Рефераты

Социальные страхи и их преодоление у верующих и атеистов

Социальные страхи и их преодоление у верующих и атеистов

На правах рукописи

Грошева Лариса Николаевна

Социальные страхи и их преодоление

у верующих и атеистов

Специальность 19.00.05 – социальная психология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Москва

2004

Работа выполнена на кафедре социальной психологии

Российского государственного социального университета

Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор

Петрова Елена Алексеевна

Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор

Симонович Николай Евгеньевич

кандидат психологических

наук, доцент

Дымнова Тамара Ивановна

Ведущая организация: Рязанский государственный педагогический

Университет им. С.А.Есенина,

кафедра психологии

Защита состоится 21 сентября 2004г. В 14.00 на заседании диссертационного

совета Д 224.002.05 в Российском государственном социальном университете по

адресу: 129256, г. Москва, ул.В.Пика, д.4, к.3,

конференц-зал диссертационных советов.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного

социального университета по адресу: г. Москва, ул. Лосиноостровская, д.

24.

Автореферат разослан 20 августа 2004г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

к.пс.н.,доц.

И.В.Шаповаленко

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Данная диссертация посвящена проблеме взаимосвязи социальных страхов и

религиозной веры человека.

Актуальность исследования связана с наличием противоречия между

уровнем практической значимости темы и ее фактической разработанностью в

психологии. И хотя в начале ХХI века проблемы религиозности и

социального самочувствия больших групп все чаще становятся предметом

психологического исследования (Г.М. Андреева, В.П. Андрусенко, И.М.

Богдановская, Ю.А. Кимелев, Д.Г. Курачев, К.И. Николаев, Д.Н. Ольшанский,

Л.Н. Перова, М.А. Попова, О.А. Прилутская, А.М.Столяренко и др.,), однако

вопросы их взаимовлияния оказываются «белым пятном» в научном осмыслении

феномена «социального страха».

В условиях современного социального состояния России, отмечающегося

высоким уровнем невротизации основной массы населения, социальной

дезадаптацией представителей отдельных социальных и профессиональных групп,

сложностями социально-групповой идентичности, этническими конфликтами,

ростом экстремальных ситуаций, нагнетанием социальной напряженности в

результате непродуманной внутренней политики государства, вопросы социально-

психологического изучения социальных страхов и выявление всех возможных

резервов их психокоррекции приобретают особую научно-практическую

актуальность.

Практический интерес к проблеме требует от современной науки раскрытия

основных законов генезиса и управления социальным самочувствием человека

(Н.Е. Симонович), раскрытием всех возможных технологий индивидуального и

массового преодоления различных социальных страхов.

Знание же психологических особенностей развития и преодоления страхов

у представителей различных религий и атеистов, представителей разных

половозрастных категорий необходимо для разработки научно обоснованных

приемов коррекции людей, испытывающих проблемы в данной сфере.

Все сказанное обуславливает, по мнению автора, как практическую, так и

теоретическую актуальность изучения проблемы.

Объект исследования – христиане, мусульмане и атеисты в возрасте от

20 до 60 лет (на материале населения Москвы).

Предмет исследования – особенности социальных страхов и их преодоления

у людей различного вероисповедания (православных христиан и мусульман) и

неверующих.

Цель исследования – изучить влияние религиозности людей на содержание

и преодоление у них чувства социального страха (у лиц разного пола и

возраста).

В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие

задачи исследования:

в теоретическом плане - на основе теоретико-методологического анализа

выявить состояние научного изучения проблемы в отечественной и зарубежной

психологии, обосновать и разработать программу эмпирического исследования;

в методическом плане – осуществить подбор и разработку

психодиагностических методик с целью изучения половозрастных различий в

мере развития, содержании и в способах преодоления социальных страхов у лиц

с представителей разных религий;

в эмпирическом плане – выявить особенности развития, содержания и

преодоления социальных страхов в группах различающихся типом и мерой

религиозности, полом и возрастом.

Гипотезой исследования послужило предположение о том, что

существует половозрастные различия как в мере развития, содержании, так и в

способах преодоления социальных страхов у представителей различных религий

и атеистов.

Теоретическая основа диссертационного исследования

сложилась из положений: современной отечественной социальной психологии

(Г.М. Андреева, А.И. Донцов, Л.А. Петровская и др.), психологии религии (К.

Платонов, Д. Угринович, А. Свядощ, С.Мышляев, Д. Ольшанский, Г. Оллпорт, Д.

Лебуа ,Э.Фромм, Т. Хэнел, Д. Фаулер и др.); работ, посвященных проблематике

социальных страхов (В.А. Андрусенко, М.А. Гурева, О.А. Прилутская, В.С.

Полякова, Р.М. Рапек, Л.Ф. Меллвил, М. Хорнер, Ф. Черри, К. Дьюкс, С.

Томкинс. и др).

Методологическая база исследования.

Для решения поставленных задач использовались следующие два блока

эмпирических методик исследования.

Первый блок включал три созданных и апробированных нами опросника

изучения особенностей переживания и преодоления социальных страхов.

Первая методика «Социальные страхи» (СС) (Грошева Л.Н., 2003)

направлена на диагностику степени выраженности различных социальных страхов

у испытуемых.

Вторая методика «Религиозная экстернальность при социальных страхах»

(РЭСС) (Грошева Л.Н., 2003) позволяет оценить меру опоры на веру в

различных ситуациях возникновения социальных страхов.

Третья методика «Преодоление социальных страхов» (ПСС) (Грошева Л.Н.,

2003) создана с целью определения религиозных способов преодоления страхов

на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях проявления.

Во второй блок вошли две методики оценки религиозности:

- для определения особенностей отношения к религии нами (в соавторстве)

был разработан опросник «Смысло-мотивационная ориентация в религии» (СМО)

(Грошева Л.Н., Тоболов Ю.П., 2003), направленный на выявление религиозных

смыслов и мотивации веры у испытуемых.

- для диагностики религиозной активности использовалась «Методика

изучения религиозной активности» ( Смирнов Д.О.,2001).

Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что

социальная психология и психология религии обогащается новыми положениями,

фактами, инструментарием и доказательствами, а именно:

- показано, что верующие по сравнению с атеистами более

подвержены социальным

страхам;

- доказано, что у современных верующих вне зависимости от конфессии

наиболее распространенными являются страхи потери, неприятия и подавления,

страхи неудач и поражения, редкими являются страхи коммуникации;

- обнаружена взаимосвязь уровня развития религиозного мировоззрения,

длительности и побудительной силы религиозного самоопределения, смысло-

мотивационной ориентациии, меры религиозной активности, религиозной

экстернальности с особенностями переживания и преодоления социальных

страхов;

- выявлены отличия между представителями разных конфессий в

содержании наиболее выраженных страхов, мере религиозной экстернальности и

в технологиях совладания с социальными страхами;

- выявлено преобладающее гендерное сходство содержания социальных

страхов в группах христиан и атеистов и различие в группе мусульман;

- найдены половые отличия меры религиозной экстернальности и

способов преодоления социальных страхов у верующих;

- обнаружена универсальные возрастные особенности содержания

социальных страхов атеистов, христиан и мусульман;

- выявлена возрастная динамика способов преодоления страхов у

верующих христиан и мусульман юношеского возраста, возраста ранней и

поздней зрелости.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Уровень развития религиозного мировоззрения, длительность и

побудительная сила религиозного самоопределения, смысло-мотивационная

ориентация в религии, мера религиозной активности и религиозной

экстернальности взаимосвязаны с содержанием, мерой распространенности и

способами совладания с социальными страхами, переживаемыми верующими

христианами и мусульманами. В целом верующие более подвержены страхам, чем

атеисты. Вера дает утешение, но не избавляет от страхов. Наиболее

распространенными являются страхи потери, страхи непринятия и подавления,

страхи неудач, поражений и страхи самостоятельности. Верующие редко

испытывают социальные страхи коммуникации.

2. Принадлежность к определенной конфессии определяет отличия как в мере

выраженности отдельных групп страхов, так и в технологии совладания с ними.

Мусульмане, по сравнению с христианами, более религиозно экстернальны и у

них более выражены страхи самостоятельности. Православным христианам чаще

помогает пережить социальные страхи внешняя поведенчески - ритуальная

сторона религии, тогда как мусульманам ее содержательно-мировоззренческая

компонента.

3. Гендерные отличия социальных страхов верующих проявляются в том, что

женщины при переживании социальных страхов потери и страхов

самостоятельности (а в группе православных христиан также страхов

подавления и непринятия) более религиозно экстернальны по сравнению с

мужчинами, У женщин- мусульманок более выражены по сравнению с мужчинами-

мусульманами страхи непринятия и подавления. Верующим женщинам чаще

помогает справиться со страхами на эмоциональном уровне – посещение храма,

а мужчинам – беседа со священником. Гендерных отличий содержания

социальных страхов в группе верующих христиан и атеистов не обнаружено.

4.Универсальные возрастные особенности содержания социальных страхов

наблюдаются как в группе атеистов, так и в группе верующих. Обнаружено, что

в юности более развиты по сравнению с поздней зрелостью страхи подавления и

непринятия. В период ранней зрелости, по сравнению юностью, более развиты

страхи самостоятельности. У лиц в возрасте поздней зрелости, по сравнению с

группами юности и ранней зрелости, менее развиты страхи потери, страхи

неудачи и поражения.

5.Способы совладания со страхами у верующих христиан и мусульман подвержены

возрастной динамике. В юности верующие используют для преодоления страха

ритуально-поведенческую сторону религии (посещение храма, исповедь), в

более зрелом возрасте – содержательно-мировоззренческую. При этом в ранней

зрелости полагаются на волю божью (религиозная экстернальность), в поздней

зрелости опора осуществляется на соответствие принципам религиозной

морали.

Достоверность и надежность полученных результатов подтверждается

теоретической обоснованностью рассматриваемой в диссертационном

исследовании проблемы; адекватностью методов исследования его цели и

задачам; использованием взаимодополняющих методик, позволяющих получить ряд

независимых психологических показателей; репрезентативностью выборки

испытуемых и статистической значимостью различий между изучаемыми

параметрами.

Для статистической обработки данных на всех этапах использовался пакет

статистических программ «Statistica Release 4.3. for Windows 5.0».

Общий объем участвующих в разных сериях исследования лиц - 490 человек.

Теоретическая значимость исследования: 1) определяется

вкладом в разработку социально-психологических проблем изучения

религиозности человека, 2) заключается в дальнейшем развитии социально-

психологического подхода к изучению социальных страхов, 3) проявляется в

исследовании особенностей ранее неисследованных проявлений социальных

страхов у представителей разных конфессий и атеистов, 4) состоит в

углубленном изучении половозрастных особенностей социальных страхов у

верующих и атеистов.

Практическая значимость исследования.

В практической части работы был апробирован комплекс методик,

позволяющих выявить особенности социальных страхов и их преодоление

у верующих и атеистов, показана адекватность их применения в соответствии с

указанной целью исследования, что может быть использовано в практике

коррекционной работы.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, ее

теоретическая и практическая значимость, определяется объект, предмет, цель

и гипотеза исследования, формулируются задачи, раскрывается научная

новизна, указываются положения, выносимые на защиту.

В первой главе « Теоретическое обоснование изучения социальных

страхов в контексте психологии религии» - производится анализ теоретических

источников, в которых характеризуются основные положения и идеи, ставшие

теоретической основой настоящей работы. Исследуются основные

психологические подходы к проблеме веры, пониманию ее сущности.

Проблемы психологии религии, психологии верующего пребывают в тесной

связи с проблемами философии, истории, социологии, искусствоведения,

частной психологии, нейропсихологии, нейрофизиологии, а при развитии

болезненных психических расстройств у верующего – с вопросами общей и

частной психопатологии, так называемой «пограничной» психиатрии и

психиатрии, изучающей «большие психозы». Каждая из этих отраслей знания

вносит свой вклад в исследования проблем религиозности.

В нашей работе мы рассматриваем проблему веры в контексте

психологическом, касаясь взглядов на природу религии и веры с позиций

психологов, религиозных деятелей прошлого и современности.

Рассматривая психологические корни религии, Д.В. Ольшанский [82,

с.241] выделяет четыре группы факторов, которые определяет как критерии для

анализа данной проблемы: 1) способность человеческого сознания к

формированию достаточно абстрактных понятий; 2) неосознанные компоненты

мышления и деятельности; 3) человеческие эмоции; 4) психологическая

дихотомия «мы» – «они», лежащая в основе формирования всех человеческих

общностей.

Обзор научно-психологической литературы по проблеме происхождения

религии и религиозности человека позволяет заключить, что на сегодня нет

единой научной позиции, однозначно объясняющей изучаемый феномен. Это

связано в первую очередь с отсутствием единого взгляда на происхождение,

развитие и функционирование психики человека, то есть с наличием кризиса в

психологической науке. По этому генезис религиозности, изучаемый в рамках

основных направлений современной психологии, имеет доказательства, которые

часто противоречат друг другу и не раскрывают всей полноты данного

феномена.

Психоаналитики видят причины возникновения религии в бессознательной

сфере человека, связывая их с сексуальными потребностями (З.Фрейд, В.Райх,

О.Ранк), влиянием коллективного бессознательного (К.Юнг), с потребностью

людей в объекте поклонения (Э.Фромм), с влиянием внутрисемейных

взаимоотношений и культурных воздействий на ребенка (Э.Биддл, В.Кардинер и

др.). Общая схема психоанализа религии такова: неосознанные потребности >

проявления религиозности («окрашенные» своеобразием социальной среды).

Представителей гуманистической психологии обнаруживают причины

религиозности в сугубо человеческих влечениях: в стремлении к смыслу

существования и самореализации (В. Франкл, К. Роджерс, А. Маслоу и др.).

В поведенческой психологии, в зависимости от основного предмета

исследований, существует четыре теоретических «ветви», в рамках которых

объясняют генезис религиозности. Одни исследователи находят причины религии

сугубо в инстинктивно-потребностной сфере (Дж. Коул, У. Мак Даугал, У.

Кларк, П. Джонсон, П.Б. Ганнушкин, Крафт-Эбинг, 3.Зуттер, М.Грант, Д.М.

Угринович), другие в особенностях мыслительной сферы (В.Вундт, Л. Леви-

Брюль, У.Джемс, Л.С. Выготский), третьи – в особых психических состояниях

человека и его ценностных ориентациях (Н.Мэлони, К.К. Платонов, Б.Д.

Парыгин, Н.Д. Левитов, А.В. Сидоренков и др.), четвертые видят

множественную причинность религиозности (Г. Оллпорт, Р. Туллес, М. Эржил).

Теоретическое исследование феномена веры привело нас к выводу о

том, что вера – феномен недостаточно изученный и что её природа коренится,

по мнению отечественных ученых: в сознании (К. Платонов), воображении (Д.

Угринович), внушаемости, внушении, подражании и гипнабельности (А. Свядощ,

С.Мышляев, Д. Ольшанский). По мнению зарубежных исследователей, вера

основывается на: уверенности, которую человек испытывает «в отношении

реальности объекта чувства» (Г. Оллпорт); мышлении, чувствах, потребностях

и воле (Д. Лебуа); навязчивых сомнениях (Э.Фромм); надежде как базовой

эмоции (Т. Хэнел); системе отношений (Д. Фаулер).

В современной психологии выделяются следующие виды веры:

иррациональная и рациональная (Э. Фромм); здоровая и токсическая (С.

Атерберн, Д. Фелтон); суеверие, религиозная вера и бред (T. Хэнел);

первичная или недифференцированная, интуитивно-проекционная, мифическо-

буквальная, синтетическо-конвенциальная, индивидуально-рефлективная,

объединяющая, всеохватывающая (Д. Фаулер, Ф. Даунинг); наивная

доверчивость, вера интеллектуальная и эмоциональная (Дж. Пратт); /по

библейским аналогиям/ вера и личность Авраама, вера и личность Моисея, вера

и время пророков, период Христа (Р. Рор, Д. Мартос).

Изучение проблемы страха в современной научной литературе

позволяет нам заключить, что в данном направлении имеется две основных

исследовательских «линии», основывающихся на причинах данного феномена.

Первая из них заключает в себе мнение ученых о том, что страх это феномен

чувственный и аффективность первична в его природе. Представители второй

«линии» утверждают, что первичной в генезисе страха является когнитивная

сфера. Страх не является психологической «константой», он динамичен и

находится в ряду явлений тревожного ряда (Ф. Березин).

Социальные страхи бывают обусловлены макросоциальными

детерминантами: социально-экономическими условиями жизнедеятельности

населения, негативными тенденциями их изменений, низким уровнем доверия к

власти на всех уровнях, стихийными процессами, деятельностью средств

массовой информации и т.п. На микросоциальном уровне, социальные страхи у

детей и подростков детерминируются процессом их социализации в

деятельности, общении и самосознании. Социализация страха проявляется в:

уменьшении межличностного общения и его примитивизации; деформации «Я-

образа», снижении самооценки, ухудшении самоотношения (О.А. Прилутская).

Также на формирование социальных фобий влияет семейная гиперопека и низкая

социализация родителей (Р.М. Рапек, Л.Ф. Меллвил). Социализации страхов у

взрослых людей связаны с их трудовой деятельностью, в которой выделяют три

основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую (В.С. Полякова). У

социальных страхов есть общие гендерные особенности. Так, женщины боятся

успеха, когда он кажется не соответствующим ожиданиям, связанным с их

ролями (М. Хорнер). Мужчины боятся успеха, когда они достигают его в

нетрадиционной области (Ф. Черри, К. Дьюкс). Социальные страхи сопровождают

поведенческие девиации и психические расстройства.

Социальные страхи могут способствовать формированию религиозной

веры у человека. В исследованиях влияния религиозности на психологию

человека существует два направления: в первом, ученые утверждают, что

религия лишь усугубляет негативные эмоциональные состояния и часто приводит

к развитию психических расстройств (П.Б. Ганнушкин, Б.М. Куценок, А. Садек

и др.); во втором направлении исследователи доказывают позитивное влияние

религиозности на психическое состояние индивида (К.Г. Юнг, Г. Джексон, С.

Гроф и др.). В целом, обобщив теоретические исследования по теме

диссертации, можно заключить, что религиозная вера как положительно, так и

отрицательно влияет на эмоциональные состояния человека, на социальный

страх в частности.

Во второй главе « Разработка инструментария психодиагностики

социальных страхов» - для решения второй задачи нами была создана

технология исследования, включающая два блока методик. Первый

блок- методики диагностика наличия и особенностей социальных стра

хов у представителей разных конфессий и атеистов. Второй блок- мето

дики диагностика особенностей мотивационно-смыслового отношения

к религии и меры религиозной активности людей.

В работе описаны 46 видов наиболее распространенных социальных

страхов, которые предложено объединить в пять групп: «Страхи неудачи и

поражения», «Страхи непринятия и подавления», «Страхи потери», «Страхи

самостоятельности», «Страхи коммуникации (социальных контактов)».Данная

типология легла в основу создаваемых опросников первого блока.

Нами созданы и апробированы следующие методики диагностика

наличия и особенностей социальных страхов: опросник «Социальные страхи»,

(Грошева Л.Н., 2003), методика неоконченных предложений «Религиозная

экстернальность при социальных страхах» (Грошева Л.Н, 2003) и опросник

«Преодоление социальных страхов» (Грошева Л.Н, 2003)

Для диагностики особенностей мотивационно-смыслового отношения

к религии и меры религиозной активности людей в соавторстве с Ю.П.

Тоболовым был разработан опросник «Смысло-мотивационная ориентация в

религии» (Грошева Л.Н, Тоболов Ю.П., 2003), а также использован

разработанный в отечественных исследованиях инструментарий - «Методика

изучения религиозной активности» (Смирнов Д.О., 2001). Все опросники

отвечают задачам исследования, отличаются необходимыми показателями

надежности и валидности.

В третьей главе « Эмпирическое исследование влияния религиозности на

развитие и преодоление социальных страхов» дается сравнительная

характеристика социальных страхов, религиозной активности атеистов,

православных христиан и мусульман.

Для группы атеистов свойственны следующие особенности религиозной

активности. Атеистам свойственна низкая религиозная активность (1 стен),

преобладает естественно научное мировоззрение (3-4 стена), им свойственен

средний уровень предрелигиозных переживаний (4-5 стен) («Методика изучения

религиозной активности», Смирнов Д.О.). Наблюдается низкая активность

религиозных действий (2-3 стена). В качестве мотива обращения к вере для

них, в отличие от верующих, является интерес к религиозной традиции, но не

глубокая вера (0,75 баллов), познание (0,56 баллов), доказательства в

пользу Бытия Бога (0,56 баллов), материальная необходимость (0,53 баллов),

проявление заботы о ближних (0,47 баллов). Вера для атеистов не имеет ярко

выраженного личного смысла (методика «СМО» (Тоболов Ю.П., Грошева Л.Н).

Для группы атеистов социальные страхи являются достаточно редким и

несвойственными переживаниями - 39% до 64% никогда не переживали их.

Наиболее характерными для атеистов социальными страхами являются страхи

неудач и поражений - 5% постоянно, 56% лиц время от времени переживают

такие страхи; страхи потери - 3% постоянно, 47% лиц время от времени

переживают такие страхи; страхи непринятия и подавления - 44% время от

времени, а 6% постоянно переживают такие страхи. Редкими для атеистов

переживаниями являются страхи коммуникации и самостоятельности (опросник

«СС» Грошева Л.Н).

Верующим изучаемой группы свойственен средний уровень религиозной

активности (4-5 стена), ярко выражены религиозные переживания (7 стен),

наблюдается баланс в развитии внутренней и внешней религиозной мотивации (6

стен), преобладает религиозное мировоззрение (7 стен), средняя активность

религиозных действий (4-5 стен) («Методика изучения религиозной

активности», Смирнов Д.О.). В качестве мотивов обращения к Богу для

верующих, в отличие от атеистов, характерны осознание греха, раскаяние,

благодарное обращение за счастье в жизни, душевные и телесные страдания,

потребность найти поддержку и утешение в вере, проявление заботы о ближних;

вера в Бога имеет для них личностный смысл – дает душевный покой, надежду

на нормальную земную жизнь, надежду на спасение, отпущение грехов,

уменьшает страх перед будущим, надежду на успех в делах (методика

«СМО»Тоболов Ю.П., Грошева Л.Н).

Наиболее характерными социальными страхами, для группы верующих

являются страхи потери - 3% постоянно, 73% лиц время от времени переживают

такие страхи; страхи непринятия и подавления - 3% постоянно, 69% лиц время

от времени испытывают такие страхи; страхи неудач и поражений - 5%

постоянно, 59% испытуемых переживают такие страхи, но не часто. Социальные

страхи коммуникации и страхи самостоятельности свойственны 1% или 2%

верующих, соответственно 49% и 61% лиц время от времени их переживают

(опросник «СС» Грошева Л.Н).

Христианам изучаемой группы свойственен средний уровень религиозной

активности (4-5 стен); ярко выражены религиозные переживания (7 стен);

наблюдается баланс в развитии внутренней и внешней религиозной мотивации (6

стен), преобладает религиозное мировоззрение (7 стен), средняя активность

религиозных действий (4-5 стен) («Методика изучения религиозной

активности», Смирнов Д.О.). Мотивами обращения к Богу для христиан

являются: проявление заботы о ближних (0,61 балла), страдание, потребность

найти в вере поддержку и утешение (0,48 балла), чудеса, необъяснимые

события, говорящие в пользу существования Высших сил (0,33 балла); вера для

них имеет личностные смыслы – душевный покой (0,72 балла), надежда на

нормальную земную жизнь (0,67 балла), уменьшение страха перед будущим (0,46

балла), отпущение грехов (0,53 балла), надежда на успех в делах (0,46

балла), душевная радость (0,47 балла). Для христиан, по сравнению с группой

мусульман, более характерными мотивами обращения к Богу является мотив

осознание греха, раскаяние, ощущение счастья, познание ; для христиан более

характерными личностными смыслами веры, по сравнению с мусульманами,

являются надежда на спасение и душевная сила, приобретаемая в вере

(методика «СМО» Тоболов Ю.П., Грошева Л.Н).

Для православных христиан характерны социальные страхи потери - 3%

постоянно, 72% время от времени переживают такие страхи; страхи непринятия

и подавления - 3% постоянно, 68% время от времени переживают подобные

страхи; страхи неудач и поражений и страхи самостоятельности свойственны

5% и 3% христиан, а 56% и 58% христиан такие страхи переживают, но не

часто. Редкими для христиан переживаниями являются социальные страхи

коммуникации - 52% лиц такие страхи не свойственны (опросник «СС» Грошева

Л.Н).

У мусульман изучаемой группы наблюдается более высокая, чем у

христиан, однако в рамках средних значений, религиозная активность, у

мусульман более интенсивно выражены, чем в группе христиан, религиозные

переживания, более выражены стенические религиозные переживания, у

мусульман выраженное религиозное мировоззрение, более характерна внутренняя

религиозная мотивация, мусульмане более активно по сравнению с

христианами, проявляют свою веру, через выполнение религиозных действий

(«Методика изучения религиозной активности», Смирнов Д.О.). Мотивами

обращения к Богу являются: проявление заботы о ближних, страдание

потребность найти в вере поддержку и утешение, чудеса, необъяснимые

события, говорящие в пользу существования Высших сил, а вера имеет

личностные смыслы – дает душевный покой, надежда на нормальную земную

жизнь, уменьшение страха перед будущим, отпущение грехов, надежда на успех

в делах, душевная радость. Для группы мусульман, более значимым мотивом

обращения к вере, по сравнению с христианами, является стремление к вечной

жизни в раю (методика «СМО» Тоболов Ю.П., Грошева Л.Н).

Для мусульман характерны социальные страхи потери – 3% мусульман

часто, 75% время от времени переживают такие страхи; страхи неудач и

поражений - 6% постоянно, 72% время от времени переживают подобные страхи;

страхи непринятия и подавления - 75% мусульман испытывают время от времени;

страхи самостоятельности - 72% иногда испытывают такие страхи; страхи

коммуникации чувствуют 53% мусульман, а 47% такие страхи не свойственны

(методика «СС» Грошева Л.Н).

Результаты сравнения социальных страхов, свойственных личностям,

верующим в Бога и атеистам свидетельствуют о том, что у верующих более

проявлены по сравнению с атеистами страхи потерь, страхи подавления и

непринятия, страхи самостоятельности. При этом результаты сравнения

социальных страхов, свойственных верующим разных конфессий - христианам и

мусульманам, свидетельствуют, что у мусульман более проявлены по сравнению

с христианами страхи самостоятельности (методика «СС» Грошева Л.Н).

Были выявлены взаимосвязи мотивационно-смысловой ориентации в религии

и религиозной активности личности. Для верующих с более высокой религиозной

активностью свойственна мотивация богоискания, потребность духовной связи с

Богом, стремление к вечной блаженной жизни в Раю, значимы духовные

состояния, возникающие во время обращения к Богу, стремление к познанию,

Вера для лиц с высокой религиозной активностью имеет личностный смысл -

выражение любви к Богу, встреча с Богом, вера в вечную жизнь, отпущение

грехов. Для верующих с низкой религиозной активностью свойственны мотивация

интереса и любопытства к религиозной традиции, но не глубокая вера в Бога,

стремление заручиться успехом в предстоящих делах, забота о ближних,

материальная необходимость. Личностный смысл веры для лиц с низкой

религиозной активностью - это надежда на успех в делах (методика «СМО»

Тоболов Ю.П., Грошева Л.Н).

Длительность веры в Бога связана с переживанием социальных страхов

неудач, страхов самостоятельности, страхов коммуникации, однако величина

найденных связей незначительна (методика «СС» Грошева Л.Н). Длительность

веры в Бога не является главным прогностическим фактором определения

изменения переживания личностью социальных страхов. Множественные регрессии

для независимых переменных длительность веры и возраст верующего, и

зависимых – социальные страхи, описывают от 3 до 9% от исходной

изменчивости признака, а значения регрессионных коэффициентов близки к

нулю. В свою очередь, социальные страхи не являются главными

предсказывающими факторами продолжительности веры личности в Бога.

Множественная регрессия для независимых переменных социальные страхи и

зависимой переменной длительность веры, описывает лишь 9% от исходной

изменчивости признака, а значение регрессионных коэффициентов близки к

нулю.

Нами обнаружены значимые различия в степени развития социальных

страхов в группах верующих, пришедших к вере по разным причинам. Лица,

пришедшие к вере самостоятельно и осмысленно, в зрелом возрасте, по

сравнению с людьми верующими с детства, обратившимися к вере под влиянием

близких или в минуты трудных жизненных ситуаций, имеют менее выраженные

социальные страхи потери, страхи подавления и непринятия, а по сравнению с

людьми, обратившимися к вере под влиянием близких людей, у пришедших к вере

самостоятельно и осмысленно менее выражены социальные страхи

самостоятельности. У лиц, пришедших к вере под влиянием трудных жизненных

ситуаций, по сравнению с людьми, обратившимися к вере самостоятельно и

осмысленно (без влияния других личностей и обстоятельств), более выражены

социальные страхи неудач и поражений (методика «СС» Грошева Л.Н).

Частота посещения храма связана с переживанием социальных страхов

неудач, страхов самостоятельности, страхов коммуникации, страхов потери,

страхов подавления и непринятия. Корреляции показывают, что социальные

страхи более выражены у лиц, которые чаще посещают храмы, однако абсолютная

величина найденных связей незначительна. Частота посещения храма не

является прогностическим фактором избавления личности от социальных

страхов. Множественная регрессия для независимой переменой - посещение

храма и зависимой переменной – социальные страхи, описывают лишь 1,4% от

исходной изменчивости признака, значения регрессионных коэффициентов

близки к нулю. Переживания социальных страхов не является главным

предсказывающим фактором частоты посещения личностью храма. Множественная

регрессия для независимых переменных - социальные страхи и зависимой

переменной - частота посещения храма описывает лишь 3% от исходной

изменчивости признака, значение регрессионных коэффициентов близки к нулю

(методика «СС» Грошева Л.Н).

Нами обнаружены различия в степени развития социальных страхов в

зависимости от частоты обращения к Богу в молитве: лица, обращающиеся к

богу в момент трудных жизненных ситуаций, по сравнению с не молящимися,

имеют более высокие показатели выраженности социальных страхов подавления

и непринятия, страхов потерь, страхов неудач и страхов самостоятельности.

Личности обращающиеся к богу ежедневно по сравнению с не молящимися имеют

более высокие показатели выраженности социальных страхов потерь и страхов

самостоятельности (методика «СС» Грошева Л.Н).

Переживаемые социальные страхи связаны с религиозной активностью

личности. Однако по силе связей между переменными преобладают слабые связи

и умеренные связи (методика «СС» Грошева Л.Н и опросник «Изучение

религиозной активности» Смирнов Д.О.). При этом у верующих со средним

уровнем религиозной активности более проявлены по сравнению с лицами с

низкой религиозной активностью страхи потерь, страхи подавления и

непринятия, страхи самостоятельности. Различий по силе и частоте

переживания страхов неудач и страхов коммуникаций в группах верующих с

разным уровнем религиозной активности найдено не было. Сила и частота

переживаемых социальных страхов не является предсказывающим фактором

религиозной активности личности. Множественная регрессия для предикторов

выраженность социальных страхов и зависимой переменной религиозная

активность личности описывает лишь 14,5% от исходной изменчивости признака,

а наиболее предсказывает религиозную активность личности фактор - страхи

потери (регрессионный коэффициент - 0,28).

Обнаружены половозрастные различия в религиозной активности личности.

У женщин, по сравнению с мужчинами, более выражены религиозные переживания,

а так же у них более выражены стенические религиозные переживания. В группе

женщин, по сравнению с мужчинами, более выражено религиозное, а не

естественнонаучное мировоззрение (методика «Изучение религиозной

активности» Смирнов Д.О.). Для группы женщин, по сравнению с мужчинами,

более характерен мотив обращения к Богу - осознание греха, раскаяние,

духовные и телесные страдания, потребность найти поддержку и утешение; при

этом личностный смысл веры заключается в отпущении грехов. Для группы

мужчин, по сравнению с женщинами, характерно, что осознание греха и

раскаяние является важным, но менее значимым мотивом религиозной

активности. Вера в Бога дает мужчинам надежду на успех в делах (методика

«СМО» Тоболов Ю.П., Грошева Л.Н).

Для людей, находящихся в возрасте ранней зрелости более характерны,

по сравнению с другими возрастными группами, стенические религиозные

переживания. При этом у людей, находящихся в возрасте ранней зрелости, по

сравнению с респондентами второй половины зрелого возраста, вообще более

выражены религиозные переживания, а также для них более характерно

религиозное мировоззрение. Для людей, находящихся в юном возрасте, по

сравнению с другими возрастными группами, менее свойственно выполнять

религиозные действия, такие как молитва, посещение храма и др. (методика

«Изучение религиозной активности» Смирнов Д.О.). Для группы юношества,

более значим, чем для групп ранней зрелости мотив религиозной активности -

благодарное отношение за счастье и стремление сохранить состояние, когда

все в жизни очень хорошо, стремление заручиться успехом в предстоящем деле;

более значимым личностным смыслом веры, по сравнению с другими возрастами

является – душевный покой, надежда на нормальную земную жизнь. Для

позднезрелого возраста менее значим, чем для респондентов других возрастных

групп такой мотив религиозной активности как потребность найти поддержку и

утешение в телесных и душевных страданиях (методика «СМО» Тоболов Ю.П., Л

Грошева Л.Н).

Выявлены различия в представленности социальных страхов в разных

половозрастных группах. Отсутствуют статистически значимые различия в

степени выраженности социальных страхов в мужской и женской группах, однако

у женщин- мусульманок более выражены по сравнению с мужчинами-мусульманами

страхи непринятия и подавления, что вероятно обусловлено культурными

факторами. Обнаружена возрастная динамика развития и социальных страхов,

устойчиво наблюдающаяся как в группе атеистов, так и в группе верующих лиц.

У второй возрастной группы («ранняя зрелость»), по сравнению с группой

юношества, более развиты страхи самостоятельности. У третьей возрастной

группы («поздняя зрелость»), по сравнению с группой лиц в возрасте 23-35

лет, менее развиты страхи потери, страхи неудачи и поражения. У третьей

возрастной группы («поздняя зрелость»), по сравнению с группой юношества,

менее развиты страхи потери, страхи неудачи и поражения, страхи подавления

и непринятия. (см. диаграмма 1)

Диаграмма 1.

[pic]

Группе атеистов не свойственно обращаться к Вере, для

совладания с переживаемыми страхами, от 83% до 94% лиц в зависимости от

типа социального страха ответили, что «будут переживать страх

самостоятельно, Бог в таком деле не помощник». Атеистам по сравнению с

верующими чаще помогает справиться с социальными страхами на эмоциональном,

когнитивном и поведенческом уровне - соблюдение правил поведения (методика

«ПСС» Грошева Л.Н).

Верующим более свойственно, по сравнению с атеистами, искать помощи

в совладании с социальными страхами в Вере. В изучаемой группе верующих

за помощью в совладании с негативными переживаниями к вере обращаются, при

переживании страхов потери - 57% лиц, страхов самостоятельности - 49%,

страхов подавления и непринятия - 44%, страхов неудач - 41% (методика

«РЭСС» (Грошева Л.Н)). Верующие наименее часто полагаются на Веру при

переживании социальных страхов коммуникации. Основными элементами

технологии преодоления социальных страхов в группе верующих на

эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровне являются вера в Бога – 51-

57%, молитва – 54-60%. А на поведенческом уровне так же - соблюдение правил

поведения – 45%. Верующим чаще по сравнению с атеистами помогает справиться

с социальными страхами на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровне

- молитва, вера в Бога, посещение храма, следование религиозной морали.

Верующим, по сравнению с атеистами, на когнитивном уровне помогает

справиться с социальными страхами - чтение религиозной литературы, а на

уровне поведения - посещение службы (методика «ПСС» Грошева Л.Н).

Мусульманам, по сравнению с христианами, более свойственно искать

помощи при переживании социальных страхов в Вере, в зависимости от типа

социальных страхов от 66% до 88% мусульман надеются на то, что Бог даст им

спокойствие и силы преодолеть негативные чувства. В группе православных

христиан в зависимости от социальных страхов от 32% до 50% полагаются на

помощь Бога. При сравнении технологий совладания с социальными страхами в

группах верующих разных религиозных конфессий были найдены значимые

отличия, заключающиеся в том, что христианам чаще помогает справиться со

страхами на эмоциональном и поведенческом уровне - посещение храма, на

когнитивном уровне – соблюдение правил поведения, а на уровне поведения –

знак свыше. Мусульманам, по сравнению с христианами, чаще помогает

справиться с социальными страхами на когнитивном и поведенческом уровне –

вера в Бога (методика «ПСС» Грошева Л.Н).

Выявлено, что для людей с более высокой религиозной активностью

свойственно полагаться на Веру, обращаться к Богу для преодоления

социальных страхов. Мера полученных связей высока: 27 средних корреляций

от r=0,50 до r=0,69, 9 - умеренных от r=0,30 до r=0,49 и 4 – сильных для

r?0,70. Высокий уровень религиозной активности определяет или позволяет

предсказать, то, что личность выберет веру в Бога как опору в преодолении

социальных страхов. Множественные регрессии для независимой переменой

«религиозная активность» и зависимой переменной «технологии преодоления

социальных страхов» описывают 45-52% от исходной изменчивости признака,

значения регрессионных коэффициентов- 0,67-0,72, свидетельствует о большой

предсказательной силе уровня религиозной активности при выборе технологии

совладания с переживаемыми страхами.

Лицам со средним уровнем религиозной активности, по сравнению с

верующими с низким уровнем религиозной активности, чаще помогает справиться

со страхами на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровне - молитва,

на эмоциональном уровне– посещение храма, божья благодать, на когнитивном

уровне – посещение храма, чтение религиозной литературы. Верующим с низким

уровнем религиозной активности, по сравнению с лицами со средним уровнем

религиозной активностью, чаще помогает справиться с социальными страхами на

эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровне – соблюдение правил

поведения, на когнитивном уровне – знак свыше, а на поведенческом уровне –

другие верующие, исповедь (методика «ПСС» Грошева Л.Н).

Для верующих женщин более свойственно, по сравнению с мужчинами,

искать помощи в Вере, при переживании социальных страхов потери и страхов

самостоятельности. Наиболее ярко это различие проявляется в группах

православных христиан, где женщины так же, в отличие от мужчин, более

склонны искать опору в вере при преодолении страхов подавления и

непринятия. В группе мусульман отличий по изучаемым параметрам между

мужчинами и женщинами не найдено. Женщинам чаще помогает справиться со

страхами на эмоциональном уровне – посещение храма, а мужчинам – беседа со

священником.

Для верующих возраста ранней зрелости более свойственно, по сравнению

с верующими других возрастов, искать помощи в совладании с негативными

переживаниями в Вере, надеяться на то, что Бог даст спокойствие, и душевные

силы преодолеть социальные страхи. В группе лиц, принадлежащих к юношескому

возрасту при переживании социальных страхов на эмоциональном уровне большее

значение, чем в других возрастных группах придается посещению храма, при

этом меньшее значение – чтению религиозной литературы; на когнитивном

уровне важна исповедь; на уровне поведения важно посещение храма, и менее

важно - соблюдение правил поведения. Верующие, в возрасте поздней зрелости,

при переживании социальных страхов на когнитивном и поведенческом уровне

большее значение, чем в других возрастных группах придают соблюдению правил

поведения, а меньшее значение – посещению храма.

В заключении приводятся общие результаты исследования,

сформулированы выводы, полученные на их основе, подтверждающие гипотезу

И основные положения, выносимые на защиту.

III. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ПО ДИССЕРТАЦИИ

1.Проведенный в соответствии с первой задачей исследования теоретический

анализ литературы показал, что, по мнению большинства ученых, появление

социальных страхов у взрослых людей детерминировано трояко. В первую

очередь, макросоциальными факторами: социально-экономическими условиями

жизнедеятельности населения, негативными тенденциями их изменений, низким

уровнем доверия к власти на всех уровнях, стихийными процессами,

деятельностью средств массовой информации и т.п. Во-вторых, на

микросоциальном уровне, социальные страхи детерминируются процессом их

социализации в деятельности, общении и самосознании. В-третьих, на

личностном уровне социальные страхи детерминированы половозрастными и

индивидуально-психологическими особенностями человека.

2.В исследованиях влияния религиозности на эмоциональную сферу личности

выявились две противоречивые тенденции, описывающие как позитивность (К.Г.

Юнг, Г. Джексон, С. Гроф и др.), так и негативность (П.Б. Ганнушкин, Б.М.

Куценок, А. Садек и др.) воздействия веры на психическое состояние

индивида. Большинство авторов отмечают, что социальные страхи способствуют

формированию религиозной веры человека.

3.Среди разнообразных социальных страхов могут быть выделены 46 типов

наиболее распространенных, которые возможно объединить в пять групп:

«Страхи неудачи и поражения», «Страхи непринятия и подавления», «Страхи

потери», «Страхи самостоятельности», «Страхи коммуникации (социальных

контактов)».

4. В соответствии со второй задачей работы была создана технология

исследования, включающая два блока методик. Первый блок - методики

диагностика наличия и особенностей социальных страхов у представителей

разных конфессий и атеистов (опросник СС - «Социальные страхи»; РЭСС-

методика неоконченных предложений «Религиозная экстернальность при

социальных страхах» и опросник ПСС - «Преодоление социальных страхов» -

Грошева Л.Н, 2003). Второй блок - методики диагностика особенностей

религиозности: СМО - мотивационно-смыслового отношения к религии (опросник

«Смысло-мотивационная ориентация в религии», Грошева Л.Н, Тоболов Ю.П.,

2003) и меры религиозной активности людей («Методика изучения религиозной

активности», Смирнов Д.О., 2001). Все методики прошли соответствующую

апробацию, отличаются необходимыми показателями надежности и валидности.

5.Проведенное в соответствии с третьей задачей эмпирическое исследование

выявило, что между верующими и атеистами обнаружены отличия как в

содержании, мере распространенности, так и в способах преодоления

социальных страхов. Так, социальные страхи потерь, страхи подавления и

непринятия, страхи самостоятельности более свойственны верующим, чем

атеистам. Эти группы страхов чаще встречаются у лиц с более выраженной

религиозной активностью, верующих с детства, обратившихся к вере под

влиянием близких или в трудных жизненных ситуациях, чем у лиц с более

низкой религиозной активностью, пришедших к вере самостоятельно и

осмысленно, в более зрелом возрасте.

6. Атеистам, по сравнению с верующими, чаще помогает справиться с

социальными страхами на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровне –

соблюдение правил поведения. Для верующих при социальных страхах потери,

самостоятельности, подавления и неприятия, неудач характерно полагаться на

Веру, обращаться к Богу для их преодоления, использовать религиозные

действия, при этом мера религиозной активности взаимосвязана у них с мерой

религиозной экстернальности социальных страхов.

7.Социальные страхи представителей разных конфессий имеют сходство и

различие. Редкими для верующих христиан и мусульман являются социальные

страхи коммуникации. Наиболее распространенными среди верующих стали

страхи потери, страхи непринятия и подавления, страхи неудач и поражений и

страхи самостоятельности. При этом у мусульман по сравнению с христианами

более выражены страхи самостоятельности. Мусульмане, по сравнению с

христианами, более религиозно экстернальны в социальных страхах, им более

свойственно искать в Вере поддержку при переживании социальных страхов.

8.Существуют различия совладания с социальными страхами у верующих разных

конфессий. Православным христианам чаще помогает пережить социальные страхи

на эмоциональном уровне - посещение храма, на когнитивном уровне –

соблюдение правил поведения, на поведенческом уровне - посещение храма и

знаки свыше. Мусульманам помогает просто вера в Бога.

9.Наблюдается гендерное сходство социальных страхов в группе верующих

христиан. У женщин- мусульманок более выражены по сравнению с мужчинами-

мусульманами страхи непринятия и подавления (что вероятно обусловлено

культурными факторами). Верующие женщины более религиозно экстернальны, по

сравнению с мужчинами при переживании социальных страхов потери и страхов

самостоятельности, а в группе православных христиан, еще и при преодолении

страхов подавления и непринятия. Верующим женщинам чаще помогает справиться

со страхами на эмоциональном уровне – посещение храма, а мужчинам – беседа

со священником.

10.Существует возрастные особенности развития социальных страхов, устойчиво

наблюдающиеся как в группе атеистов, так и в группе верующих. Обнаружено,

что в юности более развиты по сравнению с поздней зрелостью страхи

подавления и непринятия. В период ранней зрелости, по сравнению юностью,

более развиты страхи самостоятельности. У лиц в возрасте поздней зрелости,

по сравнению с группами юности и ранней зрелости, менее развиты страхи

потери, страхи неудачи и поражения.

11.В группе верующих, принадлежащих к юношескому возрасту при переживании

социальных страхов на эмоциональном и поведенческом уровнях большее

значение, чем в других возрастных группах придается посещению храма.

Меньшее значение – чтению религиозной литературы и соблюдению правил

поведения; на когнитивном уровне важна исповедь. Верующие в возрасте ранней

зрелости более религиозно экстернальны им более свойственно, по сравнению с

верующими других возрастов, искать помощи в совладании с негативными

переживаниями в Вере, надеяться на то, что Бог даст спокойствие, и душевные

силы преодолеть социальные страхи. В поздней зрелости, при переживании

социальных страхов на когнитивном и поведенческом уровне большее значение,

чем в других возрастных группах придается соблюдению правил религиозного

поведения, а меньшее значение – посещению храма.

IV. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Полученные результаты могут использоваться в практике коррекционной

работы с лицами, испытывающими социальные страхи; в психологическом

консультировании и тренинговой работы с верующими и атеистами различного

возраста и пола, при чтении курсов лекций и проведении практических занятий

по курсам социальной психологии и психологии религии.

Пути дальнейшего изучения проблемы видятся как в расширении

исследуемых верующих, так и обращении к более ранним этапам генезиса

социальных страхов, в частности на материале раннего, дошкольного и

школьного возраста. Отдельным направлением дальнейшей работы могло бы стать

изучение вопроса о возможностях использования модифицированных религиозных

технологий в психотерапевтической и консультационной работе с лицами,

испытывающими социальные страхи.

Основное содержание диссертации

отражено в следующих работах

1. Грошева Л.Н. Влияние стресса на психоэмоциональное состояние

человека // Научные труды ГНУВ ЭМО РФ.– М.;2004.– Т.2. - С.53-54– 0,15

п.л.

2. Грошева Л.Н. Психодиагностический инструментарий изучения

наличия и преодоления социальных страхов.// Материалы VIII-Х симпозиумов

«Смысл жизни и акме: 10 лет поиска». - М.: Изд-во «Смысл», 2004.- С.151-152

(в соавторстве) – 0,1п.л.

3. Грошева Л.Н. Влияние веры в бога на преодоление трудной

жизненной ситуации. //Сборник материалов научно-практической конференции

«Человек в трудной жизненной ситуации». М.: Изд-во РГСУ, 2004.- С. 232-234.

– 0,15 п.л.

4. Грошева Л.Н. Имидж современного православного священника:

постановка проблемы // Материалы Второго Международного симпозиума по

имиджелогии «Имиджелогия-2004»-М.: Изд-во РГСУ, 2004. - С.234. – 0,1 п.л.

5. Грошева Л.Н. Трудные жизненные ситуации и социальные страхи у

верующих// М.:Изд-во РГСУ, 2004. - С111-215(в соавторстве) – общий объем

14,3 п.л. (авторские - 7,2 п.л.).

Общий объем публикаций 7,7 п.л.


© 2010 Современные рефераты