Рефераты

Особенности социализации подростков в различных типах семей

Особенности социализации подростков в различных типах семей

Уважаемые председатель и члены государственной аттестационной комиссии!

Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему:

«Особенности социализации подростков в различных типах семей».

В России в настоящее время происходят серьезные изменения условий

формирования личности, наблюдаются сложные условия экономической и

политической нестабильности, происходит ломка традиционных ценностей и по

этому проблема влияния семьи на процесс становления личности в подростковом

и юношеском возрасте носит актуальный характер.

В данной работе рассмотрены не конкретные модели родительского

поведения и ценности в процессе воспитания, а тип семьи как фактор

социальной среды, посредством которого осуществляется воздействие макро

изменений на развитие личности подростка. Исследования по данной теме

проводились, в основном, в рамках социологии семьи и главное внимание

уделялось неполным семьям. Поэтому в работе рассматриваются некоторые

особенности социализации современного подростка в различных типах семей.

Объект исследования: процесс социализации подростков.

Предмет исследования: влияние типа семьи как фактора социализации

подростков.

Цель исследования: установление особенностей социализации подростка в

различных типах семей.

Задачи исследования:

1. Изучение научной литературы по проблеме влияния современной семьи на

процесс социализации подростков.

2. Изучение особенностей социализации подростков в полных, неполных,

сводных семьях;

3. Изучение особенностей социализации подростков в одно - двухдетных

многодетных семьях;

4. Изучение особенностей социализации подростков в семьях с различной

материальной обеспеченностью;

Гипотеза: Различные типы семей, выделенные по структурным и социальным

признакам, обуславливают особенности социализации подростков.

Теоретическая часть была посвящена изучению аспектов процесса

социализации и развития личности; феноменам, механизмам, структуре и

факторам. Рассмотрены западные и отечественные концепции социализации

личности. Изучением этого процесса на разных этапах развития общества

занимались многие ученые. Среди них З.Фрейд, Ж.Пиаже, Б.Г.Ананьев,

Б.П.Парыгин, С.Л.Рубинштейн, К.А.Альбуханова-Славская, И.С.Кон,

Д.И.Фельдштейн, М.В.Демин, Н.П.Дубинина, А.Ф.Полис. Каждый из них в

соответствии со своей концепцией давал различные определения понятия

«социализация».

Далее была рассмотрена семья как важнейший социальный институт, ее

структура и роль в экономической и психологической социализации подростка.

Анализ теоретического материала позволил сделать следующие выводы:

На протяжении определенного времени семья является для ребенка

единственным местом получения первого опыта социального взаимодействия.

Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии

личности ребенка. Можно выделить два типа деформации семьи: структурную и

психологическую. Структурная деформация семьи есть не что иное, как

нарушение ее структурной целостности, что в настоящее время связывается с

отсутствием одного из родителей. Психологическая деформация семьи связана с

нарушением системы межличностных отношений в ней, а также с принятием и

реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок и

т.п. В настоящее время все большее внимание уделяется именно фактору

психологической деформации семьи. Многочисленные исследования убедительно

свидетельствуют, что психологическая деформация семьи, нарушение системы

межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на

негативное развитие личности подростка, приводя к различным личностным

деформациям - от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного

поведения. Имеются данные, что хотя родители как центр ориентации и

идентификации отступают в подростковом и юношеском возрасте на второй план,

это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых

людей родители и особенно мать остаются главными эмоционально близкими

лицами и в этом возрасте.

Так семья остается ведущим институтом в формировании и развитии

социально значимых ценностей и установок личности подростка, его

социализации. В связи с этим тип семьи может выступать как фактор

социальной среды, посредством которого осуществляется воздействие

макроизменений на развитие личности подростка.

Поэтому, мы считаем актуальным проведение эмпирического исследования по

изучению особенностей социализации подростков в различных типах семей,

выделенных на основании следующих критериев:

1. структурный признак (полные, неполные, сводные семьи; одно

двухдетные, многодетные семьи);

2. социальный признак (семьи с различным уровнем материального

благосостояния).

Для реализации цели нашего исследования и проверки гипотезы нами было

проведено эмпирическое исследование, целью которого было изучение влияния

типа семьи на процесс становления личности в подростковом возрасте.

Были поставлены задачи:

3. подбор адекватных возрасту испытуемых и цели исследования методов и

методик исследования;

4. проведение процедуры обследования;

5. осуществление первичной и вторичной статистической обработки данных

эксперимента;

6. подведение итогов, анализ результатов исследования;

Основой для работы послужила диалектико-материалистическая концепция

социализации М.В.Демина, Н.П.Дубинина, А.Ф.Полис, которые исследовали

социализацию как целостный и универсальный процесс в единстве фило и

онтогенеза.

В данной работе были использованы следующие методы и методики:

1. Тест «Исследование уровня субъективного контроля – локус контроля»

(Роттер)

Опросник Д.В.Ярцева, направленный на изучение роли семьи в социализации

подростка наряду с другими социальными институтами.

Опросник Т.А.Гурко для изучения отношения подростков к социально

незащищенным слоям общества.

