Рефераты

Неврозы детей. Причины и следствия

Неврозы детей. Причины и следствия

РОССИЙСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ

по курсу КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

на тему: “НЕВРОЗЫ ДЕТЕЙ, ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ”

1997 год, Москва

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Введение

2. Мнение о проблеме детских неврозов: А.И.Захаров

3. Выводы: невроз детей - можно ли избежать?

4. Библиография

1. ВВЕДЕНИЕ

Данная тема по своей актуальности заслуживает внимания не только

специалистов в области детской невропатологии, но и, прежде всего,

родителей, воспитателей детских садов, учителей. С каждым годом возрастает

количество детей, которым поставлен диагноз какого-либо нервного

заболевания. По данным исследований А.И.Захарова к окончанию младшей школы

здоровых детей меньше половины. Причины такого явления кроются не только в

сложной социальной обстановке, но на много глубже.

Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести или неизлечимости

(невроз - излечим), а в отношении к этому заболеванию. Большинство

родителей просто не обращают на первые признаки неврозов или нервных

расстройств у своих детей, вторая часть - если и обращает внимание, то

относится достаточно поверхностно (“само пройдет”), и лишь незначительная

часть предпринимает реальные действия для исправления положения. По мнению

школьных педагогов и психологов к средним классам диагноз нервного

расстройства можно поставить большинству детей, а фактически здоровыми

можно назвать лишь единицы. Если учесть, что невроз появляется не в

школьном возрасте, а гораздо раньше, и к школьному возрасту часть детей

приходят с устойчивыми нервными нарушениями, то можно сделать печальные

выводы.

Пословицы говорят: “Посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь

характер - пожнешь судьбу”, “Привычка - вторая натура”. Народная мудрость

тонко подметила связь между образом жизни, который закладывается еще в

детстве, и отношениями человека с окружающими его людьми, из которых

действительно складывается его судьба. Если ребенку в детстве родители

постоянно внушали, что он:” тюфяк, разгильдяй, оболтус”, то рано или поздно

в это начинает верить. Но сначала внутри ребенка происходит конфликт,

потому что он знает, что он не такой плохой, что он старается порадовать

своих родителей, а они этого не замечают, стараясь подогнать ребенка под

свои мерки. Из этого конфликта “вытекает” нервное напряжение, с которым

ребенок под час не может справиться. Возможно два варианта решения ребенком

этой проблемы: либо он приспособиться под непомерные требования взрослых и

спрячет свои личностные качества, но будет вынужден искать механизм защиты

собственного “Я” доступными для него способами, либо он будет

сопротивляться, что породит множество конфликтов с родителями. И то и

другое неизбежно приведет к повышенному нервному напряжению, а если

родители не сменят свою “воспитательную политику”, то у ребенка возникнет

нервное расстройство, невроз, который подрастающий человек понесет с собой

во взрослую жизнь. Напрашивается закономерный вопрос: вырастут ли эти дети

полноценными личностями, будут ли они удачливы и счастливы? Напрашивается

соответствующий ответ. В книге Вл. Леви “Нестандартный ребенок”*

описывается случай, когда родители обратились к психологу по поводу своего

ребенка: мальчик перестал убирать свою постель. Сколько лет вашему

мальчику? - спросил психолог. 25 - ответили родители - он уже 3 года как

женат. Причина оказалась лежала на поверхности - родители воспитывали

своего ребенка так, как хотелось им, принудили поступить в институт по их

выбору. Вот “ребеночек” и взбунтовался.

Судя по масштабу распространения этой проблемы - в недалеком будущем

нам грозит “полная невротизация населения”. Общество состоящее в

большинстве своем из невротиков не сможет гармонично существовать в

дальнейшем. Чем может обернуться проблема детских неврозов в дальнейшем,

говорить не приходится.

Вл.Леви “нестандартный ребенок” М., 1989год

Может показаться, что я сгущаю краски и рисую апокалиптическое

будущее. Да, проблема важна, очень. Но все больше родителей придает

значение здоровью своих детей и своих семей в целом. К сожалению,

большинству из них приходится действовать методом проб и ошибок, но самое

главное - они хотят вырастить здоровых детей. Задумываются о профилактике

детских нервных заболеваний и стараются не допускать их. Никто не спорит -

современная жизнь стала сложной, лишенной стабильности и полна стрессов. В

данных условиях жить и растить новое поколение будет легче только здоровому

человеку и физически, и морально, но в первую очередь психически.

Современная семья “представляет собой не застывшую социальную

организацию, а динамическую микросистему, постоянно находящуюся в

диалектическом развитии. Общеизвестны определенные изменения, происшедшие в

структуре семьи: уменьшение размеров семьи и количества детей, уменьшение

роли старшего брата и сестры, исчезновение резкой дифференциации между

членами семьи в целом” - пишет А.И.Захаров в книге “Неврозы детей”*. Сюда

же можно добавить и смешение половых ролей в обществе: становится все более

заметна феминизация мужчин и, обратно, мускулюнизация женщин. Мужчины все

больше отстраняются от воспитания собственных детей (хотя надо отметить,

эта тенденция существовала и раньше), стараются сложить с себя как можно

больше ответственности за этот процесс. Женщины предлагают своим детям

стереотип модели поведения (согласно половой дифференциации в обществе), не

соответствующий действительности: для мальчиков - образец смеси

“прекрасного принца” и “Шварценегера”, не подкрепленный личным примером

отца, для девочек до сих пор действует стереотип поведения скромной,

домовитой женщины, хотя перед глазами ежедневно пример собственной матери,

не соответствующий реальной женщине в современном обществе.

Современные социальные психологи отмечают изменения происшедшие в

нынешней семье. Намечается тенденция к формированию нового типа семьи.

Отношения между родителями изначально в семье строятся скорее на принципах

товарищества, нежели на принципах главенства того или иного члена семьи (по

патриархальному или матриархальному укладу). Но процесс становления новой

семьи труден и болезнен, так как новые роли еще не до конца освоены: мужчин

в семье еще тянет стукнуть кулаком по столу и сказать: ”Кто в доме

хозяин?”, женщины, воспитанные старшим поколением в ином ключе, вынуждены

приспособиться к современным условиям и вести себя более активно , тоже

претендуют на роль главы семьи. Множество семей распадается, не перейдя 5-

летний рубеж существования. Но так как в большинстве семей уже есть дети,

то прежде всего они расплачиваются за ошибки взрослых. Что, в свою очередь,

способствует возникновению неврозов и других нервных заболеваний детей.

На мой взгляд, причины сложных взаимоотношений между родителями и

детьми, а, в свою очередь и в большинстве случаев, причины повышенной

нервозности детей, кроются в несостоятельности родителей, не способности

выполнять материнские и отцовские обязанности из-за инфантилизма людей,

создающих семью. Современные родители по инерции продолжают жить своими

проблемами, не задумываясь о судьбе своих детей. Современные родители, по

определению Дж.Пирса, “рассоединенные” , они существуют рядом, но не

вместе. Каждый из членов семьи занимается своими проблемами, забывая, что

ребенок нуждается в постоянном любви, внимании и заботе, понимании своих

проблем, которых у него много. Вместо этого современные родители стараются

как можно раньше переложить воспитание собственного ребенка на детские

учреждения, занимаясь тем временем собственной карьерой и собственной

жизнью. Что в свою очередь не способствует здоровью ребенка во всех

* А.И.Захаров “Неврозы у детей” Изд-во Дельта, СПб ,1996г, стр.18

отношениях. Предвижу возражения, что современная жизнь заставляет принимать

решения, не соответствующие собственным стремлениям. На что могу ответить:

компромисс можно найти всегда, было бы желание. Термин “Воссоединение в

родительстве”, предложенный ,Дж.Пирсом*, на самом деле - актуальное

требование к современной семье, реально выполнимое в современных условиях.

Оно поможет предотвратить большинство случаев нервных заболеваний детей,

что в свою очередь обеспечит психическое здоровье подрастающего поколения.

Дети уносят во взрослую жизнь тот стереотип отношений, который

закладывается в детстве. Если малыш часто видит ссоры родителей, то в

последствии принимает их за норму жизни, вырабатывает привычку к подобным

отношениям. Став, в свою очередь родителем, подсознательно реализует

заложенное в детстве представление в собственной семье. По моему мнению, в

современную школьную программу надо включить предмет “Родительство”, обучая

, что называется “с младых ногтей” премудростям этой сложной науки. Так как

пока что редкую нынешнюю семью можно взять за пример для подражания -

гармония семейных отношений вероятнее всего создаст благоприятную почву для

воспитания гармоничной личности (конечно, ни кто не застрахован от ошибок).

______________________

Дж.Пирс “Волшебный ребенок вырастает” Самиздат

2. МНЕНИЕ О ПРОБЛЕМЕ ДЕТСКИХ НЕВРОЗОВ: А.И.ЗАХАРОВ

По мнению А.И.Захарова существуют несколько видов неврозов. В своей

книге “Неврозы у детей” он перечисляет их в следующем порядке:

1. Невроз страха *. Пример девочки 6-ти лет описывает данный вид

невроза.

“Мы знаем, что, когда возникают такие состояния, чаще всего речь идет

о страхе смерти. Он проявляется в той или иной степени у всех детей в

возрасте 5-6 лет. ... Как правило, дети сами справляются с подобными

переживаниями; но только в том случае, если в семье существует

жизнерадостная эмоциональная атмосфера... А если ребенок и прежде был

беспокойным , то подобное беспокойство резко усиливает возрастной страх

смерти, и вот вам набор невротических страхов, как у этой девочки ( боязнь

лифта, пожара, огня, болезни, машин и т.д.). Все эти страхи мотивированы,

по существу, одним: боязнью, что может что-то случиться. В своем

максимальном выражении это “что-то” означает смерть: от пожара, болезни и

т.д. ...Источником подобных страхов была мать, тревожная по характеру, и

всего этого боявшаяся в детстве”.

А.И.Захаров видит причину передачи материнских страхов дочери в такой

особенности психологического развития ребенка, как “феномен ролевой

идентификации “ - в возрасте 4-5 лет девочки хотят в играх изображать себя

мамой, мальчики 5-8 лет - отца.

Так и в данном случае девочка подсознательно, незаметно усвоила

материнский способ поведения.

2. Неврастения *.

“Болезненное перенапряжение психофизиологических возможностей ребенка.

Он не в силах соответствовать завышенным требованиям окружающих и заранее

считает себя не способным справиться с любыми предстоящими трудностями”.

Чаще всего это происходит от неспособности родителей принять ребенка

таким, каков он есть на самом деле. Ребенок, в свою очередь не может

понять, почему родители так строги к нему, ведь он так старается делать то,

что они требуют. Противоречия самих родителей приводят ребенка к нервному

перенапряжению, неврастении. Говорить о здоровой психике ребенка не

приходится - конфликт родителей с ребенком, воспринимается последним, как

собственная неполноценность. На самом деле, приходится удивляться терпению

детей в таких ситуациях. По словам Захарова, родители по его просьбе

подсчитали сколько замечаний в день они сделали своему ребенку: около 300

противоречивых требований ( не просьб, обращений, а требований и приказов).

Другой причиной подобного невроза может быть переключение внимания

родителей на другого ребенка, появившегося в семье, неспособность самих

родителей равномерно распределять внимание между всеми детьми в семье.

Часто, упреки в адрес старшего (в такой ситуации реже бывает наоборот)

ребенка бывают несправедливы и мотивированы тем, что “он старший, на нем

больше ответственности, он сам должен понимать”. Как правило оборачивается

такая ситуация нервными срывами, тиками, а в худших случаях неприкрытой

агрессией к младшему брату или сестре. Так страдающий ребенок понимает

причину снижения своего рейтинга у родителей.

А.И.Захаров “Неврозы у детей” . Невроз страха -стр.61

неврастения -

стр.66

3. Истерический невроз*.

“Его внешние проявления, видимо, знакомы всем: ребенок чрезмерно

капризен, то и дело устраивает истерики, падает на пол, бьется. Но подобный

невроз надо отличать от патологии характера, которая бывает в более старшем

возрасте”. Можно добавить: надо отличать от педагогической запущенности, но

причина - та же. Родители до определенного момента потакали возрастающим

требованиям чада, но потом ввели ограничения, поступив непоследовательно -

ведь ребенок не понимает смену логики родителей. “Главное отличие: ребенок

не хочет быть таким; он устраивает сцены, хотя и страдает от этого. Но

ничего с собой не может сделать, это происходит помимо его воли”.

Причины возникновения такого поведения Захаров видит в вышеуказанной

причине: непоследовательность в воспитании родителей и ближайшего окружения

- бабушек и дедушек. За примером далеко обращаться не надо, он взят из

жизни. Приехала свекровь, которая видит своего внука раз в год, решила

проявить “педагогическую чуткость. “Ребенку нельзя говорить нет” - сказала

она мне. Ребенок требовал достать специально спрятанные от него сладости

перед обедом. Малыш почувствовал, что здесь он не получит сопротивления,

заставил бабушку поднять его на нужную высоту и сам достал искомое. Перед

этим устроив небольшую истерику для острастки. Хуже было, когда бабушка

уехала - невозможно было объяснить, почему ему запрещают то, что вчера

разрешили.

Другую причину истерического невроза Захаров называет обратную сторону

такой ситуации: не повышенное внимание к ребенку, а наоборот, полное

отсутствие такового. Дети, лишенные эмоционального внимания, по мере

накопления дефицита внимания устраивают демонстрации. Но, как правило,

натыкается на стену непонимания - всегда тихий и незаметный ребенок

превращается в неуправляемого буяна. “Ты нам такой не нравишься” - как бы

говорят родители. Таких детей называют “невостребованными”.

На самом деле проблема “невостребованных детей” характерна для

поколения 60-80х годов, когда молодые родители были заняты устройством

личной жизни и карьеры, лишь у малого количества родителей была возможность

заниматься домашним воспитание детей, остальные были лишены такой

возможности, вынуждены были отдавать своих детей в детские ясли и сады.

Можно сказать - веяние времени.

4. Невроз навязчивых состояний*.

Последний невроз, описанный Захаровым. “...Обычно проявляется в более

старшем школьном возрасте”. Состояния, при которых ребенок испытывает

потребность совершать какие-либо действия, так как, по его мнению, это

несет в себе защитные элементы. На самом деле, это и является механизмами

защиты, как тики, однообразные движения, или респираторные явления (по

мнению В.И.Гарбузова).

Корни этого невроза - те же, семейные отношения, вернее их нарушения.

Повышенная требовательность родителей, требовательность - ради требований,

принципиальность - вопреки здравому смыслу. Родители требуют

беспрекословного подчинения от ребенка, воспитание напоминает муштру. У

детей в таких семьях возникает мнительность, боязнь нарушить требования

родителей (о взрослых, выросших в таких условиях говорят: ”Пуганная ворона

куста боится”).

*А.И.Захаров “Неврозы у детей” Истерический невроз - стр.69

Невроз

навязчивых состояний - стр.70

3. ВЫВОДЫ: НЕВРОЗ ДЕТЕЙ - МОЖНО ЛИ ИЗБЕЖАТЬ?

А.И.Захаров видит причины детских неврозов в несовершенстве семейных

отношений. Но, таким образом, проблема становится похожа на замкнутый круг:

родители несут из своего детства свои страхи проблемы, перекладывая их на

плечи порастающих детей, те в свою очередь - на плечи своих детей. И так

можно продолжать долго, пока кто-либо из этой цепочки не остановится и не

задумается, как исправить это положение. Сознательное родительство, то есть

полное осознание свей ответственности как родителя и воспитателя многим

мамам и папам помогло решить проблемы своей семьи и растить своих детей

относительно здоровыми. Дети, чувствуя в родителях, прежде всего любовь,

находя опору и понимание более безболезненно проходят кризисные моменты

своей жизни.

Очень важный момент, которому Захаров придает большое значение -

период до рождения ребенка. Насколько ребенок будет желанным в семье, в

каком состоянии находится сама семья на момент появления ребенка в семье.

Старинная притча говорит: когда к древнему мудрецу пришли молодые

родители, ребенку которых было 10 дней, и спросили: “Когда нам начинать

воспитывать своего ребенка?” На что мудрец им ответил: “Вы опоздали на 9

месяцев и 10 дней”.

На самом деле, никто не требует совершенства от родителей, все имеют

право на ошибки, но многих из них можно было бы избежать. Для начала решить

собственные проблемы и проблемы взаимоотношений в семье. Ясное понимание

такого решения в будущем гарантирует и психическое здоровье ребенка в

семье, а так же гарантия, что большинство ваших проблем не перейдут

бесполезным багажом в жизнь наших внуков.

Не менее важно понимание чувства меры - “Ничто не яд, ничто не

лекарство - главное мера”. Избыток неоправданного внимания, этакое

“всевидящее око”, родителей может породить в ребенке неуверенность в

собственных силах, различные комплексы, так же может привести к

возникновению невроза. Адекватное отношение к возрасту ребенка (кстати,

большинство родителей не может спокойно принять темпы взросления

собственных детей - здесь возможны полярные мнения, то им кажется, что

ребенок еще слишком маленький, то предъявляются требования, не

соответствующие возрасту ребенка) - сложность, которую не многие могут

преодолеть спокойно. Понимание и уважение к личной жизни ребенка

соблюдается далеко не всеми родителями, но это относится уже к разделу

этики самих родителей.

Многие родители воспринимают собственного ребенка, как еще один шанс

для воплощения собственных амбиций и нереализованных возможностей. Как и

чем расплачиваются дети таких родителей, по-моему, не требуется

рассказывать.

Действительно, перечислять причины детских неврозов можно долго.

Главное понять, что причины нервных заболеваний детей кроются не в

несовершенстве детской природы, а в ошибках воспитания. Некоторые родители,

водя своих детей по врачам, допытываясь, отчего у ребенка тик, энурез,

заикание, страхи, говорят о посторонних причинах заболевания. Но поступая

так, валят “с больной головы на здоровую” - если здесь уместен такой

каламбур. Первопричина в них самих. Не состоятельность как родителей.

Конечно, нельзя забывать, что спровоцировать выход невроза “на

поверхность” может какой угодно напряженный момент - облаяла собака, резко

просигналила машина, несправедливость учителя, но надо помнить, что основа

закладывается в раннем детстве.

Сложности семейных отношений не должны служить поводом для оправдания

собственной невнимательности к своим же детям.

В кабинете у моего отца висел плакат: “Кто хочет работать - работает,

кто не хочет - ищет оправдания собственной бездеятельности”. Перефразируя,

можно сказать: “Кто хочет вырастить гармоничного ребенка - прикладывает

усилия для достижения своей цели, кто хочет заниматься только собой - ищет

оправдания собственной бездеятельности”.

Говоря о детских неврозах, надо постоянно помнить, что это заболевание

получают в виде наследства от своих собственных родителей. А.И.Захаров

постоянно подчеркивает, что неврозы у детей - заболевания не генетические,

но обусловлены состоянием родителей на момент рождения малыша.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. А.И.ЗАХАРОВ “НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ”, изд-во “Дельта” , СПб, 1996 год

2. В.И.ГАРБУЗОВ “НЕРВНЫЕ ДЕТИ” Ленинград 1990 год (?)

3. В.ЛЕВИ “НЕСТАНДАРТНЫЙ РЕБЕНОК” Москва 1989 год.

4 Дж.ПИРС “ВОЛШЕБНЫЙ РЕБЕНОК ПОДРАСТАЕТ” , Самиздат.


© 2010 Современные рефераты