Самооценка
Самооценка
ПЛАН
Введение.
1. Направленность личности старшеклассников.
2. Формирование самооценки.
3. Самосознание: «открытие Я».
4. Роль самооценки в самовоспитании старшеклассников.
5. Влияние взаимоотношений с родителями, учителями на самооценку старших
школьников.
6. Влияние взаимоотношений со сверстниками на формирование самооценки
старших школьников.
Вывод.
Список литературы.
ВВЕДЕНИЕ
У старших школьников завершается подготовка к самостоятельной жизни,
формирование ценностей, мировоззрения, выбор профессиональной деятельности
и утверждение гражданской значимости личности. В результате и под
воздействием этих социально-личностных факторов перестраивается вся система
отношений старшеклассников с окружающими их людьми и изменяется его
отношение к самому себе. Из-за этой социальной позиции изменяется его
отношение к школе, к общественно полезной деятельности и учёбе,
устанавливается определённая взаимосвязь между интересами будущей
профессии, учебными интересами и мотивами поведения. Также особое внимание
следует уделить и роли взаимоотношений с другими людьми, окружающими
ребенка. Отношение к другим людям и к деятельности в свою очередь
обуславливает отношение человека к собственной личности, к самому себе.
Правильное, оценочное отношение к другому человеку, является основным
условием самооценки.
1. Направленность личности старшеклассников.
Н.Ф. Добрынин пишет: «Юношескому возрасту присущи своеобразные черты.
Прежде всего надо отметить некоторые особенности роста и физического
развития в этом возрасте. Заметное преобладание увеличения роста над
приростом веса уже к концу подросткового возраста постепенно уменьшается…
У юноши при нормальных условиях жизни уже нет диспропорции отдельных
частей тела, нет свойственной подростку неуклюжести и несоразмерности
движений… Постепенно исчезают беспокойства и те трудности, которые типичны
для первого периода полового созревания. Последний перестаёт быть тем новым
и неожиданным, во многом пугающим и смущающим. Новые впечатления,
беспокойства подростка, уже не являются непонятными и необычными, к ним
юноша привык, они беспокоят но меньше, хотя, понятно, острота их полностью
не исчезает. Трата энергии, вызванная предыдущем возрастом в связи с этим,
а также в связи с тем, что прирост веса становится больше относительно
прироста роста, значительно уменьшается, внутренние силы всё больше
увеличиваются.»
Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что для юношеского периода
физические данные уже не представляют той первостепенной важности как в
предыдущем возрасте. Они не теряют своей актуальности, а как бы отходят на
второй план. На первый план выходят внутренние качества.
Об этом же писал и И.С.Кон. Он говорил о том, что на первой место
ставятся умственные способности, знания, умение, навыки. Человек понимает,
что внешность можно улучшить с помощью косметики… прически, занятий
спортом, скрыть недостатки. Но при этот в человеке остается его внутреннее
содержание. Юноша начинает ценить не только внешность, но и внутреннее
содержание. И его ровесники больше внимания обращают уже не на внешность, а
на личные качества человека. В этом возрасте человек начинает оценивать
других по пословице: «По одёжке встречают, по уму провожают».
2. Формирование самооценки.
Рост самосознания - это характерная особенность личности старшего
школьника. Уровень самосознания определяет и уровень требования старших
школьников к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более
критичными, предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого и
сверстника.
Особенно высокие требования учащиеся предъявляют к моральным,
нравственным качествам одноклассников. В.Ф.Сафин изучал особенности оценки
старшеклассников морально-волевых качеств своих сверстников. Оказалось, что
старшеклассники в оценке свойств своих одноклассников моральные качества
предпочитают волевым. Так, восьмиклассники только в 57% случаев отдают
предпочтение моральным качествам, десятиклассники же 72% случаев. Это
создаёт благоприятную почву для формирования моральных установок, чувств
старшеклассников.
Обнаружили и половые различия в оценке личностных качеств.
Подавляющее большинство девушек оценивают своих товарищей
преимущественно по моральным свойствам. У юношей эта тенденция выражена
менее ярко. Однако и у юношей по мере перехода из класса в класс количество
таких оценок увеличивается.
В том же исследовании учащимся 8-х - 10-х классов предлагалось оценить
в баллах рад проявляющихся в поведении своих сверстников моральных качеств.
Оказалось, что восьмиклассники в целом дают более высокие оценки, чем
десятиклассники, это объясняется тем, что десятиклассники предъявляют более
высокие требования к морально-волевым качествам. Учителя оценивают те же
самые качества восьмиклассников на 0,2-0,3 балла ниже, а десятиклассники на
0,3-0,4 балла ниже. Это говорит о взрастающей в процессе формирования
старшего школьника самокритичности. Для личности старшего школьника, как
показывают исследования, самооценка имеет большую значимость, что говорит о
высоком уровне самосознания.
В самооценке старшеклассники проявляют известную осторожность. Они
охотнее говорят о своих недостатках, чем о достоинствах. И девушки и юноши
называют у себя и ‘вспыльчивость’, ‘грубость’, ‘эгоизм’. Среди
положительных черт наиболее часто встречаются такие самооценки: ‘верен в
дружбе’, ‘не подвожу друзей’, ‘помогу в беде’, то есть на первый план
выступают те качества, которые важны для установки контактов со
сверстниками, или те, которые этому мешают (вспыльчивость, грубость, эгоизм
и т.д.)
Завышенная самооценка заметно обнаруживается в преувеличении своих
умственных способностей. Это проявляется по-разному: кому легко даётся
учёба, считают, что и в любой умственной работе они будут на высоте
положения; те, кто выделяются успехами по определённому предмету, готовы
верить в свой специальный талант; даже слабо успевающие ученики обычно
указывают на какие-то другие свои достижения.
И.С.Кон подметил: «Чем важнее для личности оцениваемое свойство, тем
вероятнее включение в процесс самооценки механизмов психологической защиты.
По данным Я.П.Коломинского, старшеклассники, отвергнутые сверстниками,
склонны преувеличивать свой групповой статус, пусть своё положение в
коллективе более благоприятным, чем оно есть на самом деле».
Так же, как и завышенная самооценка, заниженная самооценка
неблагоприятно действует на старшеклассника. Возникает чувство
неуверенности, страха, апатии. В этой ситуации таланты и способности не
будут развиваться, и могут вообще не проявляться.
Самооценка - это осознание собственной идентичности независимо от
меняющихся условий среды. В основе самооценки лежит самосознание, так как
на определённой ступени развития самосознание становиться самооценкой.
Самосознание - это знание к себе, отношение к этому знанию и как результат
отношение к себе и проявляется оно в виде самооценки.
3. Самосознание: «открытие Я».
Говоря о самооценке, нельзя не упомянуть об образе «Я»
старшеклассников, как о необходимом условии формирование полноценной
личности. Кон писал: «Рост самосознания и интереса к собственному «Я» у
юношей связан не только с половым созреванием, как считала биогенетическая
школа в психологии. Ребёнок рос, менялся, набирал силу и до переходного
возраста, и тем не менее это не вызывало у него тяги к интроспекции. Если
это происходит теперь, то прежде всего потому, что физическое созревание
является одновременно социальным симптомом, знаком повзросления,
возмужания, на которое обращают внимание и за которым пристально следят
другие, взрослые и сверстники. Противоречивость положения подростка,
изменение его социальных ролей и уровня притязаний - вот что в первую
очередь актуализирует вопрос: «Кто Я?»
В этот период происходит переход от внешнего управления к
самоуправлению. Но всякое управление предполагает наличие информации об
объекте. Отсюда при самоуправлении должна присутствовать информация
субъекта о самом себе, то есть самосознание. Размышляя, он начинает
понимать, что у каждого человека должна быть своя цель в жизни. Для того
чтобы её добиться, нужно улучшить себя, развивать в себе хорошие
положительные качества. Чёткая дифференцированная самооценка предполагает
сравнительно чёткое осознание и выделение тех областей, в которых могут
быть достигнуты высокие результаты, и тех, в которых человек не может
претендовать на высокие результаты, чёткое выделение своих сильных и слабых
сторон.
Ценнейшее приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего
мира. Открытие своего внутреннего мира очень важное, радостное и волнующее
событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний.
Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на
других приходит чувство одиночества. Юношеское «Я» ещё неопределенно,
расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство
или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить.
Отсюда растёт потребность в общении и одновременно появляется
избирательность общения, потребность в уединении.
Становление личности включает в себя также становление относительно
устойчивого образа «Я», то есть целостного представления о самом себе.
Образ «Я» - сложное психологическое явление, которое не сводится к простому
осознанию своих качеств или совокупность самооценок. Вопрос «кто я такой?»
подразумевает не столько самоописание, сколько самоопределение: «Кем я могу
и должен стать, каковы мои возможности и перспективы, что я сделал и ещё
могу сделать в жизни?»
«Юноша хорошо понимает, что всякое вмешательство в жизнь возможно
только в условиях общества, в условиях коллективной деятельности, отсюда
потребность в общении связывается у него с жизнь коллектива. – пишет
Добрынин. – Именно коллектив даёт ему возможность проявить не только свои
способности, но даёт ему и уверенность в возможности тех изменений,
которые кажутся ему нужными. Дружный коллектив всё больше воспринимается им
как та сила, с помощью которой можно всего добиться.
Вместе с тем коллектив требует постоянной работы над самим собой,
познание самого себя, своих способностей и своих возможностей и овладение
этими возможностями, овладение самим собой, своей волей, своими чувствами и
стремлениями. Самопознание всё больше связывается с возможностями такого
овладения самим собой. И юноша всё большее значение придаёт развитию своей
воли. Он задумывается над особенностями своего характера, так как
возможностей его проявления у него значительно больше, а умение оценивать
собственные силы и умение понимать, как нужно развивать эти силы становится
более осознанными. Он начинает понимать, как нужно формировать свой
характер и развивать свои способности.
Вместе с тем он всё больше и больше начинает разбираться в
достоинствах и недостатках других людей, в особенности своих товарищей, в
тесном общении с которыми формируется его личность, с которыми он делится
своими мнениями, желаниями, в спорах с которыми ищет и добивается истины.
Критика и самокритика являются типичными для этого возраста. Они должны
быть направлены в нужную сторону и не переходит в мелкие распри и обиды».
4. Роль самооценки в самовоспитании старших школьников.
Высокий уровень развития самосознания старшего школьника, в свою
очередь, приводит к самовоспитанию.
Потребность в самоопределении побуждает старшего школьника
систематизировать и обобщать свои знания о себе.
Юноши и девушки стараются, стремятся глубже разобраться в своём
характере и своих чувствах, в своих действиях и поступках, правильно
оценивать свои особенности. Однако самовоспитание старших школьников
сталкивается с большими трудностями, так как этому возрасту свойственны
серьёзные противоречия. Наиболее типичные из них:
1. Стремление проявлять волевые усилия в самовоспитании и в то же время не
всегда положительное отношение к конкретным приёмам самовоспитания, который
рекомендуют взрослые;
2. Чуткость, восприимчивость к нравственной оценке своей личности со
стороны коллектива и стремление показать равнодушие к этой оценке,
действовать по-своему («Подумаешь, дают советы, я и сам знаю, как жить»);
3. Стремление к идеалу и принципиальность в больших, ответственных делах и
беспринципность в малом, незначительном;
4. Желание формировать стойкость, выдержку, самообладание и в то же время
проявление детской непосредственности, импульсивности в поведении, речи,
тенденции к преувеличению собственного горя, незначительной неприятности.
Роль самооценки в самовоспитании может быть как положительной, так и
отрицательной. Адекватная самооценка позволяет правильно выбрать юноше те
личные качества, которые следует развивать в себе, воспитывать. Он
правильно будет оценивать свои умственные и физические способности, не
занижая их и в то же время не завышая. Неадекватная заниженная самооценка
тоже будет давать положительный результат, так как старший школьник будет с
большей строгостью относиться к себе, с большей настойчивостью добиваться
улучшения своих личных качеств, искать своё место в жизни. А вот
неадекватная завышенная самооценка будет давать совсем противоположный
результат по сравнению с адекватной и неадекватной заниженной самооценкой.
Завышенная самооценка обнаруживается в преувеличении своих умственных
способностей и не только. Старшеклассник готов верить, что в любой
умственной работе он будет на высоте положения. То же будет и с успехами в
спорте, с признанием его окружающими, хотя на самом деле это будет всего
каким-то единичным случаем. Всё это приведёт к отсутствию стремления к
самовосприятию. Юноша будет считать, что у него нет недостатков, а если и
есть, то они незначительны по сравнению с достоинствами.
5. Влияние взаимоотношений с родителями и учителями на формирование
самооценки старших школьников.
Из факторов социализации, рассматриваемых по отдельности, самым важным
и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка
общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он
наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальные условия, род
занятий, материальный уровень, образование родителей, в значительной мере
предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного,
целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка
воздействует вся внутренняя атмосфера, причем эффект этого воздействия
накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.
Нет практически ни одного социального и психологического аспекта
поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий
в настоящем или в прошлом. Но меняется характер этой зависимости. Так, если
в прошлом школьная успеваемость ребёнка и продолжительность его обучения
зависела главным образом от материального уровня семьи, то теперь этот
фактор менее влиятелен. Зато огромную роль играет уровень образования
родителей.
Так же сильно влияет на судьбу подростков и юношей состав семьи и
характер взаимоотношений между её членами. Неблагоприятные семейные условия
характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков.
Значительное влияние на личность подростка оказывает его стиль
взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным
положением.
Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются
обычно при демократическом стиле воспитания. Этот стиль в наибольшей
степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и
социальной ответственности. Поведение ребёнка направляется в этом случае
последовательно и вместе с тем четко и рационально.
Крайние стили воспитания, независимо от того авторитарный ли это
стиль, или попустительский, дают плохие результаты. Авторитарный стиль
вызывает отчуждение у детей от родителей, чувство своей незначительности и
нежелательности в семье. Родительские требования, если они кажутся
необоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо апатию и
пассивность. Попустительский стиль воспитания вызывает у подростка
ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные и
незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и
идентификации, а другие влияния - школы, сверстников, средств массовой
информации не могут восполнить этот пробел, оставляя ребёнка без
надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире.
Ослабление родительского внимания и его гипертрофия, способствует
формированию личности со слабым «Я».
Как ни велико влияние родителей на формирование личности, пик его
приходится не на переходный возраст, а на первые годы жизни. К старшим
классам взаимоотношения с родителями давно уже сложились, и «отменить»
эффект прошлого опыта не возможно.
К старшим классам автономия в поведении, как правило, уже достаточно
велика: старшеклассник самостоятельно распределяет своё время, выбирает
друзей, способы досуга и т.д. В семьях с более или менее авторитарным
стилем общения эта автоматизация иногда вызывает острые конфликты.
Поведение и запросы этих старшеклассников почти автономны, поскольку
желания их совпадают с мнениями родителей лишь в 10% случаев. Тем не менее
дети уверены, что их желаниям будет отдано предпочтение.
Степень идентификации с родителями в юности меньше, чем в детстве.
Хорошие родители, тем не менее остаются для старшеклассников важным
эталоном поведения. Однако родительский пример уже не воспринимается так
абсолютно и некритично, как в детстве. У старшеклассников есть и другие
авторитеты, кроме родителей. Чем старше ребёнок, тем вероятнее, что идеалы
он находит не только в ближнем окружении, но и в более широком кругу лиц:
общественно-политические деятели, герои книг, кино и т.д. Зато все
недостатки и противоречия в поведении близких и старших воспринимаются
остро и болезненно. Особенно это касается расхождения слова и дела. Сами
старшеклассники отмечают, что они замечают существенные расхождения между
тем, чему их учат родители, близкие родственники и учителя, и тем, как они
поступают в повседневной жизни. Это не только подрывает авторитет взрослых,
но и является практическим уроком приспособленчестве и лицемерия.
«Значимость» для юношей и девушек их родителей и сверстников
принципиально неодинакова в разных средах деятельности. Наибольшая
автономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в среде
досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентаций.
Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в своих родителях
друзей и сверстников. При всей их тяге к самостоятельности, юноши и девушки
остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Многие волнующие их
темы они вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как им мешает
самолюбие. Семья же остаётся тем местом, где подросток и юноша чувствуют
себя наиболее спокойно и уверенно.
На ровне с семьёй можно поставить и школу, так как в этом возрасте
имеет большое значение окружение юноши вне семьи.
Учение - ведущая деятельность старшеклассника. Но мотивы учения с
возрастом меняются. Для старшеклассника учёба, приобретение знаний
становится теперь прежде всего средством подготовки к будущей деятельности.
Но далеко не у всех. Старшеклассники определяют школу более функционально,
как «учебное заведение, где дают знания и воспитывают из нас культурных
людей».
Круг интересов и общения старшеклассников всё больше выходит за
пределы школы, делая её только частью, но существенной частью, его
окружающего мира. В средних классах школьников, главные интересы которых
сосредоточены вне школы, сравнительно не много, и такие факты
воспринимаются как тревожный сигнал. В девятых, десятых классах это уже
статистически нормальное явление. Школьная жизнь рассматривается как
временная, имеющая ограниченную ценность. Хотя старшеклассники ещё
принадлежат школе, референтные группы, с которыми он мысленно соотносит
своё поведение , всё чаще находятся вне её.
Значительно более сложными и дифференцированными становятся в
юношеском возрасте отношение к учителям и с учителями. Как и родители,
учитель имеет в сознании ребёнка несколько «ипостасей», соответствующих
выполняемым учителем функциям:
. замена родителей;
. власть, распоряжающаяся наказаниями и поощрениями;
. авторитетный источник знаний в определённой области4
. старший товарищ и друг.
В принципе старшеклассник готов удовлетвориться более или менее
специализированными отношениями интеллектуального порядка. Учитель, который
отлично знает и преподаёт свой предмет, пользуется уважением, даже если у
него нет эмоциональной близости с учениками. Вместе с тем старшекласснику
очень хочется встретить в лице учителя настоящего друга, причём уровень его
требований к такой дружбе всегда высок.
Привязанность к любимому учителю часто имеет характер страстного
увлечения и безоговорочной преданности. Но таких привязанностей не может
быть много. У большинства старшеклассников тесная эмоциональная связь
существует с одним - двумя учителями, и с возрастом этим отношения
становятся всё более избирательными.
Юношеский возраст - не фаза «подготовки к жизни», а чрезвычайно
важный, обладающий самостоятельной, абсолютной ценностью этап жизненного
пути. Будут ли юношеский годы счастливыми и творческими или же останутся в
памяти старшеклассника как заполненные мелкими конфликтами, унылой
зубрёжкой и скукой, -во много зависит от атмосферы, царящей в школе, от его
отношений с учителями.
Психологический последствия школьных конфликтов иногда очень
серьёзны. Преодолеть прошлый отрицательный опыт очень трудно. Поэтому
критические замечания старшеклассников в адрес школы требуют самого
серьёзного к себе отношения.
Родители и учителя, старшее поколение, более взрослые опытные люди
играют основную роль в развитии ребёнка, какими были родители в детстве у
ребёнка, их отношение к нему, таким человек станет и в юношестве, с тем он
и войдёт в жизнь. Какими были у него учителя таким же учителем будет он для
своих детей. Взрослые влияют на формирование личности ребёнка, на
становление его самооценки и определение его личностного «Я».
6. Влияние взаимоотношений со сверстниками на формирование самооценки
старших школьников.
Но это одна сторона , с помощью которой формируется самооценка.
Другая - это окружение сверстников юноши, которое в этом возрасте играет
особенную роль. Желание иметь друзей верных и преданных неизменно открывает
список важнейших жизненных ценностей 15-17-летних, часто опережая среди
таковых даже любовь.
В основе юношеской тяги к дружбе - страстная потребность в понимании
другого, себя другим и самораскрытие. Эта потребность, тесно связанная с
ростом самосознания, появляется уже у подростков, которые жадно ищут
реального или хотя бы воображаемого собеседника.
Для ранней юности типично идеализация друзей и самой дружбы. По
экспериментальным данным, представление о друге в этом возрасте значительно
ближе к идеальному «Я» испытуемого, к его нравственному и человеческому
идеалу, нежели к его представлению о собственном «Я», а связь между идеалом
испытуемого и его друга теснее, чем между его идеалом и образом
собственного «Я».
Друг оказывается единственным человеком, от которого девятиклассник
ждёт более высоких оценок, чем его собственная самооценка. Это можно
считать косвенным указанием на то, что одной из ключевых функций юношеской
дружбы является поддержание самоуважения личности.
Для понимания психологических отличий дружбы взрослых людей от
юношеской дружбы особенно важны три момента: относительное завершение
формирования самопознания; расширение и дифференциация среды общения и
деятельности; проявление новых интимных привязанностей.
Образ «Я», который у юноши ещё только формируется, у взрослого
человека уже сложился в определённую устойчивую структуру. Жизненный опыт
позволяет ему более или менее реалистически оценивать себя, свои достижения
и возможности. Взрослый человек на умеет соизмерять свои притязания с
потребностями, его сознание более предметно, менее эгоцентрично, нежели
юношеское, поэтому потребность в психологическом «зеркале» у него
снижается. Функция самопознания, столь важная в юношеской дружбе, теперь
отходит на задний план, и дружеское общение в значительной мере теряет свою
исповедальность. Чтобы разрешить многие проблемы и трудности, обусловленные
преувеличением собственной уникальности, не похожести на других, юноше
иногда достаточно сказать вслух, поделиться с другом. Проблемы, волнующие
взрослого человека значительно сложнее, простым разговором их не разрешить.
Поэтому его общение с друзьями имеет более предметный характер.
В юности дружба занимает привилегированное положение, поскольку она
складывается, когда у человек нет ещё ни собственной семьи, ни профессии,
ни любимого человека. Единственный «соперник» юношеской дружбы - любовь к
родителям, но эти чувства находятся в разных плоскостях. С появлением
новых, «взрослых» привязанностей дружба постепенно утрачивает своё
привилегированное положение.
Таким образом, в развитии личных отношений есть свои закономерности.
Один вид отношений подготавливает другой, более сложный, но может и
препятствовать ему. Например, слишком тёплые отношения в семье, дающие
застенчивому подростку максимум психологического комфорта, иногда тормозят
его вхождение в общество сверстников, где за положение и понимание надо
бороться. Тесная юношеская дружба порой также создаёт конфликтные ситуации.
Пример - судьба «последнего в компании», который настолько поглощен своими
друзьями и совместной с ними деятельностью, что не ищет других
привязанностей. Его друзья один за другим влюбляются, женятся, а тот, кто
полнее всего идентифицировался с группой как целое, остался один. Он
запоздал с переходом в следующую стадию.
ВЫВОД:
Несмотря на то, что в юности самооценка должна быть адекватна в
большинстве случаев, нельзя забывать и о том, что неадекватная самооценка
встречается. Открытие себя как неповторимо индивидуальной личности
неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности
предстоит жить. Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание
собственного «Я» («Кто я? Какой я? Каковы мои способности? За что я могу
себя уважать?»), а с другой стороны - осознание своего положения в мире
(«Каков мой жизненный идеал? Кто мои друзья и враги? Кем я хочу стать? Что
я должен сделать, чтобы и я сам, и окружающий мир стал лучше?»). Первые
обращенные к себе вопросы ставит, не всегда сознавая это, уже подросток.
Более общие, мировоззренческие вопросы ставит юноша, у которого самоанализ
становится элементов социально-нравственного самоопределения. Этот
самоанализ часто иллюзорен, как во многом иллюзорны юношеские жизненные
планы. Но сама потребность в самоанализе - необходимый признак развитой
личности и целенаправленного самовоспитания.
Список литературы:
1.«Возрастная психология и педагогика»,
под редакцией М.В. Гомезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик, Москва,
«Просвещение», 1984
2.«Психология юношеского возраста»,
И.С. Кон, Москва, 1975
3.Особенности оценки старшеклассниками моральных и волевых качеств своих
сверстников. В.Ф. Сафин, в книге «Психологические проблемы юности», Москва,
1961
4.«Возрастная и педагогическая психология»,
под редакцией А.В. Петровского.
МУРМАНСИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ПО ТЕМЕ: САМООЦЕНКА СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА И ЕЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
СТУДЕНТКИ ГРУППЫ ПК-3
РАКОВОЙ ТАТЬЯНЫ
2000 г.
|