Межличностные отношения в коллективе подростков
Межличностные отношения в коллективе подростков
ТЕМА: межличностные отношения в коллективе подростков
ПЛАН
Введение
1. Роль семейных отношений в формировании коммуникативных качеств
подростков
2. Межличностные отношения среди подростков
2.1. Исследование подростковых копаний
2.2. Исследование психологического климата в коллективе подростков
Заключение
Литература
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
«Человек один…ни черта». Это предсмертные слова героя романа
Э.Хемингуэя «Иметь и не иметь» являются одной из аксиом человеческого
существования. Где бы мы и кем бы мы ни были, какую позицию не занимали бы
в сложнейшей координатной сетке общественных отношений, мы всегда находимся
сред людей, и, даже будучи в полном одиночестве, мы тем не менее не
остаемся одни, ибо окружающие нас значимые, близкие и дорогие люди
продолжают жить в нашем сознании, определяя и его содержание, и
соответственно весь строй нашего поведения. Таким образом, отношения с
другими людьми важны и актуальны ля человека любого возраста. Однако их
значимость усиливается именно в подростковом возрасте, когда из маленького
ребенка человек постепенно превращается в юношу. Именно поэтому становление
и развитие межличностных отношений подростков должна стать одной из
актуальнейших тем в современной психологии.
Объектом нашего исследования являются межличностные отношения в целом,
а предметом, подробно рассматриваемом в контексте объекта – межличностные
отношения в коллективе подростков.
Цель данного исследования – установить факторы, влияющие на
становление коммуникабельных качеств личности подростков, а также
рассмотрение форм организации общения в подростковой среде.
1.1. Роль семейных отношений в формировании коммуникативных качеств
подростков
Одна из главных особенностей подросткового и раннего юношеского
возраста - смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми.
"Мы и взрослые" - постоянная тема подростковой и юношеской
рефлексии. Конечно, возрастное "Мы" существуют и у ребенка .Но ребенок
принимает различие двух миров - детского и взрослого - и то, что отношения
между ними неравноправны, как нечто бесспорное, само собой разумеющееся.
Подростки стоят где-то "посередине", и эта промежуточность положения
определяет многие свойства их психологии, включая и самосознание.
Французские психологи (Б. Заззо, 1969 ) спрашивали детей
от 5 до 14 лет, считают ли они себя "маленькими", "большими" или "средними"
( не по росту, а по возрасту); при этом выяснилась эволюция самих эталонов
"роста". Дошкольники часто сравнивают себя с младшими и потому утверждают,
что они "большие".
Школьный возраст дает ребенку готовый количественный эталон сравнения
- переход из класса в класс; большинство детей считают себя "средними", с
отклонениями преимущественно в сторону " большого ".С 11 до 12 лет точка
отсчета меняется; ее эталоном все чаще становиться взрослый, "расти" -
значит становиться взрослым.
Советские психологи, начиная с Л. С. Выготского, единодушно считают
главным новообразованием подросткового возраста чувство взрослости .Однако
ориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми зачастую
заставляют подростка снова видеть себя относительно маленьким,
несамостоятельным. При этом , в отличии от ребенка, он уже не считает такое
положение нормальным и стремиться его преодолеть. Отсюда противоречивость
чувства взрослости - подросток претендует быть взрослым и в то же время
знает, что уровень его притязаний далеко не во всем подтвержден и оправдан.
Одной из самых важных потребностей переходного возраста становиться
потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших
вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Как же появляется
эта возрастная тенденция (не смешивать с отношениями между поколениями!) в
отношениях старшеклассников с наиболее значимыми для них конкретными
взрослыми ,которые являются не только старшими по возрасту, но и
полномочными представителями общества взрослых в целом, - родителями и
учителями?
Из факторов социализации ,рассматриваемых по отдельности ,самым важным
и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка
общества ,влияние которой ребенок испытывает раньше всего ,когда он
наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальное положение, род
занятий, материальный уровень и уровень образования родителей ,в
значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме
сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на
ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого
воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.
Нет практически ни одного социального или психологического аспекта
поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий
в настоящем или прошлом.
Правда, меняется характер этой зависимости. Так, если в прошлом
школьная успеваемость ребенка и продолжительность его обучения зависели
главным образом от материального уровня семьи, то теперь этот фактор менее
влиятелен.
