Особенности профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в социально-реабилитационном центре
является важнейшей психологической причиной, объясняющей желание людей
ответить на вызов быстро меняющейся социальной реальности. Девиантно-
ролевая разновидность социального поведения неразрывно связана с аддикцией,
с внутриличностным конфликтом. Аддикция в общем смысле слова - стремление
уйти от состояния внутреннего психологического дискомфорта, изменить свое
психическое состояние, характеризующееся внутренней борьбой. Аддиктивное
поведение психологи рассматривают как отклоняющееся. Девиантный путь
выбирают прежде всего люди, не имеющие легальной возможности для
самореализации в условиях сложившейся социальной иерархии, чья
индивидуальность подавляется, фрустрирующая энергия блокируется. Они не
считают общепринятые нормы порядка естественными и справедливыми, не могут
сделать карьеру, изменить свой социальный статус через легитимные каналы
социальной мобильности. Все это неизбежно приводит их к внутриличному
конфликту.
Основные причины мотивационных конфликтов, вытесненных в подсознание,
определяются в настоящее время не инстинктивными, а социальными факторами.
“По данным института Бехтерева, только 15% мотивационных конфликтов имеют
сексуальную основу, остальные - социальные истоки.”[11, с.109] Жесткое
регулирование каналов социальной мобильности, блокировка социальных
“лифтов”, способствующих превращению психической энергии в социальную,
приводят к усилению напряжения системы (системное напряжение, согласно
терминологии Р.Мертона) и, как следствие, к увеличению числа девиантов,
латентному формированию новой социальной стратификации, к переписыванию
сценария социально-ролевых интеракций. Отношения социально-
ориентированного”me” (социальная роль) и импульсивно-творческого “i”
(энергетический потенциал) в ходе девиантного поведения и меняющейся само-
и социальной идентификации гармонизируются. Если индивидуальная девиация
нацелена на самоутверждение личности, переосмысление ею собственной
самоиндентификации, то коллективная девиация - на общественное (пусть и в
рамках первоначально неформальной группы) признание новой самоидентификации
личности другими людьми.
Форма ответной реакции общества на тот или иной вид девиации должна
зависеть от того, какие (по степени общности) социальные нормы нарушаются:
общечеловеческие, расовые, классовые, групповые и т.д. “Можно выделить
следующие зависимости:
*Чем более высокий уровень (по степени общности) социальных норм и
ценностей, тем более решительными должны быть действия государства. Самая
высокая ценность – естественные права человека.
*Чем более низкий уровень социальных норм нарушается, тем больше упор
должен делаться на неформальные меры социального контроля (социальное
вознаграждение или порицание, убеждение и т.д.)
*Чем сложнее социальная структура общества, тем многообразнее должны
быть формы социального контроля.
*Чем более низкий уровень социальных норм нарушается человеком, тем
терпимее должна быть реакция на его действия.
*Чем демократичнее общество, тем больше акцент должен делаться не на
внешний социальный, а на внутренний личностный самоконтроль.” [11, с.109]
Подчеркнем еще раз, девиантно-ролевое поведение - естественная
реакция человека на возникающее в обществе противоречие между социальной
целью и социальными нормами ее достижения. Созидательные девиации выполняют
важнейшие позитивные социальные функции. Они необходимы, чтобы общество
было гибким и готовым к переменам. Девиантное и нормативное поведение - две
равноценные составляющие социально-ролевого поведения. Для нормального
протекания социогенеза (понимаемого в широком смысле слова) девиантно-
ролевое поведение человека имеет не меньшее значение, чем его нормативно-
ролевое поведение.
Виды девиантного поведения.
“Отклоняющимся (девиантным) поведением называют поведение, в котором
устойчиво проявляются отклонения от социальных норм. При этом различают
отклонения корыстного, агрессивного и социально-пассивного типа.” [5,с.9] К
социальным отклонениям корыстной направленности относят правонарушения и
проступки, связанные со стремлением незаконным путем получить материальную,
денежную и имущественную выгоду (хищение, взятки, кражи, мошенничество и
т.д.).
Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях,
направленных против личности (оскорбления, хулиганство. побои,
изнасилование, убийство). социальные отклонения корыстного и агрессивного
типа могут носить как вербальный (оскорбление словом), так и невербальный
характер (физическое воздействие) и проявляться на уровне как
докриминогенном, так и посткриминогенном. То есть в сиде поступков и
аморального поведения, вызывающих моральное осуждение, и в виде преступных
уголовно-наказуемых действий.
Отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении к отказу
от активной жизнедеятельности, уклонении от своих гражданских обязанностей,
долга, нежелании решать как личностные, так и социальные проблемы. К
такого рода проявлениям можно отнести уклонения от работы, учебы,
бродяжничество, употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств,
погружающих в мир искусственных иллюзий и разрушающих психику. крайнее
проявление социально- пассивной позиции- самоубийство, суицид.
Особенно большое распространение как у нас в стране, так и за рубежом
получила такая форма социально-пассивных отклонений как употребление
наркотиков и токсических средств, что ведет к быстрому и необратимому
разрушению психики и организма. такое поведение получило на Западе название
-саморазрушающего поведения.
Оклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного
психосоциального развития и нарушений процесса социализации, что выражается
в различных формах детско-подростковой дезадаптации уже в достаточно раннем
возрасте.
Подростковая дезодаптация.
Детско-подростковая дезадаптация проявляется в затруднениях в
усвоении социальных ролей, учебных программ, норм и требований социальных
институтов (семьи, школы и т.д.), выполняющих функции институтов
социализации.
В зависимости от природы и характера дезадаптации выделяют
патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию, которые могут быть
представлены как отдельно, так в сложном сочетании.
Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями и паталогиями
психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых
лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы. В
свою очередь патогенная дезадаптация по степени и глубине своего проявления
может носить устойчивый, хронический характер (психозы, эпилепсия,
шизофрения, олигофрения и т.д.), в основе которых серьезные органические
повреждения центральной нервной системы.
Выделяют также более легкие, пограничные формы нервно-психических
расстройств и отклонений, в частности так называемую психогенную
дезадаптацию, (фобии, тики, навязчивые дурные привычки), энурез и т.д.),
что может быть вызвано неблагоприятной социальной, школьной, семейной
ситуацией. “В общей сложности по данным Санкт-Петербургского детского
психотерапевта А.И.Захарова до 42% детей дошколного возраста страдают теми
или иными психосоматическими проблемами и нуждаются в помощи
психоневрологов и психотерапевтов.”[5,с.10] Отсутствие своевременной помощи
приводит к более глубоким и серьезным формам социальной дезадаптации и
отклоняющегося поведения.
“Среди форм патогенной дезадаптации отдельно выделяют проблемы
олигофрении, проблемы социальной адаптаци умственно-отсталых детей. У
олигофренов отсутствует фатальная предрасположенность к преступлениям. При
адекватных их психическому развитию методах обучения и воспитания, они в
состоянии осваивать определенные социальные программы, получать несколько
профессий, трудиться в меру своих возможностей и быть полезными членами
общества. Однако умственная неполноценность этих детей безусловно
затрудняет их социальную адаптацию и требует специальных социально-
педагогических условий и коррекционно-развивающих программ.” [5,с.10]
Психосоциальная дезадптация связана с половозрастными и индивидуально-
психологическими особенностями ребенка, подростка, которые обуславливают их
определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующих
индивидуального педагогического подхода, а в отдельных случаях-
специальных коррекционных психологических программ. По своей природе и
характеру различные формы психосоциальной дезадаптации также могут делиться
на устойчивые и временные, неустойчивые формы.
Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права,
в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции,
референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.
В зависимости от степени и глубины деформации процесса социализации
можно выделить две стадии социальной дезадаптации подростков:
педагогическая и социальная запущенность.
При педагогической запущенности, несмотря на отставания в учебе,
пропуски уроков, конфликты с учителями и одноклассниками, у подростков не
наблюдается резкой деформации ценностно- нормативных представлений. Для них
высокой остается ценность труда, они ориентированы на выбор и получение
профессии (как, правило, рабочей), для них небезразлично общественное
мнение окружающих, сохранены социально значимые референтные связи.
При социальной запущенности наряду с асоциальным поведением резко
деформируется система ценностно-нормативных представлений, ценностных
ориентаций, социальных установок. формируется негативное отношение к труду,
установка и стремление к нетрудовым доходам и “красивой” жизни за счет
сомнительных и незаконных средств к существованию Их референтные связи и
ориентации также характеризуются глубоким отчуждением от всех лиц и
социальных институтов с позитивной социальной направленностью.
Социальная реабилитация и коррекция социально-запущенных подростков с
деформированной системой ценностно-нормативных представлений особенно
трудоемкий и редко приводящий к успеху процесс.
Однако, как среди несовершеннолетних, так и среди взрослых
преступников, число лиц с четко сформированной антиобщественной системой
ценностей и негативными ценностно-нормативными представлениями достаточно
незначительное, и большая часть людей с отклоняющимся поведением сохраняет
представления об общечеловеческих ценностях и нормах морали, однако по
разным причинам не может руководствоваться этими нормами в своем поведении
либо оправдывает себя и свои социальные отклонения различными защитными
мотивациями. “Большое распространение получают также так называемые
“безмотивные” преступления и девиации.
Безмотивные преступления, мотивы которых преступник затрудняется
объяснить, криминологи называют “ безмотивными”, “немотивированными”
преступлениями.” [5,с.12]
В настоящее время, наука, опираясь на психологическое знание о
природе неосознаваемых явлений, уделяет серьезное внимание исследованию
немотивированных преступлений, которые в значительной степени можно отнести
к сфере неосознаваемой психической деятельности и которые представляют
определенную сложность как в практике судебного делопроизводства, так и в
превентивной практике.
В коллективной монографии “ Криминальная мотивация”, вышедшей под
редакцией академика В.Н.Кудрявцева в 1986г., бессознательной мотивации
преступного поведения посвящена самостоятельная глава, в которой в
частности, сделана попытка рассмотреть природу и классифицировать в
зависимости от проявления неосознаваемые мотивы, К числу таких мотивов
авторы относят следующие:
1. Первая категория неосознаваемых мотивов свойственна определенному типу
личности, характеризующемуся переоценкой собственной значимости,
агрессивной концепцией окружающей Среды, неустойчивостью настроения,
склонностью к острым, эмоциональным впечатлениям, таким образом
неосознаваемой детерминатой является сама психологическая структура
личности. Сюда же относятся лица с так называемой негативной социальной
аутоиндентичностью. Это, как правило, лица, ведущие бездомный
паразитический образ жизни.
2. Вторая категория неосознаваемых мотивов может носить
компенсаторский или гиперкомпенсаторский характер, что прежде всего связано
с развивающимся комплексом неполноценности, неадекватности, ущемления
личности. Последнее нередко приводит к браваде, необдуманным, рискованным
поступкам, проявлениям физического насилия, смещения агрессивной реакции на
замещающий объект.
3.Третья категория неосознаваемых мотивов связана с отсроченным во
времени действием закрепившихся в детстве по механизму импринтинга
(впечатывания) травматического опыта. Унижение, несправедливое жестокое
обращение могут оставлять свой отпечаток в эмоциональной структуре личности
и при определенных условиях порождать соответствующие формы поведения.
4. Четвертую категорию бессознательных мотивов преступного поведения
составляют различные патологические, не исключающие вменяемости,
особенности личности, в этих случаях у субъекта возникает сильнейшее
стремление совершить поступок, который сам он расценивает как совершенно
недопустимый. Такое нарушение влечения может проявляться как в форме
безобидного озорства, так и в виде самых жестоких преступлений против
личности.[5,с.13-14]
Рост преступности, пьянства и алкоголизма, наркомании и проституции,
других нарушений существующей российской действительности заставляют
общество, различные социальные институты решать задачи искоренения
указанных девиаций не только карающими, но и профилактическими методами.
В профилактической работе важное значение имеет также выявление и
исследование совокупности всех причин, побудительных мотивов, обстоятельств
и действий личности или социальных групп, составляющих явные или скрытые
механизмы их поведения, не соответствующего принятым в обществе нормам или
правилам. Профилактические мероприятия важны во всех сферах
жизнедеятельности людей. В чем же особенности профилактики девиантного
поведения несовершеннолетних?
1.2. Особенности осуществления профилактики девиантного поведения
несовершеннолетних.
Под профилактикой в широком смысле слова понимается “совокупность
предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление
нормального состояния порядка” [26, с. ] или “ система государственных и
общественных социальных, гигиенических и медицинских мероприятий,
направленных на повышение уровня здоровья населения и предупреждение
заболеваний”. [27, с. 31] Профилактику можно подразделить на первичную,
вторичную и третичную.
Первичная профилактика :
изучение механизмов формирования материнского и отцовского поведения, типа
семьи и воспитания;
изучение и коррекция нарушения материнско –детских отношений, которые
служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в
его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном
возрасте.
Вторичная профилактика :
3. раннее вмешательство в коррекцию клинико-биологических нарушений у
ребенка;
4. исследование генографии семьи;
5. коррекция семейных отношений, физических и эмоциональных связей,
определение детско-родительских границ;
6. наличие четких семейных ролей.
Третичная профилактика проводится в отношении подростков, совершивших
правонарушение, и ее целью является коррекция поведения подростка и его
развитие, а не само преступление. Предполагается создание ювенильных судов,
оценивающих антропосоциоцентрический подход к личности подростка с учетом
его социальной уязвимости в обществе, отрицательным социальным опытом и
низкими социальными перспективами.
Состояние такой сложной социальной системы, какой является
человеческое общество, обуславливается многими процессами, происходящими в
нем на том или ином этапе его развития. Направленность и содержание этих
процессов в значительной мере определяются поведением самих людей, которое
формируется, как правило, под воздействием этих процессов, условий и
обстоятельств. Однако поведение личности, представляющее комплекс
“взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом с целью реализации
определенной функции и требующих его взаимодействия со средой”, может
проявляться по-разному и не всегда согласовываться с целями и образом
действий всего общества. Такое отклонение в поведении человека побуждает
общество осуществлять специальные меры по предупреждению, устранению или, в
крайнем случае, смягчению отрицательных социальных последствий этого
рассогласования как для самой личности, так и для общества в целом. В
социальной работе “под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и
своевременно предпринимаемые действия, направленные на:
предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных
коллизий у отдельных индивидов и групп риска;
сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей;
содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних
потенциалов.”[16, с. 292 ]
Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений
девиантного поведения несовершеннолетних ставит перед обществом в качестве
одной из основных задач необходимость концентрации усилий, направленных не
только на борьбу с вредными последствиями отклонений от социальных норм, но
и, главным образом, на их предупреждение, т.е. устранение коренных причин и
условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на
поступки и действия человека. При этом, как показывает опыт, социальная
значимость профилактических мероприятий становится эффективнее, если они
научно обоснованны, исходят из всестороннего учета взаимодействия
объективных и субъективных факторов, детермирующих поведение личности в уже
сложившейся или возможной, прогнозируемой жизненной ситуации. Хотя
однозначных решений этой сложной проблемы нет, да и не может быть. Однако в
настоящее время как в науке, так и в практической деятельности
государственных органов социальной защиты населения, других учреждений и
ведомств по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних
сформировались определенные исходные взгляды на проблему в целом и основные
подходы к выбору конкретных направлений работы.
В концептуальном плане среди них можно выделить прежде всего
информационный подход. [1,с.88] Он основывается на широко распространенном
представлении: отклонения от социальных норм в поведении людей происходит
потому, что они не знают их. Такая точка зрения уже сама по себе
предопределяет направление профилактических действий и выбор средств, форм
и методов их осуществления, а именно: информирование людей о нормативных
требованиях, предъявляемых к ним государством и обществом, активное
использование в этих целях средств массовой информации (печать, радио,
телевидение), а также кино, театр, худ. Литературу и др. современные
средства, их целенаправленное применение может оказать большое влияние на
формирование правосознания подростка, повышение его морально-нравственной
устойчивости, общего уровня культуры. К сожалению, в условиях кризиса
переходного периода, ложно понимая принципы гласности и свободы личности,
некоторые средства массовой информации благородную миссию по профилактике
девиантного поведения не только не выполняют, но порой сами становятся,
прямо или косвенно, пропагандистами человеческих пороков, с которыми
вынуждено бороться общество. “Ярким примером может служить широко
пропагандируемый нашими средствами массовой информации тезис “разрешено
все, что не запрещено законом”, его буквальное толкование, если не будут
своевременно приняты соответствующие меры, фактически может привести к
искоренению в сознании людей, особенно молодежи, веками выработанных в
нашем народе морально-нравственных устоев, межличностных и внутрисемейных
отношений, освященных церковью, традициями, совестливостью,
сострадательностью и бескорыстием.” 1, [с.88-89]
Как видим информационный подход к профилактике отклоняющегося
поведения предполагает серьезное переосмысление. прежде всего на
государственном уровне, роли и задач всех информационных средств, которыми
располагает общество.
Отсутствие целевой информации о последствиях, которые наступают,
например, в случае немедицинского употребления наркотических веществ,
затрудняет борьбу с распространением у нас наркомании. Следовательно, нужно
обратиться к опыту других стран. “Так, в США антинаркотическая пропаганда,
наряду с другими мерами оказала существенное влияние на снижение наркомании
среди населения, хотя она и остается все еще высокой. Если в середине
семидесятых годов уровень наркотизации там был 40 млн. человек, то в 1995
году он снизился до 13 миллионов”.[1,с. 89]
Не менее важное значение приобретает в нашем обществе необходимость
борьбы с алкоголизмом, а также информирования населения о тяжелых
социальных и психоневрологических последствиях пьянства и алкоголизма,
особенно той его категории, которая по своим возрастным данным потенциально
является наиболее репродуктивной частью общества. Недооценка данного
направления информационно-профилактической работы привела к тому, что ныне
постоянно увеличивается количество детей, родившихся с психическими
отклонениями. В подавляющем большинстве причиной этого является пьянство
родителей. Специалистами уже давно отмечено, что дети, зачатые в пьяном
виде, отличаются от детей, зачатие которых происходило без токсического
действия алкоголя. “По свидетельству крупного специалиста в области детской
психиатрии М.И.Буянова, как бы ни была высока роль отца в появлении детей,
страдающих “алкогольным синдромом”, все же главная ответственность ложится
на будующую мать. Установлено, что у матерей, которые в период беременности
употребляли алкоголь, практически не бывает полноценного потомства, а
процент детей с отклонениями в психическом развитии увеличивается во много
раз.”[1, c.90]. Эта проблема стала предметом изучения и исследования
педиатров, психологов, психотерапевтов, педагогов. Помимо сострадания к
судьбе таких детей общество несет и большие материальные затраты по
содержанию многих из них в специализированных учреждениях. Поэтому так
обостренно встает необходимость профилактической работы с будущими
родителями.
В этой связи большую работу могут и должны проводить школы с
учениками старших классов, производственно-технические училища и другие
учебные заведения, женские консультации, поликлиники, участковые врачи,
другие специалисты, различные специализированные объединения и
непосредственно специалисты по социальной работе. Неоценимую помощь в
пропаганде здорового образа жизни оказали бы целевые выпуски телесюжетов,
радиопередач, научно-пропагандистских печатных изданий. Однако вряд ли
можно абсолютировать значение информированности на образ действий человека
и его поведение в той или иной реальной жизненной ситуации, потому что
знание или незнение социальных норм конкретной личностью не является
единственным условием обязательного следования требуемым правилам или
уклонения от них. Социальные нормы всего лишь один из множества фактов,
определяющих поведение человека. Поэтому не всегда степень
информированности о социальных нормах адекватно преломляется в его
поведении, что обусловливается как видом самих норм, так и конкретными
обстоятельствами. Например, большинство людей, не будучи знакомы с нормами
уголовного права, не допускают уголовно наказуемых правонарушений, ведут
достойный образ жизни. И в то же время криминальная практика показывает,
что многие осужденные, совершившие преднамеренное преступление, не только
хорошо ознакомлены с соответствующими статьями уголовного кодекса, но и в
совершенстве владеют тонкостями уголовного и уголовно-процессуального
законодательства.
“Этот кажущийся парадокс обусловливается тем, что между социальными
нормами существует определенная внутренняя связь, вследствие чего одни из
них дополняют или, как пишет В.Н. Кудрявцев, “перекрывают” друг друга”.[1,
с.91] В частности, моральные и другие нормативные системы “подкрепляют” не
только уголовное, но и гражданское, семейное, трудовое и ряд других
отраслей права. С моральными нормами человек соприкасается и, как правило,
усваивает их значительно раньше, чем ему приходится знакомиться с нормами
права, вот почему, в зависимости от личных наследственных качеств, а также
и сформировавшихся в процессе воспитания, моральный фактор может оказывать
доминирующее влияние на поведение молодого человека, на восприятие им
окружающей действительности. Это обстоятельство не только не отрицает
важности информационного подхода в профилактике девиантного поведения, но
еще более усиливает его значение, если к пониманию его сущности подходить
расширительно, распространяя на весь процесс воспитания личности.
Однако, как уже было отмечено, в реальной жизни порой складываются
социальные условия и обстоятельства, когда человек ,тем более подросток, не
в силах противостоять им. Тогда в его сознании видоизменяется отношение к
социальным нормам как обязательным требованиям, притупляются или полностью
утрачиваются ограничительные реакции, регулирующие поведение личности в
границах дозволенного или общепринятых правил, социальная Среда и условия
могут оказаться основным фактором, формирующий образ действий человека,
характер его поведения. Такая точка зрения на природу девиантного поведения
определяет сущность и содержание профилактических мероприятий. В основном
они сосредоточиваются на устранении или смягчении первопричин, конкретных
социальных раздражителей, отрицательно воздействующих на сознание, а
следовательно, и поведение человека.
Социально-профилактический подход может быть в целом эффективным
только тогда, когда профилактические меры будут носить общегосударственный
характер. Возьмем к, примеру такие социальные проблемы, как трудовая
занятость населения, вынужденная миграция и беженство, обнищание
значительной части населения страны, специфические вопросы социального
обеспечения и другие, которые разрешимы лишь на государственном уровне.
Принимаемые в настоящее время Правительством Российской Федерации меры пока
еще, к сожалению, не дают ожидаемых результатов, что усиливает социальную
напряженность и порождает серьезный рост различного рода нарушений
социальных норм.
Среди основных направлений профилактики девиантного поведения,
помимо уже рассмотренных, особое место занимает медико-биологический
подход. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от
социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического
характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими
аномалиями, т.е. патологией на биологическом уровне. При этом следует иметь
в виду, что подобный метод не исключает, а лишь дополняет предыдущие
подходы, поскольку в данном случае речь идет о профилактике не
биологических отклонений, а социальных, хотя зачастую и связанных с
психическим состоянием молодого человека, что подтверждается специальными
исследованиями.
“Так, по мнению Ю.М. Антоняна и В.В.Гульдана, изучавших взаимосвязь
патопсихологии и криминальных отклонений в поведении человека, нравственное
и психическое здоровье населения относится к наиболее важным субъективным
факторам, влияющим на совершение преступления и прошедших судебно-
психиатрическую экспертизу колеблется от 30 до 68,8%, что значительно выше,
чем в общей популяции. Замечено также, что среди лиц с аномалиями психики
значительная доля тех, кто совершил преступление в состоянии алкогольного
опьянения. Это соотношение изменяется в зависимости от характера преступных
действий. Например, максимального значения оно достигает у психопатических
личностей при совершении особо тяжких убийств и минимального в случаях
мошенничества. Кроме того, нарушения психики человека могут вызвать и такие
социальные отклонения как уход в себя (аутизация) или из общества, от людей
(“биологический” - самоубийство, “социальный” - систематическое
бродяжничество), либо активную защиту в виде агрессии.” [1,с.94]
Такое сложное переплетение биологических элементов с другими
факторами, оказывающими влияние на поведение несовершеннолетнего
обуславливает необходимость сочетания в борьбе с социальными отклонениями
как медицинского воздействия, так и социально-профилактических мероприятий
вплоть до применения санкций, не исключающий и принудительное лечение в
пределах действующего законодательства. Например. выявление больных,
страдающих наркоманией, с целью своевременного лечения, если они сами
отказываются пройти курс лечения. При этом следует отметить, что в
настоящее время среди отечественных психиатров сложилось единодушное
мнение о том, что психически неполноценные люди
( психопаты, олигофрены и др.) могут, конечно, совершать противоправные
действия, но “ни о какой биологической обусловленности тенденции этих лиц к
криминальному поведению не может быть и речи, тем более недопустимо искать
корни преступности в психической неполноценности таких больных. Хотя не
отрицается и тот факт, что психическая неполноценность может оказывать при
стечении обстоятельств существенное влияние на совершение этими лицами
преступлений или проявление других социальных отклонений. Поэтому одна из
задач борьбы с отклоняющимся поведением как раз и состоит в том, чтобы
посредством специальных профилактических мероприятий исключить возможность
возникновения всякого рода нежелательных ситуаций.
Одним словом, профилактическая деятельность учреждений социального
обслуживания населения, других служб и общественных объединений должна
стать всеохватывающей и носить комплексный характер, отвечать современному
уровню предъявляемых к ней требований.
Социальный контроль выражается в стремлении других (обычно большинства)
воспрепятствовать девиантному поведению, наказать девиантов или или
“вернуть их в общество”. Методы социального контроля включают изоляцию,
обособление, реабилитацию.
Исторически первая реакция общества-подавить, запугать, уничтожить
нарушителей порядка. Когда же общество пресытилось пытками, виселицами,
кострами и т.п., стало закрадываться сомнение в эффективности наказания,
репрессий, что привело к мысли о приоритете предупреждения преступлений и
иных антиобщественных явлений (Ч. Беккария, Ш. Монтескье, др.). Идея
првенции нежелательных для общества явлений была значительным шагом вперед
по сравнению с концепцией мести. “Однако: 1) провозглашаемый приоритет
профилактики не исключал применения репрессий и весьма жестких- смертная
казнь, тюрьмы; 2) благие идеи прфилактики оставались нереализуемыми или
недостаточно реализуемыми на практике.”[2,с.132]
“В современном мире “кризис наказания” признается во всех развитых
странах мира (М. Ансель, Х. Бианки, Г. Хохряков, Я. Гилинский, др.). Идет
поиск альтернативы принудительным, репрессивным мерам воздействия.
Осознание неэффективности тюремного заключения по-разному отражается в
законодательной и правовой деятельности. В Швеции, например, срок 80 %
приговоров к лишению свободы не превышает шести месяцев. В скандинавских
странах преобладают краткие сроки лишения свободы, развита система условных
приговоров, гуманизируется режим отбывания наказания. Смертная казнь
фактически не применяется в 80 государствах, в т.ч. во всех европейских
странах. Но по числу заключенных на 100 тыс.чел. (558) наша страна остается
одним из лидеров, далеко опережая Японию (36 чел.), Германию (80 чел.), ЮАР
(368 чел.), США (519 чел.), другие страны.” [2,с.132-133]
Общество нуждается в новой концепции социального контроля. Лишь в
самом общем виде можно выделить основные ее положения: замещение,
вытеснение наиболее опасных форм социальной патологии общественно полезными
или нейтральными, направление социальной активности в общественно
одобряемые или нейтральные ее формы; легализация преступлений “без жертв”
(гомосексуализм, бродяжничество, потребление наркотиков, проч.); создание
служб социальной помощи; реадаптация лиц, оказавшихся вне общественных
структур; либерализация режима содержания в тюрьмах и колониях при отказе
от принудительного труда; безусловная отмена смертной казни.
Динамизм социальных процессов, происходящих в современной России ,
кризисная ситуация во многих сферах общественной жизни неизбежно приводят к
увеличению девиаций. Наряду с ростом позитивных девиаций (например,
политическая активность, экономическая предприимчивость, художественное
творчество) усиливаются девиации негативные - насильственная и корыстная
преступность, алкоголизация и наркотизация населения, подростковая
деликвентность, аморальность поведения. Растет социальная незащищенность
граждан. В этих случаях объективно повышается спрос (не всегда и не всеми
субъектами социального управления осознаваемый) на социальную поддержку,
профессиональную помощь социальных служб.
Профилактика девиантного поведения является обязанностью,
составляющей повседневной работы всех социальных организаций и учреждений.
Согласно Федеральному закону “Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” № 120-ФЗ от
24.06.99года создана система органов и учреждений профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, это органы управления
социальной защиты населения, учреждения социального обслуживания населения,
специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в
социальной реабилитации (социальные приюты для детей, социально
реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям,
оставшимся без попечения родителей), комиссии по делам несовершеннолетних и
защите их прав, органы управления образованием и образовательные
учреждения, органы по делам молодежи, учреждения здравоохранения,
подразделения по делам несовершеннолетних ОВД. Состоявшаяся в 2000 году
Всероссийская конференция “ Состояние и перспективы развития
Страницы: 1, 2, 3, 4
|