Социально-психологические технологии формирования стрессоустойчивости человека
Социально-психологические технологии формирования стрессоустойчивости человека
На правах рукописи
Ли Канг Хи
Социально – психологические технологии формирования
стрессоустойчивости человека
Специальность 19.00.05. – социальная психология
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук
Москва
2005
Работа выполнена на кафедре социальной психологии Московского
государственного социального университета (РГСУ)
|Ученый секретарь | |
|Диссертационного совета | |
|Кандидат психологических наук, доцент |И.В. Шаповаленко |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
В современных условиях на первое место выступает проблема социальной
ценности человека, при этом здоровье является одним из важных объективных
условий жизнедеятельности. Среди множества факторов, определяющих
работоспособность и другие характеристики здоровья, большую роль играет
психическая устойчивость к стрессовым ситуациям. Высокий уровень
психической устойчивости к стрессам является залогом сохранения, развития и
укрепления здоровья и профессионального долголетия личности.
Формирование стрессоустойчивости является залогом психического
здоровья людей и непременным условием социальной стабильности,
прогнозируемости процессов, происходящих в обществе. Нарастающие нагрузки,
в том числе психические, на нервную систему и психику современного человека
приводит к формированию эмоционального напряжения, которое выступает одним
из главных факторов развития различных заболеваний. В настоящее время на
передний план выходит забота о сохранении психического здоровья и
формировании стрессоустойчивости современного человека. Путь к психическому
здоровью – это путь к интегральной личности, не разрываемой изнутри
конфликтами мотивов, сомнений, неуверенностью в себе. На этом пути важно
познавать особенности своей психики, что позволит не только предупреждать
возникновение болезней, укреплять здоровье, но и совершенствовать самих
себя и свое взаимодействие с внешним миром.
Социальные взаимоотношения могут способствовать психологической,
социальной адаптации, усвоению форм здорового поведения и восстановлению,
если они носят поддерживающий характер, а также влиять на физиологические
показатели здоровья.
Исходя из этого, актуальность настоящего исследования определяется
следующими обстоятельствами:
1. Отсутствием системы социально- психологических технологий
формирования стрессоустойчивости у взрослых, а также медико-
психологической помощи взрослому в ситуации стрессового напряжения.
2. Накопленный в мире положительный опыт применения телесных,
дыхательных, коммуникативных и интерактивных, когнитивных, релаксационных
техник в групповой тренинговой и индивидуальной работе для непосредственной
практической реализации с целью формирования стрессоустойчивости у взрослых
требует обобщения. Но для их совместного применения необходим принцип,
объединяющий достижения различных направлений таким образом, чтобы они не
отрицали, а наоборот повышали эффективность друг друга в проработке
различных личностных аспектов стрессоустойчивости человека.
3. Неразработанностью проблемы социальной поддержки по преодолению
стресса в социальной психологии.
4. Отсутствием психопрофилактических мероприятий, основанных на
современных методах психологической коррекции стресса у взрослого.
Теоретическая и практическая значимость проблемы психологической
коррекции стрессовых состояний у взрослого и определили выбор темы
диссертационного исследования: «Социально-психологические технологии
формирования стрессоустойчивости человека».
Объект исследования: стрессовое состояние личности.
Предмет исследования: социально-психологические технологии
формирования стрессоустойчивости, с включенной социальной поддержкой,
разработанные на основе психологических механизмов коррекции стрессовых
состояний личности.
Цель исследования состоит в разработке социально- психологических
технологий, методов коррекции, средств и механизмов формирования
стрессоустойчивости у взрослых и в выявлении влияния групповой социальной
поддержки на коррекцию стрессовых состояний личности.
Гипотеза исследования. Сформировано несколько допущений гипотезы:
1. Научно обоснованный и апробированный в эксперименте алгоритм
продуктивных социально- психологических технологий формирования
стрессоустойчивости (ТФС), выступает как особый вид социальных технологий,
позволяющий регулировать процесс изменения личностных параметров: «ценность
принципов самоактуализации», «экзистенциальность», «способность к близким
социальным контактам», «опора на себя».
2. Групповая социальная поддержка, включенная в ТФС (личностно-
ориентированные, телесные, когнитивно-поведенческие, суггестивно-
эмоциональные) приводит к повышению стрессоустойчивости, а также
самоактуализации личности и других личностных параметров. Усиление качеств
самоактуализации, посредством социально-психологической поддержки в свою
очередь, делает восприятие людей более адекватным, что в целом повышает их
стрессоустойчивость.
3. Действие групповой социальной поддержки в ТФС потенциально может
включаться в двух случаях в ходе оценки стрессора и совладания со стрессом.
Во-первых: она может срабатывать на стадии оценивания стрессора (если
индивид осознаёт, что рядом есть люди, готовые помочь ему в решении его
проблем и оценивает себя – как более способного справиться со стрессом).
Во-вторых, социальная поддержка может включаться на стадии преодоления
стресса и срабатывать посредством редуцирования воздействия стресса на
индивида.
4.Групповая социальная поддержка – эффективный способ управления
стрессом. Стиль и характер межличностного взаимодействия в группе, если он
носит поддерживающий характер, может привести к формированию качеств
стрессоустойчивости и являться эффективным способом управления стрессом или
профилактики заболеваний, вызванных стрессом.
В соответствии с целью и гипотезами определены основные задачи
исследования:
1. Провести теоретический анализ основных направлений изучения стресса
в социальной психологии, а также систематизировать и обобщить положительный
опыт применения телесных, дыхательных, коммуникативных, интерактивных,
когнитивных, релаксационных и других техник в групповой и индивидуальной
работе.
2. Разработать и апробировать алгоритм социально- психологических
технологий формирования стрессоустойчивости с включенной социальной
поддержкой и проверкой его эффективности.
3. Разработать фазы (этапы) психологического сопровождения социальной
поддержки, включенной в технологии формирования стрессоустойчивости.
4. Определить уровни стрессоустойчивости обучаемых, влияющие на
коррекцию стрессового состояния личности.
5. Разработать принципы организации и проведения социально-
психологических технологий формирования стрессоустойчивости.
Теоретико-методологической основой исследования послужил
диалектический метод познания и развития социальных и психических явлений,
нашедший отражение в трудах классиков отечественной и зарубежной психологии
(Аболина Л.М., 1987; Ломова Б.Ф., 1991; Эриксона Э., 1960 и др.); в научных
положених о развитии и формировании личности в деятельности (Ананьева Б.Г.,
1968; Леонтьева Л.Н.,1975 и др.); в философских и психологических теориях
развития личности (Выготского Л.С., 1996 др.). Особое значение для
диссертационного исследования имеют положения и выводы, раскрывающие
различные аспекты психотерапевтических и коррекционно-развивающих основ
воздействия на человека (Рувинский С.Л., 1983; Гримак Л.П., 1991 и др.).
Положение о том, что социальные взаимоотношения могут способствовать
психологической, социальной адаптации, усвоению форм здорового поведения и
восстановлению, если они носят поддерживающий характер, а также влиять на
физиологические показатели здоровья (Malarkey, Kiecolt – Glaser, Gooper,
1994).
Основной эмпирический материал получен в результате социально-
психологического исследования, проведенного в 2001-2004г. с использованием
методов наблюдения, анкетного опроса, тестирования, константирующего и
формирующего эксперимента с математической обработкой данных в форме
статистического и корреляционного анализов.
Научная новизна исследования:
-разработан и апробирован алгоритм применения социально-
психологических технологий формирования стрессоустойчивости (ТФС):
личностно-ориентированных, телесно-ориентированных, когнитивно-
поведенческих, суггестивно-эмоциональные с включенной групповой социальной
поддержкой в процессе формирования стрессоустойчивости;
-определены особенности (фазы) психологического сопровождения
групповой социальной поддержки, включенной в ТФС (личностно-
ориентированные, телесные, когнитивно-поведенческие, суггестивно-
эмоциональные) приводящей к повышению стрессоустойчивости, а также
самоактуализации личности и других личностных параметров;
-определены группы обучаемых, имеющие различные уровни
стрессоустойчивости, построены их психологические профили, позволившие
определить уровни психологических факторов каждой группы, влияющих
эффективно и продуктивно на коррекцию стрессового состояния личности;
-определены виды социальной поддержки: эмоциональная,
инструментальная, информационная, представленные и реализованные в
суггестивно – эмоциональных, телесно –ориентированных, когнитивно-
поведенческих технологиях формирования стрессоустойчивости;
-определены основные (ведущие) психологические факторы личности по
уменьшению стрессовых состояний испытуемых под действием ТФС: существенное
влияние отдельных личностных составляющих испытуемых («ценность принципов
самоактуализации», «опора на себя», «экзистенциальность», «способность к
близким социальным контактам» и др.) на показатели относительного
уменьшения стресса.
-экспериментально определены ведущие психологические механизмы
коррекции стрессовых состояний человека, к которым отнесены механизмы
релаксации;
- разработаны принципы организации и проведения социально-
психологических технологий формирования стрессоустойчивости;
-разработаны практические мероприятия по психогигиене и
психопрофилактике стресса, с учетом индивидуальных методов уменьшения
стрессового состояния, и уточнения основных, ведущих психологических
факторов стрессоустойчивости человека.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Алгоритм применения социально- психологических технологий
формирования стрессоустойчивости с включенной групповой социальной
поддержкой представленный: личностно-ориетированными, суггестивно-
эмоциональными, телесно-ориетированными, когнитивно-поведенческими ТФС,
реализованные в семи модулях: 1-й модуль – системной интеграции личности; 2-
й модуль – эмоциональной саморегуляции; 3-й модуль – психологической
готовности к стрессу; 4-й модуль – развития навыков саморегуляции; 5-й
модуль – социальной адаптации и эффективной коммуникации; 6-й модуль –
расширения поведенческих стратегий; 7-й модуль – эффективного поведения в
стрессовой ситуации.
2. Применение алгоритма ТФС с включенной групповой социальной
поддержкой существенно влияет на коррекцию стрессовых состояний испытуемых:
изменяются - «ценность принципов самоактуализации», «экзистенциальность»,
«способность к близким социальным контактам» «опора на себя»,
«оптимистичность», «тревожность».
3. Особенности и виды социальной поддержки в процессе формирования
стрессоустойчивости: эмоционально-оценочная, инструментальная и
информационная. Эмоционально-оценочная поддержка означает признание и
принятие чувств. Информационная поддержка включает руководство,
инструментальная – практические навыки борьбы со стрессом.
4. Этапы психологического сопровождения социальной поддержки,
включенной в ТФС: 1-й этап: установление доверия; 2-й этап: исследование
причин непродуктивности в стрессе; 3-й этап: дифференциация и согласование
конфликтных стремлений в сфере внутриличностного пространства; 4-й этап
дифференциация и согласование конфликтных мотивов, стремлений в
межличностном пространстве; 5-й этап: изменение привычных неконструктивных
стереотипов взаимодействия; 6-й этап: сущностная трансформация.
5. Принципы организации и проведения ТФС: комплексность,
индивидуализация, активность, диалогизация взаимодействия и обратная связь,
самодиагностика.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы и 11 приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновываются актуальность исследования и степень
разработанности проблемы. Формулируются цели, гипотеза, задачи, этапы
работы, обозначаются экспериментальная база и выборка исследования,
показываются научная новизна и практическая значимость работы, представлены
основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе – «Теоретические и практические подходы к изучению
формирования стрессоустойчивости человека», проведенный анализ литературы
показал, что в настоящее время существует три основных направления, в
которых изучается проблема стресса у человека. Первое направление
представлено работами исследователей, придерживающихся позиций
основоположника теории стресса – Г. Селье. Второе направление базируется на
системном видении причин стресса, как компонента в формировании пограничных
нервно-психических расстройств и дезадаптации личности. Третий подход,
который на сегодня является самым «популярным», основывается на видении
природы стресса и совладания с ним (копинга) Р. Лазаруса.
На формировании разных видов стресса оказывают влияние как
специфичные для конкретной социальной категории стрессоры, так и
соответствующие средовые условия (Л. Ланг, Ю.А. Александровский) При
синдроме профессионального сгорания (М.В. Барабановой, Т.И. Ронгинская) –
эмоциональное перенапряжение при работе с людьми. У студентов (О.Б.
Долгинова, Е.Б. Красная) – смена места учёбы и места жительства; проблемы в
любовных, дружеских, родственных отношениях; личностные изменения на фоне
профессионального роста; проблемы быта, здоровья, смерти близких людей,
приобретения животных. У пожарных (Д. Хоффельд) – это стрессоры физические
(шум, экстремальная температура, огонь, ядовитые газы, взрывы и др.),
психические (смерть или угроза смерти детей и подростков, массовое ранение
людей, страх за семью и др.), социальные (авторитарный стиль руководства,
критика, принуждение и др.), индивидуальные и материальные. У
онкологических больных (И. Барак, А. Ахирон, З. Ротшейн, Ш. Елизар) –
высокий уровень беспокойства, высокая оценка вторжения и избегания.
Основная индивидная характеристика содержания стресса – адаптация
(стрессоустойчивость). По мнению «пограничных» психиатров (Ю.А.
Александровский, А.Д. Адо, А.В. Вальдман, В.И. Лебедев и др.) – это барьер
психической адаптации. Психологи (Л.Г. Дикая, О.А. Конопкин, В.И.
Моросанова, Р.Р. Сагиев) основой стрессоустойчивости считают саморегуляцию
человека, которая состоит из определенных звеньев (О.А. Конопкин) и
стилистически разнообразна (В.И. Моросанова, Р.Р. Сагиев, Л.Г. Дикая).
Другие авторы (Л. Мерфи, Р. Лазарус, С. Фолкман, Д. Амирхан, Н. Сирота и
др.) относят к данной характеристике различные когнитивно обусловленные
механизмы совладания со стрессом (копинг-механизмы) и механизмы
психологической защиты (Н. Хаан). Копинг-механизмы проявляются в
когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфере человека в виде
разнообразных копинг-стратегий: противостоящего совладания,
дистанцирования, самоконтроля, поиска социальной поддержки, принятия
ответственности, избегания, планового решения проблемы, позитивной
переоценки (Р. Лазарус, С. Фолкман). Также это копинг-стратегии решения
проблемы, поиска социальной поддержки, избегания проблемы (Д. Амирхан).
Молодые люди и мужчины выбирают активные копинг-стратегии, а пожилые люди и
женщины – пассивные (К. Муздыбаев, С. Этдвин, К. Сюттон, К. Чэра). На
копинг-стратегии влияет локус-контроль (Д. Роттер), этнический фактор (Л.
Таукенова), тип ВНД (Л. Собчик), психические и соматические заболевания (Е.
Чехлатый, Н. Сирота, В. Ялтонский). Со стрессоустойчивостью отождествляют
эмоциональную устойчивость и способность контроля эмоций (Е.А. Милерян);
способность переносить большие нагрузки и успешно решать задачи в
экстремальных ситуациях (Н.Н. Данилова); способность преодолевать состояние
эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности (В.Л.
Марищук); свойство темперамента, позволяющее надежно выполнять целевые
задачи деятельности за счет оптимального использования резервов нервно-
психической эмоциональной энергии (В.А. Плахтиенко, Н.И. Блудов);
стабильную направленность эмоциональных переживаний по их содержанию на
положительное решение предстоящих задач (О.А. Черникова); устойчивое
преобладание положительных эмоций (А.Е. Ольшанникова); интегративное
свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных,
волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической
деятельности человека, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение
цели деятельности в сложной эмотивной обстановке (П.Б. Зильберман).
В психопрофилактике стрессов выделяется направления деятельности:
оптимизации системы труда, психиатрическое, психологическое, социально-
психологическое. Последнее направление получило наибольшее распространение
в связи с тем, что эффективность психопрофилактики стрессов в малой группе
гораздо эффективнее (К. Левин). Представлено это направление различными
формами группового психологического тренинга. С целью развития
стрессоустойчивости используют тренинги, направленные на развитие навыков
саморегуляции (нервно-мышечная релаксация, аутогенная тренировка,
медитация), коммуникативные тренинги (групповые варианты поведенческого и
социально-психологического тренинга), тренинговые подходы, стимулирующие
личностный рост (развитие отдельных сторон личности участников тренинга),
обучающие тренинги (совершенствование навыков, необходимых для профессий,
где определяющим фактором является эффективность общения). С этой же целью
используют методы и техники, которые определяются видом стрессовых
воздействий: эмоционально-ориентированные /техники глубокого дыхания,
тренинг прогрессирующей мышечной релаксации и техники визуализации/.
Проблемно-ориентированные методы /тренинг уверенности в себе, управление
временем, тренинг социальных навыков/. Когнитивные стратегии /техники
изменения неадекватных суждений и нежелательных мыслей, тренинг инокуляции
стресса/ (С.Гремлинг, С.Ауэрбах). Другое социально-психологическое
направление развития стрессоустойчивости базируется на параметрической
концепции формирования малой группы. Здесь основой развития эмоциональной
устойчивости является вхождение человека в малую группу и формирование
чувства единения субъекта с группой. Это достигается вовлечением молодежи в
учебно-воспитательные организации, в организации типа «социального оазиса»
(Т.А. Антопольская, А.Н. Лутошкин, Л.И.Уманский, А.С.Чернышев). Важная
роль в решении искомой проблемы отводится нормализации проявлений
стрессоустойчивости у взрослых из ближайшего окружения проблемных детей и
подростков. (Н.Г. Богданович, Е.А. Кедярова). Таким образом,
стрессоустойчивость – является интегральным качеством личности, основой
успешного социального взаимодействия человека, характеризующееся
эмоциональной стабильностью, низким уровнем тревожности, высоким уровнем
саморегуляции, психологической готовностью к стрессу, это совокупность
индивидуальных психологических свойств, выступающих в качестве базовых
психологических механизмов коррекции стрессовых состояний.
Во второй главе «Социально- психологические технологии
психологической коррекции стрессовых состояний личности» рассматривается
влияние психологических механизмов на уменьшение стрессового состояния
личности, проведен анализ и обобщение технологий психокоррекции и
разработана классификация технологий формирования стрессовых состояний
личности с включённой социальной поддержкой: личностно-ориентированные,
телесно-ориентированные, когнитивно-поведенческие, суггестивно-
эмоциональные. Разработан алгоритм применения технологий формирования
стрессоустойчивости с включенной социальной поддержкой.
Социальные отношения играют весьма важную роль в жизни людей, их
влияние на психологическое благополучие человека. Личностные факторы и
личностные предпочтения, несомненно, влияют на то, насколько люди активно
включаются в сети социальных связей, на качество их отношений с другими
людьми, на то, как они используют социальную поддержку и как эта поддержка
ими воспринимается. Групповая социальная поддержка, включенная в ТФС,
приводят к повышению стрессоустойчивости, а также самоактуализации личности
и других личностных параметров. Усиление качеств самоактуализации,
посредством социально – психологической поддержки в свою очередь, делает
восприятие людей более адекватным, что в целом повышает их
стрессоустойчивость. Социальная поддержка оказывает благотворное влияние,
как в обычной повседневной жизни, так и во время стресса. Действие
социальной поддержки потенциально может включаться в двух случаях в ходе
оценки стрессора и совладания со стрессом. Во-первых, она может срабатывать
на стадии оценивания стрессора. Во-вторых, социальная поддержка может
включаться на стадии преодоления стресса и срабатывать посредством
редуцирования воздействия стресса на индивида.
С учетом представленных социально-психологических технологий
формирования стрессоустойчивости и психологической коррекции стрессовых
состояний личности, мы разработали алгоритм их применения таблица № 1.
Таблица № 1
Алгоритм применения технологий формирования стрессоустойчивости
| |Социальная поддержка в | |
| |формировании стрессоустойчивости| |
| | | |
| | | | | |
|Эмоциональная | |Инструментальная | |Информационная |
| | | | | |
|Суггестивно-эмоцио| |Телесно-ориентированн| |Когнитивно-поведенчес|
|нальные ТФС | |ые ТФС | |кие ТФС |
| | | | | |
| |
| |Личностно-ориентированные ТФС | |
| | | | | |
|Модуль 2 | |Модуль 1 | |Модуль 3 |
|эмоциональной | |системной интеграции | |психологической |
|саморегуляции | |личности | |готовности к стрессу |
| | | | | |
| |Модуль 4 | |
| |развития навыков саморегуляции | |
| | | | | |
|Модуль 5 | |Модуль 6 | |Модуль 7 |
|социальной | |расширения | |эффективного |
|адаптации и | |поведенческих | |поведения в |
|эффективной | |стратегий | |стрессовой ситуации |
|коммуникации | | | | |
| | | | | |
| |Блок социально-психологического | |
| |тренинга | |
Алгоритм применения технологий формирования стрессоустойчивости, с
включенной групповой социальной поддержкой представлен: личностно-
ориентированными, суггестивно-эмоциональными, телесно-ориентированными,
когнитивно-поведенческими ТФС, реализованными в семи модулях: 1-й модуль –
системной интеграции личности; 2-й модуль – эмоциональной саморегуляции; 3-
й модуль – психологической готовности к стрессу; 4–й модуль – развития
навыков саморегуляции; 5–й модуль – социальной адаптации и эффективной
коммуникации; 6-й модуль – расширения поведенческих стратегий; 7-й модуль –
эффективного поведения в стрессовой ситуации. Цель алгоритма – формирование
качеств стрессоустойчивости, посредством сочетания различных видов
тренинга, как форм активного психологического воздействия в процессе
интенсивного общения в групповом контексте. Основными задачами
алгоритмированного тренинга являлись: активизация социальной позиции
участников группы, реструктуризация и гармонизация их мотивационной сферы,
коррекция неблагоприятных состояний, а также развитие процессов социальной
перцепции, расширение «каталога деятельностей», освоение конкретных приемов
и методов эффективного решения проблем в стрессовой ситуации. При
реализации этой программы мы придерживались следующих правил работы:
1. Основным средством социально - психологической поддержки было
обращение к индивидуальному опыту человека совладания с жизненными
трудностями, к сформированным в этом опыте навыкам саморегуляции поведения
в стрессовых ситуациях, стратегиям поведения в них, - то есть обращению к
внутреннему ресурсу человека.
2. Важным аспектом в работе с группами по формированию
стрессоустойчивости являлась активизация личностной саморегуляции: оказание
помощи в обнаружении новых и восстановлении прежних ценностей, которые
несут в себе позитивную, содержательную нагрузку.
3. Работа в группе была сориентирована на оптимизацию деятельностного
уровня саморегуляции, для чего осуществлялась пошаговая отработка
последовательных функций саморегуляции в стрессовой ситуации.
4. Отработка умений саморегуляции производилась при постоянном
обращении к конкретным ситуациям индивидуального опыта.
5. Важным этапом в работе с группой являлся диагностический.
Диагностические процедуры, используемые в рамках тренинговой работы, не
только диагностировали индивидуальные особенности, но и «запускали процессы
рефлексии», помогая человеку более ясно осознавать личностные возможности
разрешения стрессовой ситуации.
6. Использование результатов диагностирования компонентов
субъективного опыта и регуляторных умений позволило сориентировать
тренинговые техники на конкретных участников группы, тем самым социально-
психологическая помощь формировалась соответственно особенностям адресата,
с учетом его индивидуально – своеобразного жизненного опыта, в котором
закрепились определенные личностные смысловые установки по отношению к
себе, окружающим людям, своим достижениям и неудачам.
7. При проведении тренинговой работы с различными группами программа
претерпевала некоторые изменения, которые определялись особенностями групп
в целом и индивидуальными отличиями отдельных участников группы,
своеобразием их ситуации, жизненных коллизий.
Несмотря на разнообразие психотехнологий формирования
стрессоустойчивости, все же можно выделить общие модели, этапы
психологического сопровождения оказания социально-психологической
поддержки в групповой работе. Психологическое сопровождение социальной
поддержки в ТФС представлено в таблице № 2.
Таблица № 2.
| |Психологическое сопровождение | |
| |социальной поддержки ТФС. | |
| | | | | |
| | | | |Дифференциация и |
| | | | |согласование |
|Установление доверия | |Исследование причин | |конфликтных стремлений|
| | |непродуктивности в | |в сфере |
| | |стрессе | |внутриличностного |
| | | | |пространства |
| | | | | |
|Дифференциация и | |Изменение привычных | |Сущностная |
|согласование | |неконструктивных | |трансформация |
|конфликтных | |стереотипов | | |
|мотивов-стремлений в | |взаимодействия | | |
|межличностном | | | | |
|пространстве | | | | |
В первую очередь, важно скорректировать систему или стиль
межличностного взаимодействия. Первый этап – установления доверия. Второй
этап - исследование причин непродуктивности взаимодействия. Третийэтап -
дифференциация и согласование конфликтных стремлений в сфере
внутриличностного пространства. Четвертый этап - дифференциация и
согласование конфликтных мотивов, стремлений в межличностном пространстве.
Пятый этап - изменение привычных неконструктивных стереотипов поведения.
Шестой этап - сущностная трансформация. Сущностная трансформация: обретение
неиссякаемого внутреннего источника. С помощью предложенной технологии
происходит постижение и смена пяти состоянии сущности личности
(существование, внутреннее спокойствие, любовь, одобрение, целостность).
Психологическая помощь и социальная поддержка клиентов оказывалась
преимущественно в группе, сочетаясь с отдельными формами индивидуальной
работы.
Во второй главе представлено экспериментальное изучение влияния
социально-психологических технологий формирования стрессоустойчивости (ТФС)
на изменение личностных параметров человека.
Объектами исследования были группы взрослых людей в возрасте от 20 до
65 лет, имеющие высшее образование, обоего пола. Общий объем выборки
взрослых, включая пилотаж, составил 121 человек. Из них контрольная выборка
– 34 человек, и общая экспериментальная группа составила 87 человек.
Для выявления многоуровневой структуры СУ, взаимосвязей между ее
компонентами и разноуровневыми свойствами индивидуальности использовались
методики (опросники): опросник диагностики стрессоустойчивости (СУ),
разработанный С.В.Субботиным, опросник самооценки психических состояний
Айзенка, шкала тревожности Спилбергера-Ханина, тест Р.Кетелла, опросник
структуры темперамента В.М.Русалова, личностный опросник Шострома (ЛиО),
восьмицветовой тест Люшера.
Мы провели исследования четырех тренинговых групп в период 2002-2004
гг. численностью от 20 до 22 человек:
Группа №1. Проходила 2-х месячный курс ТФС из пятнадцати занятий
(преимущественно занятия проходили по личностно- ориентированной ТФС)
ноябрь-декабрь 2002 года в количестве 21 человека.
Группа №2. Проходила 3-х месячный курс ТФС из девятнадцати занятия
(преимущественно занятия проходили по телесно-ориентированной ТФС) январь-
март 2003 года в количестве 22 человек.
Группа №3. Проходила 2-х месячный курс ТФС из пятнадцати занятий
(преимущественно занятия проходили по когнитивно-поведенческой ТФС) апрель-
май 2003 в количестве 22 человек.
Группа №4. Проходила 2-х месячный курс ТФС из четырнадцати занятий
(преимущественно занятия проходили по суггестивно-эмоциональной ТФС)
сентябрь - октябрь 2003 года в количестве 22 человек. В сумме они
составили 87 человека.
Рассмотрим влияние курса ТФС на некоторые личностные параметры,
каждой из четырех групп. Группа №1 занималась один раз в неделю в течение
2-х месяцев. ТФС из пятнадцати занятий (преимущественно занятия проходили
по личностно- ориентированной ТФС) ноябрь-декабрь 2002 года осваивали
испытуемые в количестве 21 человека. На гистограмме представлены изменения
в личностных характеристиках за 8 недель: (преимущественно занятия
проходили по личностно- ориентированной ТФС)
Гистограмма №1
[pic]
Средние значения личностных параметров группы почти везде выросли в
сторону самоактуализации. Осталось без изменений качество принятия себя
(Sа), но этот параметр в фоновом замере был самым высоким. Более всего
повысилась конструктивность взглядов на природу человека (Nс) - на 15%,
затем в порядке убывания следуют - ценность принципов самоактуализации
(Sav) - на 13%, синергия (Sу) и опора на себя ( I ) - на 10%. В среднем все
параметры повысились на 8%. Самый низкий в этой группе - самоуважение (Sr)
вырос в среднем на 6% .
Группа № 2 занималась по ТФС в течение 3-х месяцев из девятнадцати
занятий (преимущественно занятия проходили по телесно-ориентированной ТФС)
в январе- марте 2003 года в количестве 22 человек.
Измерение личностных параметров с помощью ЛиО до занятий (фон) и после
курса (итог) показало такие изменения.
Гистограмма №2
[pic]
Группа №2 имела высокие уже фоновые показатели (за исключением
контрастно низкого "самоуважения" (Sr)), что сгладило величину их прироста.
Процент прироста средних показателей в порядке убывания выглядит так: опора
на себя (I)и самоуважение - на 15%, спонтанность (S), синергия (Sу),
способность к близким контактам (С) - на 12%, экзистенциальность (Ех) и
принятие агрессии (А) - на 11%, компетентность во времени (Тс) - на 10%,
реактивная чувствительность (Fr) - на 8%, принятие себя (Sа) и
конструктивность взгляда на природу человека (Nс) - на 7%, ценность
принципов самоактуализации (Sav) - на 5%.
Сравним прирост качеств личности групп, проходивших обучение по ТФС в
группе № 3. Группа №3. Проходила 2-х месячный курс ТФС из пятнадцати
занятий (преимущественно занятия проходили по когнитивно- поведенческой
ТФС) в апреле- мае 2003 в количестве 22 человек.
Гистограмма № 3
[pic]
На рисунке виден значительный прирост параметров. В процентах
увеличение параметров выражается таким образом: опора на себя (I) выросла
на 25%, реактивная чувствительность (Fr)на 23%, способность к близким
социальным контактам (C) на 21 %, синергия (Sy) на 20 %,ценность принципов
самоактуализации (Sav) и принятие себя на 19%.В этой группе максимальный
прирост оказался максимальным.
Исследуя приведенные гистограммы, на приоритет величин прироста
параметров, можно обнаружить, что первые места занимают способность к
близким социальным контактам (C) и опора на себя (I).
В группе № 4 испытуемые проходили 2-х месячный курс ТФС из четырнадцати
занятий (преимущественно занятия проходили по суггестивно- эмоциональной
ТФС) в сентябре – октябре 2003 года в количестве 22 человек.
Гистограмма № 4
[pic]
В четвертой группе более всего выросла опора на себя (I) выросла на
24% и далее в порядке убывания: спонтанность на 23%, реактивная
чувствительность (Fr) на 20%, способность к близким социальным контактам
(C) и самоуважение (Sr) на 16 %, ценность принципов самоактуализации (Sav)
на 15%, компетентность во времени (Tc) и синергия (Sy) на 15%,
экзистенциальность (Ex) и принятие агрессии(A) на 13%, конструктивность
взгляда на природу человека (Nc) на 10% принятие себя (Sa) на 9%.
Наибольшие абсолютные показатели фона Cи, Sa.
Рассмотрим гистограмму, иллюстрирующую разницу личностных параметров
людей, в разное время проходивших ТФС, экспериментальной группы в
количестве 87 человек и параметров контрольной группы, составленной из
показателей ЛиО после прохождения тренинга и контрольной
группы в количестве 94 человек, полный объем выборки составил 181 человек.
Гистограмма №5
[pic]
Различие 12 параметров проверялись на достоверность при помощи t-
критерия Стьюдента, что показало очень высокую значимость различий
(приложение). При сравнении рисунков, видно что гистограмма полной выборки
подтверждает тенденции пилотажного исследования.
Заключение
Теоретическая и экспериментальная работа по теме исследования
позволяет сделать следующие выводы:
1. Алгоритм применения социально- психологических технологий
формирования стрессоустойчивости с включенной групповой социальной
поддержкой представлен: личностно – ориетированными, суггестивно-
эмоциональными, телесно-ориентированными, когнитивно-поведенческими ТФС,
реализованными в семи модулях: 1-й модуль – системной интеграции личности;
2-й модуль – эмоциональной саморегуляции; 3-й модуль – психологической
готовности к стрессу; 4-й модуль – развития навыков саморегуляции; 5-й
модуль – социальной адаптации и эффективной коммуникации; 6-й модуль –
расширения поведенческих стратегий; 7-й модуль – эффективного поведения в
стрессовой ситуации.
2. Применение алгоритма ТФС с включенной групповой социальной
поддержкой существенно влияет на коррекцию стрессовых состояний испытуемых:
изменяются - «ценность принципов самоактуализации», «экзистенциальность»,
«способность к близким социальным контактам» «опора на себя»,
«оптимистичность», «тревожность».
3. Определены виды социальной поддержки в процессе формирования
стрессоустойчивости: эмоционально-оценочная, инструментальная и
информационная. Эмоционально-оценочная поддержка означает признание и
принятие чувств. Информационная поддержка включает руководство,
инструментальная – практические навыки борьбы со стрессом.
4. Разработаны этапы психологического сопровождения социальной
поддержки, включенной в ТФС: 1-й этап: установление доверия; 2-й этап:
исследование причин непродуктивности в стрессе; 3-й этап: дифференциация и
согласование конфликтных стремлений в сфере внутриличностного пространства;
4-й этап дифференциация и согласование конфликтных мотивов, стремлений в
межличностном пространстве; 5-й этап: изменение привычных неконструктивных
стереотипов взаимодействия; 6-й этап: сущностная трансформация. Таким
образом, групповая социальная поддержка, включенная в ТФС, приводят к
повышению стрессоустойчивости, а также самоактуализации личности и других
личностных параметров. Усиление качеств самоактуализации, посредством
социально-психологической поддержки в свою очередь, делает восприятие людей
более адекватным, что в целом повышает их стрессоустойчивость.
5. Апробация технологий формирования стрессоустойчивости (ТФС):
личностно-ориентированных, телесно-ориентированных, когнитивно-
поведенческих, суггестивно-эмоциональных, направленных на коррекцию
выявленных в констатирующем эксперименте отличительных признаков НСУ
испытуемых, продемонстрировала их эффективность и возможность практического
использования.
6. Проведенный анализ позволил сделать вывод, что результаты
психокоррекционной работы по уменьшению стрессовых состояний испытуемых под
действием ТФС зависят от основных (ведущих) психологических факторов
личности. Анализ эксперимента по изучению влияния ТФС на коррекцию
стрессовых состояний личности позволил определить существенное влияние
отдельных личностных составляющих испытуемых («ценность принципов
самоактуализации», «опора на себя», «экзистенциальность», «способность к
близким социальным контактам» и др.) на показатели относительного
уменьшения стресса под действием ТФС.
7. На основе измерения величины стрессоустойчивости испытуемых в
эксперименте были выделены группы обучаемых, имеющих различные уровни
стрессоустойчивости, построены их психологические профили, позволившие
определить уровни психологических факторов каждой группы, влияющих
эффективно и продуктивно на коррекцию стрессового состояния личности. В
связи с этим необходимо разрабатывать и внедрять практические мероприятия
по психогигиене и психопрофилактике стресса, оказывая помощь в выборе
человеком индивидуальных методов уменьшения стрессового состояния, и
уточнения основных, ведущих психологических факторов стрессоустойчивости
обучаемых.
8. Разработаны принципы организации и проведения социально-
психологических технологий формирования стрессоустойчивости:
- комплексность в применении методов саморегуляции (двигательные,
дыхательные, суггестивные, мимические, жестовые и др.);
- индивидуализация в подборе приемов саморегуляции и условий их
применения с учетом особенностей и функционального состояния нервной
системы в тот или иной момент у данного человека, с учетом его
индивидуального опыта, интересов, склонностей и других особенностей
личности;
- активность в применении приемов саморегуляции, выражающаяся в
сознательной постановке задач, их мотивации, овладении навыками применения
соответствующих приемов, в сознательном самоконтроле;
- диалогизация взаимодействия и обратная связь, благодаря чему человек
может корректировать свое последующее поведение, заменяя неудачные способы
общения новыми, проверяя их воздействие на окружающих;
- самодиагностика, т. е. самораскрытие клиентов, осознание и
формирование ими задач по пути самоусовершенствования.
9. Проведенный теоретический анализ основных направлений изучения
стресса в психологии позволил выявить терминологическую неопределенность
понятия стрессоустойчивости человека и сформулировать его авторское
определение, в контексте данного исследования: стрессоустойчивость –
является интегральным качеством личности, основой успешного социального
взаимодействия человека, характеризующееся эмоциональной стабильностью,
низким уровнем тревожности, высоким уровнем саморегуляции, психологической
готовностью к стрессу т.е. совокупность индивидуальных психологических
свойств, выступающих в качестве базовых психологических механизмов
коррекции стрессовых состояний.
Основные положения диссертации отражены
в следующих публикациях автора:
1. Стресс как область психологического анализа //Социальные процессы и
социальные отношения в современной России: Тезисы выступлений 25-26
ноября 2004 г. (IV Международный социальный конгресс) в 2-х г. /Под
ред. Г.И. Осадчей. - Т.2. М., 2004. – С.285. (0,1 п.л.)
2. Социально-стрессовые расстройства личности //Человек в трудной
жизненной ситуации: Материалы I научно-практической конференции (24
декабря 2003 г.) /Под ред. Е.А. Петровой. Часть 1. М., 2004. – С.133.
(0,1 п.л.)
3. Стрессоустойчивость и проблема ее формирования у взрослых //Человек в
трудной жизненной ситуации: Материалы II научно-практической
конференции (8 декабря 2004 г.) /Под ред. Е.А. Петровой. Часть 2. М.,
2004. – С.193. (0,2 п.л.).
-----------------------
Гистограмма №
1
.
Сравнение
показателей методики до и после
проведения работы
.
Л и О
.
Группа
1
.
0
10
20
30
40
50
60
70
Tc
I
Sav
Ex
Fr
S
Sr
Sa
Nc
Sy
A
C
Cp
результат до
результат после
Гистограмма №
.
2 Сравнение показателей методики
до и после проведения работы
.
Л и О
.
Группа
2
0
10
20
30
40
50
60
70
80
Tc
I
Sav
Ex
Fr
S
Sr
Sa
Nc
Sy
A
C
Cp
результат до
результат после
Гистограмма №
.
3 Сравнение показателей
методики до и после проведения работы
.
Л и О
.
Группа
3
0
10
20
30
40
50
60
70
80
Tc
I
Sav
Ex
Fr
S
Sr
Sa
Nc
Sy
A
C
Cp
результат до
результат после
результат после
Гистограмма №
4
.
Сравнение показателей методики
до и после проведения работы
.
Л и О
.
Группа
4
0
10
20
30
40
50
60
70
80
Tc
I
Sav
Ex
Fr
S
Sr
Sa
Nc
Sy
A
C
Cp
резальтат до
0
10
20
30
40
50
60
70
Tc
I
Sav
Ex
Fr
S
Sr
Sa
Nc
Sy
A
C
Cp
контрольная группа
полная выборка
Гистограмма №
5
.
Сравнение показателей методики до
и после проведения работы
.
Л и О
.
Полная выборка
№ 181
)
|