Поддержка детей в детских домах
Поддержка детей в детских домах
Дисциплина «Социальная психология»
Тема : «Психосоциальная поддержка детей в условиях детского дома»
2004 год
Оглавление:
Введение
Глава 1. Особенности организации жизнедеятельности
детей в детском доме.
1.1. Характеристика учреждения для детей – сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей.
1.2 Влияние условий проживания в детском доме на
формирование личности ребенка – подростка.
Глава 2. Особенности психосоциальной поддержки для
детей в условиях детского дома.
2.1. Психосоциальное здоровье, основные показатели
и критерии оценки.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Сложность переходного периода в развитии общества, масштабность и
острота его социальных, культурных и экономических проблем обуславливают
актуальность активного поиска оптимальных путей подготовки молодого
поколения к жизни, развития индивидуальности, потребностей и способностей
человека, формирования его ориентации в жизни, стимулирующих
самореализацию.
Эти задачи приобретают особое значение, когда речь идет
о детях – сиротах, лишенных родительской поддержки, приобретших негативный
социальный опыт, отличающихся ослабленным физическим и психическим
здоровьем, нравственной неустойчивостью. Характерным результатом указанных
негативных факторов выступает высокий уровень социальной дезадаптации этих
детей.
Знакомство с литературой показало, что проблема психического здоровья
привлекала и привлекает многих исследователей из самых разных областей
науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов, социологов.
Существует много подходов к пониманию и решению этой проблемы. Ясно
лишь одно: психология неразрывно связана с психическим здоровьем, состояние
и развитие которого не занимает подобающего ему места в педагогической и
психологической программе работы с ребенком.
Особенно остро нуждаются в оказании помощи дети – сироты и дети,
оставшиеся без попечения родителей. Существует несколько взаимосвязанных
проблем, которые не решаются традиционно применяемыми педагогическими
технологиями. Основные из них:
. Крайне слабое психологическое и социально – педагогическое
сопровождение воспитательного процесса в детских домах.
. Дети не получают необходимого развития их личности, позволяющего
преодолеть типичный для них социальный и психологический
инфантилизм, подчиняемое, психологически зависимое поведение,
что делает их почти беззащитными в отношении любых асоциальных
влияний на них.
. Существующая педагогическая система в детском доме не формирует
у детей навыков преодоления трудных жизненных ситуаций,
психологической защиты и правильного поведения при стрессе. В
результате у них легко возникают эмоциональные расстройства и
девиантное поведение.
Последствие отставания педагогических технологий работы с детьми –
социальными сиротами и недостаточное их психологическое обеспечение и
сопровождение проявляются в конечном итоге в том, что после детского дома
эти дети значительно уступают детям, воспитывающимся в семьях, по всем
основным параметрам социальной адаптации:
. По способности к приобретению профессии и трудоустройству;
. По способности избегать кризисных и криминальных ситуаций в
жизни;
. По способности образовать собственную семью и успешно выполнять
родительские воспитательные функции.
Значительная часть выпускников детского дома остаются на низких
«этапах» развития общества; они пополняют ряды преступников, наркоманов,
алкоголиков и тех родителей, которые, в свою очередь, отказываются от
воспитания уже собственных детей.
Таким образом, педагогический процесс в современном детском доме в
кратчайшие сроки должен быть дополнен такими психологическими и социально –
педагогическими технологиями работы с детьми, которые позволяют существенно
повысить уровень развития их личности и возможности в последующей
социальной адаптации.
На фоне увеличивающегося числа сиротских учреждений в последние годы
все более явным становится проблема дезадаптации, вызывает беспокойство
психосоциальное здоровье детей – сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей.
Поставленная проблема определила тему исследования – «Особенности
психосоциальной поддержки детей 12 – 17 лет в условиях детского дома».
Цель исследования заключается в изучении особенностей психосоциальной
поддержки детей 12 – 17 лет в условиях детского дома.
Объект исследования: психосоциальное здоровье подростков 12 – 17 лет,
проживающих в детском доме.
