Методы психодиагностики познавательных процессов студентов
Методы психодиагностики познавательных процессов студентов
ПЕРЕЧЕНЬ условных обозначений, сокращений и терминов
с – секунда,
SA - среднее арифметическое,
/ - действие деления,
* - действие умножения.
ВВЕДЕНИЕ
Целью данной работы является изучение познавательных процессов
студентов, а именно оценить распределение, устойчивость, переключение и
концентрацию внимания студентов, а также оценить их мышление. Приведенные
ниже методики позволяют определить числовой индекс распределения внимания
человека, выяснить степень устойчивости внимания, найти показатель
концентрации внимания и переключения внимания, а также позволяют оценить
умение студента логически размышлять.
Объектом этих исследований стали студенты Национального Авиационного
Университета, различных специальностей, возрастом от 18 до 25 лет. Предмет
исследований – познавательные процессы студентов.
Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память,
мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой
деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, общаться,
играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать
внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять
то, что ему нужно делать , запоминать, обдумывать, высказывать суждения.
Поэтому, без участия познавательных процессов человеческая деятельность
невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Они
развиваются в деятельности, и сами представляют собой особые виды
деятельности.
Общее представление о познавательных процессах. Познание мира в
ощущениях и в восприятии. Для того, чтобы жить и ориентироваться в
окружающем, человек должен воспринимать и перерабатывать информацию, уметь
ее анализировать, выделять из нее наиболее существенные для себя сведения.
Значимой, или существенной, называется такая информация, которая связана с
актуальными потребностями человека и несет в себе сведения о том, что
особенно важно для их удовлетворения. Значимая информация включает в себя
разнообразные виды энергии, воздействующей на человека: механическую,
химическую, электромагнитную, гравитационную и др. За миллионы лет породила
и довела до совершенства специализированные органы животных и человека,
способные воспринимать информацию, содержащуюся в различных видах энергии и
передаваемую в виде электромагнитных волн (зрение), механических
воздействий (кожная чувствительность), химических влияний (обоняние и
вкус), колебаний давления воздуха (слух). Все перечисленные органы
называются органами чувств.
Интересующая человека информация не всегда представлена именно в том
виде, в котором она ему необходима и непосредственно воспринимается его
органами чувств. Поэтому информацию о мире необходимо не только
воспринимать, но и перерабатывать, выделяя в ней то, что скрыто от прямого
восприятия. Иногда человеку приходится решать довольно сложные задачи,
непростым путем извлекая из полученной информации самые нужные сведения.
Для этого у них есть такие психологические познавательные процессы, как
внимание, воображение, память, мышление и речь.
Первичные, исходные сведения о мире человек получает через ощущения. Они
предоставляют человеку сведения о разнообразных свойствах воздействующей на
него окружающей средой. Восприятие, в отличие от ощущений, воссоздает мир в
образах и позволяет человеку целостно представлять окружающие предметы и
явления в совокупности многих характерных для них свойств.
Ощущения, восприятие, воображение, память относятся к чувствительному
познанию человеком окружающего мира. В отличие от них, мышление и речь
называют способами рационального, или умственного, познания мира. С помощью
мышления и речи человек узнает о мире нечто такое, что непосредственно в
его ощущениях и восприятии не представлено.
Поскольку будем оценивать распределение и переключение внимания, а
также мышление студентов, то разберем сами эти понятия: "внимание" и
"мышление".
Внимание проявляется в направленности и сосредоточенности психической
деятельности человека. Благодаря вниманию возможна избирательная активность
психических процессов.
Основные функции внимания – регулирующая и контрольная. В зависимости
от уровней психической регуляции, определяемых параметрами воздействующих
стимулов, наличием или отсутствием целей и волевых усилий, оно может
приобретать вид произвольного, непроизвольного или послепроизвольного
внимания.
Внимание людей отличается силой, широтой и динамикой. К важнейшим его
характеристикам относятся: избирательность, устойчивость,
концентрированность, распределение и переключение.
Мышление относится к высшим познавательным процессам. Высшие
познавательные функции – это сложные прижизненно формирующиеся психические
процессы. Они социальны по своему происхождению, связаны с
программированием жизнедеятельности человека посредством постановки целей и
задач. В результате чего психическая ориентировка становится произвольной,
появляются особые виды внимания, памяти, восприятия: произвольное внимание,
произвольная память, наблюдение. Особенность высших психических функций
состоит в том, что первоначально они существуют как форма взаимодействия
между людьми и лишь позднее, в онтогенезе – как внутренний, то есть
интрапсихологический процесс. Поэтому мышление, речь и воображение,
выполняющие высшие познавательные функции, во многом определяют сознание
личности.
