Проблемы социализации детей-инвалидов
специального образования, ее структурное совершенствование, переход от 3-х
к 8-ми типам спецшкол и 15-ти типам спецшкольного обучения.
Пятый период - от изоляции к интеграции. Интеграция инвалидов в общество
является в Западной Европе ведущей тенденцией этого периода эволюции,
базирующейся на их полном гражданском равноправии. Период характеризуется
в западноевропейских странах перестройкой в 80-90-е гг организационных
основ специального образования, сокращением числа специальных школ и резким
увеличением количества специальных классов в общеобразовательных школах,
перестройкой взаимоотношений массового и специальное образования
В 90-е гг Россия находится на этапе перехода от четвертого к пятому
периоду, в то время как Западная Европа уже более двух десятилетий
переживает этот период и располагается на его продвинутой стадии.
Содержанием этого периода является реорганизация взаимодействия структур
массового и социального образования и ориентация последнего на подготовку
детей с отклонениями в развитии как полноправных граждан того общества, к
которому они принадлежат.
Таким образом, через систему специального образования отражается специфика
отношения общества к людям с отклонениями в развитии.
Глава 5. Современные подходы к проблеме социализации. Новые социальные
технологии.
Социальные проблемы иного порядка связаны с региональными условиями с
наличием или отсутствием спецшкол, специальных реабилитационных центров,
специалистов-дефектологов в местах проживания семей, где есть ребенок-
инвалид.
Поскольку специальные образовательные учреждения распределены по стране
крайне неравномерно, то дети-инвалиды часто вынуждены получать образование
и воспитание в специальных школах интернатах. Попадая в такую школу дети
инвалиды оказываются изолированными от семьи, от нормально развивающихся
сверстников от общества в целом. Аномальные дети как бы замыкаются в особом
социуме, вовремя не приобретают подлежащий социальный опыт. Закрытость
специальных образовательных учреждений не может не сказаться на развитии
личности ребенка на его готовности к самостоятельной жизни.
Традиционализм, характерный для для (учетных заведений, как правило,
проявляется в ориентации школ на привычные для инвалидов профессии слесарь,
столяр, швея и т д., хотя они порой далеки от их реальных возможностей.
Кроме того, не обновляются методы и формы профориентационной работы. Хотя
новые, изменившиеся условия жизни позволяют ставить проблему получения
инвалидами современных престижных профессий; кроме того, осуществлять
профессиональную подготовку по тем видам труда, в которых есть потребность
в данном регионе, при наличии нескольких спецшкол и большого количества
выпускников организовать центры занятости для инвалидов.
Специалисты регулярно проводят учет новорожденных с той или иной,
пусть даже слабо выраженной психоневротической патологий, позволяющей
отнести ребенка к "группе риска". Профилактика носит самый активный
характер, и осуществляется в тесном контакте психоневрологов, медиков,
педагогов, социологов с родителями.
Итогом переживаний родителей становятся установки на "оранжерейное"
воспитание больного ребенка, предполагающее его гиперопеку и формирующее
маленьких эгоистов и домашних тиранов, или, наоборот, на депривацию
материнского отношения и родительских забот. В некоторых семьях происходит
скрытое или явное эмоциональное отвержение его.
Социализация происходит в микросоциуме (семья) и в макросоциуме
(общество).
Ребенок, поставленный лицом к лицу только с родителями и врачами, у
которых одна доминанта - его болезнь, постепенно изолируется от общества, и
уж тут ни о каком его воспитании и тем более развитии речи быть не может.
Обеспечение выхода из состояния физической и психической
неполноценности.
Медицинские и сопутствующие им мероприятия - лишь основа для
проведения дальнейшей долговременной работы по социальной реабилитации
ребенка в целях его адаптации к жизни общества и социальной среде.
Как известно, под реабилитацией в широком смысле слова понимают итог
всех затрат и действий, которые способствуют обеспечению людям,
неполноценным вследствие врожденных пороков, болезней, или несчастных
случаев, возможности вести нормальный образ жизни, обретать свое место в
обществе, в полной мере проявлять свои способности.
Реабилитационная деятельность включает:
. Развитие духовных и физических способностей ребенка
. Содействие в получении соответствующей школы образования, включая
подготовку к нему.
. Обеспечение условий для участия в жизни общества детей, чьи возможности
окончательно признаны, как допускающие обучение лишь практическим
навыкам.
. Содействие в выполнении соответствующей деятельности, при невозможности
получения прогрессивного образования (при выполнении неквалифицированной
работы).
. Установление реального и более комфортного контакта с внешним миром.
. Поддержка, повышение и постоянное восстановление физических и моральных
сил, а также душевного равновесия.
. Облегчение бытовых и жилищных условий, организация и проведение
свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной
жизни.
. Необходимость включения в процесс реабилитации и адаптации не только
детей, как пациентов, но и членов его ближайшего окружения.
. Заинтересованное осмысление не только своих собственных задач, но и
мотивационно окрашенное моделирование себя в предстоящем, прогнозируемом
восстановлении личности ребенка, способствующего восстановлению общего с
ним смыслового поля.
Любое отклонение от нормальной деятельности сопоставляется с
закономерностями нормального развития, основная линия изучения которых
возможна в известной периодизации развития ребенка в детском возрасте,
строящейся на выделении 2-х систем отношений «ребенок – взрослый», и
«ребенок – продукт общественных отношений».
Освоение каждой их этих систем происходит в процессе закономерно
сменяющих друг друга видов деятельности: Игра –Учение – Труд – Общение, в
которых и рождаются психические новообразования.
Активность человека (в рамках психической организации) получает два
основополагающих направления:
1. Познание внешнего мира, производство предметов, преобразование
окружающей действительности
2. Нахождение смысла своего бытия в мире и тех его продуктов, которые имеют
значение для этого бытия.
Каждое из указанных направлений порождает и соответствующие сферы
приложения психической активности. Одно – это мир вещей и деятельность,
которое производят эти «вещи», другое – мир идей, связанный со
смыслообразованием, производством смысла.
Высший уровень психического здоровья это личностно-смысловой уровень,
или уровень личностного здоровья, который определяется качеством смысловых
отношений человека.
Следующий уровень – уровень индивидуально-психологического здоровья
человека, оценка которого связана со способностями человека строить
адекватные смыслам психологические способы реализации своих устремлений.
Психофизиологическое здоровье определяется особенностями внутренней,
мозговой, нейрофизиологической организацией актов психической деятельности.
Социальные условия:
Психологический климат семьи, семейное воспитание условия воспитания и
развития ребенка вне семьи (детский сад, школа, улица, сверстники, и т. д.)
Контакт со сверстниками, усвоение опыта, формирование мотивации –
побуждения матери к участию в процессе развития.
Социальное развитие можно рассматривать, как осуществление различных
специальных всевозможных путей, положительно влияющих на ребенка. Так,
психологи могут помогать детям, улучшая их психическое состояние, тормозя
нежелательные реакции, вырабатывая нормативные свойства. Социолог,
педагог, или воспитатель, оказывая целенаправленное влияние на жизнь
ребенка в семье, коллективе сверстников, школе в целом и вне ее,
нейропсихолог – действуя на биологические составляющие.
Особенность и специфика работы реабилитации, по сути научно-
исследовательское учреждение, в котором исследовательская сторона
присутствует и проводит работу в каждом отдельном случае, и в деятельности
специалиста в целом, и без сосредоточения на данном аспекте эта работа
становится простой формальностью.
Движение от болезни, как от тягостного, но временного состояния
личности ведет в нормальную жизненную среду.
Ребенок – личность во всей полноте ее взаимоотношений с окрашенным
миром и акцентом на эти отношения.
Должна быть реабилитирована собственная потенциальная активность
ребенка.
Эффективность реабилитации определяется не мерой соответствия заранее
заложенным эталоном «нормы», как это принято в клинической практике, а
становлением его способности к дальнейшей самореализации, саморазвитию.
Личность, умеющая проявлять независимость от болезни и обстоятельств,
сделать при необходимости свой жизненный выбор, вполне соотносимый с ее
собственными, а не заданными и диктуемыми извне намерениями, мотивами,
установками.
Следовательно, важен диалог и подлинное сотрудничество с ребенком.
Атмосфера совершенствования поведения ребенка с ограниченными
возможностями предполагает развитие системы инновационных социологических
служб, ориентированных на детей с ограниченными возможностями, открывающих
им доступ к образованию, труду, спорту, искусству, широкому общению.
Развитие опыта социального партнерства в реализации государственной
социальной программы («Дети России», направленная программа «Дети-
инвалиды»)
Осуществление прорыва в практике поддержки людей с ограниченными
возможностями, демонстрация современных инновационных технологий,
содействующих интеграции их в общество.
Цель – «выравнивание» возможностей ребенка, имеющего инвалидность,
приближая их к возможностям других детей, возможность полного и активного
участия в жизни общества.
1. Гуманистический характер
2. Деятельностный подход
3. Инновационный характер
Социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, взрослых и
детей, строится сегодня на основе медицинской модели инвалидности. Исходя
и этой модели, инвалидность рассматривается, как недуг, заболевание,
патология. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию
ребенка, имеющего инвалидность, ослабляет его социальную значимость,
обособляя его от нормального здорового детского сообщества, усугубляет его
неравный социальный статус, обрекая на признание своего неравенства,
неконкурентоспособности по сравнению с другими детьми.
Медицинская модель определяет и методику работы с инвалидом, которая
имеет патерналистский характер и предлагает лечение, трудотерапию, создание
служб, помогающих человеку выжить, заметим – не жить полнокровной жизнью, а
именно выжить.
Следствием ориентации общества и Государства на эту модель является
изоляция ребенка с ограниченными возможностями от общества в
специализированном учебном заведении, развитие у него пассивно-
иждивенческих ориентаций.
Термин «инвалид» в силу сложившейся традиции несет в себе дискриминационную
идею, выражает отношение общества, выражает отношение к инвалиду, как к
социально бесполезной категории. Понятие «человек с ограниченными
возможностями» в традиционном подходе ярко выражает дефицит видения
социальной сущности ребенка. Проблема инвалидности не ограничивается
медицинским аспектом, это социальная проблема неравных возможностей.
Такая парадигма в корне меняет подход к триаде «ребенок – общество -
государство». Суть этого изменения состоит в следующем:
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в
его связи с миром, а ограничении мобильности, бедности контактов со
сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к
культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. Эта
проблема является не только субъективного фактора, каковым является
социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом социальной
политики и сложившегося общественного сознания, которое санкционируют
существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного
транспорта, отсутствие специальных социальных служб.
. Ребенок, имеющий инвалидность – часть и член общества, он хочет, должен и
может участвовать во всей многогранной жизни.
. Ребенок, имеющий инвалидность может быть так же способен и талантлив, как
и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои
дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает
неравенство возможностей.
. Ребенок – не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек,
который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных
потребностей в познании, общении, творчестве.
. Государство призвано не просто предоставить ребенку, имеющему
инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти
навстречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб,
позволяющих нивелировать ограничения, препятствующие процессам его
социализации и индивидуального развития.
Исходя из этой парадигмы, цель работы – содействие в улучшении
качества жизни ребенка, имеющего инвалидность, защита и представление его
интересов, в различных кругах, создание условий для выравнивания
возможностей детей и подростков, что отличает их интеграцию в общество и
создает предпосылки для независимой жизни.
Задачи:
. Развитие творческих возможностей
. Пробуждение социальной активности, деятельности подростка, который
традиционно воспринимался обществом, как больной, нуждающийся в
милосердном отношении людей.
. Воспитание чувства собственного достоинства.
. Стремление к самоопределению
. Формирование способности к выбору жизненной позиции, а не довольствование
ролью пассивных потребителей льгот и привилегий, стремление к активному
участию в преобразованиях, направленных на улучшение жизни общества.
Выдвигается концепция независимой жизни.
Основание:
. Неприятие медицинской проблемы инвалидности, которая воспринимается
инвалидами лишь в двух социальных ролях – «пациента» и «потребителя
определенных льгот».
. Анализ жизнедеятельности детей и семей, имеющих детей – инвалидов.
Специальное изучение навыков самообслуживания и бытового труда детей
обнаружило их весьма сниженный характер. Значительно страдает
коммуникативная деятельность детей с ограниченными возможностями: практика
их общения со сверстниками взрослыми чрезвычайно бедна и замыкается на
близких родственниках.
Обследования, проведенные в 250 семьях, показали, что 20%
обследованных детей может вполне активно участвовать в общественной жизни,
наравне со здоровыми.
53% для этого необходимо создать определенные условия, 25, к
сожалению, не смогут возродиться в социальном плане из-за тяжелой формы
болезни.
Суть идеи:
Человек, имеющий инвалидность, имеет право на включение во все аспекты
жизни общества, на независимую жизнь, самоопределение, свободу выбора, как
все другие люди.
Помочь ему реализовать это право призвана система социальных служб,
которой пока в государстве нет, но которая создается и апробируется.
Независимая жизнь - предполагает снятие зависимости от проявлений
недуга, ослабление ограничений, им порождаемых, становление и развитие
самостоятельности ребенка, формирование у него умений и навыков,
необходимых в повседневной жизни, что должно дать возможность интеграции, а
затем активного участия в социальной практике, полноценной
жизнедеятельности в обществе.
Человек с ограниченными возможностями должен рассматриваться, как
эксперт, активно участвующий в реализации программ собственной
реабилитации. Выравнивание возможностей обеспечивается с помощью социальных
служб, помогающих преодолеть специфические трудности ребенка, имеющего
инвалидность, на пути к активной самореализации творчеству, благополучному
эмоциональному состоянию в детском сообществе.
В основе:
1. Компенсация возможностей, недостающих от рождения, либо утраченных
вследствие болезни или травмы. За счет делигированности другим людям
недостающих ребенку функций, и создания ему условий для преодоления
неприступных ранее препятствий окружающей среды. (создание спецслужб
«Персональный ассистент» и «Транспортная служба»).
2. Организация работы со всеми участниками взаимодействия: С ребенком, его
семьей, ближайшим окружением через службы, ориентированные как на детей,
так и на их родителей и близких.
3. Интеграция в совместную деятельность детей с ограниченными
возможностями, и детей, не имеющих проблем со здоровьем. Этот принцип
должен быть реализован практически во всех видах служб.
4. Взаимопомощь – широкое участие в работе добровольных помощников и
добровольная взаимная поддержка.
Скорректировать существующую социальную политику, в которой в
соответствии с медицинской моделью инвалидности акцент сделан на методах
сегрегации, в виде специальных учебных заведений, специальных санаториев,
которые изолируют детей с инвалидностью от детского сообщества, превращают
их в меньшинство, права которых дискриминируются. Проблема интеграции
детей, имеющих инвалидность, в сферу образования, ощущаются особенно остро.
Необходимо снять страх ребенка перед недоступной средой, раскрепощая
его и высвобождая его духовные и физические силы, направляя их на развитие
и проявление способностей и талантов.
Родители, получая такую поддержку, становятся более объективными в
оценке проблемы, связанной с инвалидностью.
Они начинают проявлять социальную активность, не замыкаясь на своем
ребенке.
Технологическая цепочка: (Программа «Лидер»)
1. Вначале обучается родитель: получает информацию о социальной политике,
социальных программах, знакомится с кругом друзей, участвует в
определении приоритетных аспектов работы с его ребенком, ориентированный
на воспитание у него качеств, необходимых для организации других детей.
2. Культурно-просветительные мероприятия, где создаются условия для
приобретения ребенком опыта общения, организуются клубные мероприятия,
авторами которых становятся родители и их дети.
3. Организуются мероприятия, авторами которых выступает ребенок (помощь
родителей носит скрытый характер).
Накапливается опыт организаторской деятельности подростков не только
в работе с небольшими группами детей, имеющих инвалидность, но и в условиях
культурно-просветительных и социальных мероприятий, в которых задействованы
и здоровые сверстники.
Разрабатывается методика формирования у детей и молодых людей
организующих умений и навыков.
В задачи социального развития также входят:
. Умственное развитие детей
. Формирование навыков правильного поведения
. Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда.
. Физвоспитание
. Самообслуживание
. Бытовая ориентировка и социальная адаптация
. Приобретать навыки внимательного отношения к окружающим, чувство дружбы,
товарищества, коллективизма, знания о правилах поведения в общественных
местах
. Знания об умении одеваться в соответствии с ситуацией, об оформлении
жилых комнат, сервировке праздничного стола и о приеме гостей.
. Получение сведений о музыке, художественной литературе, живописи, кино и
других видах искусства.
Таким образом, проблемы социализации детей-инвалидов имеют порой четко
выраженный региональный характер.
Глава 6. Родители и дети.
Социальные проблемы третьего порядка - это проблемы, затрагивающие
ближайшее окружение ребенка-инвалида и, прежде всего его семью.
Трудности семей, в которых воспитываются дети-инвалиды, существенно
отличаются от тех забот, которые волнуют обычную семью Больной ребенок
требует несравнимо больше, чем здоровый, материальных, духовных и
физических затрат. Люди из семей этой категории становятся
малообщительными, избирательными в общении Они сужают круг своих знакомых и
ограничивают общение с родственниками. Это связано с состоянием ребенка, а
также с личностными установками родителей.
По этим же причинам матери больных детей более чем в 30% случаев оставляют
работу по избранным до рождения ребенка специальностям, чтобы обеспечить
необходимый уход, или переходят на низкооплачиваемую, неквалифицированную
работу, но находящуюся рядом с домом Часто женщины пытаются найти надомную
работу. Таким образом, общество теряет работника определенной квалификации,
который на долгие годы, а иногда и навсегда оставляет свою специальность.
Рождение аномального ребенка структурно деформирует семью. Большинство
семей распадается (58%), часть семей существует с искаженными
межличностными отношениями (30%), сохраняя семью формально - «ради
ребенка», и только 12% семей, преодолев кризис, сохраняют гармоничные
отношения.
25% женщин отмечают, что кризисная ситуация в семье спровоцирована
усилением пьянства своих мужей. Это не может не сказаться на психическом
развитии и социальной адаптации больного ребенка.
Кроме того, как отмечают специалисты, психотравмирующая ситуация,
обусловленная рождением в семье умственно отсталого ребенка, оказывает
воздействие на состояние здоровья членов семьи. Так, у 60% матерей,
воспитывающих детей с детским церебральным параличом, появляется
депрессивная симптоматика в различных формах (депрессивный невроз, затяжные
невротические депрессии, депрессивное, невротическое развитие личности).
К детям-инвалидам в семьях, как правило, предъявляется заниженные
требования, санкции, запросы. Проявляется гиперопека, гиперпротекция.
Ребенку обычно не предоставляется возможности проявить собственную
активность. Это способствует закреплению инфантильности, неуверенности в
себе, несамостоятельности и т. д., что влечет за собой трудности общения,
установления межполовых контактов и т.д.
Таким образом, проблемы, которые возникают в процессе социализации детей
инвалидов в семье, многообразны:
социальные, экономические, психологические и другие.
Проблемы, возникающие в семье, как правило, отражают в себе проблемы более
широкого характера. Но семье самой трудно, справиться с целым комплексом
проблем, связанных с воспитанием ребенка-инвалида. Поэтому необходима
помощь специалистов: реабилитологов, психологов, медиков, социальных
работников, которые могут оказать помощь и поддержку, как родителям, так и
детям в кризисных ситуациях.
Психологические исследования показали, что у детей-инвалидов обычная
психика развивается по тем же психологическим законам, что и у детей,
которых мы называем нормальными. У инвалидов те же духовные потребности, но
их жизненная ситуация совершенно иная.
1. В каждом обществе и в каждую эпоху существуют свои каноны красоты
физического и духовного. Сейчас эти каноны строги, как никогда. По
сравнению с такими нормами инвалид сегодня особенно проигрывает и это
усиливает опасность возникновения комплекса неполноценности.
Чувство неполноценности у ребенка возникает в зависимости от
восприятия этих норм воспитателями: «Какую ценность представляет здоровое и
физическое совершенство для детей семьи в рамках детского общества?».
Это зависит от социально-экономического положения семьи,
обусловленного уровнем образованности отдельных ее членов, их доходами,
общественным престижем, от состава семьи, количества детей в семье, от
того, каким по счету является ребенок-инвалид среди братьев и сестер, есть
ли бабушки и дедушки, каковы их качества и возможности; эмоциональной
значимости этого ребенка для родителей, то есть желанный он или нет, чего
от него ожидали, какие надежды возлагали, и т. д.
2. Важен возраст ребенка, точнее, уровень его развития в период, когда
произошло несчастье, или когда родители заметили дефект.
Каждый вид инвалидности, отставание в развитии имеют особые
последствия.
Дефективный с рождения ребенок со временем «искривляется», а
приобретенный позже дефект «ломает» его.
Ранний дефект создает угрозу, прежде всего, интеллектуальному
развитию, а более поздний – осложняет духовное и социальное становление.
С 3-х лет детский коллектив становится важнейшим фактором социализации
ребенка. Если ребенок, вследствие своего дефекта, не может не может войти
по-настоящему в детский коллектив, у него рождается неуверенность в себе,
тревоги, чувство неполноценности.
Нависает угроза здоровому развитию личности, сознанию собственного
«Я», своей общественной значимости.
Кроме того, в средней школьном возрасте, примерно с 8 до 11-12 лет,
формируется сознание принадлежности к определенному полу. Если в этот
период ребенок лишен контактов с другими детьми, такая принадлежность может
быть им до конца не осознана.
Если ребенок родился калекой, семья с самого начала должна примириться
с этим фактом, научиться жить с таким ребенком, и она скорее врастает в
свою роль.
Степень приспособления к новым условиям тоже индивидуальна у каждой
семьи. Она равна адаптационным способностям самого слабого, уязвимого члена
семьи (Если у матери, к примеру, большие адаптационные возможности, а у
отца – маленькие, то семья как целое выдержит столько невзгод, сколько
выдержит отец. Если трудности станут для него непосильными, в семье
появится тенденция к распаду, который может вскоре наступить.)
3) Психологически наиболее тяжёлыми считаются поражения лица, затем
следует дефект рук и шеи, потом остальных частей тела.
Социальный аспект инвалидности, заметны ли поражения или дефект как
они воспринимаются окружающими, не ограничивает ли его в социальном
смысле, не делает ли отверженным.
Есть виды деятельности, необходимые для контакта меж людьми, например,
речь, мимика, подавание руки, культура поведения за столом и пр.
Есть иные функции, которым придают огромное значение в обществе и
потому скрывают. Это своего рода табу, о которых стыдятся говорить даже при
врачебных анализах (к таким табу относятся выделения экскрементов, интимная
гигиена, сексуальная активность и т. п.). Общественные предрассудки в этих
сферах человеческой жизни больно затрагивают тех, кто страдает нарушением
деятельности функций. Ни они, ни их семьи не имеют возможности поделиться
своими трудностями, посоветоваться, найти сочувствие, отклик, поэтому всю
жизнь они служат предметом недоброжелательного любопытства.
4) Ещё одним фактором, обусловливающим положение ребёнка-инвалида в
семье и обществе, является его индивидуальность. Имеются в виду основные
характеристики личности: темперамент, или особенности нервной системы:
раздражительность, ранимость, сопротивляемость, и т. д.
Соотношение личностных характеристик влияет на то, как свыкается
ребенок и его семья с инвалидностью.
Тревога и беспокойство родителей неблагоприятно отражаются на их
контактах с ребенком.
Запоздалое развитие не бывает правильно понято окружением, по-своему
растолковывающим отдельные проявления, включающим их в неправильные
взаимосвязи и потому переутомляющим детей раздражителями, которые не
приносят пользы, лишь вызывают в детях с отклонениями развития
оборонительный механизм.
Осознание того, что с ребенком что-то неладно и надежды на лучшие
изменения
нет, вызывает настоящее потрясение. Рушится заветный идеал, готовый
образ, и это крушение приносит тоску, безнадежность, горе.
Для нормального духовного развития ребенка надо удовлетворять его
основные психические потребности. Эти и потребность в соответствующей по
количеству и качеству стимуляции, потребность в осмысленном порядке
стимуляции, чтобы ребенок мог учиться и приобретать жизненный опыт,
потребность в опоре, поддержке, потребность осознать собственное «Я» в
системе общественных ценностей, и, наконец, потребность перспективы
будущего. Эти потребности присущи не только ребенку, они неотъемлемы от
человека на протяжении всей его жизни. Взрослые удовлетворяют их в большей
степени при воспитании детей.
В нормальных условиях ребенок является источником большого числа
стимулов, благодаря своей подвижности, забавности, и т. п. Ребенок-инвалид
– тоже неиссякаемый источник стимулов для своего воспитателя, только
качество их совершенно иное, чем в первом случае. Здесь больше чисто
механической работы, монотонного ухода и присмотра – а отклика со стороны
ребенка, радостной удовлетворенности гораздо меньше. Это приводит к
одностороннему утомлению, даже изнурению. Надо разделить обязанности в
семье, и общество должно внести свою лепту.
На 2-м месте потребность в упорядоченном мире, дающем знания и опыт.
И вновь родители инвалидов с детства поставлены неравные с другими
условия: их жизненный опыт несравним с опытом остальных. Сколько в нем
рухнувших надежд, невероятных трудностей, непреодолимых преград.
Исключительность ситуации приводит к изоляции в обществе, ил, напротив,
заставляет родителей, чуть ли не силком вынуждать понимание к себе и
ребенку.
По реакции окружения родители должны понять, что они не одиноки в
своей беде. Специалисты должны внушать им, что их постигло отнюдь не
несчастье, а всего лишь трудное испытание, которое при желании и
настойчивости можно преодолеть.
Страдает родительское самолюбие воспитателей детей-инвалидов, под
угрозой
жизненная перспектива, а это очень важно для семьи. Здесь и детям. И
родителям надо говорить об их возможностях, а не о том, что им недоступно.
Родителям становится легче, если отмечены и оценены по достоинству их
усилия.
Главное, чтобы родители детей с дефектами понимали свое положение и
воспринимали его нормально. Важно понимание родителей здоровых детей и
общества в целом. Цель, которую мы преследуем – общественное признание
людей с физическими и умственными недостатками. Мы целенаправленно
приближаемся к тому, чтобы их жизнь ни в чем не отличалась от жизни
нормального ребенка в семье и нормального человека в обществе.
Психологические исследования показали, что у детей-инвалидов обычная
психика развивается по тем же психологическим законам, что и у детей,
которых мы называем нормальными. У инвалидов те же духовные потребности, но
их жизненная ситуация совершенно иная.
1. В каждом обществе и в каждую эпоху существуют свои каноны красоты
физического и духовного. Сейчас эти каноны строги, как никогда. По
сравнению с такими нормами инвалид сегодня особенно проигрывает и это
усиливает опасность возникновения комплекса неполноценности.
Чувство неполноценности у ребенка возникает в зависимости от
восприятия этих норм воспитателями: «Какую ценность представляет здоровое и
физическое совершенство для детей семьи в рамках детского общества?».
Это зависит от социально-экономического положения семьи,
обусловленного уровнем образованности отдельных ее членов, их доходами,
общественным престижем, от состава семьи, количества детей в семье, от
того, каким по счету является ребенок-инвалид среди братьев и сестер, есть
ли бабушки и дедушки, каковы их качества и возможности; эмоциональной
значимости этого ребенка для родителей, то есть желанный он или нет, чего
от него ожидали, какие надежды возлагали, и т. д.
2. Важен возраст ребенка, точнее, уровень его развития в период, когда
произошло несчастье, или когда родители заметили дефект.
Каждый вид инвалидности, отставание в развитии имеют особые
последствия.
Дефективный с рождения ребенок со временем «искривляется», а
приобретенный позже дефект «ломает» его.
Ранний дефект создает угрозу, прежде всего, интеллектуальному
развитию, а более поздний – осложняет духовное и социальное становление.
С 3-х лет детский коллектив становится важнейшим фактором социализации
ребенка. Если ребенок, вследствие своего дефекта, не может не может войти
по-настоящему в детский коллектив, у него рождается неуверенность в себе,
тревоги, чувство неполноценности.
Нависает угроза здоровому развитию личности, сознанию собственного
«Я», своей общественной значимости.
Кроме того, в средней школьном возрасте, примерно с 8 до 11-12 лет,
формируется сознание принадлежности к определенному полу. Если в этот
период ребенок лишен контактов с другими детьми, такая принадлежность может
быть им до конца не осознана.
Если ребенок родился калекой, семья с самого начала должна примириться
с этим фактом, научиться жить с таким ребенком, и она скорее врастает в
свою роль.
Степень приспособления к новым условиям тоже индивидуальна у каждой
семьи. Она равна адаптационным способностям самого слабого, уязвимого члена
семьи (Если у матери, к примеру, большие адаптационные возможности, а у
отца – маленькие, то семья как целое выдержит столько невзгод, сколько
выдержит отец. Если трудности станут для него непосильными, в семье
появится тенденция к распаду, который может вскоре наступить.)
3) Психологически наиболее тяжёлыми считаются поражения лица, затем
следует дефект рук и шеи, потом остальных частей тела.
Социальный аспект инвалидности, заметны ли поражения или дефект как
они воспринимаются окружающими, не ограничивает ли его в социальном
смысле, не делает ли отверженным.
Есть виды деятельности, необходимые для контакта меж людьми, например,
речь, мимика, подавание руки, культура поведения за столом и пр.
Есть иные функции, которым придают огромное значение в обществе и
потому скрывают. Это своего рода табу, о которых стыдятся говорить даже при
врачебных анализах (к таким табу относятся выделения экскрементов, интимная
гигиена, сексуальная активность и т. п.). Общественные предрассудки в этих
сферах человеческой жизни больно затрагивают тех, кто страдает нарушением
деятельности функций. Ни они, ни их семьи не имеют возможности поделиться
своими трудностями, посоветоваться, найти сочувствие, отклик, поэтому всю
жизнь они служат предметом недоброжелательного любопытства.
4) Ещё одним фактором, обусловливающим положение ребёнка-инвалида в
семье и обществе, является его индивидуальность. Имеются в виду основные
характеристики личности: темперамент, или особенности нервной системы:
раздражительность, ранимость, сопротивляемость, и т. д.
Соотношение личностных характеристик влияет на то, как свыкается
ребенок и его семья с инвалидностью.
Тревога и беспокойство родителей неблагоприятно отражаются на их
контактах с ребенком.
Запоздалое развитие не бывает правильно понято окружением, по-своему
растолковывающим отдельные проявления, включающим их в неправильные
взаимосвязи и потому переутомляющим детей раздражителями, которые не
приносят пользы, лишь вызывают в детях с отклонениями развития
оборонительный механизм.
Осознание того, что с ребенком что-то неладно и надежды на лучшие
изменения
нет, вызывает настоящее потрясение. Рушится заветный идеал, готовый
образ, и это крушение приносит тоску, безнадежность, горе.
Для нормального духовного развития ребенка надо удовлетворять его
основные психические потребности. Эти и потребность в соответствующей по
количеству и качеству стимуляции, потребность в осмысленном порядке
стимуляции, чтобы ребенок мог учиться и приобретать жизненный опыт,
потребность в опоре, поддержке, потребность осознать собственное «Я» в
системе общественных ценностей, и, наконец, потребность перспективы
будущего. Эти потребности присущи не только ребенку, они неотъемлемы от
человека на протяжении всей его жизни. Взрослые удовлетворяют их в большей
степени при воспитании детей.
В нормальных условиях ребенок является источником большого числа
стимулов, благодаря своей подвижности, забавности, и т. п. Ребенок-инвалид
– тоже неиссякаемый источник стимулов для своего воспитателя, только
качество их совершенно иное, чем в первом случае. Здесь больше чисто
механической работы, монотонного ухода и присмотра – а отклика со стороны
ребенка, радостной удовлетворенности гораздо меньше. Это приводит к
одностороннему утомлению, даже изнурению. Надо разделить обязанности в
семье, и общество должно внести свою лепту.
На 2-м месте потребность в упорядоченном мире, дающем знания и опыт.
И вновь родители инвалидов с детства поставлены неравные с другими
условия: их жизненный опыт несравним с опытом остальных. Сколько в нем
рухнувших надежд, невероятных трудностей, непреодолимых преград.
Исключительность ситуации приводит к изоляции в обществе, ил, напротив,
заставляет родителей, чуть ли не силком вынуждать понимание к себе и
ребенку.
По реакции окружения родители должны понять, что они не одиноки в
своей беде. Специалисты должны внушать им, что их постигло отнюдь не
несчастье, а всего лишь трудное испытание, которое при желании и
настойчивости можно преодолеть.
Страдает родительское самолюбие воспитателей детей-инвалидов, под
угрозой
жизненная перспектива, а это очень важно для семьи. Здесь и детям. И
родителям надо говорить об их возможностях, а не о том, что им недоступно.
Родителям становится легче, если отмечены и оценены по достоинству их
усилия.
Главное, чтобы родители детей с дефектами понимали свое положение и
воспринимали его нормально. Важно понимание родителей здоровых детей и
общества в целом. Цель, которую мы преследуем – общественное признание
людей с физическими и умственными недостатками. Мы целенаправленно
приближаемся к тому, чтобы их жизнь ни в чем не отличалась от жизни
нормального ребенка в семье и нормального человека в обществе.
Глава 7. Раннее вмешательство в развитие.
В идеале при первом консультировании родителей детей с ограниченными
возможностями, следовало бы говорить о позитивных моментах, позволяющих
надеяться на достижение поставленных целей, и о том, что уже достигнуто.
Основополагающим в этом отношении является доброжелательная,
наполненная любовью и стимулирующая развитие атмосфера в семье.
Эффект раннего вмешательства в развитие
Программа по развитию детей и руководство в помощь родителям.
Овладение базовыми навыками (двигательными) уже на самых ранних
стадиях развития взаимодействия со средой осуществляется посредством
движения. Без этих навыков может быть сорвано формирование поведенческих
блоков, необходимых для осуществления более сложных навыков, возникающих
при нормальном развитии на более поздних этапах жизни.
Требование, которое предъявляет к нам независимое существование - уход
за собой, пользование одеждой и едой, в значительной степени связано с
контролем микро- и макро-движений. То, как мы движемся, в значительной
степени сказывается на успешности социального взаимодействия.
Речь - наше основное средство общения - требует координации,
поразительно сложной последовательности движений, на этом основывается наше
познавательное и социальное взаимодействие с окружающей средой.
Программирование физической активности
Детям, подросткам и взрослым с ограниченными возможностями необходимо
освоить различные виды деятельности, связанные с проведением свободного
времени: нормальные знакомства с искусством и ремеслами, до занятий музыкой
(активным отдыхом совместно с другими людьми и физическими упражнениями,
овладение с их помощью новыми двигательными навыками).
Плавание, езда на велосипеде, гимнастика не только улучшают физическое
самочувствие, но и создают благоприятные условия для социального
взаимодействия.
Однако, несмотря на то, что детям с ограниченными возможностями
постоянно необходимо заниматься по программам, действительно улучшающим их
двигательную активность, не так просто создать условия, при которых они
занимались бы плаванием и другими видами хотя бы раз в неделю.
Их следует обучать таким образом, чтобы число двигательных навыков
постоянно росло.
Только при такой установке в обучении дети с ограниченными
возможностями овладеют двигательными навыками, необходимыми для
обслуживания себя, для самостоятельного и эффективного выполнения своих
профессиональных обязанностей, а это увеличивает возможность их социальных
и эмоциональных контактов.
Непрерывность перехода от долингвистического к лингвистическому
общению важность эмоций, контакта и обратной связи, - все это означает,
что взаимодействие с родителями или лицом, осуществляющим уход за ребенком,
оказывается решающим фактором уже с момента рождения.
Это взаимодействие должно стать частью усилий по вмешательству в
развитие.
Основной функцией программы вмешательства в речевое развитие являются
не овладение системой слов, жестов или символов, а обучение личности
общению с помощью этих факторов эффективные программы развития детей,
включать в среду обучения межличностные факторы.
Следует позаботиться, чтобы в любом возрасте совершенствовались
навыки общения. Овладение знаниями и чувство собственного достоинства важны
на протяжении всей жизни.
Программы обращали внимание на то, что ребенок не мог делать, а не на
его умение, и на то, что он делал с удовольствием. Главный упор на
овладение новыми навыками, отобранными не ребенком, а составителями
программы.
Могущество самообучения
Общество начало признавать ценность человеческих чувств и важность
отношений между людьми.
Игра - это жизнь. Она интенсивна, добровольна, спонтанна, естественна.
Она связана с исследованием, общением и выражением себя. Она сочетает
в себе действие и мысль. Она приносит удовлетворение и обучает успеху.
(Декларация прав ребенка на игру. Международная ассоциация игр на воздухе,
1977)
Типы игр и проведение досуга
Существует тесная связь между символическими и межличностными
умениями. Связь между аффективной игрой и способностями детей к игре.
Социальная игра (между группами детей или между ребенком и взрослым).
Пик "энтузиазма" родителей переводит на игровое общение.
Значение игры в приобретении и совершенствовании новых навыков (игра
отражает качество жизни).
Как мы можем развить игру детей?
Овладение навыками самообслуживания
Специальные игрушки и оборудование, позволяющие лучше использовать
целевую игру.
Влияние на детей моделирующей игры взрослых.
Структурированное обучение.
Использование адаптированных и специально придуманных игрушек
представляется особенно заманчивым способом вмешательства в игру детей.
Моделирование.
Игровой опыт предоставил детям длительную практику в образовании
связей между знакомыми словами и обозначениями, или предметами (условия для
овладения правилами построения предложения).
"Игра есть вершинная фаза развития ребенка… ибо она есть самоактивное
представление внутреннего мира". (Фридрих Фребель, 1826 год).
Овидий: "В своей игре мы открываем, какого рода люди мы".
Джером Брунер, 1972 г. "Игра… это средство учения в менее рискованной
ситуации".
Приобретение базовых учебных навыков: чтение, письмо, счет…
Чтение является важным способом "вхождения" в речевую деятельность,
приводит к относительному развитию когнитивных навыков.
Глава 8. Шансы на полноценную жизнь.
Все родители начинают с осознания того, что означает диагноз для
ребенка, для них самих и для всей семьи.
Первейшей необходимостью для родителей является выработка новой системы
понятия для осознания происходящего с их ребенком. В такой системе есть
несколько точек отсчета:
1. Ребенок: На что похоже то, что здесь происходит, в чем он нуждается?
2. Мы сами, как родители ребенка с недостатками развития (ситуация могла
выбить из колеи, привести к пересмотру представлений о себе, своей
системы ценностей, своих установок и устремлений).
3. Семья (реакция членов семьи, друзей). Перестройка системы представлений
(помощь, квалифицированная консультация, как регулярная поддержка,
которую родители воспринимают, как связанную с их проблемами и
практически важную для них.)
Важно: 1. Индивидуальные способности и опыт решения проблем.
2. 2. Поддержка семьи, друзей и социальных служб
3. 3. Практические моменты (финансовое положение семьи, ее мобильность)
4. Наличие системы ценностей, убеждений и ощущение своей
нужности.
Для большинства родителей наиболее терапевтическим средством
оказывается информация о практических мерах, которые вполне обоснованно
могут помочь развитию младенца.
Поддержка семьи должна начинаться в годы, когда способы взаимодействия
семьи с окружающим миром еще только складываются.
Социальная служба относится к семье, как к целому.
Обучение должно проводится в группах, включающих не только разных
специалистов, но и родителей, ведь специфических особенностей развития,
которыми мог бы заняться только один специалист, не так уж много (Mittler
P.J., 1983 г.)
Обычно используемые итоговые показатели затрагивают лишь возрастные
нормы стандартных тестов, но, возможно, что более широкие и более точные
способы измерения по таким поведенческим параметрам, как инициативность,
пытливость, творчество и социальное взаимодействие, дадут требуемое
различие, особенно если ключевые переменные будут сведены со
взаимодействием «родитель-ребенок».
Целью большинства программ вмешательства в развитие является
обеспечение родителей советами о том, как расширить умение их ребенка.
На 2-м году жизни взаимодействие матери и ребенка нарушается,
материнское поведение становится более навязчивым и директивным.
Выделение взаимодействия «родитель-ребенок», как основного фактора
лечебно-педагогической программы, подтверждает, что в центре внимания
раннего вмешательства в развитие детей находятся родители и экология семьи,
и если родители не обеспечены социальной поддержкой соответствующего
уровня, то маловероятно, чтобы воспитание их младенца доставило им большое
удовольствие, сами они оказались восприимчивы к принятию идей раннего
вмешательства в развитие семьи, чтобы использовать в домашних условиях
программу поддержки, должны действовать при минимальном уровне здорового
согласия, взаимопонимания и баланса возможностей и потребностей.
Младенец рассматривается, как активный участник процесса учения, а не
как пассивный или ущербный реципиент предельно контролируемых событий.
Отношения партнерства Акцент делается на раннем взаимодействии
родитель-ребенок и, в частности, на способах, усиливающих восприимчивость
родителей к ключевым особенностям поведения младенца.
Необходимо создать систему поддержки, образующую здоровую основу для
оказания помощи младенцу.
Вмешательство в развитие должно быть регулярным, непрерывным и
отвечающим потребностям семьи.
Чтобы заслужить доверие семьи, специалист при консультировании должен
уметь продемонстрировать свою компетентность в понимании ребенка, его
развития и стратегий, способствующих развитию.
Нам необходимо переосмыслить способы вовлечения родителей методы
раннего вмешательства в развитие и развивать более педагогические
методики.
Социальный критерий - "способность радоваться жизни", играя важную
роль в беседе специалиста с родителями.
- Если неявно учитывается присущий таким детям недостаток развития и
определённая ограниченность их будущего, то врачам и родителям легче
добиться взаимопонимания, сосредоточив свои усилия на социальной адаптации
ребёнка.
- Консультация выходит за рамки медицинских критериев.
- Мы имеем дело с ребёнком, состояние здоровья которого никогда не
будет "благополучным", но тем не менее по социальным критериям способностью
жить в семье счастливой жизнью.
- Вырабатываются внемедицинские критерии состояния здоровья ребёнка,
социальный взгляд на его, в чём-то удовлетворительное будущее.
- Использование социальной оценки настоящего и будущего положения
ребёнка.
Наиболее активное привлечение родителей к принятию решения, когда им
предлагается неформальный выбор.
- Во внимание принимаются многочисленные социальные и моральные
проблемы, которые, как понимают врачи, следует решать семье.
- Ребёнок - это не просто социальный объект, но в равной степени
клинический, моральный, политический и юридический субъект.
- Диагностика ребёнка, при которой переформируется обычно принятая в
клинике интерпретация заболевания, когда предварительному клиническому
диагнозу придаётся социальное содержание.
- Процесс будет успешен настолько, насколько удастся избежать
стереотипных реакций на индивидуальные потребности.
Сопричастность других людей к принятию решения уникальна.
- Способность к самостоятельной жизни при специальном обучении и
помощи способны работать, как на обычных работах, так и в специально
оборудованных приютских мастерских.
Число людей, направленных на обычные работы, может быть, значительно
возрастёт.
Задачи центров - обучение социальным навыкам, оказание помощи в
раскрытии своих способностей, подготовка к жизни в сообществе людей с
недостатками развития и те, кто отвечает за них, - это забота.
- Личность с недостатками развития должна жить в сообществе людей на
равных правах с другими. Важным компонентом этой философии является
трудоустройство.
Акцент должен делаться на нормализации отношений между проблемными и
"обычными". Люди с проблемами должны учиться тому, как исполнить
обязанности, связанные с отношениями с людьми, равными по положению и с
людьми, обладающими властью. Они должны оказываться в ситуациях (нередко
рискованных), в которых они могут учиться, делая ошибки.
"Социальное поведение" поведению учатся, оно не обусловлено
аномалией.
Как только человек с недостатком развития усвоит, что он отличается от
других, он окажется в положении, когда может учиться формам поведения,
которые доступны ему для подражания.
- Проблема, однако, в инертности и консерватизме существующих
социальных институтов, зачастую не просматривающих до конца
возможности и достижения социального развития проблемных детей.
Глава 9. Выводы.
Идея "независимой жизни является ядром концепции программы социализации,
которой руководствуются реабилитационные центры. Суть этой идеи можно
выразить двумя тезисами:
- человек, имеющий инвалидность, имеет право на включение во все аспекты
жизни общества, на независимую жизнь, самоопределение, свободу выбора, как
все другие люди.
- помочь ему реализовать это право призвана система инновационных
социальных служб, открывающая доступ детям - инвалидам во все сферы
жизнедеятельности.
Список литературы:
1. Карвялис В. Специальное образование детей с ограниченными
возможностями и подготовка педагогов-дефектологов //Дефектология.
199''. №1.
2. Панов А.М. Центры социальной реабилитации детей с ограниченными
возможностями - эффективная форма социального обслуживания семьи и детей
// Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт
и проблемы. М.,1997.
3. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997.
4. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального
образования в России. (Результаты исследования, как основа для построения
проблемы развития) // Дефектология. №4, 1997.
5. Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с
отклонениями в развитии // Дефектология. 1998. №1
6. Горячева Т.Г. Психологическая помощь детям с врожденными пороками сердца
и их семьям // Мир психологии. 1998. №2.
7. Цукерман И.В. Проблема социализации выпускников специальных школ для
детей с нарушениями слуха // Дефектология. 1998. №1
8. Бондаренко Г.И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей
//Дефектология. 1998. №3.
9. Базоев В.3. Поддержка профессионального образования глухих в
Великобритании //Дефектология. №3, 1997.
10. Г. М. Иващенко, Е. Н. Ким. «Об опыте работы по социальной реабилитации
детей с ограниченными возможностями в Московском клубе «Контакты-1».
Президентская программа "Дети России"
11. «Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями» Н.
Ф. Дементьева, Г. Н. Багаева, Т. А. Исаева, Институт социальной работы,
М., 1996 г.
12. З. Матейчек «Родители и дети» М., «Просвещение», 1992 год.
13. "Современные подходы к болезни Дауна" по ред. Д. Лейна, Б.
Стрэтфорда. М., "Педагогика", 1992 год.
14. Л. С. Алексеева и др. "Об опыте организации социальной реабилитации
детей с ограниченными возможностями в школе - комплексе "Детская
личность". Президентская программа "Дети России". М., 1997 год.
15. Р. С. Немов "Психология" Книга 1. М., 1998 год.
Страницы: 1, 2
|