Мотивация деятельности частных охранников
быть достаточно энергичным, но не излишне крепким.
Сотрудник охраны при выполнении служебных обязанностей общается с
большим числом людей, вступая с ними в служебные отношения. В процессе
общения человек обменивается с другими людьми информацией, воспринимает их,
организует взаимодействие. Можно выделить несколько уровней общения:
1. Общения частного охранника с клиентами.
2. Общение со служащими данной организации.
3. Общение с сотрудниками охранных предприятий .
Каждый из этих уровней общения имеет свою специфику, связанную с
реализацией охранником определенной социальной роли, в которой закреплены
его права и обязанности. Одно дело общаться с товарищем, совсем другое - с
начальником. Успех в работе, самочувствие на работе, продвижение по службе
во многом зависят от умения сотрудника охраны общаться с людьми.
1.3.7. Психологическая характеристика деятельности сотрудника охраны
Деятельность - это активное взаимодействие человека со средой, в
котором он сознательно достигает поставленной цели, возникшей в результате
появления у него определенной потребности.
Труд частного охранника - один из наиболее сложных видов деятельности
по следующим обстоятельствам:
возможность внезапного возникновения опасности;
необходимость постоянной готовности к активным мерам, которая не
реализуется в конкретных действиях;
дефицит или однообразие поступающей информации, что усыпляет внимание;
относительно небольшие размеры помещений, где обычно несут службу
охранники, что может привести к развитию гиподинамии;
продолжительность рабочего дня (12-24 часа), что требует качественного
отдыха;
бодрствование в ночное время суток, что может привести к нарушению
суточного биоритма и заболеванию нервной системы;
необходимость общения с большим количеством людей в дневное время и
отсутствие или ограничение общения ночью и т.д.
Специфика труда предъявляет, с одной стороны, высокие требования к
физическим и психическим свойствам личности частного охранника, а с другой
- предполагает организационные мероприятия по психогигиене и
психологической подготовке.
Всякая деятельность состоит из ряда актов - движений, действий,
операций, основанных на тех или иных потребностях и мотивах. Цели, которые
в своей деятельности ставит человек, могут быть отдаленными и близкими,
общими и конкретными. Так, например, цели деятельности охранных и
криминальных структур диаметрально противоположны. А предмет труда у них
один - это, как правило, материальные ценности, жизнь и здоровье охраняемых
лиц. Криминальные структуры стремятся нанести ущерб, а охранники - не
допустить его. Надо отметить, что в некоторых подразделениях охранники
представляют свою цель в общих чертах.
«Вот если что-то будет, тогда мы что-то сделаем». Нападающая сторона
чаще всего видит цель четко, конкретно. В этом одна из причин не всегда
видит цель четко, конкретно. В этом одна из причин не всегда успешной
работы охраны. Следует отметить, что эти цели еще до их реализации
существуют в мыслях человека идеально. Преступник, например, еще до
проникновения на объект представляет ситуацию совершения преступления.
Деятельность той и другой сторон планируется, то есть заранее
намечается система действий, предусматривающая порядок, последовательность,
время, место, используемые силы и средства. Одни планы учитывают все
элементы решаемых задач, а другие носят общий, рекомендательный характер.
Анализ преступлений позволяет сделать вывод, что в борьбе чаще побеждает
тот, у кого лучше план. Охранных предприятий в своих планах не всегда
учитывают элементы обстановки конкретного поста. Поэтому задача каждого
сотрудника охраны иметь собственный план личной безопасности, поскольку
обеспечение личной безопасности предполагает обеспечение безопасности
охраняемых объектов.
Любая профессиональная деятельность оказывает существенное влияние на
формирование личности. Это происходит потому, что для выполнения
тактических задач приобретаются определенные знания и формируются
необходимые умения и навыки. Работа протекает в сходных условиях, с
определенным кругом общения и использованием повторяющихся действий и
движений. Такие условия деятельности создают специфический внутренний мир
личности и систему отношений, особенности реагирования на те или иные
события, манеру держаться, одеваться и т.д. Естественно, что такие
особенности выражаются в поведении человека и доступны для наблюдения и
последующих выводов. Именно по таким признакам «рыбак» узнает «рыбака»
военный - военного, охранник - охранника, преступник - преступника.
Признаки, по которым происходит узнавание, как правило, ясно не осознаются.
Сходные явления имеют место и тогда, когда сталкиваются противоположные
интересы. У сотрудников охраны и у криминальных элементов один и тот же
предмет труда, сходные условия деятельности, но противоположные цели.
Поэтому охранник и его потенциальный противник должны узнавать друг друга.
Таким образом, каждая из конфликтующих сторон обладает набором
признаков, по которым заинтересованный человек с большей или меньшей
степенью вероятности может определить, чем занимается конкретное лицо. Это
обусловлено тем, что часть признаков связана с профессиональными
действиями, которые приобретают устойчивый характер или становятся
автоматизмами и не контролируются сознанием. К ним относятся:
навыки ношения и применения оружия, специальных средств и приспособлений;
навыки владения приемами оружия, специальных средств и приспособлений;
навыки владения приемами рукопашного боя;
признаки, свидетельствующие о подготовке к совершению преступления.
Некоторые признаки связаны с постоянной потребностью лица,
готовящегося совершить или совершающего преступление, ориентироваться в
складывающейся обстановке. Для этого ему надо как можно больше видеть и
слышать, и он должен занимать соответствующее положение в помещении или на
улице. Если обычный человек ориентируется на ближайшую цель, то человек,
обладающий криминальным опытом, как правило, ориентируется на цель
противоправных действий, учитывая:
возможную опасность (охрана, технические средства);
пути ухода с места совершения преступления;
лиц, участвующих в конкретной ситуации.
Эти признаки могут проявляться даже тогда, когда человек и не
готовится к противоправным действиям.