Предмет исследования: организация процесса психосоциальной поддержки детей
12 – 17 лет в условиях детского дома.
Гипотеза исследования содержит предположение о том, что психосоциальное
здоровье детей – сирот будет возможно, если в условиях детского дома
организована система психосоциальной поддержки.
Для проверки гипотезы были выдвинуты следующие задачи исследования:
1. Изучить особенности личности детей 12 –17 лет, проживающих в условиях
детского дома.
2. Выявить особенности психосоциального здоровья детей 12 – 17 лет,
находящихся длительное время в условиях детского дома.
3. Спроектировать модель психосоциальной поддержки детей в условиях
детского дома.
Методы исследования: анализ научной, философской, психолого –
педагогической литературы по теме; анкетирование воспитанников детского
дома, подростков 12 – 17 лет, обучающихся в массовой школе, воспитателей;
методическая литература по теме исследования; статистические методы
обработки полученных результатов; моделирование психолго – педагогической
деятельности.
База исследования: дети – сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей.
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении условий
проживания в детском доме на формирование личности ребенка – подростка, в
характеристике учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей.
Практическая значимость заключается в исследовании особенности
психосоциальной поддержки детей в условиях детского дома.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы.
Глава 1. Особенности организации жизнедеятельности детей в детском доме.
1.1. Характеристика учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей.
Обстановка с беспризорными становиться все острее. Во многих семьях по
разным причинам, основная из которых все те же экономического характера,
родители спиваются, забывая о детях. А те, видя постоянные пьянки, драки,
не находя даже куска хлеба, уходят из дома, живут в подвалах, на чердаках.
Приюты, детские дома – слова для нас, казалось бы, прочно забытые,
снова возвратились в нашу речь.
Страшная статистика сирот при живых родителях растет, возрастает число
учреждений для таких детей.
К таким учреждениям относятся образовательные учреждения, в которых
содержатся (обучаются и воспитываются) дети – сироты и дети, оставшиеся без
попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения (детские
дома – интернаты для детей – инвалидов с умственной отсталостью и
физическими недостатками;
социально – реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения
родителей; социальные приюты); учреждения здравоохранения -дома ребенка и
другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке.
Дети – сироты – дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или
единственный родитель, или объявлены умершими (в соответствии со ст. 45
Гражданского кодекса РФ «Объявление гражданина умершим»).
Дети, оставшиеся без попечения родителей до 18 лет, которые остались
без попечения единственного или обоих родителей, по разным причинам.
К основным причинам относится : отсутствие родителей или лишение их
родительских прав, ограничение их в родительских правах; уклонение
родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов; отказ
родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений,
учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;
иные случаи признания ребенка, оставшимся без попечения родителей, в
установленном порядке.
Дом ребенка – в этом учреждении проживают дети от рождения до 3 лет.
По достижении возраста 3 лет дети – сироты переводятся в детские дома для
детей дошкольного и школьного возраста, специализированные интернаты для
детей с физическими и умственными недостатками, закрытые интернаты для
делинквентных детей и подростков.
Целевая установка всех детских домов – это социальная защита
детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передача им
навыков поведения в обществе, определение для них оптимального жизненного
пути, восстановление психосоциального и физического здоровья.
Детский дом – государственное интернатное воспитательное учрежденние
для детей – сирот в возрасте от 3 до 18 лет, некоторые такие учреждения
преобразованы в школы – интернаты.
Школа – интернат – учреждение, созданное для круглосуточного
пребывания воспитанников, с целью обеспечения более благоприятных условий
для развития и воспитания ребенка, оказание помощи семье. Определение
ребенка с 7 до 18 лет в школу – интернат происходит на основании решения
органов опеки, по желанию родителей или лиц их заменяющих.
Основные задачи учреждения:
. Создание благоприятных условий, приближенных к домашним,
способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию
личности.
. Обеспечение социальной защиты, медико– психолого – педагогической
реабилитации воспитанников.
. Освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах
личности, общества и государства.
. Обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников.
. Охрана прав и интересов воспитанников.
Содержание и обучение воспитанников в учреждении осуществляется на
основе полного государственного обеспечения.
Организация обучения воспитанников в учреждении строится с учетом
индивидуальных особенностей воспитанников в соответствии с учебным планом,
разрабатываемым учреждением самостоятельно, и регламентируется расписанием
занятий.
Режим дня, обеспечивающий научно – обоснованное сочетание обучения, труда и
отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребывания воспитанников в
учреждении.
Дети дошкольного возраста могут посещать дошкольные образовательные
учреждения на условиях взаимных расчетов между дошкольным образовательным
учреждением и учреждением.
В учреждении при наличии соответствующих условий могут организовываться
воспитательные группы:
. Разновозрастные (не более 8 человек).
. Одновозрастные (до 4 лет – не более 5 человек, от 4 лет и старше –
не более 10 человек).
Количество общеобразовательных классов в учреждении зависит от условий,
созданных для образовательного процесса с учетом санитарных ном, и
определяются исходя из потребности (численности).
В учреждении, где дети не только проживают, но и обучаются, наполняемость
классов не должна превышать 20 человек.
При проведении занятий в 1 – 11 классах по иностранному языку,
в 5 – 11 классах – по трудовому обучению, физической культуре, в 10 – 11
классах – по информатике, вычислительной технике, физике и химии (во
время практических занятий) допускается деление на две группы класса при
наполняемости не менее 20 человек.
При наличии необходимых условий и средств (в том числе внебюджетных)
возможно деление на группы классов и комплектование воспитательных групп с
меньшей наполняемостью.
В учреждении могут открываться специальные (коррекционные) группы
(классы) для детей с отклонениями в развитии. Определение детей в эти
группы (классы) осуществляется только на основании заключения психолого –
педагогической и медико – педагогической комиссии.
В учреждении, где дети не только проживают, но и обучаются,
организация образовательного процесса (начало и продолжительность учебного
года, каникул, учебных занятий, проведение государственной (итоговой)
аттестации, порядок выдачи документов об образовании и другие вопросы
образовательного характера) осуществляются в соответствии с Типовым
положением об общеобразовательном учреждении.
Воспитанники могут посещать клубы, секции, кружки, студии, объединения
по интересам, действующие при (в) общеобразовательных учреждениях,
учреждениях дополнительного образования детей при (в) иных учреждениях и
организациях, а также участвовать в конкурсах, олимпиадах, выставках,
смотрах и массовых мероприятиях.
В учреждение принимаются:
. дети – сироты
. дети, отобранные у родителей по решению суда
. дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены,
признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а
также местонахождение родителей которых не установлено.
В учреждение могут временно приниматься дети одиноких матерей (отцов),
а также дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также из
семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места
жительства, на срок не более одного года.
Дети, члены одной семьи или находящиеся в родственных отношениях,
направляются в одно учреждение, за исключением случаев, когда по
медицинским показаниям или другим причинам воспитание и обучение этих детей
должны осуществляться раздельно.
Воспитанники учреждения имеют право на:
. Бесплатное содержание и получение общего образования (начального
общего, основного общего, среднего (полного) общего) в
соответствии с государственными образовательными стандартами.
. Защиту своих прав и интересов.
. Уважение человеческого достоинства, свободу совести и
информации.
. Удовлетворение потребности в эмоционально – личностном общении.
. Защиту от всех форм физического и психического насилия,
оскорбления личности.
. Развитие своих творческих способностей и интересов.
. Получение квалифицированной помощи в обучении и коррекцию
имеющихся проблем в развитии.
. Отдых, организованный досуг в выходные, праздничные и
каникулярные дни.
Воспитанники обязаны выполнять устав, правила внутреннего распорядка
учреждения, бережно относится к имуществу, уважать честь и достоинство
других воспитанников и работников.
Медицинское обслуживание воспитанников обеспечивается штатным или
специально закрепленным за учреждением органом здравоохранения медицинским
персоналом.
В основные обязанности медицинских работников входят:
. наблюдение за состоянием здоровья , физическим и нервно –
психическим развитием воспитанников, оказание медицинской
помощи;
. организация и проведение два раза в год углубленных медицинских
осмотров, профилактических и лечебно – оздоровительных
мероприятий, оценка их эффективности;
. медицинский контроль за выполнением санитарно – гигиенического и
противоэпидемического режима;
. осуществление контроля за качеством питания, соблюдением
рационального режима учебной и внеучебной деятельности
воспитанников, обеспечением санитарно – гигиенических требований
в процессе трудового обучения;
. профессиональные рекомендации воспитанникам с учетом состояния
их здоровья;
. работа с воспитанниками по гигиеническому воспитанию, пропаганда
санитарно – просветительских знаний.
Психологическое обеспечение образовательного процесса в учреждении,
консультативную и профилактическую работу с педагогическими работниками
осуществляют педагоги – психологи.
Социальные педагоги осуществляют связь с социальными службами и
службой занятости, оказывают помощь администрации учреждения в вопросах
охраны прав воспитанников и выпускников, их социальной адаптации.
Детский дом семейного типа (семейный детский дом) – семья, взявшая на
попечение одного или несколько детей – сирот либо детей, оставшихся без
попечения родителей (лишенных родительских прав). Такие семьи создаются не
несколько лет по договору – контракту. Существует несколько типов семейного
детского дома: семья, взявшая одного или несколько детей; несколько детей,
проживающий с воспитателем; семья, в которой живут и свои и приемные дети
и др.
Основными задачами детского дома семейного типа являются – создание
благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовка к
самостоятельной жизни детей – сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей (далее именуются - дети), в условиях семьи.
Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании
обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей, и с
учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и
усыновленных (удочеренных) детей, а с 10 – летнего возраста, только с их
согласия.
Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и
усыновленных (удочеренных) детей, находящихся в зарегистрированном браке
супругов, не должно превышать 12 человек.
Организаторами детского дома семейного типа не могут быть лица:
1. находящиеся в кровном родстве с принимаемыми на воспитание детьми;
2. имеющие заболевания, при наличии которых, нельзя взять детей на
воспитание;
3. лишенные родительских прав или ограниченные судом в родительских
правах;
4. признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно
дееспособными;
5. отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее
выполнение возложенных на них обязанностей;
6. являющиеся бывшими усыновителями, если усыновление отменено судом по
их вине.
Учредитель (учредители) создает детский дом семейного типа при наличии
соответствующего заявления супругов, желающих взять на воспитание детей, и
заключения органа опеки и попечительства о возможности супругов быть
воспитателями.
Предпочтение отдается супругам, имеющим опыт воспитания детей, работы
в детских социальных, образовательных и лечебных учреждениях, являющимся
усыновителями или опекунами (попечителями).
Орган опеки и попечительства по месту нахождения детского дома
семейного типа осуществляет контроль за условиями жизни и воспитания детей,
охраной их прав и законных интересов, также обеспечивает обучение лиц,
желающих взять детей на воспитание.
На воспитание в детский дом семейного типа передаются дети в возрасте
от рождения до 18 лет. Срок пребывания ребенка в детском доме семейного
типа определяется в договоре, который заключается между органом опеки и
попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и детским домом
семейного типа.
Передача ребенка на воспитание в детский дом семейного типа
осуществляется с учетом его мнения (а с 10 – летнего возраста только с его
согласия) и согласия администрации образовательного или лечебно –
профилактического учреждения, учреждения социальной защиты населения или
другого аналогичного учреждения, в котором он находится, а также с согласия
воспитателей этого детского дома семейного типа в целях обеспечения
психологической совместимости.
Ребенок, переданный в детский дом семейного типа, сохраняет право на
причитающиеся ему алименты, пенсии (по случаю потери кормильца,
инвалидности), другие социальные льготы и гарантии, установленные
законодательством Российской Федерации для детей – сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
При выходе из детского дома семейного типа или переводе в
образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей или учреждение социальной защиты населения, а также при
ликвидации детского дома семейного типа, ребенку выдается справка о
пребывании в детском доме семейного типа.
Медицинское обслуживание детей обеспечивается медицинскими работниками
территориального лечебно – профилактического учреждения по месту нахождения
детского дома семейного типа.
Дети обучаются в общеобразовательных учреждениях на общих основаниях.
Детский дом семейного типа финансируется учредителем (учредителями)
исходя из норм обеспечения воспитанников образовательных учреждений для
детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов детского дома
семейного типа являются:
1. Средства учредителя (учредителей).
2. Имущество, закрепленное за учреждением собственником (уполномоченным
или органом).
3. Добровольные пожертвования физических и юридических лиц.
4. Другие внебюджетные средства в соответствии с законодательством РФ.
Воспитатели детского дома семейного типа ведут отчетность по приходу и
расходу денежных средств, выделяемых на содержание детей. Сэкономленные
средства в течение года изъятию не подлежат.
В соответствии со статьей 123 Семейного Кодекса Российской Федерации
дети, оставшиеся без попечения родителей подлежат на попечение родителей
всех типов и видов. Эта предоставляет широкие полномочия для местных
органов управления образованием, согласно которой законами субъектов
Российской Федерации могут быть предусмотрены и «иные формы устройства
детей, оставшихся без попечения родителей».
Основным нормативно – правовым документом, регламентирующим
деятельность образовательных учреждений для детей – сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, является Типовое положение об
образовательном учреждении для детей – сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, утвержденное Правительством Российской Федерации от 1
мая 1995 г. № 676. Это же Типовое положение выполняет функции примерного и
для других образовательных учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, в частности, негосударственных.
Появление таких учреждений – результат политики в сфере
негосударственного образования в субъектах Российской Федерации. Основными
учредителями являются физические и юридические лица.
Порядок открытия негосударственного учреждения для детей – сирот
следующий:
1. По заявлению одного из учредителей готовиться проект постановления
главы администрации района, области, на территории которых создается
детский дом, об открытии учреждения.
2. Учредитель (учредители) назначают директора детского дома на
контрактной основе.
3. Директор детского дома готовит по согласованию с учредителями пакет
документов, необходимый для лицензирования учреждения.
Учитывая специфику негосударственного учреждения, по согласованию
учредителей может быть оговорен пол, возраст принимаемых детей, их
индивидуальные особенности. Эти и другие положения должны быть отражены, в
частности, в Уставе учреждения – одном из главных учредительных документов.
Негосударственное образовательное учреждение для детей – сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, комплектуется по согласованию
учредителей и органов управления образованием через органы опеки и
попечительства городских, районных отделов образования или органы
управления образованием субъектов Российской Федерации. Комплектование
учреждения детьми осуществляется в соответствии с Типовым положением об
образовательном учреждении для детей – сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей.
В Уставе учреждения обязательно должны быть оговорены вопросы приема
детей, их вывода ( с разрешения только органов опеки и попечительства),
выпуска (ответственность за дальнейшую судьбу выпускника в первые годы
самостоятельной жизни, обеспечение социальных гарантий не ниже
предусмотренных государством).
Механизм взаимоотношений негосударственного учреждения для детей –
сирот и органов управления образованием регулируется Учредительным
договором между учредителями и детским домом в том случае, если орган
управления образованием является одним из учредителей.
Орган управления образованием может не быть в числе учредителей
негосударственного учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей. В этом случае отношения органа управления образованием
и детского дома определяются Соглашением взаимных обязательств по
комплектованию, финансированию, обучению, контролю и помощи, с стороны, и
гарантией соблюдения прав и интересов детей, с другой.
Детские деревни (SOS – Киндердорф) – заведение для воспитания детей –
сирот в условиях, приближенных к семейным.
Детские деревни SOS, в корне отличаются от детских домов. Так как
ребята живут в условиях максимально приближенным к семейным.
В семье шесть – восемь ребят разного возраста. Каждая семья живет в
отдельном коттедже. Однако, они не изолированы, они ходят в обычную школу,
дружат со сверстниками, занимаются спортом, посещают кружки.
Требования к претендентам на роль мамы высокие, в частности, она не
должна быть замужем или иметь своих детей.
Как всем мамам, женщине надо будет воспитывать детей и вести домашнее
хозяйство. Правда, ей положены выходные, отгулы и отпуск.
Первая деревня SOS была построена на пожертвования в 1949 году в
Австрии. Основатель детских деревень SOS – австрийский
педагог – гуманист Герман Гмайнер.
Сейчас они уже есть в 130 странах. В России первая деревня SOS в
Томилино, под Москвой в 1996 году. Вторая – в Лаврово под Орлом, и начала
работу 2 года спустя. В 2000 году приняла первых воспитанников третья
деревня SOS в Пушкине под Санкт – Петербургом.
На конец 2001 года в домах ребенка находилось 160 чел. детей – сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей; на конец 2002 года – 182
человека.
Дети, нуждающиеся в таких учреждениях, как правило,
10 % «отказные», 90 % - из семей «группы риска» - лишенные родительских
прав, находящиеся в заключении, на лечении в психиатрических больницах,
бомжи и т.д.
В детские дома поступают дети, в основном, по несколько лет
скитавшиеся по подвалам, давно утратившие связи с семьей. Подавляющее
большинство их приобщилось к алкоголю, табаку, другим вредным привычкам. У
них, зачастую, утрачены обычные бытовые навыки, они не придерживаются
правил гигиены. В основном, все с нервными расстройствами, повышенной
агрессивностью, страдают различными хроническими и кожными заболеваниями,
задержкой психического развития.
Социальные приюты для детей и подростков – специализированные детские
заведения стационарного типа, которое представляет собой самостоятельное
учреждение или подразделение социально – реабилитационного центра,
призванное оказывать социальную, правовую, медико – психолого –
педагогическую помощь безнадзорным детям, ограждать их от влияния
асоциальной среды, проводит комплекс мер по всесторонней реабилитации и
социальной адаптации, дальнейшему жизнеустройству. Приюты создают
государственными органами, общественными организациями, их учредителями
могут быть и частные лица.
Центр для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей –
специальные центры для временного содержания детей – сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей в возрасте до 16 лет и оказание
содействия в их дальнейшей социальной жизни и передаче на воспитание в
семьи граждан.
Все это, с нашей точки зрения, делает актуальным изучение особенностей
психического развития детей, воспитывающихся в детских домах.
1.2. Влияние условий проживания в детском доме на формирование личности
ребенка – подростка.
Подростковый возраст – этап от 10 – 11 до 15 лет, соответствующий
началу перехода от детства к юности. Относится к числу критических периодов
возрастного развития, связанных с кардинальными изменениями в сфере
сознания, деятельности и системе взаимоотношений индивида. Характеризуется
бурным ростом, формированием организма в процессе полового созревания, что
сказывается на психофизиологических особенностях подростка. Основу
формирования новых психологических и личностных качеств подростка
составляет общение в рамках различных видов деятельности. Для подростков
характерно активное стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация
поведения на его нормы и ценности, развитие самосознания и самооценки,
интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям. При
отсутствии условий для индивидуализации позитивное реализации своих новых
возможностей, самоутверждение подростка может принимать уродливые формы и
приводить к отклоняющемуся поведению.
Отношения с окружающими – наиболее важная сторона жизни подростков.
Если потребность в полноценном общении со значимыми взрослыми и
сверстниками не удовлетворяется, у детей появляются тяжелые переживания.
Для подростков характерно стремление к эмансипации от близких
взрослых. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они
испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах.
Специфические условия жизни в детском доме накладывают определенные
особенности на формирование личности подростка.
Опираясь на исследования И.В. Дубровиной , Прихожан А.М.; Толстых И.Н.
, детей, воспитывающихся в домах ребенка, детских домах и интернатах,
характерны следующие искажения:
1. в общении . С одной стороны, у детей обострена потребность во
внимании и доброжелательности взрослого, в человеческом тепле, ласке и
положительных эмоциональных контактах. А с другой – полная
неудовлетворенность этой потребности: малое количество обращений взрослых к
детям, сниженность в этих контактах интимных личностных обращений, их
эмоциональная бедность и однообразие содержания, в основном направленное на
регламентацию поведения, частая сменяемость взрослых, взаимодействующих с
детьми, перевод воспитанников из одной группы в другую, из одного детского
учреждения в другое.
Перечисленные особенности общения со взрослыми лишают детей, во –
первых, важного для их благополучия переживаний своей нужности и ценности
для других, уверенности в себе, лежащей в основе формирования полноценной
личности, а во – вторых, переживание ценности другого человека, глубокой
привязанности к людям.
В общении с другими детьми, также выявляются различия между обычными
школьниками и воспитанниками детских домов и интернатов.
И в той, и в другой группе конфликт с детьми чаще всего вызывает
экстрапунитивные, обвиняющие реакции, причем, в основном это реакции
самозащитного типа («сам дурак!»). Однако, если в детском доме такие
реакции абсолютно преобладают, а все остальные буквально единичны, то в
школе их , во – первых , намного меньше, чем в детском доме, а во – вторых,
почти в такой же степени интропунитивные реакции по типу фиксации на
удовлетворении потребности.
При анализе полученного материала обращает на себя внимание следующее
противоречие. Казалось бы, учитывая особенности жизни в детском учреждении,
где дети поневоле находятся в ситуации постоянного контакта со взрослыми и
сверстниками, следовало бы ожидать эффективного формирования навыков
общения, умения решать коллективные задачи, находить выход из конфликтов.
Однако, воспитанники детских домов и интернатов менее успешны в
решении конфликтов в общении и со взрослыми, и со сверстниками, чем
учащиеся обычной школы.
2. Бросается в глаза агрессивность, стремление обвинить окружающих,
неумение и нежелание признать свою вину, т.е., по существу, доминирование
защитных форм поведения в конфликтных ситуациях и соответственно
неспособность конструктивно решать конфликт.
Чтобы понять причины, по которым возникают описанные особенности
поведения у воспитанников детского дома, недостаточно указать на узость,
ограниченность их контактов со взрослыми, с одной стороны, и высокую
интенсивность контактов со сверстниками, с другой. Необходим качественный
анализ специфики общения детей со взрослыми и сверстниками в условиях
детского учреждения.
Важно учитывать, что в детском учреждении ребенок постоянно общается с
одной и той же достаточно узкой группой сверстников, причем он сам не
властен предпочесть какую-либо другую группу, что доступно любому ученику
обычной школы, но одновременно он не может быть и исключен из нее.
Принадлежность к определенной группе сверстников для него как бы
безусловна. Это ведет к тому, что отношения между сверстниками складываются
не как приятельские, дружеские, а типу родственных, как между братьями и
сестрами.
Такую безусловность в общении со сверстниками в детском учреждении
можно, с одной стороны, рассматривать как положительный фактор,
способствующий эмоциональной стабильности, защищенности, когда группа
сверстников выступает определенным аналогом семьи.
С другой стороны, нельзя не увидеть и заметных издержек – подобные
контакты не способствуют развитию навыков общения со сверстниками, умению
наладить равноправные отношения с незнакомым ребенком, адекватно оценить
свои качества, необходимые для избирательного, дружеского общения.
Своеобразие картины общения со сверстниками у детей, растущих вне семьи,
можно видеть уже в дошкольном возрасте: контакты выражены гораздо слабее,
чем у их ровесников из детского сада, они очень однообразны,
малоэмоциональны и сводятся к простым обращениям и указаниям. В основе
отставания лежит отсутствие эмпатии, т.е. сочувствия, сопереживания, умения
и потребности разделить свои переживания с другим человеком.
Важно также отметить, что полноценные, эмоционально насыщенные
контакты не формируются у воспитанников детского дома и тогда, когда дело
касается их родных братьев и сестер.
Особую роль в развитии личности играет уровень агрессии у
Страницы: 1, 2
|