Рефераты

Проблемно-ориентированное консультирование

Проблемно-ориентированное консультирование

ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Контрольная работа Шалаевой Т.В.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДМЕТ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 2

ПОНЯТИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ 3

ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ И ЕЕ ЭТАПЫ 6

Понятие проблемно-ориентированной психологической помощи 6

Этапы проблемно-ориентированной психологической помощи 9

Типы запросов клиента и способы их трансформации 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 24

ПРЕДМЕТ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Произошедшие за последние годы открытия в различных областях привели к

появлению особого вида деятельности, которое получило название

консультирование. Практика помощи советом, консультацией, руководством,

симпатией и ободрением (как неформально, так и профессионально), известна

издревле. Суть современной практики консультирования состоит в попытке

сделать эту помощь более эффективной, основываясь на знаниях о человеческом

характере, его формировании и коррекции, что можно сделать только при

помощи знания различных отраслей современной психологии. В настоящее время

образовалась ниша, которую должны занять консультанты, прошедшие подготовку

и имеющие необходимые черты характера, так как много людей нуждается в

таком виде помощи, который не могут оказать врачи обычных специальностей.

Если человек болен физически, ему нужен врач; если у человека душевная

болезнь или он не может контролировать свои поступки, что может быть

вызвано как органическими, так и психологическими причинами, такому

человеку нужна помощь психиатра (врача, специализирующегося на заболеваниях

нервной системы и обученного психотерапии); если же у человека личностные

проблемы, которые можно считать психологическими, а не имеющими физические

причины, то ему следует обратиться к консультирующему психологу или

психотерапевту (не медику). Если человек молод и неопытен, ему нужно

обучение, преподаватель.

Поле деятельности консультанта лежит между двух вышеописанных

профессий, и он применяет часть методов каждого из них. Преподаватель имеет

дело с «нормальными» индивидами и концентрируется на процессе роста и

развития — интеллектуального, морального или религиозного. Консультирующий

психолог работает главным образом над проблемами коррекции, или

перевоспитания, индивида, имеющего серьезные трудности в приспособлении к

окружающей среде и нуждающегося в продолжительном лечении. Как бы то ни

было, провести четкую грань между потребностями индивида в «воспитании» и

соответственно «перевоспитании» невозможно. Корректирующие и дисциплинарные

проблемы являются «статистически нормальной» частью профессии учителя, а

консультирующий психолог использует в большей или меньшей степени

положительные образовательные методики в соответствии с потребностями

конкретной ситуации. Консультант имеет дело с проблемами, которые слишком

сложны, чтобы их решить между прочим в обычном образовательном процессе, но

недостаточно серьезны, чтобы требовалась индивидуальная специализированная

помощь консультирующего психолога. (Собственно говоря, существует много

видов проблем, которые могут быть разрешены либо консультантом, либо

консультирующим психологом; в подобных случаях относительная недоступность

последнего по финансовым или территориальным причинам увеличивает

потребность в квалифицированных консультантах.) Консультирование — это

скорее не профессия, а техника или искусство, которое должно применяться

как часть более широких обязанностей в профессиях, предполагающих

длительное общение с людьми, например в работе врачей, учителей,

священнослужителей и социальных работников. Естественно, возможности

консультирования в рамках любой из упомянутых специальностей зависит от

имеющегося времени, наклонностей, личностных качеств, а также от наличия

информации об индивиде.

ПОНЯТИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

С конца XVII в. делаются попытки научно объяснить психические методы

лечения, предлагаются все новые и новые их варианты. Начиная с

"магнетического флюида" венского врача А.Месмера следуют: в XIX столетии —

Джеймс Бред (гипноз), в XX в. — Зигмунд Фрейд (психоанализ), Карл Роджерс

(клиент-центрированная терапия), Фредерик Перлз (гештальт-терапия), Милтон

Эриксон (нетрадиционный гипноз и терапия), Вирджиния Сатир (семейная

терапия) и многие другие. И если первоначально психотерапия была

прерогативой медиков, то в начале XX в. к ним постепенно присоединяются

работники других социальных служб, а в 1950-х гг. в США содержательно и

организационно обособляется консультативная психология.