По данным ленинградского социолога Э. К. Васильевой (1975), у
родителей с высшим образованием доля детей с высокой успеваемостью (средний
балл выше 4) втрое выше, чем в группе семей с образованием родителей ниже
семи классов. Эта зависимость сохраняется даже в старших классах, когда
дети имеют навыки самостоятельной работы и не нуждаются в непосредственной
помощи родителей.
Помимо образовательного уровня родителей, сильно влияет на судьбу
подростков и юношей состав семьи и характер взаимоотношений между ее
членами.
Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего
большинства так называемых трудных подростков.
Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его
взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным
положением.
Существует несколько относительно автономных психологических
механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей. Во-первых,
подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и
наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание
ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно
становиться для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых,
идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример,
старается стать таким же ,как они . В-третьих, понимание: зная внутренний
мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым
формируют его самосознание и коммуникативные качества.
Семейная социализация не сводиться к непосредственному «парному»
взаимодействию ребенку с родителями. Так, эффект идентификации может быть
нейтрализован встречной ролевой взаимодополнительностью: например, в
семье, где оба родителя умеют очень хорошо вести хозяйство, ребенок может и
не выработать этих способностей, так как, хотя у него перед глазами хороший
образец, семья не нуждается в проявлении этих качеств; напротив, в семье,
где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая дочь. Не
менее важен механизм психологического противодействия: юноша, свободу
которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к
самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым. Поэтому
конкретные свойства личности ребенка в принципе невыводимы ни из свойств
его родителей (ни по сходству, ни по контрасту), ни из отдельно взятых
методов воспитания (Д. Баумринд, 1975).
Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и
преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.
Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи
представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально
близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на
другом - далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными
средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором - строгость
и наказание. Множество исследований доказывают преимущества первого
подхода. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств
родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и
дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ
«Я». Изучение юношей и взрослых, страдающих психофизиологическими и
психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями
в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что все эти
явления значительно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало
родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со
стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта
враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям,
так и скрытно. Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая
некоторыми подростками и юношами по отношению к посторонним людям, не
сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается следствием детских
переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь, она дает
низкое самоуважение, чувства вины, тревоги и т.д.
Эмоциональный тон семейного воспитания существует не сам по себе, а в
связи с определенным типом контроля и дисциплины, направленных на
формирование соответствующих черт характера. Разные способы родительского
контроля также можно представить в виде шкалы, на одном полюсе которой
высокая активность, самостоятельность и инициатива ребенка, а на другом -
пассивность, зависимость, слепое послушание (Г. Элдер, 1971) .
За этими типами отношений стоит не только распределение власти, но и
разное направление внутрисемейной коммуникации: в одних случаях
коммуникация направлена преимущественно или исключительно от родителей к
ребенку, в других - от ребенка к родителям.
Разумеется, способы принятия решений в большинстве семей варьируют в
зависимости от предмета: в одних вопросах старшеклассники имеют почти
полную самостоятельность, в других (например, в финансовых) - право решать
остается за родителями. Кроме того, родители не всегда практикуют один и
тот же стиль дисциплины: отцы, как правило, воспринимаются юношами и на
самом деле бывают более жесткими и авторитарными, чем матери, так что
общий семейный стиль в известной мере компромиссный. Отец и мать могут
взаимно дополнять, а могут и подрывать влияние друг друга.
Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются
обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля
воспитания.
Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию
самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности.
Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с
тем гибко и рационально: родитель всегда объясняет мотивы своих требований
и поощряет их обсуждение подростком; власть используется лишь в меру
необходимости; в ребенке цениться как послушание, так и независимость;
родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает
себя непогрешимым; он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит
только из его желаний.
1.2. Межличностные отношения среди подростков
Одна из главных тенденций переходного возраста – переориентация
общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или
менее равных по положению.
Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить
родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у
дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на
развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же
подростков по своей сути является коллективно-групповым.
Во-первых, общение сверстников очень важный канал информации; по нему
подростки узнают многие необходимые им вещи, которые им по тем или иным
причинам не сообщают взрослые, например, подавляющую часть информации о
вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие
может задержать его Психосексуальное развитие или придать ему нездоровый
характер.
Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая
игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки
социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной инициативе и в
то же время отстаивать свои права, соотносить личностные интересы с
общественными. Вне общества сверстников, где взаимодействия строятся
принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь
поддерживать, ребенок не может вырабатывать необходимых взрослому
коммуникативных качеств, соревновательность групповых взаимоотношений,
которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной
школой.
В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание
групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не
только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему
чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.
Психология общения в подростковом возрасте строится на основе
противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации)
и аффиляции, то есть потребности в принадлежности, включенности в какую-
либо группу, общность.
Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля старших.
Однако оно действует и в отношениях со сверстниками.
Усиливается потребность не только в социальной, но и в
пространственной автономии, неприкосновенности своего личного пространства.
Однако кроме спокойного умиротворенного уединения существует
мучительное и напряженное одиночество – тоска , субъективное состояние
душевной и духовной изоляции, непонятности, чувство неудовлетворенной
потребности в общении, человеческой близости.
Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными
трудностями становления личности, порождает у подростков неутолимую жажду
общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находят или
надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность,
эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значимости.
Напряженная потребность в общении и аффиляции превращается у многих
ребят в непобедимое стадное чувство: они не могут не только дня, но часа
пробыть вне своей , а если своей нет – какой угодно компании. Особенно
сильна такая потребность у мальчиков.
При сходстве внешних контуров социального поведения глубинные мотивы,
скрывающиеся за юношеской потребностью в аффиляции, индивидуальны и
многообразны. Один ищет в обществе сверстников подкрепления самоуважения,
признания своей человеческой ценности. Другому важно чувство эмоциональной
сопричастности, слитности с группой. Третий черпает недостающую информацию
и коммуникативные навыки. Четвертый удовлетворяет потребность властвовать,
командовать другими. Большей частью эти мотивы и переплетения не
осознаются.
Типичная черта подростковых групп – чрезвычайно высокая конформность.
Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую
абсолютно некритично относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров.
Следует отметить, что коммуникативные черты и стиль общения юношей и
девушек не совсем одинаковы. Это касается и уровня общительности и
характера аффиляции.
На первый взгляд мальчики во всех возрастах общительнее девочек. С
самого раннего возраста они активнее девочек вступают в контакт с другими
детьми, затевают совместные игры и т.д. чувство принадлежности к группе
сверстников для мужчин всех возрастов значительнее важнее, чем для женщин.
Однако различия между полами в уровне общительности не столько
количественные, сколько качественные. Содержание совместной деятельности и
собственный успех означает для мальчиков больше, чем наличие симпатии к
другим участникам игры.
С ранних возрастов мальчики тяготеют к более экстенсивному, а девочки
– к интенсивному общению; мальчики чаще всего играют большими группами, а
девочки – по двое или по трое. Разные способы социализации мальчиков и
девочек, существующие во всех человеческих обществах, с одной стороны –
создают и воспроизводят психологические половые различия. Причем речь идет
не просто о количественных различиях в степени общительности мальчиков и
девочек, но о качественных различиях в структуре и содержании их общения и
жизнедеятельности.
Юношеские группы удовлетворяют в первую очередь потребность в
свободном, нерегламентированном взрослыми общении. Свободное общение – не
просто способ проведения досуга, но средство самовыражения, установления
новых человеческих контактов, из которых постепенно выкристаллизовывается
что-то интимное, исключительно свое.
Разные виды общения могут существовать, выполняя разные функции, их
удельный вес и значимость с возрастом меняется. Меняются и
привилегированные места встреч. У подростков это чаще всего двор или своя
улица.
Разные формы и места общения не только сменяются друг друга, но и
сосуществуют, отвечая разным психологическим потребностям.
Если компании формируются лавным образом на базе совместных
развлечений, то человеческие контакты в них, будучи эмоционально значимыми,
обычно остаются поверхностно. Качество совместного времяпрепровождения
часто оставляют желать лучшего.
Некоторые из таких компаний перерастают в антисоциальные.
Юношеские группы и их соперничество – всеобщий факт человеческой
истории. Явление это многоуровневое. Саамы глубинный, универсальный его
пласт – противопоставление. «Мы» и «Они» по территориальному принципу –
существуют практически везде. Однако ослабление влияние семьи, особенно
отцовского начала, повышает степень идентификации мальчика-подростка и
группой, создавая та называемый «эффект стаи».
2.1. исследование подростковых компаний
Взаимоотношения с другими людьми и важны и актуальны для человека
любого возраста. Однако особо значимой предоставляется их роль для
старшеклассников – юношей и девушек 14-17 лет, которые как раз в этом
возрасте осваивают во взаимодействии со сверстниками сложный мир
человеческих связей, постигают сущность собственного «Я» в соответствии с
«зеркальным» эффектом и одновременно удовлетворяют потребности в
человеческих связях, самоутверждении, в привязанности, в самосознании, а
также в системе ориентаций и объекте поклонения. Именно поэтому
исследование возникающих межличностных отношений подростков является одной
из актуальных тем в современной психологии отношений.
