Социально-психологический портрет одаренного ребенка
Социально-психологический портрет одаренного ребенка
Социально-психологический портрет одаренного ребенка.
I. Влияние социальной среды на одаренность.
1. Результаты разных исследователей, рассматривающих влияние социальной
среды (социально-экономические отношения, материальное обеспечение,
социально-бытовые условия и т.д.) на одаренность не однозначно. Но,
возможно сделать следующие выводы: социально-экономические условия
влияют на развитие одаренности, т.к. они определяют уровень жизни
человека; чем более экономически развито общество, тем более благоприятны
возможности для развития человека.
2. Очень важным условие развития одаренности является семья, а именно:
. структура и эмоциональный климат семьи,
. стили детско-родительских отношений,
. отношение родителей к детской одаренности.
Обращаясь к вопросу структуры семьи, отметим, что большинства детей (87%)
воспитывалось в полных семьях. Зачастую, в 70% случаях, вместе с детьми
и родителями живут кто-либо из родственников: бабушки, дедушки, тети,
дяди, двоюродные братья и сестры. Практически ни у кого не было младших
сестер или братьев. Исследования Р. Зайонца показали зависимость
интеллектуальной одаренности и количества детей в семье. Он установил,
что чем больше братьев и сестер, тем ниже их средний коэффициент
интеллектуальности.
Структура семьи в большинстве случаев связана с системой отношений между
родственниками и эмоциональном климатом семьи. Говоря о содержательной
стороне взаимоотношений, многие исследователи отмечают значительные
влияния, оказываемые на детей родителями противоположного пола.
Большинство исследователей считают, что одаренному ребенку необходимы
ласка, принятие, любовь и уважение.
Более изучен вопрос о стилях детско-родительских отношений. Ученые
единодушны в том, что стили, базирующиеся на жестком контроле, силовом
давлении не дают возможности для развития одаренной личности.
Р. Хесс и в. Шипман разделили родительские стили взаимодействия на
императивный и инструктивный.
Для первого характерны однозначные команды, например: «Делай так, как я
сказал…», «Сиди спокойно…». Родители ждут от ребенка беспрекословного
соблюдения их указаний, их отношения основываются на авторитете
взрослого. Такой стиль развивает в ребенке пассивную податливость и
наряду с зависимостью и конформизмом.
Инструктивный стиль содержит больше информации, а требования
обосновываются: «Убери игрушки, а я подмету пол…». Родители беседуют с
ребенком «а равных», доказывают, что их требования закономерны и разумны.
Это воспитывает инициативу и твердость.
Еще одним важным аспектом является отношения родителей к детской
одаренности. Очевидно, что этот фактор – один из основных, влияющих на
реализацию возможностей ребенка.
Типы отношений:
. отрицательное,
. игнорирующее,
. положительное,
+ гиперсоциализация (когда родители видят в одаренности престижность,
возможность самоутверждения через выдающиеся способности своих детей или
реализации своих несбывшихся потенциальных возможностей).
II. Особенности познавательной деятельности.
1. Отличаясь широтой восприятия, одаренные дети остро чувствуют все
происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении
того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за
несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все
окружающее.
2. Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и
предметами и делать соответствующие выводы; им нравиться в своем
воображении создавать альтернативные системы.
3. Отличная память в сочетании с ранним речевым развитием и способностью к
классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать
большой объем информации и интенсивно использовать ее.
4. Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им
свободно и четко излагать свои мысли.
5. Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранить
высокий порог восприятия в течении длительного времени, с удовольствием
заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами они
не терпят, когда им навязывают готовые ответы.
6. Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим
упорством в решении задач.
7. Характерная для одаренного ребенка увлеченность заданиями в сочетании с
отсутствием опыта часто приводит к тому, что он пытается заниматься тем,
что ему еще пока не по силам.
III. Психосоциальная чувствительность.
1. Одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости;
опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие
восприятия и познания.
2. Они остро реагируют на несправедливость окружающего мира, предъявляют
высокие требования к себе и окружающим.
3. Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач,
творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья,
братья и сестры) весьма характерны для одаренных детей.
4. Дети обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия,
игру слов, шутки.
5. Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети
нетерпеливы и порывисты.
6. Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость.
Они чрезвычайно чувствительны к невербальным сигналам окружающих.
7. Эгоцентризм в этом возрасте как у обычных детей.
8. Нередко у одаренных детей развиваются негативное самовосприятие,
возникают трудности в общении со сверстниками.
IV. Физические характеристики.
1. Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они
меньше обычного.
2. Их моторная координация и владение руками часто отстают от
познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в
интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать
их и развивать несамостоятельность.
3. Зрение одаренных детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им
трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее.
V. Особенности системы отношений.
В дошкольном возрасте ведущая деятельность – ролевая игра. У детей
возникает достаточно выраженная и устойчивая потребность общения со
сверстниками (М.И. Лисина, Л.Н. Галигузова, 1980), развивается
потребность в признании их со стороны. В старшем дошкольном возрасте
наряду с наиболее значимыми взрослыми для ребенка становиться референтной
и группа сверстников (В.В. Абраменкова, Н.А. Пастернак, 1990).
Некоторые особенности поведения и личности одаренного ребенка могут
привести к непониманию их сверстниками, конфликтности их взаимоотношений,
вплоть до изоляции ребенка со стороны детей. Среди причин называются:
неумение слушать собеседника, стремление к доминантности, брать на себя
роль организатора совместных игр, тенденция к демонстрации собственных
знаний (которая во многом закрепляется взрослыми), стремление
монополизировать внимание взрослого, нетерпимость по отношению к менее
успешным детям, некомформность, привычка поправлять других и т. д. Л.
Хомиенгуерт указывает еще на одну причину возможной изоляции одаренных
детей – в силу высокого умственного развития им могут быть неинтересны
игры сверстников.
Сталкиваясь с трудностями во взаимоотношениях со сверстниками и не
понимая их причин, такие дети часто стремятся к дружбе с взрослыми или со
старшими детьми. Но в общении с последними у них могут возникнуть
трудности. Причина в том, что старшие опережают в физическом развитии, в
силу чего одаренным детям трудно стать лидером в таком обществе.
Переживания по поводу того, что они не могут сделать что-то, как старшие
дети, у которых лучше развиты двигательные навыки, может привести к
ощущению одаренными детьми собственной неадекватности и формированию у
них низкой самооценки, так как они очень критичны к своим достижениям.
Одаренные дети в большей степени, чем их сверстники с обычным уровнем
развития, подвержены негативному влиянию неблагополучия в сфере
взаимодействия и взаимоотношений из-за их повышенной чувствительности к
социальной действительности. Поэтому различные нарушения в общении с
людьми могут существенно сказаться на их представлении о себе и своих
возможностях, тогда как важнейшим условием реализации их потенциала
является наличие у таких детей позитивной Я-концепции.
VI. Поведенческие особенности, свидетельствующие о социально-
психологической дезадаптации.
Продолжительное подавление интеллектуальных и экспрессивных потребностей
одаренного ребенка может привести к эмоциональным сложностям, неврозам и
даже психозам. Неврозы могут вызвать периоды депрессии, когда ребенок не
в состоянии понять причины неприятия окружающими естественных для него
тенденций и стремлений. Он может уйти в воображаемый мир, где стирается
граница между реальностью и вымыслом.
Из-за скрытых, неосознаваемых высоких родительских ожиданий у ребенка у
ребенка может развиться стремление доводить все совершенства –
перфекционизм.
VII. Методики выявления одаренности.
1. Тест Векслера,
2. Модификация теста Торренса,
3. Тесты Стенфорд-Бине,
4. Задачи Пиаже,
5. Матрицы Равена
6. «Резервирующая модель» Гауэна,
7. Тест Слоссена – измерение уровня IQ,
8. Рисуночный тест на интеллект.
VIII. Технология работы с одаренными детьми.
Следует помнить, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить. Важно
приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать
решения.
Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может
вылиться в проблему.
У такого ребенка трудно воспитывать терпение и ненавязчивость. Необходима
огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к
творческому труду, создавать обстановку для творчества.
Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться
временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и
чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя.
Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового
аспекта. Акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать.
Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с
выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим
образом постигнет тайну связи между явлениями и научиться применять свои
открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать
высказанные идеи и предположения, глубоко вникать в существо проблем
способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию
аналитического и критического мышления.
Одной из форм работы с талантливыми детьми в современных условиях
является создание Домов детского творчества.
Так, в Клинском Доме детского творчества существует Школа народной
культуры, где в фольклорном кружке занимаются дети с 4-х лет. В комнате,
оформленной как русская изба, ребята познают прошлое и настоящее
народного искусства. Дети собирают и записывают старинные песни и
частушки, пословицы и поговорки. В подготовке концертов, шитье костюмов,
помогают родители.
Кружковцы отмечают как праздник День Ивана Купалы, Масленицу, Рождество.
Отчетом их занятий служат концерты и ярмарки детских поделок.
Важно, увидев талант ребенка, не пускать на самотек, не думать что он сам
найдет дорогу. Нужно обеспечит максимальное развитие; не помогая нетрудно
сделать его ниже посредственности.
Библиография
1. «Одаренные дети», перевод с английского. Общая редакция Бурлинской Г.В.
и Слуцкого В.М., «Прогресс», 1991,
2. «Одаренный ребенок» под редакцией Дьяченко О.М. М. 1997.
3. Бернс Р. «Развитие Я-концепции и воспитание», М. 1986,
4. Божович Л.И. «Избранные психологические труды. Проблемы формирования
личности», М. 1995,
5. Божович Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте», М. 1976,
6. Денисенкова Н.С. (СССУКА!!!) «Формирование познавательной направленности
у детей 6-летнего возраста на занятиях в детском саду», автореферат
диссертации кандидата психологических наук, М. 1991,
7. Коломинский Я.Л. «Психология детского коллектива», Минск, 1984,
8. Матюшкин А.М. «Загадки одаренности», М. 1993,
9. Матюшкин А.М. «Творческий потенциал одаренности: структура и развитие»,
«Психология сегодня» т. 2, М. 1996,
10. Равич-Щербо И.В. «О природных предпосылках индивидуальности», Таллинн,
1980,
11. Тепилов Б.М. «Проблема индивидуальных различий», М. 1961,
12. Хеллер К.А. Перлет Дж, Спервальд В. «Лонгитюдное исследование
одаренности», «Вопросы психологии» №2, 1991,
| |
|Сим-карты МТС |
|Тариф «Любимый» с прямым номером - $75, |
|Тариф «Молодежный» с федеральным - $40, |
|«МТС+ Экстренный международный» - $35. |
|Разрешение, доставка. |
|233 4772, simcard@newmail.ru |
|