Консультативная психология трактуется как раздел знания, содержащий

систематическое описание процесса оказания психологической помощи

(консультирования). Консультативная психология исходит из представления о

том, что с помощью специально организованного процесса общения у

обратившегося за помощью актуализируются дополнительные психологические

силы и способности, которые, в свою очередь, могут обеспечить отыскание

новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации. От классической

психотерапии консультирование отличает отказ от концепции болезни, большее

внимание к ситуации и личностным ресурсам.

Консультативную психологию как профессиональное поле можно

идентифицировать только с 1951 г., когда в США Северо-западная конференция

рекомендовала наименование "консультативная психология", или с 1952 г.,

когда была учреждена новая позиция консультирующего психолога и

Американская психологическая Ассоциация изменила наименование специальности

"Консультирование и руководство", которое использовалось также

непсихологами, на "Консультативная психология". Второй причиной подобного

изменения была потребность дифференцировать консультативное поле от

клинической психологии, ориентированной на психотерапию и лечение

психопатологии.

Уайтли называет "корнями" консультативной психологии во-первых,

психологию индивидуальных различий и такие ее ответвления, как

психометрические или психологические измерения; во-вторых, прикладную

психологию.

До 1950-х гг. поле прикладной психологии понималось в первую очередь

как граница клинической и экспериментальной психологии и состояло почти

исключительно в приложении психологии индивидуальных различий. Двумя

другими ветвями прикладной психологии в то время были образовательная

психология и промышленная психология, представляющие психологию

индивидуальных различий применительно к школе и трудовой деятельности.

Каково соотношение понятий консультирование и психотерапия? Термин

«психотерапия» означает комплексное лечебное, вербальное и невербальное,

воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих

психических, нервных и психосоматических заболеваниях. Причем условно

различают клинически ориентированную психотерапию, направленную

преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики, и

личностно-ориентированную, ставящую задачей содействие клиенту в изменении

его отношения к социальному окружению и собственной личности.

Ряд исследователей (Эйдемиллер, Юстицкий, 1989) говорят о неврачебной

психотерапии, имея в виду консультирование проблемных семей, не способных

справиться с организацией взаимоотношений. Другие же высказывают некоторые

сомнения по поводу употребления термина "психотерапия", так как в данном

случае речь идет не о терапии (лечении) в точном смысле этого слова.

Еще один термин, введенный в обиход именно в России, — психокоррекция,

направленная на исправление тех или иных расстройств, но в то же время

лечение в некоторых случаях рассчитано не на полное устранение

патологических нарушений, а лишь на их компенсацию. Существенной общей

особенностью и психотерапии, и психокоррекции является психологическое

воздействие, направленное на нормализацию или улучшение психической

деятельности и невросоматических функций человеческого организма. Методами

психологической коррекции называются аутогенная тренировка, тренинговые

методы, семейная психотерапия и т.д.

Заметим, что одно и то же психологическое воздействие в России чаще

всего называется психотерапией, если им занимается врач, и психокоррекцией,

если его применяет психолог. Возникшее в отечественной психологии

разделение этих понятий связано не с особенностями работы, а с

укоренившимся и узаконенным положением о том, что психотерапией могут

заниматься лишь люди, имеющие специальное медицинское образование. Это

ограничение является искусственным, поскольку психотерапия подразумевает

немедикаментозное, то есть, психологическое воздействие. К тому же термин

"психотерапия" является международным и в большинстве стран мира однозначно

используется по отношению к методам работы, осуществляемым

профессиональными психологами (Алешина, 1994).

Таким образом, в России существуют по крайней мере четыре близких по

содержанию понятия: психотерапия, психокоррекция, неврачебная психотерапия,

психологическое консультирование. Представим их сходство и различие в

таблице 1.

|НАПРАВЛЕНИЕ |СУБЪЕКТ |ОБЪЕКТ |ЦЕЛЬ |

|Психотерапия | | | |

|А. |Врач (психиатр,|Больной, |Ликвидация симптомов |

|клинически-орие|психотерапевт) |клиент | |

|нтированная | | | |

|В. личностно- |Врач, психолог,|Больной, |Личностные и |

|ориентированная|социальный |клиент |межличностные |

| |работник | |изменения |

|Психокоррекция |Врач, психолог |Больной, |Исправление тех или |

| | |клиент |иных расстройств, |

| | | |нормализация |

| | | |психической |

| | | |деятельности |

|Неврачебная |Психолог |Клиент |Оптимизация |

|психотерапия | | |взаимоотношений |

| | | |(например, в |

| | | |проблемных семьях) |

|Консультировани|Консультирующий|Клиент, семья,|Адаптация к жизни за |

|е |психолог, |группа |счет активизации |

| |социальный | |личностных ресурсов |

| |работник | |(выход из трудной |

| | | |жизненной ситуации) |

Мы видим, что термины психотерапия и психокоррекция практически

совпадают по содержанию. Смыкаются также понятия неврачебная психотерапия и

консультирование. Более того, в рамках понятия психотерапия четко

выделяются две составляющие, и вторая из них, то есть личностно-

ориентированная психотерапия, схожа с понятиями неврачебная психотерапия и

консультирование.

Основная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь

клиенту посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны,

продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые, будучи

источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются (Алешина,

1994). Это тоже психологическое воздействие, но воздействие более мягкое.

Отличает консультирование и его краткосрочность (от одной до 5—6 встреч),

хотя в последнее время появляются почти "мгновенные" психотерапевтические

техники (Гриндер, Бэндлер, 1992).

Выбор консультирования как формы психологической помощи зависит от

меры ответственности, которую может вынести сам клиент. Это предполагает

адекватную ориентацию клиента по отношению к проблемной и консультативной

ситуациям, соответствующее эмоциональное состояние и уровень

интеллектуального развития, позволяющий выбрать варианты решения проблемной

ситуации.

ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ И ЕЕ ЭТАПЫ

Понятие проблемно-ориентированной психологической помощи

Каждому человеку, оказавшемуся в психологически неразрешимой для него

ситуации, кажется, что его проблема уникальна. Можно даже сказать, что для

него переживание «я — не такой, как все...» становится ведущим. Это

переживание усугубляется и наблюдением за окружающими, которые будто без

видимых усилий решают подобные внутренние проблемы.

Само по себе такое переживание нормально, поскольку каждый человек

обладает уникальностью и способностью открыть свое предназначение, свою

жизненную задачу. Переживание своей уникальности со знаком «плюс» является

основой внутренней стабильности человека, способности делать осознанный

выбор и достойно встречать испытания.

Но переживание своей уникальности со знаком «минус», которой обычно

обусловлен приход человека к психологу- консультанту, приводит к иному

результату — постоянному чувству растерянности и беспомощности или наоборот

— стремлению поставить себя выше других за счет своих особых недостатков,

возведенных в достоинства («я потому так несчастен, что более совестлив,

чем другие», «я стал сердечником потому, что глубоко чувствую то, что

другие не замечают»).

Парадокс состоит в том, что до возникновения психологической проблемы

человек не задумывался над уникальностью своего жизненного пути и впервые

столкнулся с ней лишь при возникновении симптома или серьезной личной

проблемы. Его позитивная уникальность, оставленная без внимания, может

заявить о себе только через душевные и телесные страдания. Поэтому само

наличие жалобы на психологические проблемы или телесные симптомы можно

истолковывать двояко: либо человек игнорировал на протяжении жизни само

наличие у себя особой жизненной задачи, либо совершил ошибку в ее

обнаружении, сознательно или бессознательно приняв навязанные ему другими

задачи за его личные.

