Рефераты

Социально-психологические аспекты общения посредством Интернета

отношению к реальной жизни степени телесен. Создается впечатление, что

обитатели чата, лишенные тел, постоянно сублимируют это инсценированием

"буйства плоти".

Бесспорное лидерство в тематике чатовского действа принадлежит сексу. В

полном соответствии с фрейдистким учением в карнавальной атмосфере

вседозволенности люди в первую очередь начинают реализовывать свои

подавленные сексуальные желания. Флирт в чате всеобщ и вездесущ. Ни одно

появившееся "действующее лицо" женского пола не избегнет ухаживаний разной

степени приличия (этому немало способствует то, что до сих пор женщины в

виртуальности составляют меньшинство, обычно не более трети всех

присутствующих). И пусть вас не смущает кажущаяся бессмысленность этих

ухаживаний. "Виртуальный" секс, при котором "влюбленные" поочередно

описывают свои действия, давно и прочно освоен "чатланами" и является одним

из их любимых времяпрепровождений.

Помимо "сексуальных утех" телесность чата проявляется и в другом любимом

занятии его обитателей. Если "чатлане" инсценируют не "брачные танцы", то,

скорей всего, они предаются неумеренным возлияниям и обжорству. Эта вторая

пагубная страсть чатлан нашла свое подтверждение даже в названиях многих

популярных чатов - "Самарский паб", "Трактир "У Хонды", "Интернет-кафе",

"Кают-компания" и т. п. (кстати, любопытно звучат с точки зрения первой

пагубной страсти названия еще одной большой группы чатов - "Кроватка",

"Диван Махаона" и т. п.) Телесность доминирует и в чатовском юморе -

большинство шуток, отпускаемых обитателями чата в адрес друг друга,

варьируются от фривольного до скабрезного.

Упразднение всяческих барьеров между людьми и отмена большинства норм и

запретов обычной, внекарнавальной жизни создает особый идеально-реальный

тип общения, который Бахтин называл "вольным фамильярно-площадным контактом

между людьми".

Проиллюстрируем это одним любопытным фактом. Выше упоминалось про реплики

роботов в чате "Отель "У Максима", которые появляются на экране в виде

реакции на употребление "чатланами" определенных слов или словосочетаний.

Контент-анализ этих реплик позволил сделать вывод, что даже в этом чате,

который считается одним из самых "пуританских" в русском Интернете,

создатели, скорее всего интуитивно, стимулировали именно телесный,

асоциальный тип общения.

Возьмем, к примеру, "Сауну" и реплики робота "Банщика". 54 % слов,

вызывающих реакцию робота, задают антураж места действия (веник, бассейн и

т. п.). Но даже в этом случае ответные реплики Банщика часто "грешат"

известной телесностью. Например, в качестве реакции на слово "бассейн"

Банщик может с подозрением спросить любого из присутствующих: "А писать в

бассейн не будете?".

Из оставшихся слов и словосочетаний, не связанных с местом действия, 84 %

(!) либо сами связаны с сексом, пьянством и т. п. с соответствующей

реакцией робота, либо вызывают весьма фривольные реплики. В общем итоге

более половины ключевых слов изначально телесны, либо вызывают телесную

реакцию и лишь 47 % относительно нейтральны. Подчеркиваю - это в чате,

который славится строгостью нравов. Остается только предполагать, какие бы

цифры мы могли получить в более либеральных чатах, будь они декорированы

таким же образом.

* * *

Итак, карнавальная составляющая является одним из важнейших факторов,

обуславливающих феноменальную популярность чатов. Но ни в коем случае не

единственным.

Не стоит забывать, что обитатели чата не общаются в нем. Они в нем живут.

По сути, это реальная жизнь, только в ирреальном (виртуальном) мире. Любой

человек, увлекшийся чатами, оказывается в состоянии одновременного

сосуществования в двух мирах. Причем карнавальный мир чата часто

оказывается более привлекательным, нежели мир реальный. Если в реальной

жизни ты затравленный во дворе толстый прыщавый "книжный" подросток, то в

мире виртуальном ты имеешь возможность сделаться красивым, умным, взрослым

и обожаемым женщинами мужчиной. И это будут не твои иллюзорные мечты, так

как чат - это не акт только твоего творения; подтверждения этому ты

получаешь "извне", все это проживается и проигрывается в социуме.