Исследование проводилось на базе школы №16 города Сочи в 2002-2003

учебном году в два этапа. На первом этапе в исследовании приняли участие

160 человек: 80 учащихся 8-х классов и 80 учащихся 10-х классов. Целью

которого стало изучение социально-психологических особенностей

становления личности современного подростка. На втором этапе в исследовании

приняли участие только учащиеся 8-х классов школы (из них 42 девочки и 38

мальчиков) с целью определения уровня материального благосостояния семьи.

В качестве показателей формирования личности подростков

рассматривались характеристики, весьма условно разделенные на две группы:

социальные и психологические. В первую группу включены: успеваемость в

школе, ориентация на поступление в вуз, отношение к социально уязвимым

категориям населения, во вторую: локус контроля. На первом и на втором

этапе анализ проводился отдельно для девочек и для мальчиков с целью

выявления гендерной специфики рассматриваемых закономерностей.

Проанализированы результаты эмпирического исследования с точки зрения

влияния различных типов семей на особенности развития личности подростков.

Полученные данные можно объяснить и ухудшением воспитательных

возможностей большинства первобрачных семей, обусловленным воздействием

различного рода стрессогенных социальных факторов на личность родителей и

качество супружеских отношений, сверхзанятостью родителей, особенно отцов

(фактором высокого стресса для ребенка может быть психологическое

отсутствие отца в семье).

В то же время выявлен факт наличия неблагоприятных показателей у

подростков из сводных семей - они хуже учатся, реже ориентированы на

поступление в вуз, у девочек выявлен высокий уровень. Это может

объясняться отсутствием институциональных норм, регулирующих как

внутрисемейные отношения в повторных браках, так и взаимодействие с другими

социальными институтами, причем следует учитывать, что отношения ребенок -

небиологический родитель осложняются отсутствием генетических связей.

В исследовании также выявлена связь между уровнем материальной

обеспеченности семьи и успеваемостью подростков и их ориентацией на

поступление в вуз, однако различий в значениях локуса контроля по данному

критерию не выявлено.

В результате проведенного исследования были выявлены следующие зависимости:

Выявлена зависимость между структурным составом семьи (полная,

неполная, сводная) и успеваемостью подростков. А именно, и мальчики и

девочки, проживающие с отцом и матерью, намного лучше учатся, чем

подростки, проживающие с отчимом или в неполной семье

Выявлена зависимость между структурным составом семьи (полная,

неполная, сводная) и желанием подростков поступить в высшее

учебное заведение. Результаты исследования показывают, что более

неблагоприятные показатели свойственны подросткам (как девочкам, так и

мальчикам) из семей с отчимами (сводных): они хуже учатся в сравнении с

подростками из первобрачных семей; при этом девочки в отличие от мальчиков

реже ориентированы на поступление в вуз в сравнении с девочками из

материнских семей.

Выявлена зависимость значений локуса контроля от количества детей в

семье. Сравнение подростков из трех типов семей, выделенных по критерию

числа детей, выявило статистически значимые различия между подростками из

малодетных и многодетных семей. Причем, мальчики из многодетных семей в

среднем имеют более внешний локус контроля в сравнении с мальчиками из

малодетных семей.

Выявлена зависимость между уровнем материального благосостояния семьи

и ориентацией на поступление в вуз. Результаты исследования показывают, что

мальчики из обеспеченных семей в два раза чаще ориентированы на поступление

в вуз, они же в среднем и лучше учатся в сравнении с «малообеспеченными». У

девочек различия по этим характеристикам незначительны

Выявлена зависимость между уровнем материального благосостояния семьи

и отношением к «социально» незащищенным слоям общества. Мальчики из

обеспеченных семей несколько чаще готовы помочь или сочувствуют инвалиду и

старому беспомощному человеку, но в три раза реже - нищим. Среди девочек не

выявлено различий в отношении к социально уязвимым категориям.

Таким образом, в результате проведенного исследования была

подтверждена гипотеза о влиянии типа семьи на процесс социализации

подростков. Выделенные по разным основаниям типы семей неодинаково влияют

на развитие личности мальчиков и девочек, причем каждый из «особых» типов

семьи нуждается в дальнейшем изучении. Тот факт, что вопреки устоявшемуся

мнению в исследовании не обнаружено значимых отличий в личностных

особенностях подростков из материнских (неполных) семей, вероятно, в первую

очередь можно объяснить изменением социального «статуса» этого типа семей.

Отношение общественного мнения стало более лояльным не только к разведенным

женщинам с детьми, но и к тем, кто рожает ребенка вне брака. Поэтому можно

считать, что данные о повышенной социальной девиантности детей из

материнских семей - это лишь результат социальных ожиданий относительно

«девиантности» семей этого типа.

Подводя итоги работы, надо заметить, что идут бурные процессы

изменения в обществе, которые соответственно влияют на социализацию

подростков. Наиболее активный период социализации подрастающего поколения

протекает в сложных условиях экономической и политической нестабильности.

Обществу требуются такие его члены, которые способны жить в этом обществе.

И именно поэтому, в контексте социальных перемен семья призвана стать

эффективным инструментом формирования новых ценностей и норм поведения.

Семья остается ведущим социальным институтом в формировании и развитии

социально значимых ценностей и установок личности подростка, его

социализации. В связи с этим тип семьи может выступать как фактор

социальной среды, посредством которого осуществляется воздействие

макроизменений на развитие личности подростка.

Благодарю за внимание!


© 2010 Современные рефераты