Наиболее важным являются признаки, связанные с психическим состоянием
людей, вовлеченных в опасный конфликт.
Психическое состояние - состояние элементов психики в данный момент.
Каждый человек ежедневно испытывает разные психические состояния, такие,
например, как бодрость, усталость, растерянность, решительность, апатия,
монотония, стресс, радость, страх. Одни из них способствуют деятельности,
другие - затрудняют эмоциональные состояния. Они проявляются в элементах
внешнего облика человека, что позволяет определить его психическое
состояние.
Наиболее важной причиной, вызывающей то или иное эмоциональное
состояние, является деятельность. Существует закон, который устанавливает
зависимость между эмоциональной напряженностью (мотивацией) и
эффективностью деятельности. По мере увеличения эмоциональной напряженности
эффективность деятельности повышается, затем, после перехода через точку
наиболее высоких показателей успешности, падает.
Практика показывает, что большинство охранников во время работы
находится в состоянии апатии-монотонии с невысоким уровнем
производительности труда.
Участники криминальных структур в ходе подготовки и совершения
противоправных действий находятся в состоянии стресса. Если мы оценим
эффективность деятельности противоборствующих сторон в условных единицах,
то вынуждены будем отметить, что у сотрудников охраны она в пять раз ниже.
Очевидно поэтому нападающая сторона, как правило, не встречает серьезного
сопротивления. Вместе с тем равная борьба конфликтующих сторон возможна
лишь тогда, когда они обладают одинаковой профессиональной подготовкой,
оснащением, вооружением и находятся в одном психическом состоянии, то есть
в состоянии боевой готовности.
В основе некоторых приемов, позволяющих сотруднику охраны достичь
состояния боевой готовности, лежит осознание опасности его жизни, здоровью
и охраняемому объекту. В одних случаях за счет повышения мотивации
сотрудник охраны постоянно поддерживает состояние боевой готовности или
состояние, близкое к нему. Но длительное нахождение в таком состоянии может
отрицательно сказаться на здоровье. В других ситуациях сотрудник
определяет, когда и в какое время ему надо находиться в состоянии боевой
готовности, а когда напряжение можно снизить. Успех зависит от знаний и
опыта. Если он может определить их правильно, то это не отразится на
качестве работы, если неправильно, то возможны отрицательные последствия.
Так, если телохранитель при выходе с охраняемым лицом из квартиры позволяет
себе расслабиться, то это грубейшая ошибка, которая может привести к
непоправимым последствиям.
Очевидно, оптимальным является «тактический» вариант, который
основывается на принципе рубежности. Получение сотрудником охраны сигнала о
возможной опасности с одного рубежа позволяет ему вовремя подготовиться к
соответствующим действиям. Но это предполагает использование дополнительных
сил и средств, на что не всегда идут руководители охраняемых объектов.
Существует поговорка: «Жадный платит однажды, но по самой высокой цене».
Все приемы взаимосвязаны и используются, исходя из конкретной
ситуации. Если в ситуации опасности охранник не успевает войти в состояние
боевой готовности, то он переходит в состояние дистресса, что не позволяет
ему выполнить служебные задачи, так как дезорганизуется интеллектуальная,
волевая, эмоциональная деятельность. Основной причиной дистресса охранника
является неожиданность, которая вызвана тем, что он чего-то не знает, не
умеет, чего-то не предвидит. Дополнительными причинами могут быть следующие
факторы: неудовлетворенность работой, низкая мотивация, отсутствие
возможности проявить себя.
Сотрудник охраны испытывает отрицательные воздействия не только на
работе. Значительно осложнилась жизнь вообще: кризис в экономике, снижение
уровня жизни, рост преступности, угроза безработицы. Возникает чувство
неуверенности, неопределенности, незащищенности, то есть стрессовые
ситуации, которые обладают свойством накапливать отрицательные последствия
и разрушающе действовать на организм.
Влияние сложных и опасных ситуаций на поведение и работоспособность
охранника чрезвычайно индивидуально: одних они мобилизуют, других
подавляют, угнетают.
Реакция человека на опасную ситуацию зависит от:
направленности личности, ее убеждений, чувства долга и ответственности за
порученное дело перед руководством организации и товарищами;
уровня психологической подготовленности;
особенностей нервной системы, темперамента и способностей.
Важным является фактор психологической подготовленности. Основная
задача психологической подготовки - это формирование профессиональных и
личных качеств, позволяющих успешно выполнять служебные задачи в
экстремальных ситуациях. Известно, что отсутствие профессиональных знаний,
навыков, неспособность предвидеть сложные ситуации в работе приводит к
возникновению дистресса. Поэтому основное направление подготовки связано с
повышением уровня профессионального мастерства.
Различают три вида психологической подготовки: общую, специальную и
целевую.
Общая предполагает ознакомление сотрудников охраны с криминальной
обстановкой в стране, городе, районе; с типичными приемами, способами и
средствами совершения преступлений.
Специальная направлена на выработку устойчивости охранника
применительно к тем или иным видам преступных посягательств, ознакомление с
конкретными ситуациями посягательств и факторами, вызывающими стресс. Такие
задачи решаются в процессе занятий по боевой и физической подготовке, при
решении проблемных ситуаций, отражающих специфику деятельности охранных
предприятий.
Целевая психологическая подготовка предполагает выработку у охранника
подготовленности к действиям в конкретной ситуации: например, при нападении
на охраняемое лицо во время выхода из подъезда; захвате заложников; пожаре;
возникновении сложных ситуаций на посту. Стрессовые ситуации создаются на
реальном объекте или на объекте, моделирующем ситуацию.
