Психологическая готовность ребенка к школьному обучению
детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая
руки и перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и
чувствами. Они обычно включаются в работу только при непосредственном
обращении к ним учителя, а в остальное время отвлекаются, не следят за
происходящим в классе, нарушают дисциплину. Имея завышенную самооценку, они
обижаются на замечания, когда учитель или родители выражают недовольство их
поведением, они жалуются на то, что уроки неинтересные, школа плохая и
учительница злая.
Существуют различные варианты развития детей 6-7 лет с личностными
особенностями, которые влияют на успешность в школьном обучении.
1. Тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при
постоянном недовольстве учебной работой ребенка со стороны
учителя и родителей, обилие замечаний, упреков. Тревожность
возникает из-за страха что-то сделать плохо, неправильно.
Такой же результат достигается в ситуации, когда ребенок
учится хорошо, но родители ожидают от него большего и
предъявляют завышенные требования, подчас не реальные.
Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки,
снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность приводит
к ряду других особенностей – желанию безумно следовать указаниям взрослого,
действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу
формальному усвоению знаний и способов действий.
Взрослые, не довольные низкой продуктивностью учебной работы ребенка,
все больше и больше сосредотачиваются в общении с ним на этих вопросах, что
усиливает эмоциональный дискомфорт.
Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности
ребенка отражаются на качестве его учебной деятельности, низкая
результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих,
а это отрицательная реакция, в свою очередь усиливает сложившиеся у ребенка
особенности. Разорвать этот порочный круг можно, изменив установки оценки и
родителя, и учителя. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших
достижениях ребенка, не порицая его за отдельные недочеты, снижает уровень
его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных задач.
2. Негативистическая демонстративность. Демонстративность –
особенность личности, связанная с повышенной потребностью в
успехе и внимании к себе со стороны окружающих. Ребенок,
обладающий этим свойством, ведет себя манерно. Его
утрированные эмоциональные реакции служат средством достижения
главной цели – обратить на себя внимание, получить одобрение.
Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема –
постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного
ребенка – недостаток похвалы. Негативизм распространяется не
только на нормы школьной дисциплины, но и на учебные
требования учителя. Не принимая учебные задачи, периодически
«выпадая» из учебного процесса, ребенок не может овладеть
необходимыми знаниями и способами действий, успешно учиться.
Источником демонстративности, ярко проявляющейся уже в дошкольном
возрасте, обычно является недостаток внимания взрослых к детям, которые
чувствуют себя в семье «заброшенными», «недолюбленными». Бывает, что
ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу
гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах.
Завышенные требования предъявляются, как правило, избалованными
детьми.
Дети с негативистической демонстративностью, нарушая правила
поведения, добиваются необходимого им внимания. Это может быть даже
недоброжелательное внимание, все равно оно служит подкреплением
демонстративности. Ребенок, действуя по принципу: «пусть лучше ругают, чем
не замечают», - извращенно реагирует на внимание и продолжает делать то за
что его наказывают.
Таким детям желательно найти возможность самореализации. Лучшее место
для проявления демонстративности – сцена. Помимо участия в утренниках,
концертах, спектаклях, детям походят другие виды художественной
деятельности в том числе и изобразительная.
Но самое главное – снять или хотя бы ослабить подкрепление
неприемлемых форм поведения. Задача взрослых – обходиться без нотаций и
назиданий, не обращать, как можно менее эмоционально делать замечания и
наказывать.
3. «Уход реальности» - это еще один вариант неблагоприятного
развития. Он проявляется, когда у детей демонстративность
сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную
потребность во внимании к себе, но реализовывать ее в резкой
театрализованной форме не могут из-за своей тревожности. Они
малозаметны, опасаются вызвать неодобрение, стремятся к
выполнению требований взрослых.
Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию
тревожности и еще большей пассивности, незаметности, которые обычно
сочетаются с инфантильностью, отсутствием самоконтроля.
Не достигая существенных успехов в учении, такие дети так же, как и
чисто демонстративные, «выпадают» из процесса обучения на уроке. Но
выглядит это иначе; не нарушал дисциплины, не мешал работать учителю и
одноклассникам, они «витают в облаках».
Дети любят фантазировать. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок
получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего
ему признания. В некоторых случаях фантазия проявляется в художественном и
литературном творчестве. Но всегда в фантазировании, в отстраненности от
учебной работы отражается стремление к успеху и вниманию. В этом же
заключается и уход от не удовлетворяющей ребенка реальности. При поощрении
взрослыми активности детей, проявление к результатам их учебной
деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается
относительно легкая коррекция их развития.
Еще одной актуальной проблемой социально-психологической готовности
ребенка является проблема формирования у детей качеств, благодаря которым
они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу,
класс, в которых дети заняты общим делом и ему необходимо обладать
достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми,
необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с
другими, умение отступать и защищаться.
Таким образом, социально-психологическая готовность к обучению
предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умением
подчиняться интересам и обычаям детской группы развивающиеся способности
справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Психологическая готовность к школе – целостное образование. Отставание
в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или
искажение в развитии других. Комплексные отклонения наблюдаются в тех
случаях, исходная психологическая готовность к школьному обучению может
быть достаточно высокой, но в силу некоторых личностных особенностей дети
испытывают значительные трудности в учении. Преобладающая интеллектуальная
неготовность к обучению приводит к не успешности учебных действий,
невозможности понять и выполнить требования учителя и, следовательно,
низким оценкам. При интеллектуальной неготовности возможны разные варианты
развития детей. Своеобразным вариантом является вербализм.
Вербализм связан с высоким уровнем речевого развития, хорошим
развитием памяти на фоне не достаточного развития восприятия и мышления. У
таких детей речь развивается рано и интенсивно. Они владеют сложными
грамматическими конструкциями, богатым словарным запасом. В то же время,
предпочитая чисто вербальное общение со взрослыми, дети не достаточно
включаются в практическую деятельность, деловое сотрудничество с родителями
и игры с другими детьми. Вербализм приводит к односторонности в развитии
мышления, неумению работать по образцу, соотносить свои действия с
заданными способами и некоторыми другими особенностями, что не позволяет
успешно учиться в школе. Коррекционная работа с этими детьми заключается в
обучении видам деятельности, характерным дошкольного возраста – игре,
конструированию, рисованию, т.е. тем, которые соответствуют развитию
мышления.
В учебную готовность входит и определенный уровень развития
мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок,
которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни –
портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знания, что
предполагает развитие подготовительных процессов. Будущему школьнику
необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной
деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической
системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной
мотивацией.
Мотивационная незрелость часто влечет за собой проблемы в знаниях,
низкую продуктивность учебной деятельности.
Поступление ребенка в школу связано с возникновением важнейшего
личностного новообразования – внутренней позиции. Это тот мотивационный
центр, который обеспечивает направленность ребенка на учебу., его
эмоционально-положительное отношение к школе, стремление соответствовать
образцу хорошего ученика.
В тех случаях, когда внутренняя позиция школьника не удовлетворена, он
может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие: ожидание успеха в
школе, плохого отношения к себе, боязнь школы, нежелание посещать ее.
Таким образом у ребенка возникает чувство беспокойства, это является
началом для появления страха и тревоги. Страхи бывают возрастные и
невротические.
Возрастные страхи отмечаются у эмоциональных, чувствительных детей как
отражение особенностей их психического и личностного развития. Возникают
они по действием следующих факторов: наличие страхов у родителей
(тревожность в отношениях с ребенком, избыточное предохранение его от
опасностей и изоляция от общения со сверстниками, большое количество
запретов и угроз со стороны взрослых).
Невротические страхи характеризуются большей эмоциональной
интенсивностью и направленностью, длительным течением или постоянством.
Социальная позиция школьника, налагающая на него чувство ответственности,
долга, обязанности может спровоцировать появление страха «быть не тем».
Ребенок боится не успеть, опоздать, сделать не то, быть осужденным,
наказанным.
Первоклассники, которые по разным причинам не могут справиться с
учебной нагрузкой, со временем попадают в ряд неуспевающих, что, в свою
очередь, приводит как к неврозам, так и к школобоязни. Дети, которые не
приобрели до школы необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками,
не уверены в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают
трудности в адаптации в школьном коллективе и страх перед учительницей.
Выявить страхи младших школьников можно с помощью методов неоконченных
предложений и рисования страхов.
Школьная тревожность – это сравнительно мягкая форма проявления
эмоционального неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении,
повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого
отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.
Ребенок чувствует собственную неполноценность. Однако это как правило не
вызывает сильного беспокойства со стороны взрослых. Однако тревожность –
это один из предвестников невроза и работа по его преодолению – это работа
по психопрофилактике невроза.
После адаптационного периода, продолжающегося обычно от одного до трех
месяцев положение меняется: эмоциональное самочувствие и самооценка
стабилизируется. Именно после этого можно выделить детей с подлинной
школьной тревожностью. Сделать это можно с помощью специального теста
тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В, Амен).
Работа учителя или психолога по снятию школьной тревожности и страхов
может проводиться непосредственно в ходе учебных занятий, когда
используются отдельные методы и приемы, а также в специальной группе. Она
будет иметь эффект только при создании щадящих условий в семье и школе,
поддерживающим ребенка позитивном отношении к нему со стороны окружающих.
Все выше сказанные говорит, что несформированность одного компонента
школьной готовности приводит ребенка к психологическим трудностям и
проблемам в адаптации к школе.
Это делает необходимым психологическую помощь на этапе подготовки
ребенка к школе, чтобы устранить возможные отклонения.
Психологическая помощь детям с недостаточной готовностью к школьному
обучению.
Проблема психологической готовности к школьному обучению чрезвычайно
актуальна. От определения ее сущности, показателей готовности, путей ее
формирования зависит, с одной стороны, определение целей и содержания
обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, с другой – успешность
последующего развития и обучения детей в школе. Многие педагоги
(ГуткинаН.Н., Битянова М.Р., Кравцова Е.Е., Безруких М.И.) и психологи
связывают с готовностью к школьному обучению успешную адаптацию ребенка в 1
классе.
Адаптация в 1 классе – особый и сложный период адаптации в жизни
ребенка: он усваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности
– учебную, изменяется социальное окружение – появляются одноклассники,
учителя и школа, как большая социальная группа, в которую включается
ребенок, изменяется уклад его жизни. Ребенок, психологически не готовый к
обучению в том или ином аспекте школьной зрелости, испытывает трудности
(см.2) в адаптации к школе и может быть дезадаптирован.
Под школьной дезадаптацией понимается «некоторая совокупность
признаков, свидетельствующих признаков о несоответствии социально-
психологического и психофизического статуса ребенка требованиям ситуации
школьного обучения овладение которой по ряду причин становится
затруднительным или, в крайних случаях, невозможным». Нарушения
психического развития приводит к тем или иным нарушениям школьной
адаптации. Интеллектуальные нарушения приводят к трудностям в овладении
учебной деятельности, личностные – к трудностям в общении и взаимодействии
с окружающими, особенности нейродинамики (гипердинамический синдром,
психомоторная заторможенность или нестабильность психических процессов)
влияют на поведение, что может нарушать и учебную деятельность, и
взаимоотношение с окружающими. В связи с этим представляется, что в понятии
«готовность к школе» возможно выделить две подструктуры: готовность к
учебной деятельности (как профилактика к учебной дезадаптации) и социально-
психологическая готовность к школе (как линия профилактики социально-
психологической дезадаптации к школе).
В какой степени актуальна проблема социально-психологической
готовности к школе и констатируется ли она в начальной школе? Исследования
М.В. Максимовой, М.Е. Зеленовой, Р.В. Овчаровой [2] свидетельствуют о том,
что феномен социально-психологической дезадаптации существует у учащихся
начальной школы и может проявляться примерно в 37% случаев.
Степень дезадаптации различна: от проблемности до конфликтности и
социокультурной запущенности. Проявления дезадаптации различны – они могут
быть выделены по объективным и внешне выраженным показателям:
социометрическим статусам, не желанию или не уверенного или агрессивного
поведения, а также по субъективным переживаниям: неудовлетворенности,
тревожности и враждебности.
С целью профилактики и коррекции социально-психологической
дезадаптации детей 6-7 лет И.Н. Агафоновой была разработана программа «Я и
Мы», которая прошла апробацию в д/с № 37 Санкт-Петербурга [2]. Данная
программа может внедряться и в начальной школе педагогом или психологом при
соответствующих условиях ( работа по подгруппам). Основная цель программы
конкретизируется в следующих задачах:
1. Формирование положительной Я-концеции.
2. Формирование положительной концепции другого человека.
3. Формирование мотивации достижения успеха.
4. Формирование потребности в общении и коммуникативных умений.
Данная программа может быть реализована во всех видах деятельности
ребенка и в специальной системе занятий тренингов. Программа включает 15
этапов и рассчитана на 25-29 занятий.
В школах для определенной готовности ребенка к обучению и профилактики
возможных школьных трудностей, связанных с неготовностью в том или ином
школьном аспекте, проводится ранняя диагностика школьной зрелости.
Определяя психологическую готовность к школьному обучению, детский
практический психолог должен четко понимать, для чего он это делает. Можно
выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностики готовности
к школе:
1. Понимание особенностей психологического развития детей с
целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-
воспитательном процессе.
2. Выявление детей не готовых к школьному обучению, с целью
проведения с ними мероприятий, направленных на профилактику
школьной неуспеваемости.
3. Распределение будущих первоклассников по классам в
соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволяет
каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме.
4. Отсрочка на 1 год начала обучения детей, не готовых к
школьному обучению, что возможно только детям шестилетнего
возраста.
По итогам диагностического обследования возможно создание спецгруппы и
класса развития, в которых ребенок сможет подготовиться к началу
систематического обучения в школе. Так же создаются группы коррекции и
развития по основным параметрам.
Такие занятия могут проводиться и в период адаптации в школе.
Например, курс Г.А. Цукермана «Введение в школьную жизнь» проводится именно
в период начала школьного обучения.
Этот курс создан для того, чтобы на пороге школы, между дошкольным и
школьным детством, помочь ребенку построить содержательный образ
«настоящего школьника». Это своеобразная десятидневная инициация в новый
возраст, в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками, самим собой.
Введение носит промежуточный характер, соответствующий самоощущению
ребенка. По форме, по манере общения «введение строится как обучения
новичка учебному сотрудничеству. Но материал, с которым работают дети –
чисто дошкольный: дидактические игры на конструирование, классификацию,
сериацию, рассуждение, запоминание, внимание. Предлагая эти, по сути
развивающие задания, мы не стремимся научить их в совершенстве все
выполнять. Усилия детей должны быть сосредоточены на основании отношений:
на умении договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг
друга и себя так, «как это делают настоящие школьники».
Существует еще одна программа адаптационных занятий для
первоклассников «Введение в школьную жизнь», разработанная кандидатом
психологических наук Санько А.И., психологом МОУ № 26 Челябинска Кафеевой
Ю.[37] Этот курс помогает детям осознать новые требования, формирует
внутреннюю потребность в исполнении установленного порядка.
Особое место в курсе занимают мотивационные беседы, которые позволяют
выявить детей с учебно-познавательной мотивацией.
Занятия способствуют ускоренному знакомству первоклассников друг с
другом и созданию благоприятного психологического климата в классе.
Курс предусматривает игровые занятия, которые предполагают сводную
форму общения. Здесь возможны подвижные упражнения, не столь жестко как на
уроке, лимитировано время. Занятия проводит психолог в течение первых
учебных дней. Он получает информацию о новых учениках.
Таким образом для организации психологической помощи ребенку на этапе
подготовки к школьному обучению применяют следующие приемы: подготовка в
д/саду, диагностика в школе с последующими коррекционными занятиями.
ВЫВОД
1. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается
необходимость и достаточный уровень психологического развития ребенка для
освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде
всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью
проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной
неуспеваемости и дезадаптации.
2. Под писхофизической готовностью понимается физическое созревание
ребенка, а также созревание структур мозга, обеспечивающее соответствующих
возрастной норме уровня развития психических процессов.
Под интеллектуальной готовностью понимается развитие мыслительных
процессов – способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их,
выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть
определенная широта представлений, в том числе образных и нравственных,
соответствующее речевое развитие, познавательная активность.
Под личностной готовностью понимается наличие развитой учебной
мотивации, навыков общения и совместной деятельности. У ребенка должна быть
достигнута сравнительно хорошая эмоциональная и волевая устойчивость, на
фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.
Несформированность одного из компонентов школьной готовности является
не благоприятным вариантом развития и ведет к затруднениям в адаптации к
школе: в учебной и социально-психологической сфере.
Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют
различные подходы: специальные занятия в д/саду на этапе адаптации к школе,
диагностика школьной готовности и подготовка до школы.
3 ГЛАВА
1. Программа занятий
Психологическая готовность к школьному обучению – одна из важнейших
проблем детской и педагогической психологии. От ее решения зависит, как
построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и
формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов.
Мы предлагаем программу занятий, направленных на подготовку детей к
успешному школьному обучению. Цель: формирование готовности к школьному
обучению.
Задачи:
1. Формирование положительного отношения к школе, мотивы
учения;
2. Развитие познавательных процессов;
3. Формирование навыков общения и совместной деятельности.
Цель и задачи позволили нам определить содержание программы:
Для формирования положительного отношения к школе мы выбрали следующие
упражнения: «Бег ассоциаций», «Изображение предметов». Для развития памяти,
внимания, мышления, воображения: «Пары слов», «Шалтай-болтай», «Собери
картинку», «Ищи безостановочно», «Волшебное яйцо», «Маленькие обезьянки»,
«Бывает – не бывает».
Навыки общения и совместной деятельности предполагается формировать
через следующие упражнения: «Бип», «Маленькие обезьянки», «Путаница»,
«Зеркало».
По форме организации все игры и упражнения можно разделить на:
- групповые («Бег ассоциаций»)
- в парах («Зеркало»)
- индивидуальные («Собери картинку», «Волшебное яйцо»)
Остальные игры и упражнения по форме организации являются фронтальные.
Основной прием – игра. Игровая форма была выбрана в связи с учетом
особенностей возраста. На этом этапе дошкольного детства игра является
ведущей деятельностью ребенка, кроме того, в игре, в привычной обстановке
дети легче усваивают навыки и знания. Работа в группе позволяет помимо
развития необходимых познавательных процессов, мотивации уделять внимание
формированию социально-психологической зрелости; развивать навыки общения,
совместной деятельности и т.д. Занятие в группе проводится после
диагностики. Состав группы 6-8 человек. Продолжительность занятия 25-30
минут. Если занятия организуются в детском саду, они проводятся 2-3 раза в
неделю. Если занятия проводятся на базе школы – то по субботам, 1 раз в
неделю.
ЗАНЯТИЕ 1.
Цель: Знакомство психолога с детьми, детей с психологом, детей друг с
другом. Развитие навыка работы в парах. Развитие памяти, внимания.
Ход занятия:
1. Ритуал приветствия:
Цель: знакомство, развитие умения слушать друг друга.
Ход: Психолог выбирает предмет (игрушка), показывает его детям и
говорит, что этот предмет будет символом нашей группы, он будет нам во всем
помогать. Сегодня он поможет нам познакомиться друг с другом. Желательно
чтобы дети сидели в кругу. Психолог держит предмет и рассказывает детям о
себе, затем передает символ рядом сидящему ребенку, он тоже рассказывает
все, что считает нужным, о себе и так далее по кругу. Когда знакомство
закончится, дети вместе с психологом выбирают место, где будет находиться
их символ.
Затем все договариваются, что прежде, чем начать занятие, они будут
брать друг друга за руки в кругу, а в центре стоит символ. И каждый по
очереди желает всем что-нибудь хорошее. Это и будет являться ритуалом
приветствия во всех занятиях.
2. «Четыре стихии»
Цель: развить внимание, связанное с координацией слухового аппарата и
двигательного анамуатора.
Ход: Играющие сидят в кругу, ведущий договаривается с ними, если он
скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» -
руки вперед, «воздух» - руки вверх, «огонь» - вращение руками в локтевых
суставах. Кто ошибается, выходит из круга. Победителю все дети аплодируют.
3. «Запоминай порядок»
Цель: развитие памяти.
Ход: Психолог показывает в руке 6-7 цветных карандашей. Через 20
секунд, убрав их, спрашивает последовательность их расположения.
4. «Попугай»
Цель: развитие навыка работы в парах, умения работать по образцу,
развитие внимания, памяти, учить понимать другого человека.
Ход: Психолог демонстрирует упражнение с кем-то из ребят. Он просит
ребенка, например, назвать любое время суток, рассказать о событиях лета, о
себе. Психолог играет роль попугая, стараясь подхватить интоннацию ребенка,
повторить его голос. Дети разбиваются по парам, играют, отражая мимику,
жесты, внимательно наблюдая за партнером.
5. Итог занятия:
- Чем мы сегодня занимались?
- Что понравилось больше всего?
6. «Ритуал прощания»
Дети, вместе с психологом садятся в кругу и, передавая символ друг
другу, прощаются со всеми.
ЗАНЯТИЕ 2.
Цель: формирование положительного отношения к школе. Развитие навыка
работы в парах, группах. Воспитание наблюдательности.
Ход занятия:
1. «Ритуал приветствия»
2. «Настроение в цвете»
Цель: развитие воображения, эмоциональный настрой ребенка на работу.
Ход: Детям предлагается красками нарисовать свое настроение на листе
бумаги. Затем психолог предлагает поддержать тех, у кого настроение плохое.
Дети делают это с символом в руках.
3. «Бег ассоциаций»
Цель: формирование положительного отношения к школе»
Ход: Дети делятся на 2 группы. Психолог задает вопрос: «Какие слова
приходят на ум, когда я говорю слово «школа»?
Каждая группа отвечает. Затем дети беседуют. В обсуждении идет поиск
интересных, приятных не только игровых, но и учебных моментов в понятии
«школа».
4. «Изображение предметов»
Цель: воспитание наблюдательности, развитие воображения, умение видеть
другого.
Ход: Ребенок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети его
отгадывают. Кто отгадал – становится ведущим.
5. Физминутка «Ванька-встанька»
Цель: Дать возможность детям отдохнуть. Обучение умению действовать по
инструкциям.
Ход: Отдых наш физкультминутка
Занимай свои места:
Раз – присели, два – привстали.
Руки к верху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой-встанькой словно стали,
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
6. «Зеркало»
Цель: развитие навыка работы в парах
Ход: Дети разбиваются по парам. Встают лицом к лицу, смотрят друг на
друга и повторяют движения.
7. «Настроение в цвете»
Цель: отслеживание эмоционального состояния детей. Психологическая
поддержка.
8. Итог занятия.
9. Ритуал прощания.
Занятие 3.
Цель: развитие памяти, мышления, навыка совместной деятельности.
Ход занятия:
1. «Ритуал приветствия»
2. Настроение в цвете»
3. «Пары слов»
Цель развитие памяти. Обучение запоминанию по ассоциации.
Ход: Детям нужно запомнить вторые слова из пары слов: кошка – молоко,
булка – масло, мальчик – машина, зима – гора, стол – пирог, зубы – щетка,
река – мост.
Затем психолог говорит первое слово из пары, а дети второе слово.
Психолог объясняет, как можно легче запомнить, если установить взаимосвязь
между словами.
4. Физкультминутка «Шалтай-болтай»
Цель: развитие памяти, навыка работы по образцу.
Ход: Дети поворачивают туловище вправо, влево, руки свободно болтаются как
у тряпочной куклы на слова «свалился во сне» резко наклоняют корпус тела
вниз.
Психолог показывает пример, дети повторяют.
«Шалтай-болтай
сидел на стене
Шалтай-болтай
Свалился во сне»
5. «Собери картинку»
Цель: развитие мышления.
Ход: Каждому ребенку выдаются детали от разрезанной картинки. Дети
собирают, психолог при необходимости помогает.
Второе задание усложняется. Можно внести элемент соревнования. Возможно
совместное собирание картинки.
6. «Путаница»
Цель: развитие навыка совместной деятельности.
Ход: Выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за
руки в кругу, не разжимая рук начинают запутываться – кто как умеет. Когда
образовалась путаница, водящий «распутывает», не разжимая детей.
7. «Настроение в цвете».
8. Итог занятия.
9. Ритуал прощания.
Занятие 4.
Цель: Развитие навыков общения, воображения, внимания.
Ход занятия:
1. «Ритуал приветствия».
2. «Настроение в цвете».
3. «Ищи безостановочно».
Цель: развитие внимания.
Ход: В течение 10-15 сек. Увидеть вокруг себя как можно больше предметов
одного и того же цвета (размера, формы).
4. «Волшебное яйцо».
Цель: развитие воображения.
Ход: каждому ребенку дается шаблон в виде яйца, который обводится на
листе бумаги. Затем детям предлагается дорисовать овал, так, чтобы
получился новый предмет. В конце занятия можно организовать выставку
рисунков.
Если предложить ребенку дорисовать несколько овалов, так чтобы получились
разные предметы, то это будет способствовать развитию гибкости и беглости
мышления.
5. «Маленькие обезьянки»
Цель: развитие внимания, навыков общения.
Ход: каждый из стоящих в ряду детей (3-6 чел.) принимает какую-то позу.
Один из играющих, поглядев на них 40-50 сек., копирует позу каждого, а
остальные стоят спокойно.
6. Физминутка «Шалтай-болтай»
7. «Бывает - не бывает»
Цель: развитие воображения, внимания.
Ход: Психолог говорит предложения. Если это бывает – дети хлопают в
ладоши, не бывает – топают ногами.
«Волк бродит по лесу. Волк сидит на дереве. В кастрюле чашка варится.
Кошка по крыше гуляет. Собака по небу плывет. Девочка ласкает собаку. Домик
девочку рисует».
8. «Бип».
Цель: раскрытие групповых отношений, навыков общения.
Ход: Дети сидят на стульях. Входящий с закрытыми глазами ходит по кругу,
садится на колени к детям и угадывает на ком сидит. Если угадал правильно,
то кого назвали, говорит «Бип».
9. «Настроение в цвете».
10. Итог занятия.
11. «Ритуал приветствия».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последнее время в литературе уделялось много внимания вопросу о
выделении детей, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности
школьной адаптации в 1 классе. И проблема эта по-прежнему актуальна.
Ребенок, поступая в школу, должен быть зрелым в физиологическом и
социальном отношении, успешность обучения ребенка в школе также зависит от
его психологической зрелости. Психологическая готовность к обучению –
понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знания и умения, а
определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы.
Какие же составляющие водят в этот набор «школьной готовности»? Основными
компонентами школьной зрелости являются: интеллектуальная, личностная,
волевая, нравственная готовности.
Все перечисленные составляющие школьной готовности важны в развитии
ребенка. В случае, если есть недостаточная развитость какого-либо одного
компонента возникает потребность в психологической помощи ребенку.
Разработанная с этой целью программа может быть использована и в детском
саду.
Проанализировав данную литературу, мы предполагаем, что упражнения в
нашей программе будут содействовать успешному обучению учащихся.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Авраменко Н.К. Подготовка ребенка к школе. М., 1972 – 48 с.
2. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте
проблемы адаптации «Начальная школа» 1999 № 1 61-63 с.
3. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети, М. 1983 – 180с.
4. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. «Школьные трудности благополучных
детей М. 1994 – 189 с.
5. Буря Р.С. «Готовим детей к школе М., 1987 – 93с.
6. Венгер Л.А., «Домашняя школа» М. 1994 – 189 с.
7. Венгер Л.А. Венгер Л.А. «Готов ли ваш ребенок к школе?» М. 1994 –
189 с.
8. Венгер Л.А. «Психологические вопросы подготовки детей к обучению в
школе, «Дошкольное воспитание» 1970 – 289 с.
9. Готовность к школе / Под редакцией Дубровиной М. 1995 – 289 с.
10. Гуткина Н.Н. Диагностическая программа по определению
психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению
«Психологическое образование» 1997 – 235 с.
11. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога /Под
редакцией Дубровиной М. 1987 – 235 с.
12. Дьяченко О.М. Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает М. 1994 – 189 с.
13. Ефимова С.П. Как готовить ребенка к школе. Советы врача М. 1992 –
16с.
14. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной
педагогики /Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой М. 980 – с.
250-257
15. Козлов Н. А. «Лучшие психологические игры и упражнения»,
Екатеринбург, 1998 - 136 с.
16. Кравцов Е. Е. «Психологические проблемы, готовности детей к обучению
в школе», М., 1991 - 145 с.
17. Кулагина И. Ю. «Возрастная психология», М., 1991 - 335 с.
18. Люблинская А. А. «Учителю о психологии младшего школьника», М., 1977
- 278 с.
19. Марлова Г. А. «Подготовка детей к школе в семье», М., 1976 - 190 с.
20. Мухина В. С. «Психология детства и отрочества», М., 1998 – 488 с.
21. Мухина В. С. «Детская психология», М. 1985 – 315 с.
22. Никитин Б. П. «Развивающие игры», М. 1994 – 189 с.
23. Овчарова Р. В. «Практическая психология в начальной школе», М. 1999 –
261 с.
24. «Особенности психологического развития детей 6 – 7 летнего возраста»
под ред. Д. П. Элькошина, А. Л. Вангера, М. 1988 – 189 с.
25. Петровский А. В., Шпалинский В. В. «Социальная психология
коллектива», М. 1978 – 291 с.
26. Петроченко Г. Г. «Развитие детей 6 – 7 летнего возраста и подготовка
их к школе», М. 1978 – 291 с.
27. «Практикум по возрастной и педагогической психологии», под редакцией
И. В. Дубровиной, М. 1998 – 225 с.
28. «Психологические тесты», под ред. А. А. Карелина, М. 1999 – кн. 1,
205 с.
29. Рогов Н. И. «Настольная книга практического психолога», М. 1999 – кн.
1, 214 с.
30. «Руководство практического психолога», под ред. И. В. Дубровиной, М.
1999 (с 31 – 65).
31. Самоухина Н. В. «Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и
коррекционные программы», М. 1993 – 215 с.
32. Санько А. К., Кафеева Ю. Ж. «Введение в школьную жизнь», «Школьный
психолог», 1999, № 23 – с 51 – 63.
33. «Учимся общаться с ребенком», под ред. Петровского В. А., Виноградова
А. М., М. 1999 – 178 с.
34. «Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология», Дубровина И.
В., Зацепин В. В., М., 1999 – 253 с.
35. Цукерман Г. А., Поливанова Н. К. «Введение в школьную жизнь», Томск,
1992 – 94 с.
36. Эльконин Д. Б. «Психологические игры», М., 1978 – 301 с.
Страницы: 1, 2
|