Мышление возникает и развивается вместе с практической деятельностью
человека на основе непосредственного чувственного познания. Благодаря
мышлению отражаются существенные свойства и взаимосвязи предметов и явлений
действительности в обобщенном и опосредованном виде. В зависимости от
степени участия в мышлении психических и нейрофизиологических подсистем оно
может приобретать наглядно-действенную, наглядно-образную или словесно-
логическую форму. Выделяются последовательные фазы мышления. На первой фазе
субъект осознает возникшую проблему, на второй – производит анализ
проблемной ситуации и на третьей – продуцирует новую информацию в виде
гипотез, методов, алгоритмов ее решения и т.п. Мыслительный акт завершается
контролем, оценкой и рефлексивной проверкой предполагаемых причинно-
следственных связей и способов решения проблемы.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Оценка распределения и устойчивости внимания. Для оценки
распределения и устойчивости внимания использована Методика оценки
распределения и устойчивости внимания с помощью 25-значных одноцветных
цифровых таблиц.
Стимульным материалом к данной методике служат 5 черно-белых цифровых
25-значных таблиц (представленных в Приложении 2). В ячейках этих таблиц в
хаотичном порядке размещены цифры от 1 до 25.
Проведение эксперимента с использованием данной методики заключается в
следующем: испытуемый просматривает первую таблицу, и находит указываемые в
ней цифры по порядку от 1 до 25. То же самое повторяется со всеми
таблицами. Засекается время нахождения им нужных цифр в каждой таблице.
Затем находится среднее время результативного просмотра таблицы: сроки
просмотра каждой таблицы суммируются и делятся на их количество (пять). То
есть, получаем средний показатель работы с одной таблицей. Он и является
числовым индексом распределения внимания студента.
Ниже приведена таблица, составленная во время проведения эксперимента
(Таблица 1).
На примере первого студента разберем, как определялся числовой индекс
распределения внимания. Первую таблицу студент просмотрел и разобрал за 20
с, вторую – за 15 с, третью – за 18 с, четвертую – за 22 с и пятую – за 19
с. Подсчитаем среднее арифметическое, которое будет являться средним
временем, которое студент потратил на одну таблицу:
SA = (20+15+18+22+19)/5=19
|1 |1 |120 |
|2 |5 |135 |
|3 |3 |110 |
|4 |4 |100 |
|5 |5 |130 |
|6 |2 |125 |
|7 |6 |115 |
|8 |1 |135 |
|9 |8 |130 |
|10 |2 |120 |
Таблица 2.
Выше приведена таблица, составленная при проведении данного
эксперимента (Таблица 2).
Эксперимент повторяется до тех пор, пока испытуемый не справится с
заданием безошибочно.
Подсчитывается количество попыток выполнения задания (обозначим его n)
и время, за которое задание было, наконец, выполнено безошибочно (обозначим
его t).
Показатель концентрации внимания (обозначим его p) является величиной,
обратной n определяется по формуле:
p=1/n
То есть:
1. р1 = 1/1=1.
Показатель концентрации внимания первого студента равен 1. Это
говорит о высокой концентрации внимания.
2.р2 = 1/5 = 0,2.
Показатель концентрации внимания второго студента равен 0,2.
3. р3 = 1/3 = 0,33.
Показатель концентрации внимания третьего студента равен 0,33.
4. р4 = 1/4 = 0,25.
Показатель концентрации внимания четвертого студента равен 0,25
5. р5 = 1/5 = 0,2.
Показатель концентрации внимания пятого студента равен 0,2
6. р6 = 1/2 = 0,5.
Показатель концентрации внимания шестого студента равен 0,5
7. р7 = 1/6 = 0,17.
Показатель концентрации внимания седьмого студента равен 0,17
8. р8 = 1/1 = 1.
Показатель концентрации внимания восьмого студента равен 1.
Концентрация его внимания – высока.
9. р9 = 1/8 = 0,13.
Показатель концентрации внимания девятого студента равен 0,13.
Этот результат говорит о низкой концентрации его внимания.
10. р10 = 1/2 = 0,5.
Показатель концентрации внимания десятого студента равен 0,5.
