Психотехники Свободного Дыхания
Психотехники Свободного Дыхания
МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ
ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Академия педагогики
Факультет психологии
Реферат по курсу “Аутодидактика”
“Психотехники Свободного Дыхания”
Фамилия, и.о. студента
Студенческий билет
Преподаватель ______________________
Рецензент ______________________
1999
Введение
Обзор психотехник Свободного Дыхания (Free Breathing)
1. Ребёфинг (rebirthing)
2. Вайвейшн (vivation)
3. Холотропное дыхание (holotropic breathwork)
Заключение
Список использованной литературы
Введение
На одном из психологических Web-сайтов в глобальной сети Интернет я
встретил эту интересную фразу: “Личностное развитие – это величайшее
увлечение в мире”.
Цель саморазвития очевидна – стать более счастливым и сильным,
сконцентрировать свое внимание на тех сторонах своей личности, которые
приводят к успеху, внутреннему и профессиональному росту, открыть перед
собой пути дальнейшего совершенствования, новые способы видения реальности.
Такую возможность дают практики личностного развития, чей широкий диапазон
– от религии и философии и до новомодных трансперсональной психологии и
танатотерапии.
Человек может изменить и улучшить что-то только тогда, когда у него есть
ясное понимание того, что же он желает улучшить. Методики личностного
развития в первую очередь учат пониманию себя. Практики личностного
развития совершенствуются все время и современные методики ясны и в той или
иной мере доступны для изучения.
Техники саморазвития, как правило, затрагивают все аспекты жизни. Они
призваны вернуть естественное для человека психическое и душевное
равновесие. В своём реферате по аутодидактике я постараюсь проследить
возникновение и развитие психотехник Свободного Дыхания.
Обзор психотехник Свободного Дыхания (Free Breathing)
Движение “Свободное Дыхание“ зародилось в 70-годах и обязано своим
появлением трудам Станислава Грофа и Леонарда Орра, которые независимо друг
от друга разработали техники, имеющие много общего и во многом разные.
Эти психотехники основаны на вызове изменённого состояния сознания. В
этих случаях человек может испытывать необычные состояния, которые
кратковременны и физиологичны.
Существует множество способов наведения измененного состояния сознания; в
данном случае, используется гипервентиляция. Методики различаются прежде
всего из–за различной глубины достигаемой гипервентиляции. Сходство методов
заключается в:
. использовании принципа связного дыхания для достижения измененного
состояния сознания
. самих результатах.
1. Ребёфинг (rebirthing)
Автором этой методики явился Леонард Орр. Gрежде чем прийти к технике,
названной им “ребёфинг” (англ. Rebirthing – возрождение) и описанной в
труде “Rebirthing in the New Age”, он сменил много профессий. Несколько лет
работы по изучению того, что ему открылось, привели к созданию первого
центра ребёфинга. Дыхание, используемое в процессе ребёфинга, следующее:
. без паузы между вдохом и выдохом;
. с быстрым, частым и глубоким, активным вдохом и мягким, полностью
расслабленным, пассивным выдохом.
Ребёфинг предназначался для разрешения последствий травмы родов. К
последствиям травмы родов относится следующее:
1. стресс рождения (болевой, связанный непосредственно с процессом
рождения, и психологический, связанный с отношением родителей, матери к
ожидаемому ребенку — желанный или нежеланный и т.п.);
2. раздробленность сознания (восприятие окружающего не как единого
целого, а как имеющего две независимо существующие составные части,
положительную и отрицательную), и как следствие – деление выбора суждений
на “плохо” и “хорошо”;
3. болезни (как результат формирования комплексов, впоследствии
“запускающих” какое-то заболевание);
4. психологические нарушения (например, страхи или тревоги).
Процессы ребёфинга прошли многие люди. Развитие методики Леонарда Орра
продолжили и расширили другие исследователи – например, Сандра Рэй,
разработавшая “тренинг любящих отношений” (Loving Relationships) и др.
Особо выделяется Джим Леонард, который ввёл в практику Свободного Дыхания
понятия “пять элементов” и “интеграция”, на основе которых им была создана
в 1979 году техника “вайвейшн”. Эта техника позволила расширить применение
ребёфинга до практически любых психологических ситуаций.
2. Вайвейшн (vivation)
Авторами методики “вайвейшн” являются Джим Леонард и Фил Лаут (США).
Слово vivation переводится как “празднование жизни”, “бытие более живым”, и
было введено ими для отражения эффекта, который развивается в результате
практики этой формы личностного развития. Вайвейшн разработан в 1975 году.
Джим Леонард и Фил Лаут соединили в своём методе опыт применения восточных
практик (йога, цигун, у-шу) и развивавшихся дыхательных техник, таких как
Rebirthing и Free Breathing.
Особенностью vivation является простота, безопасность и действенность,
что сделало методику привлекательной для людей, занимающихся личностным и
духовным развитием. Методике можно легко обучиться; для освоения техники
достаточно участия в одном семинаре или нескольких занятий-тренингов с
профессионалом, после чего можно уже заниматься самостоятельно.
Вайвейшн включает пять основных элементов, которые выполняются
одновременно в ходе исполнения:
1. Связное дыхание.
Это дыхание называется связным (или циркулярным), так как в нём нет паузы
между выдохом и вдохом (или она минимальна). Интенсивность прорабатываемой
ситуации регулируется глубиной дыхания, а скорость изменения этой ситуации
регулируется частотой дыхания.
В процессе “вайвейшн” используются четыре типа дыхания, которые
различаются по глубине и частоте. Первый тип – глубокое и медленное дыхание
(используется для плавного входа в процесс. Ощущения становятся ярче, тело
больше расслабляется и интерес к процессу возрастает). Второй тип –
глубокое и частое дыхание. Третий тип – частое и поверхностное дыхание
(позволяет глубже чувствовать переживания). Последний, четвёртый тип –
поверхностное и медленное дыхание (как бы согласует переход между обыденным
состоянием и состоянием в процессе).
2. Полное расслабление. Хорошей помощью в умении расслабляться служат
занятия АТ, йогой, медитацией.
3. Внимание к деталям (Объемное внимание).
Считается, что одним из негативных представлений о внимании является
убеждение, что только контролируемое, удерживаемое внимание может дать
информацию об окружающем мире. Но постоянный контроль за вниманием
утомителен, и свободное внимание иногда даже более эффективно, позволяя как
бы балансировать между рассеянностью и концентрацией внимания.
4. Интеграция переживаний (Гибкость контекста).
Главной особенностью процессов “вайвейшн” является возможность
интеграции. Интеграция – это переживание чувств, как позитивных, так и
негативных, и их полное принятие.
Очень часто люди упрощают свои способы восприятия реальности, ограничивая
количество вариантов до категорий “плохо” или “хорошо”. Естественно, так
они резко ограничивают свой выбор реагирования на окружающее.
В процессе “вайвейшн” люди учатся расширять и менять контекст, как этого
хочется, принимать ситуации в новом контексте. То есть важно не связывать
себя одной системой, одним контекстом, зная, что любое событие можно
описать в другой системе, определить другим контекстом. Считается, что
связное дыхание обладает способностью автоматической смены контекста.
5. Активное доверие.
Речь идёт о доверии своим ощущениям, даже если они не приветствуются в
обыденной жизни. Перед занимающимся стоит задача поверить, что в каждом
процессе происходит именно то, что необходимо в данный момент данному
человеку, и поэтому не бывает неудачных, плохих или пустых процессов.
Активное доверие базируется на личной ответственности за все происшедшее в
собственной жизни и на открытости к переменам в процессе.
В процессе “вайвейшн” эти “пять элементов” должны использоваться
одновременно. Джим Леонард разработал следующий принцип ведения процесса:
а) исследовать тончайшие изменений в своем теле;
б) “вдыхать” через самое сильное чувство;
в) получать удовольствие от этого чувства, как можно сильнее.
Дыхательные сессии в вайвейшн делятся на “большие” и “малые”. Во время
“большой” сессии занимающийся лежит в удобном положении и использует все
пять элементов, усиливая интенсивность дыхания. Считается, что для заметных
результатов достаточно одной “большой” сессии в неделю. Длительность такого
процесса может длиться до полутора часов. Длительность же “малых” сессий –
до получаса минут. Этот вид практики используется в ситуациях повседневной
жизни, когда занимающийся чувствует, что происходящее каким-то образом
сложно для него, или когда ему необходимо больше энергии для решения
определённой задачи.
Главной особенностью процессов “вайвейшн” является возможность
интеграции. Интеграция – это переживание чувств, как позитивных, так и
негативных, и их полное принятие. Каждая сессия ведёт к глубокому
проникновению в себя, и по окончании занятия человек обычно чувствует себя
свежим и обновленным.
Заниматься vivation можно во время повседневной активности, это зависит
от умения человека и называется “active vivation” или “vivation in action”.
Эта практика направлена на то, чтобы позволить человеку быть более
включенным в то, что он делает, меньше эмоционально реагировать на
неприятности, но быть более сконцентрированным и творческим.
Техника vivation имеет большое практическое значение, вызывая релаксацию,
перефокусировку мышления и обновление восприятия, принося естественное
чувство удовольствия, охватывая весь прошлый опыт практикующего и помогая
посмотреть на жизнь новыми глазами.
3. Холотропное дыхание (holotropic breathwork)
Станислав Гроф (американский психиатр и психотерапевт чешского
происхождения) со своей женой Кристиной Гроф разработали методику,
названную холотропное дыхание (Holotropic Breathwork). Она является методом
глубинной психотерапии. Название переводится как “движение к целостности”.
Эта психотехника считается самой мощной и поэтому имеющей определенные
противопоказания к широкому применению. Обычно не рекомендуется заниматься
ей чисто индивидуально, без помощи опытного инструктора.
Тип дыхания, применяемый в методике Грофа, можно так:
. в два раза чаще и в два раза глубже обычного;
. без паузы между вдохом и выдохом;
. с форсированным выдохом (дышащий как бы выталкивает воздух из себя).
Переживания, возникающие у людей в состоянии измененного сознания
разделены на представляют биографический, перинатальный и трансперсональный
“уровни переживаний”, которые Стэн Гроф описал в своей “картографии
сознания”. Таким образом, холотропная терапия признает терапевтические,
трансформирующие и эволюционные возможности изменённых состояний сознания.
Нередко избавление от эмоциональных или психосоматических симптомов и
устойчивые трансформации личности оказываются связанными с переживаниями,
не поддающимися рациональному постижению.
Холотропное дыхание – это метод, синтезированный из разных видов
психотерапии Запада и включающий в себя основы восточных философий и
шаманства. В течение многих веков было известно, что глубокие изменения
сознания можно вызвать с помощью техник, воздействующих на дыхание.
Процедуры, использовавшиеся для этих целей в древних и незападных
культурах, охватывают широкий диапазон возможностей. Глубокие изменения в
сознании могут быть вызваны обеими крайностями в отношении дыхания –
интенсивным дыханием и длительным лишением дыхания, или сочетанием того и
другого. Специфические техники, включающие интенсивное дыхание, равно как и
его задержку, входят в различные упражнения кундалини-йоги, сиддха-йоги,
тибетской ваджраяны, суфийских практик, в буддийскую (Бирма) и даосскую
медитации и т. д.
Особое место в разработке метода сыграли работы психоаналитически
ориентированных ученых, таких как Вильям Райх, Отто Ранк и Карл Густав Юнг.
С. и К. Гроф пришли к выводу, что специфические техники дыхания менее
важны, чем просто тот факт, что человек дышит быстрее и глубже, чем обычно,
полностью сосредоточившись на том, что происходит при этом внутри него.
Стратегия холотропного дыхания состоит в том, чтобы доверять внутренней
мудрости тела – и здесь можно найти параллель с уже упомянутой мной
методикой “вайвейшн”.
Далее, увеличение частоты и глубины дыхания, как правило, ослабляет
психологические защиты и ведет к высвобождению и проявлению
бессознательного материала. То, что происходит во время терапевтического
сеанса, использующего интенсивное дыхание, очень различно у разных людей.
Физические напряжения во время дыхания, как правило, возникают в
определенных частях тела и имеют сложную психосоматическую структуру. В
дыхательном сеансе напряжения и блокировки проявляются и усиливаются.
Продолжение интенсивного дыхания доводит их до кульминации, затем до
разрешения и pacслабления.
Отсюда следует вывод: интегрируя в свою методику элементы телесно-
ориентированных психотехник, Станислав Гроф трактует травмирующие
воспоминания подобного рода как важные незавершенные психологические
гештальты, вносящие впоследствии весомый вклад в психологические проблемы.
Их проработка способствует эмоциональному и психосоматическому
выздоровлению.
Рассмотрю процесс проведения сессии холотропного дыхания.
Дышащему предлагается провести весь сеанс, удобно откинувшись назад или
лежа на спине, закрыть глаза и сосредоточиться на эмоциональных и
психосоматических процессах, вызванных дыханием и музыкой, полностью им
отдаться, не пытаясь их оценивать. Рекомендуется также воздерживаться от
намеренного использования техник отреагирования или любых иных попыток
вмешиваться в переживания и влиять на них; нужно просто следить за
возникающими переживаниями, отмечать их и позволять им происходить.
Одежда должна быть легкой и удобной. Необходимо снять все, что может
помешать дыханию и протеканию внутренних процессов.
Когда тело расслаблено, можно переходить к успокоению ума и созданию
установки, оптимальной для предстоящих переживаний. На этой стадии дышащий
по возможности должен сосредоточиться на настоящем моменте, на “здесь и
сейчас”, отграничиться от воспоминаний прошлого, а также от предвосхищения
будущего, оставить всякое программирование предстоящего сеанса. Согласно
Грофу, наиболее верный подход состоит в том, чтобы, не пытаясь
анализировать, полностью довериться мудрости тела и бессознательному
процессу.
Далее предлагается увеличить частоту дыхания, сделать его полнее и
эффективнее, чем обычно. Детали процесса – частота и глубина дыхания,
дыхание ртом или носом, участие верхних частей легких или диафрагмальных
областей живота –оставляются на выбор интуиции человека. Когда дыхание
стало достаточно быстрым, ведущий готовит дышащего к появлению музыки,
рекомендуя отдаться ее потоку, процессу дыхания и тем переживаниям, которые
могут возникнуть, не анализируя их и не пытаясь их изменить, с полным
доверием к процессу.
В холотропной терапии для вызывания необычных состояний сознания наряду с
интенсивным дыханием применяется специальная, соответствующая этим
состояниям музыка. Ритуальная музыка, монотонное пение, барабанный бой и
др. использовались в течение тысячелетий как мощное средство изменения
сознания.
Согласно Грофу, в изменённых состояниях сознания музыка помогает
мобилизовать старые эмоции и делать их доступными для выражения,
интенсифицирует и углубляет процесс, создает значимый контекст переживаний.
Искусное применение соответствующей музыки облегчает проявление
специфических содержаний – агрессии, эмоциональной или физической боли,
сексуальности и чувственности, борьбы за биологическое рождение,
экстатических взлетов, океанической атмосферы пребывания в утробе. В
холотропной терапии необходимо полностью отдаться потоку музыки, дать ей
отзываться во всем теле, реагировать на нее спонтанным и элементарным
образом.
Последняя составляющая холотропной терапии – “направленная работа с
телом”. Она используется только в случае необходимости. Основной принцип
направленной работы с телом в заключительном периоде холотропного сеанса
состоит в том, чтобы проявить различные формы физического дискомфорта,
связанного с эмоциональными проблемами, используя ключи, которые
предоставляет тело самого дышащего. Какова бы ни была проблема и в каком бы
месте тела ни локализовалось ее проявление, занимающемуся предлагается
усилить симптом.
В то время как в определенном участке тела неприятные ощущения
усиливаются и напряжение поддерживается, человеку предлагается в остальном
выражать своим телом все, что он чувствует. Эти действия следует поощрять и
продолжать до тех пор, пока не исчезнет эмоциональный или психосоматический
дискомфорт и пока человек не почувствует себя расслабленным и
удовлетворенным.
С точки зрения аутодидактики, важно, что холотропная работа “открыта”,
являет собой продолжающийся психологический эксперимент. Холотропная
терапия – это непрерывный процесс обучения, а не механическое применение
законченной системы понятий и правил.
Заключение
Применение техник Свободного Дыхания позволяет принимать свои чувства как
благо, как свидетельство того, что жизнь прекрасна во всех проявлениях. Это
связано с развивающейся способностью понимать язык ощущений и доверять им.
Н. Коляну в работе “Введение в психотехнику Свободного Дыхания” выделяет
следующие этапы применения дыхательных психотехник в жизни:
1. В начале применения Свободное Дыхание используется для решения своих
личных проблем. В её процессе человеку многое открывается, и вступает в
противоречие с его жизненными установками и принципами, побуждая
пересмотреть прожитое и сделанное, что сопровождается временным
психологическим дискомфортом и растерянностью.
2. Закрепление навыков и расширение сфер их применения. На этой стадии
выравнивается эмоциональный фон, постепенно все приходит к какому-то новому
состоянию равновесия.
3. Использование Свободного Дыхания как образа жизни, в творческом
процессе.
Как в контексте самоисцеления и самопознания могут оказаться полезными
психотехники Свободного Дыхания?
Прежде всего, это – нелекарственные методы. Происходящая при их
использовании интеграция эмоций позволяет занимающемуся избавиться от
беспокойства и неприятных переживаний. Применение специальных дыхательных
техник фокусирует внимание на ощущениях своего тела, что требует полного
внимания к настоящему моменту, а во время детального изучения настоящего
появляется реальная возможность исследовать предшествующий опыт и найти
верное, но прежде не замечаемое решение проблемы. Также внимание к
настоящему позволяет отодвинуть создавшиеся модели негативного отношения к
людям и видеть их такими, какие они есть. Многие занимающиеся отмечали рост
творческой энергии и энтузиазма для достижения целей.
Список использованной литературы:
1. В. Заставный. “Дыхание – Исцеление – Самопознание”. М, 1993.
2. С. Гроф. "Путешествие в поисках себя". М, 1994.
3. Н. Коляну. “Введение в психотехнику Свободного Дыхания”. Переяславль-
Залесский, 1992.
4. Н. Коляну. “Практика использования психотехник Свободного Дыхания”.
Переяславль-Залесский, 1993.
Также использовались ресурсы из компьютерной сети Интернет.
|