Человек, готовящийся к совершению преступления, всегда находится в
состояния стресса. Это связано с ожиданием действий. Преступник понимает,
что достижению цели может помешать охрана, другие обстоятельства. Организм
в этом состоянии выделяет дополнительную энергию, которая не может быть
сразу реализована. И когда сначала действий эта энергия реализуется,
преступники не всегда контролируют свое поведение и предпринимают все для
устранения возникающих на их препятствий. Поэтому, в тех случаях, когда
сотрудник охраны оказался в безвыходном положении и не может оказать
сопротивление, безопаснее для него и окружения не предпринимать никаких
резких действий. После достижения цели преступники несколько успокаиваются,
их состояние будет ближе к оптимальному, и тогда от них можно ожидать
действий, учитывающих все обстоятельства ситуации.
1.3.8. Наблюдательность сотрудника охраны
Наблюдательность - способность сотрудника охраны замечать в поведении
людей и окружающей обстановке малозаметные, но существенные признаки,
детали, факты, которые влияют на обеспечение безопасности личности,
объекта. Наблюдательность - свойство личности, которое свидетельствует об
уровне профессионализма человека. Мастер сельского хозяйства по известным
ему признакам определит место и время сева той или иной культуры, сталевар
- готовность металла, мошенник - людей, которых можно обмануть и т.п.
В основе наблюдательности лежат блоки признаков, приобретенных в
процессе конкретной профессиональной деятельности. Но сама по себе
деятельность не может сформировать этого свойства, ибо необходимо
заинтересованность, желание самого человека. Основное условие формирования
наблюдательности у охранника - это интерес и положительное отношение к
работе. Не может человек, отрицательно относящийся к работе, выявлять
малозаметные детали, приводить их в систему. Второе условие связано с
постоянным анализом своей работы. Положительные моменты закрепляются в
памяти. При возникновении отрицательных - определяются причины и намечаются
пути их устранения. Можно предположить, что такая информация и формирует в
памяти охранника блоки, которые позволяют ему выявлять факты, заслуживающие
внимания. Хорошая тактическая подготовленность является третьим условием.
Профессиональность знания, умения, навыки дают возможность в нужное время
занимать нужное место.
На наблюдательность, кроме названных условий, влияют и такие
психические процессы, как ощущение, восприятие, память, мышление и
внимание.
Ощущение - это отражение в сознании человека отдельных свойств
предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Ощущения бывают зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные и
вкусовые. Наиболее важными для сотрудника охраны являются зрительные
ощущения, которые позволяют получать от 80 до 90 процентов информации,
необходимой для несения службы.
Существенное влияние на тактику поведения и качество получаемой
информации может оказать адаптация - одна из закономерностей ощущений.
Адаптация (приспособление) - это изменение чувствительности органов
чувств под влиянием раздражителей. Например, через 30 - 60 секунд человек
перестает ощущать надетые на руку часы; через несколько минут резкий запах.
Так, если телохранитель с охраняемым лицом заходит в темный подъезд (а на
улице солнечный день), то он некоторое время ничего не видит, и значит
упускает важную информацию и, возможно действия людей, посягающих на жизнь
охраняемого лица. Вполне возможно, что люди, совершающие преступления в
подъездах жилых домов, учитывают эту закономерность. В подобных случаях
отрицательное воздействие адаптации можно снизить за счет прогнозирования,
ожидание ситуации и изменений в тактике, что предполагает обследование
подъезда до того, как туда войдет охраняемое лицо.
При охране объектов в условиях изменяющейся освещенности сотрудники
охраны предпочитают осматривать освещенные участки. Если руководство
заинтересовано в качественном решении задач по охране, то оно должно
подумать о хорошей освещенности объектов.
Восприятие - это целостное отражение в сознании человека, предметов и
явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Любой объект
или явление мы воспринимаем как целое на каком-то фоне. Желание человека
воспринимать все, что имеет для него смысл, приводит к доминированию целого
над деталями. Поэтому, если исчезают или появляются новые детали, картина
остается неизменной. В других случаях, когда ситуация известна, происходит
заполнение недостающих деталей и фрагментов.
Для сотрудника охраны эта особенность восприятия чрезвычайно важна,
так как он работает на одном и том же объекте, передвигается с охраняемым
лицом по хорошо известным маршрутам, имеет дело с определенным набором
документов, и это воспринимается, как единое целое, без выделения деталей.
Например, утром, когда обычно приходит уборщица и раздается звонок, у
сотрудника охраны формируется целостная картина ситуации и собственных
действий. Он знает, как он откроет дверь, кого увидит, и что скажет. Но
вместо уборщицы это могут быть люди с не совсем благими намерениями. Те же
закономерности срабатывают при проверке документов, удостоверяющих
личность, пропусков, накладных и т.п. Очевидно, что если на маршруте или
около дома охраняемого лица появится новый предмет (урна с ВВ) или
автомашины, то телохранители могут не обратить на это внимание.
Целостность восприятия оказывает влияние постоянно и может привести к
серьезным ошибкам в работе. Чтобы исключить возможные ошибки, сотрудник
должен проверять себя, задавая вопрос: тот ли это человек, документ, какие
изменения произошли на объекте охраны, трассе.
Память - это процесс запечатления, сохранения, воспроизведения или
узнавания. Другими словами, память - это совокупность информации,
приобретенная мозгом и управляющей поведением. По тому, как долго может
сохраняться информация в памяти, выделяют три уровня памяти: мгновенную,
кратковременную и долговременную память.
Информация в мгновенной памяти сохраняется в пределах одной секунды.
Если информация является важной, то она из мгновенной передается в
кратковременную, которая достигает примерно 20 секунд. Кратковременная
память не может одновременно хранить много элементов. В зависимости от
сложности число элементов колеблется в пределах 7 (плюс, минус 2 единицы).
Информация, представляющая особую важность, переводится в долговременную
память, которая практически не ограничена по объему и времени хранения.
