Психология: Роль психологической службы в развитии учебной мотивации студента
Психология: Роль психологической службы в развитии учебной мотивации студента
г.Пятигорск, 2000. Барчуков Евгений
Роль психологической службы в развитии мотивационной сферы студента.
I. Актуальность этой проблемы очень значима. Целью нашего исследования
был анализ и изучение мотивационной сферы студентов в период обучения.
Переход от старшего школьного возраста к студенческому сопровождается
противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений. Необходимо
учитывать, что отличия в мотивации могут наблюдаться у студентов различных
курсов, факультетов и специальностей.
В первую очередь наш интерес определяется тем, что формирование
мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития
личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые
мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их
основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего
периода. Таким образом, мотивы, присущие данному возрасту выступают в
качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания,
осознания положения собственного “Я” в системе общественных отношений. Как
ценностные ориентации, так и мотивы относятся к важнейшим компонентам
структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об
уровне сформированности личности.
. В студенческом возрасте происходит преобразование мотивации, всей
системы ценностных ориентаций, с одной стороны и интенсивное
формирование специальных способностей с другой.
. Для студенческого возраста характерно стремление к социальному
сближению, поиск смысла жизни, построение жизненных планов, которые
определяются объективными условиями и ценностными ориентациями
личности. Проявляется ярко выраженное стремление к получению высшего
образования, интересной работы. Усиливается установка на хорошие
жизненные условия и материальную обеспеченность.
. В период студенчества отмечается общая направленность студентов на
свое будущее, и все настоящее выступает для них в сете этой новой
направленности их личности. У них формируется собственное нравственное
мировоззрение, моральное «Я», которое предполагает наличие устойчивой
системы убеждений, не зависимых от внешних условий и давлений
окружающих.
. Эффективность учебного процесса в вузе в целом, прямо связана с тем,
насколько высока мотивация овладения будущей профессией у студентов.
. В студенческом возрасте важнейшим условием развития личности является
общение. Общение на данном этапе развития личности является ведущим
видом деятельности наряду с учебной деятельностью. В общении
происходят основные новообразования.
II. Исследование проводилось на базе Пятигорского государственного
лингвистического университета. Были исследованы студенты I-го курса,
факультета английского языка и психологии. Выборка составила 73 человека (№
девушек, № юношей). Возрастной состав испытуемых 16-18 лет. Время
проведения – октябрь 1999 год.
Использовались методики по изучению мотивов деятельности, тест Лири,
тест «Смысло-жизненных ориентаций (СЖО)», методика «Опросник терминальных
ценностей (ОТеЦ)».
III. В результате проведенных исследований мы пришли к выводу, что для
студенческого возраста характерно стремление к достижению высокого
положения в обществе, выбор профессии на основе принятия и одобрения этой
профессии окружающими. Мотивация учебной деятельности у студентов выражена
довольно сильна. Очень важными являются все аспекты человеческих
взаимоотношений. Многие их поступки определяются потребностью в общении,
стремлении поддерживать хорошие отношения с окружающими. В деятельности для
многих студентов важен не сам процесс, а непосредственно результат.
Также выявлено, что у студентов I-го курса отмечается преобладание
мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству,
престижу. Одной из основных целей и стремлений студентов I-го курса
является установление прочных отношений с окружающими в системе отношений,
включающей в себя отношения с преподавателями, однокурсниками, друзьями,
отношения в семье.
. Материальное благосостояние оказывается для студентов основанием для
развития чувства собственной значимости и положительного отношения к
себе. Заинтересованность студентов в высоком уровне материального
благосостояния объясняется высокими потребностями этого возраста и
низкой социальной защищенностью студентов.
. Для студентов характерна высокая потребность в достижениях (до 60%),
т.е. стремление к достижению ощутимых и конкретных результатов в любом
виде деятельности. Эта потребность объясняется самим характером
учебной деятельности студентов.
. Большое количество студентов (от 60% до 79%) имеет высокую потребность
в сохранении собственной индивидуальности, что свидетельствует об их
стремлении к независимости от других и желании сохранить
неповторимость, своеобразие собственной личности, своих взглядов и
убеждений.
. Профессиональная же сфера для большинства студентов еще не имеет того
значения, какое для них имеют сферы обучения и увлечений. Студенты
редко задумываются о своем завтрашнем дне, профессиональная жизнь
является для них явно чем-то непривлекательным и неизвестным. Их
гораздо больше устраивает беззаботная и более привычная студенческая
жизнь, в которой учеба соперничает с их любимыми занятиями.
Психологическая служба сопровождает учебный процесс и поэтому сталкивается,
прежде всего, с проблемами клиентов, непосредственно связанными с текущей
ситуацией их личностного развития и деятельности.
Анализ содержания и качества текущих проблем, с которыми студенты
обращаются в психологическую службу, позволяет не только корректировать
направление других видов психологического сопровождения учебного процесса,
но и изучать некоторые феномены личностного развития студента.
Проблема мотивации человека достаточно широко и многоаспектно
представлена во многих отечественных и зарубежных исследованиях. При этом,
как писал Х.Хекхаузен, «едва ли найдется другая такая же необозримая
область психологических исследований, к которой можно было бы подойти со
столь разных сторон, как к психологии мотивации[1]».
Проведенный анализ показал:
1. Понятие мотив является основным в исследованиях мотивационной
сферы субъекта, проводимых с разных теоретических позиций.
2. Базовые понятия мотив и мотивация используется в разных смыслах;
проблема мотивации не имеет однозначного решения.
3. Понятие мотив служит своеобразным теоретическим мостиком,
объединяющие разные исследования мотивационной сферы.
4. Мнения авторов в определении мотива расходятся: этим термином
обозначают инстинктивные импульсы, потребности, биологические
влечения, переживание эмоций, интересы, желания, жизненные цели и
идеалы и т.п., получившие в литературе название мотивационных
переменных или компонентов.
5. Компоненты мотивационной сферы выступают субъективными формами
существования, как друг друга, так и собственно мотива, достаточно
тесно взаимообусловленными в своих проявлениях и развитии в
деятельности.
6. Мотивационная сфера рассматривается как многокомпонентное,
многоуровневое динамическое образование.
7. Мотивационная сфера как психологическое образование проявляется в
постоянном движении, развитии входящих в нее компонентов и их
соотношений.
Главная задача психологической службы в вузе - помочь студентам
как можно быстрее адаптироваться к новым условиям жизни и учебы в вузе;
разумно преодолеть возникшие психоэмоциональные, интеллектуальные и
физические перегрузки
Мотивационная сфера личности является одним из важнейших факторов,
определяющих внутреннее состояние и внешнее поведение человека,
-----------------------
[1] Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: в 2 т. /Под ред.
Б.М.Величковского, т.1. М.: Педагогика, 1986. с.9
|