Невроз в трактовке Адлера
Невроз в трактовке Адлера
Невроз в трактовке Альфреда Адлера.
Адлер Альфред австрийский психиатр Альфред Адлер (Alfred Adler, 1870-
1937) начинал как сподвижник Фрейда, но впоследствии опроверг его взгляды
на сексуальность и создал собственную школу индивидуальной психологии.
Адлер полагал, что неврозы не следствие подавленной сексуальности, а
реакция на чувство неполноценности.
1.Фиктивный финализм.
Г. Вейтингер: Люди живут фиктивными целями, Не имеющими соответствий с д-
ностью. Эти фикции – например, ,, все люди созданы равными’’, ,,честность
– лучшая политика’’ – не дают возможности эффективно взаимодействовать с
реальностью.
Эта финальная цель может быть фикцией, но здоровый человек может от неё
освободиться и смело встретить реальность – невротик на это не способен.
2.Стремление к превосходству.
С рождения до смерти стремление к превосходству ведёт человека на более
высокие стадии развития.
НО!!! Невротик стремится к самоуважению, силе, самовозвышению, преследует
эгоистические цели.
Цели здорового человека социальны.
3.Чувство неполноценности и компенсация.
Чувство неполноценности не является признаком патологии .Но оно
может быть ненормально преувеличено балованием или отвержением ребёнка –
могут возникать аномалии по типу комплекса неполноценности или
компенсаторного комплекса превосходства.
4. Жизненный стиль.
Жизненный стиль – компенсация конкретной неполноценности. Жизненный стиль
физически слабого ребёнка – совершение того,что может сильный( Наполеон –
маленький, Гитлер - импотент). Неумный ребёнок будет стремится к
интеллектуалтному превосходству 5.
Особенности переживаний каждого ребёнка как члена
социальной группы.
Первенец – старший – максимум внимания до рождения второго –
низвергнут, должен делиться с ним родительской привязанностью.
1.ненависть к людям;
2.стремление защититься от поворотов судьбы;
3.чувство опасности;
Невротики, убийцы, извращенцы т т.д.
Второй – средний ребёнок х-зуются амбициозностью. Он постоянно хочет
обогнать старшего (бунт, зависть, НО!! – лучше адаптирован, чем старший и
младший сиблинги.
Младший - ,,испорченный’’ (см. первенец). Невротичный и дезадаптированный
взрослый.
Избалованность Адлер считал величайшим проклятием - у избалованных детей
не развивается социальное чувство. Это – деспоты, жаждущие приспособления
общества к их эгоистическим желаниям.
Отвержение приводит к озлоблению – отверженные люди становятся врагами
общества, желающими отомстить.
Неполноценность - при встрече с жизнью такие дети чувствуют свою
неадекватностью НО в случае поддержки родителей они могут компенсировать н.
И обратить слабость в силу.
Эти три условия продуцируют ошибочное представление о мире и
находят воплощение в патологическом жизненном стиле.
|