Рефераты

Психологический анализ коллектива осужденных

Психологический анализ коллектива осужденных

§ 2. Психологический анализ коллектива осужденных

Создание коллектива осужденных является важным фактором в перевоспитании.

В исправительном учреждении воздействие на личность всегда происходит через

коллектив, и это воздействие бывает тем более полным, правильным и

целенаправленным, чем скорее удается создать коллектив. В соответствии с

этим деятельность воспитателя в значительной мере и направлена на

организацию коллектива осужденных. Коллектив осужденных не представляет

однообразную массу. Он состоит из отдельных ячеек — индивидуальностей,

личностей, которые в свою очередь образуют группы и другие категории. При

создании групп должна учитываться интенсивность прошлой преступной

деятельности, вид ее, отбывание наказания в прошлом, проявляющиеся

отношения к мерам воздействия, труду, режиму и т. д.

Этот принцип должен соблюдаться применительно к различным группам

осужденных, находящихся в колониях разного режима. Но и в колонии каждого

типа продолжается процесс распределения осужденных на более мелкие группы,

соответствующие индивидуальным особенностям личности. Здесь, как правило,

учитываются личные симпатии и антипатии, конкретные связи и общие интересы

по профессиональной деятельности, бригадные принципы и т. д. Существенную

помощь в создании коллектива осужденных оказывает и сам режим ИТУ, который

формирует одинаковые привычки в действиях, навыках, поведении: а это в свою

очередь способствует возникновению традиций, скрепляющих коллектив'.

Процесс создания коллектива сопровождается постоянным изучением каждого из

членов, продолжением отбора и изменением этих групп Значительный интерес в

этом отношении представляет воспитательная деятельность А.С. Макаренко,

который писал: «Я то и дело пересматри-

'См.: Глоточком АД., Пирожков В.Ф. Психологические основы режима. М., 1968,

с. 9.

вал их состав и раскладывал его на кучки, классифицируя с точки зрения

социальной и человеческой ценности»'.

Для того чтобы правильно воздействовать на коллектив заключенных, каждому

воспитателю необходимо иметь ясное представление о его структуре, об

удельном весе каждой входящей в него группировки и о месте личности в

данном коллективе. Главное место в этой структуре занимает актив. Это

группа осужденных, которые твердо встали на путь исправления, принимают

активное участие в трудовом процессе и общественной жизни, и что самое

главное, активными действиями способствуют перевоспитанию других

осужденных. Чем больше группа активистов, тем, естественно, легче вести

воспитательную работу и тем, как правило, выше оценивается потенциал

коллектива в целом.

Группа резерва — это осужденные, которые твердо встали на путь исправления,

принимают активное участие в трудовой деятельности, но по собственной

инициативе не оказывают помощи в перевоспитании других лиц.

Группа пассива — осужденные, колеблющиеся в выборе стратегии своего

поведения. Поступки их в значительной степени зависят от создавшейся

ситуации.

Последней является группа тредновоспитуемых, к которым относятся лица, не

только не вставшие на путь исправления, но и уклоняющиеся от участия в

трудовом процессе, стремящиеся активно противодействовать положительному

воспитательному воздействию администрации и активной части осужденных. Эта

группа в союзе с осужденными из группы пассива может разлагающе действовать

на весь коллектив. Если нельзя положительно воздействовать на отдельных

членов этой группы, целесообразно бывает прибегнуть к переводу их в другие,

более сильные подразделения и коллективы.

Воспитатель и коллектив контактируют с осужденным не только прямо и

непосредственно, но и через малую группу. И от того, на чьей стороне она

находится, во многом зависит успех воздействия на конкретную личность.

Малые группы возникают самостоятельно, независимо от администрации, как

правило, стихийно. Практически в любом коллективе осужденных на любой

стадии его развития имеются малые группы. В исправлении и перевоспитании

осужденных они играют особую роль: в них создается тот «микроклимат»,

который оказывает нередко решающее влияние на поведение осужденных, со всей

силой здесь действуют механизмы подражания, соперничества и

самоутверждения. В малой группе воспитателю приходится иметь дело с

групповой убежденностью, групповыми интересами, повседневными традициями.

'Макаренко А.С. Соч. Т. 1, М., 1957. с. 241.

Между воспитателем и осужденным, как и между коллективом и личностью

осужденного, всегда стоит малая группа. Возникнув, она проходит свой путь

развития, внутри группы создается определенная структура, выражающаяся в

установлении иерархии отношений членов группы. Любой член каждой из этих

групп выполняет обязанности в соответствии с отведенной ему ролью. В такой

группе всегда имеется лидер, вожак, вторые, третьи и т. д. В малой группе с

положительной направленностью обычно складываются товарищеские, дружеские

отношения, проявляются взаимные симпатии. В процессе организации и

становления отрицательно направленной малой группы часто возникает

нездоровое соперничество, а порой и борьба между отдельными лидерами.

Побеждает тот, кто сумеет подчинить себе остальных осужденных. Захватив

лидерство, вожак перестает сам лично творить суд и расправу. Всю черную

работу он поручает другим осужденным, оставляя за собой функцию

организатора. Ни о какой истинной дружбе между членами отрицательно

направленной малой группы не может быть и речи.

Формы проявления конфликтов в ИТУ чрезвычайно многообразны:

от скрытых состояний неудовлетворенности, которые могут быть очень

длительными, до открытых столкновений интересов, до групповых аффективных

действий.

Каждый конфликт в своем развитии проходит ряд стадий: 1) начало,

характеризующееся возникновением отрицательных чувств, столкновением

интересов, противоречивостью мнений, вкусов; 2) формирование конфликтных

отношений; 3) открытое столкновение конфликтных сторон; 4) разрешение

возникших противоречий. Все это важно знать для профилактики,

предупреждения и разрешения конфликтов. Правильное разрешение конфликтов

всех индивидов, особенно психопрофилактика, имеет важное значение для

исправления и перевоспитания осужденных.

Гуманизация исправительно-трудовой системы, очевидно, будет осу-,

ществляться через разработку и внедрение более мягких мер наказания,

сокращение сроков наказания, введение альтернативных лишению свободы мер по

отношению к лицам, совершившим преступление. Все это потребует более

серьезных и всесторонних психологических исследований по разработке и

внедрению широкого спектра психолого-педагогических методов воздействия на

личность, группу, коллектив осужденных. Перспективным является исправление

правонарушителя через исповедь, покаяние, примирение с потерпевшим, что

создает предпосылки для подлинной перестройки личности, ее ресоциализации и

создания перспективы для социальной адаптации.

В ряде ИТУ достигаются заметные успехи в ресоциализирующей деятельности,

особенно там, где администрация и персонал приобщаются к опыту и

теоретическому наследию известных педагогов и психо-логов, где образуется

сплоченный коллектив квалифицированных сотрудников, формируются механизмы

социально адаптированной групповой интеграции в среде заключенных,

создаются перспективы личностного самоутверждения, определяются перспективы

исправления, сопровождающиеся получением определенных льгот, создается

перспектива будущего.

§ 3. Методы психологического воздействия на осужденных в процессе их

перевоспитания

Процесс создания коллектива в колонии во всех случаях проходит при

активном участии воспитателя. Воспитатель должен стремиться к укреплению

самосознания коллектива, чувства коллективизма, взаимозависимости и

взаимоответственности. Его деятельность направляется на оказание

воздействия на каждую конкретную личность, на коллектив осужденных в целом.

Это определяет развитую систему и специфичность тех методов воздействия,

которые должны применяться в ИТУ. Все методы по возможности должны

обеспечивать определенное воспитательное воздействие одновременно и на

конкретную личность, и на создаваемый коллектив; должны переплетаться и

дополнять друг друга. Меры воздействия со стороны воспитателя направлены на

коллектив, а в условиях коллектива эти меры уже оказывают свое действие на

каждого осужденного. А.С. Макаренско писал: «Мы имеем дело только с

отрядом. Мы с личностью не имеем дела. Такова официальная формулировка. В

сущности это есть форма воздействия именно на личность, но формулировка

идет параллельно сущности. На самом деле мы имеем дело с личностью, не

утверждая, что до личности нам нет никакого дела»'.

Воздействие на коллектив, использование коллектива для воздействия на

отдельную личность не исключает и целенаправленного личностного воздействия

воспитателя на каждого отдельного осужденного. Для этого применяются

следующие основные методы.

Метод убеждения. Он чаще всего реализуется в ходе проведения

индивидуальных бесед. Как и любое психическое общение, беседа сочетает в

себе цели изучения и воздействия на личность.

Во время бесед разъясняются сущность и конечная цель действий

администрации исправительного учреждения, чтобы осужденные поняли, что цели

действий администрации полностью совпадают с их собственными интересами.

Осужденные должны знать, какими путями они могут облегчать себе переходный

период к жизни и деятельности в об-

' Макаренко А.С. Соч. Т. 5, с. 169.

щем коллективе российских граждан. Эти знания будут способствовать

направленности их деятельности, волевых и интеллектуальных способностей на

достижение таких промежуточных целей. Создается отрицательное отношение

осужденного к своему прошлому поведению, которое в конечном итоге и привело

его к совершению преступления. Без подобного изменения отношения к своему

прошлому поведению не может создаться новое отношение ктруду, к жизни,

новое мировоззрение.

Убеждение направлено и на пробуждение у осужденного чувства совести и т. п.

Метод регулирования психических общений. Воспитатель имеет большую

возможность влиять на психические общения, регулировать те из них, которые

складываются у осужденного с работниками колоний, с другими осужденными, с

родными, близкими ему людьми.

Воспитательное воздействие представителей общественных организаций и

коллективов существенно дополняется встречами с лицами, ранее отбывавшими

наказание в данной колонии и ставшими полноценными гражданами российского

общества.

Особое значение имеет осуществление контакта осужденного с семьей, который

во многом способствует выработке у него положительных качеств, изменению

его отрицательных психических состояний. В этом немаловажная роль

принадлежит и воспитателям колонии, которые должны обеспечить в необходимых

случаях связи с семьей, соответствующее отношение членов семьи к

осужденному. Особенно важно правильно использовать в целях воспитательного

воздействия свидания с родственниками, которые надо тщательно

подготавливать. Перед свиданием воспитатель информирует их о тех

изменениях, которые произошли в психологии данного осужденного, о возможных

путях укрепления в нем положительных интересов, качеств, тактично

подсказать наиболее целесообразную линию их поведения при свидании и т. д.

Для достижения целей перевоспитания воспитатель должен использовать все

психические общения, в которые вступает осужденный.

Метод передачи информации. Специально и целенаправленно отбираемая

информация, поступающая к осужденному, должна способствовать восполнению

его социального опыта, получению и переработке им сведений, которых он

раньше не получал, и т. д. Опыт многих воспитателей показывает, что очень

важно собирать" сведения о том, как живет семья осужденного в настоящее

время, как ей оказывают помощь государство, коллектив, где он раньше

работал. На наглядных примерах он видит, что, хотя он и причинил вред

государству, коллективу, они оказывают помощь его семье, делают все, чтобы

его дети росли нормальными гражданами. Такие факты существенно влияют на

выработку твердого решения перевоспитываться, повысить активность в труде,

скорее вернуться к нормальной жизни.


© 2010 Современные рефераты