Психологические отклонения у детей и подростков
дефекта речи возникают нарушения поведения и социальная дезадаптация.
У взрослых дефект речи ограничивает их возможности в профессиональной
деятельности. Поэтому расстройство артикуляции надо лечить с малых лет,
когда лечение более успешно, чем у взрослых.
Расстройство развития учебных навыков.
Это группа расстройств, при которых нормальные показатели
приобретения учебных навыков нарушены начиная с ранних стадий развития
ребенка. Нарушения не являются просто следствием утраты возможности
обучатся или результатом умственной отсталости и не обусловлено полученной
травмой или перенесенной болезнью головного мозга. К ним относятся:
расстройства чтения, расстройства развития экспрессивного письма,
расстройство арифметических навыков и смешанное расстройство учебных
навыков.
Расстройство чтения.
Основной чертой этого расстройства является специфическая,
значительно выраженная недостаточность развития навыков чтения, что не
может быть объяснено уровнем интеллекта, проблемами связанными с дефектом
зрения или слуха, наличием неврологического заболевания или педагогической
запущенностью. Расстройство чтения еще называют «отсталым чтением»,
«отсталостью в чтении», дислексией развития, специфическим отставанием в
чтении, развитием «слепоты» на слова.
Частота расстройства развития способности к чтению составляет от 2 до
8% детей школьного возраста. У мальчиков оно в 2-4 раза чаще, чем у
девочек. Это расстройство может сохраниться и у взрослых.
Причинами нарушения обучения чтению считается осложнения во время
беременности матери, а также различные вредные воздействия и заболевания
во внутриутробном и раннем детском периоде, недоношенность, малый вес тела
при рождении. Предполагается связь нарушений питания с расстройством
обучения чтению.
Нарушение чтение может быть при органическом поражении левого
полушария головного мозга, которое считается «языковым», а также при
нарушениях в области мозолистого тела головного мозга, в результате чего
блокируется передача зрительной информации в левое полушарие.
Выработка навыков чтения – комплексный процесс, который включает в
себя процесс познавания и узнавания читаемых слов и который требует
неповрежденной и сбалансированной деятельности всей нервной системы.
Компоненты развития навыков чтения включают в себя, во-первых,
неврологическую основу, которая должна быть зрелой и неповрежденной для
интеграции и переработки информации, полученной от органов зрения при
чтении. Во-вторых, для развития навыков чтения необходима эмоциональная
зрелость, чтобы ребенок мог отложить свои развлечения и игры для обучению
чтению. В-третьих, настроение и психическое состояние ребенка должно быть
нормальным, чтобы это не мешало ему сосредоточиться на выполнении задания.
И в-четвертых, воспитание в семье должно быть правильным, чтобы ребенок
мог выработать правильные социальные и культурные ценности, согласно
которым чтение является одной из важных функций современного человека.
Нарушение развития способности к чтению становится наиболее очевидным
к 7-8 годам. До школы родители могут пытаться научить ребенка читать, но,
обнаружив безуспешность таких попыток, оставляют ребенка в покое, надеясь,
что в школе его научат. В первом классе школы, когда требования к чтению
еще не высоки, расстройство обучения чтению еще не столь явно. Но во
втором и третьем классе, когда детям дают большие заданию по внеклассному
чтению, а на уроках требуется определенная скорость чтения, причем норма
прочитанных в минуту печатных знаков прогрессивно увеличивается,
неспособность к обучению чтению у таких детей становится явной.
Дети с нарушением способности к чтению обычно делают ошибки в устном
чтении. При это читаемые слова искажаются, пропускаются или добавляются
слова, не существующие в тексте. Иногда дети меняют местами буквы в словах
и слова в предложениях, так как им трудно следить за последовательностью
букв и слов. Кроме того, дети не распознают заглавные и прописные буквы.
Расстройству чтения могут предшествовать или существовать с ним
расстройства освоения навыков речи или языковой лексики. Сопутствующим
расстройством может быть нарушение распознавания звуков.
При расстройстве чтения дети испытывают чувство стыда и унижения из-
за своего недостатка. У них могут быть эмоциольные срывы, депрессия,
чувство собственной неполноценности. Более старшие дети могут стать
злобными и даже агрессивными по отношению к сверстникам, которые над ними
насмехаются, агрессия может быть направлена и против общества в целом, и
это приводит к нарушениям поведения в период обучения в школе.
Расстройство развития экспрессивного письма.
Расстройство развития экспрессивного письма характеризуется
затруднениями в овладении навыками письма – правописание слов и выражения
мыслей. При устном психологическом развитии обнаруживаются нормальные
интеллектуальные способности и общее образование, но тесты на способность
излагать свои мысли в письменном виде ниже ожидаемых. Это специфическое
расстройство не связано с дефектом слуха или зрения или с каким-либо
неврологическим нарушением.
Данные о частоте нарушений способности к грамотному письму
отсутствуют. Частота случаев у мужчин и женщин примерно одинакова. Причина
этого расстройства неизвестна. Считается, что может иметь место
наследственное предрасположение, поскольку многие люди, страдающие
неспособностью к грамотному письму, происходят из семей, где у родителей
отмечаются аналогичные нарушения.
Способность трансформировать свои мысли в письменную форму – в слова
и предложения – отражает сложный процесс, который формируется с раннего
возраста.
Нарушение способности овладеть навыками письменного изложения
выявляется в младших классах школы. В первом классе у детей выявляется
затруднение в правописании слов. Во втором классе, когда дети уже должны
писать не только слова, но и составлять из них предложения, нарушения
становятся более явными: дети делают ошибки даже в коротких и простых
предложениях, где есть только подлежащее, сказуемое и дополнение, они
могут переставить их местами, забывают начинать предложение с заглавной
буквы и ставить в конце простого предложения точку.
Если детей, страдающих расстройством экспрессивного письма,
своевременно не лечить, то этот дефект может сохраниться в старших классах
школы. Данное расстройство может привести к нежеланию и отказу выполнять
домашние задания в письменном виде, посещать уроки, на которых этот дефект
обнаруживается наиболее явно, утрате интереса к занятиям, а затем и отказу
ходить в школу и расстройствам поведения. У большинства детей их дефект
влияет на настроение, могут развиться депрессия, отчаяние, отчуждение от
сверстников, стремление к самоизоляции.
Некомпетентность в письме вызывает чувство неполноценности, и человек
очень страдает от этого. Некоторые люди из-за своего недостатка стараются
даже не писать писем или поздравительных открыток, чтобы не обнаружить
свою безграмотность.
Расстройство способности к арифметическому счету.
Это расстройство заключается в специфической недостаточности
навыков счета, которая не может быть объяснена умственной отсталостью или
недостатками обучения в школе. Недостаточность касается умения производить
основные арифметические действия – сложение, вычитание, умножение и
деление, но в еще большей степени это расстройство выявляется при
необходимости выполнения сложных математических действий, которые
необходимы в алгебре, геометрии, тригонометрии и сложных вычислениях.
Другие названия этого расстройства – акалькулия, дискалькулия, нарушение
способности к арифметическому счету.
Частота случаев нарушения способности к арифметическому счету
неизвестна, но считается, что это более редкое расстройство, чем нарушение
способности к овладению навыками чтения. Неизвестно также и различие
частоты этого расстройства по полу.
Известно, что некоторые дети рождаются с исключительными
математическими способностями, значительно превосходящими возрастные
нормы. Но если существуют дети с высокими способностями, то должны
существовать и дети с недостатками таких способностей. Причина этого
расстройства неизвестна. Предполагается, что могут быть какие-то изменения
в затылочной доле правого полушария мозга, которые считаются
ответственными за переработку зрительно– пространственных стимулов и
математические способности. Однако эта теория является спорной.
Если это нарушение вовремя не распознается и не лечится, то оно может
сохраниться и у взрослых. Такие люди не могут работать в областях, где
требуются навыки счета, но если у них нет других сопутствующих нарушений,
например неспособности к чтению или письменному изложению, то они могут
заниматься интеллектуальными или творческими видами деятельности.
ОЛИГОФРЕНИЯ (УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ).
Олигофрения – это врожденное или приобретенное в первые годы жизни
слабоумие, которое выражается в общем психическом недоразвитии с
преобладанием интеллектуального дефекта и затруднения социальной
адаптации.
Помимо термина олигофрения (от греческого «oliqos» – малый,
незначительный и «phren» – ум, то есть малоумие), для обозначения сборной
группы стойких состояний, сопровождающихся задержкой или неполным
умственным развитием, используют и другие названия: психическая
ретаграция, умственная отсталость, умственный дефицит, психическая
субнормальность, общее недоразвитие, умственное недоразвитие.
Согласно определению Американской ассоциации умственных дефектов,
умственная отсталость характеризуется следующим:
1. Значимое снижение общего уровня интеллектуального развития.
2. Значительный дефицит или отсутствие способности к адаптации.
3. Появление отмеченных изменений в возрасте до 18 лет.
Врожденное слабоумие необходимо отличить от приобретенного слабоумия
(деменции) с признаками распада психической деятельности. Знаменитый врач
Д. Эскироль писал, что человек с врожденным слабоумием подобен бедняку,
который никогда не имел ни гроша за душой, а больной деменцией - –то
разорившийся богач. А. В. Гризингер образно сравнивал врожденное и
приобретенное слабоумие с постройкой незаконченной и постройкой,
обрушившейся после окончания строительства.
Существует более 300 различных наследственно обусловленных
заболеваний и нарушений, являющихся причинами развития умственной
отсталости. Все факторы, являющиеся причиной возникновения олигофрении,
принято разделять на наследственные (эндогенные) и внешние (экзогенные).
Соответственно выделяют формы олигофрении, преимущественно связанные с
наследственными факторами и с внешнесредовыми воздействиями
(внутриутробными, родовыми и воздействующими в раннем детском возрасте).
Но есть и формы умственной отсталости, вызванные объединенным влиянием
наследственных (генетических) и внешних факторов.
В целом доля наследственно обусловленных форм среди всех случаев
олигофрении составляет от 69,5 до 90%. Риск рождения умственно отсталого
ребенка при браке между двумя олигофренами составляет 42,2%, при
умственной отсталости одного из родителей – 19,9%, а при браке двух
нормальных людей – всего 1,3%. Наследственные заболевания с умственной
отсталостью включают такие, как болезнь Дауна, микроцефалия,
фенилкетонурия, галактоземия, болезнь «кошачьего крика», синдром
Шерешевского – Тернера и многие другие. Многие из них связаны с
хромосомной патологией или наследственной ферментной недостаточностью.
Стойкая недостаточность психической деятельности наблюдается при
врожденных аномалиях развития мозга или вследствие различных заболеваний,
поражающих мозг на раннем этапе его развития. Психическая отсталость может
явиться результатом воздействия на плод во время беременности –
расстройства плацентарного кровообращения, тяжелые токсикозы второй
половины беременности, повышение артериального давления. Причиной
умственной отсталости могут быть такие заболевания беременной, как
сердечно-сосудистая недостаточность, болезни почек и печени, сахарный
диабет, нарушение функции щитовидной железы и другие эндокринные
нарушения.
Вредное воздействие на плод оказывают и многие лекарственные
средства, которые беременная женщина должна принимать из-за своих
заболеваний. Некоторые успокаивающие средства, которые раньше назначались
беременным (например, талидомид – при неукротимой рвоте), приводили к
рождению детей с глубоким слабоумием и физическими уродствами.
Употребление алкоголя и наркотических средств беременной женщиной тоже
могут негативно повлиять на развитие плода. Некоторые инфекционные
заболевания у беременной женщины, а особенно вирусные (коревая краснуха,
грипп, ОРЗ, инфекционный гепатит), а также пневмония могут явиться
причиной умственной отсталости ребенка. Олигофрению могут вызвать сифилис,
токсоплазмоз. Вирус СПИДа непосредственно поражает мозг плода во
внутриутробном периоде. Частой причиной умственной отсталости является
несовместимость плода и матери по резус-фактору.
Причинами умственной отсталости могут быть и болезнь ребенка в первые
годы жизни. В первую очередь это инфекционные процессы, особенно
инфекционные заболевания центральной нервной системы – менингит, энцефалит
и менингоэнцефалит, а также дизентерия и дифтерия.
Олигофрения – это не болезненный процесс, а патологическое состояние,
результат вредного воздействия, давнего болезненного процесса, вызвавшего
задержку умственного развития и психики в целом.
Олигофрении не свойственно прогрессирующее развитие, слабоумие не
нарастает, как при деменции (приобретенном слабоумии), наоборот, во
многих случаях при своевременном лечении и корректировке возможно
улучшение интеллектуального развития (за исключением самых тяжелых
степеней).
Обычно первыми признаками врожденного слабоумия, если нет явных
физических дефектов, являются изменения поведения. Ребенок может быть
вялым, пассивным, не реагирует на появление матери, взгляд его не
фиксирует предметы, или он чрезвычайно плаксив, может кричать целыми днями
без явной причины. В младенческом возрасте возможны судорожные припадки.
Такие дети поздно начинают держать голову, сидеть, ходить и говорить.
Они не интересуются игрушками, бросают их или ломают. Если ребенок все же
начинает ходить, то выявляются нарушения координации и неустойчивости
походки.
Клинические проявления олигофрении изучены отечественными детскими
психиатрами – Г. Е. Сухаревой, В. В. Ковалевым, М. В. Вроно.
Основная особенность олигофрении – диффузное, тотальное недоразвитие,
Что означает поражение психики в целом. Недоразвитие обнаруживается в
интеллекте и мышлении, восприятии, памяти, внимании, речи, координации
движений, в эмоциональной и волевой сфере.
Связи между предметами или явлениями олигофрены способны
устанавливать только по внешним признакам, они не могут определить, в чем
сходство и различие между предметами. Например, если олигофрену в степени
дебильности предложить разделить на две группы картинки с изображением
предметов домашней утвари и орудий труда, которые произвольно окрашены в
два цвета, он разделит их по цвету. Олигофрены не могут классифицировать
предметы, например, разделить предложенные им картинки на животных и птиц.
Они не могут сформулировать понятия, например, что такое добро,
порядочность, благородство, честность, ответственность. Отвлеченные
понятия им недоступны.
Умственно отсталые люди не понимают метафор, переносного смысла
пословиц. Например, на просьбу объяснить смысл пословицы «Мал золотник да
дорог» дебил ответит, что золотник маленький, но дорого стоит. «Нашла
коса на камень» - он может объяснить, как «коса шла и камень нашла» или
«коса на камень наступила» и тому подобное, а в большинстве случаев
олигофрен вообще затруднится как-то объяснить пословицу или метафору, а
будет тупо повторять ее.
Олигофрены не способны передать основной смысл даже простого рассказа
и могут лишь дословно передать его содержание, используя те же самые
выражения, не будучи способными как-то видоизменить, обобщить, сократить
пересказываемое или использовать другие выражения.
Глубина умственной отсталости отражается и в речи больных
олигофренией. В тяжелых случаях больные не способны говорить, могут
издавать лишь отдельные звуки. При этом они не понимают обращенную к ним
речь и могут реагировать только на интонацию. В более легких случаях
больные могут говорить, но запас слов у них ограничен, они не умеют
правильно строить фразы, и говорят короткими предложениями. Многие слова
олигофрены неправильно употребляют по смыслу, поэтому говорят, что речь
олигофрена напоминает речь попугая. Тем более что олигофренам тоже присуща
подражательность. Могут быть и дефекты речи – косноязычие, речь по типу
«каша во рту».
Наряду с дефектами развития речи, наблюдается недостаточное усвоение
навыков чтения и письма.
Все эти нарушения сочетаются с недоразвитием координации и
двигательных функций. Движения у олигофренов неловкие, угловатые,
неритмичные, медленные. При глубокой степени умственной отсталости больные
совершают множество лишних, ненужных движений, их осанка и походка могут
напоминать осанку и походку первобытного человека. Мимика и жестикуляция у
олигофренов бедные, невыразительные, однообразные, жесты скупые и
однотипные, выражение лица при глубокой отсталости «тупое».
Эмоциональность у олигофренов различна: Бывают вялые, апатичные,
медленные, а бывают и беспричинно благодушные или с неустойчивым
настроением, но бывают и более или менее уравновешенные олигофрены. Для
эмоциональной сферы больных олигофренией характерно недоразвитие высших
эмоций, у них преобладают низшие эмоции (обида, злоба, гнев).
Больным олигофренией свойственна повышенная внушаемость. Причем она
может сочетаться с упрямством и стремлением делать все наоборот.
При некоторых врожденных формах умственной отсталости имеются пороки
развития. Они могут быть настолько характерными, что на основании этих
признаков уже можно поставить диагноз еще до проявления психического
недоразвития. В частности, при болезни Дауна характерный внешний вид: косо
расставленные глаза со складкой на верхнем веке, маленький «пуговичный»
или курносый нос, утолщенная верхняя губа, увеличенный, с глубокими
бороздами язык, Румянец на щеках, голова уменьшена в размерах, затылок
сглажен, пальцы рук толстые и короткие. При микроцефалии (малоголовости)
наблюдаются уменьшенные размеры черепа из-за раннего заращения черепных
швов, вследствие чего мозг не развивается. Если нормальный череп имеет
диаметр 50 – 55 см, то при микроцефалии он не превышает 40 см, лицевой
череп преобладает над мозговым.
При мегалоцефалии череп и мозг отличаются большими размерами, что
обусловлено водянкой головного мозга. Часто наблюдаются пороки органа
зрения – дефекты век, опущение верхнего века, маленькие глаза, пороки
развития сетчатки и глазного дна. Пороки органов слуха включают дефект
наружного уха, недоразвитие внутреннего уха, что обусловливает врожденную
глухоту. Характерны дефекты развития рук и ног или их врожденное
отсутствие, сращивание пальцев, шестипалость или отсутствие пальцев,
врожденная тугоподвижность или вывихи суставов, аномалии губ и неба
(заячья губа, волчья пасть), неправильный рост зубов, неправильный прикус,
незаращение дужек позвонков, спино-мозговые и мозговые грыжи. Могут быть
различные врожденные аномалии внутренних органов – врожденные пороки
сердца и крупных сосудов, пороки развития желудочно–кишечного тракта,
органов дыхания и мочеполовых путей – у мальчиков – крипторхизм и
монорхизм (то есть неопущение яичника или наличие одного яичника), у
девочек – атрезия (заращение) влагалища.
В зависимости от глубины умственной отсталости выделяют три ее
степени: дебильность, имбецильность и идиотию.
Дебильность.
Дебильность (от латинского «debilis» – слабый, немощный) – легкая
степень олигофрении. Психическое развитие взрослых дебилов соответствует
развитию ребенка 8-12 лет. В зависимости от уровня интеллектуального
недоразвития выделяют выраженную, среднюю и легкую дебильность.
Не обладая пытливостью ума и не имея собственных суждений, дебилы
легко перенимают чужое мнение и чужие взгляды и могут с необыкновенной
косностью придерживаться их и навязывать окружающим. Несмотря на свою
несостоятельность, они любят поучать других людей.
Основная трудность для умственно отсталого человека состоит в
изменении привычного стереотипа. При решении любых проблем он старается
использовать известные ему приемы и шаблоны. Так, дебил бездумно
заучивает различные правила, инструкции и строго придерживается их, не
будучи в состоянии как-то переработать, корректировать и видоизменять их
при перемене ситуации.
У всех дебилов отмечается нарушение в эмоционально-волевой сфере –
слабость самообладания и недостаточная способность подавлять свои
влечения, неспособность обдумывать свои поступки и их возможные
последствия, импульсивность поведения.
Среди дебильных больных довольно часто встречаются лица с
расторможенностью примитивных влечений. Не будучи способными удовлетворять
свои повышенные сексуальные потребности естественным путем, многие из них
прибегают к сексуальным извращениям.
Темперамент и характер у дебилов различны. Некоторые из них
уравновешенны, общительны, добродушны и ласковы, послушны и подчиняемы.
Другие – вспыльчивы, злобны, мстительны, могут быть агрессивными и
склонными к разрушительным действиям.
Одна из характерных черт дебилов – их повышенная внушаемость. Они
легко попадают под чужое влияние и могут стать орудием в чьих-то руках.
Среди преступников и проституток (особенно малолетних) дебилы составляют
немалое число.
Наиболее заметно отставание в развитии в раннем детском возрасте.
Такие дети поздно начинают держать голову, сидеть, ходить и говорить. В
детстве речь неразвита, может быть односложной. Но с годами, особенно при
легкой и умеренной дебильности, они многому обучаются, и психическое
недоразвитие становится менее заметным.
Среди дебилов могут быть люди, у которых на фоне общего психического
недоразвития выявляются заметные способности в какой-либо области:
например, они могут отличаться прекрасной механической памятью без
осмысления повторяемого, абсолютным музыкальным слухом, способностями в
рисовании, могут запоминать и перемножать в уме большие цифры без
объяснения последовательности математических действий и так далее.
Очень важна для дебильных личностей правильная организация труда и
быта. При благоприятной ситуации и разумном руководстве их поведением
дебилы могут в достаточной степени приспособиться к окружающему.
Дебилы способны жить самостоятельно, но чаще нуждаются в руководстве
и поддержке. Они могут сами себя обслуживать, получить определенную
профессиональную подготовку, где не требуется интеллектуальной
деятельности, и при этом в определенной мере маскируют недостатки
мышления. Они могут иметь семью, детей. Как уже говорилось ранее, риск
рождения умственно отсталого ребенка в таких случаях значительно
повышается.
Имбецильность.
Имбецильность (от латинского «imbecillus» – слабый, незначительный)
– это психическое недоразвитие средней тяжести.
Психическое развитие имбецилов соответствует уровню 3-7 летнего
ребенка.
Все психические процессы у имбецилов отличаются тугоподвижностью и
инертностью. Развитие двигательных функций происходит с большой задержкой.
Больные нетрудоспособны, могут лишь элементарно обслуживать себя. Они
самостоятельно едет, одеваются, могут приобрести навыки опрятности.
Больные не способны к обучению. Но они понимают простую речь. Их
собственная речь слабо развита. Они могут усвоить небольшой запас слов, но
у некоторых имбецилов словарный запас может составлять 200-300 несложных
слов. Речь примитивна, косноязычна, без соблюдения правил грамматики.
Имбецилы могут говорить короткими простыми фразами, например
существительное с глаголом или прилагательным.
Они могут приобрести самые простые трудовые навыки – уборка, стирка,
мытье посуды, способны освоить лишь самые простейшие производственные
процессы благодаря тренировке подражательных действий: например, они могут
мести двор, убирать снег, перекопать землю, перематывать нитки, освоить
одну операцию по склеиванию коробок и тому подобное. Несмотря на низкий
интеллект, их непосредственные эмоциональные реакции относительно развиты.
Многие имбецилы чрезвычайно привязаны к своим близким, охотно подражают
хорошему примеру, могут проявлять сочувствие. Но в целом их эмоциональные
реакции бедны и однообразны.
Собственные интересы имбецилов крайне примитивны и связаны лишь с
утолением физиологических потребностей. Они бывают очень прожорливы и
неряшливы в еде.
По характеру некоторые имбецилы добродушны, покладисты, послушны, а
другие упрямы, злобны и агрессивны.
Имбецилы нуждаются в постоянной опеке и квалифицированном надзоре.
Они не способны к самостоятельной жизни.
Идиотия.
Идиотия ( от латинского «idiotea» – невежество) – наиболее тяжелая
степень олигофрении. Психическое развитие больных идиотией остается на
уровне ребенка, не достигшего 3 лет. Больные беспомощны, нуждаются в
надзоре и уходе.
При глубокой идиотии реакции на окружающее извращены – больные либо
не реагируют и их внимание не удается привлечь, либо эта реакция не
соответствует раздражителю. При глубокой идиотии больные не отличают
горячее от холодного, съедобное от несъедобного. Они тащат в рот и сосут
любые попавшиеся им предметы, одежду, собственные пальцы рук и ног.
Дети , больные идиотией, могут постоянно падать с лестницы, но тем не
менее, не осознавая опасности, вновь упорно лезут на нее, если их оставят
без присмотра. Речь при глубокой идиотии отсутствует или ограничивается
нечленораздельными звуками. Больные не понимают обращенную к ним речь, но
могут понимать интонацию.
Способность сидеть, стоять и ходить может отсутствовать или
приобретаться очень поздно. Предоставленные сами себе, больные неподвижно
лежат или у них наблюдается бессмысленное возбуждение со стереотипными
действиями: например, они стучат игрушкой по стене, кровати, хлопают в
ладоши, могут монотонно биться головой о стену. Больные не могут себя
обслуживать, не умеют самостоятельно одеваться, пользоваться чашкой,
ложкой и вилкой, иногда не умеют жевать, глотая непрожеванную пищу,
поэтому их приходится кормить только жидкой пищей. Некоторые неопрятны,
не умеют пользоваться туалетом или проситься, ходят под себя, но
совершенно не тяготятся этим и могут долго оставаться в мокром и
испачканном белье.
Больным недоступны даже элементарные умственные операции. Память не
развита или очень слаба. Некоторые больные даже не отличают своих родных
от посторонних, не узнают мать. Эмоции элементарны и связаны с ощущением
удовольствия или неудовольствия, Что выражается криками или двигательным
возбуждением. При глубокой идиотии больные не умеют плакать или смеяться,
способны лишь к гневливым вспышкам. Легко возникает злоба, слепая ярость и
агрессия. В злобе больные могут наносить себе повреждения, кусают,
царапают себя, вырывают волосы.
У многих больных глубокой идиотией повышены и извращены влечения –
они очень прожорливы, поедают все, что попадается, даже собственные
нечистоты. У некоторых усиленно половое влечение.
Глубокому дефекту психики часто сопутствуют дефекты физического
развития.
При идиотии средней и легкой степени больные могут отличить родных
людей от посторонних, привязываться к тем, кто за ними ухаживает,
радоваться их появлению. Они могут усвоить некоторые навыки
самообслуживания. Могут односложно попросить: «дай», «хочу», «есть» и
некоторые другие слова. Но произносят они их гнусаво или шепеляво,
пропускают буквы. Они понимают, что можно порезаться или уколоться острым
предметом, обжечься, и не наносят себе повреждений.
Уход и постоянный надзор за больными идиотией в домашних условиях
очень сложен, и их обычно помещают в специальные лечебные учреждения для
психохроников.
НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ.
В подростковом возрасте могут быть многие психические заболевания.
Некоторые из них впервые появляются именно в этом возрасте, так как
происходит психологическая и гормональная перестройка организма, и многие
скрытые заболевания могут обостриться. Некоторые врожденные заболевания
существуют уже с раннего детства, а в подростковом возрасте их проявления
могут стать более явными.
Акцентуация характера – это индивидуальные особенности, не являющиеся
патологией, когда в характере доминируют те или иные черты. Варианты
акцентуаций характера в целом те же, что и психопатий, Но все особенности
выражены, не столь резко, а главное, при акцентуации нет такой социальной
дезадаптации, как при психопатиях.
Проблема нарушений поведения в подростковом возрасте стала наиболее
актуальной в последнее десятилетия и во многом связана с таким феноменом,
как акселерация – то есть ускорение физического развития и полового
созревания. Хотя большинство современных подростков уже в 13-15 лет по
своему внешнему виду и сексуальному развитию соответствуют 18 – 19-летним
юношам и девушкам, в своем поведении и эмоциональных проявлениях многие
остаются инфантильными. Несмотря на кажущуюся взрослость и высокий рост,
особенности психики, присущие их истинному возрасту, сохраняются.
У многих подростков наблюдается явный диссонанс между физическим и
социальным развитием. Некоторые стороны психического развития не успевают
за ускоренным физическим развитием, и могут сохраняться детские интересы и
неустойчивость выражения эмоций, внушаемость, подверженность чужому
влиянию, неразвитое чувство ответственности и долга, причудливо
переплетающиеся с внешней кажущейся взрослостью. В выраженных случаях
наблюдается дисгармоничный инфантилизм.
Инфантильные подростки не способны критически оценивать себя и свое
поведение. Они требуют от окружающих, чтобы к ним относились как ко
взрослым, какими они стали внешне выглядеть и каковыми и сами оценивают
себя. Им хочется быть самостоятельными, но дома их ограничивают родители,
а в школе их поведение контролируют учителя. Поэтому они находят
компенсацию своей независимости вне дома и школьных стен.
Помимо проблем, связанных с диспропорцией физического и психического
развития современных подростков, существует и диссонанс между самими
подростками одного возраста. У одних физическое и сексуальное созревание
происходит быстрее, у других медленнее. То же самое и в отношении
материального достатка семьи – в одном классе или в одном дворе могут быть
дети из очень обеспеченных семей и из семей с малым достатком.
Реакция отказа.
Реакция отказа от общения, игр приема пищи, выполнения домашних
обязанностей или школьных уроков может быть у подростков, когда родители
запрещают им общаться с привычной компанией сверстников. В нерезкой форме
она может проявиться у подростков, внезапно оторванных от привычного места
жительства или общения: например, перевод в новую школу или переезд на
новое место жительство. В таких случаях подросток общается со всеми кроме
родителей, считая их виновными. Эта реакция может быть и у детей,
лишившихся родителей и взятых на воспитание в другую семью.
Особенно выражена реакция отказа, если ребенок попадает в условия,
где все разительно отличается от его домашнего уклада и где с ним
чрезмерно строги, наказывают его и он лишен любви и заботы. При этом
подросток испытывает чувство отчаяния, ему кажется, что в его жизни
произошло непоправимое событие.
Внешне подростки выглядят подавленными, поникшими, печальными, ходят
с опущенной головой, сторонятся сверстников и воспитателей, могут пассивно
подчиняться требованиям взрослых, но сами на контакт не идут.
Если ситуация не меняется и подросток продолжает вести себя так же,
то могут возникнуть подозрения о психическом заболевании или умственной
отсталости. Но стоит подростку попасть в нормальные условия, где к нему
относятся тепло и ласково или он возвращается в семью, как его поведение
нормализуется, и никаких психических нарушений не выявляется.
Реакция протеста (оппозиции).
Это одна из наиболее частых реакций в подростковом возрасте. Это
непостоянная и преходящая реакция, характеризующаяся избирательностью и
направленностью. Чаще всего реакция протеста возникает у подростка, когда
в семье конфликтная обстановка, и эта реакция направлена против родителей,
которые, по мнению подростка виноваты перед ним. Протестные формы
поведения возникают у подростков в ответ на обиду, ущемленное самолюбие,
недовольство требованиями или отношением близких.
Протестные реакции могут быть у подростков из-за предъявляемых
родителями чрезмерных претензий, требований выдающихся успехов, когда
родители пытаются сделать из ребенка вундеркинда, ставят перед ним
непосильную задачу – в совершенстве овладеть иностранным языком, каким-
либо видом спорта, в занятиях музыкой и прочее, требуют примерного
поведения, чтобы он стал отличником в школе или походил на кого-то из
своих сверстников, а подросток не в состоянии соответствовать тому, что
ожидают от него родители. Реакции протеста подростки могут проявить и в
школе, если учителя ругают их за плохую успеваемость или какие-то
проступки.
Реакции протеста бывают пассивными и активными.
Пассивные реакции протеста – это замаскированная враждебность,
недовольство, обида на взрослого, который вызвал такую реакцию, утрата
прежнего эмоционального контакта и стремление избегать общения с ним.
Активные реакции протеста проявляются в виде непослушания, грубости,
вызывающего и даже агрессивного поведения в ответ на конфликт,
неправильные методы воспитания, наказания, упреки, оскорбления. Возникает
психотравмирующая ситуация с отрицательно окрашенными переживаниями
подростка. Протестная реакция направлена против тех лиц, которые явились
источником переживаний подростка. Такие реакции сравнительно
непродолжительны и свойственны подросткам с возбудимым типом акцентуации
характера. У подростков же с психопатией реакции протеста могут быть
интенсивными, сопровождаться двигательным возбуждением по типу
«двигательной бури», когда подросток в гневе может проявить агрессию,
сломать предметы, разразиться бурной, злобной тирадой в адрес тех, кто, по
его мнению, виноват в такой ситуации. Наряду с нарушением поведения, у
подростка возникают и вегетативные реакции – лицо краснеет, потоотделение
повышено, пульс учащен, подросток часто и глубоко дышит.
Активные реакции протеста могут выражаться и в стремлении делать
назло, причинить вред обидчику, отомстить с помощью оговоров, лжи, кражи,
вплоть до жестоких поступков и даже убийства животного, принадлежащего
человеку, обидевшему подростка. В некоторых случаях реакция протеста
может закрепиться и в последующем распространяется на взрослых вообще.
Подросток может проявить протестную реакцию в разной обстановке, и сила
его реакции может не соответствовать раздражителю.
Из-за обиды, после наказания или из-за чрезмерных претензий родителей
подросток может убежать из дома.
Реакция оппозиции бывает и при повторном браке родителей, когда в
семье появляется отчим или мачеха и их дети, или если в семье рождается
еще один ребенок. В этих случаях это своеобразная детская ревность, когда
подростку уделяется меньше внимания, чем раньше, это и соперничество с
новым членом семьи за ту же степень внимания матери.
В поведении таких подростков может быть нарочитость,
демонстративность, стремление шокировать, при этом их главная цель –
привлечь к себе внимание любым способом, вернуть прежнюю любовь родителей.
Однако с родителями они ведут себя вызывающе, могут прогуливать школу
или нелепым образом изменить свою внешность. Такое поведение чаще всего
свойственно подросткам с истерическими чертами характера – истерической
психопатией или акцентуацией характера. Несмотря на все трудности их
поведения, такие подростки своими поступками, как бы взывают о помощи: «
ПОМОГИТЕ МНЕ, ПОЛЮБИТЕ МЕНЯ, Я ТАК ОДИНОК!» Они не умеют выразить это
словами (такое выражение эмоционального состояния вообще не свойственно
подросткам) и тем более не скажут этого родителям, на которых обижены за
не внимание, но этот безмолвный призыв о помощи отчетливо звучит в каждом
их поступке.
Реакция имитации.
Имитация – это стремление подражать во всем кому-либо.
В детстве ребенок подражает своим родителям, старшим братьям или
сестрам и вообще многим взрослым. Дети играют во взрослые игры, отражающие
ситуации, участниками или свидетелями которых они были, - например, после
посещения поликлиники или прихода врача на дом они играют в «доктора и
больного», причем стараются копировать интонации, жесты, голоса. Играя в
дочки- матери, они подражают интонациям и поведению своей матери.
Школьники играют в учителя и ученика. Дети, видевшие, как их родители
употребляют спиртное, играют в гостей, при этом со всей серьезностью
разливают «вино» по бокалам, «чокаются» друг с другом и говорят
подслушанные у взрослых фразы. И так далее.
В подростковом возрасте они обычно избирают себе кумира – кино героя,
актера, популярного певца или музыканта и стараются копировать его в
одежде, и в прическе, и в поведении. Иногда они, подражая популярным
спортсменам, начинают заниматься карате, силовыми видами спорта.
Когда они в качестве кумира избирают положительного героя и в своем
стремлении к подражанию не доходят до крайностей, то в этом никакой
патологии нет, как правило, с возрастом это проходит. Но если объектом
подражания станет отрицательный герой, то подросток со свойственным его
возрасту максимализмом постарается «переплюнуть» его во всех его
отрицательных поступках. Самые большие неприятности возникают когда
подросток избирает объектом для подражания реального человека – взрослого
или сверстника, имеющего отрицательные наклонности. Открыв рот, подростки
с упоением слушают о подвигах асоциальных личностей, не имея возможности
определить, где правда, а где ложь или вымысел, а те, найдя в их лице
благодарных слушателей, еще больше привирают, чтобы заинтересовать и
привлечь подростков.
Подросткам льстит внимание взрослого человека, тем более что тот
общается с ним как бы на равных. Постепенно «кумир» начинает вовлекать
подростков в пьянство, наркоманию, вначале покупает спиртное или наркотики
на свои деньги, затем требует, чтобы они просили деньги у родителей или
приносили из дома ценные вещи.
Отказать такому кумиру подросток не в состоянии, иначе он станет в
глазах других посмешищем, маменькиным сынком, трусом и так далее.
Собственной нравственной позиции у подростков еще нет, и они не до
конца осознают, что такое преступление, закон, тюрьма и всего, что с этим
связано. Подростки не знают и не боятся социальных последствий
правонарушений. Недаром многие отрицательные исторические персонажи
использовали подростков за их бесстрашие и отсутствие страха смерти или
увечья – Гитлер создал гитлерюгенд, а Мао Цзедун – отряды хунвейбинов,
которые могли выполнить любой приказ без раздумий и сокрушить все, что
прикажут их кумиры.
Даже кратковременное пребывание в такой зависимости заметно
сказывается на поведении подростка. Прежде послушный и хороший ученик
перестает подчинятся родителям, становится скрытным, огрызается на
расспросы родителей или ведет двойную жизнь.
Обычно такие подростки формируются в группы, состоящие в основном из
мальчиков, так как у девочек в этом возрасте другие проблемы – их
внешность, влюбленность, сексуальные связи и прочее. Но иногда в группу
входят и девочки, которые полностью подчиняются всем требованиям лидера и
нормам поведения, установленным им. Случается, что внешне
непривлекательных девочек в группе используют для сексуальных
потребностей, и они, ранее не имевшие успеха у сверстников и завидовавшие
своим более красивым подругам, расценивают это как мужское внимание,
гордятся этим и хвастаются перед сверстницами.
В подобной группе девочки наравне с мальчиками вовлекаются в
пьянство, наркоманию и криминальную деятельность.
Реакция группирования со сверстниками.
Реакция группирования со сверстниками, в крайних выражениях, по своим
проявлениям близка к вышеописанной реакции, за исключением того, что здесь
нет взрослого отрицательного лидера. Стремление к группированию со
сверстниками вообще присуще подростковому возрасту, даже если это не
достигает степени крайних, асоциальных проявлений. Иногда подростки могут
группироваться и по интересам, в том числе не всегда положительным.
Делинквентное поведение.
Термином «делинквентное поведение» обозначают различные проступки,
провинности, систематические прогулы школьных занятий, нарушение
общественных норм поведения, мелкое хулиганство и мелкое воровство. От
криминальных действий такое поведение отличается незначительностью
правонарушений и обычно не влечет за собой уголовного наказания.
Причинами такого поведения подростков обычно бывают недостатки
воспитания. Безнадзорность, отсутствие семейного контроля и внимания
родителей – это основа для делинкветного поведения в подростковом
возрасте. Обычно таким поведением грешат подростки из неполных семей,
когда нет отца или матери, или из так называемых деформированных семей –
когда мать повторно выходит замуж.
Реакция эмансипации.
Реакция эмансипации – это борьба подростка за свою
самостоятельность, независимость, самоутверждение. Он хочет освободиться
от контроля и опеки взрослых любыми способами.
Чем больше подростка контролируют и подавляют, тем больше он хочет
избавиться от влияния взрослых. Наперекор им он начинает всегда поступать
по-своему, демонстрирует всем, что он уже самостоятельный. С таким
поведением наверняка сталкиваются многие учителя и родители, объясняя это
упрямством и неподчинением их авторитету. На самом деле это вполне
закономерная реакция для этого возраста, и со временем она проходит.
Крайние формы эта реакция приобретает именно при неправильном
поведении родителей – если они его гиперопекают или проявляют деспотизм и
требования беспрекословного подчинения. Чем больше родители проявляют свой
деспотизм, тем не правильнее ведут себя подростки. Данная ситуация может
привести к побегам из дома и бродяжничеству.
У некоторых слабых подростков, имеющих деспотичных родителей,
особенно в неполных семьях, когда мать подавляет ребенка, эта зависимость
остается на всю жизнь. Даже будучи в браке и имея собственных детей, такие
мужчины и женщины, как говориться, «держаться за материнскую юбку»,
нуждаются в опеке, бегают к матери за советом по любому пустяковому
поводу, беспрекословно подчиняются ей и шагу не могут ступить без ее
одобрения.
Побеги из дома.
Есть много причин побегов детей из дома: например, когда с ними плохо
обращаются, унижают или бьют, когда родители – алкоголики.
Многие девочки убегают после сексуального насилия со стороны отчима
или пьяного отца, когда мать не смогла или не захотела защитить их от
этого. Побег может быть вызван реакцией оппозиции.
Обычно первый побег бывает после какой-то ссоры или психической
травмы, а затем эта форма реагирования закрепляется, и в дальнейшем
подросток уже на любую неприятность отвечает побегом из дома. Побеги можно
рассматривать как реакцию протеста на недостаточное внимание родителей или
на их чрезмерные требования и деспотизм, протест против навязываемого им
образа жизни, который они возненавидели. Многие подростки, воспитываются
во внешне благополучных семьях с нормальным материальным положением,
сбежав из дома, избавляются то надоевшей опеки и контроля учителей и
родителей, от всех обязанностей и принуждений, расценивая свою жизнь как
легкую, веселую и свободную. Им нравиться, что они сами себе добывают
средства к существованию, могут пить и принимать наркотики, не опасаясь
наказания родителей, развлекаться так, как они хотят, и приобретать
жизненный и сексуальный опыт. Им кажется, что родители не принимают их
всерьез, игнорируют их интересы, относятся к ним, как к маленьким детям.
Девочки недовольны, что родители запрещают им пользоваться косметикой,
носить одежду, которая им нравиться, контролируют, с кем они проводят
время и как развлекаются, особенно при раннем начале сексуальной жизни.
Они считают своих родителей старыми отсталыми консерваторами, не
понимающими и не приемлющими образа жизни молодежи.
В некоторых случаях побег из дома случается после того, как подросток
совершил проступок и боится наказания взрослых, особенно часто это
происходит с робкими, «забитыми» подростками, которых часто жестоко
наказывают родители. Убежав из дома, ребенок старается забыть тяжелую
обстановку в своей семье и свой проступок, который толкнул его на побег.
Иногда подростки совершают побеги из дома из-за недостаточного
надзора или ради поиска развлечений и новых впечатлений, приключений и
свободы.
Часто убегают из дома дети и подростки, склонные к фантазерству и
мечтательности, начитавшись книг о знаменитых путешественниках, дальних
странах и мечтая о приключениях.
Если побег был связан с тем, что дома с ними плохо обращались,
подростки категорически не хотят возвращаться домой.
Дромомания.
Дромомания – это склонность к бродяжничеству. Она рассматривается
психиатрами как один из вариантов расстройства контроля над импульсивными
побуждениями – обычно это неудержимое влечение к дальним странствиям.
Истинная дромомания встречается сравнительно редко, в основном при
психических заболеваниях – шизофрении, эпилепсии. Побеги таких больных
обычно возникают без какой-либо внешней причины или мотива, им
предшествует беспричинно изменившееся настроение, и сами подростки потом
не могут объяснить, что их толкнуло на побег. Нередко они сами
возвращаются домой измученными и голодными. Дромомания – это импульсивное
влечение, обусловленное самим психическим заболеванием.
Реакция увлечения.
Большинству подростков свойственны различные увлечения и хобби. Они
могут быть устойчивыми: например, коллекционирование, занятие спортом, но
могут быть и нестойкими, когда подросток увлекается то одним хобби, то
другим.
В большинстве случаев в этом нет никакой патологии, со временем эти
увлечения проходят или сохраняются, но отрицательного воздействия на
поведение подростка не оказывают.
Патологией являются чрезмерно выраженные увлечения, когда из-за них
подросток забрасывает школьные занятия и все свое свободное время отдает
своему хобби. Бывает, что ради пополнения своей коллекции или добычи
денег для этой цели подросток совершает противоправные действия (например,
мелкое воровство, попрошайничество), может сойтись с асоциальными
личностями.
Чрезмерным бывает и увлечение силовыми или боевыми видами спорта.
Некоторые подростки злоупотребляют анаболиками для наращивания мышечной
массы, что причиняет значительный вред здоровью.
Реакции компенсации и гиперкомпенсации –это возникновение личностных
проявлений и таких форм поведения, с помощью которых подросток старается
скрыть, замаскировать свои слабые стороны. Они могут являться средствами
психологической защиты: например, когда подросток переживает чувство
собственной неполноценности из-за своего физического или психического
недостатка.
При реакции гиперкомпенсации поведение может иметь даже карикатурный
характер, из-за чего могут ухудшиться отношения с окружающими и возникнуть
дезадаптация.
Примером реакции гиперкомпенсации может быть показная бравада,
стремление занимать общественные посты, нелепое изменение своего внешнего
вида, курени и употребление спиртного, наркотиков у неуверенных в себе,
робких подростков.
Иногда реакция компенсации проявляется лишь в мечтах и фантазиях
подростка. Например, застенчивая или внешне непривлекательная девочка в
своих фантазиях видит себя роковой красавицей, в которую влюблены все ее
одноклассники и даже взрослые мужчины. Физически слабый подросток может в
своих мечтах представлять себя атлетом, подобно Щварцнеггеру, и этим как
бы компенсирует собственное чувство неполноценности. Ребенок, страдающий
заиканием, может представлять себя великолепным и красноречивым оратором.
Если ребенка подавляют деспотичные родители, добиваясь беспрекословного
послушания, он может компенсироваться в играх с младшими детьми, где
становится лидером и требует безоговорочного подчинения.
Реакции компенсации и гиперкомпенсации чаще всего свойственны
подросткам, которым родители уделяют мало внимания и любви, сиротам, детям
растущим в неполных или деформированных семьях, а также подросткам,
страдающим комплексом неполноценности из-за физического дефекта, дефекта
речи, подросткам-инвалидам и страдающим неврозами.
Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением.
Сюда относятся различные виды онанизма (мастурбации) у подростков,
включая групповую и совместную мастурбацию, ранее начало половой жизни,
беспорядочные половые связи, например в подростковой группе.
Вовлечение подростка в группу может быть вызвано именно рано
пробудившимся сексуальным влечением, реализовать которое в иных условиях
подросток не может. Доступность девочек – членов группы – может показаться
весьма привлекательной для подростка, и именно по этой причине он
стремится в такую группу.
Формирующееся сексуальное влечение еще не дифференцировано, поэтому
для его удовлетворения могут использоваться и сексуальные извращения –
транзиторный подростковый гомосексуализм, фроттеризм, эксгибиционизм,
педофилия, садизм и мазохизм.
Малолетняя проституция.
Многие девочки становятся малолетними проститутками после побега из
дома. Не имея возможности зарабатывать на жизнь, они чаще всего попадают
под влияние асоциальных личностей, которые приобщают их к пьянству,
наркомании и проституции.
Бывает, что психически больных девочек или девочек из
неблагополучных семей взрослый отрицательный лидер вовлекает в
подростковую группу, затем пускает по рукам, а когда она ему надоедает,
продает сутенерам или сам становиться ее сутенером. Такие девочки не видят
для себя никакого выхода и безропотно соглашаются на это. Подчас они
горюют лишь о том, что их изгнали из группы, где они чувствовали хоть
какое-то мужское внимание, и были бы согласны вновь вернуться и всех
обслуживать. Некоторые утешаются тем, что теперь внимание им оказывают
взрослые клиенты, и не представляют себе иной жизни.
Сами девочки не испытывают сексуального влечения ни к своим
сверстникам, ни к взрослым мужчинам. Раннее начало сексуальной жизни у
них, в отличие от мальчиков, не связано с рано пробудившимся сексуальным
влечением. Некоторые из таких девочек подверглись изнасилованию в
подростковой группе, но сами они не считают это изнасилованием и никаких
сожалений по этому поводу не испытывают, даже и не помнят своего первого
сексуального партнера. Их ранняя сексуальная жизнь – обыденное понятие для
них. Они не связывают ее с возможным материнством, хотя многие сделали по
несколько абортов и самопроизвольных выкидышей. Ни отвращения, ни
удовольствия от сексуальных контактов они не испытывают.
Большинство малолетних проституток злоупотребляют и алкоголем, и
наркотиками, если они им попадаются.
Они совершенно не тяготятся своей ролью, не протестуют, когда их
унижают и бьют, смиряются со всеми трудностями своей профессии, разделяют
клиентов и сутенеров на плохих и хороших, полностью зависят от своего
сутенера, а иногда даже влюбляются в него. Их даже не интересуют
заработки. Если сутенер не бьет, дает немного денег или кормит, одевает и
покупает спиртное, наркотики, они считают, что он хороший, добрый,
заботливый.
Внешняя взрослость и опыт малолетних проституток сочетаются с
психической инфантильностью (детскостью) и примитивностью интересов. Как
правило, у всех есть психические отклонения или заболевания – психопатия,
олигофрения в степени дебильности, органические заболевания головного
мозга, реже – шизофрения.
Многие крайние нарушения поведения подростков (за исключением тяжелых
психических заболеваний) вызваны неправильным поведением родителей.
Бывает, что родители не только некритичны к своим методам воспитания
детей, но чаще всего винят в этом самого ребенка или его сверстников,
которые втянули его в плохую компанию.
Большинство вышеописанных поведенческих реакций – компенсации,
увлечения, эмансипации, группирования со сверстниками, имитации –
свойственно подавляющему большинству подростков и может не принимать таких
крайних форм.
ВЫВОД.
Изучив данную тему, я сделала следующие выводы:
1. Нельзя ждать, что отклонение пройдет само собой.
2. Обнаружив какие-либо отклонения необходимо обратиться к специалисту.
3. Очень многие нарушения у детей связаны со здоровьем родителей,
следовательно, необходимо вести здоровый образ жизни и следить за своим
здоровьем всегда, а не только тогда, когда ждешь ребенка.
4. При выборе спутника жизни, необходимо учитывать наследственность.
А главное то, что сейчас я понимаю тех детей и подростков, которые
ведут себя не адекватно своему возрасту или ситуации, в которой они
находятся. Например, человек, который ведет себя вызывающе, просто хочет
обратить на себя внимание, потому что ему необходимо понимание и любовь,
которой ему не достает в семье.
Не нужно винить их одних во всем этом. Ведь в этом виноваты все мы:
родители школа, сверстники, и в конечном итоге все общество.
Я хочу, чтобы моя работа оставила след в вашей душе и заставила
задуматься о том, что мы можем сделать для этих людей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Ахмеджанов Э. Р.
Психологические тесты. Составление, подготовка текста,
библиография. –М. : «Лист» 1996 – 320 с.
Буянов М. И.
Ребенок из неблагополучной семьи: Записки дет. психиатра: Кн.
для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1988. – 207с.
Детская энциклопедия. – М.: Изд. ''Педагогика''. В 12 томах. Том 7.
Человек. 1975. – 464с. с ил.
Еникеева Д.Д.
Популярная психиатрия. – М.: АРС-ПРЕСС, 1998. – 528с. – (Серия
''Популярная энциклопедия'')
Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического
образования / Сост. Рогов Е.И. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. –
448с.
Рогов Е.И.
Психология человека. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 320
с. с ил. – (Азбука психологии).
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Среди 62 учеников 9-ых классов мной был проведен опрос по «Шкале
депрессии». Тест адаптирован в отделении наркологии НИИ им. Бехтерева – Т.
И. Балашовой.
Опросник разработан для дифференциальной диагностики депрессивных
состояний и состояний, близких к депрессии в целях предварительной,
доврачебной диагностики.
Испытуемому были предложены 20 предложений, прочитав каждое, он
должен был выбрать соответствующую цифру в зависимости от того, как он
себя чувствует в последнее время.
Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле:
УД = пр. + обр.
где пр. – сумма выбранных цифр к «прямым» высказываниям номер 1,
3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19;
обр. – сумма цифр «обратных», выбранным, к высказываниям
номер 2, 5, 6, 12, 14, 16, 17, 18, 20.
Например: у высказывания номер 2 выбрана цифра 1, мы ставим сумму 4
балла; у высказывания номер 5 выбран ответ 2, мы ставим в сумму 3 балла и
так далее.
В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов.
Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без
депрессии. Если УД более 50 баллов и менее 59, то делается вывод о
легкой депрессии. При показателе УД от 60 до 69 баллов диагностируется
субдепрессивное состояние или маскированная депрессия. Истинное
депрессивное состояние диагностируется при УД более, чем 70 баллов.
Шкала депрессии.
Инструкция: « Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже
предложений и выберите соответствующую цифру справа в зависимости от того,
как вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не
задумывайтесь.»
1-никогда или изредка
2-иногда
3-часто
4-почти всегда
1. Я чувствую подавленность.
2. Утром я чувствую себя лучше всего.
3. У меня бывают периоды плача или близости к слезам.
4. У меня плохой ночной сон
5. Аппетит у меня не хуже обычного
6. Мне приятно смотреть на привлекательных девушек,
разговаривать с ними, находиться рядом.
7. Я замечаю, что теряю вес.
8. Меня беспокоят запоры.
9. Сердце бьется быстрее, чем обычно.
10. Я устаю без всяких причин.
11. Я мыслю также ясно, как и всегда.
12. Мне легко делать то, что я умею.
13. Чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте.
14. У меня есть надежды на будущее.
15. Я более раздражителен, чем обычно.
16. Мне легко принимать решения.
17. Я чувствую, что полезен и необходим.
18. Я живу достаточно полной жизнью.
19. Я чувствую, что другим людям станет лучше, если я умру.
20. Меня до сих пор радует то, что радовало всегда.
В результате опроса ни один человек не набрал сумму более 60 баллов.
У 51-го опрошенного сумма не превысила 50 баллов. Сумма оставшихся 11-ти
учащихся составила от 50 до 59 баллов.
Вывод: у 51-го опрошенного можно диагностировать состояние без
депрессии, у остальных наблюдается легкая депрессия. Следовательно, зная
результаты опроса, преподаватель должен выяснить, чем вызвано это «легкое
состояние депрессии». Возможно, у испытуемого серьезные проблемы, которые
он решить самостоятельно не может и ему нужна помощь.
Страницы: 1, 2, 3
|