И если благодаря уникальности со знаком «плюс» люди действительно

проявляют многообразие своих неповторимых стилей существования, то

уникальность со знаком «минус» является лишь мнимой, поскольку количество

жалоб, проблем и симптомов является в принципе ограниченным. Причем каждая

из «психологических проблем» является одним из типовых вариантов

неспособности обучаться на материале своего жизненного опыта, вырабатывать

или присваивать новые виды поведения или мышления, соответствующие новым

жизненным обстоятельствам.

Конечно, источники большинства психологических проблем коренятся в

детстве, но способность их решать является достоянием развитой и

развивающейся личности. Каждый человек становится самостоятельным и

способным решать свои личные проблемы намного позже, чем он их приобретает.

Сама ситуация детства, само положение зависимого и управляемого,

вынужденного подчиняться воле «больших» и «взрослых» неотвратимо создают

предпосылки этих проблем. И избежать их никто не может, так же как и не

может сразу родиться взрослым, минуя детство.

Человек, приобретая способность самостоятельно мыслить о своей жизни и

принимать решения, столь же неминуемо сталкивается с необходимостью

различения в себе «своего», т.е. того в себе, с чем он намерен жить дальше,

решая свои жизненные задачи, и «чужого» в себе, т.е. того, что, может быть,

когда-то и было полезным, но на данном этапе осознается как препятствие, и

от чего он хотел бы освободиться.

Но отделить одно от другого часто бывает трудно даже взрослому

человеку, не говоря уже о детях и подростках. Для этого и нужна

профессиональная помощь психолога-консультанта, как человека, который не

только не был вовлечен в ситуацию, но и не воспринимает многие привычные

установки как само собой разумеющееся. Более того, в его профессиональные

обязанности входит «не торопиться вас понимать». Хотя это, быть может, и

противоречит бытовому представлению о психологе, который все «понимает» с

первого взгляда и без слов. Причем, часто именно поспешность в «понимании»,

а точнее, в присоединении к самонепониманию консультируемого, мешает

начинающему психологу разобраться в проблеме по существу.

Итак, каждый человек в потенциале обладает неповторимой внутренней

задачей. Однако внешние и внутренние препятствия, которые он встречает на

своем жизненном пути, имеют достаточно типичный, неуникальный характер,

хотя человек может их не воспринимать таковыми.

Проблемно-ориентированная психологическая помощь направлена на решение

типичных проблем, возникающих у весьма отличающихся друг от друга по

характеру и установкам людей. Умение выявлять эти типовые проблемы за

внешним многообразием историй жизни, жалоб, парадоксальным переплетением

судеб приходит с опытом. Следует помнить, что существуют общие

закономерности жизненного пути человека, которые, как и законы физики, ни

для кого не делают исключения.

Итак, путь к симптому, тупику, проблеме у всех примерно одинаков, а

здоровье, целостность и продуктивность поддерживаются уникальными и

непохожими друг на друга способами. Неодинаковым также оказывается и путь

от проблемы, тупика к продуктивному и целостному существованию. Поэтому

нормы в обычном смысле слова относятся как раз к болезни, это нормы течения

болезни, нормы развития патологии, установить же удовлетворяющую всех норму

психического здоровья, не впадая при этом в противоречия, невозможно.

С точки зрения проблемно-ориентированной психологической помощи самого

больного нет; есть проблема, постепенно создающая болезнь, и есть

совершенно здоровая часть Я, к которой мы и обращаемся. Сам страдающий

человек — лишь носитель проблемы, но он, по замыслу своему, совершенно

здоров, совершенен и уникален.

Когда мы говорим с ним о его проблеме, мы намеренно выводим его в

позицию наблюдателя. Мы подразумеваем, что говорим о чем-то вне него, на

что он и сам может посмотреть со стороны. Да и не только посмотреть, но и

свою оставить ношу. Мы обращаемся к Наблюдателю в нем, мы находим источники

проблемы в его детстве, когда он еще не был способен психологически

защищать себя. Таким образом, мы максимально экстернализуем проблему,

размещая ее и во времени его прошлого опыта и в пространстве ситуаций и

действующих лиц. Мы это делаем для того, чтобы ему легче было осознать свое

прошлое и, в конечном счете, освободиться от него.

Конечно, человек может и не принять предлагаемого решения его

проблемы. И у этой ситуации может быть двойственное значение: либо он

выбирает дальше жить с проблемой, которая, как он считает, отнимет у него

меньше сил, чем ее решение, либо он найдет другое решение. Но в любом

случае психолог уважает его выбор, понимая границы своей ответственности.

Психолог не может быть более ответственен за решение проблемы человека, чем

он сам ответственен за это.

Таким образом, цель психолога — снова и снова толковать проблему

человека и выводить из этих толкований все новые и новые действенные

следствия. Личность может измениться и сама по себе, но только после

решения проблемы. Мы не ставим задачу глубинного изменения личности, мы

претендуем только на осознание и выявление достаточно типичных препятствий,

нагроможденных вокруг и внутри человека, которые он считает частью себя. А

изменится ли он и куда он двинется дальше — это дело его выбора.

Такая установка избавляет психолога от фантазма всемогущества,

ограничивая зону его ответственности — с одной стороны, но повышая уровень

его ответственности в границах этой зоны — с другой.

И здесь может быть задан вопрос: «А не может ли психолог навредить

человеку, сообщая ему не только интерпретации, но и действенные следствия?»

Человеку столь же трудно навредить, как и помочь. Не стоит

преувеличивать возможностей своего «воздействия». У каждого человека есть

фильтр психологической защиты, и то, что ему в данный момент «не нужно»,

человек воспринимать и учитывать в своих действиях не будет.

Но то, что было сказано — было сказано, и человеку, отказавшемуся от

интерпретаций, прогнозов и предложений, будет трудно делать далее вид, что

он этого никогда не слышал. Тем самым, он будет иметь в виду тот выбор, на

который пока не идет.

Часто нечто говорится даже не для того, чтобы быть услышанным, а для

того, чтобы просто прозвучать. Нечто должно быть сказано независимо от

того, воспримут его или нет.

Важно понять, что каждый человек в итоге исцеляется сам, лишь

используя психолога как средство. Признаком психологической зрелости

является не отсутствие проблем, а их своевременное решение, бдительность и

алертность к их появлению, осознанию и разрешению в своей жизни.

Проблемы, симптомы являются только знаками для развертывания процесса

самопознания. Они фиксируются и развиваются только когда игнорируются и не

разрешаются.

Помимо знаковой функции, психологические проблемы имеют и еще одну

позитивную функцию — энергетическую. Проблемы, будучи препятствием для

личностного развития, аккумулируют, как «плотины», известную энергию. Пока

они не разрешаются, эта энергия находится как бы в «связанном» виде. Но в

случае разрешения проблемы она из препятствия, «плотины» превращается в

«трамплин», усиливающий освобождение энергии в соответствии с осознанной

целью. Человек получает в свое распоряжение свои собственные ресурсы, до

поры до времени «связанные» в нем проблемой или симптомом.

Процесс проблемно-ориентированной психологической помощи

развертывается через ряд этапов, каждый из которых имеет свою специфику.

Этапы проблемно-ориентированной психологической помощи

Обычно начинающий психолог- консультант испытывает трудности в тот

момент, когда ему нужно задать первые вопросы человеку, обратившемуся за

психологической помощью, и установить с ним отношения, необходимые для

эффективной совместной работы. Впрочем, те же трудности испытывает и

клиент, первыми словами которого бывают «Даже не знаю, с чего начать...»

Когда жизнь человека течет благополучно, он, как правило, к психологу

не обращается. Решение обратиться за психологической помощью возникает в

тот момент, когда человек ощущает, что его личные ресурсы исчерпаны. И он

хочет выработать либо новое понимание ситуации, либо новые способы

поведения, либо то и другое одновременно. Он, как правило, уже совершал

многократные попытки разрешить проблему самостоятельно, но так и не вышел

из тупика, двигаясь по замкнутому кругу и возвращаясь каждый раз в

начальную точку. Причина в том, что он пытался разрешить проблему уже

известными ему стереотипными способами, которые постепенно исчерпали себя:

Драматизм ситуации состоит в том, что клиент раз за разом упускает тот

момент, когда старые способы поведения и мышления перестают быть

эффективными и требуется выработать что-то качественно новое, обучаясь на

непосредственном опыте собственной жизни. Упуская этот момент, он упускает

саму возможность собственного развития.

Понятая так, любая психологическая проблема сводится к проблеме

обучаемости, но не в специально организованно «учебной» ситуации, а в

непрерывном потоке своего существования.

Такое непрерывное самообучение взрослого человека на материале своей

жизни, не требующее внешнего руководства и специальной учебной ситуации,

называется аутодидактическим процессом. Способность человека к

аутодидактическому процессу означает готовность к самопознанию,

самообразованию и самоисцелению. Последнее понимается широко, не столько

как самолечение от «болезней», сколько как путь к собственной целостности.

Тогда каждая жизненная трудность будет восприниматься позитивно — как

возможность чему-то научиться.

В восстановлении или приобретении такой способности и заключается цель

проблемно-ориентированной психологической помощи.

Отсюда вытекают и некоторые следствия. Главным из них является то, что

такая психологическая помощь не может быть постоянной. Это временная мера,

помогающая человеку встать на собственные ноги. И чем скорее это

произойдет, тем лучше.

Еще одно следствие состоит в том, что в проблемно- ориентированной

психологической помощи не используется еще один принцип, ставший широко

распространенным при оказании психологической помощи на Западе и у нас:

психолог не дает советов, он только разделяет переживания и создает условия

для собственного роста клиента. Можно давать не только интерпретации и

советы, но и конкретные, детально разработанные «домашние задания»,

позволяющие человеку пережить новый опыт и преодолеть сопротивление старых

стереотипов.

Вот эту цель — итоговый переход к аутодидактическому процессу — надо

постоянно иметь в виду, начиная работу с клиентом в русле проблемно-

ориентированной психологической помощи.

Общая схема основных этапов работы психолога-консультанта.

Как видно, процесс психологического консультирования начинается со

сбора информации.

Следует помнить, что исходной точкой работы должен являться настоящий

момент, т.е. вопросы о том, что клиента беспокоит в настоящее время, а

также его представление о желаемом результате предстоящей работы. Это

позволяет сразу обсудить весьма часто появляющиеся нереалистичные ожидания,

например, «хочу быть всегда спокойным, чтобы меня никогда и ничего не

волновало и не тревожило».

Предъявление таких нереалистических ожиданий часто скрывает за собой

бессознательный страх перед неспособностью справиться либо с собственными

эмоциональными вспышками, либо с неизбежными разногласиями, возникающими

при общении людей. Таким образом, мы сразу можем взять себе на заметку,

каких жизненных навыков не хватает нашему клиенту и чему ему бы стоило

научиться. Ведь он выражает такие ожидания, поскольку уже разуверился в

своей способности приобрести такие навыки.

Важно собрать подробную информацию о жизненном пути и личной истории

клиента, постоянно имея в виду выраженный им запрос. Отнюдь не все люди

знают о том, что корни психологических проблем взрослого человека

обнаруживают себя в его раннем детстве и ситуациях детско-родительских

отношений. Поэтому клиенту может быть непонятно, почему, например, если он

предъявил запрос об изменении конфликтных отношений с начальником, а

психолог спрашивает его об отношениях в детстве с отцом. Наличие связей

подобного рода психолог должен объяснить клиенту на простых и ясных

примерах. Часто уже одно такое объяснение наводит клиента на мысль,

стимулирует процесс конструктивного самопознания, вместо самокопания и

самообвинения, и позволяет занять позицию наблюдателя по отношению к

собственной жизни. Можно даже порекомендовать клиенту прочитать доступные и

популярные книги, например, Эрика Берна, раскрывающие подобную идею.

Следует отметить, что при сборе информации психолог должен сохранить

позицию заинтересованного нейтралитета и слушать клиента безоценочно.

Последнее означает не только то, что психолог должен воздерживаться от

собственных оценок типа «нельзя же так» или «ну в этом Вы молодец» (как

положительных, так и отрицательных), но и не присоединяться к оценочным

суждениям клиента как в отношении него самого, так и других людей, о

которых он говорит.

Последнее отнюдь не означает, что выражение лица психолога должно быть

«каменным» и в ответ на подобные высказывания он должен лишь выжидающе

молчать. Продуктивным поведением является задавание вопросов, помогающих

как клиенту, так и психологу лучше разобраться в ситуаций. Например:

«Опишите подробнее Ваши переживания в тот момент» или «Вспомните, были ли у

Вас подобные переживания и ситуации раньше и как Вы с ними справлялись».

Обязательно следует задать вопрос — «Когда впервые появилась данная

проблема?» Не исключено, что клиент скажет, что «она была всегда». Тогда

следует задать вопрос — «почему Вы обращаетесь за помощью именно сейчас?»

Ведь нередко бывает так, что то, что сегодня воспринимается как

препятствие, еще вчера воспринималось как преимущество. Так мы узнаем о

существенных изменениях, происшедших в жизни человека.

Другой типичный вопрос, помогающий организовать ситуацию

консультирования, это: «Какой идеальный результат от нашей совместной

работы Вы хотели бы получить? Причем не оценивайте его с точки зрения

реалистичности. Представьте себе, что возможно все. Итак?»

Как это ни парадоксально, но иногда под идеальным результатом

понимается желание оставить все по-старому, но так, чтобы не испытывать

связанных с этим неудобств. Здесь консультанту нужно иметь в виду, что, как

бы ни были парадоксальны ответы клиента, психологу необходимо на этом этапе

сохранить безоценочность и не вступать в полемику с клиентом, пока не

собрано достаточной информации о его жизненной ситуации, взглядах и

ценностях.

Другим важным вопросом является такой: «Что Вы станете делать после

того, как беспокоящая Вас проблема полностью уйдет из Вашей жизни?»

Наиболее частым ответом является — «не знаю». Здесь важно добиться

формулирования хотя бы одной-двух ясных целей, достаточно привлекательных

для клиента и связанных не с мотивацией избегания, а с мотивацией

достижения. Это необходимо потому, что без достаточного уровня позитивной

мотивации человеку будет слишком трудно менять устоявшийся образ жизни.

Нередко бывает так, что какая-то из этих положительных целей может быть

реализована уже сейчас, как бы вопреки наличию проблемы. Ее реализация,

невзирая на проблему, существенно облегчит для клиента расставание с

вредными для него поведенческими стереотипами.

Приведем пример. На консультацию обратилась молодая женщина 22 лет,

страдающая ожирением. Несмотря на многочисленные попытки соблюдать диету,

она каждый раз «срывалась» и опять начинала переедать. Причем, в основном,

жирное, жареное и мучное. В такие моменты она ненавидела себя за безволие и

чувствовала полную беспомощность и отчаяние от невозможности что-то

изменить. На вопрос — «как изменится ее жизнь после того, как она

похудеет?» первым ответом было — «муж перестанет упрекать меня за

отсутствие силы воли» (это внешняя отрицательная мотивация, связанная с

избеганием).

Ей было объяснено, что цель должна носить позитивный характер,

связанный не с избеганием, а с получением чего-то.

Вторым ответом клиентки было: «Тогда я смогу покупать себе красивые

вещи. Вот, например, вчера я видела в магазине красивый костюм, но тут же

вспомнила, какая я уродина и не стала покупать». Купить этот костюм и было

первым домашним заданием для нее. И не только купить, но и носить, несмотря

на возникающее чувство неловкости. Через месяц костюм пришлось продать, так

как клиентка похудела настолько, что он оказался велик.

Этот пример иллюстрирует два важных положения. Первое состоит в том,

что в сознании клиента присутствует такая модель: «Сначала я избавлюсь от

какого-то мешающего мне переживания (страха, вины, неловкости и т.л.), а

потом начну делать то, чему это чувство препятствует». Реальный позитивный

эффект достигается как раз при обратной последовательности, выражающейся в

рекомендации: «Начинайте это делать, несмотря на возникающие у Вас

чувства». Действия вопреки еще присутствующему чувству позволяют клиенту

обнаружить в себе скрытые ресурсы и творчески подойти к проблеме

самоизменения.

К сожалению, излишний пиетет перед чувствами клиента, существующий как

у него самого, так и, нередко, у психолога, препятствует реальному,

действенному изменению жизненной ситуации.

Второе положение заключается в том, что совершение действия, которому

препятствует привычное негативное чувство к себе, уничтожает саму

необходимость в продолжении существования симптома. На примере видно, что,

презирая себя за безволие и непривлекательность, женщина лишила себя всех

жизненных удовольствий и оказалась вынужденной компенсировать дефицит

положительных эмоций едой. Происходило это, конечно, бессознательно,

поскольку сознательно она стремилась совершенно к другому, однако

использовала только отрицательные стимулы и самопорицание. Научившись более

разнообразным способам положительного самомотивирования, она достигла своей

цели легко и практически без усилий.

Кроме указанных, существует еще ряд обязательных вопросов, касающихся

личной истории клиента и истории его проблемы (симптома). Психологи же

подчас сами ограничивают себя ситуацией «здесь и теперь», работой с

телесными ощущениями и образами восприятия, воображения, как бы игнорируя

предысторию жизни и проблемы. Конечно, так работают далеко не все психологи-

консультанты, но в наиболее современных технологиях психологической помощи

работа только в ситуации «здесь и сейчас» становится общим принципом. Это

касается, в частности, гештальт-терапии и нейро-лингвистического

программирования.

Поэтому игнорирование, а подчас и просто незнание психологами

вопросов, касающихся анамнеза жизни и проблемы, становится достаточно

распространенным и связано с переориентацией на работу с ощущениями и

образами. Ведь телесные ощущения и образы «присутствуют» именно «здесь и

сейчас», в то время как словесный дискурс всегда разворачивается

последовательно, это всегда история, представленная в словах.

Необходимо заметить, что проблемно-ориентированная психологическая

помощь имеет своим материалом все же словесное выражение рассудка клиента,

но апеллирует при этом к его разуму. Если рассудок человека действительно

несет в себе все ограничения, «комплексы» и установки его личной истории и

может быть «болен», то разум (конечно, представленный в разных индивидах в

различной степени) носит общечеловеческий характер и всегда «здоров».

Известное противоречие в психотерапии между длительностью и

эффективностью процесса («длительный процесс помощи не может быть

эффективным, эффективный процесс помощи не может быть длительным») в

проблемно- ориентированной психологической помощи разрешается следующим

образом. Основным объектом работы полагается личная проблема, а не человек

в целом. После ее решения и принятия этого решения клиентом его личностный

рост осуществляется косвенно, через развитие в нем способности к

самостоятельному решению своих проблем. Конечно, клиент может обращаться к

психологу и далее, но он обязан представить при этом опыт решения этой

проблемы в своей повседневной жизни (тем самым это уже не прежняя

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты