Методы преподавания психологии
состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной
системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия
быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой
чувствительностью: даже на слабые раздражители она дает соответствующую
реакцию.
Важным свойством высшей нервной деятельности является уравновешенность
нервных процессов, т.е. пропорциональное соотношение возбуждения и
торможения. У некоторых людей эти процессы взаимно уравновешиваются, а у
других этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс торможения,
или процесс возбуждения.
Одно из основных свойств высшей нервной системы - подвижность нервных
процессов. Подвижность нервной системы характеризуется быстротой
сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстротой возникновения и
прекращения их (когда этого требуют условия жизни), скоростью движения
нервных процессов (иррадиация и концентрация), быстротой появления нервных
процессов в ответ на раздражение, быстротой образования новых условных
связей, выработки и изменения динамического стереотипа.
И. П. Павлов выяснил, что темперамент каждого животного зависит от
сочетания свойств. Такое сочетание свойств нервной системы, которое
определяет и индивидуальные особенности условно-рефлекторной деятельности и
темперамент, он назвал типом нервной системы. Комбинации указанных свойств
нервных процессов возбуждения и торможения были положены в основу
определения высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы,
подвижности и уравновешивания процессов различают четыре основных типа
высшей нервной деятельности.
В зарубежной психологии ( Кречмер, Шелдон) широко распространены
теории, утверждающие, что темперамент зависит не от физиологических свойств
общего типа нервной системы, а от общей конституции организма, внешними
показателями которого являются строение тела, соотношение его отдельных
частей, а также соотношение различных тканей организма. С этой точки зрения
и строения тела, и свойства темперамента зависят от одной общей причины -
от наследственной особенности в деятельности желез внутренней секреции.
Поэтому такие теории называются гормональными теориями темперамента
(конституционные концепции).
В психологической науке большинство конституционных концепций стало
объектом острой критики. Они неправомерны. Их недостаток в том, что они
односторонни - их создатели учитывают только одну сторону деятельности
организма. С помощью этих теорий нельзя объяснить многочисленнее факты,
показывающие зависимость темперамента от свойств типа нервной системы. Это
проявляется в том, что определенные свойства нервной системы и темперамента
соответствуют индивидуальным особенностям в обмене веществ и в деятельности
желез внутренней секреции. Тем не менее при одном и том же типе конституции
тела могут иметь место свойства темперамента, зависящие от разных типов
нервной системы. Поэтому физиологической основой темперамента является
общий тип нервной системы, поскольку только нервная система, а не
конституция желез внутренней секреции обеспечивает наиболее полное
приспособление организма к среде. Гормональные теории темперамента
односторонне преувеличивают роль желез внутренней секреции и не в состоянии
объяснить приспособление темперамента к требованиям деятельности.
Типы темперамента: В настоящее время под типом темперамента принято
понимать определенную совокупность психологических свойств, закономерно
связанных между собой и общих у одной группы людей.
Методика
Роль темперамента в деятельности человека. Понятие ценности
темперамента.
. Темперамент – это психический механизм, регулирующий ... и временные
аспекты реагирования человека на разнообразные жизненные
обстоятельства (энергетические)
. Люди, принадлежащие разным типам темперамента, отличаются друг от
друга по оптимальным для них режимам ... (жизнедеятельности)
. Меланхолик характеризуется ... уровнем психической активности,...
движений,... утомляемостью..., эмоциональной сензитивностью,
преобладанием ... эмоций. (низким, замедленностью, быстрой, высокой,
отрицательных)
. Сангвиник характеризуется ... психической активностью,... движений,
... откликается на происходящие события, эмоции преимущественно ...
(высокой, быстротой, легко, положительные)
. Флегматик характеризуется ... уровнем психической активности,...
переключается от одного вида деятельности к другому,...
приспосабливается к новой обстановке, чувства и настроения отличаются
... (низким, с трудом, с трудом, постоянством)
. Холерик характеризуется ... уровнем активности,... темпом движений,
склонен к ... сменам настроения, подвержен эмоциональным ... (высоким,
быстрым, резким, срывам)
Личность.
Личность – это человек, как субъект социальных отношений, носитель
социально значимых качеств.
личностью не рождаются, а становятся в процессе бытия и трудовой
деятельности, когда, общаясь и взаимодействуя, человек сравнивает себя с
другими, выделяет свое «Я». Психологические свойства (черты) личности полно
и ярко раскрываются в деятельности, общении, отношениях и даже во внешнем
облике человека.
Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных
связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной
деятельности каждого из участников.
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и
особенностей, образующих ее индивидуальность - сочетание психологических
особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других
людей.
развитие человека - процесс становления личности под влиянием внешних и
внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.
Постоянно усложняются и углубляются процессы отражения человеком
действительности: ощущения, восприятия, память, мышление, чувства,
воображение, а также более сложные психические образования: потребности,
мотивы деятельности, способности, интересы, ценностные ориентации.
Социальное развитие человека есть продолжение психического развития. Оно
состоит в постепенном вхождении в его общество - в общественные,
идеологические, экономические, производственные, правовые, профессиональные
и другие отношения, в усвоении своих функций в этих отношениях. Усвоив эти
отношения и свои функции в них, человек становится членом общества. Венцом
является духовное развитие человека. Оно означает осмысление им своего
высокого предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими
и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к
постоянному нравственному совершенствованию. Мерой духовного развития может
быть степень ответственности человека за свое физическое, физиологическое,
психическое и социальное развитие. Духовное развитие все более признается
сердцевиной, ядром становления личности в человеке.
Личностью - социальной единицей, субъектом, носителем социально -
человеческой деятельности - ребенок станет лишь там и тогда, где и когда
сам начнет эту деятельность совершать. На первых порах с помощью взрослого,
а затем и без нее.
. Центральная проблема психологии личности состоит в том,
чтобы найти механизм, который обеспечивает единство ...
проявлений человека в отношениях с другими людьми.
(множественности)
. Деперсонализация – психическое нарушение,
характеристическим признаком которого является чувство
... собственной личности, сопровождаемое жалобами на
трудности описания своего состояния. (отчуждения)
. Личность есть психическое отражение ... социальных ролей,
статусов, связей, в которые данный человек включен.
(инварианта)Характер.
Означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности,
складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая
типичные для нее способы поведения. качество личности, обобщающее наиболее
выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в
различных видах деятельности свойства личности. Выступая как прижизненное
образование человека, характер определяется и формируется в течение всей
жизни человека.
. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные
жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека.
ХАРАКТЕРОЛОГИЯ - отрасль психологии личности (иногда рассматривается
как самостоятельная психологическая наука в стволе индивидуальной
психологии дерева психологической науки, предмет которой характер
Учение о характере — характерология имеет длительную историю своего
развития. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было
установление типов характера и их определения по его проявлениям с целью
прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Так как характер
является прижизненным образованием личности, большинство существующих его
классификаций исходят из оснований, являющихся внешними, опосредованными
факторами развития личности:
. Объяснение характера датой рождения
. Не менее популярны попытки связать характер человека с его именем.
. Значительное влияние на развитие характерологии оказала
физиогномика - учение о связи между внешним обликом человека и его
принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по
внешним признакам могут быть установлены психологические
характеристики этого типа.
. В качестве отдельного направления характерологии можно выделить
определение индивидуальных особенностей человека по его позе,
положению тела. По мнению некоторых психологов, наиболее ярко характер
раскрывается в позе человека: как он стоит, как идет . как сидит и
даже в какой позе засыпает.
. Не менее знаменитую и богатую историю, чем физиогномическое
направление в характерологии, имеет хиромантия.
. изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи с
наследственностью дало новый толчок к возникновению новой отрасли
знания - дерматоглифики.
Черты характера.
черта характера - это устойчивая форма поведения в связи с конкретными,
типичными для данного вида поведения ситуациями.
Классификация характеров.
К. Юнг предложил классифицировать характеры в зависимости от
принадлежности к экстравертированному и интравертированному типу.
Акцентуации
. Характер – это психический механизм, обеспечивающий ... направленности
реагирования человека на социально значимые ситуации. (устойчивость)
. Для интроверсированного типа характерна фиксация интересов на явлениях
... мира. (внутреннего)
. Импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность,
социальная адаптированность свойственны людям ... типа.
(экстравертированного)
Сознание.
Сознание — форма отражения объективной действительности в психике человека,
характеризующаяся тем, что в качестве опосредствующего, промежуточного
фактора выступают элементы общественно–исторической практики, позволяющие
строить объективные (общепринятые) картины мира. Исходный источник
общественно–исторической практики — это совместно осуществляемый труд. В
индивидуальном развитии отдельные составляющие труда последовательно
присваиваются ребенком в совместной со взрослыми деятельности.
Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ,
самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из
окружающей среды. Самосознание - важнейшее отличие психики человека от
психики самых развитых представителей животного мира.
Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга,
который сформировался под влиянием труда и речи.
Язык влияет на сознание
Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют
в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком
уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или
рациональном.
В более узком и специальном значении сознание - не просто психическое
состояние, а высшая, собственно человеческая форма отражения
действительности. В структуре сознания отчетливо выделяются такие моменты,
как осознание вещей, а также переживание, то есть определенное отношение к
содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким
нечто существует для него, это - знание. Развитие сознания предполагает
обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке.
Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину
проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное,
научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также
чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия,
представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Но оно включает в
себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря
сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе
сознания.
. Сознание - высшая форма отражения действительного мира,
свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью,
логическими обобщениями, абстрактными понятиями.
. “Ядром” сознания, способом его существования является знание.
. Формирование сознания связано с возникновением труда.
. Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка.
Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого
сознания.
. Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы
- человеческого мозга.
. Сознание имеет многокомпонентную структуру, тем не менее, оно -
единое целое.
Высшим уровнем психического отображения, характерного только человеку
как общественно-историческому существу, является сознание. Сознание – это
отображение в психике человека идеальных образов действительности, своей
деятельности, самого себя. Сознание – не просто образ действительности, а
особенная форма психической деятельности, ориентированная на отображение
действительности.
. Параметр ... в отношении сознания аналогичен по смыслу параметру
чувственности в отношении методики исследования: в обоих случаях речь
идет о возможности дифференцировать различающиеся явления. (ясности)
. Возможность речевой коммуникации предполагает взаимообусловленность
процессов ... и ... (экстериоризации интериоризации)
. Осознание объекта становится возможным в результате соотнесения с ним
некоторого акта ... (активности субъекта)
Эмоции.
Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) — состояния, связанные с
оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся
прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или
неудовлетворения его актуальных потребностей. Являются одним из главных
регуляторов деятельности. Базовой форма эмоций выступает эмоциональный тон
ощущений, представляющий собой генетически обусловленные переживания
гедонического знака, сопровождающие жизненно важные впечатления, например,
вкусовые, температурные, болевые. Другой формой эмоций являются аффекты ,
представляющие очень сильные эмоциональные переживания, связанные с
активным поведением по разрешению экстремальной ситуации. В отличие от
аффектов собственно эмоции имеют выраженную привязку к достаточно локальным
ситуациям, которая образовалась прижизненно. Их возникновение может
происходить и без действия актуальной ситуации их образования, в этом
аспекте они выступают ориентирами деятельности. Главная особенность
человеческих эмоций состоит в том, что в общественно–исторической практике
был выработан особый эмоциональный язык, который может передаваться как
некоторое общепринятое описание. На этой основе существует, в частности,
эмоциональный отклик на произведения искусства, которые имеют достаточно
жесткую привязку к определенной исторической эпохе.
Существует три теории эмоций:
Теория Джеймса – Ланге. эмоции есть восприятие ощущений, вызванных
изменениями в теле вследствие внешнего раздражения. Внешнее раздражение,
служащее причиной возникновения аффекта, вызывает рефлекторные изменения в
деятельности сердца, дыхания, в кровообращении, в тонусе мышц. Вследствие
этого во всем теле при эмоции испытываются разные ощущения, из которых и
слагается переживание эмоций.
Теория Линдсея – Хебба. Согласно этой теории эмоциональные состояния
определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного
мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в
соответствующих структурах центральной нервной системы.
Теория Шехтер. С. Шехтер и его соавторы предположили, что эмоции
возникают на основе физиологического возбуждения.
Эмоциональные состояния:
Стресс — понятие, введенное Г. Селье в 1936 г. для обозначения
состояния психического напряжения, обусловленного выполнением деятельности
в особенно сложных условиях. В зависимости от выраженности стресс может
оказывать на деятельность как положительное влияние, так и отрицательное
(до ее полной дезорганизации).
Аффекты (от лат. affectus – душевное волнение, страсть) — сильные
эмоциональные переживания, которые возникают в критических условиях при
неспособности найти выход из опасных и неожиданных ситуаций и которые
сопряжены с выраженными двигательными и органическими проявлениями. Аффекты
приводят к затормаживанию всех других психических процессов и реализации
соответствующих поведенческих реакций. На основе пережитых аффектов
формируются особые аффективные комплексы, которые могут запускаться, без
достаточного осознания вызвавших реакцию причин, при столкновении даже с
отдельными элементами ситуации, спровоцировавшей аффект.
. В рамках смыслового подхода эмоции описываются через ...
ситуации. (прототипические)
. Лексика, используемая для наименования эмоций, предполагает
разграничение, по крайней мере, трех стадий эмоционального
процесса: причина возникновения эмоции, собственно эмоция и ...
или ..., вызванные эмоцией. (действие состояние)
. Эмоция – это психическое переживание отношения ... субъекта к
процессу их удовлетворения и выражающиеся в специфическом для
каждой эмоции ... проявлении. (потребностей, психосоматическом)
. С точки зрения Джемса, причиной эмоций являются ...
а) мышечные реакции,
б) висцеральные реакции,
в) вазомоторные реакции,
г) гормональные реакции,
д) процессы удовлетворения потребностей субъекта. (а б в)
. С точки зрения П. В. Симонова, модальность эмоции определяется
...
а) характером переживаемой потребности,
б) соотношением необходимой и наличной информации о возможности
удовлетворения потребности. ( Б )
Ощущение
Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении
отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также
внутренних состояний организма при непосредственном воздействии
раздражителей на соответствующие рецепторы.
Поскольку ощущения возникают в результате воздействия определенного
раздражителя на соответствующий рецептор, классификация ощущений исходит из
свойств раздражителей, которые их вызывают, и рецепторов, на которые
воздействуют эти раздражители. По характеру отражения и месту расположения
рецепторов принято делить ощущения на три группы:
экстероцептивные, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и
имеющие рецепторы на поверхности тела;
интероцептивные, имеющие рецепторы, расположенные во внутренних органах и
тканях тела и отражающие состояние внутренних органов;
проприоцептивные, рецепторы которых расположены в мышцах и связках и дающие
информацию о движении и положении нашего тела. Подкласс проприоцепции,
представляющий собой чувствительность к движению, называется также
кинестезией, а соответствующие рецепторы – кинестетическими.
Экстероцепторы можно подразделить на две группы: контактные и дистантные
рецепторы. Контактные рецепторы передают раздражение при непосредственном
контакте с воздействующими на них объектами. К ним относятся: осязательный
и вкусовой рецепторы. Дистантные рецепторы реагируют на раздражения,
исходящие от удаленного объекта. К ним относятся зрительный, слуховой и
обонятельный. Мною названы всего пять рецепторов, соответствующих видам
ощущений, но в действительности их гораздо больше.
Качество – это основная особенность данного ощущения, отличающая его от
других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида. Слуховые
ощущения отличаются по высоте, тембру, громкости; зрительные – по
насыщенности, цветовому тону и т.п. Качественное многообразие ощущений
отражает бесконечное многообразие форм движения материи.
Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и
определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием
рецептора.
Продолжительность ощущения есть его временная характеристика. Она также
определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом
временем действия раздражителя и его интенсивностью. При воздействии
раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя
некоторое время, которое назвали латентным (скрытым) периодом ощущения.
Латентный период для различных видов ощущений неодинаков: для тактильных
ощущений, например, он составляет 130 миллисекунд, для болевых – 370
миллисекунд. Вкусовое ощущение возникает спустя 50 миллисекунд после
нанесения химического раздражителя на поверхность языка.
. Рецепторы человеческого тела подразделяются по одному из оснований на
...
а) экстерорецепторы,
б) барорецепторы,
в) хеморецепторы,
г) интерорецепторы,
д) проприорецепторы. (А Г Д)
. В составе осязания производится разграничение эпикритической и
протопатической чувствительности. В качестве первой выступает
тактильная чувствительности, а в качестве второй – ... (болевая)
. Минимальное значение интенсивности воздействующего раздражителя,
вызывающего ощущение, называется ... (абсолютным нижним порогом)
. Минимальное значение изменения интенсивности сигнала, вызывающего
ощущение, называется ... (абсолютным дифференциальным порогом)
Восприятие.
Восприятие – это отражение человеком предмета или явления в целом при
непосредственном воздействии его на органы чувств. Восприятие, как
ощущение, связано, прежде всего, с тем анализаторным аппаратом, через
который мир воздействует на нервную систему человека. Восприятие –
совокупность ощущений.
Свойства восприятия
Отличие восприятий от ощущений обеспечивается качественно новым характером
отражения человеком окружающей действительности, реализующимся через
конкретные их свойства.
Избирательность — способность человека воспринимать лишь те предметы,
которые представляют для него наибольший интерес. Она зависит от интересов,
установок и потребностей личности.
Предметность восприятия — способность человека отражать окружающую
действительность как воздействия конкретных ее предметов, относящихся к
определенному классу явлений. При этом мозг четко различает предмет, фон и
контур их восприятия.
Апперценция — это зависимость восприятия от прежнего опыта человека. Так, в
восприятии одного и того же предмета разными людьми бывают различия в
зависимости от поставленной задачи, установки, психического состояния
каждого из них. Апперцепция придает активный характер восприятию личности.
Воспринимая предметы, человек выражает к ним свое отношение.
Осмысленность восприятия показывает, что воспринимаемые чело веком предметы
имеют для него определенный жизненный смысл. Они могут быть вредными или
полезными, желанными или нежеланными и т.д. Благодаря осмысливанию сущности
и назначения предметов становится возможным их целенаправленное
использование.
Константность восприятия — это постоянство в восприятии, которое
обусловливается знанием физических свойств предмета, а также тем, что
предмет восприятия воспринимается в кругу других известных чело веку
предметов. Она обеспечивает постоянство воспринимаемой величины, формы и
цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности.
Константность восприятия объясняется опытом, приобретенным в процессе
индивидуального развития личности, и имеет большое практическое значение.
Если бы восприятие не было константным, то при каждом шаге, повороте,
движении, изменении освещения люди сталкивались бы с новыми предметами,
переставали бы узнавать то, что было известно раньше.
Целостность восприятия выражается в том, что образы отражаемых предметов
выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и
характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не
воспринимаются.
. Восприятие есть процесс (результат) построения образа объекта в
перцептивном пространстве субъекта при его ... ... с этим объектом.
(непосредственном взаимодействии)
. Согласно Канту, пространство – это ...
а) вместилище тел,
б) априорная форма чувственного созерцания,
в) порядок взаимного расположения тел. (Б)
. Основными свойствами перцептивного являются 1 ... 2 ... 3 ...
(предметность целостность константность)
. Феномен относительной независимости параметров фигуры от изменений ее
фона называется ...
а) константностью восприятия,
б) иллюзией восприятия. (А)
Мышление
. Мышление – процесс отражения связей и отношений,
недоступных непосредственному чувственному восприятию,
сопровождающийся переживанием чувства ... ситуации.
(понятности)
. Специфика подхода психологии к изучению мышления состоит
в том. что она изучает мышление как ... непосредственно
реализующийся процесс. (актуальный)
. Согласно Канту, рассудок привносит в мышление ...
а) форму,
б) содержание. (А)
Память
Память – запоминание, сохранение и последующее использование индивидом
его опыта.
В памяти различают такие основные процессы: запоминание, сохранение,
воспроизведение и забывание.
В зависимости от деятельности хранения материала выделяют мгновенную,
кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.
У человека преобладающим является зрительное восприятие. За сохранение
и воспроизведение зрительных образов отвечает зрительная память. Она
напрямую связана с развитым воображением: то, что человек зрительно может
себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит. Дейл
Карнеги объясняет этот феномен тем, что "нервы, ведущие от глаз к мозгу, в
двадцать пять раз толще, чем те, которые ведут от уха к мозгу".
Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение
разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Особую разновидность
речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом
связана со словом, мыслью и логикой.
Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при
необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных
сложных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и
навыков.
Эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует в
работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих
отношениях. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания
материала: то, что у человека вызывает эмоции, запоминается без особого
труда и на более долгий срок.
Возможности осязательной, обонятельной, вкусовой и других видов памяти
по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью
очень ограничены; и особой роли в жизни человека не играют.
В процессе запоминания (воспроизведения) информация претерпевает
разнообразные изменения: сортировку, отбор, обобщение, кодирование, синтез,
а также другие виды обработки информации.
Различия памяти у людей бывают количественные и качественные.
К количественным характеристикам относятся скорость, прочность,
длительность, точность и объем запоминания.
Качественные различия касаются как доминирования отдельных видов памяти
- зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и других, так и их
функционирования.
Законы памяти
. Нужно получить глубокое, точное, яркое впечатление о том, что
необходимо запомнить.
Повторение
Ассоциации
Осмысленное восприятие
. Эффект Зейгарник.
Эффект края. При запоминании ряда однородной информации
лучше всего по памяти воспроизводится его начало и конец.
Эффект реминисценции. Это – улучшение со временем
воспроизведения заученного материала без дополнительных его
повторений. Чаще всего это явление наблюдается при распределении
повторений материала в процессе его заучивания, а не при
запоминании сразу наизусть.
. Память ...
а) представляет собой одну из психических функций в ряду других,
б) является свойством психики в целом. (А Б)
. При переводе информации из непосредственной памяти в оперативную
происходит ее ...
а) кодирование,
б) селекция. (А Б)
. Па параметры оперативной памяти влияет ...
а) используемая система кодирования,
б) количество одновременно предъявляемых стимулов,
в) вероятность поступления сигналов. (А Б В)
. Взаимодействие вновь воспринятой информации с ранее усвоенной
может приводить к ... следов памяти и в результате к повышению
числа ошибок при запоминании. (интерференции)
Конативные механизмы психики
психический процесс, заключающийся в способности к активной планомерной
деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человека.
Принципы и параметры анализа . В рамках третьего базисного аспекта
рассмотрения психической реальности она предстает как система механизмов
волевой регуляции, или конативных (от англ. conation – способность к
волевому движению) механизмов. Человеческая деятельность, активность,
будучи опосредствованным отражением действительности, становится
целенаправленной деятельностью, поскольку образ действительности в целом
или в отдельных ее составляющих включает в себя компоненты, соответствующие
потребностям субъекта. Образ действительности в качестве цели предстоящей
деятельности должен быть не только сформирован, но и удержан в процессе
реализации деятельности. Цель деятельности выступает в системе механизмов
психического обеспечения деятельности как ее регулятор, координируя и
субординируя отдельные действия и операции на пути достижения цели. Наличие
множества альтернативных целей, действие множества факторов, разрушающих
(деформирующих) образ предстоящей деятельности, необходимость постоянной
антиципации промежуточных целей – все это обусловливает то, что
функционирование конативных механизмов субъективно переживается как
напряжение, усилие, прилагаемое субъектом. Соответственно параметрами,
которые обычно используются для описания волевых процессов, являются сила
(воли), интерпретируемая как способность субъекта противостоять
дезорганизующим факторам на пути реализации цели, в качестве его
устойчивости, резистентности; направленность (добрая/злая воля),
подразумевающая, что волевая активность – это не просто векторная величина,
но и то, что цель деятельности имеет определенную ценность и потому может
иметь определенную квалификацию с позиций избранной шкалы ценностей;
свобода, устанавливающая меру субъект-объектной обусловленности цели
деятельности. Человека с развитой волей мы называем также решительным,
смелым, твердым в отстаивании своих позиций, упорным в стремлении к своим
целям, настойчивым, уверенным.
При характеристике волевых процессов следует разграничивать два близких по
смыслу понятия: целенаправленность (целеустремленность) и целесообразность.
Волевая активность целенаправлена, тогда как другие формы активности
человека и животных: рефлекторные действия и инстинктивное поведение, пусть
даже очень сложные по своей структуре, могут квалифицироваться только как
целесообразные. Если целесообразные формы поведения соответствуют видовому
опыту, стереотипны в своем осуществлении, то целенаправленная активность
индивидуально-вариативна. В различии и родстве целесообразных и
целенаправленных форм активности – одно из оправданий использования термина
"конативный".
Определение природы воли, ее места в структуре человеческого бытия,
составляет одну из постоянно актуальных задач на протяжении всей истории
философии и теоретической психологии. Эта задача часто представала в форме
вопроса о свободе воли, хотя сами понятия "свобода" и "воля" в значительной
мере совпадают. Свобода есть способность субъекта к самоопределению своей
активности, а воля есть механизм такого самоопределения. Практический
аспект вопроса о свободе воли связан с вопросом о мере ответственности
человека за свои действия, с указанием признаков и условий формирования его
правоспособности и дееспособности. С одной стороны, критериями
правоспособности и дееспособности являются показатели зрелости
(самостоятельности) субъекта, а с другой стороны, его психологический
статус, определяющий меру его вменяемости. Свободным человеком является
человек, достигший определенной зрелости, имеющий определенный социальный и
психологический статус. В этом ракурсе рассмотрения свобода и
ответственность человека выступают в их обусловленности обстоятельствами
социализации. Лица, социализация которых проходила в такой социальной
среде, где преобладали или считались нормальными ценности,
предрасполагающие к девиации (отклонению), становятся носителями
отклоняющегося поведения. При этом могут быть указаны четыре механизма
социального контроля, ослабление или отсутствие которых способствует
формированию отклоняющегося поведения.
Прямой контроль, осуществляемый извне посредством наказаний.
Внутренний контроль, основанный на интернализованных нормах и ценностях.
Косвенный контроль, связанный с идентификацией с родителями, друзьями,
персонажами культуры или историческими деятелями.
Контроль, определяемый мерой доступности различных (легальных и
нелегальных) способов достижения целей, удовлетворения потребностей.
Но в целом свободный человек – это не освобожденный от каких-либо
ограничений и норм в своей деятельности и поведении, а человек, чьи
принципы поведения избраны им самим. Свобода воли – это тот аспект
психической реальности, который обеспечивает возможность реализации такого
поведения.
Осознание опосредственности волевой регуляции антиципируемой целью, которая
выступает как самостоятельный идеальный фактор поведения и деятельности,
приводит к выдвижению представления об особого рода причинности – целевой
или телеологической причинности. Согласно принципу "конечных причин" (causa
finalis) идеально постулируемая цель предвосхищает конечный результат,
оказывает объективное воздействие на ход реального процесса. Сам этот
принцип получал различную реализацию в отдельных концепциях. Так,
Аристотель утверждал, что как деятельность человека содержит в себе
актуальную цель, так и предметы природы включают в себя бесконечную по
содержанию цель своего стремления. Эта внутренняя цель является, согласно
ему, причиной движения от низших ступеней природы к высшим; она
трансформируется в некий абсолют – энтелехию – как завершение развития.
Согласно И. Канту, человек как разумное существо, принадлежащее
интеллигибельному (умопостигаемому) миру, обладает свободой воли, но в
эмпирическом мире, где господствует естественная необходимость, он
несвободен в своем выборе, воля его причинно обусловлена.
Варианты истолкования природы воли в истории философии и психологии
оформлялись в различные детерминистические или индетерминистические
концепции. Детерминистические концепции рассматривали волю как
обусловленную извне (су-пранатуралистическими, физическими, социальными или
психологическими факторами). Индетерминистические концепции рассматривали
волю как автономную, самополагающую силу. Это волюнтаристские концепции. В
свою очередь в рамках самой психологии также можно разграничить три вида
концепций воли. Интеллектуалистические концепции рассматривают волевой
процесс в качестве производного от когнитивных процессов. Они различаются в
зависимости от того, какие из когнитивных механизмов рассматриваются в
качестве предпосылок возникновения воли. Вундт различал три вида
интеллектуалистических теорий воли: ассоциатистскую, сенсуалистическую и
логическую. Сущность первой заключается в том, что волевой процесс
рассматривается как ассоциация ощущений, представлений и чувств, при этом
важнейшим элементом в ней выступает "интенсивное представление цели,
сопровождаемое эмоциональными тонами", что и направляет течение действия.
Сенсуалистическая теория переносит центр тяжести на объяснение условий
возникновения волевого движения и считает, что волевой акт имеет ту же
самую физиологическую причину, что и всякий рефлекс, но осложненную
возможностью саморегуляции. Восприятие движения, связанных с ним
кинестетических ощущений и, особенно, представление предстоящего движения
сообщают действию специфический характер произвольности. Логическая теория
рассматривает волю как вторичную функцию, возникающую из интеллектуальных
процессов, в центре которых находится "оценивающее суждение". Эмоциональная
теория воли, разработанная главным образом самим Вундтом, рассматривает
волю как особую форму или разновидность аффектов. Для всякого волевого
процесса, согласно этой теории, независимо от степени его сложности и
содержания, характерна своеобразная динамика чувств. Это чувство
деятельности, чувство решимости, чувство выполнения. Элементарной формой
волевого процесса, имеющей такую организацию, является, по Вундту, акт
апперцепции (внутреннего внимания). Представителями психологических
волюнтаристических концепций были У. Джемс и Н.О. Лосский. Для них
внутренний акт воли, осуществляющийся вполне автономно и выражающийся в
предпочтении того или иного представления, является основой волевого
действия.
Представления о конативных механизмах регуляции были развиты в
психологической теории установки. Установка терминологически в
психологическом смысле может быть определена как готовность,
предрасположенность субъекта действовать (реагировать) определенным
образом, возникающая в результате предвосхищения им определенной ситуации
(объекта) и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер
деятельности. Понятие установки было введено при экспериментально
психологическом изучении обусловленности предшествующим специально
организованным опытом готовности действовать определенным образом на
появление стимула, постановку задачи. Позднее понятие установки (аттитюда)
стало использоваться в социальной психологии для обозначения системы
ориентации, носителем которой является группа, предписывающей каждому члену
группы неосознаваемый им самим способ реагирования на стандартные ситуации.
Наличие установки освобождает субъекта от необходимости затрачивать усилия
каждый раз на принятие решения в стандартных ситуациях. обеспечивает
устойчивость, стабильность и требуемую скорость реагирования. С другой
стороны, наличие определенных установок может выступать в качестве фактора,
обусловливающего косность, инертность деятельности, конформность поведения,
затруднений в приспособлении к новым изменившимся ситуациям. В случае
прерывания уже начавшейся деятельности наличие целевых установок
обнаруживает себя в эффекте незавершенного действия: в появлении
настойчивого желания завершить так или иначе прерванный акт.
Для психологии, естественно, большой интерес представляет разработка
методов диагностики уровня развития (сформированности) механизмов
конативной регуляции. В ряде простых случаев для этого могут быть
использованы процедуры, измеряющие устойчивость внимания,
помехоустойчивость человека-оператора при контролируемом осложнении условий
деятельности, способность человека удерживать на определенном уровне какое-
либо усилие. При анализе более сложных и длительных отрезков поведения и
деятельности могут использоваться экспертные оценки, самооценки, процедуры
ранжирования ценностей, измерения -– уровней притязания, мотивов выбора,
той или иной (стремление к успеху или избегание наказания) стратегии
поведения.
Виды нарушений конативных механизмов . Воля – это психический механизм
координации и субординации потребностей (мотивов), актуализируемых наличной
ситуацией и регулирующей соотношение отдельных акций (операций, образов) в
процессе достижения поставленной (принятой) цели. Нарушение волевой
регуляции заключается в возникновении затруднений в выборе целей, в
осуществлении адекватной координации и субординации действий и операций
субъекта в направлении достижения поставленной цели, в удержании
поставленной цели в сознании. Выделим некоторые из нарушений такого рода.
Слабость произвольного внимания заключается в том, что человеку трудно
сосредоточиться на нужном круге представлений или идей, необходимых для
работы. Повышенная отвлекаемость проявляется в том, что, сосредоточившись
на вопросе собеседника, на данном круге представлений, человек тут же
переключается на другие объекты, его вниманием последовательно овладевают
то одни, то другие, преимущественно яркие, бросающиеся в глаза объекты.
Рассеянность, или быстрая истощаемость внимания, заключается в том, что
внимание сохраняется лишь на очень непродолжительное время.
При патологической концентрации внимания, наоборот, наблюдается
неспособность переключиться с какого-либо круга представлений. Несмотря на
обращенные к нему вопросы и другого рода воздействия, человек остается
всецело погруженным в фиксированный круг представлений. Персеверация –
циклическое повторение (настойчивое воспроизведение), часто вопреки
сознательному намерению какого-либо представления.
Гипобулия – ослабление волевой активности, проявляется слабостью
побуждений, ослаблением желаний, резким сужением круга доступных человеку
волевых актов. Абулия – полная бездеятельность, утрата способности к
общению вследствие невозможности выполнения как простых, так и сложных
волевых актов. Гипокинезия – ограничение, падение двигательной активности с
замедлением движений, с упрощением структуры конкретных двигательных актов.
Каталепсия – длительное сохранение любых, в том числе неудобных,
искусственно приданных поз на фоне повышенного мышечного тонуса (мышечной
гипертонии). Негативизм – немотивированное противодействие любым попыткам
изменить пространственное положение тела или отдельных органов. Характерна
именно безмотивность отказа и противодействия.
Гипербулия – патологическое усиление в той или иной форме активности,
внешне производящее впечатление усиления воли. На самом деле имеет место
только двигательное возбуждение, жажды деятельности как таковой нет,
поскольку человек, находящийся в таком состоянии, так же легко бросает
начатое, как и берется за него. Импульсивные действия – возникают внезапно
без сознательного сопротивления им, осуществляются вне сознательного
контроля: человек вскакивает и неудержимо устремляется вперед.
Мутизм – нарушение, заключающееся в молчании, в неспособности человека
вступать в озвученный речевой контакт. Мутизм может быть тотальным, когда
речевой контакт отсутствует в любых обстоятельствах и ситуациях, и
парциальный, когда человек оказывается неспособным разговаривать с
определенным кругом людей, в каких-либо определенных психотравмирующих
ситуациях, но беседует с другими людьми, в другой обстановке.
Афазиями обозначают разнообразные варианты нарушения способности к
восприятию и порождению речи. Различают. в частности, моторную, сенсорную и
амнестическую афазии. При моторной афазии нарушается выразительная
(экспрессивная) речь, при попытках говорить человек произносит лишь
невнятные звуки, отдельные слоги. Отличие моторной афазии от мутизма
заключается именно в стремлении к речевому контакту. при неспособности
произвести сколько-нибудь сложные фонемы. Сенсорная афазия характеризуется
утратой способности к пониманию речи. Амнестическая афазия заключается в
неспособности припоминать названия окружающих предметов, в резком оскудении
речевого запаса.
Креативные механизмы психики
Подходы к установлению специфики . Креативные механизмы психики продуцируют
образы объектов, ситуаций (имажинации), которые ранее не встречались в
опыте субъекта. На это указывает, в частности, и семантика слова
"воображение", т. е. создание образа за счет собственных ресурсов человека.
Если словом "воплощение" мы обозначаем процесс овеществления, обретения
плоти, некоторого образа, идеи, то словом "воображение" мы обозначаем
процесс построения самого образа. Образам восприятия соответствуют объекты,
актуально воздействующие на органы чувств субъекта; образам представления
соответствуют объекты, актуально отсутствующие в перцептивном пространстве,
но ранее встречавшиеся в опыте субъекта, – это репродуктивные образы;
образам воображения соответствуют потребности субъекта, потребности,
которые могли быть удовлетворены, если бы существовал объект, образ
которого воображается, это – продуктивные образы. Образы воображения – это
образы виртуальной реальности.
Образы воображения несколько различаются по своим функциям и
психологическому статусу. Это могут быть мечты (образы желаемого будущего),
грезы (образы актуально переживаемого ирреального), фантазии (образы
возможного будущего). Они могут выполнять функции снятия напряжения,
целеполагания, предвосхищения (антиципации), мобилизации ресурсов субъекта.
Психологическую проблему составляет не только то, как субъект может
продуцировать то, что никогда не встречалось в его опыте, но и то. что к
образам виртуальной реальности человек переживает те же эмоционально
окрашенные отношения, что и к реальным объектам. Они ему нравятся или не
нравятся, привлекают или отвращают, воодушевляют или расслабляют. И только
в этом случае они становятся реальными феноменами внутренней жизни. При
этом они сохраняют психологический статус образов виртуальной реальности.
Поскольку продукты воображения приобретают какую-либо социальную значимость
(ценность), то их продуцирование квалифицируется как творчество.
В истории философии и теоретической психологии можно выделить три
направления в трактовке природы творчества.
В античной философии, прежде всего у Платона, развивается учение об эросе
как своеобразной устремленности (одержимости) человека к достижению высшего
("умного") созерцания, которое находит выражение в особом виде его
активности – в творчестве. В эпоху Возрождения вырабатывается понимание
творчества прежде всего как художественного творчества, сущность которого
также усматривается в созерцании. Одним из наиболее ярких представителей
этой эпохи был Леонардо да Винчи. Им выработано представление о всеобщей
науке, живописи, проявлением которой выступают разнообразные формы
творчества. Глаз, по Леонардо да Винчи, превосходит природу тем, что
"природные вещи конечны, а произведения, выполненные руками по приказу
глаза, бесконечны". Итальянский философ Дж. Вико рассматривал в качестве
сферы реализации творческих потенциалов человека – историю, человек – это
творец языка, нравов, обычаев, искусства и философии. В начале XX в.
развернутая концепция творчества была создана французским философом А.
Бергсоном. Он рассматривал творчество как непрерывное рождение,
составляющее сущность жизни; (оно есть нечто объективно совершающееся: в
природе – в виде процессов рождения, роста, созревания, в сознании – в виде
возникновения новых образов и переживаний) и резко противопоставлял
субъективной технической деятельности конструирования, лишь комбинирующей
уже существующее. Согласно русскому философу Н.А. Бердяеву, творчество –
это иррациональное начало свободы, экстатический прорыв природной
необходимости и разумной целесообразности, выход за пределы природного и
социального, вообще посюстороннего мира. Творческий экстаз – наиболее
адекватная форма существования человека.
Философы английского эмпиризма XVII в. (например, Гоббс, Локк) склонны чаще
всего трактовать творчество как удачную – но в значительной мере случайную
– комбинацию уже существующего. Творчество в значительной мере
отождествляется ими с изобретательством. Эта линия продолжена в XX в.
философами неопозитивистской ориентации (Дж. Дьюи, П. Бриджмен). Творчество
рассматривается ими с прагматической точки зрения, цель творчества – решить
задачу, поставленную определенной ситуацией.
Начало третьего направления в разработке проблем творчества положено И.
Кантом. Он создал завершенную концепцию творчества. В своей знаменитой
"Критике чистого разума" он писал: "Что воображение есть необходимая
составная часть самого восприятия, об этом, конечно, не думал еще ни один
психолог. Это происходит отчасти вследствие того, что эту способность
ограничивают только деятельностью воспроизведения, а отчасти вследствие
того, что предполагают, что будто чувства не только дают нам впечатления,
но даже и соединяют их и производят образы предметов, между тем как для
этого, без сомнения, кроме восприимчивости к впечатлениям требуется еще
нечто, именно функция синтеза впечатлений". Согласно Канту, предмет,
произведенный априорным синтезом воображения, есть предмет идеальный,
несуществующий, но именно он становится орудием преобразования
существующего. Лишь создав идеальный предмет, человек впервые получает
возможность познания, критерий классификации (меру, единицу измерения)
бесконечного и непрерывного пространственно-временного потока чувственных
данных. Продуктивная способность воображения для Канта – это соединительное
звено между многообразием чувственных впечатлений и единством понятий
рассудка в силу того, что она одновременно обладает наглядностью
впечатлений и синтезирующей силой понятия. Трансцендентальное воображение
предстает как общая основа созерцания и деятельности, так что творчество
лежит в самой основе познания. Учение Канта о творчестве было продолжено Ф.
В. Шеллингом. По Шеллингу, творческая способность воображения есть единство
сознательной и бессознательной деятельности, поэтому те, кто наиболее
одарен этой способностью, – гении – творят как бы в состоянии наития,
бессознательно, подобно тому, как творит природа, с той лишь разницей, что
этот объективный, т.е. бессознательный, процесс протекает все же в
субъективности человека и, стало быть, опосредствован его свободой.
Экспериментально-психологическое изучение творчеств" и воображения как
субъективно-психологической его составляющей началось с обобщения
самоотчетов деятелей науки и искусства. их описаний состояний вдохновения,
мук творчества. Некоторые знаменитые естествоиспытатели (Г. Гельмгольц, А.
Пуанкаре, У.Кеннон) выделили фазы, стадии в развитии творческого процесса.
Один из установленных результатов можно сформулировать так: возникающие по
ходу творческого процесса догадки, открытия, внезапно приходящие решения
(т. е. то, что относится к внешнему плану решения, открытия) переживаются в
виде особо ярких состояний сознания: "ага-переживания", "инсайт", "акт
мгновенного постижения новой структуры". Именно они в первую очередь могут
быть идентифицированы с воображением как особого рода феноменом в структуре
психической реальности. Так, например, согласно Г. Уолессу ("Искусство
мышления", 1926) в творческом процессе можно выделить следующие 4 стадии:
приготовление: человек собирает (накапливает) информацию, разносторонне
рассматривает проблему,
инкубация: человек сознательно не занимается проблемой,
просветление (инсайт): появление "счастливой идеи", сопровождаемой
радостью, удовлетворением,
проверка: устанавливается ценность и достоверность идеи.
Оригинальная концепция творческой активности разработана в рамках
психоаналитического направления. Вся культура, с точки зрения Фрейда, –
продукт сублимации бессознательного психического. "Вытеснение создает
культуры". Первый продукт такого рода – мифы. Действия и герои мифов
символизируют запретные влечения. Содержание любого мифа так или иначе
связано с эдиповым комплексом: греческие мифы с образом Хроноса,
пожирающего своих детей, русские сказки с борьбой Ильи Муромца с сыном и
т.д. Сексуальные влечения в конечном счете выражаются и в художественном
творчестве. Показательным в этом смысле является фрейдовский анализ шуток и
острот. Задача их в условиях господства пуританской морали – обойти принцип
реальности, дать выход сексуальным влечениям в социально приемлемой форме.
Остроты рождаются из непристойности, представляют собой суррогат полового
удовлетворения. Другого рода распространенные остроты, высмеивающие
государственные законы. обычай, мораль, – тоже сексуального происхождения,
в них выражается вражда к государственным органам, являющимся носителями
запретов, ограничивающих формы удовлетворения полового влечения.
Тестологическое направление в изучении творчества, креативности как
свойства человека, восходит к Ф. Гальтону. который, в частности, при
объяснении природы творческих актов обратил внимание на их связь с
явлениями синестезии. Современные авторы, разрабатывающие диагностические
процедуры для определения креативных способностей, включают в них
разнообразные задания, предполагающие наличие связи между процессами
воображения и нестандартностью (вариативностью) поведения как в
повседневных, так и в неопределенных ситуациях. Примером такого рода
позиции может служить работа американского автора К. Тейлора (1983),
который для диагносцирования креативности наряду со стандартными тестами
Роршаха и Мюррея предлагает использовать задания следующего типа:
необычное употребление предметов: испытуемым предлагается придумать шесть
способов употребления предметов повседневного обихода,
предвосхищение событий: испытуемого просят описать, что могло бы произойти
вследствие тех или иных перемен в предъявленной ситуации, лучшим ответом
считается наименее очевидный,
заголовки к рассказам: испытуемым предлагается придумать заголовки к
рассказам, их ответы оцениваются по 5-балльной шкале,
анаграммы: испытуемым предлагается придумать как можно больше слов из букв,
входящих в данное слово,
сочинение рассказа: испытуемым предлагается список из 50 существительных,
прилагательных, наречий и дается задание составить рассказ, используя слова
предложенного списка,
разгадывание ахроматических чернильных пятен.
Страницы: 1, 2
|