Пубертатный кризис
Пубертатный кризис
Кризис 13 – 17 лет.
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями
условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии
организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми,
сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и
способностей. Во всем этом намечается переход от детства к взрослости.
Организм ребенка начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм
взрослого человека. Центр духовной и физической жизни ребенка перемещается
из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых. Отношения
в группах сверстников строится на более серьезных, чем развлекательные
совместные игры, делах, охватывающих диапазон видов деятельности, от
совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно важные
темы. Во все эти новые отношения с людьми подросток вступает уже будучи
интеллектуально развитым человеком и располагая способностями, которые
позволяют ему занять определенное место в системе взаимоотношений со
сверстниками.
В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы
самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция».
Когда говорят, что ребенок взрослеет, имеют в виду становление его
готовности к жизни в обществе взрослых людей, причем как равноправного
участника этой жизни. Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости
— и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может
включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со
взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего — во
внешнем облике, в манерах/. Внешний вид подростка часто становится
источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье . Подросток
стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Желание слиться с
группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в эмоциональной
безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и
называют социальной мимикрией.
Подражание взрослым не ограничивается манерами и одеждой. Подражание
идет и по линии развлечений, романтических отношений. Независимо от
содержания этих отношений копируется «взрослая» форма: свидания, записки,
дискотеки и т.п. Одновременно с внешними, объективными проявлениями
взрослости возникает и чувство взрослости — отношение подростка к себе как
к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком.
Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием
младшего подросткового возраста (11 — 13 лет).
Чувство взрослости, являясь особой формой самосознания, не жестко
связано с процессом полового созревания. Можно сказать, что половое
созревание не становится основным источником формирования чувства
взрослости. Бывает, что высокий, физически развитый мальчик ведет себя еще
совсем по-детски, а его маленький сверстник с тонким голоском ощущает себя
взрослым человеком и требует от окружающих признания этого факта.
Как проявляется чувство взрослости подростка? Прежде всего, в
желании, чтобы все — и взрослые, и сверстники — относились к нему не как к
маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со
старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство
взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить
некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей, Это касается
вопросов внешности, отношений с ровесниками, иногда учебы. В последнем
случае отвергается не только контроль за успеваемостью, временем выполнения
домашних заданий и т.п., но зачастую и помощь. Кроме того, появляются
собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подросток
с жаром отстаивает их (будь то пристрастие к какому-то направлению в
современной музыке или отношение к новому учителю), даже несмотря на
неодобрение окружающих. Поскольку в подростковом возрасте все нестабильно,
взгляды могут измениться через пару недель, но защищать противоположную
точку зрения ребенок будет столь же эмоционально.
Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые
усваиваются детьми в это время. Появляется моральный «кодекс»,
предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со
сверстниками Чувство взрослости становится центральным новообразованием
младшего подросткового возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет,
подросток делает еще один шаг в развитии своего самосознания. После поисков
себя, личностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» — система
внутренне согласованных представлений а себе, образов «Я».
Примерно в 11 — 12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а
затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания.
Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания,
связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки
анализируются им пристрастно. Подросток хочет понять, какой он есть на
самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть. Познать себя ему
помогают друзья, в которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сходства,
и отчасти близкие и взрослые. Личностная рефлексия, потребность разобраться
в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесником, и
дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии.
Самоанализ, иногда чрезмерный, переходящий в самокопание, приводит к
недовольству собой. Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой
по своему общему уровню и неустойчивой.
Подростки, изучая себя, представляют, что и другие люди тоже постоянно
наблюдают за ними, оценивают их.. Имея воображаемую аудиторию, подросток
чувствует себя в центре внимания окружающих, иногда даже совершенно
незнакомых прохожих на улице. Он все время открыт чужим взглядам, что
усиливает его ранимость. Подростки противоречивы, и свойственная им
ранимость часто сочетается с грубостью.
С развитием самосознания связаны и возникающие в подростковом возрасте
склонность к уединению, чувства одиночества, непонятости и тоски. Эти новые
чувства, не свойственные детям младших возрастов, проявляются в аффективных
вспышках и появляющейся вдруг на время замкнутости.
Образы «Я», которые создает в своем сознании подросток, разнообразны —
они отражают все богатство его жизни. Физическое «Я», т.е. представления о
собственной внешней привлекательности, представления о своем уме,
способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и
других качествах, соединяясь, образует «Я-концепцию» — так называемое
реальное «Я».
Познание себя, своих различных качеств приводит к формированию
когнитивного (познавательного) компонента «Я-концепции». С ним связаны еще
два — оценочный и поведенческий. Для подростка важно не только знать, какой
он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные
особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся
главным образом благодаря влиянию семьи и сверстников. Разные подростки
поэтому по-разному переживают отсутствие красоты, блестящего интеллекта или
физической силы. Кроме того, представлениям о себе должен соответствовать
определенный стиль поведения. Девочка, считающая себя очаровательной,
держится совсем иначе, чем ее сверстница, которая находит себя некрасивой,
но очень умной.
Подросток — еще не цельная зрелая личность. Отдельные его черты обычно
диссонируют, сочетание разных образов «Я» негармонично. Неустойчивость,
подвижность всей душевной жизни в начале и середине подросткового возраста
приводит к изменчивости представлений о себе. Иногда случайная фраза,
комплимент или насмешка приводят к заметному сдвигу в самосознании. Когда
же образ «Я» достаточно стабилизировался, а оценка значимого человека или
поступок самого подростка ему противоречит, часто включаются механизмы
психологической защиты. Допустим, мальчик, считающий себя смелым, струсил.
Рассогласование его представлений о себе и реального поведения может
вызвать такие болезненные переживания, что, избавляясь от них, он начинает
убеждать всех, и прежде всего себя, что этот поступок был разумным, его
требовали обстоятельства, и поступить иначе было бы глупо (механизм
рационализации); или признает, что он струсил, но ведь и все его приятели —
трусы, каждый поступил бы так же на его месте (механизм проекции) и т.п.
Помимо реального «Я» «Я-концепция» включает в себя идеальное «Я». При
высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей
идеальное «Я» может слишком сильно отличаться от реального. Тогда
переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным
своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может
выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности/ Когда идеальный образ
представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Подростки не
только мечтают о том, какими они будут в ближайшем будущем, но и стремятся
развить в себе желательные качества.
Самовоспитание становится возможным в этот период благодаря тому, что у
подростка развивается саморегуляция. Разумеется, далеко не все они способны
проявить настойчивость, силу воли и терпение, чтобы медленно продвигаться к
созданному ими самими идеалу. Кроме того, у многих сохраняется детская
надежда на чудо: кажется, что в один прекрасный день слабый и боязливый
вдруг нокаутирует первого в классе силача и нахала, а троечник блестяще
напишет контрольную работу. Вместо того чтобы действовать, подростки
погружаются в мир фантазий.
В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью,
представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему — «Я-
концепцию». У части детей «Я-концепция» может формироваться позже, в
старшем школьном возрасте. Но в любом случае — это важнейший этап в
развитии самосознания. Подросток обладает сильными, иногда
гипертрофированными потребностями в самостоятельности и в общении со
сверстниками. Подростковая самостоятельность выражается в основном в
стремлении к эмансипации от взрослых, освобождении от их опеки, контроля, а
также в разнообразных увлечениях — неучебных занятиях. Эти потребности так
ярко проявляются в поведении, что говорят о «подростковых реакциях».
Увлечения — сильные, часто сменяющие друг друга, иногда «запойные» —
характерны для подросткового возраста. Считается, что подростковый возраст
без увлечений подобен детству без игр. Выбирая себе занятие по душе,
подросток удовлетворяет и потребность в самостоятельности, и познавательную
потребность, и некоторые другие.
Именно в этот период появляется потребность в серьезной самостоятельной
деятельности, которая в принципе может удовлетворяться в рамках школьного
обучения. По мнению Д.Б. Эльконина, младший подростковый возраст сензитивен
к переходу учебной деятельности на более высокий уровень. Учение может
приобрести новый личностный смысл стать деятельностью по самообразованию и
самосовершенствованию Характер увлечений подростка тесно связан с
интенсивным становлением в данном возрасте типа характера. Общение со
сверстниками - у подростков столь же эмоционально, что и увлечения.
Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение,
и на неучебные занятия, и на отношения с родителями. Ведущей деятельностью
в этот период становится интимно-личностное общение. Наиболее
содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях.
Подростковая дружба — сложное, часто противоречивое явление. Подросток
стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно
он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных
переживаний и установок. Отношения со взрослыми прежде всего с родителями,
— еще одна значимая сфера отношений подростков. Влияние родителей уже
ограничено — иваются все сферы жизни, как это было в младшем школьном
возрасте, но его значение трудно переоценить. Мнение сверстников обычно
наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчиками и девочками, в
вопросах, связанных с развлечениями, молодежной модой, современной музыкой
и т.п. Но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем,
нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции
родителей.
В то же время для подростков характерно стремление к эмансипации от
близких взрослых. Нуждаясь в родителях, их любви и заботе, в их мнении, они
испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах.
То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит
главным образом от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей
родителей перестроиться — принять чувство взрослости своего ребенка.
Одна из ярких особенностей подросткового возраста — личностная
нестабильность. Она проявляется прежде всего в частых сменах
настроения, аффективной «взрывчатости», т.е. эмоциональной
лабилъностии, связанной с процессом полового созревания,
физиологическими перестройками в организме.
Но личностная нестабильность — это больше, чем колебания
эмоционального фона. Для подростка характерна нравственная
неустойчивость. Нормам, правилам поведения большинство подростков
следует для того, чтобы оправдать ожидания значимых для них людей,
сохранить с ними хорошие отношения, получить их одобрение. Ориентация
на оправдание ожиданий, одобрение или на авторитет и определяет
неустойчивость поведения подростков, их зависимость от внешних
влияний. Поскольку подростки ищут для себя референтные группы среди
сверстников и нуждаются в близких друзьях, часто мнение последних
становится определяющим. Иногда под влиянием приятеля или группы («за
компанию») дети совершают поступки, на которые самостоятельно не
решились бы и о которых позже могут жалеть.
Подросткам свойственна и неустойчивая самооценка. Так же, как
поведение, их самосознание во многом зависит от внешних влияний. Как-
то особенно посмотрела на перемене девочка — и подросток кажется себе
лучше и интереснее, чем раньше. О личностной нестабильности подростка
судят и по реальному проявлению у него совершенно разных качеств,
часто противоположных, по противоречивости его характера и
устремлений. В подростковом возрасте у одного и того же ребенка
стремление быть признанным и уважаемым другими сочетается с показной
независимостью и бравированием своими недостатками, застенчивость — с
развязностью, сентиментальность — с черствостью, чувственное
фантазирование — с сухим мудрствованием. Подросток хочет быть таким
же, как все, и пытается выделиться, отличиться любой ценой; борется с
авторитетами, общепринятыми правилами и идеалами и обожествляет
случайных кумиров.
Список Литературы.
1. Р.С. Немов – Психология обазования.
2. Л.С. Выготский – Психолгия.
|