Естественно, психологическое состояние людей, оказавшихся "меж двух миров"

сложно назвать комфортным. Иллюзорность карнавального мира прекрасно

осознается большинством обитателей чата. Одно то, что виртуальный мир

существует вне времени (в чате не бывает утра, вечера или ночи, так как

виртуальный социум состоит из людей, находящихся в самых разных часовых

поясах) и вне пространства (география "чатлан" охватывает весь земной шар),

не дает его спутать с реальным миром. Поэтому попытка разрешить это

противоречие путем совмещения миров - основная психологическая доминанта

поведения обитателей чата.

При любой коммуникации, рано или поздно, но каждый "чатланин" старается

пробиться к реальному человеку, стоящему за карнавальной маской. Телесная,

масочная, мистификаторская составляющая карнавала чата, о которой мы так

много говорили в этой статье, несмотря на ее реальность, бытийность - это

все-таки игра. Но нельзя жить в мире, только играя. Поэтому рано или

поздно, но в конечном итоге непременно, чатлане переходят в своих

отношениях от игрового "дуракаваляния" к серьезному общению. Вроде бы вот

оно - победное вторжение реальных людей и, в конечном итоге, реального мира

в карнавальное пространство виртуального общения. Однако на самом деле

"внекарнавальное" общение в чате в конечном итоге оказывается столь же

далеким от общения реальных людей в реальном мире, как и карнавальные

социальные коммуникации.

§ 3. Некоторые психологические аспекты специфики общения в Интернете.

Более конкретно, можно выделить следующие проблемы. Во-первых, соотношения

"виртуального Я" (т. е. "Я", которое человек использует в телекоммуникации)

с реальным и идеальным "Я" этого же человека. По данным, полученным при

помощи личностного семантического дифференциала (данные исследования

предоставлены поисковой системой APORT!), виртуальная личность подростка

(она же - самопрезентация в Интернете) более раскованна, является более

эпатирующей и менее социально желательной по сравнению с реальным, и тем

более, по сравнению с идеальным "Я". Эту же особенность отмечают и

преподаватели компьютерных клубов - по словам одного из них, "дети там (т.

е. в Интернете) отрываются". Характерно, что "отрываются" далеко не все

дети - наряду с теми подростками, которые большую часть времени проводит в

чатах, есть и те, которые чатами не увлекаются, а все больше скачивают из

Интернета небольшие программы или же ищут информацию, "роясь в мусоре с

помощью крючьев - альтавист и палок- рэмблеров".[19] Более того, есть

подростки, которые, несмотря на возможность свободного доступа к Интернет,

в Интернет принципиально не выходят, мотивируя это тем, что "там нет ничего

интересного". Отсюда возникают следующие вопросы:

1.Какие характеристики личности (реальной) ведут к тому, что человек в

сетевой коммуникации начинает конструировать непохожие на него виртуальные

личности (часто не одну, а несколько);

2.Почему виртуальная личность наделяется определенными свойствами.

Гипотетическим объяснением того, почему одни люди конструируют виртуальные

личности, а другие - нет, может быть степень социальной ригидности

личности. Выделяется два основных типа социальной ригидности. Первый - это

ролевая ригидность (или ригидность "Я" - концепции), которая проявляется в

том, что человек воспринимает себя как исполнителя строго определенного

набора ролей и, соответственно, "упорствует в определенных видах ролевого

поведения". Второй - это диспозициональная ригидность (наличие жестких

установок, определяющих восприятие мира в черно-белых тонах). В

исследовании А.С. Волович (1990) говорится о том, что "для неригидного

усвоения групповых норм необходимо, чтобы социальное "Мы" человека было

достаточно широким, а не ограничивалось идентификацией с отдельной группой.

Это обеспечивается за счет наличия большого числа референтных групп и

свободы выхода из них".[20] Здесь необходимо упомянуть, что в социальной

психологии выделяются такие аспекты идентичности личности, как личная

идентичность и социальная идентичность. Причем поддержание позитивной

идентичности в целом может осуществляться как за счет поддержания

позитивной личной идентичности, так и за счет поддержания позитивной

социальной идентичности, в зависимости от того, какой аспект идентичности в

целом является преобладающим.

Исходя из этого, можно предположить, что люди, которые конструируют

виртуальные личности, обладают низкой социальной ригидностью, а люди,

которые никогда не конструируют виртуальные личности - высокой социальной

ригидностью. Относительно идентичности этих двух групп людей можно сделать

следующие предположения:

. Люди, конструирующие виртуальные личности, либо имеют

большое количество референтных групп, из которых они могут

свободно выйти (то есть, обладают широкой социальной

идентичностью), либо же в их идентичности социальная

идентичности вообще не является преобладающим аспектом, и

позитивная идентичность в целом поддерживается за счет

позитивной личной идентичности.

. Для людей, которые не склонны конструировать виртуальные

личности, может быть характерна высокая степень социальной

ригидности и преобладание в идентичности в целом социальной

идентичности.

Конструирование виртуальных личностей может носить возрастной характер и

быть связана с самоопределением. Многие авторы отмечают существование

кризиса идентичности в подростковом возрасте, когда собственное "Я"

представляется подростку размытым. При этом виртуальные личности могут

выполнять функцию самоверификации.

Существует также точка зрения, согласно которой конструирование виртуальных

личностей в Интернете - отражение изменений структуры идентичности человека

(тенденция к множественности идентичности в реальной жизни), которое

является отражением социальных изменений.[21] Келли говорит, что

"безусловно, мы осознаем то, что мы ведем себя по-разному в разных

ситуациях. Идея об обладании множеством "Я" относительно нова, но уже

достаточно популярна. Например, в своей книге "Life on the screen: Identity

in the age of Internet" (Жизнь на экране: идентичность в век Интернета)

Sherry Turkle пишет:"Не так давно стабильность была социально ценной и

культурно поощряемой. Ригидные половые роли, повторяющийся труд, надежда на

то, что на одной работе или в одном городе можно оставаться всю жизнь, -

все это делало последовательность (согласованность) центральным в

определении здоровья. Но эти стабильные социальные сиры были разрушены. В

настоящее время здоровье описывается скорее в терминах текучести, чем

стабильности. Основное значение имеет способность меняться и

приспосабливаться: к новой работе, новому направлению карьеры, новым

половым ролям, новым технологиям".[22]

Эта констатация хорошо соотносится с "текучестью" и возможностью выбора

способов действия и самовыражения в Интернете.[23]

Очевидно, что для того, что бы конструировать виртуальные личности, нужно

не только быть в принципе способным видеть себя как потенциального

исполнителя различных ролей, но и хотеть исполнять эти роли. Можно

предположить, что желание конструировать виртуальные личности может быть

связано с тем, что реальность не предоставляет возможностей для реализации

различных аспектов "Я", или же, что действительность может быть слишком

"ролевой", слишком нормативной.

Это порождает у человека желание преодолеть нормативность, что ведет к

конструированию ненормативных виртуальных личностей. В частности, это может

проявляться в конструировании виртуальных личностей другого пола, нежели их

обладатель, или вообще бесполых. В реальном обществе существуют

определенные нормы, которые предписывают человеку определенного пола

соответствующее этому полу поведение. В виртуальном обществе человек может

быть избавлен от того, чтобы демонстрировать социально желательное для

своего пола поведение, презентировавшись в сети как лицо противоположного

пола. То есть, если реальное общество ограничивает возможности

самореализации человека, у него появляется мотивация выхода в сеть и

конструирования виртуальных личностей. Если же человек полностью реализует

все аспекты своего Я в реальном общении, мотивация конструирования

виртуальных личностей у него, скорее всего, отсутствует. В описанном случае

общение в Интернет носит характер дополнения к основному общению. Но оно

может иметь и компенсаторный, замещающий характер. Это происходит в случае

формирования Интернет-зависимости (Internet-addiction).

