Психология
наблюдение, эксперимент, тесты, интерпретацию рисунков и т.д.
Многообразие методов получения знаний научной психологии приводит к еще
одному существенному ее отличию от житейской психологии - к наличию
обширного, разнообразного материала, отражающего психологические аспекты
многогранной жизнедеятельности человека. Этот материал обобщен,
систематизирован, представлен в логически непротиворечивых конструкциях,
понятиях, теориях. Психологической науке свойственна осознанная тенденция к
расчлененному описанию психологической реальности. Знания житейской
психологии несистематизированы, фрагментарны, зачастую противоречат друг
другу.
Существенно различны пути и способы передачи знаний житейской и научной
психологии. Возможности трансляции обыденных психологических знаний от
одного человека к другому, от старших к младшим весьма ограничены. Здесь
как нельзя лучше применимо правило: каждый учится на своем собственном
опыте и на своих ошибках. С одной стороны, существуют трудности
вербализации индивидуального психологического опыта, выражения субъективных
переживаний в языке для их передачи, а с другой - присутствует
определенного рода недоверие к истинности сообщаемых сведений. Сказанное
легко иллюстрируется извечной проблемой отцов и детей, старших и младших,
когда подрастающее поколение не признает общезначимости ценностей, норм
взаимоотношений, накопленного опыта старшего поколения.
Научно-психологические знания выверены и упорядочены в научных теориях,
описаны в научных трудах. Существуют социально отработанные и закрепленные
способы и формы пополнения и сохранения, воспроизводства и передачи научно-
психологических знаний: исследовательские институты, учебные заведения,
научная литература и др.
Сопоставление возможностей житейской и научной психологии показывает
существенные преимущества последней для человековедческих профессий. Для
продуктивного взаимодействия с другими нужны фундаментальные
психологические знания, которые обобщали бы соответствующий опыт всего
человеческого сообщества, а не только личный опыт встреч с другими и с
самим собой. Вместе с тем недопустимо пренебрежительное отношение к
житейской психологии. Обобщенный и научно выраженный опыт совместной
жизнедеятельности людей получает свою значимость, когда он "пропущен" через
внутренний опыт, когда он превратился в личное достояние.
Понимание другого возможно, если человек способен вообразить себя
другим, пережить его состояние как свое. Не случайно говорят, что хорошие
родители и педагоги те, кто помнят свое детство и свои детские переживания,
и потому способны представить себя в ребенке. Продуктивная юридическая
деятельность необходимо основывается на научной психологии, но юрист,
помимо этого, должен быть хорошим житейским психологом, следующим своей
интуиции, своему внутреннему опыту. Различные формы вненаучного
психологического знания - народная мудрость, художественные произведения и
т.д. - обладают одним несомненным достоинством - они достоверно и образно
отражают реальные жизненные ситуации, целостность человеческой жизни,
затрагивают глубинные слои души человека, наводят на размышления о себе, о
своей душевной и духовной жизни.
Понятия и концепции научной психологии влияют на житейские представления
людей о своей психической жизни. В разговорный язык проникают научные
понятия психологии, и люди начинают выражать свои субъективные состояния
через эти понятия. В первую очередь, это те понятия, которые описывают
динамику и напряженность психической жизни, такие, как "комплекс",
"стресс", "компенсация", "замещение" и др. Большое влияние на обыденное
сознание оказали, например, работы известного врача-невролога, основателя
психоанализа - З. Фрейда.
7. Субъективность как предмет психологии человека
В предшествующих разделах была представлена история поиска предмета
"психологии вообще", но не психологии человека. Именно поэтому оказывалось
возможным, например, прямо переносить закономерности поведения животных на
жизнедеятельность человека. Очевидно, что эти попытки в большинстве случаев
приводили либо к редукционизму (сведению высшего к низшему), либо к
абстрактной односторонности. И в том и в другом случаях человек терял свою
сугубо человеческую специфику. Целостное изображение человека
осуществлялось лишь во вненаучных системах человекознания. Но так ли
безнадежны попытки преодоления подобной антиномии (либо наука - тогда
абстрактность, либо искусство - тогда целостность)? Возможно ли построение
антропологической психологии (психологии человека), в которой бы
одновременно удерживались целостность и уникальность конкретного человека
(схватываемые в житейской психологии, в религии, в человековедческой
практике) и строгость и доказательность законов психической жизни, образцы
которых мы находим в науке? Попытаемся двигаться методом последовательных
приближений.
Попробуйте проанализировать какое-либо свое психическое состояние,
например огорчение, страх, плохое настроение, и постарайтесь найти его
причину. В результате внутреннего сосредоточения вы можете прийти к выводу,
что причина вашего настроения или огорчения лежит вне вас, в окружающем
мире, в отношениях с другими людьми, в особенностях вашей деятельности или
поведения.
Этот факт демонстрирует существенную особенность всех явлений
внутреннего мира человека - их связь с внешним миром, неотторжимость от
него. Всякое психическое явление получает свою определенность и свое
содержание через связи и отношения человека с окружающей действительностью.
Психологический мир человека - это мир в человеке и человек в мире.
Внутренний мир человека всегда неповторим, пристрастен, но эта
пристрастность, неповторимость есть в то же время активное воспроизведение,
конструирование, понимание того мира, в котором реально живет и действует
конкретный человек.
Это положение имеет принципиальное значение для понимания субъективной
реальности. Иное ее понимание исходит из представления о замкнутом в самом
себе внутреннем мире человека. Субъекту доступны только явления его
сознания, которые он может воспринимать посредством самонаблюдения. Они
недоступны для внешнего наблюдения и закрыты для объективного познания.
Однако наш собственный опыт, опыт других людей, научно-психологические
данные говорят о том, что психическое достаточно точно ориентирует нас в
мире, позволяет нам адекватно строить свое поведение в этом мире. Поэтому
относить психические явления только к внутренним (искать их во внутреннем
пространстве человека) ошибочно. Психическое столь же внутренне, сколь и
внешне.
Разумеется, психология не отождествляет субъективный образ с тем
объективным предметом, который находится в реальности, вне сознания
человека. Психический образ не зеркальное отображение предмета, но в то же
время он и не только продукт мозговой деятельности. О психике мы говорим
тогда, когда объективный мир предстает перед нами как мир, воспринятый
нами.
"Всякий психический факт, - писал отечественный психолог С. Л.
Рубинштейн, - это и кусок реальной действительности и отражение
действительности, не либо одно, либо другое, а и одно и другое; именно в
том и заключается своеобразие психического, что оно является и реальной
стороной бытия и его отражением - единством реального и идеального".
Психические явления двойственны по своей природе, с одной стороны, они
присущи данному телесному субъекту, имеют органическую основу, есть продукт
и компонент органической жизни; с другой - есть активное отражение и
результат преобразования окружающей действительности и самого субъекта.
Первичным является реальная, объективная форма существования
психического. Психические процессы и явления - это прежде всего реальные
свойства человека, включенные в действительные процессы его жизни,
выполняющие реальные функции в его жизнедеятельности. Вторичным является
субъективная форма существования психического, его существование в форме
переживания, самосознания. Только на определенном этапе своего развития
человек становится способным к восприятию и осознанию своего собственного
психического мира. Психологический, внутренний мир человека, мир его
сознания есть одновременное выражение субъекта и отражение объекта.
Человеческая психика имеет сугубо свою специфику; ее природа целиком и
полностью определяется характером собственно человеческого способа
существования в мире. Поэтому ее понимание и возможности изучения требуют
особого понятийного оформления. В качестве исходной категории, которую
необходимо положить в основание психологии человека, выступает
субъективность.
Субъективность - это категория в психологии, которая выражает сущность
внутреннего мира человека. Близкими по своему содержанию и смыслу являются
понятия "субъективный дух", "индивидуальный дух", "душа", "человеческое в
человеке", "внутренний мир" и др.
Субъективный - подлежащий, т.е. лежащий в основе. Субъективность - это
исходное начало в человеке, то, что лежит в основе его бытия.
Субъективность составляет родовую специфику человека, то, что отличает его
способ жизни от всякого другого. Субъективность есть форма бытия человека,
форма психического и общее обозначение внутреннего мира. Конкретным,
видимым в реальности способом существования психического в человеке
является его субъективность.
В специальных словарях "субъективность" определяется двояко - негативно
и позитивно. Субъективность (субъективное) - это личное отношение к чему-
либо, свойственное данному лицу; и в то же время - это отсутствие
объективности, односторонность, пристрастность. Очевидно, что в этих двух
определениях субъективности неявным образом отразились естественнонаучная и
общегуманитарная установки в понимании человеческой субъективности. Причем
в традиционной научной психологии была сохранена только негативная
характеристика субъективности, подчеркивающая ее своеобразную ущербность в
сравнении с объективностью. Наша задача - в преодолении двойственного
позитивно-негативного понимания субъективности, в преодолении ее
ущербности.
Прежде всего, еще раз подчеркнем, что субъективность есть факт
объективной реальности, она входит в состав реальных жизненных процессов
человека, а потому субъективное само и есть объективное. Внутренний мир
человека, его сознание, его субъективность исходно выступает не как
отношение к действительности, а как отношение в самой действительности.
Разум, желание, чувства, воля реализуют практические отношения человека
в мире, обеспечивают ему возможность постановки и достижения сознательно
поставленных целей. Человеческая субъективность есть форма практического
освоения мира. Само возникновение и существование субъективности
обусловлено реализацией именно практических отношений человека к другому
человеку, миру, обществу, истории, самому себе, овладением и сознательной
регуляцией этих отношений.
Как таковое субъективное не противостоит объективному, оно принадлежит
объективному, реально-практическому способу жизни человека. Человеческая
субъективность противоположна объектности, овеществленности; субъективность
(личностность, индивидуальность) исчезает в случае, когда мир, в том числе
и сам человек, рассматриваются только в качестве предметов, вещей,
объектов. Поэтому субъективность не разделяет, не противопоставляет, а
связывает человека и мир; она отделяет человека как субъекта жизни, от него
же - человека - как объекта внешних отношений и манипуляций.
Приведенные выше теоретические положения о человеческой субъективности
имеют и научный, и конкретно-практический смысл: человеческая психология
пронизывает всю нашу реальную жизнь, все наше бытие; живые человеческие
связи и отношения наполнены психологическим содержанием. И поэтому
человеческая субъективность - как объективная реальность (а не только
феномен нашего сознания) - становится подлинным предметом психологии
человека.
Такие символы человеческой реальности, как внутренний мир,
индивидуальность, субъективность, самость являются ключом в поиске
оснований и условий духовного становления человека в пределах его
индивидуальной жизни. Именно поэтому феномен субъективности поставлен в
самый центр всей психологической проблематики человека. Субъективность в
природе человека есть настоящий факт, а не умозрительная конструкция. Это
действительно реальность, а не иллюзия человеческих представлений о себе.
Более того, из всех фактов, с какими имеет дело человекознание, ни один
не является столь кардинальным для понимания сути человека. Категория
субъективности - это та основа, которая позволяет развернуть и панораму, и
перспективу наших представлений о человеке, становящемся и определяющемся в
мире; о человеке, обретающем образ человеческий во времени не только личной
биографии, но и мировой истории, в пространстве не только наличной
цивилизации, но и универсального мира культуры.
Субъективность, являясь внутренним, сущностным свойством реально-
практического способа жизни человека, сама есть объективное явление,
входящее в состав процессов мира. И граница между субъективностью и
объектностью (предметностью) проходит не по линии разъединения человека и
мира, духовного и телесного, психологического и физиологического, а внутри
самого человека как целого, граница эта проходит по линии противоположности
человека как объекта и его же как субъекта.
Субъективность составляет родовую специфику человека и принципиально
отличает собственно человеческий способ жизни от всякого другого.
Субъективность принципиально отличает человеческий способ существования
от всякого другого. Развиваясь и преобразуясь в процессе становления
человека, субъективность оформляется и дифференцируется на многообразные
человеческие способности. Интегральным способом бытия субъективности
выступает сознание, развивающееся по ступеням: бытийное сознание -
самосознание - рефлексивное сознание - трансцендирующее сознание.
Субъективность оживляет телесное бытие индивида, одушевляет человека и
превращает его в субъекта действия, одухотворяет личную, индивидуальную и
универсальную жизнь человека в мире. Во всех помыслах, чувствах, поступках
человека мы находим проявление человеческой субъективности.
8.Понятие о методе науки
Метод - это путь научного исследования или способ познания какой-либо
реальности. По своему составу научный метод представляет собой совокупность
приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении
какого-либо объекта. Так, метод интроспекции включает одну совокупность
операций, а метод эксперимента - совершенно иную.
Представление о методе или способе изучения психической реальности
исходит из вполне определенного ее понимания. Многообразие же исторических
определений предмета психологии приводит к возникновению и сосуществованию
многих психологических школ и направлений. Подобное утверждение верно и
относительно методов психологии.
Метод в его единстве с предметом психологии составляет научный подход к
изучаемой реальности. Существо научного подхода выражается в
методологических принципах, т.е. установках, организующих направление и
характер исследования. Тот или иной научный подход и методологические
принципы реализуются в конкретно-исследовательских методах.
Исследовательский метод есть форма организации определенного способа
познания. Требованиям объективности исследования отвечают методы внешнего
наблюдения, эксперимента, тестов и т.д. Методологические установки изучения
развивающихся объектов адекватно реализуются в методах биографического
изучения, в эксперименте и т.д.
В свою очередь, метод психологии конкретизируется в исследовательских
методиках. Методика отвечает конкретным целям и задачам исследования,
содержит в себе описание объекта и процедур изучения, способов фиксации и
обработки полученных данных. На основе определенного метода может быть
создано множество методик. Например, экспериментальный метод в психологии
воплощен в методиках изучения интеллекта, воли, личности и других сторон
психологической реальности.
Фактом психологической науки является то, что у нее нет однозначного
набора исследовательских методов. Существующие методы психологии получают
свою интерпретацию в рамках той или иной научной школы. Есть методы,
которые используются только представителями данного направления в
психологии, и есть методы, используемые в разных направлениях.
Учение о методе составляет особую область знания - методологию, которая
определяется как система принципов и способов организации, построения
теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой
системе. Методология равно относится и к теоретической, и к практической
деятельности человека. С этой точки зрения существуют методология
юридической деятельности, методология юридической науки и т.п. Методология
учит, как надо действовать ученому или практику, чтобы получить истинный
результат; исследует внутренние механизмы, логику движения и организации
знания, законы его функционирования и изменения, объяснительные схемы науки
и т.п.
В качестве мировоззренческой основы психологической антропологии может
быть определена философская антропология как учение о целостной
человеческой реальности. Человек понимается как самостоятельное и свободное
существо, творчески воздействующее на объективные сферы бытия. Конкретно-
научное познание человека должно исходить из философского понимания
сущности человека, из выявления основной структуры человеческого бытия, из
фундаментальных свойств человеческого способа существования. Одним из
постулатов этой методологии является положение о бесконечности человека и о
принципиальной незавершенности его бытия. Поэтому невозможно окончательно
познать и определить человека. Следует различать познание абстрактного
человека в специальных науках и понимание его духовной сути, выявление
"человека в человеке", его живой человеческой индивидуальности.
9. Естественнонаучная и гуманитарная парадигма в науках о человеке и
обществе
Наука представляет собой особую сферу человеческой деятельности,
функцией которой является выработка и теоретическая систематизация
объективных знаний о действительном мире. Как сфера человеческой
деятельности наука сложилась в эпоху Просвещения, а первой системой
научного знания стало естествознание. Две установки характерны для
классического естествознания: ценность объективного и предметного знания
(самоценность объективной истины) и ценность новизны, постоянного
приращения объективного знания о мире (как результат исследования).
Объективность познания мира, согласно положениям естествознания,
достижима при условии, если из описания и объяснения исключается все, что
относится к исследователю и процедурам его познавательной деятельности.
Главной целью естествознания провозглашалось построение абсолютно истинной
картины мира, познание объективных законов природы. Наука ориентирована на
предметное и объектное исследование действительности. Фактическим образцом
для наук XVIII в. стала новая механика Ньютона, а идеи механицизма стали в
классическом естествознании доминирующими. Свойства целого объекта
полностью определяются состоянием и свойствами его частей. Объяснение
понималось как поиск механических причин, лежащих в основе наблюдаемого
явления.
Научное познание природного мира строилось при помощи наблюдения и
экспериментирования с объектами природы. Исследователь занимал по отношению
к объекту познания позицию извне, позицию незаинтересованного,
беспристрастного субъекта. Центральное место в естествознании отводилось
индуктивному методу: достаточное количество сходных единичных наблюдений
или экспериментальных данных служило основанием для утверждения причинной
связи в изучаемом объекте, условием формулирования общего правила.
Количество накопленного эмпирического материала определяло основательность
вывода. Содержание знания приобретало единое для всех значение.
Общезначимость являлась одним из критериев естественнонаучного знания.
Важным способом построения знания в естествознании является гипотеза,
состоящая в выдвижении предположения об устройстве объекта, с ее
последующей проверкой в эксперименте. Формулирование гипотез и их
последующая опытная проверка составляет неотъемлемый атрибут
естествознания. Проверяемость и воспроизводимость результатов научного
исследования и есть критерии его истинности.
Буквальное значение слова "гуманитарный" - относящийся к познанию
человека. Различают широкое и узкое понимание термина "гуманитарный".
Широкое понимание термина вбирает в себя всю проблематику человека: его
общественное бытие, культуру, самого человека. В соответствии с этим
некоторые из естественных наук должны относиться к классу гуманитарных, так
как они изучают человека (например, медицина).
Специальное понимание термина "гуманитарный" связано со знанием
собственно человеческого в человеке, с познанием человеческой
субъективности. Гуманитарное познание ориентировано на индивидуальность,
обращено к духовному миру человека, к его личностным ценностям и смыслам
жизни.
Гуманитарная парадигма в науке представляет собой познание природы,
общества, самого человека с человековедческой позиции; она вносит
"человеческое измерение" во все сферы общественной жизни. Для нее
характерно использование общих принципов при интерпретации индивидуальных,
общественных или исторических событий. Но в то же время единичное событие
не рассматривается как частный случай общей закономерности, а берется в
своей самоценности и автономности. Для гуманитарного познания важно постичь
единичные факты как таковые.
Гуманитарное знание включает в себя ценностное отношение к изучаемой
действительности; объект познания оценивается с позиций нравственных,
культурных, религиозных, эстетических и т.п. Содержание гуманитарного
знания связано с вопросами смысла человеческого существования; оно
предполагает переход от факта к смыслу, от вещи к ценности, от объяснения к
пониманию. Гуманитарное познание представляет собой ценностно-смысловое
освоение человеческого бытия. Прибегать к ценностным оценкам явлений
природы бессмысленно, так как вещи и явления природы не добры и не злы.
Гуманитарное знание - это единство истины и ценности, факта и смысла,
сущего и должного.
Объекты гуманитарного знания - общество, человек - постоянно развиваются
во времени истории и в пространстве культуры. В отличие от естествознания,
утверждающего единственность истины ("точность" науки), в гуманитарных
науках, как правило, на одну проблему могут существовать разные точки
зрения. Понимание социальных явлений, продуктов культуры, самого человека
исторически изменчиво, меняется от эпохи к эпохе. Гуманитарное познание
объекта никогда не может быть окончательным и единственно верным. Продукты
деятельности и сам человек оцениваются новыми поколениями заново,
переосмысливаются, наполняются новым значением и смыслом.
Одним из основных способов познания человека и его "второй природы"
является понимание. Понимание исторического события, произведения культуры,
внутреннего состояния другого человека предполагает пристрастное,
заинтересованное отношение субъекта познания, своеобразное его вживание в
изучаемую реальность. Понимание - это не только знание, но и соучастие,
сопереживание, сочувствие другому. Неотъемлемым моментом понимания является
личный опыт исследователя, его нравственные, мировоззренческие установки,
ценностные ориентации, его отношение к познаваемому.
10. Методы психологии
Основными исследовательскими методами в психологии - как и в
естествознании в целом - являются наблюдение и эксперимент. В психологии
каждый из этих общих методов выступает в различных формах; существуют
разные виды наблюдения и эксперимента. К специфическим научно-
исследовательским методам психологии относятся методы тестирования, опроса,
анализа продуктов деятельности. Широкое применение в психологии нашли также
методы математического моделирования, статистический анализ и др.
Метод наблюдения - это преднамеренное, систематическое и
целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его
последующего анализа и объяснения. Объективное наблюдение в психологии
направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое
содержание; здесь внешняя сторона деятельности лишь исходный материал
наблюдения, который должен получить свою психологическую интерпретацию и
быть осмыслен в рамках определенной теории.
Успешность наблюдения и объяснения его результатов в конечном счете
зависит от состояния знаний в исследуемой области. На основе определенного
понимания природы изучаемого явления выдвигается гипотеза о его зависимости
от конкретных факторов, от их проявления во внешнем поведении. Гипотеза
проверяется в ходе наблюдения и может подтверждаться, уточняться,
опровергаться.
Наблюдение как научный метод должно отвечать ряду требований. Оно должно
быть избирательным, т.е. исходить из четко поставленной цели, выделять
определенный фрагмент изучаемой реальности. Наблюдение должно быть плановым
и систематическим, т.е. строиться на основе плана и проводиться на
протяжении определенного периода времени. Важно как можно более подробно
зафиксировать изучаемое поведение, т.е. необходима полнота наблюдения.
Объективность метода наблюдения повышается, если исследователь
использует технические средства, например видеомагнитофон. В таком
наблюдении исследователь целиком занимает позицию извне, а то и вовсе
устраняется из ситуации. Не случайно идеальным вариантом метода наблюдения
в психологии считалось наблюдение с использованием "зеркала Гезелла",
пропускающего свет в одну сторону: исследователь мог видеть все
происходящее, сам оставаясь невидимым. Подобного же эффекта можно достичь с
использованием видеомагнитофона. Иначе говоря, ставится специальная задача
добиться эффекта отсутствия исследователя, сделать так, чтобы испытуемые не
знали, что за ними наблюдают, и вели себя естественно, как в обычных
условиях.
Принципиальная трудность объективного наблюдения в психологии связана с
однозначностью понимания, истолкования, объяснения внешних факторов
поведения в психологических понятиях. На результатах наблюдения в
существенной степени сказывается уровень опыта и квалификация наблюдателя.
Иначе говоря, внешнее наблюдение может быть объективным в отношении
систематической и полной регистрации поведенческих фактов, но субъективным
при их психологическом истолковании. Отмеченную трудность можно преодолеть
путем использования других объективных методов психологии.
Метод эксперимента является одним из основных методом психологии.
Основная задача психологического эксперимента, как и наблюдения,
заключается в том, чтобы сделать доступным для объективного внешнего
восприятия существенные особенности внутреннего психического процесса. Но
от наблюдения эксперимент отличается рядом особенностей.
С.Л.Рубинштейн выделяет четыре основные особенности эксперимента. Во-
первых, в эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление в
отличие от наблюдения, при котором наблюдатель не может активно вмешиваться
в ситуацию. Во-вторых, экспериментатор может варьировать, изменять условия
протекания и проявления изучаемого процесса. В-третьих, в эксперименте
возможно попеременное исключение отдельных условий (переменных), с тем
чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс. В-
четвертых, эксперимент позволяет варьировать также и количественное
соотношение условий, допускает математическую обработку полученных в
исследовании данных.
Рассмотрим два вида психологического эксперимента: лабораторный и
естественный.
Лабораторный психологический эксперимент протекает в специально
создаваемых и контролируемых условиях, как правило, с применением
специальной аппаратуры и приборов. Первоначальным объектом лабораторного
эксперимента в психологии выступили элементарные психические процессы:
ощущения, восприятия, скорость реакции. Отличительной особенностью
эксперимента в лаборатории является строгое соблюдение условий исследования
и точность получаемых данных. Большого совершенства в использовании
лабораторного эксперимента достигла когнитивная психология, изучающая
познавательные процессы человека. Познавательные процессы составили
основную область лабораторных исследований психологии человека.
Научную объективность и практическую значимость получаемых в
лабораторном эксперименте данных снижает искусственность создаваемых
условий. Это связано как с отдаленностью решаемых в эксперименте задач от
реальных жизненных условий испытуемого, так и с невозможностью фиксировать
характер влияния экспериментатора на испытуемого в ходе исследования.
Поэтому возникает проблема переноса полученных в лаборатории данных на
реальные условия жизнедеятельности человека. Другими словами, моделирует ли
экспериментальная ситуация существенные условия жизни человека? Этот вопрос
всегда остается открытым в лабораторном психологическом исследовании.
Использование лабораторного эксперимента в реальной юридической
деятельности в силу его искусственности, абстрактности, трудоемкости
фактически не практикуется.
Естественный психологический эксперимент снимает отмеченные ограничения
лабораторного эксперимента. Основное его отличие заключается в сочетании
экспериментальности исследования с естественностью условий проведения.
Субъекты, участвующие в естественном эксперименте, не подозревают о том,
что они выступают в роли испытуемых.
К объективным методам психологии относится также тестирование,
используемое для целей психологической диагностики, для распознавания или
оценки состояний, особенностей, характеристик конкретного человека, группы
людей, той или иной психической функции и т.д. В этом отношении тест
подобен эксперименту. Объединяет их также то, что оба метода представляют
собой систему заданий, предлагаемых исследователем испытуемому. Подлинное
же родство эксперимента и теста состоит в том что тест вырастает из
эксперимента, создается на его основе. Существует особая область психологии
- тестология.
Метод опроса используется в психологии в двух формах: анкетирования и
беседы (интервью). Источником информации в опросе являются письменные или
устные суждения индивида. Метод опроса часто подвергается критике:
выражается сомнение в достоверности информации, полученной из
непосредственных ответов испытуемых. Для получения более достоверной
информации создаются специальные опросники, позволяющие получить ту
информацию, которая соответствует определенной гипотезе, и эта информация
должна быть максимально надежной. В психологии разработаны специальные
правила составления вопросов, расположения их в нужном порядке, группировки
в отдельные блоки и т.д.
Если опрос проводится письменно с использованием анкеты, то говорят о
методе анкетирования, преимущество которого состоит в том, что в нем
одновременно может участвовать группа лиц. Полученные в ходе анкетирования
данные могут быть статистически обработаны. В юридической практике анкеты
применяются достаточно широко, но необходимо помнить, что получение
надежных и достоверных фактов требует профессиональных знаний от
составителей анкет. Плохо составленная анкета не только не дает достоверной
информации, но и компрометирует сам метод. Оценивая в целом метод
анкетирования, можно отметить, что он представляет собой средство первичной
ориентировки, предварительной разведки. Полученные при анкетировании данные
намечают направления дальнейшего изучения личности или группы.
Получение информации в процессе непосредственного общения исследователя
с опрашиваемым характерно для метода беседы (интервью). Беседа является
более "психологичной" формой опроса, так как в ней имеет место
взаимодействие субъектов, подчиненное определенным социально-
психологическим закономерностям. Важнейшее условие успешности беседы
состоит в установлении контакта исследователя с респондентом, в создании
доверительной атмосферы общения. Исследователь должен расположить к себе
опрашиваемого, вызвать его на откровенность.
Метод анализа результатов деятельности исходит из общей предпосылки о
связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и
деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно делать выводы
о психологических особенностях ее субъекта или субъектов.
Правомерность использования метода анализа продуктов деятельности не
вызывает сомнений. О силе таланта и личности писателя мы судим на основе
его произведений. Л.Н.Толстой писал, что он весь в своих творениях. В
психолингвистике разработан вариант метода анализа продуктов деятельности -
контент-анализ, позволяющий выявлять и оценивать специфические
характеристики литературных, научных, публицистических текстов и на их
основе определять психологические характеристики их автора. Метод контент-
анализа широко использует математические модели исследования текстовой
информации с использованием ЭВМ.
Специфической формой метода анализа результатов деятельности выступает
графология. Психологи установили, что характеристики почерка связаны с
определенными психологическими свойствами автора письма; ими были
разработаны нормы и приемы психологического анализа почерка.
Контент-анализ и графология представляют собой научно обоснованные,
формализованные и стандартизованные формы метода анализа результатов
деятельности. Пользование этими методами предполагает специальную
подготовку исследователя, психологическую практику их использования.
Математические методы в психологии используются как средство повышения
надежности, объективности, точности получаемых данных. Основное применение
эти методы находят на этапе постановки гипотезы и ее обоснования, а также
при обработке полученных в исследовании данных. Надо подчеркнуть, что
математические методы используются в психологии не в качестве
самостоятельных, а включаются как вспомогательные на определенных этапах
эксперимента или тестового обследования.
Трудно или невозможно представить наши собственные психологические
знания без метода самонаблюдения. С.Л.Рубинштейн отмечал, что "данные
сознания фактически всегда используются в физических науках в каждом
исследовании внешнего мира". Тем большее значение данные самонаблюдения
имеют для психологии как науки о внутреннем мире человека.
Высоко оценивая самонаблюдение и субъективное познание, американский
психолог К.Роджерс писал, что "один из важных путей познания идет через
формирование внутренних гипотез, которые мы проверяем, обращаясь к
внутреннему опыту", однако "этому типу познания уделяется мало внимания,
ибо он считается небезошибочным, не ведущим к широко признанным знаниям.
Но, с моей точки зрения, это основной путь познания, это глубокое
организменное чувствование, на базе которого мы формируем и уточняем наши
сознательные представления и концепции".
Самонаблюдению открываются собственные переживания, чувства, мысли,
отношения, образы, представления, желания, волевые процессы и т.п. Однако
требуется особая внутренняя работа по их осмыслению, истолкованию,
пониманию, расчленению. Не все люди одинаково способны к такого рода
работе. Различия между людьми в этом отношении заключаются в уровне их
самосознания и рефлексии.
Самонаблюдение тесно связано с методом внешнего наблюдения. Показания
самонаблюдения соотносятся человеком с внешним миром, с фактами
собственного поведения, проверяются оценками других людей. Напомним
отмеченную ранее особенность психического - внутренний субъективный мир
есть объективная реальность. В самонаблюдении мы находим мысли, образы,
переживания, связывающие нас с окружающей действительностью. Интроспекция
не замыкает нас во внутреннем мире сознания, а, напротив, выводит нас на
внешний - природный и социальный - мир.
Метод самоотчета непосредственно вытекает из метода интроспекции.
Самоотчет представляет собой словесный или письменный отчет о результатах
самонаблюдений, описание человеком самого себя в относительной целостности
психических проявлений. В этом отношении самоотчет становится доступным для
анализа другими.
Культурно оформленными видами самоотчета являются письма, автобиографии,
исповеди, дневники. Важными достоинствами самоотчета как метода
гуманитарной психологии является то, что в самоотчете представлена
уникальность внутреннего мира человека в единстве переживания, понимания,
отношения, его отраженность в самосознании автора. В самоотчете человек
предстает на определенном отрезке своей жизни, часто достаточно
значительном.
В психологии отмечается, что самоотчету бывают свойственны ошибки, одна
из которых - склонность автора представлять себя перед другими в возможно
более выгодном свете. Однако такое стремление само по себе интересно с
психологической точки зрения, так как показывает, что более всего ценится
автором самоотчета в его представлении перед другими. Большинству же писем,
автобиографий, дневников, исповедей свойственно стремление обнажать самые
интимные переживания и мысли их авторов, описывать внутренние мотивы
поступков в реальных жизненных ситуациях. Замечательным примером здесь
может служить "Исповедь" Л.Н.Толстого.
Включенное наблюдение представляет собой специфическую форму наблюдения.
В отличие от объективного наблюдения, при котором отстраненный наблюдатель
исследует фрагменты внешнего поведения другого, включенное наблюдение
предполагает реальное участие исследователя в эксперименте, групповой
дискуссии и т.п. Исследователь выступает как равный участник совместного с
испытуемым действия, проявляет свои переживания, заявляет о собственных
ценностях и установках. В такого рода наблюдении определенная человеческая
проблема изучается целостно. Она равно затрагивает как исследуемого, так и
исследователя. Собственно, во включенном наблюдении нет как такового
жесткого разделения на исследователей и исследуемых. Каждый из участников
групповой работы может занять позицию исследователя как относительно
другого, так и относительно себя. В психологии метод включенного наблюдения
применяется в практике психотерапевтической работы.
Эмпатическое слушание как метод гуманитарной психологии основан на
способности человека понять собеседника в сопереживании ему - переживании
исследователем тех же эмоциональных состояний, которые испытывает
собеседник, через отождествление с ним. Эмпатическое слушание обосновал и
использовал в своей психотерапевтической практике К.Роджерс.
Как способ общения с собеседником и его познания, эмпатическое слушание
представляет собой определенную технику поведения субъекта-исследователя
(психотерапевта, адвоката, следователя) и субъекта-исследуемого (клиента,
подзащитного, подозреваемого). Это близкая дистанция между сидящими друг
против друга собеседниками, контакт глаз, полная поглощенность собеседником
("центрированность" на нем), эмоциональное сопереживание содержанию
высказываемого и т.д. Подобное поведение способствует установлению
психологического контакта в беседе, максимальной открытости и откровенности
в общении. Поэтому использование данного метода, по К.Роджерсу, "требует
определенного мастерства, и эмпатическое понимание заключается в
проникновении в чужой мир, умении релевантно войти в феноменологическое
поле другого человека, внутрь его личного мира значений и увидеть,
правильно ли мое понимание".
Идентификация как метод понимания другого представляет собой способность
человека мысленно поставить себя на место другого, как бы воплотиться в
другом. В отличие от эмоционального сопереживания (эмпатии), идентификация
использует интеллектуальные, логические операции: сравнение, анализ,
рассуждение и т.п.
Биографический метод как способ познания человека основан на изучении
психологии человека в контексте его истории, через описание его биографии.
Понимание внутреннего мира человека, развитой душевной жизни осуществляется
посредством описания прошедших этапов жизни человека. Биографический метод
может реализоваться в форме психологической реконструкции всего жизненного
пути исторического деятеля, выдающейся личности и т.п. Достоинство метода
заключается в надежности и обоснованности выводов о психологических
особенностях человека. Вместе с тем метод трудоемок и не может
использоваться очень широко.
Использование биографического метода сопряжено с применением ряда
частных методик: опросников, интервью, тестов, автобиографий, свидетельств
очевидцев (близких людей, современников), с изучением продуктов
деятельности и т.д.
Интуиция определяется как знание, возникающее без осознания путей и
условий его получения, в силу этого субъект имеет знания как результат
"непосредственного усмотрения", внутреннего постижения. Описать способы и
пути интуитивного постижения другого человека не представляется возможным в
силу самой природы интуиции. Однако в психологии установлено, что
интуитивное усмотрение, "целостное схватывание" ситуации становится
возможным, если человек имеет большой опыт практической или познавательной
деятельности в соответствующей области. Интуитивное схватывание, понимание
внутреннего мира человека более развито у людей, профессионально работающих
с людьми (психологов, адвокатов, оперативных работников и т.п.).
Интерпретация внутреннего мира другого человека основана на
использовании субъектом совокупности внутренних психологических средств,
своего психологического опыта. Понимание чужой душевной жизни
осуществляется по механизму аналогии. "Внутреннее восприятие, - писал
В.Дильтей, - мы восполняем постижением других. Мы постигаем то, что внутри
их. Происходит это путем духовного процесса, соответствующего заключению по
аналогии". При интерпретации внутреннего мира другого человек использует
многообразные сведения о внешнем поведении наблюдаемого: поступках,
действиях, мимике, жестах, эмоциональных проявлениях и т.п.
Среди психокоррекционных методов можно выделить различные
психотерапевтические методики (аутогенную тренировку, рациональную
психотерапию, групповые формы и т.д.).
Наибольшую популярность в современной психотерапии завоевали групповые
формы терапии и коррекции. Существует различное наименование таких групп:
"групповая терапия", "психокоррекционные группы", "группы встреч", "тренинг-
группы" и др.
Психокоррекционными группами называют небольшие временные объединения
людей, обычно имеющие тренера-руководителя, общую цель межличностного
исследования, личностного научения и роста. Потенциальное преимущество
групповой терапии перед индивидуальной состоит в возможности получения
обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы или переживания
с конкретными участниками группы. В процессе группового взаимодействия
происходит принятие ценностей и потребностей других.
В группе человек чувствует себя принятым и принимающим, пользующимся
доверием и доверяющим, окруженным заботой и заботящимся, получающим помощь
и помогающим. Реакции членов группы друг на друга облегчают разрешение
межличностных конфликтов вне группы. В поддерживающей и контролируемой
обстановке человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с
различными стилями отношений среди равных партнеров.
Психодрама - это терапевтический групповой процесс, в котором
используется метод драматической импровизации для изучения внутреннего
мира. Психодрама отражает актуальные проблемы клиента, которые становятся
содержанием разыгрываемых сцен. Психодрама основывается на предположении,
что изучение чувств, формирование новых отношений и моделей поведения более
эффективно при использовании действий, реально приближенных к жизни по
сравнению со словесным обсуждением проблем. Основателем психодрамы является
Я.Морено. В качестве основного метода в психодраме используется ролевая
игра. Исполняя роли в психодраме, индивид творчески работает над
личностными проблемами и конфликтами. В отличие от театра в психодраме
участник исполняет роль в импровизированном представлении и активно
экспериментирует с теми значимыми для него ролями, которые он играет в
реальной жизни.
Группы телесной терапии ориентируют на знакомство участников с
собственным телом, на расширение сферы сознания индивидуума глубинными
телесными ощущениями, на исследование того, как потребности, желания и
чувства кодируются в разных телесных состояниях, на обучение разрешению
конфликтов в этой области. Ключевым понятием телесной терапии является
понятие энергии: тело здесь воспринимается через протекающие в нем
энергетические процессы. Для участников группы оптимальное отношение к телу
означает развитие спонтанного течения энергии, охватывающего весь организм.
Энергетический запас у людей различен: некоторые люди, особенно
депрессивные и замкнутые, обладают небольшим уровнем энергии. Телесная
терапия направлена на повышение их энергетического уровня. Невротики
расходуют большую часть своей энергии на включение механизмов
психологической защиты, направленных на то, чтобы избавиться от
травмирующих мыслей, чувств, внешних событий. Определенные дыхательные
упражнения для поощрения течения энергии могут помочь снизить повышенную
эмоциональную возбудимость. Телесные терапевты утверждают, что свободно
текущая естественная жизненная энергии является основой функционирования
здоровой личности.
В группах танцевальной терапии танец служит коммуникацией посредством
движения. Назначение танцевальной терапии многопланово: использование
возможностей тела для повышения физического и эмоционального здоровья,
повышение самооценки путем развития более положительного образа тела,
совершенствование посредством группового опыта социальных умений, в первую
очередь коммуникативных, терапевтическое освобождение сдерживаемых чувств,
приобретение опыта групповой работы. Танцевальный терапевт создает в группе
благоприятную эмоциональную среду для исследования себя и других и работает
над отражением спонтанных движений членов группы и расширением репертуара
движений. Терапевт применяет специальные упражнения на расслабление,
дыхание, размещение, управление и движение в пространстве. Фундаментальным
для танцевальной терапии являются взаимоотношения между телом и разумом,
спонтанными движениями и сознанием, а также убежденность в том, что
движение отражает личность.
Психотерапия искусством как метод основывается на предположении, что
внутренние переживания, трудности, конфликты человека имеют
представительство на образном, символическом уровне и могут получить
выражение в изобразительном искусстве: рисовании, лепке, аппликации и т.п.
Психотерапия искусством незаменима для пациентов, у которых затруднено
словесное выражение мыслей и чувств в общении с психотерапевтом, она может
служить способом освобождения от конфликтов и сильных переживаний,
средством развития внимания к чувствам, усиления ощущения собственной
личностной ценности и повышения художественной компетентности.
Страницы: 1, 2
|