Особенности общения в подростковом коллективе
Особенности общения в подростковом коллективе
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
3
Глава 1. Значение общения в жизни человека.
5
Глава 2. Отрочество как этап жизни и некоторые психолго-
педагогические характеристики переходного возраста.
8
Глава 3. Особенности общения в подростковом коллективе.
17
Заключение
38
Список литературы
41
Приложение
44
ВВЕДЕНИЕ
Человек - существо социальное. Включенность личности в
общественные отношения обуславливает тезис о первостепенной роли
социального общения в этом процессе.
В связи с огромной определяющей ролью общения в развитии и
формировании личности, в нашей науке за последние годы обнаружился острый
интерес к его изучению, который в свою очередь породил большое количество
подходов к проблеме общения в области философии, социологии, социальной
психологии.
Поскольку общение играет важнейшую роль в жизни человека, особо
важным является изучение особенностей общения на разных этапах
онтогенетического развития и учёт их в своей работе по воспитанию
подрастающего поколения психологами и педагогами.
Принимая во внимание все вышесказанное, темой своего исследования
мы выбрали проблему особенностей общения в подростковом коллективе.
Объектом исследования является подросток (подростковый возраст).
Предметом исследования - общение подростков, как в школе, так и вне
ее, их взаимоотношения: товарищество, дружба, любовь.
Цель курсового исследования - выявить наиболее характерные
особенности общения в подростковом возрасте с целью оптимизации
воспитательного процесса в школе.
Задачи:
1) изучение накопленного теоретического материала по проблеме
общения в подростковом возрасте;
2) обобщение и систематизация изученного материала, выделение
наиболее характерных особенностей общения детей в переходном возрасте;
3) анализ положительных и отрицательных черт общения подростков
между собой;
4) разработка рекомендации по организации воспитательной работы с
подростками в школе на основе учета их особенностей общения.
Гипотеза курсового исследования: выявление особенностей общения
подростков позволит разработать педагогические рекомендации по организации
воспитательного процесса в школе.
Глава 1. Значение общения в жизни человека.
Есть только одна подлинная ценность
- это связь
человека с человеком.
Антуан де Сент-Экзюпери.
В российской педагогической энциклопедии дается следующее
определение общения: общение - это взаимодействие двух или более людей с
целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего
результата совместной деятельности.
Общение - один из важнейших факторов психического и социального
развития ребёнка. Только в контакте со взрослыми людьми возможны усвоение
детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими
прирождённой возможности стать представителями человеческого рода.
В психологии при анализе общения выделяются его разные аспекты:
- «коммуникация» (обмен информацией между людьми),
- «социальная перцепция» (восприятие и понимание человека
человеком),
- «интеракция» (взаимодействие).
Практически общение выступает как совокупность этих компонентов.
У человека существует самостоятельная потребность в общении, не
сводимая к др. нуждам (в пище, тепле, безопасности, во впечатлениях, в
активности и др.) потребность к познанию самого себя и др. людей, т. е. к
оценке и самооценке. К 2,5 месяцам у детей можно констатировать оформление
потребности в общении [20].
Огромное значение межличностного общения объясняется важнейшими
функциями, кoтopоe оно выполняет. Во-первых, в общении осуществляется обмен
информацией между людьми. Информационно-коммуникативная функция в той или
иной форме и степени связана со всеми формами деятельности людей.
Далее, общение выполняет так называемую регуляционно-
коммуникативную функцию. В общении вырабатываются правила поведения, цели,
средства, мотивы поведения, усваиваются его нормы, оцениваются поступки,
складывается своеобразная иерархия ценностей, шкала социализации человека.
Не удивительно, что именно в общении человек познает и переживает свою
значимость. Поэтому его правильная направленность становится источником,
одним из важнейших путей формирования человеческой личности.
Наконец, общение регулирует уровень эмоциональной напряженности,
создает психологическую разрядку и в конечном счете формирует тот
эмоциональный фон, на котором осуществляется наша деятельность, и который в
немалой степени определяет само мироощущение. Эта функция общения в
социальной психологии получила название аффективно-коммуникативной. В
реальном общении все его функции органически сливаются, независимо от его
формы. Даже в отдельном акте общения нередко все они присутствуют [24].
Добрович в своей книге «Воспитателю о психологии и психогигиене
общения» задает своим читателям вопрос «для чего общаться?» и сам дает на
него ответ: общение служит установлению общности между людьми, регулирует
их совместную деятельность, является инструментом познания и основой
сознания для отдельного человека (а ведь только благодаря этому возможно
существование общественного сознания и культуры); наконец, общение служит
самоопределению личности, без чего человек выпал бы из совместной
деятельности и оказался бы вне человечества - потерянным и беспомощным...
Сказанного достаточно; сам вопрос «для чего общаться» есть проявление
присущей нам привычки и тяги к общению...
Исходным моментом для исследования проблемы общения и
обособления личности в обществе может служить известное положение К.
Маркса: «Человек есть в самом буквальном смысле общественное животное, не
только животное, которому свойственно общение, но животное, которое только
в обществе и может обособляться».
Входя в различные общности, человек выступает в них и как
субъект, и как объект общения. То есть в процессе общения он испытывает на
себе влияние окружающих и, в сою очередь, оказывает определенное
воздействие на них в процессе коммуникативного взаимодействия. Еще
Аристотель в своей «Риторике», как бы давая наиболее общую схему
коммуникации, отмечал, что для осуществления любого акта человеческого
общения необходимо по крайней мере 3 элемента: 1) лицо, которое говорит; 2)
речь, которую это лицо произносит; 3) лицо, которое эту речь слушает.
Человек - существо общественное, следовательно, он может
проявиться только в обществе - в процессе общения. В результате этого
происходит влияние общества на личность. Человек в обществе ведет себя
определенным образом, проявляя при этом какие-то качества и свойства
личности. Наличие индивидуальных качеств и свойств, отличающих данного
конкретного человека от других, тесно связано с процессом обособления в
обществе.
Общение - один из важнейших факторов возникновения, развития и
укрепления познавательных интересов у растущего человека. Особенно это
относится к общению со сверстниками [5] .
Глава 2. Отрочество как этап жизни и некоторые психолго-
педагогические характеристики переходного возраста.
Отрочество - это
беспокойство: «Вдруг я
Не такой, как все?» И
ужас:
«Вдруг я такой, как все?»
Е.Винокуров
Древнерусское слово «отрок» обозначало и дитя, и подростка, и
юношу. «Отрок» буквально означает «не имеющий права говорить» (от слов «от»
и «реку»). В словаре Даля подросток определяется как «дитя на подросте»,
около 14-15 лет [1].
Подростковый возраст - период развития детей от 11-12 до 15-16
лет. Подростковый возраст называется также переходным возрастом, т. к. он
характеризуется постепенным переходом от детства к взрослости. По уровню и
характеру психического развития подростковый возраст - типичная эпоха
детства. С другой стороны, подросток - растущий человек, стоящий на пороге
взрослой жизни. Достигнутый уровень развития, возросшие возможности
подростка вызывают у него потребность в самостоятельности, самоутверждении,
признании со стороны взрослых его прав и потенциальных возможностей.
Взрослые же, подчёркивая, что подросток уже не маленький ребёнок, и
предъявляя к нему повышенные требования, часто продолжают отказывать ему в
праве на самостоятельность, в возможностях для самоутверждения. Такое
двойственное противоречивое положение подростка чревато различными
осложнениями в межличностных отношениях, которые выливаются в конфликты и
принимают разнообразные формы протеста. Поэтому подростковый возраст
иногда называют «трудным», «критическим».
Подростковый возраст является одним из главных периодов роста и
формирования организма; в это время совершается перестройка деятельности
всех органов и систем.
Специфическими моментами физического развития являются рост в
длину, увеличение веса и окружности грудной клетки, появление вторичных
половых признаков (пубертатный скачок в росте). Увеличение массы мышц и
мышечной силы идёт наиб, интенсивно в конце периода полового созревания.
Развитие мускулатуры у мальчиков происходит по мужскому типу, а мягких
тканей у девочек - по женскому типу; это сообщает представителям каждого
пола соответственно черты мужественности или женственности. Благодаря этому
изменяется облик подростка по сравнению с обликом ребёнка, общие пропорции
тела приближаются к пропорциям, характерным для взрослого. Однако
перестройка моторного аппарата сопровождается потерей гармонии в движениях,
появляется неумение владеть собственным телом (обилие движений,
недостаточная их координация, общая неловкость, угловатость). Наряду с
диспропорциональным ростом частей тела это может порождать неуверенность,
неприятные переживания, принимающие иногда патологические формы. Возрастное
несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы (отставание развития
кровеносных сосудов от роста сердца) часто приводит к временным
расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления. Следствие этого
- головокружение, учащённое сердцебиение, головные боли, быстрая
утомляемость и т. д. Особенности развития сердечно-сосудистой системы и
начало интенсивной деятельности желёз внутренней секреции приводят к
некоторым временным нарушениям в деятельности нервной системы подростка. У
него может наблюдаться повышенная возбудимость, раздражительность,
вспыльчивость, которые иногда выражаются в склонности к бурным и резким
реакциям типа аффектов. Нервная система подростка ещё не всегда способна
выдерживать сильные и длительно действующие монотонные раздражители и под
влиянием их часто переходит в состояние торможения или, наоборот, в
состояние сильного возбуждения [20].
Л. С. Выготский говорит о том, что все согласно называют этот
возраст возрастом полового созревания. Но вместе с тем это возраст
созревания личности и миросозерцания [17].
Ведь половое созревание и сдвиги в физическом развитии подростка
имеют важное значение в возникновении новых психологических образований.
Эти очень ощутимые для самого подростка изменения делают его объективно
более взрослым и являются одним из источников возникающего ощущения
собственной взрослости (на основе представления о своём сходстве со
взрослыми). Половое созревание также стимулирует развитие интереса к др.
полу, появление новых ощущений, чувств, переживаний.
В подростковом возрасте совершаются глубокие изменения в духовной
жизни человека. Порой в глаза бросается вот что: чувства, которые волнуют
душу в детстве, со временем будто совсем не могут овладеть ею. Если прежде,
бывало, горе близкого или незнакомого человека вызывало в детском сердце
глубокие переживания, то подросток иногда может остаться глухим к
человеческому горю. Подросток в отличие от ребенка начинает обобщать как
добро, так и зло; в отдельных фактах он видит правило, закономерность; и от
того, какие мысли, настроения порождает в его душе увиденное, зависят его
убеждения, взгляды на мир, мысли о людях. Стремление к самоутверждению,
желание стать личностью, добиться общественного признания вызывают у
подростка внутренний порыв духовных сил. Он ощущает потребность действовать
[11].
Центральным и специфическим новообразованием является
возникновение у подростка представления о том, что он уже не ребёнок
(чувство взрослости); действенная сторона этого представления проявляется в
стремлении быть и считаться взрослым. Это новообразование самосознания
является стержневой особенностью личности, её структурным центром, т. к.
выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к людям и миру,
определяет специфическое направление и содержание его социальной
активности, систему новых стремлений, переживаний и эмоциональных реакций.
Специфическая социальная активность подростка заключается в большой
восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые
существуют в мире взрослых и в их отношениях. Это имеет далеко идущие
последствия потому, что взрослые и дети представляют две разные группы и
имеют разные обязанности, права и привилегии.
Возникновение у подростка представления о себе как о человеке, уже
перешагнувшем границы детства, определяет его переориентацию с одних норм и
ценностей на другие - с детских на взрослые. Равнение подростка на взрослых
проявляется в стремлении походить на них внешне, приобщиться к некоторым
сторонам их жизни и деятельности, приобрести их качества, умения, права и
привилегии, при чём прежде всего те, в которых наиболее зримо проявляется
отличие взрослых и их преимущества по сравнению с детьми.
Для нравственного развития в подростковый возрасте характерно
формирование нравственных убеждений, которыми подросток начинает
руководствоваться в своём поведении и которые формируются под влиянием
окружающей среды (семьи, товарищей и др.), в процессе учебно-воспитательной
работы. В тесной связи с формированием убеждений и мировоззрения
складываются нравственные идеалы подростков.
Одним из важнейших моментов в развитии личности подростков является
формирование самосознания, самооценки, возникновение потребностей в
самовоспитании. В развитии познания подростком окружающей действительности
наступает период, когда объектом относительно глубокого изучения становится
человек, его внутренний мир. Это стремление к познанию и оценке морально-
психологических качеств людей вызывает интерес к себе, к собственной
психической жизни и качествам своей личности, потребность сравнить себя с
другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Так
формируется представление подростка о собственной личности [20].
В связи с развитием самосознания у старшеклассников возникает
стремление к доверительности во взаимодействии с окружающими людьми.
Доверительность становится качеством общения со взрослыми, а
«исповедальность» - со сверстниками, что в первую очередь предполагает
глубокое самораскрытие. Доверие к сверстнику реализуется в сфере интимно-
личностного общения, главная цель которого - понимание и самораскрытие. В
доверительном общении со взрослыми ситуация несколько меняется, важным
становится не только познание своего «сегодняшнего», «реального Я», но и
познание себя с точки зрения личных жизненных перспектив, своего
«желаемого», «будущего Я» [23].
Согласно теории Левина, важнейшими процессами переходного возраста
являются расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой
принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Поведение
подростка определяется промежуточностью (маргиналъностью) его положения.
Это проявляется в психике, для которой типичны внутренняя застенчивость,
неопределенность уровня притязаний, внутренние противоречия, агрессивность,
склонность к крайним точкам зрения и позициям. Конфликтность тем больше,
чем резче различия между миром детства и миром взрослости.
Подростковый кризис знаменует собой второе психологическое рождение
ребенка. Подростком этот конфликт переживается как страх потери «Я», как
дилемма: быть собой со своим особым и отдельным душевным миром и
индивидуальными способностями или быть вместе - с теми, кто дорог и ценим
[21].
Также в особенностях мышления кроется и подростковый негативизм.
Отсюда и «защитная реакция» подростка против «посягательств» взрослых на
его самостоятельность [11].
Умственное развитие в подростковом возрасте тесно связано с
изменением характера и форм учебной деятельности. Серьёзная и
многосторонняя трудовая деятельность, возросшая пытливость ума требуют от
подростка более высокой и организованной умственной деятельности. Всё это
влияет на характер познавательной деятельности в подростковый возрасте.
Подросток становится способным к более сложному аналитико-синтетическому
восприятию предметов и явлений. Наблюдение как целенаправленное
организованное восприятие начинает занимать всё большее место в умственной
деятельности подростков. Содержание и логика изучаемых предметов, характер
усвоения знаний формируют у подростка способность самостоятельно мыслить,
рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения.
Развивается способность к абстрактному мышлению. Для подросткового возраста
характерно интенсивное развитие произвольной логической памяти;
возрастает умение логически обрабатывать материал для запоминания. Внимание
становится более организованным, всё больше выступает его преднамеренный
характер [20].
А. Гезел, американский психолог, описал особенности биологического
созревания, интересов и поведения детей в юношеском возрасте. Переход от
детства к взрослости продолжается от 10 до 21 года, особенно важны первые 5
лет (с 11 до 16).
Биологические основы развития:
10 лет - ребенок. Уравновешен, доверчив, ровен с родителями, мало
заботится о внешности, легко воспринимает жизнь.
11 лет - ребенок. Импульсивен, частая смена настроения, бунт
против родителей, ссоры со сверстниками.
12 лет - ребенок. Вспыльчивость частично проходит, отношение к
миру более позитивно, растет автономия от семьи, растет влияние
сверстников, заботится о внешности, растет интерес к противоположному
полу.
13 лет - подросток. Обращенность внутрь (интровертность),
самокритичность, чувствителен к критике, критически относится к родителям,
избирателен в дружбе.
14 лет - подросток. Экстраверсия, энергичен, общителен,
уверенность в себе, интерес к другим людям, обсуждает себя и сравнивает с
героями.
15 лет - подросток. «Приобретаются» индивидуальные различия: дух
независимости, свобода от внешнего контроля, начало сознательного
самовоспитания. Ранимость, восприимчивость к вредным влияниям.
16 лет - подросток. Равновесие. Мятежность уступает место
жизнерадостности, увеличивается внутренняя самостоятельность, эмоциональная
уравновешенность, общительность.
Но календарный возраст сам по себе не может быть основой
содержательной возрастной периодизации, так как он смазывает индивидуальные
различия и социальные условия восприятия.
Подростковый возраст - это стадия духовного развития, хотя она и
связана с комплексом психофизиологических процессов. В этот период
происходит осознание собственной индивидуальности, открытие «Я», появление
жизненного плана, установка на сознательное построение своей жизни,
постоянное врастание в различные сферы общественной жизни. Процесс этот
идет изнутри человека в открытый мир (Э. Шпрангер). Ученый показывает
главную проблему этого возраста (14-17 лет) - кризис, связанный со
стремлением к освобождению от детской зависимости [21].
Интересны исследования психологов на тему «Подросток и его
развитие». Мы еще раз можем убедиться, что подростковый период является
одним из самых сложных и противоречивых в жизни человека.
Например, представление Ст. Холла о "бунтующем" отрочестве,
насыщенном стрессами и конфликтами, в котором доминируют нестабильность,
энтузиазм, смятение и царствует закон контрастов, глубоко вошло в
психологию.
У подростков чрезмерная активность может привести к изнурению,
безумная веселость сменяется унынием, уверенность в себе переходит в
застенчивость и трусость, эгоизм чередуется с альтруистичностью, высокие
нравственные стремления сменяются низкими побуждениями, страсть к общению
сменяется замкнутостью, тонкая чувствительность переходит в апатию, живая
любознательность - в умственное равнодушие, страсть к чтению в
пренебрежение к нему, увлечение наблюдениями - в бесконечные рассуждения.
Ст. Холл по праву назвал этот период периодом «бури и натиска». Содержание
подросткового периода Ст. Холл описывает как кризис самосознания,
преодолев который человек приобретает "чувство индивидуальности"
Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию
подросткового возраста. Подростковый возраст, по Э. Шпрангеру это -
возраст врастания в культуру. Шпрангер описал три типа развития отрочества.
Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда
отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает
новое "Я". Второй тип развития - плавный, медленный, постепенный рост,
когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных
сдвигов в собственной личности. Третий тип представляет собой такой процесс
развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает
себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен
для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.
В. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов
формирования личности. В. Штерн описывает его как промежуточный между
детской игрой и серьезной ответственной деятельностью взрослого и подбирает
для него новое понятие - "серьезная игра" [12].
Глава 3. Особенности общения в подростковом коллективе.
Общение со сверстниками в жизни подростка.
Все исследователи психологии отрочества так или иначе сходятся в
признании того огромного значения, которое имеет для подростков общение со
сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во
многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности.
Л. И. Божович отмечает, что если в младшем школьном возрасте
основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность,
то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном
определяются возможностью широкого общения со сверстниками [19].
Положение принципиального равенства детей-сверстников делает эту
сферу отношений особенно привлекательной для подростка: это положение
соответствует этическому содержанию возникающего у подростка чувства
собственной взрослости. Происходящие в начале подросткового возраста
специфические сдвиги в развитии определяют принципиальное сходство у
подростков новых потребностей, стремлений, переживаний, требований к
отношениям со взрослыми и товарищами. Это способствует развитию отношений
со сверстниками вглубь. У подростка формируются ценности, которые больше
понятны и близки сверстнику, чем взрослым. Общение со взрослыми уже не
может целиком заменить общения со сверстниками.
В подростковом периоде происходит становление различных по степени
близости отношений, которые подростками четко различаются: могут быть
просто товарищи, близкие товарищи, личный друг. Общение с ними все больше
выходит за пределы учебной деятельности и школы, захватывает новые
интересы, занятия, отношения и выделяется в самостоятельную и очень важную
для подростка сферу жизни. Она насыщена разнообразными событиями и
происшествиями, борьбой и столкновениями, победами и поражениями,
открытиями и разочарованиями, огорчениями и радостями, что в совокупности и
составляет настоящую жизнь подростка, в которой он действует и размышляет,
которой уделяет много времени и душевных сил. Общение с товарищами
приобретает для подростка очень большую ценность, причем нередко столь
высокую, что отодвигает на второй план учение, значительно уменьшает
привлекательность общения с родными Для подростка отношения со сверстниками
выделяются в сферу его собственных, личных отношений, в которых он
действует самостоятельно. Он считает, что имеет право на это, защищает свое
право, и именно поэтому нетактичное вмешательство взрослых вызывает обиду,
протест.
У подростка очень ярко проявляется, с одной стороны, стремление к
общению и совместной деятельности со сверстниками, желание жить
коллективной жизнью, иметь близких товарищей, друга, с другой - не менее
сильное желание быть принятым, признанным, уважаемым товарищами. Это
становится важнейшей потребностью. Неблагополучие в отношениях с
одноклассниками, отсутствие близких товарищей, друга или разрушение дружбы
порождают тяжелые переживания, расцениваются как личная драма. Самая
неприятная для подростка ситуация - искреннее осуждение коллектива,
товарищей, нежелание общаться, а самое тяжелое наказание - открытый или
негласный бойкот. Переживание одиночества тяжко и невыносимо для подростка.
Неблагополучие в отношениях с одноклассниками толкает его на поиск
товарищей и друзей за пределами школы. Как правило, он их находит, но они
не всегда бывают хорошими. Такие факты достаточно известны по их печальным
последствиям.
Стремление подростка привлечь к себе внимание товарищей,
заинтересовать их и вызвать симпатию может проявляться по-разному: это
могут быть демонстрации собственных качеств, как прямым способом, так и
путем нарушения требований взрослых, а также паясничанье, кривляние, разные
развлекательные действия, рассказы о всевозможных былях и небылицах [2].
И. С. Кон тоже говорит о том, что одна из главных тенденций
подросткового возраста - переориентация общения с родителей, учителей и
вообще старших на ровесников. По его мнению, такая переориентация может
происходить медленно и постепенно или скачкообразно и бурно, она по-разному
выражена в разных сферах деятельности, в которых престиж старших и
сверстников неодинаков, но происходит она обязательно.
Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить
родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Поведение
подростков по самой сути своей является коллективно-групповым [6].
А каковы психологические функции общества подростков?
1. Общение со сверстниками очень важный специфический канал
информации; по нему подростки узнают многие необходимые вещи, которых по
тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Например, подавляющую часть
информации по вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их
отсутствие может задержать его психосексуальное развитие или придать ему
нездоровый характер, если нет других источников такой информации.
2. Это специфический вид деятельности и межличностных отношений.
Групповая игра, а затем и другие виды совместной деятельности вырабатывают
у ребенка необходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться
коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносит
личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, ребенок не может
выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств.
Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с
родителями, служит ценной жизненной школой
3. Это специфический вид эмоционального контакта. Сознание
групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только
облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно
важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивости [7].
Психология общения в подростковом возрасте строится на основе
противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации)
и аффилиации, т. е. потребности в принадлежности, включенности в какую-то
группу или общность.
Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля
старших. Однако оно действует и в отношениях со сверстниками.
Усиливается потребность не только в социальной, но и
пространственной, территориальной автономии, неприкосновенности своего
личного пространства. «Все детство и юность я страстно и безнадежно мечтал
о своей комнате, где жил бы один, о четырех стенах, в которых я
почувствовал бы себя личностью, обрел бы самого себя»,- вспоминает Франсуа
Мориак
В переходном возрасте меняются представления о содержании таких
понятий, как «одиночество» и «уединение». Дети обычно трактуют их как некое
физическое состояние («нет никого вокруг»), подростки же наполняют эти
слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и
положительную ценность.
Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными
трудностями становления личности, порождает у подростков неутолимую жажду
общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находят или
надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность,
эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной
значительности.
Напряженная потребность в общении и аффилиации превращается у
многих ребят в непобедимое стадное чувство: они не могут не только дня, но
часа пробыть вне своей, а если своей нет - какой угодно компании.
При сходстве внешних контуров социального поведения глубинные
мотивы, скрывающиеся за подростковой потребностью в аффилиации,
индивидуальны и многообразны. Один ищет в обществе сверстников
подкрепления самоуважения, признания своей человеческой ценности. Другому
важно чувство эмоциональной сопричастности, слитности с группой. Третий
черпает недостающие информацию и коммуникативные навыки. Четвертый
удовлетворяет потребность властвовать, командовать другими. Большей частью
эти мотивы переплетаются и не осознаются [6].
«У подростка,- пишет исследователь психологических проблем
подросткового возраста Т. В. Драгунова,- возникают новые потребности,
интересы, стремления, переживания, требования к взрослым и товарищам, а
также формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем
взрослому. Поэтому общение со взрослыми уже не может целиком заменить
общения с товарищами» [16].
Ведя речь об общении подростков в различных группах, следует не
забыть упомянуть буквально в нескольких словах и о подростковом жаргоне.
В подростковом возрасте происходит наиболее интенсивное освоение
жаргона. Подростковый жаргон - явление многослойное. Его основу образует
совокупность слов и выражений, которые употребляются практически почти
всеми ребятами этого возраста.
Он включает в себя в основном три группы слов и выражений. Первая
- ругательства, которые в ранней юности можно рассматривать «как своего
рода динамические формулы откровенной правды», глубоко родственные всем
остальным формам «снижения» и «приземления», свойственным восприятию жизни
в этом возрасте наряду с возвышением и идеализацией жизни (М.Бахтин).
Вторая - общеупотребительные слова и выражения, которым придается
многозначная экспрессивная окраска. Это позволяет употреблять их в
значительно большем числе случаев, чем это принято речевыми нормами
(например, одно время словом «четко» подростки могли охарактеризовать
поступок, вещь, эмоцию и т.д.). Третья - общеупотребительные слова и
выражения, получившие в жаргоне иное содержательное значение.
Особый слой подросткового жаргона образуют местные слова и
выражения. Так, жаргон преимущественно в больших городах длительное время
включает в себя много «англицизмов». В то же время ребята из малых городов,
с окраин больших городов и в сельской местности употребляют немало
вульгаризмов и элементов «блатной» лексики. При этом речь идет не о том,
что, скажем, мальчики и девочки в больших городах не употребляют
вульгаризмов, а лишь о тенденциях. И наконец, особый слой жаргона образуют
слова и выражения, характерные для различных географических регионов
(Прибалтики, Сибири и т.д.). В этом слое нередко происходит своеобразное
«всплытие» уже неупотребляемых слов. В этом же слое жаргона помещаются
слова, созданные подростками, которые, однако, имеют корни в
общеупотребительном языке (например, «прикид» - пиджак, «отпад» - очень
хороший и т.д.) или не имеют таковых (например, «констролить» - делать,
«клевый» -отличный и др.)[3].
"Вводимые подростками термины,- писал психолог И. С. Кон,- грубы,
условны, сплошь и рядом словам придается смысл, противоположный их
нормальному значению. Но этот условный молодежный жаргон, существовавший,
кстати сказать, во все времена, выполняет весьма важные коммуникативные
функции".
Во-первых, отмечает психолог, употребление жаргон выражает
стремление юных людей к краткости - одними тем же словом они порою пытаются
передать самые разные значения. Во-вторых, многие слова изобретаются
специально для передачи переживаний, которых взрослые не знают или которым
не придают значения, причем слова эти зачастую не переводимы. И, в-третьих,
жаргон отражает одно из противоречий отроческой психики: повышенная
эмоциональность, чувствительность и в то же время застенчивость, боязнь
выдать свою слабость и, как следствие, сдержанность в выражении чувств.
Страницы: 1, 2
|