Особенности психического развития детей шести-, семилетнего возраста
неоправданные самоограничения и сверхнеобходимый самоконтроль. Э.Эриксон
говорит, что дети в это время "стремятся побыстрее найти такие формы
поведения, которые помогли бы им ввести свои желания и интересы в
социально "приемлемые рамки". Он выразил суть конфликта формулой
"инициатива против чувства вины". Поощрение самостоятельности детей
способствует развитию их интеллекта и инициативы. Если же проявлениям
независимости часто сопутствуют неудачи или детей излишне строго наказывают
за какие-то проступки, это может привести к тому, что чувство вины
возобладает над стремлением к самостоятельности и ответственности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в
известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность.
Он знает, в какой стране живет, в каком населенном пункте находится его
дом; имеет некоторое представление о материках и других странах. Он отдает
себе отчет в том, какое место среди людей занимает (он - дошкольник) и
какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем (он пойдет учиться в
школу). Одним словом, он находит себе место в пространстве и времени. Он
уже ориентируется в семейно-родственных отношениях и умеет занять
соответствующее своему социальному статусу место среди родных и близких. Он
умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками : имеет навыки
самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в
своих желаниях. Он уже понимает, что оценка его поступков и мотивов
определяется не столько его собственным отношением к самому себе ( «Я
хороший» ), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах
окружающих людей. У ребенка дошкольного возраста уже развита рефлексия. В
качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает
преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». К концу дошкольного
возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в
школе.
Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного
детства - психологическая готовность ребенка к школьному обучению.
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению заключается не
в том, что у него уже к моменту поступления в школу складываются
психологические черты, которые отличают школьника. Они могут сложиться
только в самом ходе школьного обучения под влиянием присущих ему условий
жизни и деятельности.
Важная сторона психологической готовности к школе - достаточный
уровень волевого развития ребенка. У разных детей этот уровень оказывается
различным, но типической чертой, отличающей семилетних детей, является
соподчинение мотивов, которое дает ребенка возможность управлять своим
поведением и которое необходимо для того, чтобы сразу же, придя в первый
класс, включиться в общую деятельность, принять систему требований,
предъявляемых школой и учителем.
Что касается произвольности познавательной деятельности, то она, хотя
и начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, к моменту
поступления в школу еще не достигает полного развития : ребенку трудно
длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать
значительный по объему материал и т.п. Обучение в начальной школе учитывает
эти особенности детей и строится так, что требования к произвольности их
познавательной деятельности возрастают постепенно, по мере того как в самом
процессе учения происходит ее совершенствование.
Готовность ребенка к школе в области умственного развития включает
несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в первый класс,
необходим известный запас знаний об окружающем мире : о предметах и их
свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и других
сторонах общественной жизни, о том, «что такое хорошо и что такое плохо»,
то есть о моральных нормах поведения. Но важен не столько объем этих
знаний, сколько их качество - степень правильности, четкости и обобщенности
сложившихся в дошкольном детстве представлений.
Мы уже знаем, что образное мышление старшего дошкольника дает
достаточно богатые возможности для усвоения обобщенных знаний и что при
хорошо организованном обучении дети овладевают представлениями,
отображающими существенные закономерности явлений, относящихся к разным
областям действительности. Такие представления и являются наиболее важным
приобретением, которое поможет ребенку перейти в школе к усвоению научных
знаний. Вполне достаточно, если в итоге дошкольного обучения ребенок
познакомится с теми областями и сторонами явлений, которые служат предметом
изучения разных наук, начнет их выделять, отличать живое от неживого,
растения от животных, природное от созданного руками человека, вредное от
полезного. Систематическое ознакомление с каждой областью знаний, усвоение
систем научных понятий - дело будущего.
Особое место в психологической готовности к школе занимает овладение
некоторыми специальными знаниями и навыками, традиционно относящимися к
собственно школьным, - грамотой, счетом, решением арифметических задач.
Начальная школа рассчитана на детей, не получивших никакой специальной
подготовки, и начинает обучать их грамоте и математике с самого начала.
Поэтому нельзя считать соответствующие знания и навыки обязательной
составной частью готовности ребенка к школьному обучению. Вместе с тем
значительная часть детей, поступающих в первый класс, умеет читать, а
счетом в той или иной мере владеют почти все дети. Овладение грамотой и
элементами математики в дошкольном возрасте может влиять на успешность
школьного обучения. Положительное значение имеет образование у детей общих
представлений о звуковой стороне речи и ее отличии от содержательной
стороны, о количественных отношениях вещей и их отличии от предметного
значения этих вещей. Поможет ребенку учиться в школе и усвоение понятия
числа и некоторых других первоначальных математических понятий.
Что касается навыков чтения, счета, решения задач, то их полезность
зависит от того, на какой основе они построены, насколько правильно
сформированы. Так, навык чтения повышает уровень готовности ребенка к школе
только при условии, что он строится на базе развития фонематического слуха
и осознания звукового состава слова, а само чтение является слитным или
послоговым. Побуквенное чтение, нередко встречающееся у дошкольников,
затруднит работу учителя, так как ребенка придется переучивать. Также
обстоит дело со счетом - опыт окажется полезным, если опирается на
понимание математических отношений, значения числа, и бесполезным или даже
вредным, если счет усвоен механически.
О готовности к усвоению школьной программы свидетельствуют не сами по
себе знания и навыки, а уровень развития познавательных интересов и
познавательной деятельности ребенка. Общего положительного отношения к
школе и к учению недостаточно для того, чтобы обеспечить устойчивую
успешную учебу, если ребенка не привлекает само содержание получаемых в
школе знаний, не интересует то новое, с чем он знакомится на уроках, если
его не привлекает сам процесс познания.
Познавательные интересы складываются постепенно, в течение длительного
времени и не могут возникнуть сразу при поступлении в школу, если в
дошкольном возрасте их воспитанию не уделяли достаточно внимания.
Исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе
испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста
недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют
интеллектуальную пассивность, у которых отсутствуют желание и привычка
думать, решать задачи, прямо не связанные с какой-либо интересующей ребенка
игровой или житейской ситуацией. Так, один первоклассник никак не мог
ответить на вопрос, сколько будет, если к одному прибавить еще один. Он
отвечал то «три», то «пять», то «десять». Но когда перед ним поставили
практическую задачу : «Сколько будет у тебя денег, если папа дал тебе один
рубль и мама - один рубль ? » - мальчик, почти не задумываясь, ответил :
«Конечно, два !».
Мы знаем, что формированию устойчивых познавательных интересов
способствуют условия систематического дошкольного обучения. Однако даже в
этих условиях часть детей обнаруживает интеллектуальную пассивность, и для
ее преодоления требуется углубленная индивидуальная работа с ребенком.
Уровень развития познавательной деятельности, который может быть
достигнут детьми к концу дошкольного возраста и который достаточен для
успешного обучения в начальной школе, включает в себя, кроме произвольного
управления этой деятельностью, о чем говорилось раньше, и определенные
качества восприятия и мышления ребенка.
Ребенок, поступающий в школу, должен уметь планомерно обследовать
предметы, явления, выделять их разнообразные свойства. Ему необходимо
владеть достаточно полным, точным и расчлененным восприятием, так как
учение в начальной школе в значительной мере основано на выполняемой под
руководством учителя собственной работе детей с различным материалом. В
процессе такой работы происходит выделение существенных свойств вещей.
Важное значение имеет хорошая ориентировка ребенка в пространстве и
времени. Буквально с первых дней пребывания в школе ребенок получает
указания, которые невозможно выполнить без учета пространственных признаков
вещей, знания направлений пространства. Так, например, учитель требует
провести линию «наискось от левого верхнего к правому нижнему углу» или
«прямо вниз по правой стороне клетки» и т.п. Представление о времени и
чувство времени, умение определить, сколько его прошло, - важное условие
организованной работы ученика в классе, выполнения заданий в указанный
срок.
Особенно высокие требования предъявляет обучение в школе,
систематическое усвоение знаний к мышлению ребенка. Ребенок должен уметь
выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь
сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать,
находить причины явлений, делать выводы.
Еще одной стороной психического развития, определяющей готовность
ребенка к школьному обучению является развитие его речи - овладение умением
связно, последовательно, понятно для окружающих описать предмет, картинку,
событие, передать ход своих мыслей, объяснить то или другое явление,
правило.
Наконец, психологическая готовность к школе включает качество личности
ребенка, помогающее ему войти в коллектив класса, найти свое место в нем,
включиться в общую деятельность. Это общественные мотивы поведения, те
усвоенные ребенком правила поведения по отношению к другим людям и то
умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками,
которые формируются в совместной деятельности дошкольников.
Основное место в подготовке ребенка к школе занимает организация игры
и продуктивных видов деятельности. Именно в этих видах деятельности впервые
возникают общественные мотивы поведения, складывается иерархия мотивов,
формируются и совершенствуются действия восприятия и мышления, развиваются
социальные навыки взаимоотношений. Конечно, это происходит не само собой, а
при постоянном руководстве деятельностью детей со стороны взрослых, которые
передают подрастающему поколению опыт общественного поведения, сообщают
необходимые знания и вырабатывают нужные навыки. Некоторые качества могут
быть сформированы только в процессе систематического обучения дошкольников
на занятиях - это элементарные умения в области учебной деятельности,
достаточный уровень производительности познавательных процессов.
В психологической подготовке детей к школе немалую роль играет
специальная воспитательная работа, которая ведется в старшей и
подготовительной группах детского сада. В этом случае дети получают
обобщенные и систематизированные знания. Их обучают ориентироваться в новых
областях действительности, организуют овладение навыками на этой широкой
основе. В процессе такого обучения у детей вырабатываются те элементы
теоретического подхода к действительности, которые дадут им возможность
сознательно усваивать любые знания.
Субъективно готовность к школе нарастает вместе с неизбежностью
первого сентября идти в школу. В случае здорового, нормального отношения
близких к школе и к учению ребенок с нетерпением готовится к школе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - В
кн.: Игры, в которые играют люди.- СПб.: Лениздат, 1992 400 с
2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. - В кн.:
Возрастная и педагогическая психология: Тексты.- М.: Изд. МГУ, 1992с. 190-
229
3 Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология.- М., 1988.
4 Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. — М.-Л.,
Учпедгиз,1935.
5.Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. — М.: АПН РСФСР,
1956.
6.Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М.: АПН РСФСР,
1960.
7.Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование
умственных действий и понятий». — М., 1965 (на правах рукописи).
8 Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет.-
М., 1992.
9 Ефимкина Р.П. Детская психология Новосибирский государственный
университет Научно-учебный центр психологии. Ответственный редактор:
П. Е. Рыженков
10 3анков Л. В. О начальном обучении. — М.: АПН РСФСР, 1963.
11 Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.- М.,
1993.
12 Зеньковский В.В. "Психология детства" - М., 1998
13 Лешли Д. Работать с маленькими детьми.- М., 1991.
14 Муссен П. и др. Развитие личности ребенка.- М., 1987
15 Мухина В.С. Детская психология. Апрель Пресс, М., 2000
16 Матейчек З. Родители и дети.- М., 1992.
17 Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры.- М., 1991.
18 Пиаже Ж. Теория Пиаже. - В кн.: История зарубежной психологии. Тексты /
Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. - М.: Изд. МГУ, 1986 344 с. - С. 232-
292.
19 Пиаже Ж. Проблемы генетической психологии. «Вопросы психологии», 1955, №
3.
20 Пиаже Ж. и Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. (пер.
с франц.) — М.: ИЛ, 1963.
21 Раттер М. Помощь трудным детям.- М., 1987.
22 Сандомирский М.Е., Белогородский Л.С., Еникеев Д.А.Периодизация
психического развития с точки зрения онтогенеза функциональной асимметрии
полушарий. В сб.: Современные проблемы физиологии и медицины. Уфа:
Башкирский Гос.мед.университет, 1997 - 129 с. - С. 44-63.Соколова В.Н.,
Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире.- М., 1991.
23 Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов.- М., 1988.
24 Субботский Е.В. Ребенок открывает мир.- М., 1991.
25 Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему: Развитие
ребенка и его отношений с окружающими.- М., 1992.
29 Фрейд З. Анализ фобии пятилетнего мальчика. // Психология
бессознательного.- М., 1989.
26 Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка.- М., 1989.
27 Шутс В. Глубокая простота. - СПб.: "Роза мира", 1993 - 218 с
28 Эберлейн Г. Страхи здоровых детей.- М., 1981.
29 Эльконин Д.Б. Психология игры.- М., 1978.
30 Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Некоторые вопросы
диагностики психического развития детей /Под ред. В.В. Давыдова, В.П.
3инченко.М., «Педагогика», 1989, с.555./
31 Эриксон Э. Детство и общество. - СПб.: ЛЕНАТО, АСТ, Фонд
"Университетская книга", 1996 - 592 с.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
ЛИЧНОСТНАЯ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИСПЫТУЕМЫХ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Введение
Дети разного возраста с точки зрения психического развития различаются
между собой прежде всего по доступным и характерным для них видам
деятельности. Так, если годовалый малыш в основном манипулирует предметами
- стучит, трясет чем-то, громоздит одну игрушку на другую, то дошкольник
занимается конструированием, возводя сложные здания из кубиков, рисует,
лепит, воссоздает в играх сюжеты любимых сказок, события окружающей жизни.
Важную сторону психического развития составляет возникновение , изменение и
совершенствование психических процессов и качеств детей - восприятия,
внимания, воображения, памяти, мышления, речи, чувств, начальных форм
волевого управления поведением.
Материал исследования
Катя И. 6 лет 11мес., Таня Р. 6 лет 2 мес., Иосиф Г. 6 лет 9 мес., Катя С.
6 лет 5 мес.
Цель исследования
Проведение сравнительного анализа личностных и интеллектуальных
характеристик подвергшихся тестированию детей. Выявление различия и
сходства личностных и интеллектуальных характеристик , а также оценка
некоторых параметров уровня интеллектуального и личностного развития.
ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ
Уровень эмоционального развития детей
Задание 1. Изучения проявлений помощи (сочувствия) другому человеку ( /1/ в
списке литературы)
Подготовка исследования. Приготовить для каждого испытуемого по
чистому листу бумаги и по 2 листа с незавершенными рисунками, карандаши.
Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально в 2
серии.
Первая серия. Реальный выбор. Ребенку предлагают закрасить картинку,
сделав выбор:
I ситуация - самостоятельно закрасить картинку;
II ситуация - помочь ребенку, у которого не получается рисунок;
III ситуация - закрасить незакрашенный рисунок ребенка, у которого все
хорошо получается.
Дети, нуждающиеся в помощи, и тот, кто справляется с рисунком, в комнате
отсутствуют. Взрослый объясняет, что они "вышли за карандашами". Если
испытуемый решает помочь, то потом он может раскрасить и свою картинку.
Вторая серия. Вербальный выбор. Испытуемого ставят в условия выбора
(как в первой серии) с помощью рассказа, в котором фигурируют 2 ребенка. У
одного из них работа (постройка конструктора …) идет успешно, а у другого -
нет. Ребенок делает выбор одной из трех ситуаций.
Обработка данных. Результаты оформляются в Таблицу 1.
Таблица 1.
| |I |се |рия |II |се |рия |
|Имя | | |Ситуация | | | |
|ребенка | | | | | | |
| |I |II |III |I |II |III |
|Катя И. |х | | | |Х | |
|Таня Р. | |Х | |Х | | |
|Иосиф Г. | | |х |х | | |
|Катя С. | |х | | |х | |
Уровень развития мотивов поведения детей
Задание 2. Изучение действенности общественного и личного мотива /1// в
списке литературы)
Подготовка исследования. Подготовить скорлупу грецкого ореха, цветную
бумагу.
Проведение исследования.
Первая серия. Экспериментатор учит детей делать лодочки с парусом из
скорлупы грецкого ореха, затем предлагает взять их домой и поиграть с ними
в воде. После этого проводит повторное занятие с тем же материалом :
"Давайте сделаем лодочки для малышей. Они любят пускать лодочки, а
мастерить их не умеют. Но, если хотите, можете сделать лодочки и оставить
их себе". В конце занятия, тем кто решил подарить игрушку, индивидуально
задается вопрос : "Почему ты хочешь подарить лодочку малышам ?"
Вторая серия. Экспериментатор учит детей делать вертушку. Он говорит
:"Сделанные игрушки вы можете подарить малышам, им это доставит большое
удовольствие. А можете оставить себе". Если ребенок пытается пойти на
компромисс ("можно, я две сделаю"), нужно сказать, что больше нет материала
и он должен сам решить, кому достанентся игрушка.
Обработка данных. По сериям подсчитывают количество детей, решивших
подарить игрушку малышам (действуют по обшественному мотиву) и оставивших
игрушку себе (действуют по личному мотиву). Результаты оформляют в
Таблицу2. Сравнивают, насколько действенны личные и общественные мотивы у
детей.
Таблица 2. Сравнительная частота мотивов
|Имя |Общест |венный |мотив |лич |Ный |мотив |
|Ребенка |се |рия |всего |се |Рия |всего |
| |I |II | |I |II | |
|Катя И. | | | |Х |Х | |
|Таня Р. |Х | | | |Х | |
|Иосиф Г. | | | |х |Х | |
|Катя С. |Х |Х | | | | |
Общение со сверстниками
Задание 3. Изучение коммуникативных умений /3// в списке литературы)
Подготовка исследования. Приготовить силуэтные изображения рукавичек,
2 набора по 6 цветных карандашей.
Проведение исследования.
Первая серия. Двум детям дают по одному изображению рукавички и просят
украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют,
что сначала надо договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к
рисованию. Дети получают по одинаковому набору карандашей.
Вторая серия. Аналогична первой, но детям дают один набор карандашей,
предупреждая, что карандашами нужно делиться.
Обработка данных. Анализируют, как протекало взаимодействие детей в
каждой серии. По следующим признакам :
1. Умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это
делают, какие средства используют : уговаривают, убеждают, заставляют и
т.д
2. Как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности :
замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на
них
3. Как относятся к результату деятельности, своего и партнера
4. Осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования. В чем это выражается.
5. Умеют ли рационально использовать средства деятельности (делиться
карандашами во второй серии
Делают выводы о сформированности коммуникативных умений
у детей.
Самосознание и самооценка
Задание 4 Изучение уровня самосознания /4// в списке литературы)
Подготовка исследования. Подобрать вопросы для двух вариантов
внеситуативно-личностной беседы с детьми : 1) о желаниях и предпочтениях;
2) о прошлых и будущих действиях. Число и характер вопросов жестко не
фиксируются, они зависят от активности ребенка, от его отношения к беседе.
За основу можно взять следующие вопросы. Что ты любишь больше всего на
свете? Чем бы ты стал заниматься, если бы тебе разрешили делать все?
Расскажи о своем любимом занятии: как ты играешь, гуляешь и пр. Расскажи,
что ты больше всего не любишь (просто терпеть не можешь). Я волшебница и
могу выполнить любое твое желание. Что ты хочешь попросить?
Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально.
Взрослый задает вопросы, конкретизирует или изменяет их, чтобы ребенку было
легче ответить.
Обработка данных. Результаты беседы о желаниях и предпочтениях детей
оформляют в таблицу 3.
Таблица 3 . Осознание желаний и предпочтений .
|Типы ответов |Катя И. |Таня Р. |Иосиф Г.|Катя С. |
|Виды деятельности или любимые игры | | |Очень |Любит |
|Общение и совместная деятельность |Очень |Очень |любит |плавать |
|(дети называют, что они хотели бы |любит |любит |играть в| |
|делать с близкими людьми) |играть с|ходить в|футбол | |
| |двоюродн|гости | | |
| |ой | | | |
| |сестрой.| | | |
| | | | | |
Выявляют соотношение вариантов ответов у детей и выделяют наиболее
значимый, распространенный.
Выясняют причины преобладания определенного типа ответов.
Результаты беседы о прошлых и будущих действиях оформляют в Таблицу 4.
Делают выводы о том, как дошкольники выделяют и фиксируют свои действия в
сознании.
Таблица 4. Осознание прошлых и будущих действий.
|Типы ответов |Катя И. |Таня Р. |Иосиф Г. |Катя С. |
|Развернутый рассказ о |Развернутый |Рассказ о |Рассказ о |Рассказ о |
|прошлых и будущих |рассказ о |походах на |футбольных |поездке в |
|событиях |жизни на даче |байдарках и|соревнования|Египет |
| |прошлым летом |ожидания |х прошлого |прошлым |
| |и мечты о |походной |года, |летом. |
| |жизни на даче |жизни этим |победителях |Мечтания о |
| |этим летом |летом |и о будущих |школьной |
| | | |соревнования|жизни. |
| | | |х | |
ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ
Уровень развития восприятия
Задание 5. Изучение соотношения зрительного и осязательного восприятия
формы /5// в списке литературы)
.
Подготовка исследования. Подобрать набор из 12 плоскостных фигур 4
геометрических форм : квадратной, треугольной, прямоугольной и
трапециевидной, каждая из которых модифицируется в 3 вариантах (путем
изменения величины, нарушения четкости очертания углов и контура и т.д.).
Проведение исследования. Проводится 4 серии эксперимента индивидуально с
одними и теми же детьми 6-7 лет.
Первая серия. Зрительное ознакомление с формой. Ребенку в течении 10 с
показывают фигуру определенной формы, затем демонстрируют весь набор, в
котором он должен найти предъявленный ранее образец. Точно так же ребенка
знакомят и с остальными фигурами. Трогать образцы не разрешают.
Вторая серия. Осязательное ознакомление с формой. Ребенок знакомится с
фигурами сначала без участия зрения, только путем осязательного восприятия.
А затем и зрительного. В наборе он узнает фигуры так же, как и в предыдущей
серии. Фиксируют движение глаз и руки ребенка (на что он смотрит, как
ощупывает предмет) и время рассматривания образца в процессе зрительного и
осязательного восприятия.
Третья серия. Зрительное узнавание формы и осязательный выбор. Цель этой и
следующей серии состоит в выявлении того, как осуществляется перенос образа
и зрительной модальности на осязательную и наоборот. Фигуру ребенку
предъявляют зрительно, а найти ее он должен в наборе путем осязательного
восприятия.
Четвертая серия. Осязательное узнавание и зрительный выбор. Исходный
образец ребенок воспринимает осязательно, а отыскивает его путем
зрительного восприятия.
Обработка данных. Вычисляют процентные показатели успешности и неуспешности
узнавания фигур в группе, а также время ознакомления с фигурами. Результаты
оформляют в Таблицу 5.
Таблица 5. Соотношение зрительного и осязательного восприятия формы
| |Выполнение задания |
| |Правильное неправильное |
| |отказ |
|Имя ребенка | Серия |
| |I II III IV I II III |
| |IV I II III IV |
|Катя И. |Х х х |
| |х |
|Таня Р. |Х х х х |
|Иосиф Г. |Х х х х |
|Катя С. |Х х х х |
| | |
Развитие ориентировки во времени
Задание 6. Изучение восприятия длительности временного интервала /6// в
списке литературы)
Подготовка исследования. Подготовить листы бумаги, расчерченные на
полоски, ножницы, 100 палочек, коробку, любые узоры на бумаге в клеточку,
бумагу , карандащ, секундомер.
Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 6-7
лет. 1) ребенку предлагают посидеть в течение 1 мин и сказать, когда она
кончится . Затем ему предлагают выполнить последовательно 3 задания, каждое
в течение 1 мин (причем он должен сам прекратить работу, когда, по его
мнению, минута истечет) : 2) разрезать бумагу на полоски; 3) нарисовать
узоры по образцу; 4) перенести палочки с одного стола на другой и сложить
их в коробку. Засекают время по секундомеру так, чтобы ребенок не видел.
Обработка данных. Подсчитывают отклонения от временного интервала в сторону
его уменьшения и увеличения. Выясняют, как зависит правильность определения
длительности временного интервала от содержания совершаемой деятельности.
Определяются индивидуальные особенности восприятия временного интервала.
Катя И. - отклонение 1) + 13 сек; 2) +7 сек; 3) +19 сек; 4) + 25 сек.
Таня Р. - отклонение 1) - 11 сек; 2) -3 сек; 3) +5 сек; 4) +8 сек.
Иосиф Г. - отклонение 1) +29 сек; 2) +45 сек; 3) +20 сек; 4) +43 сек.
Катя С. - отклонение 1) -27 сек; 2) -22 сек; 3) -15 сек; 40 -3 сек.
Восприятие рисунка
Задание 7. Изучение восприятия картины /7// в списке литературы)
Подготовка исследования. Подобрать с учетом возраста ребенка
незнакомые ему 3 репродукции картин трех жанров : сюжетную, пейзаж,
натюрморт ( П. Федотов "Анкор, еще Анкор" , К. Юон "Мартовское солнце",
Ж.Б.Шарден "Натюрморт с земляникой").
Проанализировать репродукции по следующей схеме:
- особенности смыслового центра (дать ей название и кратко передать
содержание);
- особенности структурного центра (отметить, совпадают ли смысловой и
структурный центр );
- главные и второстепенные предметы, перечислить все;
- причинные связи между предметами, указать все.
Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально. Протокол
содержит вопросы и инструкцию экспериментатора, время рассматривания
репродукций, перечисленные предметы, указания на цвет предметов, на
причинно-следственные связи, рассказ по картинке, поведение ребенка
(наличие указательных жестов, эмоциональные реакции).
Первая серия. Описание картин. Ребенку поочередно показывают репродукции и
просят описать их: "Посмотри хорошенько на эту картинку и скажи о том, что
здесь нарисовано". В случае затруднений задают наводящие вопросы. Ребенок
может водить по картинке пальцем, указывая на предметы, которые он
рассматривает.
Вторая серия. Эстетическая оценка картины. Перед ребенком раскладывают
репродукции картин всех жанров и просят выбрать ту, которая ему больше
нравится. Ребенок выбирает картину и объясняет свой выбор.
Третья серия. Эстетическая оценка картины. Ребенку показывают несколько
репродукций картин одного жанра, выполненных в различной манере, и просят
выбрать ту, которая ему нравится. Последовательно показывают картины всех
трех жанров. Выясняют, как стилевые особенности картины влияют на ее
эстетическую оценку ребенком, для этого его просят объяснить причину
выбора.
Обработка данных. Данные первой серии оформляют в Таблицу 6.
Таблица 6. Особенности восприятия картины дошкольниками.
| ! |
|особенности восприятия |
| |Жанр картины|Целостность |Вычленение |Понимание |Эмоциональна|
|Имя ребенка | |описания |деталей |настроения |я реакция на|
| | | | |картины |изобразитель|
| | | | | |ные средства|
| |Сюжет | | | | |
|Катя И. |Пейзаж |х |Х |х |х |
| |Натюрморт | | | | |
| |Сюжет |х |Х |х |х |
|Таня Р. |Пейзаж | | | | |
| |Натюрморт | | | | |
| |Сюжет | | | | |
|Иосиф Г. |Пейзаж | | | | |
| |Натюрморт |х |Х |х |х |
| |Сюжет | | | | |
|Катя С. |Пейзаж |х |Х |х |х |
| |Натюрморт | | | | |
Уровень развития памяти
Задание 8 Изучение влияния сюжетно-ролевой игры на запоминание и
воспроизведение /8// в списке литературы)
Подготовка исследования. Эксперимент проводится в две серии
индивидуально.
Первая серия - ребенку предлагают запомнить 5 слов (машина, корабль,
колокольчик, творог, персикк)
Вторая серия - эксперимент проводится в игре, которая создает мотив,
побуждающий запомнить и припомнить. Например, ребенок, взяв на себя роль
покупателя, должен пойти в "магазин" (в другую комнату) и "купить " у него
предметы (называется 5 слов - молоко, сыр, колбаса, хлеб, конфеты). Все
особенности поведения при запоминании и воспроизведении тщательно фиксируют
в протоколе : как входит в роль, как воспроизводит то, что запомнил.
Обработка данных. Подсчитывают число правильно воспроизведенных слов в 2
сериях. Результаты оформляют в Таблицу 7.
Таблица 7.
|Дети |Среднее число правильно |воспроизведенных слов |
| |I серия |серияII |
|Катя И. |5 |5 |
|Таня Р. |5 |5 |
|Иосиф Г. |5 |5 |
|Катя С. |5 |5 |
ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТКРИСТИКИ ДЕТЕЙ, ПРОШЕДШИХ ТЕСТИРОВАНИЕ
| |Проявление помощи|Действенность |Коммуникативные |Уровень |
| |(сочувствия) |общественного и |умения |самосознания |
| |другому человеку |личного мотива | | |
|Катя И. |Реальный выбор - |I серия и II |Предложила |Очень любит |
| |самостоятельно |серия - личный |нарисовать |играть с |
| |закрасила |мотив. |цветок, Таня |двоюродной |
| |картинку. |Решила оставить |согласилась |сестрой. |
| |Вербальный выбор |лодочку и |Периодически | |
| |- решила помочь |вертушку себе. |давала советы |Развернутый |
| |ребенку у | |Тане. |рассказ о |
| |которого не | |Осталась |жизни на даче |
| |получается | |довольна своей и|прошлым летом |
| |рисунок. | |Таниной работой.|и мечты о |
| | | | |жизни на даче |
| | | |Помогала словами|этим летом |
| | | |и карандашами. | |
|Таня Р. |Реальный выбор - |I серия - |Согласилась с |Очень любит |
| |решила помочь |общественный |предложением |ходить в гости|
| |ребенку у |мотив (решила |Кати нарисовать | |
| |которого не |подарить лодочку|цветок. | |
| |получается |малышу). |Прислушивалась к|Рассказ о |
| |рисунок. |II серия - |советам Кати. |походах на |
| |Вербальный выбор |личный (оставила|Осталась |байдарках и |
| |- самостоятельно |вертушку себе) |довольна своей и|ожидания |
Страницы: 1, 2, 3, 4
|