Сотрудник охраны действует в условиях реальной действительности и
успех деятельности часто определяется его способностью запоминать и
узнавать людей, особенности обстановки действия, движения. Для того, чтобы
память развивалась она должна постоянно работать. Естественно, охранник не
должен, да и не может запоминать все, что им воспринимается. В первую
очередь запоминается информация, связанная с профессиональной
деятельностью, интересами и увлечениями. С одной стороны, это предполагает
определенную познавательную цель, а с другой - переживания тех или иных
эмоций. Известно, что информация, связанная с эмоциональными переживаниями
легче запоминается и воспроизводится.
Один из наиболее эффективных способов развития памяти основан на
создание установки на запоминание. Охранник должен поставить перед собой
задачу: что следует запомнить, с какой целью, в каком объеме и на какое
время.
Очень важно при запоминании новой информации сопоставлять ее с
имеющейся в памяти. Создавая определенные логические связи сотрудник охраны
приобретает знания по избранной профессии. У него формируются, уточняются
информационные блоки, которые и позволяют ему выделить в окружающей
обстановке поведения людей, важные в профессиональном отношении детали.
Не следует загружать память неважной, текущей бытовой информацией. Для
таких сведений надо иметь записную книжку память - не чердак, где хранятся
ненужные вещи.
Внимание - направленность сознания на определенный объект. Объектом
внимания может быть отдельный предмет или группа предметов, различные
явления окружающей действительности, люди. Внимание выражается в позе,
мимике, движениях.
Различают два вида внимания: произвольное и непроизвольное.
Непроизвольное возникает при действии сильного, контрастного,
значимого или вызывающего эмоциональный отклик раздражителя. Он возникает
независимо от сознательных намерений человека, без каких-либо волевых
усилий с его стороны. Громкий крик, скрип тормозов, выстрел, необычные
действия, контрастная одежда привлекают наше внимание. При планировании
проникновения на охраняемый объект может быть использована закономерность
непроизвольного внимания. Охранник-телохранитель, например, отвлекается от
выполнения своей задачи на шум, крики о помощи, и этого времени вполне
достаточно для проникновения на объект, выноса материальных ценностей или
для того, чтобы приблизиться к охраняемому лицу.
Произвольное внимание возникает тогда, когда человек ставит перед
собой задачу, цель, что обуславливает выделение объектов внимания. В этом
случае внимание направлено не на то, что интересно и занимательно, а на то,
что связано с деятельностью, обязанностями, на то, что нужно и важно.
Выполнение этой задачи требует значительных волевых усилий. Излишние усилия
по поддержанию произвольного внимания могут приводить к эмоциональной
напряженности, способствующей развитию утомлению и ошибкам в работе.
Поэтому, если у сотрудника охраны очень напряженная работа, требующая
постоянной готовности к действиям, необходимо предусмотреть сменяемость,
отдых.
Однако чаще условия работы сотрудника охраны приводят к снижению
устойчивости внимания и развитию состояния монотонии. Отрицательное влияние
монотонии можно значительно снизить и сохранить необходимый уровень
внимания применением ряда организационных мер. Среди них можно выделить:
психологический отбор охранников, которым предстоит работать в условиях,
способствующих развитию монотонии;
надлежащую организацию труда и отдыха;
повышение содержательности труда таким образом, чтобы он вызывал интерес;
смену участков работы;
использование освещения и музыки;
поручение дополнительных заданий;
поддержание постоянной готовности к действиям за счет волевого усилия.
Мышление - психический процесс получения новых знаний об окружающем
мире, прогнозирования возможных событий и принятия решений. Мышление
сотрудника охраны относится к практическому мышлению и направлено на
решение конкретных задач, возникающих в процессе деятельности. В процессе
мышления он использует данные, полученные с помощью ощущений, восприятий и,
информацию, хранящуюся в его памяти.
Часто приходится слышать от людей, имеющих отношение к охране, такие
высказывания: «Телохранитель должен быть преданным и сильным, здоровым и
глупым», то есть - сила есть, ума не надо. Однако, это далеко не так.
Деятельность сотрудника охраны протекает в условиях планируемого конфликта,
опасного для жизни и здоровья. Отсюда следует, что не думающий охранник
превращается в «пулеуловителя», который не может защитить себя и охраняемые
ценности.
Особенность мышления в том, что оно связано с реальной жизнью, с ее
повседневными делами и заботами. Охранник часто решает задачи, с одной
стороны, привычные, повторяющиеся постоянно: следование с охраняемым лицом
по привычному маршруту или проверка документов, а с другой - задачи,
возникающие неожиданно и требующие быстроты мышления, умения в
экстремальной ситуации выбрать наиболее целесообразный порядок действий.
Для таких решений и действий необходимы профессиональные знания, умения и
навыки.
Мышление человека связано с его потребностями, мотивами деятельности и
целями, достижения которых позволяет удовлетворять те или иные потребности.
Если охранник не может достичь новых целей и решить возникшую задачу,
используя старые тактические приемы и имеющиеся в наличии знания, его
мышление активизируется. Необходимо менять тактику, приобретать новые
знания. Такая ситуация называется проблемной.
Проблемные ситуации могут возникнуть в связи с изменением обстановки,
указаниями руководства. Проблемные ситуации разделяют на два типа:
очевидные и неочевидные.
Мимо очевидных ситуаций сотрудник охраны пройти не может. Так,
например, нельзя не заметить пожар на объекте или нападение.
Сложнее обстоит дело со вторым типом. Если эта проблемная ситуация
осознается, то включается мышление и принимается соответствующее решение.
Если она не осознается, то охрана действует в привычном, в неизменном
тактическом плане и не замечает, что обстановка уже изменилась и
отрицательно влияет на обеспечение безопасности объекта. Нередко
неочевидная проблемная ситуация осознается сотрудниками охраны только
тогда, когда она становится очевидной. У дома, где проживает охраняемое
лицо, остановилась автомашина с тонированными стеклами. Проблемная ситуация
охраной не осознается. Когда охрана с охраняемым лицом выходит из дома, то
опускаются стекла и сидящие в автомобиле открывают огонь из автомата.