Необходимо исследовать компании подростков для полноты картины,
а затем психологический климат, царящий в коллективе подростков.
Для этого подросткам предлагалась анкета, содержащая 14 вопросов.
(бланк анкеты приведен в приложении).
По результатам исследования получили следующую таблицу
|№ |вопрос |А |Б |в |
|1 |15 |
|2 |19 |
|3 |25 |
|4 |36 |
|5 |-2 |
|6 |40 |
|7 |26 |
|8 |37 |
|9 |29 |
|10 |21 |
|11 |15 |
|12 |14 |
|13 |17 |
|14 |2 |
|15 |4 |
|16 |-4 |
|17 |12 |
|18 |19 |
|19 |37 |
|20 |28 |
Обобщив данные, получаем следующую таблицу:
|Количество |Высокая |Средняя |Равнодушие |Низкая |
| |степень |степень | |степень |
| |благополучия |благополучия | |благополучия |
|Количество |9 |9 |2 |- |
|чел. | | | | |
|% |45 |45 |10 |0 |
Таким образом, на основании результатов исследования удалось
установить, что большинство подростков считает в высокой степени
благополучным свой коллектив. Это связано прежде всего с тем, что начинает
становится значимым межличностное общение со сверстниками, происходит смена
значимости общения со взрослыми на общение со сверстниками. В своем
коллективе дети чувствуют себя на равных друг с другом, чего им практически
не могут обеспечить взрослые.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на основании результатов исследования удалось
установить, что на становление межличностных отношений в подростковом
возрасте имеют огромное влияние ряд факторов, среди которых и среда, в
которой находится подросток, стиль общения, принятый в отношениях как
родителей к детям, так и между самими родителями.
В подростковом возрасте нарастающее значение имеет автономизация
подростков и перенос авторитета в общении с родителей, учителей и вообще
взрослых на своих сверстников. Это связано прежде всего с тем, что именно в
этом институте социализации возможно равенство в общении. Именно поэтому
начинают формироваться устойчивые компании подростков.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Байярд Р.Т., Байярд Д., "Ваш беспокойный подросток", М.: "Просвещение",
1991 г.
2. Блага К., Шебек М., "Я - твой ученик, ты - мой учитель.", М.:
"Просвещение", 1991 г.
3. Возрастная и педагогическая психология под ред. Гамезо и др., М.: 1984
4. Волкова Е.М.,"Трудные дети или трудные родители?", М.: "Профиздат", 1992
г.
5. Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьника, М.,
Знание, 1988;
6. Ковалев С.В., "Психология современной семьи.", М.: "Просвещение", 1988
г.
7. Кон И.С., "Дружба", М.: "Просвещение", 1980 г.
8. Кон И.С., "Психология ранней юности", М.: "Просвещение", 1991 г.
9. Лесгафт П.Ф., "Семейное воспитание ребенка и его значение", М.:
"Педагогика", 1991
10. Личко А.Е., "Психопатии и акцентуации характера у подростков.". М.:
1983 г.
11. Макаренко А.С., "Книга для родителей", Л.: "Лениздат", 1981 г.
12. Мудрик А. В. Общение школьника, М., Знание, 1987;
13. Овчарова Р.В., "Справочная книга школьного психолога", М.:
"Просвещение", "Учебная литература", 1996 г.
14. Панкова Л.М., "У порога семейной жизни.", М.: "Просвещение", 1991 г.
15. Петровский А.В., "Возрастная и педагогическая психология", М.:
Педагогика, 1975 г.
16. Поливанова Л.Б., "Психологическое содержание подросткового возраста"
\\Вопросы психологии N5 1992 г.
17. Психология (словарь) \ под ред. А.В.Петровского, М.Г .Ярошевского
М.: Изд. политической литературы, 1990 г.
19. "Психология современного подростка" под ред. Д.И.Фельдштейна, М.:
Педагогика, 1987 г.
20. Ремшмидт Х., "Подростковый и юношеский возраст"//Мир 1994 г.
21. Рогов Е.И., "Настольная книга практического психолога в образовании",
М.: "Владос", 1996 г.
22. Сатир В., "Как строить себя и свою семью.", М.: "Педагогика - Пресс",
1992 г.
23. Семенов В. Д. Быть собой, М., Знание, 1989;
24. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я., "Отцы и дети в меняющемся мире", М.:
"Просвещение", 1991 г.
25. Спиваковская А.С., "Как быть родителями: (о психологии
родительскойлюбви)"
М.: "Педагогика", 1986 г.
26. "Учителям и родителям о психологии подростка", Под ред. Г.Г.Аракелова,
М.: "Высшая школа", 1990 г.
27. А.Фромм, "Азбука для родителей", Л.: 1991 г.
28. Фролов С. С. Основы социологии, М., Юристъ, 1997;
29. Хоментскаус Г.Т., "Семья глазами ребенка", М.: 1990 г.
30. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании, М., Владос, 1995
Приложение
1. Как часто собирается ваша компания?
А) каждый день;
Б) через день;
В) реже.
2. Где вы обычно собираетесь?
А) в подвале или бродим по улицам;
Б) на площадке пред домом или в подъезде;
В) у кого-либо на квартире
3. Сколько в группе лидеров?
А) один;
Б) несколько;
В) нет ни одного.
4. Что является музыкальным сопровождением ваших посиделок?
А) блатной музыкальный фольклор;
Б) западные и отечественные группы;
В) гитара или обходимся без музыки.
5. приходилось ли вам вместе с группой гулять всю ночь на пролет?
А) да;
Б) часов до двух ночи;
В) нет.
6. В каком количестве группа употребляет спиртное?
А) без ограничений;
Б) до легкого опьянения;
В) не употребляет.
7. Сколько членов группы курит табак?
А) все;
Б) половина;
В) никто.
8. Сколько членов группы употребляет травку или другие наркотики?
А) все;
Б) половина;
В) никто.
9. считаете ли вы, что, являясь членом группы можно легче удовлетворить
любопытство в сексе?
А) да;
Б) не уверен, но возможно;
В) нет.
10. Участвует ли ваша группа в защите своей территории?
А) да;
Б) некоторые в составе других групп;
В) нет.
11. Есть ли среди членов группы люди с преступным опытом?
А) да;
Б) не уверен, но возможно;
В) нет.
12. Участвует ли ваша группа в коллективных драках?
А) да;
Б) некоторые в составе других групп;
В) нет.
13. Чтобы сделала ваша компания, если бы вечером проходила мимо пьяного
человека?
А) обобрала бы;
Б) оценила бы обстановку и не тронула, но посмеялась;
В) ничего.
14. Чтобы предприняла группа, если бы вы заявили о своем уходе из нее?
А) избила бы;
Б) припомнила бы все «долги и услуги»;
В) ничего.
Приложение
Положительные особенности |+3 |+2 |+1 |0 |-1 |-2 |-3 |Отрицательные
особенности | |Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение | | | | | | |
|Преобладает подавленность, пессимистический настрой | |Преобладает
доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии | | | | | | |
|Преобладают конфликтность в отношениях, агрессивность | |В отношениях
между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и
понимание | | | | | | | |Группировки конфликтуют между собой | |Членам
коллектива нравится быть вместе, участвовать в совместных делах | | | | | |
| |Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению | |Успехи
или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание | | | | | |
| |Успехи и неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных |
|Преобладает взаимная поддержка и одобрение | | | | | | | |Критические
замечания носят характер явных и скрытых выпадов | |Члены коллектива с
уважением относятся к мнениям друг друга | | | | | | | |В коллективе каждый
считает свое мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей | |В трудные для
коллектива минуты происходит эмоциональное единение по принципу «одни за
всех, все за одного» | | | | | | | |В трудных случаях коллектив
«раскисает», возникают ссоры, взаимные обвинения | |Достижения или неудачи
коллектива переживаются всеми как свои | | | | | | | |Достижения или
неудачи коллектива не откликаются у его представителей | |Коллектив
участливо и доброжелательно относится к новым членам | | | | | | | |Новички
чувствуют себя лишними, чужими | |Коллектив активен, полон энергии | | | |
| | | |Коллектив пассивен, инертен | |Коллектив быстро откликается, если
нужно сделать полезное дело | | | | | | | |Коллектив невозможно поднять на
совместное дело, каждый думает только о личных интересах | |В коллективе
существует справедливое отношение ко всем членам коллектива | | | | | | |
|Коллектив подразделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых» | |У
членов коллектива появляется чувство гордости за свой коллектив, если его
отмечают руководители | | | | | | | |К похвалам и поощрениям коллектива
здесь относятся равнодушно | |
|