Рефераты

Ответы на практикум к уч.пос. Самыгина и Столяренко

употребления слова, его выразительность и доступность, правильность

построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов,

выразительность и смысл интонации. 2. Речевые звуковые явления: темп речи

(быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая),

тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый),

тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения

показывают, что наиболее привлекательной в общений является плавная,

спокойная, размеренная манера речи. 3. Выразительные качества голоса:

характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье.

плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки — это кашель; нулевые звуки

— паузы, а также звуки назализации — «хм-хм», «э-э-э» и др.

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека

слова составляют 7%, звуки и интонации — 38%, неречевое взаимодействие —

53% («говорим голосом, беседуем всем телом» Публшщи).

Невербальные средства общения изучают следующие науки:

1. Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций;

мимика изучает движения мыыщ лица, жестика исследует жестовые движения

отдельных частей тела, пантомимика изучает моторику всего тела:

позы, осанку, поклоны, походку.

2. Такесика изучает прикосновения в ситуации общения: рукопожатия,

поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр.

3. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении:

выделяет следующие зоны дистанции в человеческом контакте:

— интимная зона (15-45 см), в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо

знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в

общении, тактильный контакт, прикосновения. Исследования показывают, что

нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в

организме: учащение биения сердца, повышенное выделение адреналина, прилив

крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в . интимную зону в процессе

общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его

неприкосновенность;

— личная или персональная зона (45-120 см) для обы-денной беседы с

друзьями и коллегами, предполагает только визуально-зрительный контакт

между партнерами, поддерживающими разговор;

— социальная зона (120—400 см) обычно соблюдается во время официальных

встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как

правило, с теми, которых не очень хорошо знают;

— публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой

людей — в лекционной аудитории, на митинге и пр.

65.Что такое синтатическая модель общения?

Синтоническая модель общения разработана в рамках нейролингвистического

программирования (НЛП). Нейропсихологическое программирование — это

результат слияния психологии, лингвистики, математики; приемы НЛП успешно

используются в педагогике, менеджменте, психотерапии, бизнесе.

Синтоническая модель выделяет основные умения общения (определение желаемых

целей, сенсорная острота, гибкость, конгруэнтность, раппорт, ресурсное

состояние) и делит процесс овладении им на части или шаги. Если вы хотите

успешно взаимодействовать с людьми, необходимо овладеть техникой этих шагов

с помощью специальных практических упражнений.

Синтоническая модель общения рассматривает общение как результат сложного

взаимодействия процессов восприятия и мышления (восприятие + мышление =

общение). Процесс общения начинается с восприятия, именно с его помощью

человек устанавливает контакт с миром и людьми. Наши органы чувств похожи

на пять дверей, которые мы распахиваем, чтобы собрать информацию об

окружающей действительности. Наше сознание открывает эти «двери» по

очереди: у одного человека сначала дли картинок, потом для запахов, у

другого — сначала для звуков, потом для прикосновений. Это очень быстрая

последовательность, но тем не менее последовательность. Наше подсознание

воспринимает информацию по всем пяти каналам одновременно и получает

гораздо больше информации, чем сознание. Синтоническая модель общения

строится на идее о том, что у каждого человека есть своя «любимая дверь

восприятия» — та репрезентативная система, которой он доверяет больше, чем

другим. Например, если ваша любимая система визуальна (зрительная), то вы

воспринимаете и храните в памяти мир в «картинках». Установлено, что

ведущая репрезентативная система внешне проявляется в движениях глаз,

выборе слов, используемых в общениях, в особенностях дыхания и даже позы.

Если вы знаете, какую репрезентативную систему предпочитает ваш партнер по

общению, вы можете использовать слова, соответствующие его «любимой» модели

восприятия. Люди с визуальной моделью восприятия легко понимают одни слова,

с аудиальной (слуховой) и кинестетической — другие. Если вы будете

правильно выбирать и использовать слова, в соответствии с ведущей

репрезентативной системой собеседника, вас сочтут человеком, с которым

приятно общаться, с которым легко установить контакт и взаимопонимание.