Показателем переключения внимания является время, затраченное на
последнее, безошибочное выполнение задания (t). То есть:
1. t1 = 120.
Показателем переключения внимания первого студента является 120.
2.t2 = 135.
Показателем переключения внимания второго студента является 135.
3. t3 = 110.
Показателем переключения внимания третьего студента является
110.
4. t4 = 100.
Показателем переключения внимания четвертого студента является
100.
5. t5 = 130.
Показателем переключения внимания пятого студента является 130.
6. t6 = 125.
Показателем переключения внимания шестого студента является 125.
7. t7 = 115.
Показателем переключения внимания седьмого студента является
115.
8. t8 = 135.
Показателем переключения внимания восьмого студента является
135.
9. t9 = 130.
Показателем переключения внимания девятого студента является
130.
10. t10 = 120.
Показателем переключения внимания десятого студента является
120.
3. Оценка мышления у студентов. В этом случае производим оценку умения
студентов логически рассуждать. Для этого использована методика "Логически-
количественные отношения".
Испытуемым в этой методике предлагается решить 20 задач на выяснение
логико-количественных отношений. В задачах используются три неизвестных, А,
Б и В, даны некоторые их соотношения, необходимо поставить между величинами
А и В знаки "больше" (>) или "меньше" (<). Все эти задачи приводятся в
Приложении 3. Правильные на них ответы – в Приложении 4.
Ниже приведена таблица, составленная во время проведения эксперимента
(Таблица 3).
|№ п/п |Количество правильно |Общее количество баллов, B |
| |решенных задач, N | |
|1 |10 |5 баллов |
|2 |15 |7,5 баллов |
|3 |18 |9 баллов |
|4 |12 |6 баллов |
|5 |14 |7 баллов |
|6 |17 |8,5 баллов |
|7 |20 |10 баллов |
|8 |13 |6,5 баллов |
|9 |6 |3 балла |
|10 |15 |7,5 баллов |
Таблица 3
За каждую правильно решенную задачу студент получает 0,5 балла.
Количество решенных задач одним студентом обозначим N.
То есть общее количество баллов (обозначим В) рассчитывается по
следующей формуле:
B=N*0,5
Оценка мышления производится в зависимости от набранных балов каждого
студента по следующей шкале:
10 баллов – очень высокий
8-9 баллов – высокий
4-7 баллов – средний
2-3 балла – низкий
0-1 бал – очень низкий.
То есть:
1. Первый студент набрал 5 баллов. Делаем вывод, что его уровень
развития можно оценить, как средний.
2. Второй студент набрал 7,5 баллов. Его уровень развития можно
оценить, как находящийся между средним и высоким.
3. Третий студент набрал 9 баллов. Делаем вывод, что его уровень
развития можно оценить, как высокий.
4. Четвертый студент набрал 6 баллов. Делаем вывод, что его уровень
развития можно оценить, как средний.
5. Пятый студент набрал 7 баллов. Делаем вывод, что его уровень
развития можно оценить, как средний.
6. Шестой студент набрал 8,5 баллов. Делаем вывод, что его уровень
развития можно оценить, как высокий.
7. Седьмой студент набрал 10 баллов. Делаем вывод, что его уровень
развития можно оценить, как очень высокий.
8. Восьмой студент набрал 6,5 баллов. Делаем вывод, что его уровень
развития можно оценить, как средний.
9. Девятый студент набрал 3 балла. Делаем вывод, что его уровень
развития можно оценить, как низкий.
10. Десятый студент набрал 5 баллов. Делаем вывод, что его уровень
развития можно оценить, как находящийся между средним и высоким.
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ:
Выяснено, что, в основном, показатели распределения, устойчивости,
концентрации и переключения внимания у студентов высоки. Лишь небольшой
процент испытуемых плохо справился с заданиями.
Уровень же развития абстрактного студента НАУ можно охарактеризовать,
как средний.
Результаты курсовой работы рекомендуется использовать при проведении
учебной и воспитательной деятельности со студентами НАУ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анкитон Р. Человеческая память и процесс обучения. –М., 1980.
2. Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека. Системно-
деятельностный подход к изучению познавательных процессов: Учебно-
методическое пособие. –М., 1983.
3. Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. –Т.3. –Л., 1981.
4. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В
3 кн. 1.Общие основы психологии –2-е издание. –М.: Просвещение ВЛАДОС,
1995.
|