Рефераты

Шпоры по психологии

Шпоры по психологии

|30 |29 |

|Паника как массовое психологическое |Психология массовых слухов – это форма |

|явление – это стихийное поведение |искажения информации о значимом объекте, |

|большого числа людей, находящихся в |циркулирующей в больших диффузных группах|

|эмоциональном возбуждении связанное с |в условиях неопределенности и |

|чувством неконтролируемого страха. Это |социально-психологической нестабильности.|

|стихийно возникающее, неорганизованное |Это наиболее распространенное явление. |

|состояние и поведение людей. |Причины слухов: 1)возникаю в связи с |

|Факторы, влияющие на панику: 1)общая |важными для людей событиями 2)в условиях |

|психологическая атмосфера тревоги и |неопределенности (непонятная или |

|неуверенности 2)наличие возбуждающих и |противоречащая информация 3)политическая |

|стимулирующих панику слухов 3)личностные |и экономическая нестабильность в обществе|

|качества (наличие предрасположенности к |4)потребность людей в новой, необычной |

|панике) 4) при стечение частных и |информации |

|конкретных условий жизни. |Функции слухов: 1)удовлетворяют и |

|Также на панику влияют: 1)уровень |стимулируют естественную потребность |

|образования (более высокий – менее |человека в познании окружающего мира |

|подвержен) 2)имущественный статус (чем |2)снимают или снижают неопределенность |

|выше – менее подвержен) 3)семейный статус|относительно важных событий 3)помогают |

|(более подвержены матери одиночки) |сориентироваться в ситуации и регулируют |

|4)внушаемость, критичность, уровень |поведение |

|тревожности |Стратегии профилактики слухов: |

|Формы поведения при панике (исследование |1)добиваться высокой степени |

|Кэнтрила с радио): 1)испытали легкое |информированности диффузных групп |

|чувство страха, затем самостоятельно |2)снижать значимость событий вокруг, |

|проанализировав ситуацию успокоились 2) |которых назревают слухи 3)улучшение |

|испытали чувство страха, затем обсудив с |политической, экономической и |

|кем-то ситуацию успокоились 3)сильно |межнациональной обстановки |

|испугались, затем самостоятельно |4)нейтрализовать влияние |

|проанализировав ситуацию впадали в панику|распространителей слухов |

|4)сразу паниковали, не пытаясь ничего | |

|проверить | |

|Сверхпаника (люди находятся в | |

|оцепенении). | |

|Наблюдаются феномены: 1)центральности | |

|9переживает из-за того, что находится в | |

|самом центре событий 2)утрата чувства | |

|пространственной ориентировки 3) утрата | |

|границ между жизнью и смертью 4) человек | |

|переживает одиночество, даже если | |

|находится среди людей | |

|28 |27 |

|Психология толпы: характеристика, виды, |Большая социальная группа, объект |

|поведение Толпа - многочисленные |исследования |

|скопления людей. К ним относятся: |Значение исследований обусловлено тем, |

|стихийные бедствия, общественный |что человек осуществляет свою |

|транспорт, массовые зрелища, политические|жизнедеятельность как член той или иной |

|акции, места массовых празднований и |социальной группы. |

|отдыха. |Виды БСГ: Основой деления является |

|Характеристики толпы: В неограниченных |характер межгрупповых и внутригрупповых |

|пространствах толпа формируется |социальных связей. В первом случае – |

|кольцеобразно, имеет центр и периферийные|группы существуют независимо от сознания |

|слои. В ограниченных пространствах форма |и воли людей. Во втором – сознательное |

|зависит от физических ограничений. |объединение людей. По времени |

|Величина толпы определяется количеством |существования: длительно существующие |

|собравшихся людей. Плотность толпы |(нации, классы) и коротко существующие |

|определяется числом людей, приходящихся |(митинги, толпа) По хар-ру |

|на 1 кв.м. Границы толпы имеют подвижную |организованности (партии, союзы) |

|форму. Состав толпы зависит от причин, по|неорганизованности, возникающие стихийно |

|которым она возникает. |(толпа) и организованные сознательно |

|Особое поведение человека в толпе: |(партии) |

|1)нивелирование индивидуальных различий в|БСГ интегрируется по объективным |

|толпе 2)увеличение силы одного человека, |(социально-демографические показатели) |

|в составе толпы 3)снижение |субъективным (партии) |

|интеллектуальной характеристики |объективно-субъективным (комитет |

|4)снижение самоконтроля в зависимости от |солдатских матерей) основаниям |

|ситуации и вида толпы 5)в толпе |Уровни интеграции БСГ: 1)типологический |

|распределяется внимание |(домохозяйки) – нет единства по |

|6)иррациональность поведения в толпе |социально-психологическим показателям, не|

|Основные признаки толпы: |относят себя к группе 2)идентификационный|

|1)многочисленность 2)высокая контактность|(человек ассоциирует себя с той или иной |

|(люди находятся близко друг от друга) |группой) 3)установочная солидарность |

|3)эмоциональная возбужденность |(готовы действовать в совместной |

|4)неорганизованность (стихийность) |деятельности) 4)непосредственной |

|5)неустойчивость цели (бесцельность) |совместной деятельности Факторы, |

|Виды толпы: 1)по уровню активности: |определяющие уровни интеграции: 1)степени|

|пассивные (отсутствие эмоционального |однородности-разнородности (чем более |

|возбуждения, стимула, быстро собирается, |однородна, тем выше уровень интеграции) |

|и рассеиваться) активные (всякая толпа, |2)Эмпиричные характеристики БСГ |

|находящаяся в состоянии эмоционального |(позволяет отделить одну группу от |

|возбуждения): агрессивные (решает |другой) 3)внутри и межгрупповые |

|проблемы насильственным путем) |коммуникации 4)социальная мобильность БСГ|

|спасающаяся (паническая толпа) |(при высокой вероятности перехода в |

|стяжательская (стремление к грабежу, |другую группу, снижается интегрированость|

|мародерству) |БСГ |

|Толпы бывают долговременные и ситуативные|Свойства БСГ: 1)активность - пассивность |

| |БСГ 2)открытость – закрытость (для |

| |вхождения в эту группу) |

| |3)целенаправленность-бесцельность |

| |4)интегрированность – |

| |дезинтегрированность |

|16 |17 |

|Психологические механизмы социальной |Межличностные отношения – это объективно |

|перцепции. |переживаемые, в разной степени |

|Включает восприятие социальной |осознаваемые взаимосвязи между людьми. |

|действительности и человека человеком. |Межличностное общение – общение личности |

|Механизмы включают: 1)феномен первого |с личностью. Отношение к другому |

|впечатления 2)механизм проекции (человек |человеку. Общественные отношения – |

|переносит свои переживания, ощущения на |отношения между представителями больших |

|другого человека) 3)категоризация |социальных групп. |

|(отнесение человека к той или иной группе|Виды: по модальности (позитивные |

|по определенным критериям 1)число |(положительные), негативные |

|категорий (min 1-2) 2)модальность |(отрицательные), амбивалентные |

|категории (по позитивным критериям |(двойственные) нейтральные) по целям |

|(относится к группе) по негативным |(деловые, личные) по направленности |

|критериям (не относится к группе)) |(вертикальные (различные иерархические |

|4)механизм упрощения (преувеличение |уровни) горизонтальные (один уровень)) |

|негативного или позитивного восприятия |Структура: 1)когнитивный компонент |

|характеристик человека) 5)механизм |(предполагает осознание того, что |

|переноса (переносим мнение, которое мы |нравится, а что не нравится в |

|получили в другой ситуации) 6)механизм |межличностных отношениях) 2)поведенческий|

|создания «жертвы» (хочется пожалеть |компонент (реализуется в конкретных |

|человека) 7)механизм группоцентризма |действиях. Если человек нравится, |

|(человек воспринимается через призму |поведение будет доброжелательным) |

|статуса)) |3)эмоциональный компонент (переживание, |

|Факторы социально-перцептивной точности |оценка другого человека, обусловлены |

|1)характеристика субъекта восприятия |социо-культурными нормами групп)) |

|2)характеристика объекта восприятия |Функции: 1) помогают адаптироваться в |

|3)характеристика взаимоотношений между |новой среде 2)познавательная (соц. |

|объектом и субъектом 4)физические и |познание, познание другого человека) |

|социальные условия среды, в котором |3)удовлетворяют потребности человека в |

|происходит процесс восприятия 5)цели и |контакте с другими людьми |

|задачи социальной апперцепции | |

|Биологические характеристики: пол и | |

|возраст. Эти показатели влияют на | |

|восприятие другого человека. | |

|Психодинамические факторы: например | |

|тревожные люди обладают большей | |

|социальной перцепцией. | |

|Факторы профессии: лучше воспринимают те | |

|люди, чьи профессии связанны с | |

|восприятием людей | |

|Эмоциональное состояние: от него зависит,| |

|как воспримет человек другого человека | |

|18 |19 |

|Основные феномены межличностных отношений|Понимание малой группы – это небольшое по|

| |размеру объединение людей, объединенных |

|1)симпатия (избирательная |общей целью и которые могут |

|привлекательность (вызывает когнитивный,|контактировать между собой. |

|эмоциональный, поведенческий отклик), |Количественная характеристика: нижняя |

|эмоциональная привлекательность) |граница – 2-3 человека, верхняя – 20-25. |

|2)аттракция ((притяжение) понимает |Наиболее оптимальная группа 7+-2 |

|потребность одного человека быть вместе с|Качественная характеристика: контактность|

|другим, обладающим определенными |группы – способность каждого члена группы|

|особенностями) 3)антипатия 4)эмпатия |беспрепятственно контактировать друг с |

|(сопереживание, отклик одной личности на |другом целостность социальная и |

|переживание другой) 5)совместимость |психологическая общность индивидов, |

|(оптимальное сочетание психологических |входящих в группу. |

|особенностей партнеров, способствующих |В группе малой численности (3-4) быстро |

|оптимизации их совместной деятельности) –|развивается групповой эгоизм (к другой |

|несовместимость 6)сработанность |группе), развивается феномен |

|(удовлетворение от общения; |«корпоративности», большая вероятность |

|согласованность действий) 7) симтомность |психической несовместимости членов |

|(феномен, приобщающий к жизни другого |группы, большая вероятность появления |

|человека) |пресыщенности общением. В группе большой |

|Динамика межличностных отношений: |численности (> 15) происходит деление на |

|отношения зарождаются, закрепляются, |микрогруппы, отношения складываются между|

|достигают определенной зрелости, |микро группами. |

|ослабляются, разрываются) Зависит от |Содержательные характеристики малой |

|следующих критериев: 1)наличие и глубина |группы: 1)групповые свойства |

|эмоц. связей 2)частота и интенсивность |(сработанность, организованность и др.) |

|контактов 3)повторяемость контактов |2)групповые процесс (лидерство, групповое|

|4)доверительность в контактах |принятие решений и др. 3)групповые |

|Уровень межличностных отношений: |состояния (социально-психологический |

|1)первичное знакомство 2)приятельские |климат, атмосфера) 4)мотивационные |

|отношения (создает основу для дальнейшего|установочные характеристики малой группы |

|развития отношений) 3)товарищеские |(мотивы, установки, интересы, задачи, |

|отношения (позволяет закрепить |цели) |

|межличностный контакт, происходит | |

|сближение интересов и т.д.) 4)дружеские | |

|отношения (устойчивые, общность | |

|интересов, целей и т.д.) 5)супружеские | |

|На проявление межличностных отношений | |

|влияет: пол, возраст, национальность, | |

|темперамент, положение, профессия и др.) | |

|20 |25 |

|Структура малой группы – это совокупность|Конфликты в МГ – это групповое состояние,|

|связей, складывающихся в ней между |отражающее противоречие во |

|индивидами. |взаимоотношениях между людьми (процесс |

|1)Формальная – официально закрепленные |взаимодействия между людьми в форме |

|отношения. Определяется формальными |противодействия) |

|предписаниями (должностными инструкциями |Функции конфликта: 1 т.з. это есть |

|и др.) |негативное явление в группе (основная |

|2)Неформальная – отношения сложившиеся на|функция: сигнализировать о проблеме) 2 |

|неофициальном уровне. Реально |т.з. объективно существует независимо от |

|складывающаяся структура связей, |сознания людей в группе (основная |

|коммуникаций и влияния. |функция: сигнализировать о жизни группы, |

|3)Социометрическая – совокупность связей |об изменениях в ней (симпатия, антипатия |

|между членами, характеризуемых взаимным |и др.) 3 т.з. есть позитивное явление в |

|предпочтением и отвержением по |группе, сигнализирует об изменении в |

|результатам социометрического теста (в |группе, помогает избежать застоя в группе|

|основе лежит эмоциональные отношения) |(управляемый конфликт) |

|4)Коммуникативная - совокупность связей |Составляющие конфликта: 1)участники |

|между членами, характеризуемых процессами|конфликта (их необходимо установить, |

|приема и передачи информации, |может быть несколько людей и целые |

|циркулирующей в группе. |группы) 2)источники конфликта (причины: |

|5)Ролевая - совокупность связей и |объективные (не зависит от сознания |

|отношений между индивидами, |членов группы) субъективные (расхождение |

|характеризуемых распределением между ними|во мнении и т.п.) 3)формы конфликтного |

|ролей, т.е. типичных способов поведения, |взаимодействия (косые взгляды, вербальный|

|ожидаемых и реализуемых участниками |конфликт, физические повреждения) |

|группового процесса |4)физическая среда (пространственные |

|6)Социальной власти и влияния в малой |характеристики состав воздуха и т.д. и |

|группе - совокупность связей между |социальная среда (наше окружение), в |

|индивидами, характеризуемая |которой происходит конфликт 5)последствия|

|направленностью и интенсивностью их |конфликта (к чему он привел) |

|взаимного влияния. (типы: вознаграждение,|Виды конфликта: 1)по направленности |

|принуждение и др.) |(горизонтальные: между двумя |

|Внеформальные (фактически реально |сотрудниками; вертикальные: |

|действующие формальные отношения – |руководитель-подчиненный; перекрестный: |

|пример: должность ген. директора |люди из разных групп 2)по субъектам |

|выполняет его заместитель) |(между: 2 людьми, личностью и группой, |

|Полуформальные (среднее между формальными|группировками) 3)по основанию |

|и неформальными) – друзья организуют |психологических компонентов (когнитивные:|

|фирму |вступают люди в связи с каким-то мнением,|

|Виды малых групп: |когнитивной оценкой, противоречием; |

|1)лабораторные (специально создаваемые |эмоциональные: противоречия в чувствах, |

|для решения задач) и естественные |переживаниях; поведенческие: противоречия|

|(существующие независимо от воли |в поведенческих актах 4)по содержанию |

|исследователя) |интересов (организационные, политические,|

|2)формальные и неформальные |этнические. Реакция: на препятствия при |

|3)первичные (далее не делимые по |достижении цели, личных целей, на |

|формальным признакам) и вторичные |противоречиям действиям, препятствующим |

|(объединяют несколько первичных групп) |нормам, личные конфликты. |

|4)временные (до года) и стабильные | |

|(постоянно существующие) | |

|5)референтные (мнение которой для нас | |

|значимо) и членства (группа, членом | |

|которой мы являемся) | |

|21 |22 |

|Проблема групповой динамки |Психология лидерства в МГ – это феномен |

|Зарубежная ?: Морено: феномен |воздействия или влияния индивида на |

|«симпатии-антипатии», аттракция, эмпатия,|мнение, оценки, отношения и поведения |

|совместимость лежат в основе развития |группы в целом или отдельных ее членов. |

|группы. Важные показатели: число взаимных|Лидерство основано на личных качествах |

|«+»- «-» выборов, неформальные связи, |лидера и социально-психологических |

|общение, контакты, общность интересов, |отношениях, складывающихся в группе. |

|т.е. межличностные отношения. Фестингер: |Социально-психологические механизмы |

|коммуникативные связи членов группы |(принуждение, убеждение, внушение и др.) |

|(задания по совместному принятию важных |Лидер не назначается официально и |

|решений, т.е. как можно больше тесных |использует психологические методы. |

|контактов между членами группы) Ньюком: |Психологические проявления лидерства: |

|групповое согласие, т.е. сходство |1)лидер всегда более активен в решении |

|социальных установок по отношению к |совместных задач) 2)чаще выдвигает новые |

|значимым событиям. Нужно добиваться |решения, идеи 3)высокая способность |

|развития сходных представлений, оценок и |воздействовать на других людей 4)более |

|т.д. для того, чтобы поднять группу на |информирован о решаемых задачах и |

|более высокий уровень |возможностях каждого члена группы |

|Отечественная ?: Петровский: |5)соответствие качества лидера эталонам |

|«стратометрическая концепция» (1 страта –|качества для группы 6)характеристики |

|непосредственные отношения между людьми |установок поведения лидера разделяется |

|(симпатия) 2 – межличностные отношения, |большинством группы |

|которые связаны непосредственно с |Мотивация лидерства (группа не может быть|

|деятельностью 3 – отношение членов группы|без лидера): 1)самореализация (например, |

|к предмету деятельности (к задачам, |не говорящее лидерство – до того как |

|целям). Единство проявляется тогда, когда|ребенок научился говорить) |

|присутствуют все 3 страты. Также он |2)самоутверждение в группе 3)помощи |

|выделял: 1)диффузные группы (нет |(стремятся помогать другим людям) |

|совместной деятельности, продукта |4)власти (над другими людьми) |

|деятельности) 2)экспериментальная группа |Функции лидерства: 1)организация людей на|

|(не выполняют совместную деятельность, но|решение задач 2)выработка и поддержание |

|имеют общественно значимые ценности) |групповых норм, правил, эталонов |

|3)МЛО опосредовано характеризует |поведения 3)принимает ответственность за |

|совместную деятельность и общественно |то, что происходит в группе 4)внешние |

|значимый труд 4-5) см. 2-3, но продукт |представительства группы |

|деятельности антиобщественный (4-скинхеды|5)психотерапевтическое (установка и |

|и др. 5 – подростки, громящие все на |поддержание благоприятного климата в |

|своем пути после футбольного матча) |группе) |

|Уманский: «параметрическая концепция» (1 | |

|– общественный блок (организованность, | |

|подготовленность группы) 2 – личностный | |

|(единство групп: эмоциональное, волевое и| |

|др.) 3 – общих качеств (климат, | |

|лидерство, сплоченность). Выделяются 6 | |

|уровней развития групп: 1)конгломерат | |

|(люди на остановке) 2)номинальная (группа| |

|получает цели деятельности) 3)ассоциация | |

|(начальный этап МЛО, интеграция) | |

|4)кооперация (сильно выражен первый блок,| |

|хорошо налажены формальные и неформальные| |

|отношения) 5)автономия (выражены 3 блока)| |

|6)коллектив (высший уровень развития | |

|группы) | |

|23 |24 |

|Основные психологические теории лидерства|Феномен конформизма в малых группах |

| |Явление конформизма было открыто амер. |

|Харизматическая – рассматривается харизма|психологом Ашем (1951) .В основе этого |

|лидера. Обладают некоторыми качествами, |понятия лежит групповое давление на |

|свойства которых проявляются внешне и |личность. |

|воздействуют на других людей (физические|Мейо «Хоторнчкие эксперименты» (влияние |

|х-ки – рост, сложение и др. манера |присутствия незнакомых людей на рабочем |

|держаться – походка, жесты, поза, голо) |месте) |

|Черт (качеств) - лидером может стать |Ашем провел эксперимент с подставной |

|человек, который обладает набором |группой. При выполнении задания |

|определенных качеств (интеллект, |индивидуально испытуемые без особых |

|доминантность, уверенность в себе, |затруднений давали правильный ответ |

|независимость, общительность и др.). Для |(сравнение и оценка длинны линии). В |

|разных сфер деятельности характерны |следующей серии эксперимента вместе с |

|различные качества |испытуемом участвовала подставная группа,|

|Ситуационная – эффективность лидерства |все члены которой давали заведомо |

|определяется соответствием качеств лидера|неправильный ответ. Было отмечено, что |

|и особенностей поведения в различных |30% испытуемых вслед за группой давали |

|ситуациях. Вероятностная модель лидерства|неправильный ответ, т.е. демонстрировали |

|(авт. Фидлер): 1)характер взаимоотношений|конформное поведение. После опроса |

|между руководителем и подчиненным |испытуемых многие говорили о |

|2)структурное решение задач 3)величина |психологическом давлении, которое |

|официальной власти лидера «Установка |оказывало на него мнение большинства |

|флюгера» (при изменении ситуации люди |группы. |

|реагируют на них и меняют свои |В следующих экспериментах (Крачфилд) |

|характеристики) |выделили 3 формы поведения 1)испытуемые |

|Функциональная – зависит от решаемых |давшие не правильный ответ искренне |

|задач: эмоциональные, интеллектуальные, |думали, что решили задачу правильно |

|деловые лидеры |(эффект группового внушения) 2)не |

|Поведенческая (лидером становится |согласны с мнением группы, но не хотели |

|человек, который обладает нужной формой |конфликтовать (внешний конформизм или |

|поведения): ориентированны на задачи или |приспособление) 3)возник внутренний |

|на взаимоотношения. Левин выделяет: |конфликт из-за не совпадением с мнением |

|демократический, авторитарный, |группы (внутренняя конформность). |

|попустительствующий стиль лидерства |На степень выраженности конформизма |

| |влияют следующие факторы: 1)пол (женщины |

| |более конформны) 2)возраст (чаще |

| |проявляется в молодом или старческом) |

| |3)социальный статус (более высокий статус|

| |– менее подвержены) 4)психическое и |

| |физическое состояние (плохое состояние |

| |усиливает конформизм) 5)численности |

| |группы (чем больше, тем сильнее выражена |

| |конформность) |

|26 | |

|Причины внутригрупповых конфликтов | |

|1)метод и стиль руководства | |

|2)противоречия в представлениях о | |

|совместной деятельности 3)конфликты из-за| |

|организации, условий труда 4)ролевая | |

|неопределенность 5)личностные особенности| |

|людей (уровень образования, стиль общения| |

|и др.) | |

|Конфликтные личности (Скотт): | |

|1)рационалист (на конфликт идет | |

|сознательно, для достижения своих целей) | |

|2)жалобщик (постоянно жалуется) | |

|3)взрывной 4)паровой каток (груб, | |

|бесцеремонен, не может приспособиться к | |

|окружающей среде) | |

|Стадии конфликта: 1)латентная (участники | |

|готовы вступить в конфликт, формируются | |

|предпосылки конфликтных действий) | |

|Основные признаки: существуют реальные | |

|противоречия, осознание конфликтной | |

|ситуации | |

|2)открытого конфликта (реальное | |

|противоборство людей) Основные признаки: | |

|увеличение числа участников, количества | |

|проблем, активности противоборствующих | |

|сторон 3)эскалация (усиление | |

|противоборства, приводит к разрушительным| |

|последствиям Основные признаки: ущемление| |

|интересов друг друга, угроза физического | |

|насилия 4)латентная готовность к | |

|разрешению конфликта (противоборство | |

|продолжается, осознание безвыходности | |

|ситуации, острое переживание) | |

|5)разрешения конфликта (приступают к | |

|переговорам, прекращается реальное | |

|противоборство, снимается причина | |

|конфликта) | |

|Методы разрешения конфликтов: 1)сила | |

|одной из сторон или третьих лиц (силовые | |

|методы, административно-правовых | |

|полномочий) 2)уход от конфликта | |

|(прибегают, если конфликт может разрушить| |

|группу, если одна из групп не готова к | |

|разрешению конфликта) 3)отсрочка | |

|конфликта (конфликт переносится) | |

|4)компромиссные методы (принимаю | |

|компромиссное решение) 5)сглаживание | |

|конфликта (замалчивание некоторых | |

|обстоятельств) 6)конфронтация с | |

|последующим сотрудничеством (открытое | |

|признание конфликта, обсуждение проблем. | |

|Снятие причины и разрешение противоречий)| |


© 2010 Современные рефераты