Пути преодоления сложных педагогических ситуаций в процессе семейного общения
оценок нравственных ситуаций. Они не дают однозначного ответа на
поставленные вопросы.
Книги Ю.П.Азарова "Педагогика семейных отношений" и "Семейная
педагогика" состоят из конкретных полезных советов и рекомендаций. Автор
характеризует три различных модели семьи в соответствии со сложившимися
между ее членами взаимоотношениями. Это идеальная, средняя, негативная
модели. Для каждой из них проанализированы ежедневные воспитательные
ситуации, которые могут возникнуть в любой семье. Для тех, у кого
взаимоотношения с детьми сложились в негативную модель, автор дает 21 совет-
рекомендацию о том, как родитель должен приступать к улучшению сложившегося
положения, как помочь ребенку; ученый подчеркивает, насколько важно
начинать с малого, вселить в ребенка уверенность в свои силы.
Любопытен сам принцип подачи материала в книге, обеспечивающий
включение читателя в размышления автора. Начиная разговор с узнаваемых,
типичных педагогических ситуаций в семье, Ю.П.Азаров стремится объяснить их
психологическую основу, а затем показать педагогические механизмы,
управляющие непростыми двигателями педагогического процесса.
Главное достоинство этой книги - верно найденный тон общения с
читателем и поставленные в ней актуальные вопросы, волнующие родителей.
Автор стремится обратить внимание родителей на их собственный опыт
семейного воспитания, вызвать потребность проанализировать весь этот
процесс.
Нужно отметить также книгу В.А.Кан-Калика "Семейная педагогика", в
которой представлена галерея разнообразных моделей организации
взаимоотношений в семье, там же дается псиохолого-педагогическое
истолкование, которое так необходимо каждому родителю не в отрыве от
реального педагогического факта, а именно в связи с ним.
Автор книги выступает как тонкий наблюдатель педагогических ситуаций.
Именно этим отмечается глава "Формула семейного воспитания". Как же
формируется поступок ребенка, то сокровенное, что мы называем его
качеством? В книге в популярной форме показывается, как в механике создания
нравственного качества взаимодействует способ поведения и мотив, подробно
анализируются пути развития и изменения мотивационно-потребностной сферы
ребенка. И, что очень важно, прослеживается главный принцип организации
воспитательного процесса, выдвигаемый автором, - творческий подход. Так на
узнаваемых педагогических ситуациях В.А.Кан-Калик показывает реальные пути
осуществления этой работы в семье, доступные каждому родителю.
В педагогической литературе все еще не должным образом разработано
понятие "сложная педагогическая ситуация", недостаточно полно определена
его сущность. Кроме того, ни один из авторов не предпринял попытки
классифицировать такие ситуации.
Рассмотрим понятие "сложная педагогическая ситуация".
СЛОЖНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ - явление, обусловленное многообразными
факторами, и постольку, выделение его специфических особенностей сопряжено
с определенными трудностями. Нелегко описать его, т.к. оно характеризуется
весьма различными формами проявления. Непросто также определить, в каком
случае можно отнести то либо иное педагогическое явление именно к сложным
педагогическим ситуациям. Безусловно, констанция этих трудностей не
означает, что вопросы теории и методики сложной педагогической ситуации
вообще должны рассматриваться на эмпирическом уровне. Думается, что
установление сущности понятия "сложная педагогическая ситуация" - это один
из важнейших моментов теоретического исследования вопроса. При недостаточно
четком определении сущности этого понятия становится почти невозможным
решить на практике, в воспитательном процессе, много методических вопросов.
Так, например, можно ли считать сложной педагогической ситуацией, скажем,
случай, когда родители требуют от ребенка, чтобы он сначала выполнил
домашнее задание и только потом вышел во двор поиграть, а ребенок все-таки
идет во двор. В другом случае можно ли назвать сложной педагогической
ситуацией такую картину: мальчик украл из дома и продал какую-то вещь,
родители узнали об этом и собираются наказать его.
Ни в одном, ни в другом случае нельзя твердо сказать, что мы имеем дело
со сложной педагогической ситуацией, если неизвестно, какие причины
предшествовали описанным случаям, если мы не знаем психологических
особенностей воспитанника, каковы взаимоотношения между ребенком и
родителями, какой ориентации о воспитании придерживаются родители и т.д.
Таким образом, причины осложнения взаимоотношений воспитателя и
воспитанника скрыты за своего рода оболочкой субъективных и объективных
факторов. Для того чтобы принять правильные, способные оказать
воспитательное влияние меры, обязательно необходимо знать причины, лежащие
в основе зарождения собственно данного конфликта. Иначе говоря, как врач не
будет прав, если назначит больному лекарство, не установив точного
диагноза, так и действия педагога не будут целенаправленными, если он
применяет воспитательные меры лишь на основе внешних признаков, эмоций.
Неправильно назначенное лекарство может еще больше осложнить положение
здоровья пациента, а неверные педагогические меры еще более осложнят и
обострят конфликтную ситуацию.
Здесь нужно отметить, что в арсенале педагогики как науки, есть много
воспитательных методов, средств, возможностей, но педагогическую ценность
они приобретают лишь тогда, когда используются по назначению, в
соответствии со сложившейся обстановкой. Метод убеждения, например,
действенный педагогический инструмент, однако, если он будет использован в
не очень подходящий для этого обстановке, то его педагогическое значение
будет утрачено. Это мы подчеркиваем здесь потому, что многие воспитатели
иногда, анализируя причины безрезультатности воспитательной работы,
проводимой с тем или иным ребенком, удивленно заявляют: "К какому бы
педагогическому средству, мере воздействия я ни прибегал, ничего не
получилось". Эти слова ничто иное, как свидетельство неправильного
применения педагогического инструмента, который из-за этого утратил силу
воздействия в ходе воспитательного процесса.
Выявление сущности сложной педагогической ситуации, в первую очередь,
связывается с сущностью собственно педагогической ситуации. Что такое
педагогическая ситуация?
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИЕЙ, по Ю.П.Азарову, считается конкретное
положение, сложившееся в сфере взаимоотношений воспитателя и воспитанника и
требующее решения. (4,1977г.)
Педагогическая ситуация создается, например, при следующих
обстоятельствах:
- ребенок просит отца купить фотоаппарат: "Я буду снимать…очень хочется…и
у друзей моих есть фотоаппараты!" А отец знает, что сын часто увлекается
чем-нибудь, то одно, то другое дело захватывает его, но ни одним он не
занимается долго. Поэтому отец ищет такие пути решения этой ситуации,
которые, с определенной точки зрения, будут способствовать воспитанию
ребенка.
- Девочка обиделась на брата за то, что он не взял ее с собой на прогулку.
У брата не было для этого времени. Мать не смогла помирить детей. В этом
случае должен вмешаться отец, который должен подойти к детям таким
образом, чтобы и мальчик и девочка ощутили чувство стыда за свое
поведение.
- Дети во дворе поссорились. Один из них расплакался и обратился за
помощью к матери: "Он побил меня", - указал мальчик на своего товарища.
Мать обязана найти такие пути разрядки сложившейся обстановки, которые
положительно воздействуют на воспитание ее собственного сына, в то же
время это будет способствовать воспитанию других детей.
Эти образцы ситуаций, безусловно, не исчерпывают их многообразия. Кроме
того, здесь на первый план выдвинуты стороны описываемых явлений,
необходимые для характеристики педагогических ситуаций.
Почему эти ситуации являются педагогическими, и какие признаки
характеризуют их?
В первую очередь отметим, что ситуация будет педагогической только в
том случае, когда воспитатель, на которого возложена обязанность найти
решение, выход из сложившегося положения, будет правильно воспитывать
ребенка, действуя с целью оказания на него положительного воздействия.
Таким образом, конкретная обстановка, сложившаяся в сфере
взаимоотношений родителя и ребенка, требующая завершения и преодоления,
может быть названа педагогической ситуацией только в том случае, когда
воспитатель подходит к ее решению, поставив перед собой определенные
воспитательные задачи. Ситуация, которой не сопутствует подобный замысел,
не считается педагогической, а дальнейшее развитие явления иногда может
приобретать антипедагогический характер.
Вторым существенным признаком педагогической ситуации считаются
трудности, возникшие во взаимоотношениях воспитателя и воспитанника. Вопрос
следует рассматривать следующим образом: в ходе воспитательного процесса
родитель замечает, чувствует, видит, что в определенных условиях ребенок
выходит из сферы его влияния. Это может проявляться в различных формах: в
явных конфликтах, в скрытности ребенка, его непокорности, во лжи и т.д.
Таким образом, возникшие препятствия могут резко приостанавливать обычный
ход воспитательного процесса, могут оказывать свое воздействие скрытно. В
таком случае для того, чтобы заметить появление подобных препятствий,
необходимы интуиция, внимательность, знания и опыт родителей. С
субъективной точки зрения, препятствия могут исходить от ребенка, который
вдруг, "неожиданно" оказывает противодействие влиянию родителей в ходе
педагогического процесса, не подчиняется его требованиям. Они могут
исходить и от родителя, который сам ощутил, заметил сбой в работе с
ребенком и поэтому посчитал целесообразным принять целесообразные
педагогические меры. Мы коснулись субъективной стороны педагогической
ситуации потому, что зачастую причиной осложнения ситуации считают внешние
признаки ее возникновения. В действительности же на педагогическую ситуацию
воздействует множество факторов и поэтому ее следует рассматривать с
различных точек зрения. Здесь нужно предполагать такие факторы, как,
например, ошибка, невольно допущенная родителем во взаимоотношениях с
ребенком. Скажем, родитель, по каким-то причинам выведенный из равновесия
прибегает к мере, которую ребенок воспринимает как личное оскорбление.
Поэтому он агрессивно настраивается, грубо отвечает. Так возникает
ситуация, которая, казалось бы, исходит от ребенка. Можно представить и
такую ситуацию: в данный конкретный момент ребенок охвачен каким-то
переживанием, о котором родитель ничего не знает. Поэтому он продолжает
общение с ребенком по ранее выработанным стереотипам и наталкивается на
сопротивление.
Таким образом, складывается впечатление, что ситуация возникает по вине
родителя. Однако истинную причину возникновения педагогической ситуации
следует искать глубже; обычно она назревает и развивается постепенно и в
определенный момент проявляется как препятствие, мешающее нормальному
течению педагогического процесса.
Третий существенный признак педагогической ситуации - необходимость
применения особых, специальных, соответствующих этой ситуации
воспитательных мер. Сложившаяся обстановка, какой бы она ни была, указывает
на то, что воспитательные меры, используемые в ходе педагогического
процесса, недостаточно эффективны, неадекватны ситуации.
Педагогическая ситуация или сложившаяся педагогическая обстановка
требует решения, выхода, а это уже особое положение, для преодоления
которого необходимо использовать соответствующие методические пути. Иначе
говоря, педагогическая ситуация схожа с нетипичной задачей, для решения
которой требуется творчески переосмыслить уже выработанные ранее
стереотипы. Преодоление каждой из вышеописанных педагогических ситуаций
связано с основательным анализом сложившейся обстановки. Однако в таких
ситуациях требуется специфическое педагогическое воздействие, причем не
краткое, а длительное, последовательное, целенаправленное. Однако
собственно разработка специфического педагогического воздействия должна
увязываться с глубоким изучением явления.
Педагогическая ситуация не относится к такому ряду явлений, решение
которых можно отложить на какое-то время, пока не будет выработана
педагогическая система ее преодоления. Точнее, не всегда есть возможность
"заморозить" и впоследствии не дать ситуации осложниться до тех пор, пока
не будут найдены ее решения. Чаще всего преодоление педагогической ситуации
происходит без промедления, поэтому родитель не застрахован от ошибок, тем
более, что на процесс выбора средств воздействия оказывают влияние и
эмоционально-экспрессивные факторы. Хотя бывает, обстоятельства
складываются таким образом, что для их преодоления требуется длительное
время, а это позволяет родителю тщательно изучить сложившуюся ситуацию,
причины возникновения ситуации и в соответствии с этим постепенно дополнять
меры воздействия. Таким образом, педагогическая ситуация потому является
ситуацией, что обыкновенные меры и средства, используемые в педагогическом
процессе, утратили функции адекватности, точной целенаправленности, а это
поставило родителя перед необходимостью поиска специфических мер для
преодоления создавшейся обстановки.
Когда педагогическая ситуация может быть сложной?
Педагогическая ситуация, когда ребенок обращается к родителям с жалобой
на друга: "Он меня побил", не может быть определена ни как сложная, ни как
простая. В зависимости от того, каким педагогическим тактом, знаниями и
опытом обладает мать и как она будет действовать, ситуация либо легко будет
преодолена, либо еще более осложнится и превратится в источник
возникновения в дальнейшем других сложных ситуаций. При определении понятия
"СЛОЖНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ" придается существенное значение
собственно педагогической подготовке воспитателя, его педагогическому
чутью, личным качествам и т.д.
Для сложной педагогической ситуации характерна и другая особенность,
заключающаяся в том, что иногда в педагогическом арсенале не находится
соответствующий вариант воспитательной системы для преодоления данного
конкретного случая. Поэтому родителю необходимо проявлять творческий подход
к сложившейся педагогической обстановке. Сложная педагогическая ситуация
еще больше осложняется, а возможность нахождения оптимального, в некоторых
случаях единственного решения проблемы еще больше затрудняется из-за
множественности факторов, способствовавших возникновению данной обстановки,
а также индивидуальных психологических особенностей ребенка и родителя.
Здесь еще нужно указать на то обстоятельство, что педагогическая ситуация
может осложниться еще и потому, что она вступила в новую фазу своего
развития и ее своевременной коррекции не произошло.
В данном параграфе дипломной работы дано понятие «сложная
педагогическая ситуация» и «педагогическая ситуация», когда и при каких
обстоятельствах последняя становится «сложной». Рассмотрено понятие
«трудный ребенок» и выделено три основные понятия трудновоспитуемости.
Рассмотрены исследования авторов, которые изучают семейные проблемы,
таких, как А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Л.С.Алексеева, И.А.Андреев
Н.И.Болдырев и др. Эти авторы с различных точек зрения изучали различные
стороны семейного воспитания. Одни из них пишут об ответственности
родителей, о роли семьи в воспитании, о воспитательном значении личного
примера, о роли авторитета родителей; другие – такте родителей, о
взаимоотношениях между членами семьи, о возрастных особенностях, о методах
воспитания, о типичных ошибках родителей.
Выделили некоторых из вышеперечисленных авторов, которые рассматривают
в своих трудах сложные педагогические ситуации: А.С.Макаренко,
В.А.Сухомлинского, М.М.Поташника и Б.З.Вульфова, Ю.П.Азарова, В.А.Кан-
Калика.
В следующем разделе нашей дипломной работы речь пойдет о внутрисемейных
отношениях, которые являются ведущим фактором возникновения и развития
сложных педагогических ситуаций в процессе семейного воспитания.
2. Внутрисемейные отношения как ведущий фактор возникновения и
развития сложной педагогической ситуации в процессе семейного
воспитания.
В данном разделе мы обратимся к рассмотрению ведущего фактора
возникновения и развития сложной педагогической ситуации в семье –
внутрисемейным отношениям. Семья, как определенная общность, выступает как
конкретная система связи и взаимоотношения между ее членами, возникающими
по поводу удовлетворения их разнообразных и многоплановых потребностей.
Говоря о внутрисемейных отношениях, мы, прежде всего, имеем в виду
отношения между супругами, между родителями и детьми. Внутрисемейные
отношения одновременно являются и компонентом более широкой категории –
семейных отношений в целом, включающих в себя также отношения между семьей
и обществом.
Всякое серьезное отклонение внутрисемейных отношений от нормы означает
ущербность, а зачастую и кризис данной семьи, а, следовательно, ее
воспитательных возможностей.
В чем же заключается воспитательная значимость внутрисемейных
отношений?
Прежде всего, это то, что данные отношения являются первым
специфическим образцом общественных отношений, с которыми впервые
сталкивается ребенок с момента рождения. Именно семья создает возможность
посвящения в систему данных отношений.
Далее, и это самое важное, внутрисемейные отношения выступают в форме
межличностных отношений (один из социально-психологических механизмов
становления и развития личности), осуществляющихся в процессе
непосредственного общения. Именно в процессе общения со взрослыми ребенок
приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает
основами человеческого опыта в различных областях жизни, познает и
усваивает правила человеческих взаимоотношений, качества, свойственные
людям, их стремления и идеалы, воплощая постепенно нравственные основы
опыта жизни в собственной деятельности.
Таким образом, все факторы, способствующие общению ребенка с взрослыми,
как и контакт с одним лицом, являются сильнейшими стимуляторами его
психического и нравственного развития. Оптимальные возможности для
интенсивного общения ребенка со взрослым создает семья как посредством его
постоянного общения с родителями, так и посредством тех связей, которые она
устанавливает с окружающими.
Психологи особо отмечают, что специфической характеристикой
внутрисемейных отношений, которая в то же время играет роль уникальной
воспитательной ценности, являются: близость и неповторимые узы родных
людей, глубоко личный контакт родителя и ребенка, привязанность и
взаимопонимание. Именно они обуславливают эффективность и его
воспитательную силу. С одной стороны, это находит выражение в
интенсивности, прочности и глубине усвоения ребенком (в процессе подражания
и сопереживания) нравственных позиций родителей, проявляющихся в их
привычках, обычаях, суждениях и оценках, в их отношении к другим людям,
общественным событиям, поступкам окружающих и т.д. С другой стороны, это
проявляется в особой чувствительности и предрасположенности ребенка к
внушению со стороны родителей, их сознательным установкам, касающихся его
поведения.
Подчеркивая специфичность воздействия на ребенка внутрисемейных
отношений, следует особо выделить родительскую любовь. Не без основания ее
считают основой воспитания. «Человеческая любовь, - писал В.А.Сухомлинский,
- могущественная сила воспитания. Тот, кто умножает жизнью своей это
бесценное богатство человеческого духа, - тот, воспитывая самого себя,
воспитывает своих детей». (47,1988г.)
Таким образом, семья обладает целой палитрой свойственных ей
стимуляторов психосоциального развития ребенка, важнейшее из которых –
интенсивность и богатство общения со взрослыми, интимные и стойкие
эмоциональные контакты с постоянными лицами (мать, отец, другие члены
семьи), родительская и, прежде всего, материнская любовь, внимание и
забота.
Нравственно-эмоциональная сторона внутрисемейных отношений – уникальный
воспитательный фактор, не имеющий своего равнозначного эквивалента.
Разумеется, каждая семья имеет свой, только ей присущий уровень нравственно-
эмоциональной выразительности внутрисемейных отношений, который зависит от
индивидуальных свойств и особенностей членов семейной группы, их
нравственной и духовной культуры. Поэтому воздействие семьи на ребенка
специфично по своему своеобразию в каждом отдельном случае.
В счастливой дружной семье гармоничные внутрисемейные отношения
являются обязательным и сильнейшим специфическим воспитательным фактором.
Но если эмоциональные и духовные внутрисемейные отношения нарушаются, то
семья не только теряет свои воспитательные возможности, но и часто
становится средой, которая искажает и сдерживает положительное влияние
общества на становление личности ребенка.
В данном параграфе мы рассмотрели ведущий фактор возникновения и
развития сложной педагогической ситуации в семье – внутрисемейные
отношения. Рассмотрели, в чем заключается воспитательная значимость
внутрисемейных отношений. Специфической характеристикой внутрисемейных
отношений являются: близость и неповторимые узы родных людей, глубоко
личный контакт родителя и ребенка, привязанность и взаимоотношения. Особо
выделили родительскую любовь как основу воспитания.
О том, как происходит воспитание ребенка в семье, о влиянии на
формирование личности различных трудностей, возникающих в процессе
воспитания, и пойдет разговор в следующем параграфе теоретической части
дипломной работы.
3. Причины возникновения сложных педагогических ситуаций в процессе
семейного воспитания.
Отношения родителей к детям носят многообразный, всеобъемлющий
характер, оказывая влияние и на психосоциальное развитие личности ребенка.
Данный вид взаимоотношений можно рассматривать как разновидность, так
называемых педагогических отношений.
Педагогические отношения – это особый вид взаимодействий между людьми,
которое следует рассматривать как специфическую категорию отношений, как
проявление целенаправленного воздействия родителей на личность ребенка.
Практика показывает, что воспитателям (даже вооруженным педагогическими
знаниями), в основном, трудно преодолевать именно сложные педагогические
ситуации. Они не могут найти правильного выхода из сложившегося положения,
не могут успешно решить вставшие перед ними проблемы. Поэтому и
распространена среди родителей мысль, что законы и правила воспитания
существуют сами по себе, а на практике, во взаимоотношениях с воспитанником
их знание не нужно, оно ни в чем не может помочь.
Существование такого ошибочного мнения обусловлено тем, что родители не
учитывают ошибок, допущенных ими ранее в воспитании детей, не пытаются
найти причины своих неудач, осознать результаты своих действий, посмотреть
глазами ребенка на создавшееся положение и искать пути исправления его.
Психологические исследования свидетельствуют, что жалобы родителей на
непослушание и упрямство детей – результат того, что родители не учитывают
возрастных особенностей детей, чрезмерно строги либо либеральны к ним,
непоследовательно и в не приемлемой для ребенка форме предъявляют ему свои
требования, не владеют методами наказания и поощрения, требуют от детей
выполнения действий, которых они сами избегают.
Возникновение сложной педагогической ситуации в процессе семейного
воспитания обусловлено множеством причин.
Вопрос о роли личного примера, казалось бы, окончательно утвердился в
сознании общества. Несмотря на это, данное положение не стало основным
принципом в индивидуальной практике части родителей.
Когда родители наказывают детей за проступок, а сами поступают
аналогичным образом, это вызывает у ребенка чувство протеста и неуважения к
родителям. Некоторые родители считают, что в ребенке можно воспитать те
качества, которыми сами они не обладают. Для этого лишь необходимо
педагогически верно действовать. Одной из типичных ошибок, которые
допускают родители при воспитании детей, является игнорирование возрастных
изменений, происходящих в ребенке, а это вызывает различные формы
негативизма подростка.
Наибольшую сложность для родителей представляет предъявление ребенку
правильных и последовательных требований. Непоследовательность в
требованиях подрывает авторитет взрослых.
В некоторых семьях у родителей нет единого мнения по вопросу о том, что
допустимо, а что нет в поведении ребенка. Например, мать считает допустимым
беспричинный пропуск школьных занятий, а для отца это трагедия. Если же
родители начинают отстаивать свои позиции в присутствии ребенка, это
подрывает их авторитет, обесценивает их слова.
Родители часто не согласны друг с другом в выборе и использовании
методов наказания и поощрения ребенка.
Психологический смысл наказания, как отмечает А.С.Макаренко, состоит в
переживании вины.(33,1983г.) Наказание имеет воспитательное значение тогда,
когда ребенок переживает свой поступок, жалеет о том, что доставил
неприятности людям, неправильно поступил, и поэтому наказание он
воспринимает как утверждение справедливости. В таком случае конфликт между
родителем и ребенком не возникает, напротив, ребенок чувствует, что
родитель сам огорчен необходимостью наказать его. В остальных случаях мера
наказания не достигнет цели. Если ребенок не испытывает чувства вины за
содеянное, если считает, что его действия не задели ничьих интересов и
морально оправданы, тогда наказание обернется источником конфликтов. Цель
воспитания требует заставить ребенка подумать о совершенном им проступке и
только после этого прибегать к наказанию. Или, в противоположном случае,
когда в данной ситуации необходима прежде всего строгость, и воспитатель
вынужден использовать свои права, тогда по прошествии определенного
времени, в более благоприятной обстановке родитель все-таки должен
объяснить ребенку, почему он прибег в том случае к мерам наказания.
Проблема наказания чрезвычайно сложна и требует ответа на множество
вопросов: когда прибегать к наказанию, какие формы наказания более
результативны, каким требованиям должно отвечать наказание, чтобы был
достигнут желаемый эффект, чему отдавать предпочтение – наказанию или
поощрению и т.д.
Для хорошего воспитателя наказание – дополнительное средство
воздействия на ребенка. В процессе воспитания он, в основном, использует
поощрение. Разве всегда необходимо наказание, если ребенок ведет себя
неверно? В различных конкретных ситуациях можно использовать множество
других средств и методов.
Большинство родителей считает, что следует всегда строго требовать у
детей ответа за их поведение. Когда ребенок заслуживает наказания,
взрослый, как правило, раздражен и озлоблен, он во власти эмоций и уже
совсем не думает о педагогическом, воспитательном значении своих поступков.
В практике семейного воспитания родители используют наказание не как
средство восстановления справедливости и воспитания ребенка, не как
логический результат пробуждения у ребенка чувства вины и обязательности
наказания за содеянное, а как разрядку для волнующих их эмоций, как
средство самоуспокоения. Очень часто в этих условиях наказание придает
неверное направление последующему развитию воспитательного процесса.
Наказанию должно предшествовать понимание душевного состояния ребенка,
причин, лежащих в основе его поведения; наказание не должно унижать,
уважение к личности ребенка должно проявляться даже тогда, когда его
наказывают. Ребенок должен чувствовать его не только в содержании слов,
обращенных к нему воспитателем, но и в их интонации, в мимике говорящего.
Действенность наказания обуславливается и тем, насколько авторитетна для
ребенка личность, его наказывающая. Наказание становится малоэффективным,
если оно применяется часто, а также в случае, если при наказании
игнорируются единые критерии (за одну и ту же провинность то наказывают, то
нет; или же наказание бывает иногда строже, иногда мягче).
В теории и практике воспитания известны различные виды наказания:
наказание-упражнение, наказание-ограничение, наказание-порицание, условное
наказание, наказание путем изменения отношения к воспитаннику. Все эти
формы могут считаться эффективными, если достигают основной цели наказания,
- сдерживают неприемлемое поведение и в то же время повышают стимул
положительного поведения.
Следует отметить, что большинство родителей при наказании ребенка
ставит перед собой лишь первую часть цели. Для них главное – сразу пресечь
неприемлемое поведение. О том же, что последует за принятыми ими мерами в
недалеком будущем, они не думают.
Хотим задержать внимание на отдаленных результатах наказания. В связи с
этим сравним физическое и так называемое психологическое наказание.
Что происходит в случае психологического наказания?
Мать, которая с заплаканными глазами говорит ребенку, что он не
оправдал ее надежд, может заставить его острее переживать свою вину, чем
побои, и пробудит в нем чувство стыда, виновности, решение вести себя
лучше.
Интересно высказывание В.Г.Белинского о наказании: «Строгий выговор,
холодное вежливое обращение, косвенный взгляд, деликатное указание…вот виды
наказания, результат которых следует признание вины, сожаление, слезы и
исправление». (22,1989г.)
Особо хотим отметить не только безрезультатность, но и вред, которые
наносят личности физические меры наказания. Битье озлобляет ребенка, а,
будучи озлобленным и обиженным, трудно осознать и объективно оценить
содеянное. У ребенка появляется страх и ненависть к тому, кто несправедлив
и физически наказывает его. В подходящий момент он пытается сделать что-то
худшее или же проявить агрессивность по отношению к слабому, чтобы показать
свою силу. Подобное наказание может принести и совершенно другие
результаты: у ребенка формируется рабски покорный характер. Это зависит от
индивидуальности каждого отдельного ребенка.
От таких родителей дети усваивают: не будь агрессивен по отношению к
родителям, поскольку они могут наказать тебя, будь агрессивен к тем, кто
младше, слабее или зависит от тебя (так же, как это делают родители). Одним
словом, физическое наказание учит ребенка только тому, как наказывать
других.
Иногда говорят, что наказание – реакция на агрессию ребенка, что
агрессия является причиной, а наказание – результатом. Однако если
задуматься, увидим, что дело обстоит противоположным образом. Наказание
рождает детскую агрессию.
Но, независимо от того, порождает ли наказание детскую агрессию либо
наоборот, детская агрессия влечет за собой наказание, ясно, что наказание
ребенка, связанное с созданием агрессивной модели поведения, повысит
уровень агрессивности, а это послужит для родителя стимулом к увеличению
насилия.
Одной из причин возникновения сложной педагогической ситуации является
игнорирование значения взаимоотношений в деле формирования будущей
личности. Воспитательная атмосфера в семье может быть полярно различной.
Так, например, есть семьи, где господствует авторитарный стиль, и рядом с
ним семьи, в которых царит либеральная атмосфера.
В данном разделе нашей дипломной работы мы рассмотрели понятие
«педагогические отношения». Описали ошибки, допускаемые родителями в
процессе воспитания детей, Затронули проблему наказания, рассмотрели его
виды, а также психологический смысл. Описали взгляды на наказание
А.С.Макаренко и В.Г.Белинского.
Итак, в первой главе дипломной работы нами было дано понятие «сложная
педагогическая ситуация». Мы рассмотрели, как его обосновали выдающиеся
педагоги и психологи в своих трудах, такие как А.С.Макаренко,
В.А.Сухомлинский, Л.С.Алексеева, Н.И.Болдырев, М.М.Поташник и Б.З.Вульфов,
Ю.П.Азаров, В.А.Кан-Калик и многие другие. Эти авторы с различных точек
зрения изучали различные стороны воспитания. Мы выделили из
вышеперечисленных авторов тех, которые в своих трудах изучали сложные
педагогические ситуации.
Далее нами был рассмотрен ведущий фактор возникновения и развития
сложных педагогических ситуаций – внутрисемейные отношения, и как
происходит воспитание ребенка в семье, о влиянии на формирование личности
различных трудностей, возникающих в процессе воспитания.
Для выяснения характера взаимоотношений родителей и детей и семейных
ситуаций вообще мы провели специальное исследование с помощью методики КРС
и анкетирования и тестирования родителей и детей.
Опираясь на теоретические положения, мы переходим к практическому
исследованию и разработке различных методов и приемов работы по данной
актуальной проблеме. О ходе исследования и его результатах речь пойдет во
второй главе дипломной работы.
Глава 2. Изучение сложных педагогических ситуаций в процессе
семейного воспитания.
2.1. Методы и методики изучения сложных педагогических ситуаций в процессе
семейного воспитания.
Мы изучаем сложные педагогические ситуации в процессе воспитания детей,
а именно, отношение к воспитанию в семье младшего школьного возраста. Для
этого мы планируем провести исследование.
Для определения состояния внутрисемейных отношений мы используем
методику «Кинетический рисунок семьи» Бернса Р.С., Кауфмана С.Х. Используя
Методику КРС, следует иметь в виду, что каждый рисунок является творческой
деятельностью, не только отражающей восприятие своей семьи, но и
позволяющей ребенку анализировать, переосмыслять семейные отношения.
Поэтому рисунок семьи не только отражает настоящее и прошлое, но также
направлен на будущее: при рисовании ребенок интерпретирует ситуацию, по-
своему анализирует проблему актуальных семейных отношений. Детские
представления, суждения по поводу осмысления семьи и собственной роли в ней
вызывают своеобразные внутренние и внешние реакции, так называемые
«странности». Понять до конца их можно только тогда, когда знаешь
особенности и механизм детского мышления. Поэтому в данном случае
индивидуальное изображение семьи – это просто тематический рисунок, но и
довольно обоснованная методика исследования межличностных отношений
ребенка.
Методики КРС состоит из 2-х частей:
- рисование своей семьи
- беседа после рисования
Для выполнения задания ребенку дается стандартный лист бумаги для
рисования, карандаш, ластик. Ребенок рисует приблизительно 30 минут.
Инструкция: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы ее члены были
чем-либо заняты». На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо
указаний, например: «Можешь рисовать, как хочешь».
Во время рисования экспериментатор записывает все спонтанные
высказывания ребенка, следит за его мимикой, жестами, а также фиксирует
последовательность рисования, сколько раз перерисовываются объекты,
задержки в рисовании более 15 сек. После того, как рисунок закончен, с
ребенком проводится беседа по следующей схеме:
- Кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи?
- Где работают и ли учатся члены семьи?
- Как в семье распределяются семейные обязанности?
- Каковы взаимоотношения ребенка с другими членами семьи?
- Кто придумал эту деятельность, если она совместная?
- Какие чувства испытывают люди на рисунке, кто самый счастливый, кто
несчастный?
В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и
содержательные особенности рисунка. Формальным считается качество линий,
расположение объектов рисунка, стирание всего рисунка или его отдельных
частей, затушевывание отдельных частей рисунка. Содержательными
характеристиками являются изображаемая деятельность членов семьи, их
взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке.
При интерпретации КРС основное внимание обращается на следующие
аспекты:
а) анализ структуры рисунка (сравнение состава реальной и нарисованной
семьи, расположение и взаимодействие членов семьи на рисунке);
б) анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи (различия в стиле
рисования, количество деталей, схема тел отдельных членов семьи); анализ
процесса рисования (последовательность рисунка, комментарии, паузы,
эмоциональные реакции во время рисования).
Выделяется 5 основных групп в зависимости от сложившихся внутрисемейных
Страницы: 1, 2, 3, 4
|