Рефераты

Проблема формирования личности

Проблема формирования личности

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(СТУ)

филиал в г. Смоленске

РЕФЕРАТ ПО ПСИХОЛОГИИ

НА ТЕМУ: Проблемы формирования личности.

Преподаватель

Студент гр. ВМ1-97

Вальков К.Г.

СМОЛЕНСК, 1999г.

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ С НИМИ СВЯЗАННЫЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.

Из всех проблем, с которыми сталкиваются люди в ходе истории человечества,

вероятно, наиболее запутанной является загадка природы самого человека.

Астрология, теология, философия, литература и социальные науки – вот лишь

некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю

сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Сегодня

проблема стоит остро как никогда, поскольку большинство серьезных недугов

человечества – стремительный рост численности населения, глобальное

потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм,

наркомания, расовые предрассудки, нищета – являются следствием поведения

людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само

существование человеческой цивилизации будут зависеть от того, насколько мы

продвинемся в понимании себя и других.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ.

Личностное развитие происходит на протяжении всей жизни. Соответственно

некоторые теоретики предложили стадийную модель для понимания фаз роста и

развития в жизни человека. Теория Фрейда, в которой формирование личности

представлено в виде последовательности стадий психосексуального развития,

является одним из примеров этого подхода. В качестве другого примера можно

назвать концепцию восьми стадий развитей эго, сформулированную Эриксоном. В

противоположность упомянутым авторам, многие ученые-теоретики подчеркивают

роль взаимоотношений между родителем и ребенком как значимого фактора в

понимании проблемы развития. Карл Роджерс, например, придавал особое

значение тому, как формируется Я-концепция индивидуума – и в ракурсе

познания, и в эмоциональном отношении – под влиянием родительских установок

и поведения на этапе формирования личности.

Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних детерминант. К

внешним, или детерминантам окружения, относятся : принадлежность

индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и

уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние

детерминанты включают генетические, биологические и физические факторы.

Дальнейшее описание множества изменений, сопровождающих наше развитие –

физических, социальных, интеллектуальных, эмоциональных, моральных и т.д.,

- показывает, какой сложной является проблема развития человека.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ.

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в

определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального

опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные

ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те

нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы

поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами,

которые приняты в данном обществе. Например, в нашем обществе плюнуть на

кого-то – это символ презрения, а у представителей племени Масаи – это

выражение любви и благословения. Или в странах Азии принято ждать от гостя

отрыжки после еды в знак того, что он вполне удовлетворен, а в нашем

обществе – это некультурно, т.е. правила поведения, приличия, нормы морали

неодинаковы в разных обществах и соответственно поведение людей,

воспитанных под влиянием различных обществ, будет различаться.

Выделяют следующие стадии социализации :

Первичная социализация или стадия адаптации ( от рождения до подросткового

периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется,

приспосабливается, подражает).

Стадия индивидуализации ( появляется желание выделить себя среди других,

критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом

возрасте стадия индивидуализации, самоопределения « мир и я »

характеризуется как промежуточная социализация, т.к. все еще неустойчиво в

мировоззрении и характере подростка.

Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная

социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

Стадия интеграции ( появляется желание найти свое место в

обществе , «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно,

если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются,

возможны следующие исходы :

Сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (

взаимоотношений ) с людьми и обществом.

Изменение себя, «стать как все».

Конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь

период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает

социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия

человека на среду через свою деятельность.

Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как

возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в

процесс передачи его новым поколениям.

Более детальный анализ процесса формирования личности возможен на основе

выделения для каждого возраста той ведущей деятельности, которая

обуславливает главные изменения в психических процессах и особенностях

личности ребенка на данной стадии его развития.

Таблица 2.1

|Период |Ведущая деятельность |Ведущая сторона |

| | |Социализации |

|1 |2 |3 |

|Младенчество |Эмоциональное общение|А – освоение норм |

|(0-1г.) – этап |со взрослыми |отношения между |

|«доверия к миру» | |людьми |

|1 |2 |3 |

|2. Раннее детство |Предметная |Б – усвоение |

|(1-3 г.) – этап |деятельность |общественно |

|«самостоятель-ности» | |выработанных способов|

| | |деятельности с |

| | |предметами |

|3. Дошкольное детство|Игра |А – освоение |

|(3-6-7 лет) – этап | |социальных ролей, |

|«выбора инициативы» | |взаимоотношений между|

| | |людьми |

|4. Младший школьный |Учебная деятельность |Б – освоение знаний, |

|возраст (6-11 лет) – | |развитие |

|этап «мастерства» | |интелектуально-познав|

| | |ательной сферы |

| | |личности |

|5. Подростковый |Общение со |А – освоение норм |

|(11-14 лет) |сверстниками |отношений между |

| | |людьми |

|6. Юношеский (14-18 |Учебно-профессиональн|Б – освоение |

|лет) – этап |ая деятельность |профессиональных |

|самоопределения «мир | |знаний, умений. |

|и я» | | |

|7. Поздняя юность |Трудовая |А,Б – освоение норм |

|(18-25 лет) – этап |деятельность, |отношений между |

|«человеческой |профессиональная |людьми и |

|близости» |учеба |профессионально- |

| | |трудовых умений |

|8. Этап человеческой | | |

|зрелости | | |

Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он

определяется тем, что ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего

развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается.

Психосоциальная концепция развития личности (рис.2.2) разработанная

известным психологом Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и

характера общества, в котором он живет. Эриксон ввел понятие «групповая

идентичность» , которая формируется с первых дней жизни, ребенок

ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает

понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и

«эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я».

Формирование эгоидентичности – длительный процесс, включает ряд стадий

развития личности.

На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она

кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка

формируется базовое доверие к миру.

2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и

независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при

выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к

аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки». Социальное

неодобрение открывает глаза ребенка внутрь, он чувствует возможность

наказания, формируется чувство стыда. В конце стадии должно быть равновесие

«автономии» и «стыда». Это соотношение будет положительно благоприятным для

развития ребенка, если родители не будут подавлять желание ребенка, не

будут бить за провинности. В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже

убежден, что он личность, т.к. он бегает, умеет говорить, расширяет область

овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости,

инициативы, которое закладывается в игре ребенка. Игра очень важна для

развития ребенка, т.е. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает

отношения между людьми посредством игры, развивает свои психические

возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют

ребенка, не уделяют внимания играм ребенка, то это отрицательно влияет на

развитие ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности,

чувству вины. В младшем школьном возрасте ( 4-я стадия) ребенок уже

исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает

ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос

культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он

верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к

появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в

свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе. При неполноценности ребенок

как бы снова возвращается в семью, она для него убежище, если родители с

пониманием стараются помочь ребенку преодолеть трудности в учебе. В случае,

если родители лишь ругают и наказывают за плохие оценки, чувство

неполноценности у ребенка закрепляется порой на всю его жизнь. В

подростковом возрасте ( 5-я стадия) формируется центральная форма

эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание,

озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое

профессиональное призвание, способности, умения – вот вопросы, которые

встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о

самоопределении. На этой стадии заново встают все критические прошедшие

моменты. Если на ранних стадиях у ребенка сформировалась автономия,

инициатива, доверие к миру, уверенность в своей полноценности, значимости,

то подросток успешно создает целостную форму эгоидентичности, находит свое

«Я», признания себя со стороны окружающих. В противном случае происходит

диффузия идентичности, подросток не может найти свое «Я», не осознает своих

целей и желаний, происходит возврат, регрессия к инфантильным, детским ,

иждивенческим реакциям, появляется смутное, но устойчивое чувство тревоги,

чувство одиночества, опустошенности , появляется постоянное ожидание чего-

то такого, что может изменить жизнь, но сам человек активно ничего не

предпринимает , появляется страх перед личным общением и неспособность

эмоционально воздействовать на лиц противоположного пола, враждебность,

презрение к окружающему обществу, чувство «не признания себя» со стороны

окружающих людей. Если человек нашел себя, то идентификация облегчается.

На 6-й стадии ( молодость) для человека актуальным становится поиск

спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление со своей

социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою

идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства,

сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако, если диффузия

идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется

изоляция одиночество. 7-я – центральная стадия – взрослый этап развития

личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны

других людей, особенно детей, они подтверждают, что ты им нужен.

Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший,

любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью. Если не на

кого излить свое «Я» ( нет любимой работы, семьи, детей), то человек

опустошается, намечается застой, косность, психологический и

физиологический регресс. Как правило, такие отрицательные симптомы сильно

выражены, если личность была подготовлена к этому всем ходом своего

развития , если всегда были отрицательные выборы на этапах развития.

После 50 лет ( 8-я стадия) происходит создание завершенной формы

эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек

переосмысливает всю свою жизнь, осознается свое «Я» в духовных раздумьях о

прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь – это неповторимая

судьба, которую не надо переделывать, человек «принимает» себя и свою

жизнь, осознается необходимость в логическом завершении жизни, проявляется

мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. Если «принятия

себя и жизни» не произошло, то человек чувствует разочарование, теряет вкус

к жизни, чувствует, что жизнь прошла неверно, зря. Стадии и положительные –

отрицательные выходы из каждой стадии приведены на рис.3.

|+ окончательная форма эгоидентичности |

|Стадия 8 |

|«принятие себя, жизни», мудрость |

|старость |

|- разочарование в жизни |

|после 50 лет |

|+ творчество, любимая работа, |

|Стадия 7 |

|воспитание детей, забота о детях, |

|зрелость до |

|удовлетворенность жизнью |

|50 лет |

|- опустошенность, застой, регрессия |

|+ чувство близости, интимности, |

|Стадия 6 |

|единство с людьми, любовь |

|молодость от |

|- изоляция, одиночество |

|20 до 25 лет |

|+ цельная форма эгоидентичности, |

|находит свое «Я», верность себе, |

|Стадия 5 |

|признание себя людьми |

|юношеский от |

|диффузия идентичности, тревога, |

|11 до 20 лет |

|одиночество, инфантилизм, не нашел |

|свое «Я», непризнание людьми, |

|«путаница ролей», враждебность |

|+ уверенность в себе, компетентность |

|Стадия 4 |

|- неполноценность, неверие в свои силы |

|школьный от 6 до 11 лет |

|+ инициативность, целеустремленность, |

|Стадия 3 |

|активность, предприимчивость, |

|дошкольный |

|самостоятельность |

|возраст - пассивность, подражание образцам, |

|вина от 3 до 6 лет |

|+ автономия, самостоятельность, |

|Стадия 2 |

|опрятность, воля |

|ранний возраст |

|сомнение, стыд, зависимость от |

|от 1 до 3 лет |

|других |

|+ базальное доверие к миру, оптимизм, |

|Стадия 1 |

|стремление к жизни |

|младенчество |

|базальное недоверие к миру, пессимизм, |

|стремление к смерти |

Встает вопрос, почему стадии изображены по диагонали? Эриксон отвечает :

«Чтобы показать, что то, как на 1-ой стадии, то так будет решено и на

последней». Понять жизнь можно только к концу, а прожить надо сначала».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Переход от одного периода к другому – это изменение сознания и отношений

ребенка к окружающей действительности и ведущей деятельности, это

критические, переходные возрасты, когда происходит ломка прежних социальных

взаимоотношений ребенка и окружающих. Ребенок натыкается на окружающий мир,

как скоростной поезд, который наткнувшись начинает замедлять свой ход,

остановившись в конце пути- жизни, он уже пожилой человек осознает весь

смысл жизни. В период критической фазы дети трудновоспитуемы, проявляют

упрямство, негативизм, непослушание, строптивость.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

«ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ» Л.Д. Столяров, Ростов-на-Дону, «феникс», 1996 г.

«ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ» Л.Хьелл,

Д.Зиглер «Питер» Санкт-Петербург , 1997 г.


© 2010 Современные рефераты