Как узнать, какую репрезентативную систему предпочитает человек? Для

этого надо внимательно понаблюдать за ним. Многое скажут слова, которые он

использует. Еще красноречивее будет его невербальное поведение: движение

глаз, темп и тембр голоса, дыхание, поза. Эту важную информацию нельзя

подделать, она поступает прямо из подсознания, важно только научиться ее

распознавать и использовать.

Человек с визуальной репрезентативной системой, собираясь что-то сказать,

перебирает и просматривает в памяти картинки, чтобы определить, что

происходит в настоящий момент. Это совершается очень быстро и его глаза при

этом расфокусированы на пятно на расстоянии около 60 см от носа. Если вы

станете прямо на это место, вы можете помешать такому человеку думать: он

даже может рассердиться. В речи людей - визуалов преобладают слова

визуального смысла: «видеть», «ясно», «красочный», «я вижу, что вы имеете в

виду» и т. п. Темп речи у них выше, чем у людей с аудиальной и

кинестетической репрезентативными системами.

Человек с аудиальной репрезентативной системой, собираясь что-то сказать,

прислушивается к своему внутреннему голосу. Ему трудно сделать выбор;

внутренний голос постоянно ведет дискуссию, не зная, чему отдать

предпочтение. Глаза человека в это время смотрят вправо или влево, двигаясь

по средней линии или идут вниз и влево. 3 речи людей-аудиалов преобладаю

слова: «я слушаю вас», «давайте обсудим», «какой тон», «интонация», «крики»

и т. п.

Люди с кинестетической репрезентативной системой прежде чем сказать,

прислушиваются к своим внутренним чувствам и их глаза при этом

непроизвольно смотрят вниз вправо. В речи кинестетиков преобладают слова:

«касаться», «трогать», «ощутимый», «болезненный», «тяжелый», «чувствую

проблему», «тяжко на душе» и т. п.

К классической триаде людей добавляют еще один тип — «рассудочных людей»

или «компьютеров» — это те,

которые реагируют не на свои ощущения, а на обозначения, наименования,

слова, «ярлыки», которыми обозначают все свои ощущения и образы. Их

движения глаз трудно уловить, они предпочитают пользоваться словами: «надо

разобраться», «проанализируем», «систематизировать» и т. п.

67.каковы виды и техника слушания.

Умение слушать является одним из главных показателей культуры человека

Одним из наиболее важных моментов в любом слушании является момент обратной

связи, благодаря которому у собеседника и создается ощущение, что он

говорит не в пустоту, а с живым человеком, который слушает и понимает его.

Причем в любом высказывании существует по крайней мере два содержательных

уровня: уровень информационный и уровень эмоциональный. В этой связи

обратная связь тоже может быть двух видов — отражение информации и

отражение чувств говорящего.

Реакции слушателя, приемы слушания бывают следующие:

1. Глухое молчание (видимое отсутствие реакции).

2. Поддакивание («ага», «угу», да-да, ну, кивание подбородком).

3. «Эхо-реакция» — повторение последнего слова собеседника.

4. «Зеркало» — повторение последней фразы собеседника с изменением

порядка слов.

5. «Парафраз» — передача содержания высказывания партнера другими слова-

ми.

6. Побуждение («Ну и... И что дальше?»).

7. Уточняющие вопросы («Что ты имел в виду?»).

8. Наводящие вопросы (что? где? когда? почему? зачем?).

9. Оценки, советы.

10. Продолжение (когда слушатель вклинивается в речь и пытается завершить

фразу, подсказывает слова).

11. Эмоции («ух», «ах», «здорово», смех, скорбная мина).

12. Нерелевантные высказывания (не относящиеся к делу или относящиеся

лишь формально).

13. Логические следствия из высказываний партнера, например, предположить

о причине события.

14. «Хамовитые реакции» («глупости», «ерунда все это»).

15. Расспрашивание (задает вопрос за вопросом, не объясняй цели).

16. Пренебрежение к партнеру (не обращает на его слова внимания, не

слушает, игнорирует партнера, его слова).

Обычно в слушании проявляется 3 такта: поддержка — уяснение --

комментирование. На этапе поддержки основная цель: дать возможность

человеку выразить свою позицию, уместные реакции слушателя на этом этапе —

молчание, поддакивание, «эхо», эмоциональное «сопровождение». На этапе

уяснения — цель: убедиться, что вы правильно поняли собеседника, для этого

задают уточняющие, наводящие вопросы, делается парафраз. На этапе

комментирования слушатель высказывает свое мнение по поводу услышанного:

дает советы, оценки, комментарии.

Вид слушания, в котором на первый план выступает отражение информации,

называют активным слушанием. Активное слушание незаменимо в деловых

переговорах, в ситуациях, когда ваш партнер по общению равен вам или

сильнее вас, а также в конфликтных ситуациях, когда собеседник ведет себя

агрессивно или демонстрирует свое превосходство. Пассивное слушание. Тут

важно просто слушать человека, просто давать ему понять, что он не один,

что вы его слушаете, понимаете и готовы поддержать. Лучше всего при этом

действуют так называемые «угу реакции»: «да-да, угу-угу, ну конечно» и т.

п. Дело в том, что эмоциональное состояние человека подобно маятнику: дойдя

до высшей точки эмоционального накала, человек начинает «спускаться»,

успокаиваться, затем сила его чувств опять увеличивается, дойдя до высшей

точки, она снова падает и т. д. Если не вмешиваться в этот процесс, не

«раскачивать» маятник дополнительно, то, выговорившись, человек успокоится

и, почувствовав это, вы можете уже общаться с ним нормально. Не молчите,

потому что глухое молчание у любого человек. вызывает раздражение, а у

возбужденного человека это раздражение будет усилено.

Эмпатическое слушание позволяет переживать те же чувства, которые

переживает собеседник, отражать эти чувства, понимать эмоциональное

состояние собеседника и разделять его. При эмпатическом слушании не дают

советов, не стремятся оценить говорящего, не морализуют, не критикуют, не

поучают.

Правил а эмпатического слушания:

1. Необходимо настроиться на слушание: на время забыть о своих проблемах,

освободить душу от собственных переживаний и постараться отстраниться от

готовых установок и предубеждений относительно собеседника. Только в этом

случае вы можете понять то, что чувствует ваш собеседник, «увидеть» его

эмоции.

2. В своей реакции на слова партнера вы должны в точности отразить

переживание, чувство, эмоцию, стоящие за его высказыванием, но сделать это

так, чтобы продемонстрировать собеседнику, что его чувство не только

правильно понято, но принято вами.

3. Необходимо держать паузу. После вашего ответа собеседнику обычно надо

промолчать, подумать. Помните, что это время принадлежит ему, не забивайте

его своими дополнительными соображениями, разъяснениями, уточнениями. Пауза

необходима человеку для того, чтобы разобраться в своем переживании.

4. Необходимо помнить, что эмпатическое слушание — не интерпретация

скрытых от собеседника тайных мотивов его поведения. Надо только отразить

чувство партнера, но не объяснять ему причину возникновения у него этого

чувства. Замечания типа: «Так это у тебя от того, что ты просто завидуешь

своему другу» или «На самом деле тебе хотелось бы, чтобы на тебя все время

обращали внимание» не могут вызывать ничего, кроме отторжения и защиты.

5. В тех случаях, когда партнер возбужден, когда беседа складывается

таким образом, что партнер говорит, «не закрывая рта», а ваша беседа носит

уже достаточно доверительный характер, вовсе не обязательно отвечать

развернутыми фразами, достаточно просто поддерживать партнера междометиями,

короткими фразами типа «да-да», «угу», кивать головой или же повторять его

последние слова.

6. Методику эмпатического слушания имеет смысл применять только в том

случае, когда человек сам хочет поделиться какими-то переживаниями.

68.охарак-те осн-е критерии для класифик-ии типов деловых собеседников.

Основными критериями для классификации типов деловых собеседников

являются следующие: компетентность, откровенность и искренность; владение

приемами общения с другими участниками беседы, заинтересованность в теме и

успехе беседы.

В классификации представлено 9 «абстрактных типов» собеседников:

1. Вздорный человек, «нигилист». Такой человек часто выходит за рамки

темы деловой беседы. В ходе беседы он нетерпелив, несдержан и возбужден.

Своей позицией и подходом он смущает собеседников, неосознанно провоцирует

их на то, чтобы они не соглашались с его аргументами и выводами

2. Позитивный человек. Это, конечно, самый приятный тип делового

партнера. Доброжелательный и трудолюбивый, он стремится к сотрудничеству

при проведении дискуссии.

3. Всезнайка. Он уверен в том, что все знает лучше всех. У него обо всем

есть свое мнение, и он постоянно требует олова.

4. Болтун. Часто бестактно и без видимой причины прерывает ход беседы. Не

обращает внимания на время, кото' рое тратят все участники беседы на

выслушивание его пространных высказываний.

5. Трусишка. Этот тип собеседника характеризуется недостаточной

уверенностью в себе при публичных выступлениях. Он охотнее промолчит, чем

скажет что-нибудь такое, что, по его мнению, может показаться другим глупым

или даже смешным.

6. Хладнокровный, неприступный собеседник. Такой человек замкнут. Часто

чувствует себя и держится отчужденно, не включается в ситуацию деловой

беседы, так как это кажется ему недостойным его внимания и усилий.

7. Незаинтересованный собеседник. Тема беседы его вообще не интересует.

Он бы охотнее «проспал» всю беседу.

8. Важная птица. Такой собеседник не выносит критики — ни прямой, ни

косвенной. Он чувствует и ведет себя как личность, стоящая выше остальных.

9. Почемучка. Кажется, что этот собеседник только дли того и создан, чтобы

сочинять и задавать вопросы, независимо от того, имеют ли они реальную

основу или надуманно. Он просто сгорает от желания спрашивать.

70.Как защитить себя от манипуляций в процессе общения.

Не показывайте слабостей. В основе манипуляции всегда лежит использование

слабостей собеседника.

Желание произвести впечатление, покрасоваться также используется

манипуляторами.

Осознайте, что Вами манипулируют. Признаком манипуляции является чувство

неудобства: Вам не хочется что-то делать, говорить, а приходится — иначе

неудобно. Вы будете «плохо выглядеть».

Достаточно сказать себе: «Стоп, манипуляция!». Или что-то' в этом роде,

но обязательно содержащее слово «манипуляция».

Именно оно действует отрезвляюще — вы осознаете, что это игра с вами,

нарушение вашей независимости, насилие над вашей личностью.

Пассивная защита. Ею рекомендуется пользоваться, если вы не знаете, что

делать, как ответить манипулятору.

Не говорите ничего. Сделайте вид, что не расслышали, не поняли или вообще

спросите о чем-то другом.

Повторение просьбы, во-первых, дает вам время для ответа; во-вторых,

выявляет истинный интерес манипулятора и сбивает заготовленное им

распределение ролей. Но, конечно же, явно предпочтительнее активная защита.

Главное в этом — психологический настрой: не следует стесняться говорить

то, что думаете. Манипулятор обычно эксплуатирует наше желание выглядеть

хорошо, поэтому не бойтесь показаться плохим.

Итак, если вы решились на активную защиту, то не стесняясь, скажите, что

вас беспокоит в предложении партнера, расставьте точки над i.

Смысл контрманипуляции — сделать вид, что не понимаешь, что тобой

пытаются манипулировать, начать встречную игру и завершить ее внезапным

вопросом, показывающим манипулятору ваше психологическое превосходство.

Например, манипулятор говорит: «А слабо тебе?...» и предлагает что-то

опасное или преступное. Ответ: «А ты сам можешь это сделать? Сделай».

Иногда, чувствуя, что нами манипулируют, можно и поддаться манипулятору.

Это целесообразно, когда ущерб от манипуляции меньший, чем от ухудшения

отношений с манипулятором. Или когда видишь, как другими действиями можно

компенсировать свой проигрыш от манипуляции.

71.какова структура деловой беседы?

Деловые беседы направлены на реализацию следующих функций:

— поиск новых направлений и начало перспективных мероприятий;

— обмен информацией;

— контроль начатых мероприятий;

— взаимное общение работников из одной деловой среды;

— поиски и оперативная разработка рабочих идей и замыслов;

— поддержание деловых контактов на уровне предприятий, фирм, отраслей,

стран. Структура деловой беседы:

1. Подготовка к деловой беседе.

2. Установление места и времени встречи.

3. Начало беседы: вступление в контакт.

4. Постановка проблемы и передача информации.

5. Аргументирование.

6. Опровержение доводов собеседника.

7. Анализ альтернатив, поиск оптимального или компромиссного варианта,

либо конфронтация участников.

8. Принятие решения.

9. Фиксация договоренности.

10. Выход из контакта.

11. Анализ результатов беседы, своей тактики общения. Рассмотрим кратко

каждый из этапов.

72. Как правильно провести переговоры и орган-ть деловую дискуссию?

Деловые переговоры предполагают наличие несовпадающих или даже

противоположных интересов участвующих сторон и требуют от участников умения

достигать разумного соглашения. Разумное соглашение максимально отвечает

законным интересам обеих сторон, справедливо регулирует сталкивающиеся

интересы, является долговременным, принимает во внимание интересы общества,

не портит отношений между сторонами. Достигнуть разумного решения сложно,

необходимо осуществлять сотрудничество сторон, когда происходят сближение

интересов и поиск обоюдной выгоды, на основе взаимоприемлемого и

взаимовыгодного варианта решения спорного вопроса. Тактика ведения

переговоров:

а) определение предельного срока, по истечении которого прекращается

всякая связь;

б) поддержка третьей стороны, настаивающей на внесенном предложении или

условиях;

в) привлечение посредника, который:

— идет лишь на ограниченные уступки в связи с недостатком полномочий;

— знает еще до начала переговоров, как далеко он может пойти на уступки;

— должен выяснить, насколько твердую позицию занимает противоположная

сторона;

г) привлечение агента — профессионального негоцианта, который владеет

всеми тонкостями тактических приемов (его вознаграждение зависит от размера

выторгованной им продажной цены);

д) публичные заявления. При наличии открытого блефа партнеру по

переговорам трудно что-либо противопоставить;

е) строгое придерживание принципа или курса. Принципы довольно легко

создаются, но оппоненту очень трудно с ними бороться;

ж) ссылка на прецедент;

з) вступление в сговор с оппонентом против третьей стороны;

и) упрямство, упорное настаивание на своей позиции без всяких уступок,

если известно о зависимости оппонента;

к) ссылка на наличие другой, альтернативной возможности, на наличие

других предложений;

л) затяжка времени:

— откладывание переговоров;

— ссылка на якобы имеющиеся неясности:

— необходимость предварительной консультации со специалистами;

— переход к другой теме;

— пускать пыль в глаза, рассказывать длинные истории;

м) угроза или имитация угрозы, также являющейся формой блефа;

н) ссылка на отсутствие твердых гарантий:

— нет возможности для контроля выполнения принятых договоренностей;

— нет возможности использовать какие-либо санкции в случае нарушения

договора;

— нельзя исключить возможность надувательства;

— нет возможности принимать ответные меры. На ход переговоров может

повлиять размещение участников за столом.

73. Как подготовится к публичному выступлению.

Важно все: и содержание, и интонация, и манера изложения, и жесты, и

мимика. Необходимо помнить, что почти половина информации передается через

интонацию. Одни и те же слова, сказанные по-разному, могут привести к

противоположным результатам. Говорить следует достаточно громко, ясно,

отчетливо, выразительно и просто, чтобы обеспечить доходчивость, не

монотонно, но и не усыпляющими «волнами» (то выше, то ниже).

Необходимо научиться правильно дышать для регулировки дыхания в процессе

выступления необходимо работать над постановкой голоса и дыхания, научиться

без ненужных пауз, незаметно между звуками делать вдохи.

Вот примерно семь существенных моментов речевой подготовки:

постановка проблемы: 1.определение целей речи 2.анализ аудитории и ситуации

3.отбор и ограничение предмета речи 4.сбор материала построение речи:

5.создание плана речи

6.подбор слов для речи 7.практика и произнесение вслух

74. Каковы основные способы работы с деловой корреспонденцией?

Первым и необходимым условием работы с деловой корреспонденцией является

отбор и распределение корреспонденции по срокам ее поступления в

подразделение

или организацию. Эти функции, как правило, выполняет секретарь менеджера.

Необходимо добиваться такой организации делопроизводства, чтобы на стол

менеджера попадали действительно важные, с его точки зрения, документы.

Документы же, касающиеся стандартных вопросов, должны направляться

непосредственно исполнителю без резолюции его руководителя.

75. Назовите основные заповеди делового этикета.

Основные требования к деловому письму:

четкость и краткость изложения;

полнота информации;

конкретность предложений;

убедительность и вежливость;

грамотное оформление.

В международной практике сложился общепринятый «стандарт» оформления

делового письма, который предусматривает следующее:

письмо должно быть посвящено одной теме;

изложение каждой новой мысли начинается с нового абзаца;

между абзацами необходимо делать пробелы;

в письме должны быть указаны все вложения.

Письмо, как правило, должно включать следующие элементы:

а) название и адрес фирмы-отправителя;

б) название и адрес фирмы-получателя;

в) дата и номер письма;

г) предмет письма (не является обязательным);

д) приветствие (не является обязательным);

е) текст письма;

ж) концовка письма (не является обязательным);

з) роспись (не является обязательным);

и) подпись;

к) имя и должность отправителя;

л) вложения.

Пункты г, д, ж, з не являются обязательными главным образом в странах

СНГ. В настоящее время, в условиях налаживания деловых связей с фирмами

других стран, руководители отечественных предприятий так или иначе

стараются придерживаться общепринятых норм и правил деловой этики, в том

числе и в оформлении деловых писем. Поэтому все чаще в деловых письмах

встречаются

приветствия (например, уважаемый г-н), роспись (искренне Ваш).

76. Что такое конфликт.

Определяют конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами

— лицами или группами.

Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов,

идей, интересов, точек зрения и т. д. Однако оно, как уже отмечалось, не

всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит

только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают

нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных

целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом

преодолеть разногласия и вступают в открытое конфликтное взаимодействие.

77. Чем реалистические конфликты отличаются от нереалистических.

В соответствии с классификацией Л. Коузера, конфликты могут быть

реалистическими (предметными) или нереалистическими (беспредметными).

Реалистические конфликты вызваны неудовлетворением определенных

требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон,

распределением между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение

конкретного результата.

Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение

накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т. е. острое

конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения

конкретного результата, а самоцелью.

Начавшись как реалистический, конфликт может превратиться в

нереалистический, например, если предмет конфликта чрезвычайно значим для

участников, а они не могут найти приемлемое решение, справиться с

ситуацией. Это повышает эмоциональную напряженность и требует освобождения

от накопившихся отрицательных эмоций.

Нереалистические конфликты всегда дисфункциональ-ны. Их гораздо сложнее

урегулировать, направить по конструктивному руслу.

78. Какие типы конфликтов выделяют.

Существуют пять основных типов конфликта: внутри-личностный;

межличностный; между личностью и группой; межгрупповой; социальный.

79. В чем отличие внутриличностных и межличностных конфликтов.

Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические

факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся

несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п.

Внутриличностные конфликты, связанные с работой в организации, могут

принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных — это ролевой

конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые

требования. Межличностный конфликт. Это самый распространенный тип

конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Многие руководители

считают, что единственной его причиной является несходство характеров.

Однако более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов,

как правило, лежат объективные причины. Чаще всего — это борьба за

ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади,

время использования оборудования, рабочую силу и т. д. Каждый считает, что

в ресурсах нуждается именно он, а не другой. Конфликты возникают между

руководителем и подчиненным, например, когда подчиненный убежден, что

руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель

считает, что подчиненный яе желает работать в полную силу.

80. Какими проявлениями сопровождаются межгрупповые конфликты.

Межгрупповой конфликт. Организация состоит из множества формальных и

неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Например,

между руководством и исполнителями, между работниками различных

подразделений, между неформальными группами внутри подразделений, между

администрацией и профсоюзом.

К сожалению, частым примером межгруппового конфликта служат разногласия

между высшим и более низким уровнями управления, т. е. между линейным и

штабным персоналом. Межгрупповые конфликты обусловлены несовместимостью

целей в борьбе за ограниченные ресурсы (власть. богатство, территория,

материальные ресурсы и т. п.), т. е. наличием реальной конкуренции, а также

возникновением социальной конкуренции.

Межгрупповые конфликты сопровождаются:

— проявлениями «деиидивидуализации», т. е. члены группы не воспринимают

других людей как индивидуумов, как самобытных личностей, а воспринимают их

как членов другой группы, которой приписывается негативное поведение.

. проявлениями социального, межгруппового сравнения, в ходе которого

более высоко и положительно оценивают свою группу, повышают свой

престиж и одновременно принижают, обесценивают чужую группу, дают ей

отрицательную оценку Часто лидеры групп стремятся частично или

полностью изолироваться от информации с чужой стороны о чужой группе.

. ароявлениями групповой атрибуции, т. е. склонны считать, что именно

«чужая группа ответственна за негативные события».

81. Что такое социальный конфликт и социальная напряженность. Могут ли быть

конфликты полезными.

Социальный конфликт — это «ситуация, когда стороны (субъекты)

взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат или

взаимно "исключают друг друга» (см.: Социальные конфликты: Экспертиза,

прогнозирование, тенденции разрешения- ВыпЛ.М,, 1991). Но несмотря на

разницу подходов, в имеющихся определениях конфликта можно выделить по

крайней мере три ключевых моментам во-первых, то, что это предельный случай

обострения социальных противоречий, явное или скрытое состояние

противоборства, а также ситуация взаимодействия; во-вторых, социальный

конфликт выражается в столкновении различных социальных общностей —

классов, наций, государств, социальных институтов, социальных субъектов; в-

третьих, это то, что противодействующие стороны преследуют свои различные,

противоположные цели, интересы и тенденции развития, которые, как

правило, противоречат или взаимоисключают друг друга Таким образом,

социальный конфликт — это сложнее мышление, включающее несколько аспектов.

Но именно наличие противоборствующих сторон со своими потребностями,

интересами и целями является основой конфликта, его ог'2-вой линией.

82. Позитивные функции конфликта и деструктивные проявления. В чем они

выражаются? Каковы функциональные и дисфункциональные проявления конфликта?

Поскольку конфликты неизбежны во взаимодействии людей, то они могут

выполнять позитивную конструктивную функцию:

— конфликт способствует определенному движению вперед, предотвращает

застой;

— в процессе конфликта происходит объективация источника разногласия и

возможно его разрешение, «снятие», находятся средства предотвращения

будущих конфликтов;

— конфликт — это определенное отрицание старых, «отживших» отноше-ний,

что приводит к формированию новых отношений, коррекции взаимодействия;

— в конфликте «изживается» внутренняя напряженность, «выплескиваются»

агрессивные чувства, «разряжаются» фрустрации, неврозы;

— конфликт — способ самоутверждения личности, особенно у подростка

конфликт — необходимая форма поведения для поддержания статуса в группе;

— внутригрупповой конфликт в научной деятельности создает необходимый

уровень напряженности, нужный для творческой активности; так, исследование

показало, что продуктивность творческой научной деятельности выше у

конфликтных личностей;

— межгрупповые конфликты могут способствовать групповой интеграции, росту

сплоченности, солидарности группы;

Признаки деструктивного конфликта:

1) расширение конфликта;

2) эскалация конфликта (т. е.конфликт становится независимым от исходных

причин и, даже если причины конфликта устранены, сам конфликт

продолжается);

3) увеличение затрат, потерь, которые несут участники конфликта;

4) рост ситуативных высказываний, агрессивных действий участников.

83. Каковы основные элементы, критерии конфликта и динамика его рахзвития.

Критерии конфликта:

1) взаимозависимость сторон (рис. 5.1), т. е. обе стороны зависят друг от

друга, активность одного человека обусловливает действия другого

человека, а эти действия вызывают ответные реакции первого субъекта

2) осознание ситуации как конфликтной, т. е. одна или обе стороны

оценивают чужие действия как преднамеренно враждебные с целью помешать

достижению желаемых целей или унизить;

3) выбор стратегии дальнейшего поведения: к поиску компромисса или

рационально приемлемого решения, либо

к эскалации конфликта, к усилению борьбы, например, от борьбы точек зрения

(когнитивный конфликт) переходят к борьбе личностей (межличностный

конфликт), затем к борьбе групп и насилию.

В конфликте нет виноватых и правых, каждый хочет достичь своих целей.

Конфликт — такой вид взаимодействия, где результат принадлежит всем

участникам конфликта, свой вклад в конфликт вносит каждый участник. каковы

стадии его развития? Можно ответить, что предшествует ему объективная

жизненная ситуация, в которой находятся противоборствующие стороны, и сами

эти стороны имеют определенные интересы, потребности, цели. Естественно,

что посягательство одной стороны на какую-либо из таких потребностей другой

стороны создаст социально-психологическую основу конфликта. Это и есть

структура противоречия, пока еще не перешедшего в конфликт, — конфликтная

ситуация. Таким образом, конфликтная ситуация — это такое совмещение

человеческих потребностей и интересов, которое объективно создает почву для

реального противоборства между различными социальными субъектами.

84. Каковы основные причины конфликтов в организации.

Взаимозависимость задач. Возможность конфликта существует везде, где один

человек (или группа) зависит от другого человека (или группы) в выполнении

задачи.

Различия в целях. Вероятность этих конфликтов в организациях возрастает по

мере увеличения организации, когда она разбивается на специализированные

подразделения.

Различия в способах достижения целей. У руководителей и непосредственных

исполнителей могут быть разные взгляды на пути и способы достижения общих

целей, даже при отсутствии противоречивых интересов. Неудовлетворительные

коммуникации. Конфликты в организациях очень часто связаны с

неудовлетворительными коммуникациями. Неполная или неточная передача

информации или отсутствие информации вообще является не только причиной, но

и дисфункциональным следствием конфликта. Плохая коммуникация препятствует

управлению конфликтами.

Различия в психологических особенностях. Это еще одна причина возникновения

конфликтов. Как уже говорилось, не следует считать ее основной и главной,

но игнорировать роль психологических особенностей тоже нельзя. Каждый

нормальный человек обладает определенным темпераментом, характером,

потребностями, установками, привычками и т. д. Каждый человек своеобразен и

уникален. Порой психологические различия участников совместной деятельности

столь велики, что мешают ее осуществлению, повышают вероятность

возникновения всех типов и видов конфликтов. В этом случае можно говорить о

психологической несовместимости.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты