Психологические аспекты любви
Психологические аспекты любви
СИПО.
Реферат по общей психологии.
На тему: Психологические аспекты любви.
Выполнила: Студентка 2 курса, группы П-22.
Качнова Анна.
Севастополь.
О любви
Я дышу - и, значит, я люблю!
Я люблю - и, значит, я живу!
/ В.Высоцкий /
Любви все возрасты покорны... О любви сказаны миллионы слов и написаны
горы книг. Есть формулы любви, научные определения, философские трактаты,
словом, как поется в известной песне: “ О любви не говори, о ней все
сказано... “. И все же для каждого нового поколения, вступающего в жизнь,
философия любви - это тайна за семью печатями, крепость, которую надо
покорить самому, пройдя нелегкий путь обретения и потерь. А прошлый опыт -
тот самый ориентир, который поможет преодолевать сомнения и познавать
великое таинство этого вечного как мир и столь же загадочного слова -
любовь! Любовь - понятие необычайно емкое и многозначное. Любят свое дело,
своих товарищей, друзей. Любят близких, семью, детей. Бывает любовь живая и
действенная. Бывает и отвлеченная, ни к чему не обвязывающая - к
человечеству вообще, к природе вообще... Но умы людей больше всего занимает
чувство любви женщины и мужчины. Романисты и поэты, композиторы и художники
романтической ориентации возвысили любовь до уровня всемогущей силы,
правящей ходом мировой истории. С этим можно и поспорить, но любовь может
стать - и надолго - смыслом жизни человека, оттеснить все другие дела.
Отсюда непреходящий интерес к природе любовного чувства, стремление понять:
что же такое любовь?
Любовь - это не счастливая случайность или мимолетный эпизод, а
искусство, требующее от человека самосовершенствования, самоотверженности,
готовности к поступку и самопожертвованию. Именно об этом говорит в своей
книге “Искусство любви” известный философ Эрих Фромм. “ Любовь - не
сентиментальное чувство, испытать которое может всякий человек независимо
от уровня достигнутой им зрелости. Все попытки любви обречены на неудачу,
если человек не стремится более активно развивать свою личность в целом,
чтобы достичь продуктивной ориентации; удовлетворение в любви не может быть
достигнуто без способности любить своего ближнего, без истинной
человечности, отваги, веры и дисциплины. В своей работе Фромм выделяет пять
элементов, присущих каждому виду любви. Это давание, забота,
ответственность. уважение и знание.
Способность любви давать предполагает достижение “высокого уровня
продуктивной ориентации”, в которой человек преодолевает нарциссистское
желание эксплуатировать других и накоплять и приобретает веру в свои
собственные человеческие силы, отвагу полагаться на самого себя в
достижении своих целей. “ Чем более недостает человеку этих черт, тем более
он боится отдавать себя, - и, значит, любить “, - считает Фромм. То, что
любовь означает заботу, наиболее очевидно в любви матери к своему ребенку.
Никакое ее заверение в любви не убедит нас, если мы увидим отсутствие у нее
заботы о ребенке, если она пренебрегает кормлением, не купает его, не
старается полностью его обходить, но когда мы видим ее заботу о ребенке, мы
всецело верим в ее любовь. “ Любовь - это активная заинтересованность в
жизни и развитии того, что мы любим “. Другой аспект любви -
ответственность - есть ответ на выраженные или невыраженные потребности
человеческого существа. Быть “ответственным” значит быть в состоянии и
готовности “отвечать”. Любящий человек чувствует ответственность за своих
ближних, как он чувствует ответственность за самого себя. В любви между
взрослыми людьми ответственность касается, главным образом, психических
потребностей другого человека. Ответственность могла бы легко вырождаться
в желание превосходства и господства, если бы не было уважения в любви.
“Уважение - это не страх и благоговение, это способность видеть человека
таким, каков он есть, осознавать его уникальную индивидуальность”. Таким
образом, уважение предполагает отсутствие эксплуатации. “ Я хочу, чтобы
любимый мною человек рос и развивался ради него самого, своим собственным
путем, а не для того, чтобы служить мне. Если я люблю другого человека, я
чувствую единство с ним, но с таким, каков он есть, а не с таким, как мне
хотелось, бы чтоб он был, в качестве средства для моих целей “.
“ Уважать человека невозможно, не зная его: забота и ответственность
были бы слепы, если бы их не направляло знание “. Фромм рассматривал любовь
как один из путей познания “тайны человека”, а знание - как аспект любви,
являющийся инструментом этого познания, позволяющий проникнуть в самую
суть.
Существует несколько видов любви: братская любовь, материнская
любовь, эротическая любовь, любовь к себе и любовь к Богу.
Братская любовь-это любовь между равными, одинаково распространяемая
человеком на всех близким ему людей.
Материнская любовь – это любовь сильного к слабому, защищенному
к беззащитному, имущего к неимущему. Материнская любовь наиболее
бескорыстна и открыта для всех.
Эротическая любовь- это любовь психофизиологического плана к
единственному человеку, жаждущеая полного слияния с ним и
продолжения в потомстве. Последний вид любви в отличии от двух
предыдущих является исключительным в том смысле, что требует
предпочтительности, особого выделения любимого существа среди других
ему подобных и особенного, исключительного к нему отношения.
Мнение человека о том, что любить других добродетельно, а
самого себя грешно, до сих пор широко распространена среди людей
в условиях нашей идеологически искаженной культуры. Но поставим
вопрос: может ли любить других человек, не способный любить себя.
От любви к себе эгоизм отличается тем, что при нем существует
исключительная любовь к себе в ущерб такому же отношению к
окружающим людям. Эгоистичный в любви человек желает всего того,
что он должен отдавать людям, только для самого себя. Кстати, и
любовь к другому может приобретать форму эгоизма. Так, мать,
беззаветно и безумно любящая своё дитя, жертвует собой в угоду
его эгоистическим устремлениям, лишает аналогичного чувства не
только себя, но и окружающих людей. Как иначе, кроме
эгоистической, можно назвать любовь такой матери к своему ребёнку,
которая в других людях не видит чьих – то детей?
Любовь к Богу Фромм трактует как связующую нить человеческой души, как
основу всех видов любви, способных в ней уместиться, как прародительницу
родительской и эротической любви. Он говорит о ее сложной структуре и
взаимосвязях со всеми гранями человеческого сознания. Но в этом, я считаю,
с ним можно поспорить, так как существуют люди, за всю жизнь не познающие и
не ощущающие потребности в любви к Богу, однако они становятся
замечательными родителями, любящими супругами, великолепными .
Кроме перечисленных, можно выделить и описать разновидности
любви, включающие отношение любящих людей к своим близким, прежде
всего к матери и отцу. Ещё одна разновидность любви - это
фанатичная любовь к кумиру. Из любви равноправной она превращается
в самоуничтажающую, в любовь-поклонение, в любовь обожествление.
Человек любящий так другого, утрачивает себя как личность., теряет,
вместо того чтобы приобретать. И сентиментальная любовь. Здесь на
первый план выходит поверхностное, ритуальное ухаживание, театральное
поведение с эпизодами мелодрамы. Тех, кто реализует такую любовь,
на самом деле характеризует сколько – нибудь глубокое чувство к
любимому человеку. Они, скорее, заняты самолюбованием, самими собой,
чем проявлением чувства любви к другому человеку, на которое они,
вероятно, не способны.
По мнению некоторых философов, любовь - духовное по своей сути
состояние, которое только и дает человеческое право на физическую близость.
Огонь любви может разгораться медленно, постепенно, как нежное чувство леди
Каслвуд к преданному ей воспитателю ее детей ( “История Генри Эсмонда”
У.Теккерея ). Но особенно поразительны вспышки любви с первого взгляда,
раскрывающие глубокую сторону ее сущности. Почему, в самом деле, мужчина и
женщина, дотоле совсем незнакомые, внезапно проникаются друг к другу столь
пылкими чувствами? Первый же восхищенный взгляд связывает Ромео и Джульетту
будто в единое существо. Онегин стал идеалом Татьяны, прежде чем она смогла
осознать его духовные качества. Любовь этих литературных героев оказалась
трагической. Но если внешних препятствий нет, любовь с первого взгляда
может стать счастливой и долговечной, как верное чувство мифических
Филемона и Бавкиды. Чем объяснить это? Называемые причины обыкновенно
сводятся к двум: действительное или мнимое соответствие ранее взлелеянному
в душе образцу; любовное ослепление, зачастую в самих недостатках любимого
видящее его неповторимую привлекательность. Из этого делают вывод, будто
любовь возникает и развивается вопреки здравому смыслу и логике, будто она
в принципе иррациональна. Сказать, что любовь есть взаимное тяготение к
душевным и физическим качествам друг друга или что любят только за высокие
проявления человеческого в человеке, значит либо свести объяснение к общим
местам, либо сказать заведомую неправду. Мировая литература описала и
исследовала тысячи вариантов любви, но смогла выделить лишь единственную
общую ее черту - требовательную избирательность. И все же перспективное для
философского подхода упорядочение представляется возможным. Любят по
различию, по контрасту, даже по антагонизму склонностей, когда качества
одного восполняются, нейтрализуются или исправляются качествами другого. Но
любят и по подобию, по тождеству характеров, интересов и пр., что умножает
стойкость любящих в суровых обстоятельствах жизни. Перед нами антиномия,
контурно обрисовывающая глубинное противоречие и указывающая на некий закон
любви, который еще предстоит раскрыть в ее бесчисленных проявлениях.
Чувство любви существовало не всегда, оно есть продукт истории.
Стендаль назвал его чудом цивилизации. Сотни тысяч лет люди на земле
воспроизводили себе подобных. Сексуальная эмоция бросала одного
питекантропа в объятия другого, то же было и с их потомками
неандертальцами. Но эволюция меняла чувственный спектр человека. И примерно
пять тысяч лет назад - так полагают ученые - мы осложнили себе жизнь
феноменом любви. Жена бога Осириса Изида, воскресившая слезами усопшего
мужа, считается родоначальницей всех любящих.
Однажды появившись, любовь прочно заняла свое место в жизни. Ее
обожествляли и проклинали, в ее честь возводили дворцы и храмы, ее сажали в
тюрьмы и сжигали на кострах. Затем одумывались, собирали пепел и вновь
поклонялись. В двадцатом веке, когда люди стараются все явления
систематизировать, не избежала этой участи и любовь. Психологи выделили и
определили шесть разновидностей, шесть “цветов” любви.
Первая встреча с любовью у человека бывает в возрасте раннем, лет в
одиннадцать-тринадцать. Как-то ни с того ни с сего давно знакомый гражданин
в веснушках и с оттопыренными ушами или похожая на вешалку для собственной
одежды смешливая гражданка начинают привлекать чье-то внимание. Одной
девочке почему-то хочется во время перемены “случайно” задеть рукой
гражданина. А одному мальчику - гражданку за косу дернуть, если таковая
имеется. Вот это неожиданно возникшее влечение и есть первый, робкий еще
признак проклевывающегося чувства. Любовь всегда начинается с влечения, как
уже говорилось выше. Что-то такое замечаем мы в другом человеке, что
заставляет нас думать о нем, тревожит. “Цвет” любви, о котором идет речь,
называется агапэ. Тревога, мучительная и в то же время радостная,
свойственная агапэ, поднимает подростка над самим собой, делает духовно
богаче, помогает взрослеть.
Агапэ - чувство асексуальное, не секс верховодит. Природа хранит юную
душу от похоти. Но вслед за ним приходит к человеку любовь нового “цвета” -
эрос. Стихия, а не чувство. По силе эмоционального воздействия ничто на
земле не может сравниться с эросом. Эрос - это настоящая страсть, она
захватывает человека целиком, лишает его возможности рассуждать, потому и
носит это чувство название “безрассудная любовь”. Быть вместе, никого не
видеть и не слышать, обо всем на свете забыть хотят люди, охваченные
эросом. При эросе поступками движет истинная половая любовь, высшая степень
доверия между женщиной и мужчиной.
В романе Стендаля “Красное и черное” Матильда с душевным трепетом
признается в любви Жюльену Сорелю: “Я отрекаюсь от своего разума - будь
моим повелителем!”
Существует на свете и людус, любовь-игра. Нет при людусе ни глубины
чувств, ни настоящей преданности, нет тревоги за себя и любимого человека,
не цвет, а расцветочка, пестренький ситчик чувств, дешевенький и
общедоступный. Сегодня ты со мной, завтра с другим, послезавтра мы снова
вместе, и никаких слез, упреков, взаимных обещаний. Игра, в которую играют
все, кому не лень. И тем не менее это - любовь, потому как начинается людус
с влечения. “Нравится!” - решает про себя юноша ( или девушка ) и делает
шаг навстречу человеку, которого выделил из всех. Бывает людус веселый,
озорной, шутливый, вроде детской полузабытой игры в прятки: и хочется
выскочить из укрытия собственных представлений о том, что такое хорошо, что
такое плохо, и вроде страшновато. С одной стороны, и приятно, и как-то по-
особому тепло с этим человеком. Но, с другой - при расставании тоска не
гложет. Одно время людус даже был в моде, считался современным видом
межличностных отношений. Но потом люди стали постепенно уставать от
дешевки, все больше жизненного пространства в человеческом сообществе
отвоевывало себе микрообщество “Ты и Я”. Людус притупляет чувство, оно не
развивается вглубь, качество отношений подменяется количеством партнеров,
не давая возможности подняться выше эмоций, влечения.
Психологические разновидности, “цвета” любви могут переходить друг в
друга, видоизменяться. Углубляться или, напротив, затухать, становиться
поверхностнее. Людус, кстати, иногда бывает прелюдией эроса. При прагме,
рассудочной любви, рядом с влечением, эмоцией, страстью, стоит верный страж
- сознание. Прагма не отличается разнообразием эмоциональных оттенков.
Человек встречает привлекательного партнера, испытывает к нему или к ней
легкое влечение и сейчас же начинает анализировать: “ А сколько
зарабатывает ее отец? “, “ А его бабушка согласится отдать нам квартиру? “
и так далее, и так далее. Скучно это, но некоторым нравится. Мания -
любовь-тревога, любовь-тоска. Мания - чувство чрезвычайно опасное,
изматывающее, иссушающее. вечная неуверенность в себе, в любимом, ревность,
недоверие. Большое терпение надо иметь, чтобы понять, а то и простить
мучимого манией. Сторге - любовь-дружба. Это когда все ясно, хорошо,
спокойно, но не пресно, не скучно. Сторге - само доверие, сторге - с
улыбкой, умеет ждать и прощать, сторге - терпеливое чувство. Сторге и мания
- в какой-то степени антиподы. Мания - постоянное беспокойство: любит - не
любит? Меня - не меня? Как посмотрел? Почему не туда села? И тому подобное.
Итак, начинается любая любовь с влечения, страсти. И только
постепенно, проходя через сознание, она превращается в чувство. Хотя надо
честно отметить, что некоторые люди так до него и не дорастают. В лучшем
случае они могут позволить себе общедоступный людус или пресную прагму.
Любовь - маленькое, но сложно устроенное государство. Тут возможны всякие
формы отношений: и демократия, и анархия, и просвещенный абсолютизм, и
даже, к сожалению, деспотия. Но при одном условии: если форма эта принята
добровольно. Нет ничего печальнее и безнадежней, чем долгая изматывающая
борьба за власть.
Прекрасно понимаю родителей, которые уговаривают детей любить разумно, не
рискуя ни репутацией, ни здоровьем, ни тем более жизнью. Девичья честь,
проверка чувств, серьезное отношение к браку - все к месту, все так. Но,
увы, не меньше, чем эти проверенные правила, человечеству нужны исключения
из них. Нужна девочка, ищущая яд на губах мертвого Ромео.
Мученики и герои любви, как ученые, как великие мореплаватели, рискуя
и жертвуя собой, прокладывали путь к неведомым материкам человеческих
отношений. Безумная Офелия бросалась в реку, несчастный Вертер хватался за
пистолет, Анна Каренина падала на рельсы, - а человечество, обогащенное их
горестным опытом, становилось чуть-чуть счастливее.
Список литературы:
1. Василев К. Любовь. М.: Прогресс, 1992.
2. Василев С. Психология любви. М.: Интерпринт, 1992.
3. Жуховицкий Л. Счастливыми не рождаются... М.: Просвещение, 1989.
4. Рюриков Ю. Три влечения. М.: Прогресс, 1984.
5. Соковня И. Бессонница в ожидании Любви. М.: Просвещение, 1992.
6. Фромм Э. Искусство любви. Минск: Полифакт, 1990.
7. Немов Р.С. «Психология». Книга 1. М: ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С.
Грибоедова, 2001
|