Проблемная ситуация стала очевидной, но это уже не позволяет решить
возникшую проблему положительно.
Из этого следует, что все звенья охранных структур должны реагировать
не только на очевидную, но и искать и разрешать неочевидные проблемные
ситуации.
Мешают осознанию проблемных ситуаций две причины. Первая - отсутствие
профессиональных знаний, умений и навыков. Вторая - некритично оцениваемый
опыт. Человек сталкивается с ситуацией, которая встречалась в прошлом, и не
делает никаких выводов. Мышление спит. Но в конфликтном взаимодействии
ситуации никогда не повторяются дважды, всегда есть отличия, которые могут
оказать решающее влияние на развитие событий.
Осознав проблемную ситуацию, сотрудник собирает информацию,
позволяющую принять правильное решение. Информация должна быть полной,
точной и своевременной. Сотрудник охраны, принимающий решение, должен
заинтересован в получении как можно более полной информации о конкретном
явлении, условиях и факторах, отрицательно и положительно влияющих на
выполнение задачи, о вероятном противнике, его силах методах, средствах и
т.п. Реализовать это правило трудно. На точность информации влияет
экстремальность ситуации, ошибки при передаче, неопределенность,
противоречивость, а в некоторых случаях намеренное дезинформация. Очевидно,
что полная, точная, но запоздалая никому не нужна.
После сбора необходимой информации следует этап выдвижения версий.
Предполагается, что сотрудник определяет различные варианты собственных
действий и ситуацию в целом. Выдвигает и контролирует версии сам человек.
Поэтому их качество и количество зависят от личных качеств сотрудника. Его
отношение к труду, предприятию, руководству и т.п. Выбор одной из версий,
когда человек говорит себе, что я буду действовать так, а обстановка будет
развиваться следующим образом, означает принятие решения действовать.
Наиболее сложный для принятия решения является экстремальная ситуация,
поскольку сотруднику не хватает времени для сбора информации, выдвижения и
контроля версий. Вместе с тем такая информация, как правило, неожиданна и
приводит к возникновению дистресса, который дезорганизует деятельность, в
том числе и мыслительную. Можно предположить, что в подобных условиях
решения не принимаются или они ошибочны. Выходом из создавшегося положения
является вероятностное прогнозирование.
В охранной деятельности суть вероятностного прогнозирования
заключается в предварительном моделировании охранником, телохранителем
проблемных ситуаций, которые могут возникнуть в местах несения службы. При
этом оценивается имеющаяся информация, выдвигаются версии и принимаются
решения. Иными словами, для каждой ситуации отрабатываются возможные
действия противника или чрезвычайных ситуаций и варианты собственных
действий. Поэтому возникшая экстремальная ситуация будет ожидаема
сотрудником, и он не попадет в состояние дистресса. Охранник сможет
использовать один из вариантов разработанных действий, внося определенные
коррективы, и не лишится возможности ясно мыслить.
Мышление, особенно в экстремальных ситуациях, протекает в условиях
быстроменяющейся обстановки, дефицита времени и информации, эмоционально-
волевого напряжения, связанного с опасностью, необходимостью быстрого
принятия и реализации решения. Учитывая двусторонний характер конфликта,
успеха добивается тот, кто в минуту опасности проявляет собранность и
ясность мышления, способность оценить обстановку, принять нужное решение и
реализовать свой план.
Г Л А В А 2. Постановка проблемы исследования
2.1. Актуальность проблемы
Рост напряженности в нашем обществе и его криминализация привел к
необходимости создания системы охранных предприятий и подготовки персонала
для работы в этой сфере. При этом, очень часто охранниками работают люди,
совершенно профессионально не подготовленные. Такое положение вещей
является нетерпимым, особенно принимая во внимание тот факт, что охранник
имеет дело с оружием. Актуальным в связи с этим является изучение
профессиональной культуры лиц, обучающихся на курсах охранников.
Психологическая оценка их личных и деловых качеств позволяет не только
оценить профессиональную культуру современных работников охранных
предприятий, но и выявить «слабые места» в их подготовке. Эти данные
позволят не только сделать обучение охранников более эффективным, но и
выработать рекомендации по индивидуальной работе для конкретных лиц.
2.2. Цели и задачи исследования
Целью настоящего исследования являются психологическая оценка
профессионально значимых личных и деловых качеств у будущих работников
охранных предприятий. Конкретные задачи исследования:
1. Изучение литературы по темам:
44. Личность;
45. Мотивация личности;
46. Психология и культура личности работников охранных предприятий.
2. Подбор психологических методик для исследований.
2. Формирование выборки испытуемых.
3. Диагностика основных свойств темперамента.
4. Оценка потребности в достижении и потребности в общении.
5. Определение нервно-психической устойчивости личности и риска
дезадаптации в стрессе «ПРОГНОЗ».
6. Выявление профессиональной направленности личности.
7. Обобщение результатов.
2.3. Объект и предмет исследования
В исследовании приняли участие 30 мужчин и одна женщина в возрасте
от 18 до 72 лет (средний возраст 28 лет). На момент исследования все они
обучались в Негосударственном образовательном учреждении «Учебно-
методический центр по подготовке частных охранников». 5 слушателей имеют
высшее образование, 11 слушателей - среднее специальное и 14 - среднее.
Только 15% испытуемых до поступления на курсы имели опыт охранной
деятельности. На курсы могут поступить все желающие, специальный отбор они
не проходят. Только в процессе обучение осуществляется психологическое
сопровождение слушателей (диагностика, коррекция, развития).
Таким образом, в качестве объекта исследования выступили 31 слушатель
центра по подготовке охранников.
Предметом исследования являются основные свойства темперамента,
особенности мотивации и профессиональной направленности этих лиц.
2.4. Методы и процедуры исследования
В нашем исследовании были использованы 5 психологических методик.
Приводим краткое описание этих методик.
1.Методика «ОСТ» для диагностики основных свойств темперамента.
Цель: Методика предназначается для изучения ряда свойств темперамента,
имеющих презентацию в поведении человека. Опросник включает в себя 105
вопросов, охватывающих 8 шкал одинаковой наполняемости (по 12 вопросов) и
контрольную шкалу (9 вопросов).
Обработка результатов. С помощью специального ключа подсчитывается
количество баллов, полученных испытуемым по каждой из шкал:
47. «Эргичность» - потребность в деятельности, уровень активации и
жизненного тонуса;
48. «Социальная эргичность» - потребность в социальном контакте,
социальная активность:
49. «Пластичность» - переключение с одного вида деятельности на другой,
выбор форм предметной деятельности;
50. «Социальная пластичность» - включение в социальное взаимодействие,
уровень готовности к вступлению в контакты;
51. «Темп» - скорость выполнения операций при выполнении предметной
деятельности;
52. «Социальный темп» - скорость вербализации, быстрота говорения;
53. «Эмоциональность» - эмоциональное реагирование на ситуацию, уровень
тревожности;
54. «Социальная эмоциональность» - эмоциональность в коммуникативной
сфере.
2.Опросник Ю.М.Орлова для определения уровня потребности достижения.
Потребности в достижениях - это стремление человека превзойти уже
достигнутый уровень исполнения или реализации деятельности, соревнование с
самим собой или с другими в этом. Она проявляется как тенденция к улучшению
результатов, к переживанию успехов любой значимой или незначимой ситуации,
стремление при включении в деятельность закончить ее. Потребность в
достижениях связана с уровнем притязания: после успеха уровень притязаний
повышается, а после неудачи остается на прежнем уровне.
Цель: Оценка потребности в достижении.
Интерпретация результатов:
Менее 9 баллов - низкая потребность в достижениях.
10 - 13 баллов - средний уровень потребности в достижениях.
Более 14 баллов - высокий уровень потребности в достижениях.
3.Опросник Ю.М.Орлова для попределения уровня потребности в общении.
Потребность в общении, в эмоциональных контактах проявляется в
стремлении быть членом группы, взаимодействовать с окружающими, вступать в
контакты, оказывать помощь членам сообщества и принимать помощь других.
Данная потребность проявляется в стремлении участвовать в совместных
действиях, целью которых является само общение. На начальной стадии
потребность в общении формируется в отношениях с родителями и сверстниками.
Неудовлетворенность потребности в общении путем лишения социальных
контактов сопровождается возникновением чувства одиночества и бессилия.
Однако чрезмерная потребность в общении также не является положительным
качеством, так как она приводит к тому, что человек не чувствует обратной
связи, не принимает во внимание интересы и чувства партнера по общению.
Цель: Определение уровня потребности в общении.
Интерпретация результатов:
Менее 13 баллов - низкая потребность в общении.
14 - 19 баллов - средний уровень потребности в общении.
20 баллов и выше - высокая потребность в общении.
4.Методика «Ориентировочная анкета» для определения профессиональной
направленности личности.
Одной из важнейших характеристик человека является направленность -
устойчивая система интересов, убеждений, идеалов, вкусов и т.д., что в
конечном итоге определяет важнейшие в нашей жизни вопросов: выбор
профессии, спутника жизни, способов достижения успеха. Направленность
выступает в качестве ориентира деятельности личности и является
относительно независимой от наличных ситуаций. В одном и том же виде
деятельности человек может удовлетворить различные потребности и, напротив,
в разных видах деятельности человек может находить для себя
привлекательными сходные аспекты. Профессиональная направленность отражает
устойчивый интерес не столько к содержанию профессиональной деятельности
(конкретной профессии), сколько к тому, какие основные потребности в ней
могут быть удовлетворены.
Цель: Изучение основной жизненной ориентации испытуемого как показателя
направленности личности.
Интерпретация результатов: Чем больше набрано баллов по одному из видов
направленности, по сравнению с другими, тем более доминирующей она
является.
Направленность на себя создается преобладанием мотива личного
благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. В работе такой
человек видит прежде всего возможность удовлетворить свои притязяния вне
зависимости от интересов других.
Направленность на взаимодействие имеет место тогда, когда поступки
человека определяются потребностью в общении, стремлением поддержать
хорошие отношения с товарищами по работе.
Направленность на задачу, или деловая направленность, отражает
преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, обычно такой человек
стремится сотрудничать с коллективом и добивается наибольшей продуктивности
работы группы.
5.Методика определения нервно-психологической устойчивости и риска
дезадаптации в стрессе «Прогноз».
Цель: рекомендуется при поборе лиц, пригодных для работы в экстремальных
ситуациях.
Интерпретация результатов: Нервно-психическая неустойчивость тем больше,
чем больше получено баллов.
Исследование было проведено в марте, апреле 1999 года в НОУ «Учебно-
методический центр» по согласовании с руководством центра. Исследование
проводилось групповым способом. Слушателем, сидящим в аудитории раздавались
заранее подготовленные бланки для ответов и зачитывались вопросы
психологических методик. Инструкция к исследованию была следующей: «В нашем
учебно-методическом центре в настоящее время проводится психологическое
исследование слушателей с целью совершенствования их подготовки. Просим Вас
принять участие в этом исследовании». Все, без исключения слушатели, дали
согласие на участие в исследовании, проявили ответственность и
заинтересованность в результатах.
2.5. Гипотезы исследования
1. Слушатели, получающие специальность «Частный охранник» должен обладать
высокой мотивацией достижения.
2. Не все лица, обучающиеся на курсах, имеют профессионально значимые
качества для работы в этой сфере.
Г Л А В А 3. Анализ результатов исследования и их обсуждение
3.1. Результаты диагностики основных свойств темперамента
В таблице № 1 представлены средние значения показателей основных
свойств темперамента у исследованных слушателей «Учебно-методического
центра».
Таблица № 1
Усредненные значения основных свойств темперамента испытуемых
|Шкалы методики |Эр |Сэр |П |СП |Т |СТ |Эм |Сэм |
|«ОСТ» | | | | | | | | |
|Среднее |7,8 |7,9 |10,1|4,2 |9,6 |6,7 |5,6 |5,5 |
|значение | | | | | | | | |
На рисунке 1 представлен усредненный профиль основных свойств
темперамента лиц, получающих специальность «Частный охранник».
Усредненный профиль основных свойств темперамента у слушателей курсов
Рис.1
[pic]
Данные, представленные в таблице и на рисунке показывают, что
исследованную группу слушателей характеризует высокая пластичность
(переключаемость) психических процессов, высокий темп реакции и низкая
социальная пластичность (переключаемость во взаимодействии с другими
людьми). Остальные свойства темперамента: эргичность (Эр), социальная
эргичность (Сэр), социальный темп (СТ), эмоциональность (Эм), социальная
эмоциональность (Сэм) находятся в пределах средних значений.
В таблице № 2 представлена частота низких, средних и высоких значений
основных свойств темперамента у исследованных слушателей.
Таблица № 2
Частота и количество низких, средних и высоких значений основных свойств
темперамента у исследованных слушателей
|Название шкалы |Низкие значения|Среднее |Высокие |
| | |значение |значения |
| |чел. |% |чел. |% |чел. |% |
|Эр |3 |9,7 |14 |45,1 |14 |45,1 |
|Сэр |4 |12,9 |9 |29 |18 |58,1 |
|П |5 |16,1 |12 |38,7 |14 |45,1 |
|СП |20 |64,5 |9 |29 |2 |6,4 |
|Т |0 | |10 |32,2 |21 |67,8 |
|СТ |7 |22,6 |15 |48,3 |9 |29 |
|Эм |11 |35,5 |9 |29 |8 |25,8 |
Как показывает приведенные в этой таблице данные, показатель Эр
(активность) находится, в большинстве случаев, в пределах средних и высоких
значений. Только у трех человек Эр была низкая, что требует более
внимательного анализа профессиональной пригодности этих слушателей.
Показатели СЭр (активность в общении) у 58,1% слушателей находились в
пределах высоких значений; у 29% - на среднем уровне. На наш взгляд, это
очень хороший результат, так как работники охранных предприятий должны
уметь налаживать контакты и вступать во взаимодействие с самыми разными
группами лиц. Низкая Сэр обнаружена у четырех человек.
Показатели пластичности у 45% лиц были высокими, у 38,7% - средними.
Низкая пластичность выявлена у пяти человек. Высокие значения социальной
пластичности (СП) (умение переключаться в социальном взаимодействии)
обнаружены только у двух человек. У 29% СП находилась в пределах средних
значений, у 64,5% - на низком уровне. Этот результат нам представляется
достаточно плохим, так как по роду своей деятельности работнику охранного
предприятия не редко приходится держать под контролем большое число людей
или вступать во взаимодействие с множеством лиц. В этом случае, низкая СП
может препятствовать успешному выполнению профессиональных задач.
Диагностика темпа показала, что у всех испытуемых его значение
находится на среднем или высоком уровне. В тоже время, значения по шкале СТ
имели нормальное распределение (наиболее частыми были средние показатели).
По шкале Эмоциональности примерно с одинаковой частотой встречались низкие,
средние и высокие показатели. Стоит обратить внимание, на то, что высокие
значения Эмоциональности, обнаруженные у восьми человек, не являются
профессионально значимым качеством для охранника.
Высокая СЭм была обнаружена у семи человек. Это также не является
благоприятным результатом.
Таким образом, наиболее характерным особенностями свойств
темпераментом у слушателей курсов по подготовке охранников является высокая
пластичность и высокий темп реакции при низкой социальной пластичности.
Если первые два свойства являются профессионально значимыми в этой сфере
деятельности, то низкую социальную пластичность таким качеством признать
нельзя. По-видимому слушателям надо предложить пройти специальные тренинги
по развитию их социальной чувствительности и коммуникабельности.
Анализ низких, средних, высоких значений свойств темперамента позволил
выявить отдельных слушателей, которые по каким-то качествам не
соответствуют требованиям профессии. К таким качествам мы относим: низкую
Эр, низкую П, высокую Эм и высокую СЭм. По-видимому этим слушателям должна
быть предложена программа индивидуальной работы по развитию своей
профессиональной культуры.
3.2. Результаты изучения мотивации
В таблице № 3 представлена частота низких, средних и высоких значений
потребности достижения и общения у исследованных слушателей «Учебно-
методического центра».
Таблица № 3.
Частота низких, средних и высоких значений потребности в достижении и в
общении у слушателей курсов
|Показатели |Низкая |Средняя |Высокая |
|Потребность в |0 |61,1% (11) |38,9% (7) |
|достижении | | | |
|Потребность в |5,6% (1) |16,7% (3) |77,8 (14) |
|общении | | | |
Эти данные показывают, что исследованных слушателей характеризует
высокая потребность в общении и преимущественно средняя потребность в
достижении. Такую закономерность можно связать с тем, что обучающиеся в
центре слушатели пока еще полностью не приступили к исполнению своих
профессиональных обязанностей (за исключением прохождения практики), не
имеют своего постоянного места и поэтому еще полностью не несут служебной
ответственности. Можно сделать вывод, что после окончания курсов
потребность в достижении, в связи с необходимостью делать карьеру, у них
будет расти.
Вместе с тем, благоприятным является факт, что ни в одном случае не
было выявлено низкой потребности в достижении и только у одного человека
обнаружена низкая потребность в общении.
3.3. Результаты диагностики профессиональной направленности
Изучение основной жизненной ориентации слушателей центра, как важного
показателя направленности их личности показало следующее. У 55,6%
слушателей обнаружено как ведущее - направленность на себя. Как известно,
такая ориентация создается преобладанием мотива личного благополучия,
стремлением к личному первенству, престижу. Поэтому в работе такой человек
видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания, вне
зависимости от интересов других. У 39,8% испытуемых ведущей была
направленность на взаимодействие. В этом случае поступки человека
определяются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие
отношения с коллегами по работе. И только у одного человека ведущей
оказалась направленность на задачу или деловая направленность. Именно такой
человек способен добиться наибольшей продуктивности в работе на основе
эффективного взаимодействия.
Диагностика профессиональной направленности показала, что подавляющее
большинство слушателей центра подготовки охранников ориентируется при
получении специальности на мотив личного благополучия или на стремление
поддерживать хорошие отношения с коллегами по работе. Основной компонент
культуры личности и деятельности «идеального охранника» направленность на
задачу у них не сформирована. По-видимому, только поступление на работу в
фирму и требование соответствовать культуре этого предприятия сможет
способствовать изменению их ориентации.
3.4. Результаты определения нервно-психической устойчивости и риска
дезадаптации в стрессе «Прогноз»
Выявление уровня нервно-психической адаптации и риска дезадаптации в
стрессе показало, что высокий уровень нервно-психической устойчивости
определен у 44,4% слушателей. Средний уровень - у 22,2%, низкий уровень у
33,3%.
Таким образом, треть испытуемых, которые приняли участие в нашем
исследовании, имеют достаточно высокий риск дезадаптации в стрессе в связи
с недостаточной нервно-психической устойчивостью. Это говорит о том, что
находясь в критических профессиональных ситуациях или после выхода из
таких ситуаций, они не всегда будут способны контролировать себя и
действовать адекватно и собранно. Для таких людей работа в охранном
предприятии может явиться угрозой для психического здоровья.
Таким образом, не все слушатели курсов подготовки охранников обладают
уровнем нервно-психической устойчивости, который необходим для работы в
стрессовой ситуации. В связи с этим, необходимо ввести в программу
подготовки охранников специальный курс психологической подготовки к
деятельности в экстремальных ситуациях.
В ы в о д ы
1. Таким образом, наиболее характерным особенностями свойств темпераментом
у слушателей курсов по подготовке охранников является высокая
пластичность и высокий темп реакции при низкой социальной пластичности.
Если первые два свойства являются профессионально значимыми в этой сфере
деятельности, то низкую социальную пластичность таким качеством признать
нельзя. По-видимому слушателям надо предложить пройти специальные
тренинги по развитию их социальной чувствительности и
коммуникабельности.
2. Исследованных слушателей характеризует высокая потребность в общении и
преимущественно средняя потребность в достижении.
1. Диагностика профессиональной направленности показала, что подавляющее
большинство слушателей центра подготовки охранников ориентируется при
получении специальности на мотив личного благополучия или на стремление
поддерживать хорошие отношения с коллегами по работе. Основной компонент
культуры личности и деятельности «идеального охранника» направленность на
задачу у них не сформирована. По-видимому, только поступление на работу в
фирму и требование соответствовать культуре этого предприятия сможет
способствовать изменению их ориентации.
2. Не все слушатели курсов подготовки охранников обладают уровнем нервно-
психической устойчивости, который необходим для работы в стрессовой
ситуации. В связи с этим, необходимо ввести в программу подготовки
охранников специальный курс психологической подготовки к деятельности в
экстремальных ситуациях.
Б и б л и о г р а ф и я
1. Бодров В.А. Основы профессионализма. М., 1996
1. Гиппенрейтор Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.
1. Гнесь П.А. Тактика охранной деятельности. Учебно-методическое пособие
для обучающихся по специальности частный охранник. СПб, 1998.
1. Годфруа Ж. Что такое психология? М., 1994.
1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб, 1997.
1. Жданов И.А. Адаптация и прогнозирование деятельности. Казань, 1991.
1. Журавлев С.Ю. Частная охрана. М., 1994.
1. Калинин С.В., Образцов С.Е. Охрана. Оружие. Безопасность. СПб, 1999.
1. Колышкин В.В. Практические основы профотбора. Новосибирск,1995.
1. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
1. Методики изучения психологических особенностей личности студентов. СПб,
1993.
1. Общая психология по ред.профессора Петровского А.П. М., 1976.
1. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации
саморегуляции. (сборник). М., 1990.
1. Психологические методы диагностики свойств индивидуальности. СПб, 1995.
1. Теплов Э.П. Комплексная безопасность объектов: вопросы теории, тактики и
практики. Часть 1. СПб, 1995.
1. Теплов Э.П., Вандышев В.В., Кириченко В., Лесов В.М. Нормативные основы
деятельности сотрудника частной службы безопасности. Часть 1. СПб, 1998.
1. Теплов Э.П., Вандышев В.В., Кириченко В., Лесов В.М. Частная охранная
деятельность: организационно-правовые и тактические основы. СПб, 1996.
1. Учебное пособие по психологическим основам частной охранной
деятельности. СПб, 1997.
1. Хеккаузен Х. Мотивация к деятельности. М., 1986.
1 Макарова А.К. Психология профессионализма. М., 1996, стр.104
2 Колышкин В.В. Практические основы профотбора.Новосибирск. 1995, стр.28-36
Страницы: 1, 2, 3
|