Самосознание подростков с ограниченными возможностями
- 90,1, а в экспериментальной - 85,4 (р«0,4) (см. табл.2.1.1.).
40
Таблица
2.1.1.
Средние значения самооценки и уровня притязаний в экспериментальной и
контрольной группах
|Исследуемый |Среднее значение |Среднее значение по фактору пола |
|фактор | | |
| |В эксп. |В контр |В |В контрольной группе|
| |группе |группе |эксперементаль-ной | |
| | | |группе | |
| | | |Мальчики |Девочки |Мальчики |Девочки |
|Уровень |85,4 |90,1 |85,0 |85,2 |91,0 |87,1 |
|притязаний | | | | | | |
|Самооценка |64,3 |66,2 |67,5 |60,5 |73,4 |57,7 |
|(СО) | | | | | | |
|Расхождение |21,1 |23,9 |17,5 |24,7 |17,6 |29,4 |
|между УПР и | | | | | | |
|СО | | | | | | |
Расхождение между средними значениями уровня притязаний и самооценки для
обеих групп умеренное (р«0,4), соответственно - 21,1 в экспериментальной
группе и 23,9 в контрольной.
Рассмотрим исследуемые факторы по параметрам (см прилож. 6):
По фактору здоровья у подростков инвалидов наблюдалось сильное
расхождение между уровнем притязания и самооценкой (27,7), а у здоровых
подростков умеренное расхождение (17,9) (р~0,4) Это указывает на то, что
подростки с ограниченными возможностями хотят обрести полноценное здоровье.
В качестве личностных ценностей этот фактор детерминирует высокую
значимость и является результатом общего благополучия.
По фактору: уверенности в себе, наблюдается сильное расхождение между
средними значениями в экспериментальной (24,2) и в контрольной группах
41
(27,7). По показателям внешности так же имеются существенные расхождения в
группе здоровых (20) и подростков с ограниченными возможностями (20,1). Это
говорит о наличии сильных негативных переживаний по поводу своей внешности
и с неуверенностью в своих силах (р~0,38).
При оценке по шкалам «ум, способности» у подростков из обеих групп
неадекватность резко возрастает в сторону завышенных оценок.
Так, фактор авторитарности показал, что у контрольной группы расхождения
выше, чем у экспериментальной группы (15,5 и 25,5). Это свидетельствует о
том, что подростки хотели бы видеть себя самостоятельными, относительно
независимыми от мнения окружающих.
Сравнение среднего значения уровня притязаний среди мальчиков-инвалидов и
здоровых показало их видимые отличия (р~0,4): 85,0 и 91,0. У девочек
экспериментальной и контрольной групп данные параметры существенно не
отличаются (р«0,7) и равны соответственно 85,2 и 87,1 (см. табл. 2.1.1).
Это указывает на желание подростков быть «выше» и лучше других.
Анализ уровня самооценки по фактору пола показывает, что самооценка
мальчиков экспериментальной и контрольной групп (67,5 и 73,4) несколько
выше среднего значения самооценки девочек (60,5 и 57,7) соответственно
экспериментальной и контрольной групп. При этом их отличия несущественны (Р
-0,4).
Расхождение уровня притязания по 7 параметрам методики по фактору пола
показал, что для мальчиков и девочек экспериментальной и контрольной групп
незначительно (р« 0,4). Для мальчиков расхождение между средними значениями
уровня притязаний и самооценки составили 17,5 для инвалидов и 17,6 - для
здоровых. У девочек эспериментальной группы расхождение между самооценкой и
уровнем притязаний 24,7, а у их здоровых сверстниц 29,4.
Из диаграммы 2.1.1. видно, что у 60% здоровых и 80% подростков с
ограниченными возможностями выявлен очень высокий уровень притязаний.
42
А диаграмма распределения уровня самооценки по группам значений для
экспериментальной и контрольной выборок (рис. 2.1.2.) показывает, что
низкая самооценка была выявлена у 37% подростков с ограниченными
возможностями и у 33% их здоровых сверстников. Завышенная самооценка была
выявлена одинаково как в экспериментальной группе, так и в контрольной -
22%.
[pic]
Рис. 2.1.1. Распределение уровня притязаний по группам
значений для экспериментальной и контрольной групп
Так в контрольной и экспериментальной группах уровень самооценки низкий,
а уровень притязаний очень высокий.
Следовательно, у детей-инвалидов и их здоровых сверстников неадекватная
самооценка и высокий уровень притязаний могут привести к выбору слишком
трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в
своих силах, тенденции избегать ситуации соревнования, не критичности в
оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т.п.
43
[pic]
Рис.2.1.2. Распределение уровня самооценки по группам значений
для экспериментальной и контрольной групп.
Наши экспериментальные данные частично подтверждают точку зрения О.Л.
Романовой [25;98], результаты исследования которой показывают, что дети
-инвалиды, в отличии от своих здоровых сверстников имеют неадекватную
самооценку и высокий уровень притязаний. А наши результаты демонстрируют,
что как и большинство подростков инвалидов, так и их здоровых сверстников
имеют неадекватную заниженную самооценку и очень высокий уровень
притязаний. То есть оценка в экспериментальной и контрольной группах
давалась не действительная , а желаемая.
2.2. Исследование уровня рефлексии и самосознания здоровых
и подростков с ограниченными возможностями
Традиционным и наиболее адекватным методом для изучения самосознания
здоровых подростков и подростков с ограниченными возможностями является
методика «Личностный дифференциал» (см.прилож.7,8). По методике проведен
сравнительный анализ показателей оценки, силы, активности в
экспериментальных и контрольных группах. Результаты методики «Личностный
дифференциал» отражают самооценку качеств личности и характер.
.
44
Таблица 2.2.1
Сравнительный анализ показателей оценки, силы, активности в
экспериментальной и контрольной группах
|Исследуемый |Среднее значение |Среднее значение по фактору пола |
|фактор | | |
| |В эксп. |В контр |В |В контрольной группе|
| |Группе |Группе |эксперементаль-ной | |
| | | |группе | |
| | | |Мальчики |Девочки |Мальчики |Девочки |
|Оценка |4,7 |4,8 |1,6 |1,8 |1,7 |1,8 |
|ско |1,8 |2,2 |0,7 |0,9 |0,6 |0,5 |
|Сила |2,3 |3,6 |1,2 |0,2 |1,1 |1,1 |
|СКО |0,9 |1,3 |0,4 |1,1 |0,7 |0,7 |
|Активность |3 |2,6 |1,1 |0,9 |1,1 |1,2 |
|СКО |1,3 |1,6 |0,8 |1 |0,8 |0,6 |
СКО - среднее квадратичное отклонение
По фактору оценки (О) расхождение по среднему значению между показателями
контрольной и экспериментальной групп не обнаружено (р=1). Обе группы
испытуемых показали значение выше среднего. Это говорит о том, что
испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя как
носителя позитивных, социально желательных характеристик, в определенном
смысле удовлетворен собой. Значение О меньше о или О равное о показали 32%
испытуемых в контрольной группе и столько же в экспериментальной. Это
указывает на критическое отношение к себе как к личности, его
неудовлетворенности собственным поведением, уровнем достижений,
особенностями личности, на недостаточный уровень притязания самого себя.
Распределение показателей оценки, силы, активности в экспериментальной и
контрольной наглядно группах представлено в диаграмме (рис. 2.2.1)
45
[pic]
Рис.2.2.1. Распределение показателей оценки, силы,
активности в экспериментальной и контрольной группах.
Среднее значение О по фактору пола так же не имеет существенных различий.
Выражая в целом достаточное расположение к себе как здоровые подростки ,
так и подростки с ограниченными возможностями готовы признать у себя
наличие отрицательных черт личности. Например, у мальчика в
экспериментальной группе имеются противоречия своего «Я», то есть он
характеризует себя одновременно и как эгоистичного и как отзывчивого.
36% здоровых и 37% подростков с ограниченными возможностями выражают свою
потребность быть самостоятельными и зависимыми от мнения взрослых.
По фактору силы (С) расхождение между показателями контрольной и
экспериментальной группы существенно (р=0,001).
В контрольной группе среднее значение по фактору силы составляет 3,6. Это
говорит об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на
собственные силы в трудных ситуациях. В экспериментальной группе среднее
46
значение - 2,3. Это указывает на неуверенность в себе, недостаточный
самоконтроль, зависимость от внешних обстоятельств и оценок. Собственная
оценка своего «Я» становится для них личностно значимой, эмоционально-
переживаемой.
