Шпоры по психологии
вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе
не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности,
которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность
может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми
у данного человека»
Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных,
особенно высших, например — у обезьян. Такими элементарными способностями
являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным
коммуникациям на уровне экспрессии. У человека, кроме биологических
обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в
социальной среде. Это общие и специальные высшш интеллектуальные
способности, основанные на пользовании речью » логикой, теоретические и
практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.
Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в
самых различных видах деятельности. К таким способностям можно отнести
музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные,
художественно-творческие, спортивные и ряд других.
Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые
предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям,
а вторые — к конкретным, практическим действиям.
Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые
определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний,
умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые —
создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых
идей, открытий и изобретений, словом — индивидуальное творчество в
различных областях человеческой деятельности.
Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-
деятельностные, или предметно-познавательные, способности — в наибольшей
степени социально обусловлены.
И межличностные, и предметные способности взаимно дополняют друг друга.
Благодаря их сочетанию человек получает возможность развиваться полноценно
и гармонично.
Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью, и
эта характеристика относится к человеку, способному ко многим различным
видам деятельности.
ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТОВ
Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические
особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу,
скорость, возникновение, прекращение и изменение. Свойства темперамента к
числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно,
они скорее составляют индивидные его особенности, так как в основном
биологически обусловлены и являются врожденными. Тем не менее темперамент
оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения
человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому
полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы
связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами.
И. Кант разделял темпераменты человека на два типа: темпераменты чувства и
темпераменты деятельности. В целом же «можно установить только четыре
простых темперамента: сангвинический, меланхолический, холерический,
флегматический».
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА
Характер — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих
отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в
деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что
придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок
(отсюда название «характер») .
Характер может обнаруживаться в особенностях деятельности, которыми человек
предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные
виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать
препятствия; другие выбирают наиболее простые, беспроблемные пути. Для
одних существенно, с какими результатами они выполнили-ту или иную работу,
удалось ли при этом превзойти других людей. Для остальных это может быть
безразличным, и они довольствуются тем, что справились с работой не хуже
других, добившись посредственного качества.
В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в
способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может
быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или
грубой. Характер в отличие- от темперамента обусловлен не столько
свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.
Характер человека — это то, что определяет его значимые поступки, а не
случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства.
Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может
быть объяснен и оправдан, по крайней мере с позиций действующего лица.
Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нем способность
человека вести себя самостоятельно, последовательно, независимо от
обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и
упорство. Бесхарактерный человек в этом смысле — тот, кто не проявляет
подобные качества ни в деятельности, ни в общении с людьми, плывет по
течению, зависим от обстоятельств, управляется ими.
В своем формировании, развитии и функционировании характер человека тесным
образом связан с темпераментом. Последний представляет собой динамическую
сторону характера. Характер, как и темперамент, является достаточно
устойчивым и малоизменяемым.
БИЛЕТ 8
ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТОВ
Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические
особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу,
скорость, возникновение, прекращение и изменение. Свойства темперамента к
числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно,
они скорее составляют индивидные его особенности, так как в основном
биологически обусловлены и являются врожденными. Тем не менее темперамент
оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения
человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому
полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы
связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами.
Идея и учение о темпераменте в своих истоках восходят к работам
древнегреческого врача Гиппократа. Он описал основные типы темпераментов,
дал им характеристики, однако связывал темперамент не со свойствами нервной
системы, а с соотношением различных жидкостей в организме: крови, лимфы и
желчи. Первую классификацию темпераментов предложил Гален, и она в
относительно малоизмененном виде дошла до наших дней. Последнее из
известных ее описаний, которое используется и в современной психологии,
принадлежит немецкому философу И. Канту. Им мы и воспользуемся.
И. Кант разделял темпераменты человека (проявления темперамента можно
заметить и у высших животных) на два типа: темпераменты чувства и
темпераменты деятельности. В целом же «можно установить только четыре
простых темперамента: сангвинический, меланхолический, холерический,
флегматический»'. Из этих четырех типов темперамента к темпераментам
чувства относятся сангвинический и его противоположность — меланхолический.
Первый характеризуется тем, что при нем ощущения возникают в нервной
системе и в сознании человека довольно быстро и внешне проявляются сильно,
но внутренне бывают недостаточно глубокими и продолжительными. При
меланхолическом темпераменте внешние проявления ощущений' бывают менее
яркими, но зато внутренне достаточно глубокими и длительными.
Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма
веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом,
шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает,
теряет интерес к тому, что совсем еще недавно его очень волновало и
притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои
обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми
людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает
доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая
работа его быстро утомляет.
Меланхолический темперамент деятельности, по Канту, свойствен человеку
противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет
сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему,
что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Такой
человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче
обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма
страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том
случае, если его выполнение непосредственно от него самого мало зависит.
Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека.
О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем
такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут
навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны.
Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному
человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к
напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние
возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в
работу.
Каждый из представленных типов темперамента сам по себе не является ни
хорошим, ни плохим (если не связывать темперамент и характер). Проявляясь в
динамических особенностях психики и поведения человека, каждый тип
темперамента может иметь и достоинства и недостатки. Люди сангвинического
темперамента обладают быстрой реакцией, легко и скоро приспосабливаются к
изменяющимся условиям жизни, обладают повышенной работоспособностью,
особенно в начальный период работы, но зато к концу снижают
работоспособность из-за быстрой утомляемости и падения интереса. Напротив,
те, кому свойствен темперамент меланхолического типа, отличаются медленным
вхождением в работу, но зато и большей выдержкой. Их работоспособность
обычно выше в середине или к концу работы, а не в начале. В целом же
производительность и качество работы у сангвиников и меланхоликов примерно
одинаковы, а различия касаются в основном только динамики работы в разные
ее периоды.
Холерический темперамент имеет то достоинство, что позволяет сосредоточить
значительные усилия в короткий промежуток времени. Зато при длительной
работе человеку с таким темпераментом не всегда хватает выдержки.
Флегматики, напротив, не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать
усилия, но взамен этого обладают ценной способностью долго и упорно
работать, добиваясь поставленной цели. Тип темперамента человека необходимо
принимать в расчет там, где работа предъявляет особые требования к
указанным динамическим особенностям деятельности.
БИЛЕТ 9
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА
Характер — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих
отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в
деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что
придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок
(отсюда название «характер») .
Характер может обнаруживаться в особенностях деятельности, которыми человек
предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные
виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать
препятствия; другие выбирают наиболее простые, беспроблемные пути. Для
одних существенно, с какими результатами они выполнили-ту или иную работу,
удалось ли при этом превзойти других людей. Для остальных это может быть
безразличным, и они довольствуются тем, что справились с работой не хуже
других, добившись посредственного качества.
В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в
способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может
быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или
грубой. Характер в отличие- от темперамента обусловлен не столько
свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.
В своем формировании, развитии и функционировании характер человека тесным
образом связан с темпераментом. Последний представляет собой динамическую
сторону характера. Характер, как и темперамент, является достаточно
устойчивым и малоизменяемым.
Существует разделение черт личности человека на мотивацион-ные и
инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность,
поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер
можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше
зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, как было
сказано, характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако, когда
цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли,
т. е. как средство достижения поставленной цели.
Перечислим основные черты личности, которые входят в состав характера
человека. Во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки
человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как
определенные характерологические черты могут проявиться рациональность,
расчетливость или противоположные им качества. Во-вторых, в структуру
характера включены черты, которые относятся к действиям, направленным на
достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность,
последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство
отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с
темпераментом, но и с волей человека. В-третьих, в состав характера входят
чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом:
экстраверсия-интроверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-
импульсивность, переключаемость-ри-гидность и др. Своеобразное сочетание
всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к
определенному типу. В следующем разделе главы, мы рассмотрим типологию
характеров.
ТИПОЛОГИЯ ХАРАКТЕРОВ
Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей. Основные
из них следующие:
1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении
остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.
2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не
являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие
выявлять и строить типологию характеров.
3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть
разделена на группы.
Э.Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающихся типа строения
тела или конституции человека: астенический, атлетический и пикнический.
Каждый из них он связал с особым типом характера (впоследствии оказалось,
что должных научных оснований для этого у автора не было).
1. Астенический тип, по Кречмеру, характеризует небольшая толщина тела в
профиль при среднем или выше среднего росте. Астеник — это обычно худой и
тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на
самом деле. У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки,
удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми
жировыми накоплениями. Такова в основном характеристика астеников-мужчин.
Женщины этого типа, кроме того, часто и малорослы.
2. Атлетическому типу свойствен сильно развитый скелет и мускулатура. Такой
человек обычно среднего или высокого роста, с широкими плечами, мощной
грудной клеткой. У него плотная, высокая голова.
3. Пикнический тип отличается сильно развитыми внутренними полостями тела
(головы, груди, живота), склонностью к ожирению при слаборазвитых мышцах и
опорно-двигательном аппарате. Такой человек среднего роста с короткой шеей,
сидящей между плечами.
Тип строения тела, как было показано еще Кречмером и отчасти подтверждено
новейшими исследованиями в области психогенетики, определенным образом
коррелирует со склонностью к психическим заболеваниям. Например,
маниакально-депрессивным психозом чаще всего болеют люди с крайне
выраженными чертами пикника. К шизофреническим заболеваниям более склонны
астеники и атлетики.
Акцентуация характера, по Личко,—это чрезмерное усиление отдельных черт
характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения
в психологии и поведении человека, граничащие с патологией.
Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предложил А. Е.
Личко, выглядит следующим образом:
1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью,
общительностью, склонностью к озорству.
2. Циклоидный тип. характеризуется повышенной раздражительностью и
склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находиться дома
одни, вместо того чтобы где-то бывать со сверстниками.
3. Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно
зачастую непредсказуемо.
4. Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной
мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно
часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы.
5. Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к
тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят
больших компаний, слишком азартных, подвижных озорных игр.
6. Психастенический тип. Такие подростки характеризуются ускоренным и
ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и
рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие
подростки, однако, нередко бывают больше сильны на словах, а не на деле.
7. Шизоидный тип. Наиболее существенная черта этого типа — замкнутость. Эти
подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни,
находиться в компании взрослых.
8. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих,
особенно в раннем детстве. Такие дети, пишет А. Е. Личко, любят мучить
животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. В детских
компаниях они ведут себя как диктаторы.
9. Истероидный тип. Главная черта этого типа — эгоцентризм, жажда
постоянного внимания к собственной особе. У подростков данного типа нередко
выражена склонность к театральности, позерству, рисовке.
10. Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как слабовольный,
плывущий по течению. Подростки данного типа обнаруживают повышенную
склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и
праздности.
11. Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное, а часто просто
конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе.
Типология характеров, предложенная немецким ученым К. Леонгардом. Эта
классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими
людьми и представляет как самостоятельные следующие типы характеров:
1. Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность,
словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомими-ки.
2. Дистимный тип. Его характеризует низкая контактность, немногословие,
доминирующее пессимистическое настроение.
3. Циклоидный тип. Ему свойственны довольно частые периодические смены
настроения, в результате чего так же часто меняется их манера общения с
окружающими людьми.
4. Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая контактность в общении,
замедленность вербальных и невербальных реакций.
5. Застревающий тип. Его характеризуют умеренная общительность,
занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость.
6. Педантичный тип. В конфликты вступает редко, выступая в них скорее
пассивной, чем активной стороной.
7. Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность,
робость, неуверенность в себе, минорное настроение.
8. Эмотивный тип. Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с
которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают «с
полуслова».
9. Демонстративный тип. Этот тип людей характеризуется легкостью
установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы.
10. Экзальтированный тип. Ему свойственны высокая контактность,
словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело
до открытых конфликтов..
II. Экстравертированный тип. Отличается высокой контакт-ностью, у таких
людей масса друзей, знакомых, они словоохотливы до болтливости, открыты для
любой информации.
12. Интровертированный тип. Его, в отличие от предыдущего, характеризует
очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности,
склонность к философствованию.
(Э. Фромм был врачом-психиатром фрейдистской ориентации), автор
представляемой типологии характеров вывел следующие их основные типы:
1. «Мазохист-садист». Это тип человека, который склонен видеть причины
своих жизненных успехов и неудач, а также причины наблюдаемых социальных
событий не в складывающихся обстоятельствах, а в людях.
Интересно наблюдение Э. Фромма, утверждающего, что в этом типе людей наряду
с мазохистскими склонностями почти всегда открываются и садистские
тенденции. Они проявляются в стремлении ставить людей в зависимость от
себя, приобретать над ними полную и безграничную власть, эксплуатировать
их, причинять им боль и страдание, наслаждаться видением того, как они
страдают. Такой тип человека называют авторитарной личностью. Э. Фромм
показал, что подобные личностные свойства были присущи многим известным в
истории деспотам, и включил в их число Гитлера, Сталина, ряд других
известных исторических лиц.
2. «Разрушитель». Характеризуется выраженной агрессивностью и активным
стремлением к устранению, уничтожению объекта, вызвавшего фрустрацию,
крушение надежд у данного человека.
3. «Конформист-автомат». Такой индивид, столкнувшись с трудноразрешимыми
социальными и личными жизненными проблемами, перестает «быть самим собой».
Выведенная Э. Фроммом типология реальна в том смысле слова, что
действительно напоминает поведение многих людей во время социальных
событий, происходящих в нашей стране сейчас или имевших место в прошлом.
Билет 10
ПОНЯТИЕ О СПОСОБНОСТЯХ
Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами
жизни поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают
разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в
успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие
используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди
быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки, Что же
такое способности?
Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в
психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Если
суммировать его дефиниции и попытаться их представить в компактной
классификации, то она будет выглядеть следующим образом:
1. Способности — свойства души человека, понимаемые как совокупность
всевозможных психических процессов и состояний.
2, Способности представляют собой высокий уровень развития общих и
специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение
человеком различных видов деятельности.
3. Способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но
объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное
использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее
распространено.
Уточним его, пользуясь ссылками на работы Б. М, Теплова. В понятии
«способности», по его мысли, заключены три идеи, «Во-первых, под
способностями разумеются индивидуально-психологические особенности,
отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями называют
не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют
отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих дея-
тельностей... В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям,
навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».
Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-чибо одной, а
от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и
тот же результат, может быть обеспечено различными способами.
Рассмотрим вопрос о классификации способностей человека. Их довольно много.
В первую очередь необходимо различать природные, или естественные,
способности (в основе своей биологически обусловленные) и специфические
человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение.
Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных,
особенно высших, например — у обезьян. Такими элементарными способностями
являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным
коммуникациям на уровне экспрессии. У человека, кроме биологическ1
обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в
социальной среде. Это общие и специальные высшш интеллектуальные
способности, основанные на пользовании речью » логикой, теоретические и
практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.
Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в
самых различных видах деятельности. Специальные способности определяют
успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления
которых необходимы задатки особого рода и их развитие.
Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые
предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям,
а вторые — к конкретным, практическим действиям.
Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые
определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний,
умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые —
создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых
идей, открытий и изобретений, словом — индивидуальное творчество в
различных областях человеческой деятельности.
Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-
деятельностные, или предметно-познавательные, способности — в наибольшей
степени социально обусловлены. В качестве примеров способностей первого
вида можно привести речь человека как средство общения (речь в ее
коммуникативной функции), Примеры способностей предметно-познавательного
плана хорошо известны. Они традиционно изучаются в общей и дифференциальной
психологии и именуются способностями к различным видам теоретической и
практической деятельности. До сих пор в психологии преимущественное
внимание обращалось именно на предметно-деятельностные способности, хотя
способности межличностного характера имеют не меньшее значение для
психологического развития человека, его социализации и приобретения им
необходимых форм общественного поведения.
И межличностные, и предметные способности взаимно дополняют друг друга.
Благодаря их сочетанию человек получает возможность развиваться полноценно
и гармонично.
Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью, и
эта характеристика относится к человеку, способному ко многим различным
видам деятельности.
СПОСОБНОСТИ, ЗАДАТКИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ЛЮДЕЙ
У человека есть два вида задатков: врожденные и приобретенные. Первые
иногда называют природными, а вторые социальными. Всякие способности в
процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая
способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень,
необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне.
Этот последний по отношению к более высокому уровню развития выступает в
виде своеобразного задатка.
ПРИРОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Условиями и предпосылками развития у человека социальных способностей
являются следующие обстоятельства его жизни:
1. Наличие общества, социально-культурной среды, созданной трудом многих
поколений людей. Эта среда искусственна, включает множество предметов
материальной и духовной культуры, обеспечивающих существование человека и
удовлетворение его собственно человеческих потребностей.
2. Отсутствие природных задатков к пользованию соответствующими предметами
и необходимость обучения этому с детства.
3. Необходимость участия в различных сложных и высокоорганизованных видах
человеческой деятельности.
4. Наличие с рождения вокруг человека образованных и цивилизованных людей,
которые уже обладают необходимыми ему способ ностями и в состоянии передать
ему нужные знания, умения и навыки располагая при этом соответствующими
средствами обучения и воспитания.
5. Отсутствие с рождения у человека жестких, запрограммированных структур
поведения типа врожденных инстинктов, незрелость соответствующих мозговых
структур, обеспечивающих функционирование психики, и возможность их
формирования под влиянием обучения и воспитания.
Каждое из названных обстоятельств является необходимым для превращения
человека как биологического существа, с рождения располагающего некоторыми
элементарными способностями, свойственными и многим высшим животным, в
социальное существо, приобретающее и развивающее в себе собственно
человеческие способности. Социально-культурная среда позволяет развивать
способности, обеспечивающие правильное пользование предметами материальной
и духовной культуры и развитие необходимых для этого способностей (они
формируются и совершенствуются в процессе научения пользованию
соответствующими предметами). Необходимость включения в специфически
человеческие виды деятельности с раннего детства вынуждает родителей
заботиться о развитии у детей нужных для них способностей, а впоследствии,
когда сами дети становятся взрослыми, создает у них потребности в
самостоятельном приобретении соответствующих способностей. Окружающие
ребенка взрослые люди, в большинстве своем уже обладая необходимыми
способностями и средствами обучения (в виде готовых предметов материальной
и духовной культуры, которыми надо научиться пользоваться), обеспечивают
непрерывное развитие нужных способностей у детей. Они в свою очередь с
готовностью принимают соответствующие учебные и воспитательные воздействия,
быстро усваивают их благодаря пластичному и гибкому, приспособленному к
научению мозгу. Те задатки, которые необходимы для развития человеческих
способностей, под влиянием всего этого складываются у ребенка довольно
рано, примерно к трем годам, обеспечивая в дальнейшем уже не природное, а
социальное его развитие, включая становление множества таких способностей,
аналога которым нет даже у весьма высокоразвитых животных.
Утверждение о том, что у человека нет готовых биологических задатков к
развитию социальных способностей, не означает отсутствия у этих
способностей анатомо-физиологической основы тогда, когда они становятся
полностью развитыми. Эта основа есть, но также не является врожденной. Она
представлена так называемыми функциональными органами, представляющими
собой прижизненно складывающиеся нервно-мышечные системы, анатомически и
физиологически обеспечивающие функционирование и совершенствование
соответствующих способностей. Формирование функциональных органов у
человека становится важнейшим принципом его онтогенетического морфо-
физиологического развития, связанного со способностями.
БИЛЕТ 11
РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ
Для многих человеческих способностей развитие начинается с первых дней
жизни и, если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в
которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца.
И процессе развития способностей можно выделить ряд этапов. На одних из них
происходит подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей,
на других идет становление задатков небиологического плана, на третьих
складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность.
Первичный этап в развитии любой такой способности связан с, созреванием
необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе
нужных функциональных органов. Он обычно относится к дошкольному детству,
охватывающему период жизни ребенка от рождения до 6—7 лет. Это создает
благоприятные условия для начала формирования и развития y ребенка общих
способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки
(задатков) для последующего развития: специальных способностей.
Становление специальных способностей активно начинается уже в дошкольном
детстве и ускоренными темпами продолжается в школе особенно в младших и
средних классах. Поначалу развитию этих способностей помогают различного
рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать
учебная и трудовая деятельность. Занятия различными видами творческих игр в
дошкольном детстве приобретают особое значение для формирования специальных
способностей у детей.
Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно
включается человек, выступает как одно из важнейших условий комплексного и
разностороннего развития его способностей. Требования следующие: творческий
характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя,
должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в
ходе и по окончании выполнения деятельности.
Если деятельность ребенка носит творческий, нерутинный характер, то она
постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно
привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая
деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для
себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Такая
деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень
притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от
достигнутых успехов.
Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т. е.
на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его
способностей, реализуя то, что Л. С. Выготский называл зоной потенциального
развития.
Важным моментом развития человеческих способностей является их
компенсируемость, причем это относится даже к тем способностям, для
успешного развития которых необходимы врожденные физиологические задатки.
А. Н. Леонтьев показал, что определенного уровня развития музыкального
слуха можно добиться и у тех людей, ухо которых с рождения не очень хорошо
Страницы: 1, 2, 3
|