§ 4. Феномен Интернет - зависимости и его анализ

4.1 Понятие и критерии Интернет -зависимости

«Люди ночи»

Вы знаете, никогда не ведите себя с людьми, живущими по ночам так, как с

обыкновенными, дневными людьми. Люди, живущие по ночам меняются медленно и

не слишком заметно, но все же.. Все же они видят этот мир по-другому. Мы,

те кто сидит по ночам за машинами отличаемся от обычных людей еще

разительнее. Вокруг нас нет живых, как это происходит в клубах и на

различных сборищах. Нет, мы общаемся сами с собой и тенями других. Хотя

последнее - достаточно спорно, ведь машине человек часто может доверить то,

что никогда не доверит людям вокруг. мы, люди сумерек видим всех остальных

в том обличье, которое никогда не появится на свету. Мы снимаем маски с

самих себя, одновременно сдирая их с Вас. Вы можете быть хорошими матерями

и добрыми, вежливами людьми днем, но ночью у Вас будет шанс обнажить то,

что спало в глубинах, и мы сможем заметить это. Мы ненормальные днем именно

потому, что слишком нормальные ночью, у нас немного шансов вернуться в

реальность, потому что там, где Вы говорите о виртуальности зародилась

новая жизнь и новая правда. Не доверяйте людям ночи днем, лучше попробуйте

прийти к ним ночью.

Автор Daos[24]

Явление Интернет-зависимости начало изучаться в зарубежной психологии с

1994 года. Интернет-зависимость определяется как "навязчивое

(компульсивное) желание выйти в Интернет, находясь off-line (не в

Интернете), и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line (в

Интернете)". Исследователи приводят различные критерии Интернет-

зависимости.

Кимберли Янг приводит 4 симптома ИЗ (Интернет-зависимости):

. Навязчивое желание проверить e-mail

. Постоянное ожидание следующего выхода в Интернет

. Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много

времени в Интернет

. Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много

денег на Интернет.[25]

Более развернутую систему критериев приводит Иван Голдберг. По его мнению,

можно констатировать Интернет-зависимость при наличии 3 или более пунктов

из следующих:

1. Толерантность.

1.1. Количество времени, которое нужно провести в Интернет, чтобы достичь

удовлетворения, заметно возрастает

1.2. Если человек не увеличивает количество времени, которое он проводит в

Интернет, то эффект заметно снижается.

2. Синдром отказа.

2.1. Характерный "синдром отказа":

2.1.1. Прекращение или сокращение времени, проводимого в Интернет

2.1.2. Два или больше из следующих симптомов (развиваются в течение периода

времени от нескольких дней до месяца):

. Психомоторное возбуждение

. Тревога

. Навязчивые размышления о том, что сейчас происходит в

Интернет

. Фантазии или мечты об Интернет

. Произвольные или непроизвольные движения пальцами,

напоминающие печатание на клавиатуре.

Симптомы, перечисленные в пункте 2 , вызывают снижение или нарушение

социальной, профессиональной или другой деятельности.

2.2. Использование Интернет позволяет избежать симптомов "синдрома отказа".

3. Интернет часто используется в течение большего количества времени или

чаще, чем было задумано.

4. Существуют постоянное желание и/или безуспешные попытки прекратить или

начать контролировать использование Интернет.

5. Огромное количество времени тратится на деятельность, связанную с

использованием Интернет (покупку книг про Интернет, поиск новых браузеров,

поиск провайдеров, организация найденных в Интернет файлов).

6. Значимая социальная, профессиональная деятельность, отдых прекращаются

или редуцируются в связи с использованием Интернет.

7. Использование Интернет продолжается, несмотря на знание об имеющихся

периодических или постоянных физических, социальных, профессиональных или

психологических проблемах, которые вызываются использованием Интернет

(недосыпание, семейные(супружеские) проблемы, опоздания на назначенные на

утро встречи, пренебрежение профессиональными обязанностями, или чувство

оставленности значимыми другими).

Марк Гриффитс делит Интернет - зависимых на две группы, выделяя аддиктов

(зависимых) первого и второго порядков.

Аддикты 1-го порядка чувствуют себя в приподнятом настроении во время игры.

Они любят играть группами в сети, получают позитивное подкрепление со

стороны группы, когда становятся победителями и именно это является для них

главным. Компьютер для них - средство получить социальное вознаграждение.

Аддикты 2-го порядка используют компьютер для бегства от чего-либо в своей

жизни, и их привязанность к машине - симптом более глубоких проблем

(например, физические недостатки, низкое самоуважение и т.д.).[26]

В других исследованиях Интернет-зависимости было установлено, что Интернет-

зависимые часто "предвкушают" свой выход в Интернет, чувствуют нервозность,

находясь off-line, врут относительно времени пребывания в Интернете, и

чувствуют, что Интернет порождает проблемы в работе, финасовом статусе, а

также социальные проблемы (Egger, 1996). Morhan-Martin (1997), Scherer

(1997), также установили, что студенты страдают от академической

неуспеваемости и ухудшения отношений, и что это связано с неконтролируемым

ими использованием Интернет.[27]

6.2 Причины Интернет - зависимости[28]

К.Янг, исследуя Интернет[29] - зависимых, выяснила, что они чаще всего

используют чаты (37 %), MUDs (28 %), телеконференции (15 %), E-mail (13 %),

WWW (7 %), информационными протоколами (ftp, gopher) (2%) (см диаграмму 1).

Приведенные сервисы Интернет можно разделить на те, которые связаны с

общением, и те, которые с общением не связаны, а используются для получения

информации. К первой группе относятся чаты, MUDs, телеконференции, e-mail,

ко второй - информационные протоколы. Янг отмечает, что в этом исследовании

было также установлено, что "Интернет - независимые пользуются

преимущественно теми аспектами Интернет, которые позволяют им собирать

информацию и поддерживать ранее установленные знакомства. Интернет -

зависимые преимущественно пользуются теми аспектами Интернет, которые

позволяют им встречаться, социализироваться и обмениваться идеями с новыми

людьми в высокоинтерактивных среде". То есть, большая часть Интернет -

зависимых пользуется сервисами Интернет, связанными с общением.

Поскольку большую часть Интернет - зависимых в исследовании Янг составили

те, кто пользуется сервисами Интернет, основной частью которых является

общение, то ее выводы относительно всех Интернет - зависимых касаются

скорее именно этой группы людей. Хотя, исходя из данных Янг, можно выделить

две совершенно различных группы пользователей: висящих на общении ради

общения (91 %) и висящих на информации (9%). Но в ее исследовании такие

группы Интернет - зависимых не выделялись.

Относительно того, какие особенности Интерната являются для них наиболее

привлекательным, 86 % Интернет - зависимых назвали анонимность, 63% -

доступность, 58 % - безопасность и 37 % - простоту использования (см

диаграмму 2).

По данным Янг, Интернет - зависимые используют Интернет для получения

социальной поддержки (за счет принадлежности к определенной социальной

группе: участия в чате или телеконференции); сексуального удовлетворения;

возможности "творения персоны", вызывая тем самым определенную реакцию

окружающих , получения признание окружающих.

Социальная поддержка в данном случае осуществляется через включение

человека в некоторую социальную группу (чат, MUD, или телеконференцию) в

Интернете. "Как любое сообщество, культура киберпространства обладает своим

собственным набором ценностей, стандартов, языка, символов, к которому

приспосабливаются отдельные пользователи". Включаясь в такую группу,

человек получает возможности поддержки позитивного образа "Я" за счет

позитивной социальной идентичности.

По мнению Янг, будучи включенными в виртуальную группу, Интернет -

зависимые становятся способными принимать больший эмоциональный риск

путем высказывания более противоречащих мнению других людей суждений - о

религии, абортах, наркотиках и т.п. В реальной жизни Интернет-зависимые не

могут высказать аналогичные мнения даже своим близким знакомым и супругам.

В киберпространстве они могут выражать эти мнения без страха отвержения,

конфронтации или осуждения потому, что другие люди являются менее

досягаемыми и потому, что идентичность самого коммуникатора может быть

замаскирована.

Кроме того, Интернет особенно важен для тех людей, чья реальная жизнь по

тем или иным (внутренним или внешним причинам) межличностно обеднена. В

этих случаях, люди скорее и пользуют Интернет как альтернативу своему

непосредственному (реальному) окружению. Как отмечает Sh. Turkle,

"компьютеры (имеется в виду опосредованная компьютером коммуникация)

создают иллюзию товарищеских отношений без требований дружбы".[30] Далее,

потребность в социальной поддержке может быть наиболее высокой именно в

нашем обществе в связи с дезинтеграцией традиционных основанных на общности

форм соседства и возрастанию количества разводов и изменений места

жительства.

Ухудшение межличностных отношений в реальности ведет к Интернет-

зависимости. Наконец, Интернет-зависимость может вызываться

психопатологией: Кимберли Янг установила, что различная степень депрессии

коррелирует с Интернет - зависимостью. Депрессивные больные, которые больше

других испытывают страх отвержения и больше других нуждаются в социальной

поддержке пользуются Интернет, чтобы преодолеть трудности межличностного

взаимодействия в реальности.

Относительно мотивации использования Интернет второй группой людей

(Интернет-зависимых, использующих преимущественно те сервисы Интернет,

которые связаны с поиском информации) по результатам исследования К. Янг

нельзя сделать никакого однозначного вывода.

В целом, очевидно, что большая часть Интернет-зависимых висит на общении

ради общения. Это может свидетельствовать о компенсаторном характере

общения в Интернет у этой группы людей. Интернет-зависимые получают в

Интернет различные формы социального признания. Их зависимость может

говорить о том, что в реальной жизни социального признания они не получают,

а также о том, что в реальной жизни у этой группы людей могут существовать

определенные трудности в общении, которые снижают их удовлетворенность

реальным общением. То есть, общение в Интернет, предположительно, обладает

некоторыми характеристиками, которые сводят на нет причины трудностей в

реальном общении. Для более полного понимания феномена Интернет-зависимости

необходимо обратиться к другим видам зависимостей. Действительно, К. Янг и

И. Голдберг говорят о сходстве Интернет-зависимости с навязчивым

стремлением к азартным играм и с патологическим обжорством (булимией).

Возможно более глубокое понимание феномена Интернет-зависимости через

выделение определенных свойств личности, которые делают ее

предрасположенной к формированию различных видов зависимости вообще, а

также через сопоставление различных видов зависимости (наркозависимостей,

патологического влечения к азартным играм, булимии, со-зависимости и т.п.)

и выделение некоторых общих закономерностей формирования зависимости.

ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ В ИНТЕРНЕТЕ. ВИРТУАЛЬНЫЙ

МИР ОБЩЕНИЯ.

§ 1. Результаты исследования поведения в Интернете.

Общая информация.

Опрос был начат 7 сентября 1999 года и завершен 7 октября 1999 года.

Исследование анонсировалось в списках рассылки "Новости психологической

сети Российского Интернета", "Psl-l" (список рассылки для профессиональных

психологов). Кроме этого, на исследование была дана ссылка с сайта

http://icqfoto.ru. После того, как с icqfoto.ru была снята ссылка, и поток

испытуемых из списков рассылки практически прекратился, опрос был

анонсирован в конференциях сети Фидонет (таких, как

computerlife.ru.virtual.life.ru, internetnews.ru), тематика которых

соответствовала тематике проводимого опроса. Общее число участников опроса

составило 562 человека (424 человека по результатам анонса в Интернете с

icqfoto.ru и через списки рассылки и 138 человек по результатам анонса в

Фидо).

Основные результаты первого этапа обработки данных.

На первом этапе результаты, полученные в ходе опроса, обрабатывались по

всем респондентам в целом. Выявлялся социально-демографический состав

опрошенных, восприятие Интернета по сравнению с реальным социальным

окружением; связь социально-демографических параметров и различных

показателей общения в Интернете.

Социально-демографический состав респондентов.

Пол.

Около 25 % опрошенных - женщины, и около 75 % -мужчины (выборка несколько

смещена результатами анонса в Фидо). По результатам анонса в Интернете

женщин среди опрошенных - 27,8 %, а мужчин - 72,2 % (см диаграмму 3), что

соответствует результатам, полученным относительно социально-

демографического состав пользователей Интернета Gallup Media. Среди

ответивших из Фидо мужчин больше, и с этим связан сдвиг выборки по полу.

Возраст.

Половозрастной состав опрошенных нами пользователей оказался близким к

результатам, полученным Gallup Media в опросе, проведенном весной прошлого

года. Средний возраст пользователей- 24, 6 года, самым молодым участникам

опроса было 13 лет, самым пожилым - 60. Результаты несколько сдвинуты по

сравнению с результатами Gallup Media - в нашем исследовании приняло

участие несколько больше молодых (до 20 лет) и несколько меньше пожилых

(старше 45 лет) респондентов. Этот сдвиг выборки может быть связан с тем,

что большая часть опрошенных пришла с сайта icqfoto.ru - сайта знакомств с

относительно молодой аудиторией.

Время, проводимое в Интернете в неделю.

Среднее время, которое наши респонденты проводят в Интернете в неделю - 28,

9 часов, минимальное время в неделю - 1 час, а максимальное - 100 часов

Стаж использования Интернета.

Средний стаж использования Интернета - чуть больше 2-х лет (25,2 месяца),

при этом участники распределились от 0 до 120 месяцев.

Сравнение того, как наши респонденты воспринимают Сеть и реальное

социальное окружение, дало следующие результаты:

А. В реальном общении участники с большей уверенностью могут получить

эмоциональную поддержку (оказание помощи в трудные минуты - спасение от

грусти и одиночества), чем в Интернете.

Б. В реальном общении участники с большей уверенностью могут пообщаться

или просто провести время.

В. Интернет воспринимается как среда, в которой можно вести себя, в

меньшей степени считаясь с мнением окружающих, чем в реальном общении.

Итак, большинство опрошенных считает Интернет средой, более свободной,

нежели реальная жизнь, и при этом в меньшей степени, чем реальная жизнь,

предоставляющей эмоциональную поддержку и общение. Очевидно определенное

"смещение акцентов" от диалога между людьми (общения и поддержки) в

реальном общении к монологу, свободному от чужих мнений и оценок

самовыражению в Интернете. Сеть - место, где можно показать себя, не думая

о последствиях, но при этом она скорее безразлична по отношению к человеку.

Реальность по сравнению с Сетью в большей степени заставляет считаться с

окружающими, но при этом она более дружелюбна, человечна. Хотя лично я с

этим не согласна, мне кажется, что и Реальность и Сеть одинаково

безразличны к человеку.

Несколько забегая вперед, следует уточнить, что восприятие Сети как

источника эмоциональной поддержки зависит от опыта пользования сетью: чем

больше у человека "стаж Интернета", тем в большей степени он воспринимает

сеть как источник эмоциональной поддержки, помощи в трудную минуту. По мере

увеличения времени, проведенного в сети, люди обзаводятся хорошими

знакомыми и близкими друзьями, осваивая Сеть так же, как они осваивают

традиционную Реальность.

Взаимосвязь различных показателей поведения в Интернете с различного рода

объективными переменными - социально-демографическим статусом и

количественными показателями взаимодействия в Сети. Было установлено, что:

А. Женщины по сравнению с мужчинами:

- имеют меньший стаж использования Интернета

- имеют большую потребность в раскрепощенности (отвечают "да" на вопрос "я

не люблю контролировать себя и заботиться о том, что обо мне подумают").

- Воспринимают Интернет как среду, в большей степени предоставляющую

раскрепощенность и свободу (чаще отвечают "да" на вопрос "в Интернете я

могу вести себя как хочу, не заботясь о том, что обо мне подумают ").

Очевидно, женщины в Интернете более эмансипированы (или же желающая быть

таковой), и более конкурентна, по сравнению со среднестатистической.

Б. Чем старше респондент, тем более вероятно, что:

- у него меньше ников (псевдонимов);

- он общается в меньшем количестве сетевых сообществ;

- он Интернет-зависимый;

- он проявляет активность при общении в Сети;

- он не воспринимает сеть как источник эмоциональной поддержки;

- он воспринимает реальное социальное окружение как позволяющее вести себя,

не заботясь о мнении окружающих.

Большее количество "ников" (псевдонимов) и сетевых сообществ у более

младших респондентов может быть как отражением современной возрастной нормы

общения в Интернете среди 16-25 летних, так и отражением свойственного

подростковому и юношескому возрасту во все времена стремлению пробовать

себя в разных ролях и разных группах.

Про "старшее поколение" (понятие "старшее" здесь условно, это люди 30-40

лет) - можно сказать, что в данном случае Интернет-зависимость, скорее

всего свойственна людям, которые не сумели вписаться в социальное

окружение, и приобрести достаточное число социальных контактов. Отказ от

Сети как от средства эмоциональной поддержки в случае Интернет-зависимости,

скорее всего, связано с тем, что человек имеет стереотип примерно такого

плана "Я не сумел получить эмоциональную поддержку в реальной жизни,

следовательно, я не сумею получить ее и по Сети."

В более старшем возрасте общение в Интернете, в отличие от "нового

поколения" - это скорее исключение из правил, некоторая маргинальность

среди своей возрастной группы. То есть, если в более молодом возрасте

общение в Интернете - это норма, то в более старшем возрасте скорее

исключение из правил, отклонение от среднестатистических стандартов

поведения 35-45 летних. То, что наши респонденты более старшего возраста -

исключение из своей возрастной группы, подтверждается и тем, что

респонденты более старшего возраста в большей степени склонны пренебрегать

мнением о них реального социального окружения; и тем, что им в большей

степени свойственна Интернет-зависимость.

В. Чем больше у респондента стаж использования Интернета, тем более

вероятно, что:

- это мужчина

- он проводит там больше времени в неделю

- он познакомился по сети с большим количеством людей

- он чаще проверяет почту

- он воспринимает Интернет как источник эмоциональной поддержки.

Связь стажа и принадлежности к мужскому полу объясняется достаточно просто:

чем больше у человека стаж пользования Интернетом, тем более вероятно, что

он подключился к Интернету в числе первых - а значит, скорее всего, это

выпускник технического вуза, профессионально связанный с компьютерами - а

среди таких людей большинство мужчин.

За долгое время пребывания в сети такой человек успевает обрасти кругом

сетевых знакомств, и начинает относиться к сети как к средству

эмоциональной поддержки. Будучи профессионально связанным с компьютерами,

он продолжает проводить в сети достаточно много времени в неделю, попутно

часто проверяя почту.

Г. Чем больше времени человек проводит в Интернете, тем более вероятно,

что:

- у него больше ников, он познакомился по сети с большим количеством людей

и чаще проверяет почту

- он воспринимает Интернет как источник общения, когда скучно и не с кем

поговорить

- он воспринимает Интернет как источник эмоциональной поддержки в трудные

минуты.

(при этом не будучи Интернет-зависимым - Интернет-зависимость отрицательно

связана с количеством времени, проводимого в сети.)

Относительно взаимосвязи времени, проводимого в Сети в неделю, общего

стажа, количества ников и количества сетевых сообществ достаточно было

сказано выше. Что же касается связи времени, проводимого в сети, и

восприятия Сети как источника общения и эмоциональной поддержки, то,

возможно, связь здесь следующая: чем больше времени человек проводит в

Интернете, тем большее часть его социальных контактов приходится на сетевых

знакомых.

Д. Чем больше у человека ников, тем более вероятно, что:

- он проводит в Сети больше времени, познакомился по Интернету с большим

количеством человек и общается в большем количестве сетевых сообществ;

- он не Интернет-зависимый;

- ему относительно мало лет ;

- он воспринимает реальное социальное окружение как источник меньшей

эмоциональной поддержки, по сравнению с теми людьми, у которых мало ников

или нет их вообще.

Отрицательную связь числа ников (псевдонимов) и Интернет-зависимости можно

объяснить через творческий потенциал личности - очевидно, что, чем выше

творческий потенциал, чем более выражена склонность "умножать сущности без

необходимости", тем больше у человека ников. С другой стороны, чем более

выражен творческий потенциал, тем меньше вероятность оказаться Интернет-

зависимым. Здесь можно провести аналогию с алкоголизмом. Есть люди, которые

находят удовольствие в новом опыте, ценители-гурманы. Они собирают

потрясающие воображение коллекции вин, и не пьют их, а дегустируют. А есть

асоциальные личности, для которых важно процентное содержание в напитке

алкоголя, для которых само опьянение является целью.

В пользу этого объяснения свидетельствует и отрицательная связь между

количеством ников и восприятием реального окружения как источника

эмоциональной поддержки. Те, у кого много ников, для кого важен процесс

игры с собственной личностью, скорее всего, выбирают такое окружение не по

критерию эмоциональной поддержки, а по каким-то иным критериям. То есть,

возможно, чем интереснее человеку "просто игра", тем менее важно для него,

чтобы его утешали, спасали от одиночества и оказывали помощь в трудные

минуты. Поэтому люди, общающиеся в сети под множеством имен, выбирают такое

реальное окружение, которое не является для них источником эмоциональной

поддержки - и оценивают его соответственно, как не дающее эмоциональной

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты