Психолого-педагогическая помощь трудным подросткам на уроках музыки и внеклассных занятий
Психолого-педагогическая помощь трудным подросткам на уроках музыки и внеклассных занятий
Уральский Государственный Педагогический Университет
Кафедра возрастной педагогики и педагогических технологий
КУРСОВАЯ РАБОТА
Психолого-педагогическая помощь
трудным подросткам на уроках музыки
и внеклассных занятиях
(на примере педагогической практики в школе №72)
Научный руководитель: Исполнитель:
старший преподаватель студентка 2 курса
кафедры возрастной музыкально-
педагогики и ПТ педагогического
Короткова Т.А. факультета
Липчак
Е.А.
Екатеринбург
2000
Литература:
1. А к и м о в а М.К. Индивидуальность учащегося и индивидуальный
подход. Москва, 1992.
2. А л м а з о в Б.Н. Оценка психической средовой адаптации
трудновоспитуемых учащихся. Екатеринбург, 1993.
3. А л м а з о в Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация
несовершеннолетних. Свердловск, 1986.
4. А р а к е л о в а Г.Г. Учителям и родителям о психологии
подростка. Москва, 1990.
5. А м о н о ш в и л и Ш.А. Педагогическая симфония.
6. Белкин А.С. Диагностика педагогической запущенности учащихся.
Свердловск, 1979.
7. Белкин А.С. Отклонения в поведении школьников. Свердловск, 1973.
8. Белкин А.С. Проступки можно предупредить. Свердловск, 1967.
9. Белкин А.С. Система психолого-педагогических мероприятий по
предупреждению педагогической запущенности и правонарушений
учащихся различных возрастных групп. Екатеринбург, 1993.
10. Большой толковый социологический словарь.
11. Б у я н о в М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи. Москва,
1988.
12. Б ю т н е р К. Жить с агрессивными детьми. Москва, 1991.
13. В е р ц и н с к а я Н.Н. Работа с трудными детьми.
14. Г у с е в В.Е. Творческий процесс и художественное восприятие.
Ленинград, 1978.
15. Д р о б и н с к а я А.О. Школьные трудности “нестандартных”
детей. Москва, 1999.
16. З а х а р о в А.И. Как предупредить отклонения в поведении
ребёнка. Москва, 1993.
17. И в а н о в И.П. Звено в бесконечной цепи. Рязань, 1994.
18. И в а н о в И.П. Методика коммунарского воспитания. Рязань,
1994.
19. К о р ч а к Я. Как любить ребёнка: книга о воспитании. Москва,
1990.
20. К о ч е т о в А.И. Перевоспитание подростка. Москва, 1972.
21. К р у т е ц к и й В.А. Психология обучения и воспитания
школьников. Москва, 1976.
22. Л и ч к о А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.
Москва, 1973.
23. М а к а р е н к о А.С. О воспитании. Москва, 1988.
24. М а к с и м о в а Н.Ю. Диагностика и коррекция поведения трудных
подростков. Журнал “Вопросы психологии” №3, 1988.
25. М и ж е р и к о в В.А. Психолого-педагогический словарь. Ростов-на-
Дону, 1998.
26. М и х а й л о в с к а я И.Б. Трудные ступени: профилактика
антиобщественного поведения. Москва, 1990.
27. М у д р и к А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. Москва,
1986.
28. П о в а р н и ц ы н а Р.М. К а к работать с трудными
подростками.
29. Р ы д а н о в а И.И. Основы педагогики общения. Москва, 1998.
30. С т е п а н о в В.Г. Психология трудных школьников. Москва,
1996.
31. Ф е л ь д ш т е й н Д.И. Трудный подросток. Душанбе, 1972.
32. Ф и л о н о в Л.Б. Детерминация возникновения и развития
отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением.
Москва, 1981.
33. Ф р и д м а н Л.М. Психологическая наука - учителю. Москва,
1985.
34. Ч е р е д н и ч е н к о В.И. Трудные дети и трудные взрослые.
Москва, 1991.
35. Щ у р к о в а Н.Е. Программа воспитания школьника. Журнал
“Классный руководитель” №1, 1997.
Моя педагогическая практика проходила в средней школе №72.
Методическая тема школы: “Введение новых технологий в
образовательный процесс на основе дифференциации обучения и
индивидуального подхода”.
ЦЕЛЬ: выявление и развитие способностей каждого ученика,
формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой,
творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями
средней школы, способной адаптироваться к условиям жизни.
Эта цель реализуется на основе введения в учебно-
воспитательный процесс новых методик обучения, воспитания и
диагностики уровня усвоения знаний и навыков создания условий для
максимального раскрытия творческого потенциала учителя.
ЗАДАЧИ:
1. Формирование физически здоровой личности:
. недопущение перегрузки учащихся в учебной ситуации;
. оптимальная организация учебного дня недели с учётом санитарно-
гигиенических норм и возрастных особенностей детей;
. привлечение учащихся к спортивным секциям, спортивным
праздникам.
2. Развитие творческих способностей учащихся:
. создание творческой атмосферы в школе путём организации кружков,
факультативов по предметам; проведения предметных олимпиад,
недель, научно-практических конференций;
. привлечение учащихся к творческим конкурсам вне школы.
3. Формирование творчески работающего коллектива учителей:
. обеспечение оптимальной нагрузки учителю;
. совершенствование работы методических объединений, организация
изучения новых методик обучения и диагностики качества обучения;
. проведение семинаров, творческих отчётов, совещаний по обмену
опытом;
. стимулирование творческих поисков учителей.
4. Организация учебно-воспитательного процесса:
. совершенствование учебного плана и учебных программ;
. развитие взаимодействия учебных дисциплин на основе межпредметных
связей;
. совершенствование методик и технологий обучения, особое внимание
технологиям дифференцированного и личностно-ориентированного
обучения.
Доминирующая воспитательная цель:
Отработка нравственных качеств личности, особо важных для
самоопределения школьника.
ЗАДАЧИ:
. прививать чувство гордости и любви к малой родине, патриотизм;
. формировать у учащихся чувство собственного достоинства уважение
к общечеловеческим ценностям;
. прививать навыки нравственного поведения.
Нравственное содержание заложено во все направления воспитательной
работы, оно является системообразующим компонентом воспитательной
работы школы №72, в том числе и в профилактике правонарушений
подростков. Это отражено в плане воспитательной работы классного
руководителя. [3]
Первый день в школе начался с того, что мне предложили выучить
заповеди учителя:
- Не навреди.
- Будь терпеливым и великодушным, умей прощать.
- Имей чувство юмора.
- Найди ключ к каждому.
- Не используй отметку как средство наказания.
- Не говори : “ не способен”, говори : “способности не раскрыты”.
- Не забывай похвалить.
- Умей признавать свои ошибки, но ошибайся редко.
- Не навязывай ученику свою точку зрения.
- Не добивайся успеха силой.
- Будь автором своей системы методов.
- Не имей любимчиков.
Помни! Учитель учит других до тех пор, пока учится сам.
Я считаю, что мне многому удалось научиться у учителя музыки
Мартыновой Веры Валерьевны. Она работает в школе уже 18 лет и
у неё 1 категория, а главное - она творчески подходит к
своей работе.
Тема моей курсовой работы” Психолого-педагогическая помощь трудным
подросткам на уроках музыки и во внеклассной работе”. Уже на
первом уроке в 5”В” классе по моим наблюдениям выделилось
четверо “трудных ” детей. Я остановилась на двоих; девочке
Алсу и мальчике Сереже. Алсу больше обратила на себя внимане
своей внешностью, а Сережа - поведением. Я стала наблюдать за
ними, завела дневники наблюдения, узнавать у других учителей
–предметников какие проблемы у этих детей на их уроках,
выписала себе сведения о Сереже и Алсу из классного журнала.
В беседе с классным руководителем выяснилось, что Алсу
воспитывает одна бабушка – пенсионерка, причем малограмотная. Она
является опекуном Алсу. Девочка очень полная, но на лицо
симпатичная, хотя не очень аккуратная. Она испытывает трудности
в общении со сверстниками, потому что они её иногда дразнят,
обзывают, Алсу то плачет, то дерется. Но она отходчивая, и
остается доброй девочкой. Учиться ей трудно, бабушка помочь ей
не в состоянии, но выручает продленная группа, где Алсу делает
уроки. Жизнь у девочки нелегкая, она уже пережила трагическую
смерть отца, которого сильно любила. Она помнит как его
хоронили, он был одет в малиновый пиджак, поэтому Алсу долго
все рисунки рисовала только красным карандашом. Несколько раз
она говорила учителям, что чуть не спрыгнула с балкона. Надо
сказать, что учителя к ней внимательны, стараются похвалить
даже за незначительные достижения, так как понимают, что это
для неё важно.
Когда я подошла к ней и сказала, что хочу с ней
познакомиться, она с радостью пошла на контакт .Алсу нельзя
назвать трудным подростком в том смысле, что её поведение
отклоняющееся, близкое к криминальному, хотя она и попала на
учет в детскую комнату милиции еще в 3 классе, была в
компании с теми, кто украл деньги и вместе тратили. Я говорю
это потому, что по моим наблюдениям , находясь в зоне риска по
условиям жизни, она воспитуемая девочка, хорошо поддается
влиянию и очень важно, чтобы это влияние было положительным и
добрым. Я присутствовала на беседе с Алсу инспектора ИДН,
девочка заплакала и обещала не тратить никогда чужие деньги.
После этого я с ней долго разговаривала, успокоила её, мы
поиграли в игру “ последствия,” чтобы закрепить её обещание.
Алсу доставала карточки с ситуациями и мы с ней разбирали, к
чему может привести то или иное нарушение.
Сережа, в отличие от Алсу, очень подвижный мальчик,
непоседливый, не умеет сосредотачиваться, на уроках ведет себя
возбужденно, не выполняет задания учителя. Это моё впечатление о
нём после урока литературы. Сережу воспитывает одна мама, она
кладовщик и целыми днями на работе.Сережа тоже ходит на
продленку, иначе не будь ее в школе, Сережа вовсю бы уже
прогуливал уроки и числился неуспевающим. Я сделала вывод, что
для пятиклассников в школе обязательно должна быть организована
группа с продленным днем. Например в общей сложности за три
четверти Сережа пропустил по уважительной и неуважительной
причине 152 урока.
Таким образом недополучен некоторый объём знаний, который
самостоятельно Сережа не восстановил бы. Занятия на продлёнке
позволили ему не отстать от одноклассников, тем самым ему была
оказана педагогическая помощь. В свободное от учебы время Сережа
посещает секцию кик-боксинг, так как на первых же школьных
организационных родительских собраниях ежегодно звучат
рекомендации родителям занимать детей во внеурочное время,
помогать детям найти интересное занятие, развивать их
способности. С Сережиным темпераментом и неорганизованностью
занятия спортом это то, что ему надо. Я несколько раз
беседовала с Сережей. Сначала невозможно было понять, как он
реагирует. Опущенная вниз голова не позволяла видеть его глаз.
Потом я догадалась заговорить с ним о спорте, о том, что
сама долго занималась в секции, что мне нравятся боевые
искусства, и он пошел на контакт, стал рассказывать о том, что
ему интересно. У Сережи по всем предметам тройки, кроме ИЗО,
музыке, труду - 4 ( хорошо ), а по физкультуре - 5 ( отлично).
Когда я впоследствии беседовала с учителем физкультуры, она
вспомнила случай, когда в прошлом году юноша окончил школу с
серебряной медалью, имея четверку только по физкультуре. По
этому случаю были бурные дебаты в коллективе, но учитель
никак не мог поставить юноше отлично. Звали его тоже Сережа.
Вот такие коллизии бывают в педагогике.
Следующий мой шаг был - составление характеристики на
Алсу и Сережу. Характеристики эти по своему содержанию
получились формальные, так как еще мало накоплено сведений, в
дальнейшем они будут наполняться сведениями, расширяться,
конкретизироваться. [прил.4]
Для дальнейшего знакомства с внутренним миром моих
подопечных я применила метод независимых характеристик. Я
раздала анкеты на Алсу и Сережу учителю математики, родителю,
другу, братьям и библиотекарю. Им предлагалось поставить оценки
этим детям в пятибалльной системе по следующим направлениям:
- отношение к учёбе;
- отношение к труду;
- отношение к людям;
- отношение к семье;
В результате составлена карточка нравственной направленности
учащегося.
Фамилия, имя ребёнка
|Направление |Учител|Родител|Друг |Брат |Библио|Средн.|
|наблюдений |ь |ь | | |теекар| |
| | | | | |ь |Балл. |
|К учёбе | | | | | | |
|К труду | | | | | | |
|К людям | | | | | | |
|К семье | | | | | | |
Для того, чтобы лучше узнать мнение родителей о ребенке, я
попросила на собрании заполнить анкеты. [прил.5]
Дальнейшее изучение личности учащихся я проводила по памятке,
заполняла которую вместе с классным руководителем в начале и в
конце учебного года. [прил.6]
Необходимо отметить, что и Сережа и Алсу добились определенных
успехов в учебе. Алсу стала спокойней, аккуратней, по математике
у неё вышла четверка. После моих с ней тренингов по общению,
она перестала гоняться за обидчиками, вызывая еще больший смех, а
стала отвечать: “ Я знаю, что не такая,” и продолжает заниматься
своим делом. Но она продолжает меня часто спрашивать о том,
хорошая ли она девочка. Сережа спокойней не стал, но на уроках
бездельничает реже, стал учить стихи и правила, особенно после
того, как я с ним заключила устный и письменный договор, что он
не будет расстраивать маму и своего тренера плохой учебой. Маму
свою Сережа любит как и все дети, а тренера очень уважает.
Диагностику акцентуированных черт характера я провела методом
тематической пиктограммы. Пиктограмма – рисуночное письмо, тематическая
пиктограмма – рисунок на заданную тему, она основана на рисовании
семи суждений:
- я и класс;
- я и друзья;
- я и близкий друг;
- любимая игра;
- любимый вид спорта;
- отдых в семье;
- это я ( автопортрет ).
Нарисованные понятия 1,2,3 –это реакция группирования, 7 - это
отношение к себе.
Методика: выдать чистый не линованый лист бумаги и простой
карандаш. На выполнение рисунка одного суждения отводится 3-4
минуты, свою фигуру подчеркивать карандашем, чтобы определить где
он находится. Анализ рисунков делает специалист психолог,
рекомендации которого учитывает в своей работе педагог. [прил.7,8]
На всех подростков, оказавшихся в зоне риска или обративших на
себя внимание отклоняющимся поведением в школе заводится карточка
учёта. [прил.9]
Последние несколько лет, надо это признать, ординарная
школа вместе с нашим обществом переживала смутные времена. Были
отменены существующие ранее требования к документации ( одно время
не писали даже воспитательных планов), распалась система
нравственных ценностей, ушли многие профессионалы из школы по
возрасту или по материальным причинам, и школу начало лихорадить.
Школу захлестнул шквал проблем организационных, нравственных,
финансовых. Только благодаря некоторому консерватизму, да энтузиазму
педагогов-новаторов, школа устояла и сейчас переживает подъем, не
смотря на все проблемы и трудности.
Тема “Трудные подростки” в педагогике обозначалась, по-
видимому, в связи с объективными обстоятельствами, грандиозными
бедствиями, обрушившимися на Россию в начале уходящего века -
революций, Первой мировой войны и Гражданской, затем Великой
Отечественной. Огромное количество детей, оставшихся без родителей,
или с одним родителем практически не по своей воле, а в силу
обстоятельств попали в категорию трудных подростков. Кризисный
возраст 12-13, 15-16 лет всегда в воспитании был “трудным” и для
самих детей, и для их родителей. Но при стабильном, благоприятном
развитии общества, устоявшейся нравственности в обществе, наличии
семейных традиций это лишь “трудный возраст”, но не целая армия
“трудных подростков”, и не проблема безнадзорности и беспризорности,
с которой пришлось столкнуться советской педагогике. В этом
отношении бесценен опыт А.С. Макаренко. Но и в конце века,
частично отдаваясь отголосками прошлой беспризорности, но в большей
степени порождённые демократическими реформами в России конца двадцатого
века, проблема “трудных подростков” не только не решилась, но углубилась
и приняла целый ряд отягчающих оттенков, таких как токсикомания,
наркомания, детская проституция. В системе образования так же, как и в
обществе, идёт ускоренный процесс расслоения на богатые, элитные, частные
школы и ординарные школы с обычным контингентом детей, когда в классе более
половины учащихся можно отнести в зону риска, когда нет одного родителя,
или оба родителя, но пьющие. Если к социальным составляющим прибавить ещё
и психологический аспект, издержки педагогической некомпетентности или
непрофессионализма, так как в школе до 40% работают пенсионеры, отставшие
от современных требований, ещё часть учителей относится к работе
формально, без души, другая часть ещё недостаточно опытная, или сильно
загруженная работой на две ставки - вот и постоянная подпитка, рост
проблемы как на дрожжах.
Проблема “трудных подростков” актуальна не только потому,
что их армия постоянно пополняется, принимает тяжёлые формы, но и
ещё потому, что эта проблема ложится на плечи тех, кто с ней
самостоятельно не справится. Оптимизм в этот вопрос вносит то, что
открываются центры реабилитации, службы педагогической помощи, в
некоторых школах есть специалисты - психологи, заместители по
правовому воспитанию, социологи. Но это “лечение болезни”, а речь
идёт о том, чтобы не допускать эту болезнь, то есть о
профилактике. И здесь есть решения. Одна из основных причин
массовости этой проблемы - это социальная среда. Подростки должны
быть заняты, организованы в общегосударственном масштабе, нужны
кружки, секции, клубы, оздоровительные, трудовые, экологические
лагеря в системе, в единстве с воспитательными целями школ,
общества и государства.
В настоящее время и не менее важно восстановление института
семьи. Государство должно помогать воспитывать своих маленьких граждан, но
семья, очевидно, уже не будет носить тот патриархальный состав, как
раньше, она приобретает различные виды. Современные технологии
предоставляют возможность иметь женщине ребёнка без участия мужчины, то
есть зачатие осуществляется искусственно, из пробирки - это семья. Мать
или отец, оставшиеся с детьми - это семья. Разрешено усыновление детей
двумя мужчинами – гомосексуалистами. Это семья? Есть многодетные семьи и
так далее. Хотя основная масса семей состоит из матери, отца и одного или
двух детей, но удельный вес нетрадиционных семей будет со временем
увеличиваться, обостряя проблемы воспитания. И проблема здесь будет в том,
чтобы родители знали и умели воспитывать правильно, а государство
создавало условие для этого. И тогда от проблемы останется биологическая и
психологическая составляющая, но это, конечно, в идеале. В жизни всегда
всё сложнее и многогранней. Итак резюме:
. тема трудных подростков в условиях нестабильного общества становится
очень актуальной;
. эта тема будет оставаться актуальной ещё длительное время;
. эта проблема напрямую затрагивает значительные слои населения;
. проблема отягощается вовлечением подростков в наркоманию,
алкоголизацию, безнравственное поведение;
. решение этой проблемы требует грамотных, профессиональных
педагогических кадров и государственной семейной политики;
. необходима система детских организаций и общественных объединений
(базирующихся на национальной идее).
2.1.Термин “трудный подросток” - один из самых неопределённых в
психологии подросткового возраста. Подростковый возраст как кризисная
стадия развития личности скрыто предполагает, что всякий подросток
- трудный, и для себя и для других.
Биологические, психические и личностно-характерологические особенности
подростка, его неустоявшийся социальный статус, то есть сама
ситуация развития подростка, по своей сути предполагают кризисы,
конфликты, трудности адаптации к социальной среде. Более
распространённое понимание этого термина - трудный подросток, не
сумевший преодолеть новый этап становления своего биологического и
психосоциального развития, подросток, отклонившийся в своём развитии
и поведении от общепринятой нормы. Сюда относят прежде всего детей
с асоциальным поведением - нежелающих учиться или работать,
нарушающих гражданские законы.
Под педагогической запущенностью подростков понимается
стойкое, отчётливо выраженное искажение нравственных представлений,
невоспитанность чувств и навыков общественного поведения,
обусловленные неблагоприятным влиянием микросреды и недостатками
учебно-воспитательного процесса.
2.2 Возникновение педагогической запущенности - длительный процесс,
проходящий несколько стадий, соответствующих возрастным особенностям
ребёнка и доминирующим факторам его нравственного развития.
ПЕРВАЯ - возникновение предпосылок педагогической
запущенности, которые формируются преимущественно в дошкольный
период. Доминанта отклонений: недостаточное развитие индивидуально-
психологических качеств (внимание, усидчивость, эмоциональная
устойчивость, память) и слабая психолого-педагогическая подготовка к
школе (искажённая информация о ней, отсутствие элементарных учебных
навыков - счёта, чтения).
ВТОРАЯ - появление начальных форм отклонений в поведении,
то есть негативного отношения к нормам и правилам классной жизни.
Возникает у учащихся младших классов. Доминанта отклонений:
отсутствие ситуации успеха в учебной и общественной деятельности,
неумение выполнять требования педагога, слабость внутригрупповых
отношений. Проступки носят преимущественно ситуативный характер,
осознаются слабо, но могут глубоко переживаться.
ТРЕТЬЯ - стабилизация неблагоприятных тенденций в поведении
школьников. Возникает преимущественно у младших подростков (4-6
классы). Простутки связаны с нарушениями норм жизни классного
коллектива, носят преимущественно ситуативный, в отдельных случаях -
предметный характер. Школьник способен осознать нарушение норм,
глубоко переживать, но не всегда умеет предвидеть отрицательный
результат своих действий.
ЧЕТВЁРТАЯ - возникновение устойчивых признаков асоциального
поведения. Характерны для старших подростков (7-9 классы) как итог
неблагоприятного развития на предшествующих стадиях в результате
промахов педагогического воздействия семьи и школы. Поступки носят
нередко преднамеренный характер. Подростки могут не только понимать
их асоциальную направленность, но и оправдывать свои действия.
Подобные состояния являются серьёзной предпосылкой возможных
правонарушений и даже преступлений учащихся.
Описанная выше модель процесса возникновения педагогической
запущенности была разработана научно-исследовательской группой
Свердловского облоно и Свердловского педагогического института под
руководством профессора Белкина А.С. [ 9 ]
Но часто в повседневной педагогической практике нет возможности
осуществлять научный системный мониторинг, и учитель пользуется
более упрощёнными и доступными методами: наблюдением, анкетированием,
тестированием и т.д.
Представляется более приемлемым следующее широкое
толкование термина “трудный подросток”. Биологические или
социокультурные факторы - условия, благоприятствующие или
затрудняющие прохождение этой фазы развития личности. Физическая
ослабленность, черты характера, затрудняющие общение, эмоциональная
незрелость или неблагоприятные семейные отношения - всё это факторы
риска, наличие которых безусловно делает этот трудный подростковый
возраст ещё более трудным. [ 4 ]
2.3. Понятие “трудный подросток” очень многогранно, его
определяют ещё как возраст тревог, этим уже многое сказано.
Современные психологи называют его “вторым рождением”, ибо именно
сейчас предшествующий опыт развития с его способами удобными для
ребёнка построения отношений с окружающим миром на какое-то время
перестаёт обеспечивать ему гарантированное положение в обществе. Он
вынужден входить в новую систему ценностей, где личные достоинства
имеют иные точки отсчёта, и ему, если можно так выразиться,
приходится начинать своё самоутверждение с нуля. Для хороших детей
такой переход не лишён некоторых огорчений, так как отказываться
от опоры на прежние успехи и созданный ими авторитет не хочется.
Но они ищут и находят себя сравнительно безболезненно, если
находят взаимопонимание близких. Для педагогически запущенных детей,
собственно “трудных подростков”, этот процесс идёт болезненно и
неоднозначно. Собственно, казалось бы простой вопрос, как на
практике определить, когда именно, во сколько лет, конкретно тот
или иной ребёнок переступил эту самую черту, где начинается
“второе рождение”? После сопоставления многих определений можно
сделать вывод, что ребёнок становится подростком, когда он
начинает претендовать на н е з а в и с и м о с т ь суждений
и поведения. Появление именно этого стремления и нужно считать
н а ч а л о м подросткового возраста.
2.4. Современная психология выделяет несколько ведущих
потребностей, в которые воплощается стремление подростка к
независимости в поступках, мыслях и побуждениях. Они получили
название подростковых личностных реакций: эмансипации, группирования,
имитации и оппозиции. Задача же педагогики создать условия для
того, чтобы эти подростковые реакции проходили менее болезненно и
вывели в итоге подростка на правильную взрослую дорогу. Категория
же “трудных подростков” требует гораздо больше педагогических и
воспитательных усилий, в силу своей запущенности.
Учитель в своей работе очень часто сталкивается с
отклонениями в поведении учащихся: недисциплинированностью,
проступками, нередко с правонарушениями. Одной из основных причин
отклоняющегося поведения является педагогическая запущенность
учащихся. Педагоги считают, что педагогически запущенный подросток
это тот, кого предали взрослые, то есть это педагогический брак.
По определению учёных, педагогическая запущенность - это устойчивое
искажение нравственных представлений, невоспитанность нравственных
качеств и навыков общественного поведения. [2]
Педагогическая запущенность проявляется в определённых симптомах, то
есть имеет характерный комплекс признаков. Они особенно выраженно
проявляются в следующих сферах деятельности и отношении личности: в
учении, общественно-трудовой активности, отношении к коллективу, в
интересах и потребностях, в поведении. Итак, из нескольких
определений понятия “трудного” подростка можно вывести обобщённые
характеристики, которые вызывают затруднения у учителей при обучении
и воспитании таких подростков:
. трудности в общении, непонимание;
. отторжение, невосприятие требований;
. искажённые нравственные ценности;
. отвержение положительных авторитетов;
. сильное влияние отрицательной микросреды;
. наследственные и семейные проблемы.
2.5. С точки зрения профилактики будущих трудных подростков и
нравоучений, большую актуальность принимает
диагностика, выявление таких детей ещё на первой стадии
педагогической запущенности и оказание психолого-педагогической помощи
таким детям уже на этой стадии. Такую помощь может оказать
учитель как на уроке, так и во внеурочное время, то есть во
внеклассной работе.
Какую же помощь может оказать учитель?
. психологическую;
. психолого-педагогическую;
. организационную;
. эстетически художественную;
Реабилитационные мероприятия (виды помощи трудным
подросткам).
1. Психологическая помощь.
На уроке:
. создать атмосферу доверия;
. возможность отдохнуть, отвлечься;
. помочь реабилитироваться или, наоборот, научить сдерживаться;
. помочь разобраться в себе;
. развивать рефлексию;
Внеурочное время:
. диагностика;
. вызвать доверие и своим авторитетом влиять на самочувствие
ребёнка;
. “вести за руку” в трудных нравственных ситуациях;
2. Психолого-педагогическая помощь.
На уроке:
. правильно ставить воспитательные цели, которые для таких учащихся
должны быть важнее учебных;
. соизмерить задания с возможностями учащихся (дифференцированный и
индивидуальный подход);
. постоянно держать на негласном контроле;
. контроль должен быть поощряющим;
Внеурочное время:
. вовлекать во все внеклассные мероприятия;
. помогать осваивать новые интересные навыки, умения;
. заинтересовать таких учащихся нужной и полезной деятельностью;
. формировать у них навыки здорового образа жизни;
3. Организационная помощь.
На уроке:
. создавать ситуацию успеха для трудных учащихся;
. поддерживать их своим авторитетом перед товарищами;
Внеурочное время:
. предоставить возможность проявить себя в тех видах деятельности,
где они себя увереннее чувствуют, внеклассная работа должна
нацеливать и на успешную деятельность на уроках;
4. Эстетически-художественная помощь.
На уроке и во внеурочное время:
. влияние на эмоциональную сферу;
. создание красоты, привитие чувства прекрасного;
Особое место в работе учителя с трудными детьми занимает
диагностика, так как именно с неё начинается планирование всего
учебно-воспитательного процесса, схема которого выглядит таким
образом:
диагностика цель
планирование
коррекция анализ
мероприятие
Особую сложность для психолого-педагогической диагностики [
прил. 1] при выборе воспитательной тактики представляют собой дети,
отклонения в поведении которых обусловлены индивидуальными
отклонениями в процессе развития их психики, характера и личности.
Ведь если в одном ученическом коллективе (в обычной школе это 28-
32 ученика) находятся одновременно и хорошо развитые, и
педагогически запущенные, и инфантильные, и астенизированные, и
прочие дети, учителю приходится в одно и то же время применять
методы воздействия, сильно отличающиеся по своему направлению.
Естественно, что для таких детей при использовании уравнительного,
стандартного педагогического приёма, сильно повышается риск оказаться
вне круга коллективных интересов. Справедливости ради необходимо
заметить, что при реальном столкновении с необходимостью изменить
поведение трудновоспитуемого ученика или повлиять на его образ
мыслей, педагог испытывает немалые затруднения. Начиная с того, что
само понятие “отклонения”, предлагаемое педагогической наукой
академической ориентации, указывает, главным образом на ф а к т
отклонения от нормы, но не раскрывает содержания переживаний, на
которые учитель должен воздействовать. Педагогу же в любом случае
Страницы: 1, 2
|