
Что Вы знаете об этой работе ? В какого рода работе Вы
больше заинтересованы ?
Почему Вы выбрали именно эту карьеру ? Как Вы планируете
на будущее свою карьеру ?
Что бы Вы стали делать , если ... (описание критической
ситуации на рабочем месте) ?
Как бы Вы могли описать себя ?
Что Вы хотите рассказать о себе ? О Вашей семье ?
Каковы Ваши основные сильные и слабые стороны ?
Какую работу Вы больше всего любите делать , а какую не
любите?
Каковы Ваши интересы вне работы ? Как Вы проводите
свободное время ?
Что бы Вы хотели изменить в своём прошлом ?
Какие предметы в школе Вам нравились больше всего и
меньше всего ? А в ВУЗе ? Почему ?
Считаете ли Вы , что получили хорошую подготовку общего
характера ?
Какие особенности в Вашей подготовке позволяют Вам
думать , что Вы добьётесь успеха в избранной Вами сфере
деятельности ?
Какого рода общественной деятельностью Вы занимались в
ВУЗе ? После ВУЗа ? Почему ?
Что Вам нравилось больше всего и меньше всего на прежней
работе ?
Что Вы можете рассказать о Ваших руководителях на
прежнем месте работы ? О Вашей прежней работе ?
Почему Вы уволились с прежней работы ?
Какие Ваши цели в жизни ? Как Вы планируете их достичь ?
На какую заработную плату Вы рассчитываете ?
Чем Вы надеетесь заниматься через 5 (10 , 15) лет ?
При проведении беседы по неформализованному типу у человека
проводящего её обычно нет заранее подготовленных вопросов . Разговор
ведётся свободно , в зависимости от сложившейся ситуации и характера самого
заявителя . Но тем не менее имеются определённые рекомендации по проведению
собеседования по этому типу . Сюда входит запрещение комментариев по поводу
пола кандидата , если это не связано как-то с выполнением работы .
Недопустимо задавать вопросы , связанные с расовой принадлежностью (о цвете
кожи , глаз , волос) , увечьями (как они получены , и насколько они
серьёзны) , возрастом , семейным положением и количеством детей (это
выясняется лишь после приёма) , ростом и весом , пригодностью к воинской
службе , интересоваться родом войск , в которых служил кандидат , жилищными
условиями , судимостью . Запрещается также требовать рекомендации
религиозных организаций . Кроме того , есть перечень вопросов , которые
должны задаваться с большой осторожностью , это вопросы : о месторождении ,
пользовании псевдонимом или вторым именем , о религиозных убеждениях ,
гражданстве , членстве в различных клубах и обществах .
В целом же разговор ведётся достаточно свободно . Здесь нужно
постараться вызвать кандидата на откровенность и внимательно прислушиваться
к его словам . Разговор , как правило , начинается с какого-либо простого
вопроса , допустим : «Что в данной работе Вам нравится больше всего ?» .
После того , как он начнёт говорить , следует делать лишь короткие
замечания в тех случаях , когда собеседник отклоняется от темы беседы .
Одобрительная улыбка и реплики типа «Это очень интересно , продолжайте ,
пожалуйста» заставляют кандидата продолжать свои высказывания до тех пор ,
пока у интервьюера не сложатся правильные представления о нём самом , а
также о его истинных намерениях .
Собеседование при приёме на работу делится обычно на три основные
части : вступительную , основную и заключительную .
Вступительная часть составляет около 15 % времени для создания
атмосферы взаимопонимания . Опрос обычно начинается с темы , интересующей
обе стороны . При этом нужно стараться ободрять опрашиваемого , избегать
отрицательных оценок и критических замечаний , как можно больше проявлять
дружелюбие и интерес к личности кандидата . Главная же цель основной части
беседы - получение информации для оценки в претенденте качеств , требуемых
для данной должности и принятия решения . При этом желательно , чтобы
кандидат говорил сам , а интервьюер внимательно слушал . В заключительной
части необходимо подвести итоги и разъяснить дальнейший ход приёма на
работу . Не следует заканчивать беседу отрицательным решением , о нём
человека рекомендуется уведомить позже .
В Англии для беседы с кандидатами чаще всего используется метод ,
называемый «план семи пунктов» , разработанный и рекомендованный
Национальным институтом производственной психологии . Он включает в себя :
Физические характеристики - здоровье , внешность , манеры .
Образование и опыт .
Интеллект - способность быстро схватывать суть проблемы .
Способность к физическому труду .
Диспозиция - лидерство , чувство ответственности ,
общительность .
Интересы - любые хобби , которые могут характеризовать
личность кандидата .
Личные обстоятельства - как работа будет влиять на личную
жизнь и наоборот .
В ходе беседы менеджеру по персоналу нужно определить :
достаточно ли квалифицирован кандидат для данной работы ;
желает ли он выполнять её при существующих условиях ;
какова продолжительности будущей работы в организации ;
возможность продвижение по служебной лестнице вверх ;
совершенствование профессии кандидата ;
мнение относительно сверхурочной работы , командировок ,
замещения других работников и других возможных
специфических особенностей предстоящей деятельности
является ли этот кандидат самым подходящим из всех
остальных
Что касается продвижения в должности , то по этому вопросу должна
быть ясность . Если есть возможность продвижения , то претенденту
желательно сообщить , что ему для этого следует делать . Если нет такой
возможности , то об этом также следует уведомить будущего работника , но в
то же время сказать о льготах , которые он сможет иметь по мере увеличения
стажа работы его в организации .
О мотивации действий претендента можно судить , задав ему всего два
вопроса : «Почему он ушёл с прежней работы ?» и «Что его привлекает на
новой работе ?» Уточнение мотивации ориентирует администрацию относительно
уровня заинтересованности в работе будущего работника .
В ходе беседы представляется возможным выяснить некоторые
способности претендента , например . способности понимать , выражать свои
мысли , писать , говорить и пр. Необходимо обратить внимание на опрятность
в одежде , в облике в целом , а также на манеру держаться .
Предпочтительными надо считать : опрятность , скромность в облике и
естественность в поведении .
При проведении беседы , вопросы задаются не только кандидатам , но
и сами они могут получить у менеджера по персонала некоторую информацию ,
касающуюся их возможной работы в данной организации . Как правило ,
задаются следующие вопросы :
Как оценивается исполнение работы ?
Много ли переводов с одного отдела или участка в другой ?
Какова политика продвижения ?
Имеет ли предприятие программы по обучению и повышению
квалификации ?
Как велика ответственность , которая ложится на новых
работников ?
Оказывается ли предпочтение людям закончившим
образование ? Какова политика компании в области
дополнительного образования ?
Каков имидж компании в обществе ?
Каковы социальные гарантии ?
Помимо основной цели беседы - отбора наиболее подходящих для
организации лиц , существует и другая цель - реклама . Необходимо внушить
собеседнику значимость данной организации . Это требование предъявляется ко
всем работникам службы персонала при всех формах и методах отбора персонала
. Уже на первых стадиях встреч с людьми важно уделить им должное внимание ,
чтобы у них создалось благоприятное впечатление о компании . Для этого
необходимо , чтобы человек , занимающийся приёмом новых сотрудников , имел
навыки общения с людьми разных типов . Ему должно нравиться общаться с
людьми и оказывать помощь находящимся в затруднении заявителям . При
недостаточной квалификации человека , проводящего беседу , она может
оказаться малоэффективной и даже повлечь за собой судебное разбирательство
.
Вместе с тем , исследования выявили целый ряд проблем , снижающих
эффективность собеседований как инструмента отбора кадров . Основа этих
проблем имеет эмоциональный и психологический характер . Так , например ,
существует тенденция принятия решения о кандидате на основе первого
впечатления , без учёта сказанного в остальной части собеседования . Другая
проблема заключается в тенденции оценивать кандидата в сравнении с лицом ,
с которым проводилось собеседование непосредственно перед этим . Если
предыдущий собеседник выглядел особенно плохо , то последующий
посредственный кандидат будет выглядеть хорошо или даже очень хорошо . Есть
у проводящих интервью и такая тенденция , как оценка более благоприятно тех
кандидатов внешний вид , социальное положение и манеры которых в большей
мере напоминают их собственные .
В результате такого метода отбора как собеседование удаётся
довольно определённо выявить фактический уровень профессиональной
подготовки претендента и соответствие его предстоящей работе . Надо
отметить , что редко бывает , чтобы претендент на должность полностью её
соответствовал , поэтому собеседование также имеет целью выявить степень
несоответствия . Если степень несоответствия такова , что претендента можно
подучить на месте , то тогда он может быть принят на работу . В этом случае
важно , что управляющий видит , какие он берёт на себя обязательства по
этому доучиванию нового работника . Но более важно и то , что принимаемый
на работу видит своё небольшое несоответствие , профессиональную
неготовность , и в связи с этим необходимость учиться и стараться в работе
. Необходимой ясности в соответствии работника и работы не бывает , если
его принимают на работу только по документам без должной проверки . В
результате это несоответствие , если оно есть , не зафиксировано и не
определена его степень , доучивание не проводится , а в итоге страдает дело
. Часто в таких случаях работник начинает оспаривать перед администрацией
своё несоответствие работе .
Не все собеседования заканчиваются положительным решением .
Проведённые социологами опросы менеджеров по персоналу показали , что
наиболее частые причины отказа в приёме на работу по итогам собеседования
были следующие :
Плохой внешний вид .
Агрессивная манера поведения , комплекс превосходства ,
властность .
Неспособность ясно выражать свои мысли , недостатки речи ,
плохая дикция , грамматические ошибки .
Отсутствие личных планов служебной карьеры и четких
целей , пассивность и индифферентность , незрелость .
Неуверенность в себе и неуравновешенность , нервозность ,
неловкость .
Нежелание начинать работу с младших должностей ,
намерение получить сразу слишком много .
Чрезмерное внимание к денежному вознаграждению ,
заинтересованность только в получении материальных благ .
Скрытость , уклончивость , увиливание от прямого ответа ,
неискренность .
Плохие отзывы об организациях , в которых кандидат
работал раньше , и о их руководителях .
Бестактность , невежливость .
Непонимание общепринятых правил .
3.4 Тесты по найму .
Тестирование с целью отбора подходящих людей для определённых целей
использовалось на протяжении многих веков . Одним из первых примеров можно
считать библейскую историю о воинах Гедеона .
«И сказал Господь Гедеону : народа с тобой слишком много ... веди
их к воде , там Я выберу их тебе ... И сказал Господь Гедеону : кто будут
лакать воду языком своим , как лакает пёс , того ставь особо , так же как и
тех всех , которые будут наклоняться на колени свои и пить ...» Таким
образом были отсеяны все лишние воины , и Гедеон получил 300 человек ,
которые пили , зачерпывая пригоршнями воду , не опускаясь на колени .
Именно с этими воинами была одержана блистательная победа .[2] Таким
образом тестирование вполне себя оправдало .
Например в США до принятия в 1964 г. Закона о гражданских правах 90
% компаний признавали , что используют тесты , к 1976 г. - только 42 % , но
в 1988 г. уже 84 % компаний сообщали , что включают тесты в свой механизм
отбора кадров .[3]
Применяемые при отборе тесты предназначены для того , чтобы
получить психологический портрет кандидата , оценить его способности , а
также профессиональные знания и навыки . Они позволяют сравнивать
кандидатов между собой или с эталонным , то есть идеальным кандидатом . Как
правило , тесты разработаны психологами , но , чтобы их использовать ,
совсем не обязательно быть психологом .
Тесты используются для измерения качеств человека, необходимых для
результативного выполнения работы . Например , для секретаря такими
способностями могут быть умение печатать на компьютере , стенографировать ,
требуются и определённые личные качества . При приёме на работу чаще всего
используют тесты направленные на изучение :
профессиональных знаний и навыков ;
уровня развития интеллекта и других способностей ;
наличия и степени проявления определённых личностных
качеств .
Специалистам по персоналу известны , как правило , тысячи различных
тестов . Из этого многообразия можно выделить основные .
Тесты выполнения отдельных работ . Например , тест на компьютерное
программирование для программистов , тест на вождение для водителей ,
прослушивание для музыкантов , тесты по машинописи и т. п. Кандидатов
просят проделать определённую работу на механизме с которым им придётся
работать в случае принятия на работу , а затем уже регистрируется
количество и качество результата . Тесты такого рода наиболее достоверны .
Другой вид тестов связан с искусственным созданием обстановки ,
приближенной к реальной . Например , вождение машина на тренажёре , тесты
на психомоторные способности (время принятия решения , поворотливость
пальцев , скорость движения конечностей и др.) , тесты на канцелярские
способности (проверяется запоминание чисел и имён) . Сюда же относится
большая группа так называемых письменных тестов , используемых для
измерения общего уровня умственного развития и способностей . Их существует
огромное множество . Например , тест на способности - шкала Векслера ,
состоящий из двух групп заданий . Первая , словесная , включает вопросы по
словарному запасу , общей информированности , арифметике . Вторая группа
состоит из заданий , основанных на завершении рисунка , собирании предметов
и т. п. Широко также используется калифорнийский тест умственной зрелости ,
а также тесты позволяющие измерить различные личностные параметры человека
. Наиболее известны тест Кэттела , выделяющий шестнадцать основных качеств
претендента , Миннесотский многопрофильный личностный тест «семантический
дифференциал» , служащий для исследования репрезентативности эмоциональных
явлений в сознании , тесты по изучению типа нервной деятельности
(темперамента) , акцентуации характера и другие .
Иногда под тестом понимают такое испытание , отличительными
чертами которого является фиксированность времени выполнения задания и
единственность правильного ответа . Такой тест предназначен для определения
уровня развития интеллекта и других способностей (например , к устному
счёту) , навыков и т. п.
Особой разновидностью тестов являются опросники . С их помощью
оценивают свойства личности или интересы . Ответ характеризует отвечающего
. Опросники используются для определения склонности к тому или иному виду
деятельности , например нравится ли данному человеку работать в коллективе
, если у него артистические склонности и т. п. Опросники эффективно
применяются в целях профориентации
Как правило , при тестировании выполнение заданий и ответы на
вопросы осуществляются письменно самими кандидатами , после чего
оцениваются и интерпретируются результаты . В последнее время всё
популярнее становится использование автоматизированных тестов , в основном
выполнение которых предлагается претендентам на компьютере . По окончании
компьютер обрабатывает полученную информацию , производит все необходимые
расчёты и выдаёт результат .
Своеобразным тестом на честность является широко используемый в США
прибор , регистрирующий изменения в дыхании , кровяном давлении , пульсе ,
реакции кожи и фиксирующий эти изменения на бумаге . Речь идёт о полиграфе
или так называемом детекторе лжи . Человеку , к которому подключён полиграф
, задают различные вопросы : нейтральные , чтобы выявить его нормальное
состояние , затем очень острые , чтобы зарегистрировать ответ , сделанный
под давлением . Использование этого устройства обходится значительно
дешевле других методов проверки . Однако для работы с полиграфом нужны
квалифицированные специалисты , кроме того , с его помощью можно проверить
не всех людей . Некоторым очень легко солгать , и они обманывают полиграф ,
другие напротив , очень эмоционально реагируют на простые вопросы и
выглядят на приборе лжецами .
Наиболее известны так называемые проективные тесты . Начало они
берут из глубины веков , от гадания на свечах , кофейной гуще и т п. Вот ,
например , уже используемый многие годы весьма эффективный тест Роршаха .
Простая клякса , раздавленная внутри сложенного пополам листка бумаги . В
зависимости от того , что увидел человек , простую кляксу или какой-нибудь
предмет , психолог расскажет кто он есть на самом деле . Тесты такого рода
рассчитаны на то , чтобы зацепить и вытащить скрытую установку подсознания
. Могут предложить дописать рассказ или дорисовать картинку .
Использование тестовых методик при отборе персонала всегда было и
остаётся весьма дискуссионным вопросом не только В России , но во всём мире
. В США , например , в 60-е годы был период , когда метод тестирования
признавался дискриминационным по расовому , половому и социальному
признакам , и его использование было не безопасным .
Сегодня тестирование - неотъемлемая часть работы по управлению
персоналом . По данным американской статистики , при опросе кадровых
менеджеров сложилась следующая ситуация . 20 % опрошенных ответили , что
постоянно пользуются различными психологическими тестами (калифорнийский
тест на личностные характеристики , тест Гордона на личностный профиль ,
тест на социальный интеллект , тест на адаптивность и уживчивость в
коллективе и др.) ; 11 % используют детектор лжи , психологический
стрессовый показатель , тесты на честность и т. д. ; 18 % опрошенных
ответили , что применяют для кандидатов на работу алкогольный и
наркотический тесты , являющиеся частью медосмотра и основанные на
различных анализах . По заявлению опрошенных , ни одна из организаций не
использует тесты на СПИД ; 55 % менеджеров по персоналу используют тесты
похожие на работу , которую кандидат должен выполнить (вычислительные тесты
, печатание на компьютере , речевая обработка и канцелярское дело , тесты
на силовой подъём и гибкость и т. п.) ; 22 % респондентов пользуются
психоанализом для выявления мастерства претендентов ; в 63 % организаций
данные тестирования держат в строгом секрете ; 21 % ответили , что
результаты тестовых испытаний были показаны лишь кандидату и инспектору
службы персонала , а 13 % заявили , что не держат тестовые данные в секрете
.[4]
В Росси на данный момент отечественных тестовых методик практически
нет , так как они долго считались идеологически чуждыми нам . Используются
в основном западные методики , однако здесь имеются определённые сложности
, связанные не только с языковыми отличиями , но главным образом , с
социокультурными несоответствиями .
3.5 Проверки рекомендаций и послужного списка .
В тех случаях , когда заявитель получает отзыв лично для передачи
по месту запроса , объективность оценки не может быть гарантирована , так
как многие люди не хотят писать своё истинное мнение о человеке , который
это может прочитать . Поэтому в последнее время чаще практикуются
специальные запросы , в которых прежнего работодателя просят оценить
кандидата по определённому перечню качеств . Ещё более распространены
телефонные звонки предыдущему начальнику для обмена мнениями и выяснения
каких либо интересующих вопросов . При такой проверке анализируется
хронологический порядок мест работы , обращается внимание на пробелы и
перемены рабочих мест . При этом учитывается также частота увольнений и то
, в какой мере смена рабочего места вела к подъёму или спуску по служебной
лестнице . Считается , что в молодые годы смена рабочего места имеет другое
значение , нежели позднее . Поэтому у молодых кандидатов частые перемены
рабочего места должны быть расценены , скорее , положительно , так как в
основе их лежат мобильность , стремление к лучшей организации , гибкость .
У кандидатов постарше смена рабочего места должна быть обсуждена в ходе
беседы . Учитывается ещё и то , что изменение профессии служит повышению
практического опыта данного кандидата .
3.6 Медицинский осмотр .
Некоторые фирмы , требуют проведение медосмотра по нескольким
причинам :
необходимостью знания физического состояния претендента в
момент найма на случай подачи возможных требований
компенсаций из-за ухудшения здоровья ;
необходимостью предотвратить приём переносчиков заразных
болезней :
необходимостью определить , может ли человек физически
выполнять предлагаемую работу .
Одной из форм медосмотра является генетический отбор ,
предусматривающий использование различных анализов с целью выявления у
кандидата особых черт , предрасполагающих (или наоборот) его к работе с
различными химикатами . Например , заявитель с повышенной чувствительностью
организма к токсинам , используемым в производстве , немедленно отсеивается
в процессе отбора . В последние годы на Западе широко обсуждается комплекс
вопросов , связанных с проверкой на предмет употребления наркотиков . Это
проблемы как этического и юридического порядка так и медико-биологического
, так как достоверных на сто процентов тестов пока ещё не существует и в
трети случаев результаты их оказываются ошибочными .
Также никогда не мешает назначить претенденту испытательный срок в
рамках , установленных трудовым законодательством . За время испытательного
срока представляется возможность способом естественного наблюдения и
специальных условий достаточно хорошо выяснить деловые качества работника и
сделать окончательное заключение о его пригодности . Поскольку срок этот
относительно небольшой , изучение деловых качеств должно протекать активно
и целенаправленно . В течение испытательного срока решаются задачи не
только изучения деловых качеств работника , но и выявляются его способности
к обучению , а также ему предоставляется возможность самому оценить
предстоящую деятельность и адаптироваться в среде персонала организации .
Перед окончанием испытательного срока непосредственный руководитель
должен дать оценку работнику для кадровых подразделений и объявить своё
заключение о дальнейшем его использовании самому работнику .
Если работник после полного испытательного срока проявил качества ,
необходимые для постоянной работы на занимаемой должности , его принимают
на постоянную работу . При этом нужно обратить внимание работника на его
слабые стороны и на необходимость постоянного совершенствования им деловых
качеств , а также главе организации необходимо встретиться с группой новых
работников . На такой встрече новичков надо ознакомить с общими целями ,
структурой , традициями , историей и достижениями организации .
4. Достоверность и обоснованность методов отбора .
Одним из способов уяснить , окажется ли претендент соответствующим
всем требованиям , и выбрать наиболее подходящего из группы кандидатов
является тестирование заявителей в условиях , максимально приближенным к
рабочим . Чтобы эти методы отбора оказались результативными , они должны
быть достаточно надёжными , достоверными . Если претендент получает оценку
в 70 очков при тестировании по найму в понедельник , 40 очков в аналогичном
тесте в четверг и 95 - в пятницу , то определить , какой из результатов
наиболее точно отражает способности этого заявителя , невозможно : данный
тест не может быть признан достоверным . Достоверность метода отбора
характеризует его неподверженность систематическим ошибкам при измерениях ,
то есть его состоятельность при различных условиях .
Если служащий , проводящий беседу с заявителем , даёт разные оценки
его способностей и возможностей в разные дни , эти оценки нельзя считать
достоверными . На практике достоверность при вынесении суждений достигается
сравнением результатов двух (или более) аналогичных тестов , проведённых в
разные дни . Другой путь повышения достоверности - сравнение результатов
нескольких альтернативных методов отбора (например , тест и беседа) . Если
результаты сходны или одинаковы , можно считать результат правильным .
Помимо достоверности оценок необходимо учитывать обоснованность
принятых критериев отбора . Под обоснованностью здесь понимается то , с
какой степенью точности данный результат , метод или критерий
«предсказывает» будущую результативность тестируемого человека .
Обоснованность методов относится к выводам , сделанным на основе той или
иной процедуры , а не к самой процедуре . То есть метод отбора может сам по
себе быть достоверным , но не соответствовать конкретной задаче : измерять
не то , что требуется в данном случае .
Существуют разные типы обоснованности методов отбора , с которыми
должен быть знаком менеджер : обоснованность по сути , по соответствию
характеру конкретной работы и по соответствию конкретным критериям .
Обоснованность - это степень , в которой тест , беседа или оценка качества
работы измеряет навыки , опыт и способность выполнять данную работу .
Соответствие метода отбора каким-то конкретным требованиям или условиям
определяет степень точности , с которой метод отбора выявляет конкретные
способности претендента , соответствующие отдельным важным элементам стиля
работы . Качество выполняемой при тестировании работы оценивается в
соответствии с требованиями к настоящей м последующей работе .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важный шаг в процессе обеспечения фирмы или организационной системы
соответствующими её профилю человеческими ресурсами является отбор
кандидатов , который представляет собой выбор из всей подобранной группы
индивидуальных работников для последующего найма . Сам процесс отбора , как
правило , состоит из целой серии ступеней выбора (различных методов) , где
каждая последующая ступень отсеивает из общей группы до тех пор , пока не
останется нужное количество претендентов . На этих стадиях работники
проходят специальные тесты и собеседования , призванные выявить , отвечают
ли они тем или иным требованиям , предъявляемым нанимающей организацией ,
подходят ли они для выполнения той работы , для которой их нанимают .
Политика найма различна в разных фирмах и зависит , как правило ,
от принятой здесь системы ценностей . При приёме на работу совершенно
нового работника весьма важную роль играет беседа с претендентом на
должность . Тестирование в качестве метода отбора персонала также
становится всё более популярным . Этот интерес вполне понятен , если
принять во внимание , что постоянно возрастает значение правильного отбора
и всё дороже становятся ошибки .
Отбор кадров осуществляется по принципу , какой из кандидатов
наилучшим образом выполнит определённую работу . Для достижения этой цели в
процессе отбора кадров должны быть предусмотрены соответствующие методы
оценки определённых специфических аспектов , характеризующих кандидата .
В большинстве случаев выбирают человека , имеющего наилучшую
квалификацию для выполнения фактической работы на занимаемой должности , а
не кандидата который , представляется наиболее подходящим для продвижения
по службе . Объективное решение о выборе , в зависимости от обстоятельств ,
может основываться на образовании кандидата , уровне его профессиональных
навыков , опыте предшествующей работы , личных качествах .
Несоблюдение принципов проведения отбора , установленных комиссией
по соблюдению равенства возможностей при трудоустройстве , может привести к
возбуждению судебного иска со стороны работника , который может обвинить
организацию в дискриминационной политике при отборе персонала .
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бляхман Л. С. Введение в менеджмент .-СПб.:Издательство С-Петербургского
университета экономики и финансов , 1994.
2. Как подбирать сотрудников и их учить. // За рубежом , 1993 , № 33
3. Мескон М. Х. , Альберт М. , Хедоури Ф. Основы менеджмента .-М.:«Дело» ,
1992.
4. Нессонов Г. Г. Управление персоналом коммерческой организации . Учебное
пособие .-М.:«Триада» , 1997.
5. Подбор кадров Во Франции . // Человек и труд , 1993 , № 4 .
6. Поляков В. А. Технология карьеры .-М.:«Дело ЛТД» , 1995 .
7. Силин А. Н. Управление персоналом . Учебник по кадровому менеджменту .-
Тюмень:ТГУ , 1994 .
8. Тарасов В. К. Персонал-технология : отбор и подготовка менеджеров .-
Л:«Машиностроение» , 1989 .
9. Травин В. В. , Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента .-М.:«Дело» ,
1995.
10. Шамхалов Ф. И. Американский менеджмент . Теория и практика .
-М.:«Наука» , 1993.
-----------------------
[1] Травин В. В. , Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента .-М.:«Дело» ,
1995. Стр. 68.
[2] Поляков В. А. Технология карьеры .-М.:«Дело ЛТД» , 1995 . стр. 97
[3] Там же стр. 98.
[4] Силин А. Н. Управление персоналом . Учебник по кадровому менеджменту .-
Тюмень:ТГУ , 1994. Стр. 54-55.
|