Рефераты

Одержимость, её место в истории

Одержимость, её место в истории

Одесский национальный университет им. И.И.Мечникова

[pic]

по антропологии

на тему:

«Одержимость, её место в истории»

Выполнила:

студентка I-го курса психологии

Скрыпникова Олеся

Проверил:

Сагайдак Александр Николаевич

г. Одесса – 2004г.

Очевидно, нет народа, которому неведомо бы было это понятие - одержимость.

Само слово это - одержимый, бесноватый заключает в

себе тайный ужас перед неведомой силой, вселившейся в человека и

подчинившей его себе.

Бред превращения в животных, зоонтропия, например бред превращения в

волка (ликантропия), собаку (кинатропия) и т. д., представлял в прежнее

время очень частую форму бреда.

Необходимо заметить, что практически у всех народов Европы существуют

легенды о людях, страдающих волчьим помешательством. Все эти легенды, по

сообщению А.С.Кузовкина, Н.Н.Непомнящего (1992), имеют странную деталь:

человек может быть оборотнем только определенный срок, обычно 7 либо 10

лет.

Существовало общеиндоевропейское поверье о том, что человек, совершивший

тягостное преступление, становится волком-изгоем

В ряде индоевропейских традиций (в частности, хеттской культуре)

превращение юноши в волка связывалось с умыканием брачной партнерши или

невесты (Мифы..., 1991). В более широком смысле сюжет всех встречающихся в

мировом фольклоре мифов о тотемном (или тотемной) супруге предполагает

разрыв брачных отношений, по крайней мере временно.

У народа коми подобная сущность, поселившаяся в человеке, называется шева.

Когда шева начинает говорить устами своей жертвы, меняется голос

человека, лексика, интонации, иногда - пол. В одном из таких случаев шева,

вселившийся в женщину и называвший себя Иваном, требовал, чтобы она поила

его вином, купила рубаху и сапоги, и принимался сквернословить и

буйствовать. При этом у одержимой неведомо откуда появлялась такая сила,

что невзрачную женщину не могли удержать несколько сильных мужчин.

Бред одержимости можно описать следующим образом: в больного вселилось

животное, насекомое, мифологическое или выдуманное самим больным живое

существо, которое постоянно (реже – периодически) пребывает в организме и

заставляет совершать движения, поступки, вопреки желанию больного,

руководит его мыслями и чувствами.

В средние века всюду была распространена вера в вампиров, и можно сказать,

что в Венгрии и в Сербии были целые эпидемии вампиризма. Вампирами называли

умерших людей, которые выходили из могил, душили или кусали живых людей и

пили их кровь. Когда разрывали могилу вампира, то находили труп без всяких

признаков разложения: кожа была румяная и мягкая, иногда под ней

образовывались жировые ткани, члены были гибки, ногти и волосы отросли со

времени погребения, и кровь, видимо, наполняла жилы или даже просачивалась

через поры. Чтобы окончательно убить вампира, ему обыкновенно вгоняли кол в

грудь или отрубали голову, причем из жил выливалась свежая кровь, или,

наконец, сжигали его труп.

Дон Кальме приводит много случаев вампиризма, причем иногда разрытие могилы

производилось властями, и нахождение в ней как бы живого покойника было

засвидетельствовано официальным образом.

Ликантропия - это психическое состояние, при котором человек (ликантроп)

считает себя оборотнем. При этом он не меняет своей физической формы,

однако является в равной степени опасным, как и настоящий оборотень. В

большинстве случаев нападений оборотней именно ликантропы являлись

виновниками произошедшего.

Ликантропия - мания, в которой человек воображает себя волком и проявляет

страшную кровожадность, и магически экстатическая трансформация человека в

вервольфа - человека-волка (вервольф - от старо английского "вер" - человек

и "вольф" - волк). В некоторых легендах вервольф является колдуном или

ведьмой, которые специально оборачиваются зверем, чтобы творить зло и быть

неуязвимым для врагов. В Южной Америке шаманы, так же как и колдуны,

превращаются в

вервольфов, нападают и пьют кровь своих врагов. Колдуны также превращаются

в других оборотней, включая змей, леопардов, пантер, шакалов, медведей,

койотов, сов, лис и других устрашающих созданий. Однако именно волк

вызывает всеобщий страх и является наиболее опасным из всех оборотней.

Индейцы Навахо верят, что ведьмы превращаются в вервольфов и других

оборотней после того, как надевают на себя шкуры животных, что дает им

возможность путешествовать по ночам на огромной скорости. Ведьмы-оборотни,

как говорят, встречаются по ночам в пещерах, где они принимают в свои ряды

новых членов, составляют планы ритуальных убийств на расстоянии, занимаются

некрофилией с трупами женщин и поедают свои жертвы.

Вера в волко-оборотней особенно широко была распространена в средневековой

Европе и в Балтийских странах. Позже, в XV и XVI веках, считалось, что

вервольфы, так же как и ведьмы, становились слугами дьявола после

подписания ДОГОВОРА С ДЬЯВОЛОМ. Число судов над обвиняемыми в

оборотничестве все возрастало. На эти случаи списывали убийства и

каннибализм. В 1573 году в Доле, во Франции, Жиль Гарнье был осужден и

приговорен к казни за убийство нескольких детей. Он признался, что убил

одну жертву, десятилетнюю девочку, своими зубами и когтями, потом сорвал с

нее одежду и сожрал часть трупа. Остальное тело он принес домой жене. Он

задушил десятилетнего мальчика - при этом не смог объяснить. как волк может

это сделать, потом откусил ему ногу и сожрал ляжку и живот ребенка. Его

опознали, когда он напал на очередную жертву, несколько крестьян помешали

ему. Они считали, что узнали лицо Гарнье. несмотря на то что он был в

облике волка. Его приговорили к сожжению заживо.

В Европе поверье в ликантропию, т.е. в способность превращения в

животное, очень давнее. Еще Геродот, древнегреческий историк, живший в 5-м

веке до Рождества Христова, упоминает Неури, т.е. людей, которые

превращались в волков на несколько дней каждый год. В 16-м веке во Франции

подобная вера была столь сильна, что французский парламент принял закон о

истреблении оборотней.

Вера в ликантропию была сильна даже в 19 веке. Французские крестьяне

в отдаленных районах страны, боялись выходить из дома по ночам. Они верили,

что на них может напасть Луп-Гару (французское название оборотня). Народы

северной Германии считали, что произнесение слова "волк" в декабре,

провоцирует нападение на них оборотней. Датчане считали, что оборотня можно

распознать по форме бровей, а древние греки верили, что припадки эпилепсии

являются ликантропией...

В Европе в средние века образ оборотня расширился, распространившись

на других животных; люди верили, что человек способен превращаться в

медведя, свинью и даже овцу, хотя трудно представить, что в последнем

случае он сумел бы нагнать много страха на свою "жертву"! С течением

времени это верование в своей сути сохраняется, и некоторые истории,

дошедшие до нас из прошлого, вызвали много споров между зоологами и

историками.

Вера в то, что человек может стать волком, сохраняется и по сей день

в таких районах, как Нормандия и Бретань; в последней народные предания

следуют классическому образцу - человек носит волчью шкуру, что позволяет

ему перенять часть звериных свойств, а затем он буквально превращается в

волка. Однако эти легенды оставляли оборотню шанс на спасение: считалось,

что если ликантропа поцарапать возле кончика носа, чтобы выделились три

капельки крови, то наваждение рассеется. В Норвегии же думали, что в

оборотня превращался человек, отлученный от церкви.

Хотя большая часть историй касается ликантропии, французского или

немецкого происхождения, существует множество вполне достоверных рассказов

об оборотнях и о ликорексии (состоянии, когда человек вдруг начинает

воображать себя волком и испытывает волчий аппетит вместе с другими

ужасными симптомами), возникших в таких странах, как, например, Австрия или

Россия. Однако у славянских народов легенды об оборотнях очень тесно

переплетаются с легендами о вампирах.

Итак, мы видим, что с ликантропией сталкивались многие народы и во

все времена. Существует великое множество легенд на эту тему. Но несмотря

на то, что эти легенды рождались в разное время и в разных местах, они

удивительно похожи друг на друга, отличаясь порой лишь мельчайшими

деталями. Случаи, которые приведены ниже, имели место в 1975 и 1977 годах.

Больных, считавших, что они превратились в волков, помещали в больницу и

через некоторое время выписывали с назначением продолжительного курса

дальнейшего лечения.

Небольшой французский городок Луден стал известен благодаря случаю, который

произошел в 1632 году в монастыре урсулинок. В то время свирепствовала

чума, которая буквально за несколько месяцев “выкосила” четверть его

населения, и многие воспринимали эту беду как приближение конца света. И

вот нескольким сестрам явился призрак их исповедника, незадолго до того

умершего от чумы; привидение все чаще видели в коридорах. Через некоторое

время начало твориться ужасное: сестры в припадке судорожно катались по

земле, выкрикивая что-то невразумительное. Вскоре это передалось на других,

и уже семнадцать монашек в истерике всех уверяли, что в них вселился демон.

Одна из сестер в припадке произнесла имя Урбэна Грандье — кюре, служившего

в главном костеле города. Он поражал прихожан блестящими, умными

проповедями, а урсулинок — красивой внешностью; кюре был объектом их грез.

И все остальные монахини стали утверждать: это он, он позвал князя тьмы!

Провели следствие, опросили свидетелей; многие вспомнили про грехи

священника. В их числе — интерес к женщинам и... шрам на пальце, который он

уж точно нанес для того, чтоб подписать кровью сделку с дьяволом. За

сестрами понаблюдали врачи. Их вывод был таков: “Мы считаем все увиденное

нами полностью выходящим за рамки природных сил и возможностей...” Вскоре

Грандье принародно сожгли на костре, как колдуна. Однако припадки у

монахинь после этого продолжались еще несколько лет...

XVII век был богат на подобные дела, и часто в документах встречалось слово

“одержимость”. Хотя оно больше относится к народной медицине, современная

наука не обошла его и включила в это понятие “группу особых психических

состояний, характеризующихся чувством подчиненности субъекта враждебной и

неодолимой (обычно иррациональной) силе (колдовству и т.п.)”. Это может

быть форма психической реакции целой группы людей на определенные влияния

социальной среды, причем важна высокая степень внушаемости и низкий

культурный уровень, подчеркивается в “Большой советской энциклопедии”.

Одержимость многолика. В кого-то вселяются демоны, в кого-то — добрые духи,

а кто-то одержим даже змеями. Фольклористам хорошо известны народные

представления о заползании змеи в человека. В старину верили, что гад может

проникнуть в организм через рот во время сна на поле или в лесу либо

оказаться там в результате колдовства. В России, например, от него

избавлялись, подвешивая пострадавшего над кипящим молоком. Поведение людей,

веривших, что в них вселилась змея, академик Бехтерев квалифицировал как

разновидность психоза, сопровождаемого бредом; ученый назвал его

“одержимостью гадами”.

Состояния одержимости описаны этнологами, изучавшими полудикие племена.

Если там до сих пор принято изгонять злых духов заклинаниями, сложными

обрядами, то в более цивилизованных, монотеистических, религиях, обычно

“сей род изгоняется только молитвою и постом”.

По сообщению известного итальянского экзорциста Габриеля Аморта, папа Иоанн

Павел II сделал это за время своего понтификата по крайней мере трижды —

чтобы “преподать великий пример”. Французская газета Le Temps опубликовала

интервью с Амортом. Аморт сообщил, что такой обряд состоялся в сентябре

2001 года. Речь идет о девушке, которая начала рычать во время папской

общей аудиенции в Риме. Она присутствовала там вместе с родителями,

выкрикивала оскорбления и бессмысленные фразы. И продемонстрировала такую

нечеловеческую силу, что с ней не смогли справиться агенты безопасности.

Понтифик встретился с девушкой и молился за нее в течение получаса. Однако

молитва принесла лишь временное облегчение, писала Le Temps.

Святой престол признает, что случаи одержимости крайне редки и что большая

часть людей, уверенных в своей одержимости, на самом деле страдают

психическими заболеваниями и нуждаются в срочном вмешательстве опытных

специалистов.

Член Eвpопейcкой комиccии по аномальным явлениям экcтpаcенc Олег Tаpp

привел такой пример одержимости. Незадолго до pаcпада CCCP в одной

войcковой чаcти Чернигова солдаты вдpyг начали пpоявлять нечеловечеcкyю

cилy, c помощью pyк pазламывали табельные автоматы Kалашникова пополам,

бегали по казаpме, издавая cобачий лай. Беcпоpядки пpодолжалиcь тpое cyток.

Поcле гоcпитализации в полковyю больницy одного из cамых бyйных —

ефpейтоpа, cломавшего cебе ногy поcле пpыжка из окна, воины веpнyлиcь к

нормальной жизни.

Как выяcнилоcь, y молодого человека была паранойя.

Находятся люди, полулегально практикующие сеансы “изгнания бесов”. Порой

это приводит к трагическому исходу. В России недавно был случай, когда

некая дама, походив на курсы экстрасенсов, взяла в оборот (за деньги,

разумеется) двух клиентов. Это были брат и сестра, они подозревали, что их

68-летняя мать — колдунья, мол, надо проделать сеанс экзорцизма. Втроем

заговорщики устроили ей сеанс, в результате которого женщина умерла от

переломов и болевого шока...


© 2010 Современные рефераты