Особенности социализации современного подростка
Особенности социализации современного подростка
Департамент Образования Города Москва
Московский Городской Психолого-Педагогический Университет
Московский Социально-Педагогический Колледж
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: Особенности социализации современного подростка
Автор: Калинин И.В.
0314
Социальная педагогика
Курс 3
Группа 32
Научный руководитель:
Рассказова А.Л.
Москва 2004
Содержание
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1 Проблемы современной социализации подростков………..5
1.1 Понятие социализации……………………………………………..5
1.2 Особенности современной социализации………………………..10
1.3 Особенности социализации современного подростка…………..13
4. Роль факторов семейного воспитания, школы, группы
сверстников и средств массовой информации в социализации
подростка………………………………………………………..….15
Глава 2 Исследование влияния факторов семейного
воспитания, школы, группы сверстников и средств массовой
информации в социализации подростков.……………………….….33
2.1 Диагностика зависимости социализации подростков
от её факторов…………………………………………………......33
Заключение………………………………………………………....….37
Библиография………………………………………………………….40
Приложения……………………………………………………………41
Введение
Актуальность
Одним из основных звеньев социализации детей и подростков является семья,
хотя и отмечается некоторое падение ее воспитательной роли в связи с
происходящими в семье коренными изменениями. Российская семья сегодня
переживает ситуацию, когда изменение социальных условий, смена одних
общественно-экономических отношений на качественно противоположные
происходят не плавно, а скачкообразно. Такая ситуация вызывает естественную
в подобных случае растерянность населения, озабоченного поиском своего
места в новой общественно-экономической структуре.
Переход от традиционной патриархальной семьи к современной, основанной на
равенстве супругов, привел к снижению авторитета отца, утрате
согласованности воспитательных воздействий родителей. Распространены стали
также семьи с одним-двумя детьми, для которых характерен детоцентризм, а
отсюда - эгоцентризм детей.
Одна из крупнейших и острейших проблем семьи - проблема разводов. Наряду с
неполными семьями, велико число нестабильных, конфликтных семей. В целом по
стране из-за разводов каждый год свыше 700 тыс. детей остается без одного
родителя, 500 тыс. рождается вне брака (эти цифры неуклонно растут). Во
многих семьях раздоры порождают цинизм, полную безответственность. Около
60% детей в таких семьях - сироты при обоих родителях. Каждый шестой
хронический алкоголик из почти пятимиллионного их состава - женщина, 80%
детей, содержащихся в детдомах, - это сироты при живых родителях.
Все это крайне отрицательно сказывается на социализации подростков.
Проблему социальной ориентации и выбора дальнейшего жизненного пути
целесообразно рассматривать для подростков в возрасте 15 лет, когда они
завершают обучение в основной общеобразовательной школе (9 классов),
выясним, что же является факторами, определяющими выбор девятиклассников.
Прежде всего отметим, что у девятиклассников достаточно велика при
определении дальнейших образовательных планов роль фактора успеваемости.
Если практически все подростки, обучающиеся на “4” и “5”, намереваются
продолжить обучение в десятом классе, а среди тех, кто успевает в основном
на “4” таковых - 3/4 контингента, то среди успевающих на “3” и “4” или в
основном на “3” таковых соответственно 48,6 и 23,3%; 68,4% обучающихся в
основном на три и 31,4% вообще имеющих тройки, не склонны к дальнейшему
обучению в школе.
Цель
Выявить роль семьи, школы, группы сверстников, СМИ в социализации
современного подростка.
Объект
Социализация современных подростков.
Предмет
Роль факторов семьи, школы, группы сверстников и СМИ в социализации
современных подростков.
Гипотеза
Ведущим фактором, влияющим на социализацию подростков, являются СМИ.
Задачи
1.) Изучение литературы по предмету исследования.
2.) Выявление особенностей современной социализации.
3.) Анализ особенностей социализации современного подростка.
4.) Описание факторов, влияющих на социализацию современного
подростка.
5.) Выявление роли ведущего фактора в социализации подростка.
Глава 1. Проблемы современной социализации.
1.1 Понятие социализации.
