Рефераты

Социально-психологические аспекты общения посредством Интернета

поддержки.

Е. Чем в большем количестве сетевых сообществ (чатов, форумов, конференций

и т.п.) общается человек, тем более вероятно, что:

- у него больше ников, больше знакомых по Сети и он чаще проверяет почту;

- это мужчина;

- он в меньшей степени воспринимает реальное окружение как источник общения

самого по себе и в большей степени воспринимает Интернет как источник

такого общения.

Чем в большем количестве сетевых сообществ общается человек, тем выше

вероятность, что он будет воспринимать Интернет как место, где можно просто

пообщаться в любое время, и тем менее вероятно, что он воспринимает так же

реальную жизнь. То есть, у активного пользователя Интернет, принадлежащего

ко множеству различных сетевых групп, "центр трёпа" постепенно смещается из

реальной жизни в сеть. Что вполне естественно.

Ж. Чем с большим количеством людей человек познакомился через Интернет,

тем более вероятно, что:

- у него больший стаж использования Интернета, он проводит там больше

времени в неделю, у него больше ников, он общается в большем количестве

сетевых сообществ и чаще проверяет почту;

- Он скорее стремится вести себя с учетом мнения окружающих;

- Он воспринимает Интернет как источник общения и эмоциональной поддержки,

не будучи при этом Интернет-зависимым.

Относительно связи количества сетевых знакомых и стремления

ориентироваться на мнение окружающих можно сказать следующее: чем больше у

человека сетевых знакомых, тем больше вероятность опредмечивания в реальной

жизни контактов, полученных по сети. Соответственно, велика вероятность

проецирования модели поведения в реальной жизни на поведение в сети. Иными

словами - если человеку не все равно, что о нем подумают в реальной жизни,

в связи с его поведением, то при потенциальном стремлении находить новых

знакомых в Интернете, человек будет себя вести в сети так же, как и в

реальной жизни. То есть, грань между виртуальным и реальным общением

стирается, ограничения, накладываемые на самовыражение в реальной жизни,

переносятся в Интернет.

З. Чем чаще человек проверяет почту, тем более вероятно, что:

- у него большой стаж использования Интернета, он проводит в Сети больше

времени и общается в большем количестве сетевых сообществ;

- он воспринимает Интернет как источник общения и эмоциональной поддержки.

Последнее может быть связано с использованием Сети как средства

приобретения социальных связей, как деловых, так и общечеловеческих,

людьми, проводящими много времени в Интернете. В данном случае -

электронная почта - это индикатор. Очевидно, что чем больше у человека

знакомых - тем больше корреспонденции он получает, и тем больше

вероятность, что социальные связи в Интернете продублированы в реальной

жизни.

Далее, мы выясняли, какие факторы лежат в основе формирования Интернет-

зависимости.

Обычно считается, что Интернет-зависимые - это люди, страдающие от

одиночества в реальной жизни, те, кто стремится получить недостающие им

эмоциональную поддержку и общение в Интернете. Чтобы проверить это

предположение, в опросник были введены вопросы, отражающие то, насколько

испытуемый может получить в Интернете и в реальном общении эмоциональную

поддержку, возможность пообщаться тогда, когда ему скучно, и

раскрепощенность, а также вопросы, отражающие потребность в поддержке,

общении и раскрепощенности.

Выяснилось, что Интернет-зависимость отрицательно коррелирует с тем,

насколько человек оценивает Интернет как такую среду, что гарантирует

общение и получение поддержки. Более того, Интернет-зависимость

положительно коррелирует с тем, насколько высоко человек оценивает свое

реальное окружение как источник поддержки и общения: Интернет-зависимые

считают, что они могут получить поддержку и общение в реальной жизни, и при

этом не могут получить их в Сети.

То есть, Интернет-зависимые воспринимают реальное окружение как

предоставляющее поддержку и общение, а Интернет - как среду, не

предоставляющую поддержку и общение. Таким образом, вопреки устоявшемуся

мнению, Интернет-зависимые не решают в сети свои проблемы в общении и не

пытаются спастись от одиночества.

§ 2. Виртуальное обучение: настоящее и будущее

Сейчас много говорят о перспективах дистанционного обучения. В какой мере,

на ваш взгляд, обучающая программа или удаленный в пространстве

преподаватель, общающийся с учениками через Сеть, может заменить живое

присутствие учителя? И в какой степени не может?

Дистанционное взаимодействие учителя и ученика безусловно подразумевает их

"живое присутствие". Учитель, обращающийся к ученикам с помощью текста,

графики и других компьютерных средств, неизбежно вкладывает в них свою

сущность, свою душу, своё "я". Одно и то же слово, например, слово "жизнь",

написанное человеком или сгенерированное машиной, имеют различную

энергетику и отличаются по своему воздействию так же, как живописный

оригинал картины отличается от её репродукции. Проблема живого присутствия

учителя в образовании характерна не только для дистанционного, но и для

традиционного обучения. Не секрет, что можно встретить учителей, которые

весьма отчуждённо выполняют свои функции, присутствуя на уроках формально,

а не "вживую". Дистанционное обучение, кстати, давно используется в

традиционном учебном процессе.

Например, ученики читают книги, изучают законы или слушают музыку, а авторы

этих произведений могут быть значительно удалены от них во времени и

пространстве.

Как вы оцениваете влияние новых информационных технологий (компьютерные

учебные программы и игры, мультимедийные CD-ROMы, Интернет) на формирование

психологии и мировоззрения школьников?

Компьютерные игры привлекают детей прежде всего своей интерактивностью, то

есть возможностью совершения определённых действий, требующих быстроты,

ловкости, смекалки. Успех компьютерных игр у подростков достигаются

благодаря интенсивной деятельности, которую предполагают эти игры. К

сожалению, интерактивных учебных программ сегодня почти нет.

Чаще всего на отечественных CD-ROMах встречаются "обучалки", отличающиеся

от привычных бумажных учебников лишь некоторыми мультимедийными средствами,

но не возможностью ученика самореализовывать себя. Дистантные формы

обучения снимают многие психологические проблемы, связанные с коммуникацией

школьников, позволяют им быть более искренними. Возможность поработать над

своей мыслью помогает ученикам устранить погрешности устного общения.

Открытость дистантных форм деятельности безусловно расширяет мировоззрение

учеников до планетарного уровня. Чувство близости всех стран и континентов

- одно из первых чувств, возникающих практически у каждого школьника,

который начинает работать с электронной почтой или Web-системой сети

Internet. Отдельная проблема - мировоззрение человека в виртуальном мире. В

чём будут состоять особенности взглядов на мир выпускника виртуальной

школы? Какими личностными чертами будет обладать этот человек? Виртуальный

и реальный мир - в чём сходство и отличие их целей и ценностей? Виртуальное

образование - что это такое? Ответы на эти вопросы могут дать лишь

комплексные научно-практические исследования в будущем.

Для регулирования доступа детей к определённым частям Сети существуют

специальные программы, практикуемые в семьях на западе: Cyber Patrol

(www.cyberpatrol.com), Net Shepherd's DaxHound (www.netshepherd.com),

SafeSurf (www.safesurf.com), Cybersitter (www.solidoak.com). Встроенная

функция "родительского контроля" есть в Internet Explorer 3.0 (вкладка

Security).

Учебный Интернет в России на первом этапе будет создаваться скорее всего

хаотично, по инициативе наиболее "продвинутых" школ, вузов и педагогов.

Упорядочивание его содержания произойдёт после того, как будет наработан

первичный материал. Тогда к этой работе подключатся административные,

научно-исследовательские и массовые образовательные структуры.

Дистанционное образование в ближайшие 2-3 года будет носить характер

дополнительного, и лишь затем, начнёт представлять собой полноценную форму

образования, эквивалентную очной форме обучения. Детский Интернет вряд ли

выделится в отдельную структуру. Скорее всего он будет интегрирован в

систему общего дистанционного образования и услуг. Возможные области

Учебного Интернета могут быть следующие:

а) коммуникация учеников, учителей, школ с целью самоопределения и

завязывания знакомств;

б) дистантные образовательные проекты (базы данных, условия участия в них и

др.);

в) дистантные курсы - дополнительные, базовые, подготовка в вузы;

г) система тестирования, дистантные формы выпускных и впускных экзаменов;

д) виртуальные классы и школы с комплексным дистантным образованием;

е) система учительской подготовки - дистантные семинары, банки

педагогических находок, базы данных по различным методикам, дистантная

аттестация учителей;

ж) дистантное студенческое обучение,

з) родительские страницы и т.д.

Актуальной проблемой Учебного Интернета является дистанционное творчество

учеников. Этой проблемой занимается Дистанционная школа творчества,

открытая на Web-сайте Redline. В планах школы - проведение эвристических

олимпиад и конкурсов, школьных творческих проектов, учительских

семинаров.[31]

§ 3. Проблема девиантного поведения в Сети.

3.1. Виртуальные романы.

Если "виртуальная дружба", по сути, мало чем отличается от приязненных

отношений в реальной жизни, то "виртуальная любовь" - более самобытное и

интересное явление, не случайно "виртуальные романы" вызывают пристальный

интерес и у журналистов, и у самих "виртуалов". Редкая сетевая конференция

со свободно задаваемыми темами для обсуждения обходится без дебатов по

поводу этого явления. Возможно, одна из причин столь пристального внимания

- это то, что, наряду с интернет-зависимостью, "виртуальные романы",

достаточно сильно отличающиеся от реальных, обычно вызывают состояние

тревожности - интуитивное понимание "инаковости", "отличность"

переживаемого состояния от знакомых и уже испытанных чувств вызывают

непонимание ("Что же со мной происходит?") и, как следствие, тревожность.

Я не возьму на себя смелость определять природу этого чувства - любовь ли

это, влюбленность, страсть, разнополая дружба или что иное. Можно только

определить его некоторые характеристики, демонстрирующие «отличность»

виртуальных романов от реальных.

Во-первых, концентрированность, спрессованность во времени этого чувства.

Как правило, виртуальный роман развивается очень быстро, то, на что в

реальности уходят месяцы, в Сети укладывается в дни. Однако и заканчиваются

такие романы весьма скоротечно. В чисто «виртуальном» виде, без встреч в

реальности, виртуальный роман редко продолжается более полугода.

«Концентрированность» сказывается не только на динамике романов, но и на

характере этого чувства. Чаще всего виртуальный роман - это состояние

крайнего эмоционального возбуждения, граничащего с эйфорией. В качестве

примера приведу несколько самоописаний таких романов.

«У меня виртуальный роман был только однажды, и уж я постараюсь такого не

повторять.... это сумасшествие... когда ты в ожидании чуда просматриваешь

список присутствующих в ожидании человека и готова выкинуть комп из окна

каждый раз, когда у него падает связь, а если он может ходить в инет только

с работы, а у тебя совещание??? и вообще... в какой то момент начинаешь

исключительно остро чувствовать каждый метр вас разделяющий, а таких о-го-

го как много... да... просто потрясающи ощущения когда вам таки удается

пообщаться, но их так мало... единственное на что у меня хватило сил, это

запретить себе появляться днем в отеле... я знаю что, возможно, ему было

еще сложнее, он обиделся, может даже оскорбился, но я до сих пор уверена

что сделала единственный правильный выбор, иначе бы мы оба сошли с ума...

просто к тому моменту любую радость встречи отравляли мысли о том, что

может порваться связь и мы практически бессильны перед расстоянием»

«Боже, мы понимали друг друга с полуслова, казалось, будто мы знакомы 1000

лет. Мы говорили с ним обо всем и наши мысли, вкусы, взгляды на жизнь

просто поразительно совпадали. Никогда не забуду, как он разложил все мои

страхи по полочкам и угадал все мои мечты. Короче, что я рассказываю???- у

тебя, наверняка, была такая же идиллия. Так вот, когда я начала понимать,

что крыша моя медленно, но верно покидает свое законное место, я вдруг

узнаю, что ему 16 лет. :-)

У меня легкий шок! Я не могла поверить, что 16-летний парень может писать

ТАКИЕ письма.. ... Когда я прочла его стихи и прослушала одну песенку, я

вообще выпала в осадок. 16 лет????? Тогда я, наверно, нахожусь в младшем

школьном возрасте. Короче, долго я держалась (не хотела растлевать

несовершеннолетних), но когда я прочла очередное письмо - я просто

разревелась... поверь, я человек совсем не плаксивый. Плачу, только когда

лук режу, а тут такое из-за какого-то письма... В общем, выслушала я мамин

диагноз - "дура" :-), и настрочила ему 1 строчку "Я тебя люблю". Ну после

этого и "пошла вода в хату"! Его реакция оказалась просто ошеломляющей! Мы

писали друг другу по 2 раза в день, перезванивались, обменивались фотками.

Хотя, знаешь, мне было параллельно, как он выглядит. Хоть Квазимодо-звонарь

- я втрескалась по самые уши .:-) Я слушала те слова, которые всегда хотела

услышать, мне писали просто офигенные стихи. Да плюс к этому - еще и

реагировали на каждую мою мысль объективно и с искренним интересом. Эти

письма наркотиком стали. Если вдруг письмо не приходило - я просто

задыхаться начинала».[32]

Спецификой виртуальных романов по сравнению с реальными является и их

«всеохватность». Виртуальная влюбленность (дальнейшее развитие этого

чувства уже индивидуально) - это чрезвычайно распространенное в Сети

«заболевание», нечто вроде «виртуальной кори», которой в легкой или тяжелой

форме переболели практически все. Редкий новичок, начавший регулярно

общаться в виртуальном социуме, не ловил себя на том, что его интерес к

человеку приобретает черты романтической увлеченности.

Я не располагаю данными прямых опросов о распространенности этого явления,

однако, косвенные источники высвечивают весьма любопытную картину. На

многих чатах имеется возможность обсуждения различных тем в режиме

конференций. Тема «виртуальных романов» является одной из самых

распространенных. Контент-анализ сообщений в такой дискуссии дает следующие

результаты - порядка 60% респондентов прямо признаются, что переживали

виртуальные романы, порядка 35%, декларируя свое отношение к этому явлению,

умалчивают о своем личном опыте (не забывайте, что обсуждение происходит

публично) и только порядка 5% утверждают, что понятие виртуального романа

им незнакомо.

3.2. Секс и порнография в Сети

У нас в России эта тема по-прежнему считается неприличной. Об этом можно

поговорить в компании близких друзей, но выносить свое мнение на суд

публики!.. Бессмертное откровение "У нас секса нет!", похоже, здравствует и

поныне. "Интернет" же и по этой части показывает большую открытость

западного народа: по некоторым оценкам, до трети сетевого трафика занимает

порнография. Это и бинарные телеконференции, в которых можно найти

эротические фотографии, и мультимедийные ролики, и странички на WWW,

посвященные сексу.

Кроме собственно порнографических страничек приходится наблюдать на WWW

"Кама Сутру", учебник по сексу, созданный врачом-сексопатологом... А

сколько здесь материалов, посвященных безопасному сексу! Понятно, что все

эти странички весьма эффектно иллюстрированы...

К слову, сейчас в конгрессе США проходят слушания по вопросу порнографии в

"Интернете". Ибо это действительно абсолютно неконтролируемый канал

передачи и продажи подобной продукции. Но, как говорят у нас, под статью

это подвести будет трудно: ведь у себя держать подобные материалы

дозволяется, нельзя их распространять. А распространения-то, юридически

говоря, тут как раз и нет. Просто любитель "клубнички" не закрыл к себе

дверь, а кто-то, воспользовавшись этим, зашел и начал разглядывать все эти

прелести, попутно копируя кое-что себе. В общем, пока добились только

одного: когда вы заходите на заглавную страничку сервера, содержащего

подобные материалы, на экране появляется надпись, что сервер содержит

фотографии, скажем так, обнаженной натуры, и, если вам нет 21 года (18 лет)

либо в вашей стране просмотр обнаженных женских тел запрещен законом, то

надо бы... выйти. Таким образом создатель сервера снимает с себя

ответственность за дальнейшие действия пользователя. Тем самым любой

пользователь Интернета может получить доступ к порносайтам независимо от

возраста.

3.3. Социальные последствия.

Итак, близкие эмоциональные контакты в Сети не только возможны, но и

довольно распространенны и не то что с каждым годом, а с каждым месяцем

количество вовлеченных в них людей увеличивается. Социальные последствия

этого явления уже сейчас значимы и эта значимость неизбежно будет

возрастать. И последствия этого явления, безусловно, неоднозначны. Как

положительный фактор стоит отметить терапевтическое воздействие подобных

контактов. Круг общения человека расширяется, причем часто это общение

эмоционально окрашено. Но в отличие от большинства других механизмов

социальной компенсации «эмоциональной недостаточности» виртуальное общение

дает человеку не суррогат эмоций, а подлинные эмоции, чувства и

переживания. Бесспорно, новизна этого явления привносит тревожность - «что

же со мной происходит?», однако переход виртуальных контактов в разряд

обыденных вещей - вопрос времени. Кроме того, что жизнь человека становится

эмоционально насыщеннее, участниками виртуальных коммуникаций (особенно

молодежью) «малой кровью» приобретается жизненный опыт. Причем этот опыт

усваивается в концентрированном виде, приобретение же подобного опыта в

реальной жизни сопряжено с большими, нежели в виртуальности, сложностями.

Многие участники виртуальных коммуникаций отмечают, что опыт, приобретенный

в Сети, в частности, опыт общения с противоположным полом, оказался им

очень полезным в реальной жизни.

Для значительной части людей (особенно для людей с физическими недостатками

и т.п.) виртуальные отношения являются, едва ли не единственной

возможностью действовать в социуме на равных с другими и иметь нормальный

круг общения. Сложно умалить значение виртуальных контактов и для людей с

разнообразными комплексами. Бесспорно, реализация комплексов в Сети

привносит проблемы и неудобства для других «виртуалов», но реализация их в

реальной жизни нанесла бы несравненно больший вред.

Однако у каждой палки два конца и у рассматриваемого социального явления

имеются и негативные последствия. Как и следовало предположить, эти

последствия - оборотная сторона преимуществ виртуальности. В виртуальности

наладить близкие отношения с человеком, безусловно, легче, чем в

реальности. И для определенной части пользователей эта легкость делает

виртуальность притягательней реальности - дружба и любовь в виртуальности

требуют от человека несравненно меньших моральных и материальных затрат и

ответственности, чем в реальной жизни. И хотя виртуальные отношения не дают

многого, что могут дать реальные, тем не менее часть людей идет по пути

наименьшего сопротивления и практически ограничиваются «виртуалом». Все это

ведет к некоему компьютерному эскапизму и, безусловно, является одним из

видов «интернет-зависимости».

3.4. О сетевых вампирах, или возможен ли высокопосещаемый немаргинальный

чат?

Упоминание в разговоре слова "чат" у нормального пользователя

Интернета вызывает обычно сетования на шизофреников, обуреваемых жаждой

общения с теми, кому они абсолютно неинтересны. Только сложится в чате

теплая компания, как раздается стон в духе: "Ну вот - пришел поручик

Ржевский и все опошлил!" По своей психологической сути все эти "поручики"

являются "сетевыми вампирами" - интернатизированным вариантом так

называемых энергетических вампиров в традиционном общении (попросту говоря,

это те, кому становится хорошо, когда они портят другим по ходу общения

настроение).

Сетевые вампиры - бич гостевых книг и, особенно, чатов. Они в явном

виде (анонимного оскорбления) или неявном виде (занудство) крадут желание

общаться. Если до эпохи Интернета у таких людей была возможность за день

испортить настроение всего нескольким людям, то сейчас научно-технический

прогресс позволяет одному сетевому вампиру гадить ежедневно сотням и

тысячам посетителям десятков популярных сайтов. Попутно они отпугивают

целевую аудиторию от сайтов, уменьшая их инвестиционную привлекательность

для рекламщиков.

Размеры экономического ущерба Интернета от сетевых вампиров, конечно

же намного меньше, чем от вирусных атак, - но это ущерб все же ощутим.

Скорее всего, его просто не умеют оценивать (хотя бы в форме ущерба для

посещаемости целевой аудитиорией), и поэтому этот фактор выпадает из поля

зрения заказчиков сайтов.

Административные методы борьбы с сетевыми вампирами трудоемки и не

слишком эффективны. Можно делать замечания, можно выкидывать из чата - но

этим самым администраторы сайтов только добавляют сетевым вампирам

адреналина в кровь (они же живут по принципу: "Я не нравлюсь -

следовательно, я существую!") В общем, попытки "уничтожить" сетевых

вампиров по эффективности напоминают попытки уничтожить микробов.

Рассмотрение чата как "информационного организма" наталкивает на мысль о

том, что более перспективным подходом является укрепление разнообразных

механизмов иммунитета против заразы. Иммунитет - это САМООРГАНИЗУЮЩАЯСЯ

реакция организма на чужеродное проникновение. Другими словами, заниматься

сетевыми вампирами должны не администраторы, а "здоровая" (по мнению

проектировщиков и администраторов чатов) часть аудитории, которой

предоставлены соответствующие программные средства обеспечения иммунитета.

Не централизованно-директивного, а децентрализованно-самоорганизующегося

характера. Одним из таких возможных механизмов может выступать так

называемое "капсулирование" сетевого вампира любым из участников обсуждения

в чате. Допустим, в онлайне находится несколько человек, часть из которых

ведет интересную друг для друга беседу. Вваливается со своими непрошенными

мыслями сетевой вампир. Одному из участников задушевного разговора это

появление не нравится, и он дает команду на капсулирование нахала (т.е. на

то, чтобы в протоколе, с одной стороны, все сообщение вампира не

показывались автору команды, а с другой стороны - чтобы все сообщения

самого автора команды на капсулирование были невидимы для объекта

капсулирования).

Это механизм индивидуального, а не тотального бойкота. Но скорее

всего, к нему будут прибегать и другие участники задушевной беседы. И в

результате, вампир присутствуя в чате "физически" для тех, кто оценивает

его нейтрально или положительно, окажется изолированным информационной

капсулой от тех, кого он раздражает. Он становится невидимым и безопасным

"изгоем" для своих потенциальных жертв и не получая ровно никакого

удовольствия, в бессилии вынужден будет удалиться на чаты, в которых

процедуры капсулирования не предусмотрены. В идеале было бы хорошо создать

чат исключительно для одних сетевых вампиров - пускай упражняются друг на

друге.

Эту идею можно развить и обратном порядке. Можно заключать в

"непрозрачную для чужаков оболочку" не вампира, а участников интересного

общения. Это будет как бы регулированным уединением парочки или троицы

посреди толпы, самоорганизующимся "чатом внутри чата". Этот метод можно

было назвать "уединением в беседке".

Представляется, что предлагаемые разработчикам чатов идеи

капсулирования и уединения в беседке принципиально меняют психологию чатов,

и могут привести к революционным изменениям среды сетевого общения, в т.ч.

и развитию организационной культуры немаргинальных (например, научных)

чатов.

3.5. Интернет и наркотики.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В СТАТЬЮ 4 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ "О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ" В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВАХ"

Принят Государственной Думой

24 мая 2000 года

Одобрен Советом Федерации

7 июня 2000 года

Статья 1. Дополнить статью 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991

года N 2124-I "О средствах массовой информации" (Ведомости Съезда народных

депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации,

1992, N 7, ст. 300; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N

30, ст. 2870) частью третьей следующего содержания:

"Запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в

компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и

использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных

веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования

отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и

прекурсоров, за исключением рекламы наркотических средств и психотропных

веществ, внесенных в списки II и III в соответствии с Федеральным законом

"О наркотических средствах и психотропных веществах", в средствах массовой

информации, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, а

также распространение иной информации, распространение которой запрещено

федеральными законами.".

Статья 2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить

Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты

в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его

официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

В. В. ПУТИН

На сегодняшний день в Интернете выявлено 1700 сайтов, посвященным

наркотикам. И сравнительно недовно появился еще один новый сайт,

посвященный одной из серьезнейших современных проблем молодежи -

зависимости от психоактивных веществ. Лечение наркомании - процесс

длительный и приносящий успех далеко не всегда. Это целый комплекс

медицинских и социальных мероприятий. Главная задача - профилактика

наркомании. Цель сайта - познакомить всех заинтересованных лиц, в том числе

подростков, их родителей, директоров школ, учителей и социальных

работников, с основами борьбы с распространением наркомании среди молодежи.

Представлена информация о наркотиках, их видах, действиях, отрицательных

эффектах и последствиях употребления, которые характерны для определенного

вида наркотического вещества.

К сожалению, в России существует разветвленная сеть спекуляции на этом

человеческом горе. Но даже если больные не попадают в руки заведомых

шарлатанов, они зачастую вынуждены платить огромные деньги за лечение,

результаты которого ничтожны, если вообще есть. Конечно, остается вариант,

когда больной, чтобы оградить себя от наркотиков, запирается в четырех

стенах и буквально лезет на стену от мучительной "ломки". Результат этого в

большинстве случаев - расшатанная нервная система родственников,

собственное отчаяние и нежелание жить дальше. Нужна помощь. Для начала -

хотя бы обращение к информационным источникам, в частности к Интернету.

О многом можно узнать, посетив web-сайт http://www.narcostop.ru/,

разработанный компанией "Lavtech.com LLC", НИИ наркологии Министерства

здравоохранения РФ при участии МКБ "Кристалбанк". В последние годы в ряде

стран, в том числе в России, используются методики быстрой детоксикации,

которая осуществляется в течение 8-12 часов. Наступает облегчение. При этом

больного вводят в состояние наркоза. Метод имеет и психотерапевтическое

значение, так как память пациента сохраняет все ужасные впечатления

перенесенного тяжелого психического упадка и пугающей физической слабости.

Это заставит больного задуматься, прежде чем он снова вернется к пагубной

привычке: может быть, стоит сделать попытку избавиться от зависимости?

Существует ряд признаков, которые позволяют родителям определить,

употребляет ли их ребенок наркотики. Они также представлены на сайте. Кроме

того, там размещен информационный материал о специальных психотехниках

подавления влечения к психоактивным веществам, планах профилактики срывов.

Различные стрип-тесты, которые могут быть осуществлены непосредственно в

семье, без использования специальных медицинских препаратов и оборудования,

способствуют профилактике болезни, позволяют лучше понять причины,

приводящие к срыву.

Но это еще не все. Гораздо большее количество сайтов представляют

пользователям информацию другого рода. Например, как правильно употреблять

наркотики, как рассчитать дозу принимаего вещества, информация о химическом

составе препаратов и так далее. Конечно, не каждый зашедший на такой сайт и

ознакомившийся с подобной информацией станет наркоманом, но каждый

наркоман, имеющий доступ в Интернет, там был и не раз.

Один из таких самых знаменитых сайтов http://www.high.ru. Его статистика

показывает огромное число посещений. В чате этого сайта постоянно находится

достаточно большое количество людей, явно не скрывающих того, что все они

употребляют наркотики. Здесь даже приводятся рецепты приготовления

некоторых препаратов в домашних условиях.

Итак, вышеприведенным законом РФ конечно запрещается реклама и пропаганда

наркотических веществ в средствах массовой информации, но к сожалению, к

Интернету это не имеет почти никакого отношения. В Интернете появлялись,

появляются, и будут появляться сайты с таким содержанием.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Итак, близкие эмоциональные контакты в Сети не только возможны, но и

довольно распространенны и не то что с каждым годом, а с каждым месяцем

количество вовлеченных в них людей увеличивается. Социальные последствия

этого явления уже сейчас значимы и эта значимость неизбежно будет

возрастать. И последствия этого явления, безусловно, неоднозначны. Как

положительный фактор стоит отметить терапевтическое воздействие подобных

контактов. Круг общения человека расширяется, причем часто это общение

эмоционально окрашено. Но в отличие от большинства других механизмов

социальной компенсации «эмоциональной недостаточности» виртуальное общение

дает человеку не суррогат эмоций, а подлинные эмоции, чувства и

переживания. Бесспорно, новизна этого явления привносит тревожность - «что

же со мной происходит?», однако переход виртуальных контактов в разряд

обыденных вещей - вопрос времени. Кроме того, что жизнь человека становится

эмоционально насыщеннее, участниками виртуальных коммуникаций (особенно

молодежью) «малой кровью» приобретается жизненный опыт. Причем этот опыт

усваивается в концентрированном виде, приобретение же подобного опыта в

реальной жизни сопряжено с большими, нежели в виртуальности, сложностями.

Многие участники виртуальных коммуникаций отмечают, что опыт, приобретенный

в Сети, в частности, опыт общения с противоположным полом, оказался им

очень полезным в реальной жизни.

Для значительной части людей (особенно для людей с физическими недостатками

и т.п.) виртуальные отношения являются, едва ли не единственной

возможностью действовать в социуме на равных с другими и иметь нормальный

круг общения. Сложно умалить значение виртуальных контактов и для людей с

разнообразными комплексами. Бесспорно, реализация комплексов в Сети

привносит проблемы и неудобства для других «виртуалов», но реализация их в

реальной жизни нанесла бы несравненно больший вред.

Однако у каждой палки два конца и у рассматриваемого социального явления

имеются и негативные последствия. Как и следовало предположить, эти

последствия - оборотная сторона преимуществ виртуальности. В виртуальности

наладить близкие отношения с человеком, безусловно, легче, чем в

реальности. И для определенной части пользователей эта легкость делает

виртуальность притягательней реальности - дружба и любовь в виртуальности

требуют от человека несравненно меньших моральных и материальных затрат и

ответственности, чем в реальной жизни. И хотя виртуальные отношения не дают

многого, что могут дать реальные, тем не менее, часть людей идет по пути

наименьшего сопротивления и практически ограничиваются «виртуалом». Все это

ведет к некоему компьютерному эскапизму и, безусловно, является одним из

видов «интернет-зависимости».

Анализ различных форм общения в Интернете позволяет сделать вывод о том,

что Интернет благодаря его особенностям является удобным средством для

изучения идентичности.

В качестве таких особенностей различные авторы выделяют анонимность,

доступность, невидимость, множественность (Turkle, 1997 Young, 1997),

безопасность, простоту использования (Young, 1997).

Благодаря этому восприятие человека человеком становится отделенным от

базовых категорий социального познания, которые выражены во внешнем облике,

таких, как пол, раса, возраст и принадлежность к определенному социальному

слою. Это порождает два ряда феноменов: во-первых, в Интернет становится

возможным конструирование виртуальных личностей; во-вторых, благодаря

отличиям реального общения от виртуального становится возможной Интернет-

зависимость.

То, какими характеристиками обладает идентичность общающихся в Интернете

людей, как она соотносится с их виртуальной идентичностью, каковы причины

"игр с идентичностью" и Интернет - зависимости, нуждается в дальнейшем

изучении.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Griffiths.M. Technological Addictions. Routledge, 1995.

http://www.pscw.uva.nl/sociosite/psyberspace.html

2. Griffiths.M. Internet Behavior and addiction.

http://www.ifap.bepr.ethz.ch/~egger/

3. Kelly P. Human Identity Part 1: Who are you? / Netropolitan life/E-

lecture from the university course about the net. 1997

http://www-home.calumet.yorku.ca/pkelly/www/id1.htm

4. Reid. E. Cultural Formations in Text-Based Virtual Realities/ А thesis

submitted in fulfillment of the requirements for the degree of Master of

Arts. Cultural Studies Program. Department of English. University of

Melbourne. January 1994.

http://fun91.kivikko.hoas.fi/~donwulff/irc/cult-form.html

5. Turkle Sh. Constructions and Reconstructions of the Self in Virtual

Reality/ Massachusetts Institute of Technology. Idenity workshop. 1997.

http://www.pscw.uva.nl/sociosite/psyberspace.html

6. Young, Kimberly S. What makes the Internet Addictive: potential

explanations for pathological Internet use./Paper presented at the 105th

annual conference of the American Psychological Association, August, 1997,

Chicago, IL

http://www.pscw.uva.nl/sociosite/psyberspace.html

7. Войскунский А. С. Общение, опосредованное компьютером/ Диссертация

кандидата психологических наук. М., 1990.

8. Волович А. С. Особенности социализации выпускников средней школы.

/Диссертация кандидата психологических наук. М., 1990.

9. Лейбов Р. Язык рисует Интернет. http://inter.net.ru/

10. Паравозов И. Разговорчики в сетях http://inter.net.ru/

11. Е. Нестерова, В. Нестеров ст. «Чаты и некоторые вопросы филологии»

12. Лотман Ю. М. «Нам все необходимо…Лишнего в мире нет»

13. В. Нестеров «К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных

коммуникаций в Интернете.»

14. Б. А. Успенский (неизвестно название работы)

15. DAOS «Сетевой манифест» http://www.dago.nm.ru

16. Новости психологической Сети Российского Интернета

17. Справочно-правовая система «Консультант Плюс» Закон «О внесении

дополнения в ст. 4 Закона РФ «О средствах массовой информации»

18. СПС «Консультант Плюс» Закон «О наркотических средствах и психотропных

веществах»

19. В. Л. Леви «Агентура зависимости. Переход пустыни»

http://www.levi.air.ru

ПРИМЕЧАНИЕ:

Вся литература предоставлена поисковой системой APORT!

(http://www.aport.ru).

Переводы выполнены ресурсом Интернет “Библиотека на Флогистоне”

(http://flogiston.df.ru)

-----------------------

[1] http://www.aport.ru

[2] Reid. E. Cultural Formations in Text-Based Virtual Realities/ А thesis

su???????????????????????????????????†††????????????????????????????????????

???????????????????????????????????-

????????????????????????????????????????bmitted in fulfillment of the

requirements for the degree of Master of Arts. Cultural Studies

Program. Department of English. University of Melbourne. January 1994.

[3] Kelly P. Human Identity Part 1: Who are you? / Netropolitan life/E-

lecture from the univercity cource about the net. 1997

[4] Там же

[5] http://www.rambler.ru

[6] отрывок стихотворения одного из постоянных посетителей чата Янус

[7] От пложительных эмоций до отрицательных

[8] отрывок стихотворения одного из постоянных посетителей чата Янус

[9] ТАМАГОЧИ - Электронные игрушки для малышей, симулирующие жизнь домашних

животных.

[10] «Нам все необходимо. Лишнего в мире нет...» Лотман Ю. М.

[11] «Чаты и некоторые вопросы филологии» Елена Нестерова, Вадим Нестеров

[12] Бесплатная некоммерческая Сеть Друзей.

[13] Персонаж трилогии Дж. Толкиена «Властелин Колец»

[14] Персонаж трилогии Дж. Толкиена «Властелин Колец»

[15] Паравозов И. «Разговорчики в сетях»

[16] Reid. E. «Cultural Formations in Text-Based Virtual Realities» 1994,

January

[17] Б. А. Успенский, к сожалению название работы не найдено.

[18] НЕТИКЕТ – сетевой этикет (сленг)

[19] Лейбов Р. «Язык рисует Интернет» 1997

[20] Волович А. С. «Особенности социализации выпускников средней школы.»

[21] Kelly P. Human Identity Part 1: Who are you?

[22] Turkle Sh. Constructions and Reconstructions of the Self in Virtual

Reality

[23] Kelly P. Human Identity Part 1: Who are you?

[24] Daos – человек, называющий себя «Человеком ночи», т. к. проводит в

Интернете каждую ночь.

[25] Young, Kimberly S. «What makes the Internet Addictive: potential

explanations for pathological Internet use»

[26] Griffiths.M. «Technological Addictions»

[27] Приводится по Young, Kimberly S. «What makes the Internet Addictive:

potential explanations for pathological Internet use»

[28] Там же

[29] См тест на Интернет – зависимость К. Янг в ПРИЛОЖЕНИИ

[30] Turkle Sh. «Constructions and Reconstructions of the Self in Virtual

Reality»/ Massachusetts Institute of Technology. Idenity workshop. 1997.

[31] Андрей Хуторской, кандидат педагогических наук, Координатор

Дистанционной школы творчества

[32] Письма взяты из статьи В. Нестерова «К вопросу об эмоциональной

насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете.»

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты