Рефераты

Социально-психологический портрет одаренного ребенка

Социально-психологический портрет одаренного ребенка

Социально-психологический портрет одаренного ребенка.

I. Влияние социальной среды на одаренность.

1. Результаты разных исследователей, рассматривающих влияние социальной

среды (социально-экономические отношения, материальное обеспечение,

социально-бытовые условия и т.д.) на одаренность не однозначно. Но,

возможно сделать следующие выводы: социально-экономические условия

влияют на развитие одаренности, т.к. они определяют уровень жизни

человека; чем более экономически развито общество, тем более благоприятны

возможности для развития человека.

2. Очень важным условие развития одаренности является семья, а именно:

. структура и эмоциональный климат семьи,

. стили детско-родительских отношений,

. отношение родителей к детской одаренности.

Обращаясь к вопросу структуры семьи, отметим, что большинства детей (87%)

воспитывалось в полных семьях. Зачастую, в 70% случаях, вместе с детьми

и родителями живут кто-либо из родственников: бабушки, дедушки, тети,

дяди, двоюродные братья и сестры. Практически ни у кого не было младших

сестер или братьев. Исследования Р. Зайонца показали зависимость

интеллектуальной одаренности и количества детей в семье. Он установил,

что чем больше братьев и сестер, тем ниже их средний коэффициент

интеллектуальности.

Структура семьи в большинстве случаев связана с системой отношений между

родственниками и эмоциональном климатом семьи. Говоря о содержательной

стороне взаимоотношений, многие исследователи отмечают значительные

влияния, оказываемые на детей родителями противоположного пола.

Большинство исследователей считают, что одаренному ребенку необходимы

ласка, принятие, любовь и уважение.

Более изучен вопрос о стилях детско-родительских отношений. Ученые

единодушны в том, что стили, базирующиеся на жестком контроле, силовом

давлении не дают возможности для развития одаренной личности.

Р. Хесс и в. Шипман разделили родительские стили взаимодействия на

императивный и инструктивный.

Для первого характерны однозначные команды, например: «Делай так, как я

сказал…», «Сиди спокойно…». Родители ждут от ребенка беспрекословного

соблюдения их указаний, их отношения основываются на авторитете

взрослого. Такой стиль развивает в ребенке пассивную податливость и

наряду с зависимостью и конформизмом.

Инструктивный стиль содержит больше информации, а требования

обосновываются: «Убери игрушки, а я подмету пол…». Родители беседуют с

ребенком «а равных», доказывают, что их требования закономерны и разумны.

Это воспитывает инициативу и твердость.

Еще одним важным аспектом является отношения родителей к детской

одаренности. Очевидно, что этот фактор – один из основных, влияющих на

реализацию возможностей ребенка.

Типы отношений:

. отрицательное,

. игнорирующее,

. положительное,

+ гиперсоциализация (когда родители видят в одаренности престижность,

возможность самоутверждения через выдающиеся способности своих детей или

реализации своих несбывшихся потенциальных возможностей).

II. Особенности познавательной деятельности.

1. Отличаясь широтой восприятия, одаренные дети остро чувствуют все

происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении

того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за

несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все

окружающее.

2. Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и

предметами и делать соответствующие выводы; им нравиться в своем

воображении создавать альтернативные системы.

3. Отличная память в сочетании с ранним речевым развитием и способностью к

классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать

большой объем информации и интенсивно использовать ее.

4. Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им

свободно и четко излагать свои мысли.

5. Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранить

высокий порог восприятия в течении длительного времени, с удовольствием

заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами они

не терпят, когда им навязывают готовые ответы.

6. Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим

упорством в решении задач.

7. Характерная для одаренного ребенка увлеченность заданиями в сочетании с

отсутствием опыта часто приводит к тому, что он пытается заниматься тем,

что ему еще пока не по силам.

III. Психосоциальная чувствительность.

1. Одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости;

опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие

восприятия и познания.

2. Они остро реагируют на несправедливость окружающего мира, предъявляют

высокие требования к себе и окружающим.

3. Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач,

творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья,

братья и сестры) весьма характерны для одаренных детей.

4. Дети обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия,

игру слов, шутки.

5. Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети

нетерпеливы и порывисты.

6. Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость.

Они чрезвычайно чувствительны к невербальным сигналам окружающих.

7. Эгоцентризм в этом возрасте как у обычных детей.

8. Нередко у одаренных детей развиваются негативное самовосприятие,

возникают трудности в общении со сверстниками.

IV. Физические характеристики.

1. Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они

меньше обычного.

2. Их моторная координация и владение руками часто отстают от

познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в

интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать

их и развивать несамостоятельность.

3. Зрение одаренных детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им

трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее.

V. Особенности системы отношений.

В дошкольном возрасте ведущая деятельность – ролевая игра. У детей

возникает достаточно выраженная и устойчивая потребность общения со

сверстниками (М.И. Лисина, Л.Н. Галигузова, 1980), развивается

потребность в признании их со стороны. В старшем дошкольном возрасте

наряду с наиболее значимыми взрослыми для ребенка становиться референтной

и группа сверстников (В.В. Абраменкова, Н.А. Пастернак, 1990).

Некоторые особенности поведения и личности одаренного ребенка могут

привести к непониманию их сверстниками, конфликтности их взаимоотношений,

вплоть до изоляции ребенка со стороны детей. Среди причин называются:

неумение слушать собеседника, стремление к доминантности, брать на себя

роль организатора совместных игр, тенденция к демонстрации собственных

знаний (которая во многом закрепляется взрослыми), стремление

монополизировать внимание взрослого, нетерпимость по отношению к менее

успешным детям, некомформность, привычка поправлять других и т. д. Л.

Хомиенгуерт указывает еще на одну причину возможной изоляции одаренных

детей – в силу высокого умственного развития им могут быть неинтересны

игры сверстников.

Сталкиваясь с трудностями во взаимоотношениях со сверстниками и не

понимая их причин, такие дети часто стремятся к дружбе с взрослыми или со

старшими детьми. Но в общении с последними у них могут возникнуть

трудности. Причина в том, что старшие опережают в физическом развитии, в

силу чего одаренным детям трудно стать лидером в таком обществе.

Переживания по поводу того, что они не могут сделать что-то, как старшие

дети, у которых лучше развиты двигательные навыки, может привести к

ощущению одаренными детьми собственной неадекватности и формированию у

них низкой самооценки, так как они очень критичны к своим достижениям.

Одаренные дети в большей степени, чем их сверстники с обычным уровнем

развития, подвержены негативному влиянию неблагополучия в сфере

взаимодействия и взаимоотношений из-за их повышенной чувствительности к

социальной действительности. Поэтому различные нарушения в общении с

людьми могут существенно сказаться на их представлении о себе и своих

возможностях, тогда как важнейшим условием реализации их потенциала

является наличие у таких детей позитивной Я-концепции.

VI. Поведенческие особенности, свидетельствующие о социально-

психологической дезадаптации.

Продолжительное подавление интеллектуальных и экспрессивных потребностей

одаренного ребенка может привести к эмоциональным сложностям, неврозам и

даже психозам. Неврозы могут вызвать периоды депрессии, когда ребенок не

в состоянии понять причины неприятия окружающими естественных для него

тенденций и стремлений. Он может уйти в воображаемый мир, где стирается

граница между реальностью и вымыслом.

Из-за скрытых, неосознаваемых высоких родительских ожиданий у ребенка у

ребенка может развиться стремление доводить все совершенства –

перфекционизм.

VII. Методики выявления одаренности.

1. Тест Векслера,

2. Модификация теста Торренса,

3. Тесты Стенфорд-Бине,

4. Задачи Пиаже,

5. Матрицы Равена

6. «Резервирующая модель» Гауэна,

7. Тест Слоссена – измерение уровня IQ,

8. Рисуночный тест на интеллект.

VIII. Технология работы с одаренными детьми.

Следует помнить, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить. Важно

приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать

решения.

Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может

вылиться в проблему.

У такого ребенка трудно воспитывать терпение и ненавязчивость. Необходима

огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к

творческому труду, создавать обстановку для творчества.

Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться

временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и

чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя.

Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового

аспекта. Акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать.

Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с

выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим

образом постигнет тайну связи между явлениями и научиться применять свои

открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать

высказанные идеи и предположения, глубоко вникать в существо проблем

способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию

аналитического и критического мышления.

Одной из форм работы с талантливыми детьми в современных условиях

является создание Домов детского творчества.

Так, в Клинском Доме детского творчества существует Школа народной

культуры, где в фольклорном кружке занимаются дети с 4-х лет. В комнате,

оформленной как русская изба, ребята познают прошлое и настоящее

народного искусства. Дети собирают и записывают старинные песни и

частушки, пословицы и поговорки. В подготовке концертов, шитье костюмов,

помогают родители.

Кружковцы отмечают как праздник День Ивана Купалы, Масленицу, Рождество.

Отчетом их занятий служат концерты и ярмарки детских поделок.

Важно, увидев талант ребенка, не пускать на самотек, не думать что он сам

найдет дорогу. Нужно обеспечит максимальное развитие; не помогая нетрудно

сделать его ниже посредственности.

Библиография

1. «Одаренные дети», перевод с английского. Общая редакция Бурлинской Г.В.

и Слуцкого В.М., «Прогресс», 1991,

2. «Одаренный ребенок» под редакцией Дьяченко О.М. М. 1997.

3. Бернс Р. «Развитие Я-концепции и воспитание», М. 1986,

4. Божович Л.И. «Избранные психологические труды. Проблемы формирования

личности», М. 1995,

5. Божович Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте», М. 1976,

6. Денисенкова Н.С. (СССУКА!!!) «Формирование познавательной направленности

у детей 6-летнего возраста на занятиях в детском саду», автореферат

диссертации кандидата психологических наук, М. 1991,

7. Коломинский Я.Л. «Психология детского коллектива», Минск, 1984,

8. Матюшкин А.М. «Загадки одаренности», М. 1993,

9. Матюшкин А.М. «Творческий потенциал одаренности: структура и развитие»,

«Психология сегодня» т. 2, М. 1996,

10. Равич-Щербо И.В. «О природных предпосылках индивидуальности», Таллинн,

1980,

11. Тепилов Б.М. «Проблема индивидуальных различий», М. 1961,

12. Хеллер К.А. Перлет Дж, Спервальд В. «Лонгитюдное исследование

одаренности», «Вопросы психологии» №2, 1991,

| |

|Сим-карты МТС |

|Тариф «Любимый» с прямым номером - $75, |

|Тариф «Молодежный» с федеральным - $40, |

|«МТС+ Экстренный международный» - $35. |

|Разрешение, доставка. |

|233 4772, simcard@newmail.ru |


© 2010 Современные рефераты