Значение фактора С меньше 0 или равное 0 показали 2,4% испытуемых в
контрольной группе и 3% в экспериментальной. Это свидетельствует об
астенизации и тревожности.
Расхождение между показателем мальчиков контрольной и экспериментальной
групп незначительны (р=0,8), а между девочками - очень значительны
(р=0,001). Это объясняется тем, что у девочек более низкий уровень развития
волевых качеств, чем у мальчиков.
По фактору активности (А), среднее значение в контрольной группе
составляет 2,6. Это указывает на экстраверсированность личности, высокую
активность, общительность, импульсивность. В экспериментальной группе
среднее значение - 3. Расхождение незначительно (р=0,01).
2,6% испытуемых в контрольной группе и столько же в экспериментальной
показали значение по фактору А меньше О или А равное 0. Это указывает на
интервентированность определенную пассивность, спокойные эмоциональные
реакции.
Подростки из экспериментальной группы испытывают проблемы в общении,
особенно со сверстниками. А в процессе общения подросток приобретает опыт
анализа своих качеств, в сравнении с другими уточняется образ «Я». Это
говорит о недостатке контактов в связи с болезнью.
Вместе с тем у подростков с ограниченными возможностями не наблюдается
обращенность к своему внутреннему миру, что является определяющей
возрастной характеристикой их нормально развивающихся сверстников.
Расхождение между показателем у девочек контрольной и эксперементальной
групп незначительно (р=0,01), между мальчиками расхождений не обнаружено.
47
Таким образом, можно подвести итоги по методике
«Личностный дифференциал»:
4. уровень самоуважения (фактор О) подростков с
ограниченными
возможностями не отличается от здоровых подростков;
5. уровень волевых качеств (фактор С) личности подростков с ограниченными
возможностями ниже уровня волевых качеств здоровых подростков;
6. подростки с ограниченными возможностями и здоровые подростки
практически не отличаются по направленности личности (интроверсия и
экстроверсия) (Фактор А).
Таким образом, полученные данные не подтвердили выдвинутую гипотезу:
по уровню направленности личности подростки - инвалиды не отличаются от
здоровых подростков. В обоих группах равное количество и
интроверсированных и экстраверсированных подростков.
2.3 . Исследование фрустрационной толерантности здоровых
подростков и подростков-инвалидов
Интерпритация теста фрустрационной толерантности Розенцвенга сводилась
к выявлению среднего значения коэффициента социальной адаптации (GCR),
которое у подростков с ограниченными возможностями составило38,7% и
достоверно отличается (р«0,2) от такого у здоровых подростков (36,6%).
Если сравнить этот показатель среди мальчиков и девочек, то его среднее
значение у мальчиков (46,3%) экспериментальной группы будет несколько
выше (р»0,4), чем у мальчиков (36,8%) из контрольной группы, такое же
достоверное отличие (р«0,4) среднего значения коэффициента социальной
адаптации (GCR) характерно и для девочек-инвалидов (39,9%) и здоровых
девочек (36,5%).
Низкое значение коэффициента GCR (до 35,7%) выявлено у 47,6 испытуемых
из экспериментальной группы и у 51,7% испытуемых из контрольной группы.
Для этих подростков характерны конфликты (разного
48
типа) с окружающими людьми, они не достаточно адаптированы к своей
социальной среде.
Анализ результатов исследования показал, что низкие значения
показателя GCR характерны для возраста 12-13 лет, к 15-17 годам значение
этого показателя увеличивается. По-видимому, внутренние конфликты и
недовольство собой подросткового периода по мере развития «Я-концепции»
в старшем школьном возрасте сменяются более позитивно расцениваемыми
представлениями о себе; следовательно, степень социальной адаптации с
возрастом увеличивается.
При изучении оценок 6 факторов в таблице профилей, ответы
обследованных существенно различались (р«0,01).
[pic]
Рис. 2.3.1. Распределение по направлениям реакций для экспериментальной и
контрольных групп.
Рассматривая распределение направлений реакций для экспериментальной и
контрольной групп (см.диаграмму 2.3.1.) необходимо отметить, что чаще
выявлялись экстрапунитивные направления реакций (65,1% испытуемых
экспериментальной группы и у 55,1% контрольной). Этот тип реакций
характерен тем, что реакции направлены на живое и неживое окружение,
49
осуждается внешняя причина фрустрации и подчеркивается ее степень, иногда
разрешения ситуации требуют от другого лица.
Следующая в распределении по числу наблюдений в выборке встречалась у
25,5% подростков- инвалидов и у 27,6% здоровых подростков, - это
импунитивные направления реакций, когда фрустрирующая ситуация
рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое со
временем; обвинение окружающих или себя самого отсутствует.
Реже (у 9,4% подростков с ограниченными возможностями и у 17,3% их
здоровых сверстников) наблюдались интропунитивные направления реакции с
принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации на
себя, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению (см.таблицу 2.3.1. ).
Таблица
2.3.1.
Характеристика направлений реакций у подростков-инвалидов и их здоровых
сверстников
|Направление |Количество |Количество |Количество |
|Реакций |испы-темых (в %) |мальчиков (в %) |девочек (в %) |
| |Экпер. |Контр, |Экпер. |Контр, |Экпер. |Контр, |
| |группа |группа |группа |группа |группа |группа |
|Экстрапунитивные |65,1 |55,1 |67,7 |57,2 |62,1 |53,3 |
|Реакции | | | | | | |
|Импунитивные |25,5 |27,6 |29,4 |17,8 |20,5 |36,6 |
|Реакции | | | | | | |
|Интропунитивные |9,4 |17,3 |2,9 |25 |17,4 |10,1 |
|реакции | | | | | | |
Если рассматривать отличия в направлении реакций по фактору пола,
представленные диаграммой (рис.2.3.2.), то необходимо отметить, что в
ответах мальчиков из экспериментальной группы преобладают
экстрапунитивные
|5|
|0|
реакции (67,7%), на втором месте - импунитивные реакции (29,4%) и лишь у
29% мальчиков преобладают интропунитивные реакции.
[pic]
Рис. 2.3.1. Распределение по направлениям реакций по фактору пола для
экспериментальной и контрольных групп
Среди ответов мальчиков из контрольной группы преобладают также
экстрапунитивные реакции (57,2%), вторую позицию занимают интропунитивные
реакции (25%), а третью - импунитивные реакции (17,8%).
Большинство ответов девочек из эксперементальной группы имеют
эктрапунитивное направление реакции (62,1%), количество ответов, имеющих
интропунитивное (17,4%) и импунитивное (20,5%) направление, практически не
различается. В ответах девочек из контрольной и группы преобладают
51
экстрапунитивные реакции (53,3%), на втором месте - импунитивные (36,6%),
а на третьем - интропунитивные реакции (10,1%).
По типу реакции обследуемые подразделялись так: в экспериментальной
группе у 53,9% испытуемых (см. таблицу 2.3.2.) в ответах чаще преобладал
тип реакции «с фиксацией на самозащите» - активность проявлялась в форме
порицания кого-либо, отрицания или признания собственной вины, уклонения
от упрека; реакции сосредоточены на защите своего «Я».
Таблица
2.3.2.
Сравнительная характеристика типов реакций подростков-
инвалидов и здоровых подростков
|Тип Реакций |Количество |Количество |Количество |
| |испы-темых (в %) |мальчиков (в %) |девочек (в %) |
| |Экпер. |Контр, |Экпер. |Контр, |Экпер. |Контр, |
| |группа |группа |группа |группа |группа |группа |
|« С фиксацией на |53,9 |36,2 |61,7 |46,4 |44,7 |26,7 |
|самозащите» | | | | | | |
|«С фиксацией на|28,6 |31 |29,3 |21,4 |27,4 |40 |
|препятствии» | | | | | | |
|« С фиксацией на |17,5 |32,8 |9 |32,2 |27,9 |33,3 |
|удовлетворении | | | | | | |
|потребности» | | | | | | |
У 28,6% подростков с ограниченными возможностями преобладает тип реакции
«с фиксацией на препятствие», т.е. препятствия, вызывающее фрустрацию,
всячески акцентрируются независимо от того, расцениваются они как
благоприятные, неблагоприятные или незначительные. У 17,5% испытуемых в
ответах преобладает тип реакции «с фиксацией на удовлетворение
потребности», когда существует потребность найти
52
конструктивное решение конфликтной ситуации в форме требования помощи от
других лиц, либо принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, либо
уверенности к ее разрешению.
Распределение типов реакций для экспериментальной и контрольной групп,
представленное диаграммой (рис.2.3.3.) показывает, что в контрольной группе
у36,2% преобладают реакции «с фиксацией на самозащите»; у 32,8% испытуемых
преобладает тип реакции «с фиксацией на удовлетворении потребности», а у
31% преобладают реакции «с фиксацией на препятствии».
[pic]
Рис. 2.3.3. Распределение типов реакций для
экспериментальной и контрольных групп
Анализ диаграммы распределения типов реакции по фактору пола для
экспериментальной и контрольной групп (рис.2.3.4.), показывает, что среди
ответов мальчиков преобладает тип реакции «с фиксацией на самозащите» как в
экспериментальной (61,7%), так и в контрольной (46,4%) группах. У девочек
из экспериментальной группы также преобладают самозащитные реакции
53
(44,7%). А у девочек из контрольной группы чаще всего встречаются ответы «
с фиксацией на препятствии».
[pic]
Рис. 2.3.4. Распределение типов реакций по фактору
пола для экспериментальной и контрольных групп
Таким образом, подводя итог анализу результатов
диагностики фрустрационной толерантности, необходимо отметить, что:
1. среднее значение коэффициента социальной адаптации в экспериментальной
группе выше, чем в контрольной.
2. для здоровых и подростков с ограниченными возможностями больше всего
встречаются экстрапунитивные направления реакции, направленные на
внешнее окружение. Реже выявлялись интропунитивные направления,
реакции направленные на себя.
недостаточно адаптированы к социальному окружению половина испытуемых из
обеих групп, по-видимому, это связано с особенностями подросткового
возраста.
- анализ сравнения ответов испытуемых по типам реакций, показал что в
ответах здоровых подростков три типа реакций распределены поровну, а в
54
ответах подростков-инвалидов чаще всего встречаются
самозащитные
реакции.
Ряд авторов с помощью данной методики изучают проблемы социальной
адаптации детей. А мы рассматрели также типы реакций на фрустрацию. Наши
результаты совпали с результатами Э.С. Калижнюка и Ю.С. Шевченко, которые
утверждают , что подростки - инвалиды могут быть как хорошо адаптированы в
социуме, так и недостаточно, что связано с характером заболевания.
55
Заключение
В данной работе рассмотрены труды зарубежных и отечественных авторов,
посвященные самосознанию, выделены основные подходы к изучению данного
феномена, а так же проанализировано содержание понятия «самосознания».
В литературе нет единой трактовки самосознания, но все авторы едины во
мнении, что самосознание представляет собой единство трех сторон:
самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегуляция.
Кон считает [12;300], что периодом формирования самосознания является
подростковый возраст. Самосознание подростков с ограниченными возможностями
формируется под влиянием имеющегося дефекта, а так же под воздействием
следующих негативных факторов: социальной изоляции, неправильного
воспитания, от отношения окружающих к такому подростку.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Первая гипотеза исследования, которая заключалась в предположении, что в
экспериментальной группе испытуемые имеют неадекватную самооценку (или
очень высокую или очень низкую), а в контрольной группе - адекватную
самооценку, частично подтвердилась.
Анализ полученных данных показывает, что большинство здоровых подростков
и подростков с ограниченными возможностями имеют неадекватную низкую
самооценку и очень высокий уровень притязаний.
Исследование фрустрационной толерантности показало, что по типу реакции
обследуемые: в экспериментальной группе у 53,9 % испытуемых в ответах
преобладал тип реакции «с фиксацией на самозащите», в контрольной группе
данный тип реакции продемонстрировали 36,2%. Таким образом подтвердилась
вторая гипотеза: в ответах подростков инвалидов чаще всего встречаются
самозащитные реакции, что означает слабость и уязвимость личности, и так же
служит признаком неадекватной самооценки, тем самым косвенно подтверждая
первую гипотезу.
56
Так же было выявлено, что степень социальной адаптации у подростков с
ограниченными возможностями выше, чем у их здоровых сверстников.
Интерпритация теста фрустрационной толерантности Розенцвеига сводилась к
выявлению среднего значения коэффициента социальной адаптации (GCR),
которое у подростков с ограниченными возможностями составило 38,7% и
достоверно отличается (р~0,2) от здоровых подростков 36,6%. При этом низкое
значение коэффициента GCR (до 35,7%) выявлено у 47,6% испытуемых из
экспериментальной группы и у 51,7% испытуемых из контрольной группы. Для
этих подростков характерны разного типа конфликты с окружающими людьми, они
недостаточно адаптированы к своему окружению.
На основе методики личностный дифференциал было выявлено следующее:
Уровень развития у себя волевых качеств подростки с ограниченными
возможностями оценивают ниже, чем их здоровые сверстники. В программе по
дальнейшему саморазвитию рекомендуется обратить повышенное внимание
психолога к развитию у подростков уверенности в себе, независимости,
обучению самоконтролю.
По уровню направленности личности подростки с ограниченными возможностями
практически не отличаются от здоровых сверстников. И в контрольной, и в
экспериментальной группах, примерно равное количество интроверсированных и
экстраверсированных подростков. Полученные данные не подтвердили выдвинутую
третью гипотезу. В качестве практических рекомендаций предлагается
расширение социальных контактов подростков с ограниченными возможностями.
Среди проблем, выявленных в ходе исследования, наиболее значимой для
подростков с ограниченными возможностями являются трудности в общении. Это
объясняется тем, что в подростковом возрасте общение является ведущей
формой деятельности, а у подростков с ограниченными возможностями
микросреда значительно уже, чем у здоровых сверстников.
57
В связи с этим, рекомендуется интегрировать подростков с ограниченными
возможностями в среду здоровых подростков.
Таким образом полученные данные не подтверждают основную гипотезу:
самосознание подростков с ограниченными возможностями не отличается от
самосознания их здоровых сверстников.
Чтобы предотвратить формирование у подростка с ограниченными
возможностями негативной Я-концепции, психологу, ведущему
психокоррекционную работу с детьми с ограниченными возможностями необходимо
учитывать следующие практические рекомендации:
3. развивать у подростков с ограниченными возможностями
активный познавательный интерес;
4. добиться удовлетворения у подростков с ограниченными возможностями от
преодоления трудностей;
5. соизмерять нагрузки с умственными и физическими
возможностями подростка;
расширять социальные контакты подростка с
ограниченными возможностями;
6. способствовать развитию самостоятельности, меньшей зависимости
от окружающих;
7. укреплять веру в свои силы, обеспечив возможность, проявлять себя в
практической деятельности.
Из выше сказанного вытекает, что человек должен понять себя не только как
объект, но и осознать себя изнутри с позиции своего существования.
Таким образом, самосознание становится одним из ключевых понятий в
психологии человеческого бытия.
58
Список литературы
1. Акопов Г.В. Проблема сознания в психологии. Отечественная платформа
Самара. Изд. СНЦ РАИ - СамИКП, 2002, 206с.
2. Белобыркина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки
старших школьников. - Вопросы психологии. - 2001. -№4 - с.31-39.
3.Берне Р. Развития Я-концепции и воспитание. Под общ редакц. Пилиповского
В.Я. - М.: Прогресс, 1986. - 420с.
4. Бороздина Л.В. Что такое самооценка? - Психологический журнал. 1992.
-
№4- с. 33-38.
5. Гордеева О.В Представления Выготского Л.С. о
самосознании. -
Психологичекий журнал. 1996. - №5 - с. 31-42.
6. Гримак Л.П. Общение с собой: начало психологии активности, М.,1991-132с.
7. Джеймс У. Психология. - Л.: Мысль, 1975. -260с.
8. Ермолова Т.В., Комогорцева И.С. Временной аспект образа себя у старших
школьников. - Вопросы психологии. - 1995. - №2 - с.47.
9. Если ваш ребенок не такой как другие. Книга для родителей детей с
ограниченными возможностями здоровья / Под ред. О.И, Волжиной - М.: НИИ
семьи, 1997.-180с.
Каган В.Е. Стереотипы мужественности - женственности и «образ Я» у
подростков. - Вопросы Психологии. - 1989. - №3- с. 17-20.
Карцева К.Л. Социальная работа с семьей: психолого-педагогический
анализ.Учебное пособие. В 2-х частях. Часть 1. - Казань 1998. - с. 59.
Кон И.С, В поисках себя, личность и ее самосознание. - М.: Политиздат,
1984.-335с.
Кон И.С. Открытие Я. - М.: Политиздат, 1978. -367 с.
Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология - 2-е изд„ перераб. И
доп - М.: Медицина, 1984,- 272с.
59
15. Латова И.П. Психологические условия эффективности профессиональной
деятельности работников социальных служб. -М.: Изд-во МГСУ «Союз»,
1999.- 127с.
16. Лучшие психологические тесты. - Петрозаводск, 1992. - 285с.
17. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитиию
-СПб: Речь, 2001.-201с.
18. Менделевич В.Д. Клиническая психология. - М.: МЕДпресс, 1998. - 588с.
19. Немов Р.С. Психология Кн.1. Общие основы психологии. -
М.:
Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 576с.
20. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее «Я» человека. -
Вопросы психологии. - 1995. - №2 - с. 12
21. Первин Л., Джон О. Психология личности: теория и исследования/ пер. с
англ. жамкочьян М.С. под ред. Магуна B.C. - М: Аспект - Пресс, 2000. -
607с.
22. Психология / Под. общ. ред . Дружинина В.Н. - СПб.: Питер, 2ОО.-672с.
23. Роджерс К. Клиент-центрированная психотерапия / Пер. с англ.
Т.
Рожковой, Ю.Овчинниковой, Г. Пимочкиной. - М.: Апрель. Пресс, Изд-во
ЭКСМО - Пресс,2002. -512с.
24. Романова И.А. Основные направления исследования самопонимания в
зарубежной психологии. Психологический журнал. - 2001. -№1 - с. 102-114.
25. Романова О. Л. Экспериментально-психологическое
исследование
особенностей личности больных страдающих физическими недостатками. -
Журнал неврологии и психиатрии Им. С.С. Корсакова. - 1982. - №2- с. 94-98.
26. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М.:
Изд-во МГУ, 1989.-215с.
27.Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М.: Политиздат, 1972. - 303с.
28. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Просвещение, 1983 - 284с.
29. Цукерман Г.А., Мастер Б.М. Психология саморазвития. - М.: Интерпракс,
1995.-288с.
30. 60
Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии.- М.: Прогресс, 1997.
50с.
Шильштейн Е.С. Особенности презентации «Я» в подростковом возрасте. -
Вопросы психологии. - 2000.- №2- с.37-42.
Приложе
ние 4.
Методика Дембо-Рубинштейн (здоровые подростки)
|№/№|Здоровье |Ум, |Характер|\вторитарн|Терпиливос|Внешность|Уверен, в |
| | |способ. | |осп |ть | |себе |
| |Эклер, |Контр, |Эклер, |Контр, |Экпер. |Контр, |
| |группа |группа |группа |группа |группа |группа |
|« С фиксацией на |53,9 |36,2 |61,7 |46,4 |44,7 |26,7 |
|самозащите» | | | | | | |
|«С фиксацией на |28,6 |31 |29,3 |21,4 |27,4 |40 |
|препятствии» | | | | | | |
|« С фиксацией на |17,5 |32,8 |9 |32,2 |27,9 |33,3 |
|удовлетворении | | | | | | |
|потребности» | | | | | | |
Таблица 2.2.1
Сравнительный анализ показателей оценки, силы, активности в
экспериментальной и контрольной группах
|Исследуемый |Среднее значение |Среднее значение по фактору пола |
|фактор | | |
| |В эксп. |В контр |В эксперементальной |В контрольной группе|
| |Группе |Группе |группе | |
| | | |Мальчики |Девочки |Мальчики |Девочки |
|Оценка |4,7 |4,8 |1,6 |1,8 |1,7 |1,8 |
|СКО |1,8 |2,2 |0,7 |0,9 |0,6 |0,5 |
|Сила |2,3 |3,6 |1,2 |0,2 |1Д |1Д |
|СКО |0,9 |1,3 |0,4 |1Д |0,7 |0,7 |
|Активность |3 |2,6 |1Д |0,9 |1Д |1,2 |
|СКО |1,3 |1,6 |0,8 |1 |0,8 |0,6 |
СКО - среднее квадратичное отклонение
[pic]
Рис.2.2.1. Распределение показателей оценки, силы,
активности в экспериментальной и контрольной группах.
Страницы: 1, 2, 3
|