Рефераты

Психологическое обеспечение гармоничного развития ребенка

со стороны других людей, общение и взаимодействие с ними. Без этого он

быстро деградировал бы как личность.

Вместе с тем младенец уже при рождении обладает немалым запасом

практически готовых к употреблению, сложных сенсорных и двигательных

способностей - инстинктов, позволяющих ему приспосабливаться к миру и

быстро прогрессировать в своем развитии. У новорожденного с рождения,

например, имеется немало сложных движений, развивающихся в основном по

генетически заданной программе в процессе созревания организма, в том числе

рефлекторных, возникающих сразу и без специального обучения с первых часов

жизни под воздействием соответствующих внутренних и внешних стимулов,

закодированных в качестве ключевых в программах развития этих движений. При

рождении у младенца имеются ощущения всех элементарные формы восприятия,

памяти, благодаря которым становится возможным его дальнейшее

познавательное и интеллектуальное развитие. Они представляют собой

генетически заданные структуры или блоки сенсорных систем, из которых

непосредственно или при незначительной прижизненной модификации строятся

более сложные познавательные структуры. В число таких базовых элементов

восприятия можно включить, например, механизмы зрительного, слухового и

мышечного сосредоточения, слежения за объектами, их сличения, локализации в

пространстве, сохранения в памяти, обработки следов их воздействий.

Младенец, которому от рождения всего лишь 1-2 дня, уже способен

различать химические вещества по вкусу. Обоняние как один из древнейших и

важнейших органов, чувств начинает у него функционировать также сразу после

рождения. Такими же особенностями обладают элементарное зрение, движения и

слух.

В первые два месяца жизни ребенок демонстрирует способность к

рефлекторному повороту головы в ответ на прикосновение какого-либо предмета

к уголку рта, сильно сжимает ладони при касании их поверхности, совершает

общие некоординированные движения руками, ногами и головой. У него имеется

также способность зрительного слежения за движущимися объектами, поворота

головы в их сторону. В родильных домах дети в первые дни их жизни

инстинктивно поворачиваются лицом в сторону окна, из которого льется

дневной свет.

Младенец способен различать вещества на вкус. Он определенно

предпочитает сладкие жидкости другим и даже способен определить степень

сладости. Новорожденный ощущает запахи, реагирует на них поворотом головы,

изменениями в частоте сердцебиений и дыхания. Эти двигательные и

физиологические реакции аналогичны тем, которые наблюдаются у взрослых

людей при повышенном внимании и особом интересе к чему-либо.

Следует также назвать группу врожденных процессов, способствующих

самосохранению и развитию детского организма. Они связаны с регуляцией

пищеварения, кровообращения, дыхания, температуры тела, обменных процессов

и т. п. Несомненно врожденными являются сосательные, защитные,

ориентировочные, хватательные, опорно-двигательные и ряд других рефлексов;

все они отчетливо проявляются уже на втором месяце жизни ребенка.

Готовность к функционированию с рождения обнаруживают не только

основные органы чувств, но и головной мозг.

Количество нервных клеток в коре головного мозга у новорожденного почти

такое же, как у взрослого человека, однако эти клетки еще незрелые, а связи

между ними слабые. Созревание мозга и организма ребенка, их превращение в

мозг и организм взрослого происходят в течение нескольких лет после

рождения и заканчиваются только с поступлением в школу. Созревание и

развитие мозга находится под прямым влиянием множества разнообразных

внешних воздействий и впечатлений, которые получает ребенок от окружающей

среды.

Проведенные исследования обнаружили, что в мозге ребенка, с момента

рождения которого прошло не более полутора суток, можно зарегистрировать

различные электрические потенциалы, возникающие в ответ на воздействия

цветовых раздражителей на орган зрения. К этому времени мозг уже в

состоянии формировать условные рефлексы.

Применительно к младенцу важно знать не только врожденные формы психики

и поведения, но и процесс естественного развития организма. Особое значение

в первые месяцы жизни имеет развитие движений .

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ РЕБЕНКА

Моторика младенца с рождения имеет довольно сложную организацию. Она

включает в себя множество механизмов, предназначенных для регуляции позы. У

новорожденного нередко проявляется повышенная двигательная активность

конечностей, которая имеет положительное значение для формирования в

будущем сложных комплексов координированных движений.