Понятие «социализация», ориентированное на такие фундаментальные
категории, как «общество» и «индивид», непосредственно связано с рядом
проблем как практического, так и общетеоретического характера, что
обусловливает внимание к нему не только в рамках педагогики, но и других
наук, прежде всего в философии и психологии. Остановимся на философских и
психологических основаниях построения теории социализации, что необходимо
для осмысления ее педагогических аспектов.
Философия, исследуя противоречивое единство индивида и общества, решая
вопросы возможного преобразования социальной среды и личности,
характеризует формы социальности личности, их конкретные исторические
воплощения, рассматривая процессы воспитания в качестве возможного агента
социализации. Однако, обращаясь к данной проблеме, представители различных
направлении, в качестве определяющих, выделяют различные понятия.
Представляется существенным наличие следующих понятий в рамках
экзистенциализма, прагматизма и диалектического материализма.
В системе взглядов прагматизма таковым, например, становится опыт.
Так, автор «философии действия» Дж.Дьюи всю окружающую человека
реальность отождествляет с «опытом» (Дьюи: 1999). Он полагает, что
социальный опыт никогда не дан человеку изначально, как нечто определенное:
все объекты познания формируются познавательными умениями и усилиями в ходе
решения возникающих задач. Таким образом, «посредством деятельности», в
процессе которой дети приобретают знания и навыки, требуемые для лучшего
выполнения социальных задач, и в определенных социальных условиях
происходит воспитание.
Для представителей экзистенциализма наиболее актуально понятие
диалогового общения.
По Г.Марселю (Марсель: 1995), основная социальная деятельность, в
которой происходит воспитание индивида, – диалоговое общение, а также
творчество и самопереживание.
Философия диалектического и исторического материализма в качестве
основы процесса воспитания как составляющей социализации выделяет
социальную активность самого субъекта.
Важным для нашего исследования является рассмотрение духовных ценностей
личности, проявляющихся при осуществлении различных видов деятельности, в
связи с процессом социализации. Согласно этой концепции, духовное освоение
предстает как субъект-объектное отношение, увязывающее человека и мир в
единую мировоззренческую систему «мир – человек».
Наиболее четкое определение процесс включения человека в общество
получил в рамках социологии, где было разработано понятие социализации, а
также введены понятия институт социализации, агент социализации, социальное
действие и др. (Э.Гиддингс, М.Вебер и др.)
В последнее время все более популярными становятся исследования
процессов социализации в русле культурологических концепций, которые
анализируют духовную составляющую процессов социализации. Духовное освоение
мира понимается в этих концепциях как субъект-субъектные отношения, как
«творческий процесс опредмечивания и распредмечивания сущностных сил
человека», в ходе которого «происходит преобразование природной
предметности в социальную» (Философский словарь: 1983), самоутверждение
человека в мире как активного, деятельного существа (См. работы М.С.
Кагана, Л.Н. Когана, Л. Кольберга, В.Е. Давидовича и др.).
В психологической парадигме особо делается акцент на таких понятиях,
как социальная роль, социальное поведение, внутренние и внешние регуляции
(социального) поведения, социальная ситуация развития, механизмы
социального становления личности (механизмы социализации), этапы
социализации и др.
Подвергая анализу процесс приобретения индивидом опыта, психология
уделяет особое внимание внутренним процессам психики человека, а также
факторам, имеющим влияние на нее.
Внутренние процессы человеческой психики складываются на основе
интерпсихических, межличностных процессов (по Л.С.Выготскому). Индивид
формирует свой внутренний мир посредством усвоения, интериоризации
исторически сложившихся форм и видов социальной деятельности и, в свою
очередь, выражает, экстериоризирует свои психические процессы. Для каждого
возраста сочетание внутренних процессов развития индивида с внешними
условиями имеет свою специфику. Таким образом, «индивидуальное» и
«социальное» оказывается связанными друг с другом (Выготский, 1996). Для
обозначения процесса овладения индивидом социальным опытом, формами
поведения и деятельности, становящимися содержанием его психической жизни,
Л.С. Выготским было введено понятие социальная ситуация развития.
По выделению различных механизмов социализации на междисциплинарном
уровне можно выделить следующие концепции социализации:
. психоаналистическую,
. интеракционистскую,
. культурологическую.
В психоаналистической концепции (Бехтерев В.М., Кон И.С. и др.):
процесс социализации понимается как усвоение некоторой системы жизненно
необходимых социальных ролей (См. И.С.Кон, 1980).
Такая позиция близка и интеракцианистской концепции (Дж. Г.Мид,
У.М.Уэнтворт и др.), которая рассматривает социализацию как усвоение
индивидом социальных норм в процессе интеракции (межиндивидных
взаимодействий) (См. Мид: 2000), т.е. как интерсубъектный процесс.
Социальная роль трактуется как совокупность заранее данных (созданных
обществом) правил и ожидаемых способов поведения и общения, которые
соответствуют определенному месту человека в группе и обществе.
Исходя из того, что социализация представляет собой сложный, состоящий
из нескольких последовательно проходящих этапов, процесс, авторы
психоанализа выделяют следующие этапы социализации: психогенетический,
образно-символический, интеллектуально-концептуальный (См., например, К.
Блага и М. Шебек (Блага и Шебек: 1991).
На психогенетическом этапе у ребенка путем проб и ошибок вырабатываются
привычные шаблоны удовлетворения потребностей.
На образно-символическом этапе образы, возникающие при блокаде
привычного акта, связываются с неким жестом, звуком и т.п. и последние
приобретают значение символа.
Ителлектуально-концептуальный этап характеризуется тем, что посредством
символов ребенок начинает управлять своим и чужим поведением и приобретать
новые значения через комбинации существующих значений.
Содержательная сторона процесса социализации раскрыта в диспозиционной
теории регуляции социального поведения В.А.Ядовым, который представил
иерархию диспозиций, синтезирующих систему внутренних и внешних регуляций
индивида в зависимости от степени его включенности в систему общественных
отношений. Процесс социализации с этих позиций можно охарактеризовать как
процесс развития саморегуляции и становления самосознания и активной
жизненной позиции (См. Ядов: 1998 ). Самореализация в этой концепции
рассматривается в рамках развивающегося взаимодействия индивида, коллектива
и общества.
Механизмы социального становления личности обычно делят на группы с
учетом того, кто выступает субъектом их использования – сам индивид или его
окружение.
К первой группе относятся механизмы социализации, опирающиеся на
самого индивида, включенного в деятельность. Сюда можно отнести подражание,
идентификацию, симпатию, увлечение, творчество, преобразование и т.п.
Ко второй группе относятся механизмы социализации, используемые
окружением индивида с целью оказания влияния на него: убеждение, внушение,
различные механизмы социального воздействия (приказ, принуждение) и т.д.
(Мудрик: 2000, с.12).
Характеристика ведущих концепций социализации представлена в таблице:
|Концепции |Авторы |Ведущие идеи |Средства |Ключевые |
|социализации | | |социализац|понятия |
| | | |ии |(термины) |
| | | | | |
|Интеракционист| |«Личность |Межличност|коммуникатив|
|ский подход |Т.Шибутан|социализирована… когда |ное |ный процесс;|
| |и |она способна |взаимодейс|символическо|
| | |участвовать в |твие |е окружение;|
| | |согласованных действиях|(диалогово| |
| | |на основе |е |система |
| | |конвенциальных норм.» |общение): |возвратных |
| | |«Человеческое общество |усвоение |реакций |
| | |лучше всего |индивидом | |
| | |рассматривать как |социальных| |
| | |коммуникативный |норм в | |
| | |процесс; это система |процессе | |
| | |возвратных реакций.» |интеракций| |
| | |«Люди развивают… |. | |
| | |способность исполнять | | |
| | |различные социальные | | |
| | |роли… в процессе | | |
| | |социального | | |
| | |взаимодействия.» | | |
| | |(Шибутани Т.) | | |
| | | | | |
|Психоаналитиче|И.С. Кон |«…социализация наряду |Самосознан|Диапазон |
|ский | |с воспитанием включает |ие: |социальных |
| | |в себя и ненамеренные, |усвоение |ролей; |
| | |спонтанные воздействия,|некоторой |непланируемы|
| | |благодаря которым |системы |е факторы; |
| | |индивид приобщается к |жизненно |ненамеренные|
| | |культуре и становится |необходимы|(спонтанные)|
| | |полноправным членом |х |воздействия;|
| | |общества» «Переход от |социальных| |
| | |детства к взрослости |ролей | |
| | |характеризуется |прежде | |
| | |увеличением числа и |всего | |
| | |расширением диапазона |благодаря | |
| | |фактически доступных |активности| |
| | |или нормативно |личности. | |
| | |обязательных для | | |
| | |индивида данного | | |
| | |возраста социальных | | |
| | |ролей»; (И.С. Кон) | | |
| | | | | |
|Культурологиче|А.В.Мудри|Социализация – |Трансляция|Развитие |
|ская |к |«развитие и |культуры, |Самоизменени|
| | |самоизменение человека |творчество|е |
| | |в процессе усвоения и |: развитие|Творчество |
| | |воспроизводства |и |Культура |
| | |культуры, что |самоизмене|Трансляция |
| | |происходит во |ние |(воспроизвод|
| | |взаимодействии человека|человека в|ство) |
| | |со стихийными, |процессе |культуры |
| | |относительно |усвоения и| |
| | |направляемыми и |воспроизво| |
| | |целенаправленно |дства | |
| | |создаваемыми условиями |культуры. | |
| | |жизни на всех | | |
| | |возрастных этапах» | | |
| | |(А.В.Мудрик) | | |
Рассмотрим процесс социализации как педагогический феномен.
В педагогике исследуется такая важная проблема, как соотношение
«воспитания» и «социализация». В этой связи можно выделить две основные
точки зрения:
1) содержание и объем понятия социализации уже, чем содержание и объем
понятия воспитания;
2) содержание и объем понятия социализации шире, чем содержание и объем
понятия воспитания.
Согласно первой точке зрения, социализация выступает как одна из
значимых целей воспитания, ориентированного на полное вхождение ребенка в
мир социальных отношений.
Однако наиболее распространенной, преобладающей в настоящее время в
педагогике, исследующей взаимосвязь социализации и воспитания, является
вторая, ориентирующаяся на социологические подходы, точка зрения,
предполагающая, что понятие социализации является более широким.
Так, Л.П. Буева и др. рассматривают социализацию как самое широкое
понятие, отражающее процесс становления личности, поглощающее понятие
воспитание, и воспитание выступает у них как агент социализации.
Современные исследователи высказывают суждение о том, что значимыми
параметрами взаимосвязи процессов социализации и воспитания
(Н.Ф.Голованова, С.Ю. Буренина и др.) являются:
1) параметр целеполагания,
2) параметр поиска результативных способов присвоения ребенком
социального опыта.
В педагогическом отношении раскрытие личностного плана социализации
требует определения ее средств. Цель воспитания – специальная организация
педагогического процесса.
При этом необходимо учитывать тот факт, что из двух выделяемых видов
социализации – первичной (связанной со сферой межличностных отношений) и
вторичной (связанной со сферой социальных отношений) – для формирования
личности определяющее значение, т.е. стоящее на первом месте по степени
значимости имеет первая, т.е. такая, в которой в качестве агентов
социализации выступает непосредственное или ближайшее окружение человека
(ребенка). Поэтому теоретические исследования, связанные с
функционированием именно малой группы, являются наиболее актуальными в
плане поиска эффективных средств социализации личности ребенка, тем более
на современном этапе развития социума.
В частности, одной из мало исследованных в этом плане форм
самореализации малой группы является семейный клуб, поскольку в нем
создаются предпосылки для возникновения субъект-субъектных отношений:
ребенок вступает в различные виды взаимодействия (интеракции), осваивает
разнообразные социальные роли, интериоризируя общественный опыт,
включается в деятельность, в том числе творческого характера, активно
реализуя и преобразуя себя. Указанные черты СК позволяют рассматривать его
как важное средство социализации ребенка.
1.2 Особенности современной социализации.
Процессы социализации в современном обществе имеют свою специфику,
связанную с особенностями социальной структуры и мобильности (разделение
труда, проницаемость социальных границ).
1) В традиционном обществе жизненный путь человека во многом
предопределен тем, к какой социальной группе принадлежат его родители. От
рождения до смерти человек последовательно проходит несколько возрастных
ступеней и на каждом этапе подвергается «предварительной социализации». В
современном обществе социальная мобильность носит вероятностный характер -
с каждой стартовой позиции человек может попасть на множество других.
Поэтому заранее невозможно подготовить человека к деятельности во всех
значимых группах; в результате он сначала попадает в какую-либо группу, а
затем начинает к ней адаптироваться (социализироваться).
2) Вторая особенность социализации в современном обществе, по сравнению
с традиционным, - множественность и взаимонезависимость агентов
социализации. В традиционном обществе нормы, действующие в разных агентах
социализации, более согласованы. Для современного общества характерны
ролевые конфликты как следствие «мозаичного» характера социализации.
Проблемы социализации в современном российском обществе связаны с тремя
обстоятельствами:
1) изменением (разрушением) системы ценностей, в результате чего
старшее поколение не всегда может подготовить молодежь к жизни в
новых условиях;
2) коренным и очень быстрым изменением социальной структуры
общества; неспособностью многих новых социальных групп обеспечить
воспроизводство своих рядов.
3) ослаблением системы формального и неформального социального
контроля, как фактора социализации.
К одной из наиболее явных особенностей современной социализации относится
её длительность по сравнению с предшествующими периодами. Юношество, как
период социализации значительно увеличилось по сравнению с предшествующими
эпохами. Вообще статус его изменился. Если раньше оно рассматривалось лишь
как подготовка к жизни, то в современном обществе к нему относятся как к
особому периоду жизнедеятельности, который обладает не меньшей ценностью,
чем жизнь взрослого человека. Такое отношение предполагает большее уважение
и более высокий статус юношества по сравнению с предшествующими временами.
Появляются особые законы, охраняющие права подростков и действующие на
межгосударственном уровне. Общество становится более терпимо к нему,
поскольку оно определяет будущее.
История знает немало примеров достаточно жестокого обращения с подростками,
когда родители спокойно бросали их или отдавали в распоряжение чужим людям
на подсобные работы, и это происходило в масштабах всего общества.
Для нормального развития и социализации такие социальные организации, как
школа или семья, не только должны, но и вынуждены заботится об этом периоде
жизни человека.
Если отметить гуманизацию некоторых общественных процессов в развитых
странах, то на одном из первых мест будет отношение к подросткам,
характеризующиеся большим вниманием, вложением средств в образовательные
процессы, разработку и принятие законов, защищающих их права. Подросток –
это не маленький взрослый. Это человек определённой стадии развития и
определённой культуры.
Для того чтобы выступить в качестве полноправного члена общества,
способного оптимально функционировать среди других людей, человеку
требуется всё больше времени. Если раньше социализация охватывала только
период детства, то современному человеку необходимо социализироваться всё
жизнь. Общество лишено стабильности и усвоенный социальный опыт устаревает
очень быстро. Но меняются не только технологии, другими становятся
ценности, нормы, идеалы. Этот процесс изменения ставших неадекватными
ценностей, норм и отношений человека получил название ресоциализации. В то
же время существуют ценности, которые являются абсолютными и неизменными.
Во-первых, они выработаны человечеством и сохранились в веках, оставаясь
понятными и принятыми практически всеми нормальными людьми, во-вторых, их
нельзя свести к чему-то более высокому, они выступают как абсолютные. Это
справедливость, совесть, истина, красота, любовь, простота, совершенство.
Такие ценности служат уникальным источником взаимопонимания людей, выросших
в совершенно разных культурных, экономических и общественно политических
системах. Практически все религии мира, все самые выдающиеся философские
учения несут в себе информацию об этих ценностях.
Особая роль в современной социализации принадлежит образованию и
приобретению профессии. Образование является необходимым условием
социализации почти во всех страх мира. Поскольку темпы смены новых
поколений техники опережают темпы смены новых поколений работников,
человеку приходится учиться практически всю жизнь. Успехи современного
образования определяются не только тем, чему человек научился и каковы его
знания, умения и навыки, но также и способностью добывать новые знания и
использовать их в новых условиях. Здесь важно, насколько субъект
самостоятелен в информационном пространстве, каковы его ориентировочные
способности, как быстро он выбирает то, что ему действительно подходит, и в
чём он сможет достигнуть уровня высокого профессионализма. Высокий уровень
профессионализма уже не является чем-то исключительным, поскольку
сложнейшие производство требует и соответствующих специалистов.
Профессиональные ошибки при современных технологиях всё дороже обходятся
обществу, что и происходит при технических авариях и катастрофах.
Творчество так же становится необходимы условием социализации и уже не
рассматривается современной педагогикой как нечто редкостное и необычное.
Современные подходы в педагогике и психологии обучения предполагают, что
каждый человек – творческая личность. Дидактика включает опыт творческой
деятельности учащегося в процессе обучения как важнейший компонент
содержания образования наряду с усвоением знаний, умений и навыков.
Мы видим, что образование как обязательное условие и особенность
современной социализации связано с многообразием прежде всего социальных
проблем. Но не менее значимы и личностные проблемы. Во-первых, всё более
количество молодых людей стремится получить высшее образование, связывая
с ним надежды на успешную карьеру, обеспечивающую оптимальный уровень
качества жизни и социально адаптации. Во-вторых, качественное образование
является весьма дорогостоящей процедурой не только для общества, но и для
конкретного индивида, и можно заметить явную тенденцию повышения его
стоимости. Кроме того, молодые люди испытывают известные трудности при
выборе будущей профессии и не всегда могут определиться с направлением
своего образования. Чем большее количество возможностей предлагает личности
общество, тем большие сложности может она испытывать в профессиональном
выборе. Более того, профессиональная работа уже не рассматривается людьми
лишь только как средство поддержания определённого жизненного уровня.
Современный человек стремиться реализовать себя в профессиональной
деятельностью, развивая свои способности и проявляя возможности.
Деятельность становится своеобразным источником удовольствия – таким же,
как досуг. Эти относительно новые тенденции современной социализации
охватывают всё большую часть населения, в то время как в предшествующие
эпохи такой взгляд на образование и профессиональную деятельность
характеризовал лишь немногих субъектов – представителей культурной элиты
общества.
Особенности современной социализации человека определяются также и темы
новыми требованиями к его характерологическим чертам, которые должны быть
сформированы для оптимального функционирования в качестве полноправного
члена общества. Эти черты сами по себе не слишком сильно отличаются от черт
личности, необходимых ранее, однако их сочетание предполагает большую
выраженность.
Кроме того, сложность и динамика в процессе социализации требуют
максимальной гармонизации черт личности в процессе социального развития,
предполагающей единство противоположных начал. Если такая гармонизация
невозможна, о необходима по крайней мере компенсация слабовыраженных или
чрезмерно доминирующих качеств. Современному человеку необходимо знать свои
достоинства и недостатки, поскольку они являются важнейшими условиями его
продуктивной жизнедеятельности.
1.3 Особенности социализации подростка.
Юность завершает активный период социализации. К юношам обычно относят
подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет В этом возрасте
происходят важные физиологические изменения ( одно из них – наступление
половой зрелости), которые влекут за собой определенные психологические
сдвиги: появление влечения к противоположному полу, агрессивность, за
частую немотивированная, проявляются склонность к необдуманному риску и
неумение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к
независимости и самостоятельности.
Психофизиологические изменения не могут не повлиять на ход и
содержание социализации. Склонность к инноватике и творчеству, непризнание
всех и всяких авторитетов, с одной стороны, подчеркнутая автономия и
независимость – с другой, порождают особое явление, которое называется
молодежной субкультурой. Она ассоциируется с тремя главными негативными
чертами, явлениями-символами: наркотиками, сексом и насилием. Подростковый
период называют «трудным возрастом», «переломным периодом». Его содержание
заключается в изменении поведенческих характеристик: от почти полного
послушания, свойственного малым детям, юноши переходят к сдержанному
послушанию – скрытому не повиновению родителям. Если раньше, будучи детьми,
они смотрели на мир глазами своих родителей, то теперь они ведут как бы
двойной счет: у подростков и юношей выстраивается параллельная система
ценностей и взглядов на мир, которая частично пересекается позицией
родителей, а частично – с взглядами сверстников. В этот период
заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние –
мировоззренческие – этажи. Осознанием своего «Я» происходит как осмысления
своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Одновременно
наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с
переоценкой смысла жизни. Подростки и юноши более восприимчивы к
негативным оценкам окружающих, особенно если они касаются одежды, внешнего
вида, манер поведения, круга знакомств, то есть всего того, что составляет
социальную среду и социальную символику «Я». Гипертрофированная
самостоятельность находит выражение в подчеркнутой резкости собственных
оценок: для многих подростков «хорошо» и «правильно» только то, что им
нравится.
Трудности социализации в этот период связаны с тремя главными
обстоятельствами:
- несовпадением между высоким уровнем притязаний (стремление стать
героем, прославиться) и низким социальном статусом, который задан
их возрастом;
- несовпадением старого стиля родительства, ориентированного на то,
что для матери сын и дочь всегда остается ребенком, и новых
потенциальных возможностей подростков, заданных их
психофизиологическим повзрослением;
- противоречие между усилившейся ориентацией на самостоятельность и
усиливающуюся зависимость от мнения и поведения сверстников.
Психофизиологическое повзросление практически ничего не меняет в
социально-экономическом положении подростков. Социальный статусы родителей
и юношей по-прежнему несовместимы: родители зарабатывают на жизнь, несут
моральную и правовую ответственность за детей и неприкосновенность
имущества, участвуют в общественной и производственной жизни. Взрослые –
собственники, распорядители, опекуны, производители, законодатели,
потребители, защитники и т.д. А подростки экономически несамостоятельны,
они все еще требуют социальной защиты и не выступают участниками
правонарушений. Их ролевой диапазон крайне ограничен. Они не являются
собственниками, распорядителями, производителями, законодателями. Они –
лишь потребители. Хотя в правовом смысле они могут принимать жизненно
важные решения, в психологическом плане подростки созрели для них. Но
родители ограничивают их. В этом и заключается противоречие.
В связи с этим социологи говорят о ролевом бесправии подростков –
меньшем объеме прав и обязанностей по сравнению со взрослыми. Обладая
меньшими возможностями, подростки сталкиваются с таким глобальными
мировоззренческими и нравственными проблемами, которые в зрелом возрасте
решены. Недостаток жизненного опыта вынуждает их совершать гораздо больше
ошибок, чем это делает взрослые, дети или старики. Но главное не в
количестве, а в качестве ошибок, серьезности их последствий: преступность,
употребление наркотиков, алкоголизм, половая распущенность, насилие над
личностью. Многие подростки бросают школу, в результате нарушается
естественный процесс социализации. Недополучение знаний сразу сказывается
на экономическом положении, подростки на экономическом положении, подростки
и юноши оказываются в худшей ситуации на рынке труда. В развитых странах
уровень безработицы среди 18-летних в 3 раза выше, чем у взрослых.
Социологи полагают, что сексуальная распущенность, злоупотребление
алкоголем и лихачество – не что иное, как попытка играть роль взрослых.
Возможно, что та же самая причина побуждает многих бросать школу. Статус
школьника считается «невзрослым». Он не способствует достижению жизненного
успеха, а вмести с ним и признанию в группе сверстников. Подростки ищут
признания своей психологической взрослости за рамками школы и семьи –
институтов, где их продолжают считать детьми.
Итак, мы рассмотрели трудности социализации в период юности и
установили, что главной среди них является ролевой конфликт, или ролевое
бесправие подростков.
1.4 Роль школы, семьи, группы сверстников и СМИ в социализации подростка.
Школа
Другим основным фактором социализации подростков является школа. Роль
школы как канала социализации не сводится только к передачи знаний, умений
и навыков подросткам, она оказывает воздействие самим характером
воспитания, жизнедеятельности ребенка в школе, где он усваивает ценностные
ориентации, моральные нормы, навыки группового поведения, обеспечивающие
ему переход во взрослую жизнь. Однако чрезмерная заорганизованность,
командно-приказной стиль, регулирование всей школьной жизни сковывает
инициативу школьника, лишает его ощущения причастности к делу, усредняют
Страницы: 1, 2
|