Психологическая природа воли
Психологическая природа воли
Министерство Российской Федерации по высшему и профессиональному
образованию
Волгоградский Государственный Университет
Контрольная работа
по дисциплине «Психология и педагогика»
Тема: «Психологическая природа воли»
Выполнил: Субботин Д. А.
Группа: ЭП-971
Проверил:
Вопрос № 1. Мотивация и направленность личности.
Для определения причины активности человека прежде всего необходимо
проанализировать направленность активности человека, то есть куда и на что
данная активность направлена.
Вообще, направленность личности человека ( это совокупность
устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно
независимых от наличных ситуаций.
Мотивы могут быть с определенной степенью осознанности или
неосознанными вовсе.
Главная роль направленности личности человека принадлежит осознанным
мотивам.
Человек осознает объект своих потребностей и сопоставляет свои личные
цели с целями коллектива, которому он принадлежит. В случае несовпадения
целей коллектива со своими целями человек либо корректирует их, либо
маскирует.
Если осознается не только цель, как идеальное предвосхищение
результата, но и реальность выполнения этой цели, то следует говорить о
перспективе личности.
Если по каким-то причинам человек, осознающий перспективу, попадает в
состояние расстройства, подавленности и т. п., то данная ситуация
называется фрустрацией. Она возникает тогда, когда человек на пути к
достижению цели сталкивается с препятствиями, барьерами, которые являются
непреодолимыми или воспринимаются как таковые. В результате возникновения
фрустрации можно говорить об изменении поведения и самосознания личности.
В заключении следует сказать, что мотивация будущих действий индивида
непосредственно влияет на направленность последнего.
Вопрос № 2. Самооценка личности, уровень притязания. Их взаимосвязь.
Прежде всего, самооценка - оценка личностью самой себя, своих
возможностей, качеств и места среди других людей. Немаловажным является то,
что с помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.
Переосмыслив высказывание Маркса о самооценке можно сделать вывод о
том, что познавая качества другого человека, личность получает необходимые
сведения, которые позволяют выработать собственную оценку. Уже сложившиеся
оценки собственного «Я» есть результат постоянного сопоставления того, что
личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях.
Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку,
производя сравнения себя с ним, предполагает, что тот не безразличен к его
личностным качествам, поступкам, действиям, проявлениям. Все это является
проявлением личностной самооценки и определяет ее психологическое
самочувствие.
Самооценка тесно связана с уровнем притязания личности, которую можно
определить как желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в
степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой.
Если личность стремится к повышению самооценки в случае, когда
имеется возможность свободно выбирать степень трудности очередного
действия, то могут возникнуть два конфликта: с одной стороны - стремление
повысить притязания, чтобы пережить максимальных успех, а с другой -
снизить притязания, чтобы избежать неудачи. В первом варианте уровень
притязания обычно повышается, а во втором - уменьшается.
Уровень притязания обычно устанавливается где-то между чересчур
легкими и чересчур трудными целями и задачами, для того, чтобы сохранить на
приемлемом уровне собственную самооценку.
Не только на основе предвосхищения успеха или неудачи, но и на основе
прежних успехов или неудач идет формирование личностью своего уровня
притязаний.
Может возникнуть вопрос о том, с помощью чего личность может повысить
свой уровень притязания? С одной стороны это может происходить после того,
как будут успешно выполнены поставленные перед собой определенные цели. Но
так же это может произойти с помощью коллектива или руководителя, если
последние будут всячески подбадривать индивида в процессе выполнения
поставленных задач. К примеру, в процессе ответа на поставленный вопрос на
семинарском занятии студенту говорят: «Вы идете в правильном направлении»
или «Ваша мысль правильна» и т. п. В этом случае повышается самооценка
личности, а вследствие чего личность может достигнуть успеха. В конечном
счете у индивида повышается уровень притязания. На этом примере было
наглядно показано о том, как между собой связаны самооценка и уровень
притязания личности.
|