Психологические подходы к изучению теории личности и межличностных отношений
Психологические подходы к изучению теории личности и межличностных отношений
АННОТАЦИЯ
на научную работу “Психологические подходы к изучению теории личности
и межличностных отношений”.
Девиз “Психология”.
В первой главе автор рассматривает психологическую теорию личности по
Зигмонду Фрейду. Акцентирует внимание на следующие вопросы:
Структура личности. Разработанная З.Фрейдом психологическая теория
личности, весьма популярная в странах Запада. Он считал, что лишь
незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и
характеризует его как личность, актуально им осознается. Только небольшую
часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить.
Структура личности по Фрейду имеет три состояния.
“Оно”- собственно бессознательное, включающие глубинные влечения,
мотивы и потребности.
“Я”- сознание.
“Сверх Я”- представлено на сознательном и бессознательном уровне.
“Оно”- действует с принципом удовольствия.
“Я”- ориентируется на принципе реальности.
“Сверх Я”- идеальными представлениями - принятыми в обществе нормами
морали и ценностями.
“Оно”- является продуктом унаследованного человеком от животных
биологического опыта или неосознаваемым результатом неблагоприятно
сложившегося индивидуального опыта жизни.
“Я”- это, как правило самосознание человека, восприятие и оценка им
самим собственной личности и поведения.
“Сверх Я”- это итог воздействия на сознание и подсознание человека,
принятие им норм и ценностей общественной морали. Основные источники
формирования “Сверх Я”- это родители, учителя, воспитатели, другие люди, с
которыми данный человек вступал в длительное общение и личные контакты на
протяжении жизни.
Такие, выделенные Фрейдом понятия, как сознательное и бессознательное
помогают нам воздействовать на поведение личности. При умелом
использовании знаний о бессознательном можно выявить, а в последствии и
воздействовать на личность с девиантным поведением. Это является одной из
важных задач в деятельности офицера-воспитателя воинского коллектива.
Следующий подвопрос защитные механизмы личности.
Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний человек с
помощью “Я” вырабатывает у себя так называемые защитные механизмы.
1. Отрицание. Когда реальная действительность для человека весьма
неприятна, он “закрывает на нее глаза”, прибегает к отрицанию ее
существования, или старается снизить серьезность возникающей для его “Сверх
Я” угрозы.
2. Подавление. В отличие от отрицания, которое в большей части
относится к информации, поступающей из вне, подавление относится к
блокированию со стороны “Я” внутренних импульсов и угроз, идущих от “Сверх
Я”.
3. Рационализация. Этот способ разумного оправдания любых поступков
и действий противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство.
4. Формирование реакции. Иногда люди могут скрывать от самих себя
мотив собственного поведения за счет его подавления через особо выраженный
и сознательно поддерживаемый мотив противоположного типа.
5. Проекция. Все люди имеют нежелательные свойства и черты личности,
которые они неохотно признают, а чаще совсем не признают.
6. Интеллектуализация. Это своеобразная попытка уйти из эмоционально
угрожающей ситуации путем не как бы отстраненного обсуждения в абстрактных,
интеллектуализированных терминах.
7. Замещение. Оно выражается в частичном, косвенном удовлетворении
неприемлемого мотива каким-либо нравственно допустимым способом.
Изложенная выше информация представляет огромный интерес для офицера-
воспитателя.
Во второй главе автор уделяет внимание аналитической психологии
К.Г.Юнга.
Аналитическая психология - одна из школ глубинной психологии,
базирующаяся на понятиях и открытиях человеческой психики, сделанных
швейцарским психологом К.Г.Юнгом.
Задача аналитической психологии - раскрыть психический мир человека
как естественное целое явление.
Юнг разработал психологические типы личности. Юнг считал исследование
психики наукой будущего.
Прежде всего Юнг различал два устойчивых типа: экстраверт и интроверт.
Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять свою
психическую энергию, или либидо, вовне, связывая носители энергии с внешним
миром. Данный тип естественно и спонтанно проявляет интерес и уделяет
внимание объекту - другим людям, предметам, внешним манерам и
благоустройству.
Интроверт же характеризуется тем, что устремляет психическую энергию
вовнутрь своего либидо, связывая психическую энергию со своим внутренним
миром мысли, фантазии или чувства. Такой тип уделяет значительный интерес
и внимание субъекту, а именно его внутренним реакциям и образам.
Любой реальный человек имеет в себе обе тенденции, но обычно одна
развита несколько больше, нежели другая.
Экстраверсия и интроверсия всего лишь две из многих особенностей
человеческого поведения. В дополнение ним Юнг выделял четыре
функциональных типа, четыре основные психологические функции: мышление,
чувство, ощущение, интуиция.
За частую еще одна функция может быть достаточно развита, приближаясь
по степени активности к ведущей функции. Она представлена другой парой
противоположностей. В соответствии с ведущей функцией можно выделить
четыре функциональных типа: мыслительный, чувствительный, сенсорный,
интуитивный.
В идеале индивид должен полноценно владеть всеми четырьмя функциями с
тем, чтобы давать соответствующий адекватный ответ на любые жизненные
запросы.
В третьей главе представлен трансакционный анализ Э.Берна. В этой
главе рассмотрены два вопроса, которые заслуживают особого внимания.
Структурный анализ. Берн обнаружил, что люди ведут себя так, как
будто они читают театральный сценарий. Эти наблюдения привели Э.Берна к
развитию теории, называющейся трансакционный анализ.
Трансакция - единица общения. Люди, находясь в одной группе,
неизбежно заговорят друг с другом или иным путем покажут свою
осведомленность о присутствии друг друга. Это называется трансакционным
стимулом. Человек, к которому обращен трансакционный стимул, в ответ что-
то скажет или сделает. Это называется трансакционной реакцией.
Трансакции следуют друг за другом в определенной последовательности.
Эта последовательность не является случайной, а планируется обществом,
реальной ситуацией или личностными особенностями.
Трансакционный анализ содержит четыре вида анализа: структурный
анализ, анализ трансакций, анализ игр, анализ сценария.
Второй вопрос психологическая характеристика игр, в которые играют
люди.
Люди играют в психологические игры как бридж, шашки и другие.
Психологические игры имеют скрытую цель и в них играют не для удовольствия.
Берн определяет психологическую игру как часто повторяемую
последовательность трансакций со скрытым мотивом, имеющую внешнее разумное
обоснование.
Игры препятствуют честным, откровенным и открытым отношениям между
игроками. Несмотря на это люди играют в психологические игры, потому что
они заполняют их время, привлекают внимание, поддерживают прежнее мнение о
себе и других, и наконец, превращаются в их судьбу.
Игры имеют две основные характеристики:
- скрытые мотивы;
- наличие выигрыша.
Игры индивидуально программируются. Каждая личность имеет
психологический сценарий и живет в культуре, которая также имеет свои
сценарии.
Достоинство концепции Э.Берна заключается также и в том, что она
ставит своей целью формирование искренней, честной, доброжелательной
личности.
|