Развитие движений ребенка в течение первого года жизни идет очень

быстрыми темпами, причем прогресс, достигаемый в этом отношении за

двенадцать месяцев, поразителен. Из практически беспомощного существа,

располагающего ограниченным набором элементарных общих врожденных движений

рук, ног и головы, ребенок превращается в маленького человека, не только

легко стоящего на двух ногах, но относительно свободно и самостоятельно

передвигающегося в пространстве, способного одновременно с движениями ног

выполнять сложные манипулятивные движения руками, освобожденными от

локомоции (функции обеспечения передвижения в пространстве) и

предназначенными для исследования окружающего мира.

В младенческом возрасте быстро формируются двигательные навыки детей,

особенно сложные, сенсорно скоординированные движения рук и ног. Эти

движения в дальнейшем играют весьма существенную роль в становлении

познавательных и интеллектуальных способностей ребенка. Благодаря движениям

рук и ног ребенок получает значительную часть информации о мире, на

движениях рук и ног учатся видеть по-человечески глаза. Сложные ручные

движения входят в первичные формы мышления и становятся его неотъемлемой

частью, обеспечивая совершенствование интеллектуальной деятельности

человека.

Все предметы ребенком примерно до семимесячного возраста захватываются

почти одинаково. После семи месяцев можно наблюдать, как движения рук, и в

частности кисти ребенка, постепенно начинают приноравливаться к

особенностям захватываемого предмета, то есть приобретают предметный

характер. Вначале такое приспособление наблюдается в момент

непосредственного контакта руки с предметом, а после 10 месяцев

приспособление руки и кисти осуществляется заранее, еще до касания

предмета, только на основе его зрительно воспринимаемого образа.

Это свидетельствует о том, что образ предмета начал активно управлять

движениями рук и регулировать их, то есть о том, что у ребенка возникла

сенсомоторная координация.

Согласованные действия рук и глаз начинают появляться у ребенка

довольно рано, задолго до того момента, когда возникает четкая

сенсомоторная координация. Ребенок схватывает в первую очередь те предметы,

которые попадаются ему на глаза, и это отмечается уже на втором - третьем

месяце жизни. На следующем этапе, относящемся к возрасту от 4 до 8 месяцев,

система скоординированных зрительно-моторных движений усложняется. В ней

выделяется фаза предварительного слежения за объектом до того, как он будет

схвачен. Кроме того, ребенок начинает зрительно и двигательно предвосхищать

траекторию перемещения предметов в пространстве, то есть прогнозировать их

движение.

Одним из первых младенец усваивает хватание и удерживание предметов в

руке, пытаясь приблизить их ко рту.

Возможно, что в этом своеобразном действии проявляется атавизм,

связанный с тем, что у многих животных основным органом манипулирования и

исследования окружающего мира были челюсти.

Сначала ребенок схватывает случайно оказавшиеся под рукой предметы,

которые она встречает на пути своего естественного следования. Затем

движения руки становятся более целенаправленными и управляемыми образом

зрительно воспринимаемого предмета, находящегося на некотором расстоянии от

ребенка. Младенец ловит его, манипулирует им, обращая внимание на свойства

этого предмета. Наиболее яркие и привлекательные свойства предметов он

начинает воспроизводить при помощи повторных движений. Например, он трясет

погремушку для того, чтобы воспроизвести издаваемый ею звук; бросает

предмет на пол с целью проследить траекторию его падения; стучит одним

предметом о другой, чтобы еще раз услышать характерный звук. В этом

возрасте ребенок уже начинает понимать, что воспроизведение движений

способно еще раз воссоздать желаемый результат.

В этот период происходит начало формирования произвольных движений, и

все это относится к первому полугодию жизни.

На втором полугодии дети начинают подражать движениям взрослых,

повторять их и тем самым оказываются практически подготовленными к началу

научения путем подражания. Ранее сформировавшиеся движения глаз играют

ориентировочно-исследовательскую роль в совершенствовании сложных ручных

движений. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность,

контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более

совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных

движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше

новой информации. Зрение и движения рук становятся далее основным

источником познания ребенком окружающей действительности.

К концу младенческого возраста у ребенка возникает особая форма

движения, служащая средством направления внимания взрослого человека и

управления его поведением с целью удовлетворения актуальных потребностей

ребенка. Это в первую очередь указательный жест, адресованный взрослому,

сопровождающийся соответствующей мимикой и пантомимикой. Ребенок указывает

взрослому рукой на то, что его интересует, рассчитывая на помощь взрослого.

ВОСПРИЯТИЕ И ПАМЯТЬ У МЛАДЕНЦЕВ

Из всех органов чувств главнейшее значение для человека имеет зрение.

Оно первым начинает активно развиваться в самом начале жизни. Уже у

месячного ребенка можно зафиксировать следящие движения глаз. Сначала такие

движения осуществляются в основном в горизонтальной плоскости, потом

появляется слежение по вертикали и, наконец, к двухмесячному возрасту

отмечаются элементарные криволинейные, например круговые, движения глаз.

Зрительное сосредоточение, то есть способность фиксировать взор на

предмете, появляется на втором месяце жизни. К концу его ребенок может

самостоятельно переводить взгляд с одного предмета на другой.

Младенцы первых двух месяцев жизни большую часть времени бодрствования

занимаются рассматриванием окружающих предметов, особенно тогда, когда они

накормлены и находятся в спокойном состоянии. Вместе с тем зрение является

чувством, наименее развитым при рождении (имеется в виду тот уровень

развития, которого зрение может достичь у взрослого человека). Хотя

новорожденные в состоянии следить глазами за движущимися объектами, однако

вплоть до 2 - 4 - месячного возраста их зрение является относительно

слабым.

Достаточно хороший уровень развития движений глаз можно отметить у

ребенка примерно к трехмесячному возрасту. Процесс формирования и развития

этих движений не полностью предопределен генетически, его скорость и

качество зависят от создания соответствующей внешней стимулирующей среды.

Глазные движения детей развиваются быстрее и становятся более совершенными

при наличии в поле зрения ярких, привлекательных предметов, а также людей,

совершающих разнообразные движения, за которыми может наблюдать ребенок.

Примерно со второго месяца жизни у ребенка отмечается способность к

различению простейших цветов, а на третьем - четвертом месяцах формы

предметов. В две недели у младенца, вероятно, уже сформировался единый

образ лица и голоса матери. Опыты, проведенные учеными, показали, что

младенец проявляет очевидное беспокойство в том случае, если перед его

взором появляется мать и начинает говорить «не своим» голосом или когда

чужой, незнакомый человек вдруг «заговаривает» голосом матери (такая

экспериментальная ситуация с помощью технических средств искусственно

создавалась в ряде экспериментов с детьми младенческого возраста).

Наблюдая за развитием детей первого года жизни, советские психологи Н. Л.

Фигурин и М. П. Денисова обнаружили, что примерно на шестой недели жизни

ребенка его поведение при виде взрослого человека резко меняется. Если

раньше взгляд малыша лишь ненадолго останавливался на взрослом человеке и

быстро “убегал” в сторону, то теперь происходит нечто совсем иное: ребенок

долго и внимательно смотрит в глаза взрослому, на лице его появляется

улыбка, он начинает гулить. Создается впечатление, что поведение ребенка

осмысленно, он весь тянется к взрослому и как бы говорит ему: “Не уходи,

побудь со мной подольше”. Ученые назвали эту удивительную реакцию младенца

“комплексом оживления”.

На втором месяце жизни младенец особым образом реагирует на людей,

выделяя и отличая их от окружающих предметов. Его реакции на человека

являются специфическими и почти всегда ярко эмоционально окрашенными. На

улыбку матери в возрасте около 2 - 3 месяцев младенец реагирует также

улыбкой и общей активизацией движений.

Было бы неправильно связывать возникновение у ребенка комплекса

оживления со зрительным восприятием хорошо знакомых лиц. Многие слепые от

рождения дети также начинают улыбаться примерно в двух-трехмесячном

возрасте, услышав только голос своей матери.

Улыбка на лице ребенка возникает и поддерживается не сама собой. Ее

появлению и сохранению способствует ласковое обращение матери с ребенком

или заменяющего ее взрослого человека. Для этого выражение лица взрослого

должно быть добрым, радостным, а его голос приятным и эмоциональным.

Установлено, что интенсивное эмоциональное общение взрослого с ребенком

способствует, а редкое и бездушное препятствует развитию комплекса

оживления и может привести к общей задержке психического развития ребенка.

Дальнейшие наблюдения и работы советских исследователей (Д. Б. Эльконина,

М. И. Лисиной и других) показали, что комплекс оживления есть не что иное,

как выражение потребности ребенка в общении со взрослым, активная попытка

малыша привлекать и удерживать взрослого человека, общаться с ним.

Первые элементы комплекса оживления появляются на втором месяце жизни.

Это замирание, сосредоточение, улыбка, гуление, причем все они вначале

возникают как реакции на обращение взрослого к ребенку. На третьем месяце

жизни эти элементы объединяются в систему и появляются одновременно. Каждый

из них выступает как специфическая реакция на соответствующие воздействия

взрослого и служит цели активизации общения ребенка со взрослым. На

заключительном этапе его развития комплекс оживления демонстрируется

ребенком всякий раз, когда у ребенка появляется потребность общения со

взрослым.

К трех-четырехмесячному возрасту дети своим поведением отчетливо

показывают, что они предпочитают видеть, слышать и общаться лишь со

знакомыми людьми, как правило, с членами семьи. В возрасте около восьми

месяцев ребенок проявляет состояние видимого беспокойства, когда в поле его

зрения оказывается лицо незнакомого человека или когда он сам попадает в

незнакомую обстановку, даже если в этот момент времени рядом с ним

находится родная мать. Боязнь чужих людей и незнакомого окружения довольно

быстро прогрессирует, начиная с восьмимесячного возраста и до конца первого

года жизни. Вместе с ней растет и стремление ребенка постоянно находиться

рядом со знакомым человеком, чаще всего с матерью, и не допускать долгой

разлуки с ним. Наивысшего своего уровня эта тенденция возникновения страха

перед чужими людьми и боязни незнакомой обстановки достигает примерно к 14

- 18 месяцам жизни, а затем постепенно уменьшается. В ней, видимо,

проявляется инстинкт самосохранения в тот особо опасный для ребенка период

жизни, когда его движения неуправляемы, а защитные реакции слабы.

Рассмотрим некоторые данные, которые характеризуют развитие восприятия

предметов и памяти у детей в младенческом возрасте. Замечено, что такое

свойство восприятия, как предметность, то есть отнесенность ощущений и

образов к предметам окружающей действительности, возникает к началу раннего

возраста, около одного года. Вскоре после рождения ребенок способен

различать тембр, громкость и высоту звуков. Способность запоминать и

хранить образы в памяти в своих первичных формах также складывается у

младенца в течение первого года жизни. До 3 - 4 - месячного возраста

ребенок, по - видимому, в состоянии хранить образ воспринятого предмета не

более одной секунды. После 3 - 4 месяцев время сохранения образа

увеличивается, ребенок приобретает способность узнавать лицо и голос матери

в любое время дня. В 8-12 месяцев он выделяет предметы в зрительном поле,

причем узнает их не только в целом, но и по отдельным частям. В это время

начинается активный поиск предметов, внезапно исчезнувших из поля зрения,

что свидетельствует о том, что ребенок сохраняет образ предмета в

долговременной памяти, надолго выделяет его из ситуации и соотносит с ней,

то есть фиксирует объективные связи, существующие между предметами.

Специфика ассоциативной памяти, которая уже есть у детей младенческого

возраста, состоит в том, что довольно рано они оказываются способными к

созданию и сохранению временных связей между сочетаемыми раздражителями.

Позднее, примерно к полутора годам, формируется долговременная память,

рассчитанная на длительное хранение информации. Ребенок второго года жизни

узнает знакомые предметы и людей через несколько недель, а на третьем году

жизни даже через несколько месяцев.

Формирование хватательных движений у ребенка, начинающееся примерно с

третьего месяца жизни, оказывает существенное влияние на развитие у него

восприятия формы и величины предметов. Дальнейший прогресс в восприятии

глубины у детей напрямую связан с практикой передвижения ребенка в

пространстве и с действиями освобожденной от локомоторных функций руки.

Сенсорные процессы, включаясь в обслуживание практических действий по

манипулированию предметами, перестраиваются на их основе и сами приобретают

характер ориентировочно - исследовательских перцептивных действий. Это

происходит на третьем и четвертом месяцах жизни.

Младенцам годовалого или близкого к этому возраста присущ отчетливо

выраженный познавательный интерес к окружающему миру и развитая

познавательная активность.

Они способны сосредоточивать свое внимание на деталях рассматриваемых

изображений, выделяя в них контуры, контрасты, простые формы, переходя от

горизонтальных к вертикальным элементам рисунка. Младенцы проявляют

повышенный интерес к цветам, у них весьма выражена ориентировочно -

исследовательская реакция на все новое и необычное. Младенцы оживляются,

воспринимая явления, отличные от тех, с которыми они уже встречались

раньше.

Существует гипотеза, предложенная Ж. Пиаже, что у младенцев уже

существует прототип схемы в форме элементарной способности упорядоченного

отражения действительности в виде общих свойств, присущих ряду сходных, но

не идентичных явлений. Об этом говорит тот факт, что многие годовалые дети

различают группы предметов, объединенных по общим признакам: мебель,

животных, еду, в том числе по изображениям.

Если на первом полугодии жизни ребенок обнаруживает способность

узнавать предметы, то в течение второго полугодия жизни он демонстрирует

возможность восстановления образа предмета по памяти. Простой и эффективный

способ оценить умение ребенка воспроизводить образ заключается в том, чтобы

спросить его, где находится известный ему предмет. Ребенок, как правило,

начинает активно искать этот предмет поворотами глаз, головы, туловища.

Для того чтобы глубже понять, какого уровня развития достигает младенец

в восприятии, необходимо обратиться к понятию когнитивной схемы.

Схема - это главная единица восприятия, которая представляет собой

след, оставленный в памяти человека воспринятой картиной и включающий в

себя наиболее информативные, существенные для субъекта признаки.

Когнитивная схема объекта или ситуации содержит в себе подробную информацию

о наиболее важных элементах этого объекта или ситуации, а также о

взаимосвязях этих элементов. Способность создавать и сохранять когнитивные

схемы есть уже у младенцев. Старшие дети формируют когнитивные схемы

незнакомых объектов после того, как посмотрят на них в течение нескольких

секунд.

Чем взрослее ребенок, тем лучше он научается выделять информативные

признаки воспринимаемого объекта и абстрагироваться от недостаточно

информативных. Для того чтобы уловить настроение человека, дети смотрят ему

в глаза, прислушиваются к его голосу. Одновременно они обучаются вести

целенаправленный поиск нужных информативных элементов.

К концу первого года жизни относятся первые признаки наличия мышления у

ребенка в форме сенсомоторного интеллекта.

Дети этого возраста замечают, усваивают и в своих практических

действиях используют элементарные свойства и отношения предметов.

Дальнейший прогресс их мышления непосредственно связан с началом развития

речи.

РЕЧЬ И МЫШЛЕНИЕ МЛАДЕНЦА

Хотя развитие речи и мышления начинается в младенческом возрасте, тем

не менее в течение первого года жизни формирование этих двух функций идет

относительно независимыми путями, по своим собственным законам.

Речь преимущественно развивается как средство общения на базе данной

ребенку от рождения способности к пониманию эмоционального состояния

другого человека по его мимике, жестам и пантомимике. Первичному развитию

наглядно-действенного мышления предшествует становление манипулятивных

движений рук, совершенствование работы органов чувств и формирование всех

операционных структур, их координации, о которой писал Ж. Пиаже.

Значительный вклад в дальнейшее развитие этой формы мышления вносит

совершенствование ориентировочно-исследовательской деятельности младенцев.

Успешность усвоения речи и понимания ее значительно возрастает, если

наряду с собственно речевым общением ребенок имеет возможность активно

манипулировать предметами, называемыми взрослым, самостоятельно изучать,

исследовать их.

Активные действия детей с предметами возникают между 7 и 10 месяцами

жизни. Примерно около года в деятельности ребенка появляется новый момент:

он начинает исследовать предметы не только с помощью рук, но также и других

предметов, употребляемых им в качестве орудий. Например, взяв в руки

палочку, ребенок может прикасаться ею к другим предметам, воздействовать на

них (толкать, двигать, переворачивать и тому подобное).

Появление и развитие звуковой стороны речи ребенка можно проследить

следующим образом. Уже на втором месяце жизни у самих детей различаются

звуки голоса, свидетельствующие об особенностях их внутренних состояний,

например звуки удовольствия или неудовольствия. Начиная с третьего месяца

жизни появляются смех и проявление радости, которые к концу первого

полугодия приобретают довольно устойчивый характер.

С семи месяцев жизни в голосе ребенка выделяется интонация, связанная с

обращением, просьбой. С десяти месяцев появляются голосовые признаки

настойчивости. Интонационное структурирование речи происходит в течение

первого года жизни и является доминирующим направлением в ее развитии. На

основе интонационного структурирования возникает возможность невербального

общения взрослого и ребенка еще до того, как ребенок практически начинает

овладевать человеческой речью. Первые произносимые им звуки речи несут в

себе значительные отпечатки эмоциональной экспрессии.

Рассмотрим теперь, как идет развитие познавательной сферы младенца,

подготавливающее формирование интеллекта ребенка.

Новорожденные младенцы не включены в практическую деятельность, они

только общаются со взрослыми, а в период бодрствования, находясь в

одиночестве, изучают при помощи органов чувств свое ближайшее окружение. С

помощью рук, отчасти ног, они манипулируют находящимися в пределах их

досягаемости предметами, то есть вырабатывают умения и навыки, которые

впоследствии оказываются включенными в процесс решения практических

сенсомоторных задач.

По мнению Дж. Брунера, ребенок младенческого возраста познает

окружающий мир главным образом благодаря привычным действиям, с помощью

которых он на этот мир практически воздействует. Со временем, как правило,

уже за пределами младенческого возраста, мир оказывается представленным

ребенку еще и в образах, сравнительно свободных от действий, а далее и в

понятиях.

Вплоть до конца первого года жизни узнавание объектов ребенком зависит

не столько от характера самих этих объектов, сколько от того, какие

действия они вызвали.

В этом возрасте ребенок еще не способен четко дифференцировать образ

предмета и реакцию на него.

Во втором полугодии жизни ребенка возникает тесная связь между

восприятием и действием.

Первоначально действие ребенка совершается только при помощи

рефлекторных движений органов чувств, например принимает форму

«устремленного взгляда», обнаруживающегося в движениях глаз или ориентации

головы.

Позднее появляются схватывание рукой, захватывание ртом, удерживание в

руке и тому подобное.

Образовавшаяся связь между восприятием и действием подготавливает

развитие интеллектуальных операций, первыми элементарными проявлениями

которых выступают сенсомоторные действия ребенка, направленные на поиск

предметов и преодоление различных препятствий, возникающих на пути его

продвижения.

Экспериментальная часть

В задачи наших исследований входило опредеделить насколько важна

психологическая поддержка родителей для гармоничного развития ребенка.

Исследования проводились нами в качестве наблюдений хронологического

порядка событий за двумя группами будущих матерей, в первой из которых

(контрольной) не проводилось специальной психологической подготовки; вторая

же группа (экспериментальная) регулярно занималась целенаправленной

психологической подготовкой к рождению и гармоничному развитию ребенка.

Наблюдения проводились за их рожденными детьми и результатами через 7-10

месяцев после рождения; реакцией детей в младенческом возрасте на

психологическую поддержку матери и отсутствие таковой.

Было проведено два исследования:

Первое исследование охватывает период до рождения ребенка (беременность

матери) до 7 - 9 месяцев после рождения.

Наблюдались две группы матерей и младенцев.

Первая группа - матери, не проходившие психологическую подготовку к

рождению ребенка в пренатальный период.

Вторая - группа матерей школы «Рождество» города Москвы.

В первой группе беременность протекала как обычно, матери соблюдали

умеренный режим, ограничение передвижений и физической нагрузки, находились

под присмотром врачей, но психологической стороне рождения будущего ребенка

внимания не уделяли.

Будущие матери второй группы сознательно готовились к появлению ребенка.

Вместе с мужьями они посещали специальные занятия, направленные на

благоприятное протекание беременности, общение с еще не рожденным ребенком,

учились контролировать свои эмоции, уходить от отрицательных эмоций. Для

этого они слушали музыку, общались с природой, посещали театры, картинные

галереи, занимались аутотренингом. Также они посещали специальную группу по

плаванию, активно занимались спортом, даже обливались холодной водой. В

общем, отказались от общепринятого почти «постельного» режима протекания

беременности. Будущие отцы всячески помогали им в этом, учились бережно

относиться к своим женам, помогали им достичь психического равновесия,

гармонии.

После рождения ребенка старались сделать его приход в этот мир как можно

более мягким, смягчить психическую травму при рождения. Для этого его не

отлучали от родителей, сразу прикладывали к груди, клали к матери на живот,

то есть происходил контакт «кожа к коже»; все это происходило при слабом

освещении, в тишине, в благоприятной обстановке.

Эти дети - все, без исключения, по сравнению с детьми, которые были

рождены в роддоме, быстрее стали адаптироваться к новым условиям. Они

меньше плакали, быстрее успокаивались, были более зрелыми физиологически, у

них не были сжаты все время кулачки, не было повышенного тонуса;

фиксировать взгляд на предмете и улыбаться начали значительно раньше. Это

отмечали также многие матери, у которых это был уже не первый ребенок, а

первый появился в обычных условиях.

Вскоре после рождения родители со своими новорожденными детьми начинали

посещать специальные плавательные группы для младенцев, занимались с ними

динамической и статической гимнастикой, закаляли, с самого рождения

разговаривали, часто гладили их, делали массаж.

Также их не пеленали, часто выкладывали на живот, никогда не отказывали

в ласке, все время брали на руки, окружали яркими, пищащими, звенящими,

гремящими предметами, то есть создавали богатую среду для активного

развития, на каждый новый успех (дотянулся до игрушки, перевернулся, сел и

так далее) бурно реагировали, радовались его достижению, хвалили, поощряли

к дальнейшим успехам; давали слушать музыку, которую матери слушали еще до

их рождения, под которую дети быстро успокаивались.

Сейчас, спустя 7 - 9 месяцев эти дети лучше развиты физически, очень

сообразительны, спокойны, доверчивы и доброжелательно настроены; некоторые

из них уже начали ходить, что ведет к большей самостоятельности при

исследовании окружающего пространства.

По множеству объективных показателей они отличаются от детей, которых

родители воспитывали по общепринятой системе, более высокой степенью

развития уже в первом полугодии жизни.

Анализ результатов наблюдения за этими двумя группами матерей и

младенцев показал, что обеспечение матерью психологического комфорта для

ребенка, всяческая поддержка ребенка и его поощрение создают необычайно

благоприятные условия для его ускоренного гармоничного развития.

Второе исследование проводилось в качестве наблюдения за поведением

младенца в возрасте 10 месяцев.

Пример:

Денис Г. (возраст - 10 месяцев)

Дениса привели в незнакомую квартиру. Мать принесла его в комнату, где

находился другой младенец и его отец. Сидя на руках у матери Денис стал

проявлять интерес к другому ребенку и игрушке, находящейся у него в руке.

Дети стали улыбаться друг другу, произносить возгласы, тянуться за

игрушками. Затем мать посадила Дениса рядом со сверстником и вышла из

комнаты.

Денис стал проявлять чувство беспокойства, тревоги, уже не улыбался,

оглядывался по сторонам, не обращал внимания ни на другого ребенка, ни на

игрушки.

Когда в комнату вошел еще один незнакомый мужчина, Денис расплакался.

Следом в комнату зашла его мать и села рядом. Денис залез к ней на руки

постепенно успокоился, перестал плакать и снова начал проявлять интерес к

другому ребенку, даже когда его посадили рядом.

Анализ результатов этого исследования показал, что общение с близким

взрослым, его психологическая поддержка лишает малыша страха перед

неизведанным миром, обеспечивает чувство безопасности, подкрепляет веру в

себя, ребенок спокойно начинает вести исследовательскую деятельность,

приобретает опыт человеческих отношений.

Рекомендации

Для гармоничного развития ребенка, формирования здоровой психики

родителям следует обратить внимание на создание благоприятных условий еще

до рождения ребенка.

Будущая мать должна культивировать в себе положительные эмоции,

стараться избегать стрессов, не давать воли отрицательным эмоциям; должна

не забывать о том, что музыка, пение, поэзия, искусство, общение с природой

успокаивают, даруют радость и чувство внутренней свободы, которые

благотворно сказываются на ребенке. Отцу нужно относиться с нежностью и

вниманием к своей жене, потому что ее тревоги, переживания и обиды

обязательно отразятся на физическом и психическом здоровье их ребенка.

После рождения ребенка мать все время должна быть рядом с ним, должна

все время любить его, улыбаться, нежно и весело разговаривать с ним; она

всегда должна быть готова накормить, напоить, обогреть малыша, приласкать

его. Мать при этом должна быть уверена в том, что делает очень важное дело.

Поскольку основной тип деятельности ребенка в младенческом возрасте -

эмоциональное общение, первая потребность, которая формируется у ребенка -

это потребность в другом человеке.

На развитие этой потребности надо обратить особое внимание - с ребенком

надо говорить, рассказывать ему сказки, не смущаясь тем, что ребенок еще не

все понимает из того, что говорит ему взрослый.

Это сформирует у ребенка чувство доверия к миру, будет способствовать

поощрению его исследовательской деятельности, что послужит основой для его

гармоничного развития.

Заключение

Социальная ситуация психического развития ребенка младенческого возраста,

ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого, социальная ситуация

комфорта крайне важны для нормального физического и психического развития

ребенка. Показателем существования такой социальной ситуации служит

положительный эмоциональный фон. Основной ведущий тип деятельности ребенка

в младенческом возрасте - эмоциональное непосредственное общение, предметом

которого для ребенка является взрослый человек. Первая потребность, которая

формируется у ребенка - это потребность в другом человеке. Только

развиваясь рядом со взрослым человеком, ребенок может сам стать человеком.

“Первое, что мы должны воспитать у наших детей, и что развивается на

протяжении всего детства - это потребность детей в человеке - в другом

человеке; сначала в матери, отце, затем в товарище, друге и наконец в

коллективе, в обществе.” *

Целью данной работы являлось выявление значения психологической

поддержки родителей для гармоничного развития ребенка в периоды до

рождения, новорожденности и младенчества ребенка, а также определение

значимости вклада матери в успешное течение этого процесса.

Данная цель требовала решения следующих задач:

. определить роль матери и близких членов семьи в ходе формирования и

развития ребенка в период до рождения и в младенческом возрасте;

. выявить, насколько близость матери влияет на активность исследовательской

деятельности ребенка и общения с другими людьми.

______________

* Д.Б. Эльконин

Анализ результатов исследований показал, что обеспечение матерью

психологического комфорта ребенка, всяческая поддержка ребенка, поощрение

его создают условия для его ускоренного гармоничного развития. Общение с

близким взрослым, его психологическая поддержка лишает малыша страха перед

неизведанным миром, обеспечивает чувство безопасности, подкрепляет веру в

себя, ребенок спокойно начинает вести исследовательскую деятельность,

приобретает опыт человеческих отношений.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что обеспечение ребенку

психологической поддержки со стороны взрослого, в первую очередь матери,

приводит к более гармоничному психическому и физическому развитию ребенка,

получила подтверждение.

Список литературы

1. М.Я.Басов. Методика психологического наблюдения над детьми//Избранные

психологические произведения, М. 1975.

2. Т.Бауэр. Психическое развитие младенца. -М, 1985, 318 с.

3. А.Бертин. Возможности развития. МНПО «Жизнь» 1992, 29 с.

4. Л.Я.Бляхер. История эмбриологии в России 19-20 вв. -М, 1955.

5. Дж. Брунер. Психология познания, М., 1977.

6. А.Валлон. Психическое развитие ребенека, М., 1968.

7. Л.С. Выготский. Избранные психологические исследования. М.-Л., 1932.

8. А.В. Запорожец. Психологическое развитие ребенка // Избранные

психологические труды в 2-х томах. -М., 1986 г.

9. М.И.Лисина. Проблемы онтогенеза общения. -М, 1986.

10. П. Лич. Младенец и ребенок. -М 1988.

11. Р.С. Немов. Психология. - М. 1995, 492 с.

12. Л.Ф.Обухова. Детская психология: теории, факты, проблемы. -М. 1996. 351

с.

13. Ж.Пиаже. Избранные психологические труды. М, 1969.

14. Е.В.Суботский. Ребенок открывает мир. -М, 1991, 206 с.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты