Способности
Способности
Содержание
Глава 1. Определение способностей 1
Глава 2.Структура способностей 2
Глава3. Уровни развития способностей 2
Глава 4. Виды способностей и их характеристики 3
Глава 5. Задатки и способности 5
5.1.Понятие о задатках 5
5.2. Типы нервной деятельности как задатки 6
5.3. Склонности 8
Список используемой литературы 10
Глава 1. Определение способностей
Способности – это чудесные подарки, которые дает природа каждому человеку.
Когда говорят о способностях человека, то имеют ввиду его возможности в той
или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам
в овладевании деятельностью, так и к высоким показателям труда.
При прочих равных условиях( уровень подготовленности, знания, навыки,
умения, затраченное время, умственные и физические способности) способный
человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными
людьми.
Высокие достижения способного человека являются результатом соответствия
комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности.
Всякая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различные
требования к психическим и физическим силам человека. Если наличная
система свойств личности отвечает этим требованиям, то человек успешно и
на высоком уровне осуществляет деятельность. Если такого соответствия нет,
то у индивида обнаруживается неспособность к данному виду деятельности.
Вот почему способность нельзя свести к одному какому- либо свойству
(хорошее цветоразличие, чувство пропорции, музыкальный слух и т. п.) Она
всегда синтез человеческой личности.
Таким образом, способность можно определить как синтез свойств человеческой
личности , отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие
достижения в ней.
Глава 2.Структура способностей
Каждая способность имеет свою структуру, где можно различить опорные и
ведущие свойства. Например, опорным свойством способности к
изобразительному искусству будет высокая природная чувствительность
зрительного анализатора, развивающаяся в процессе деятельности: чувство
линии, пропорции, формы, светотени, колорита, ритма.
К опорным свойствам относятся также сенсомоторные качества руки художника,
и наконец высокоразвитая образная память.
К ведущим свойствам относятся свойства художественного воображения.
Благодаря им улавливается существенное и характерное в явлениях жизни,
производится обобщение и типизация, создается оригинальная композиция. В
качестве необходимого фона этой способности выступает определенная
эмоциональная настроенность и эмоциональное отношение к воспринимаемому и
изображаемому явлению.
Глава 3. Уровни развития способностей
Будущие поколения должны повышать интеллект, а не только профессиональные
навыки
(А. А. Баев)
Структура способностей зависит от развития личности. Выделяют два уровня
развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящейся на
первом уровне развития способностей , обнаруживает высокое умение усваивать
знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному
образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое,
оригинальное.
Нельзя, конечно, метафизически, рассматривать эти уровни. Во-первых ,
следует иметь ввиду, что всякая репродуктивная деятельность включает
элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную,
без которой она вообще немыслима. Во-вторых, указанные уровни развития
способностей не есть что-то данное и неизменное, застывшее. В процессе ,
овладевания знаниями и умениями, в процессе деятельности человек
«переходит» с одного уровня на другой, соответственно изменяется и
структура его способности. Как известно, даже очень одаренные люди начинали
с подражания, а затем только по мере приобретения опыта, проявляли
творчество.
Самый высокий уровень развития и проявления способностей обозначается
терминами талант и гений. Талантливые и гениальные люди достигают в
практике, искусстве, науке новых результатов, имеющих большое общественное
значение. Гениальный человек создает нечто оригинальное, открывающие новые
пути в области научных исследований, производства, искусства , литературы.
Талантливый человек также вносит свое, но в пределах уже определившихся
идей, направлений, способов исследования.
Наиболее благоприятные условия для формирования талантливости и
гениальности возникают при всестороннем развитии личности. Например,
Леонардо да Винчи, Гете, Ломоносов являются образцами многосторонности
развития и гениальности в творческой деятельности.
Глава 4. Виды способностей и их характеристики
Кроме уровней, следует выделить уровни способностей по их направленности,
или специализации. В этом плане в психологии обычно различают общие и
специальные способности.
Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых
свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и
продуктивность в овладевании знаниями и осуществлении различных видов
деятельности. Общие способности есть следствие как богатого природного
дарования, так и всестороннего развития личности.
Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности,
которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной
области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной,
сценической и т.п. К специальным способностям следует отнести и способности
к практической деятельности, а именно: конструктивно-технические,
организаторские, педагогические и другие способности.
Специальные способности органически связаны с общими, или умственными
способностями. Чем выше развиты общие способности, тем больше создается
внутренних условий для развития специальных способностей. В свою очередь
развитие специальных способностей, при известных условиях, положительно
влияет на развитие интеллекта.
Известно немало личностей с очень высоким уровнем самых различных
способностей: научных, литературных, математических и художественных.
Практические способности не могут развиваться и актуализироваться в
творческой деятельности без высокого уровня интеллектуального развития.
Так, конструктивно-технические способности человека часто связаны с большим
научным дарованием: одаренный изобретатель нередко вносит новшество не
только в производство, но и в науку. У одаренного ученого могут проявляться
и недюжинные конструкторские способности ( Жуковский, Циолковский, Эдисон,
Фарадей и многие другие).
Таким образом, каждая деятельность предъявляет определенные требования к
общим, и к специальным способностям. Вот почему нельзя узко профессионально
развивать личность, ее способности. Только всесторонние развитие личности
поможет выявить и сформировать общие и специальные способности в их
единстве. Это не означает, что человек не должен специализироваться в той
области, к которой он проявляет склонности и наибольшие способности.
Следовательно, хотя указанная классификация и имеет реальное основание, при
анализе конкретного вида способностей необходимо учитывать общие и
специальные компоненты в каждом отдельном случае.
Глава 5. Задатки и способности
5.1.Понятие о задатках
Советские психологи считают ( Г. С. Костюк, А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев)
считают , что под задатками следует усматривать не столько анатомо-
физиологические, сколько психофизиологические свойства, в первую очередь
те, которые обнаруживает ребенок в самой ранней фазе овладевания
деятельностью, а иногда и взрослый, еще не занимающийся систематически
определенной деятельностью.
Природные предпосылки способности стоят в повышенной чувствительности
определенных анализаторов к внешним воздействиям. Вследствие этого
музыкальные или зрительные впечатления доставляют особую радость, как и
занятия соответствующей деятельностью. Решающие значение имеют первые пробы
сил в областях, которым соответствуют высокие сенсорно-моторные качества и
склонности.
Иными словами, под задатками следует понимать первичную природную основу
способности, еще не развитую, но дающую о себе знать при первых пробах
деятельности.
Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе
обучения, воспитания, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно
раньше выявить задатки детей, с тем чтобы целенаправленно формировать их
способности.
Безусловно, способность связана с какими-то врожденными анатомическими
особенностями структуры мозга, в первую очередь с особенностями его
микроструктуры. Эти особенности сказываются на характере процессов
отражения и поведения личности.
Исследования Н. С. Преображенской и С. А. Саркисова доказали, что имеются
существенные индивидуальные различия в расположении клеточных полей в коре
больших полушарий мозга человека. Отмечены также индивидуальные особенности
в строении клеточных слоев, что , очевидно, не безразлично для
функционирования головного мозга, и , в частности для проявления
способностей.
5.2.Типы нервной деятельности как задатки
Врожденные способности мозга непосредственно проявляются в типологических
особенностях человека, которые изменяются в процессе жизнедеятельности.
Типологические способности, обнаруживаемые очень рано у ребенка, и
являются задатками, или первичными природными свойствами. Следует при этом
оговориться, что типологические особенности имеют многогранное значение.
Они составляют природные предпосылки способностей и характера. Особенности
общих типов (сила или тонус активности, уравновешенность, степень
чувствительности и подвижности процессов отражения), безусловно, оказывает
влияние на образование способностей. Так, сила нервных процессов в
сочетании с уравновешенностью и подвижностью (живой тип) благоприятствуют
образованию многих волевых и коммуникативных свойств личности, которые
особенно важны для становления общественной активности и организаторских
способностей. Слабая нервная система, обладающая , по мнению В. Д.
Небылицына, высокой чувствительностью, может благоприятствовать развитию
художественных способностей.
Кроме общих свойств типа, характеризующие особенности нервной системы в
целом существуют, как известно, промежуточные типы, характеризующие
особенности деятельности отдельных анализаторных систем. Эти последние
типологические свойства имеют прямое отношение к специальным способностям.
И. П. Павлов находил, что те люди, у которых преобладает первая сигнальная
система с ее образным отражением действительности, принадлежит к
художественному типу (музыкант, писатель, живописец). При первенствующей
роли второй сигнальной системы образуется мыслительный тип, характерной
особенностью которого является сила отвлеченного мышления. И , наконец,
при хорошем балансировании, уравновешенности двух систем – средний тип.
Представители среднего типа сочетают в себе все черты художественного и
мыслительного типов. К этому типу, как считал Павлов, Относится большинство
людей, а также исключительно одаренные, гениальные люди (Ломоносов, Гете).
Художественный тип характеризуется , во-первых, целостью, полнотой и
живостью восприятия действительности, в то время как «мыслители дробят ее и
тем как бы умерщвляют ее». Во-вторых, у художника преобладает воображение
над абстрактным мышлением. У мыслителя ум теоретический, словесный. В-
третьих, художественный тип отличается повышенной эмоциональностью,
аффективностью. И наоборот, у мыслительного типа интеллект преобладает над
эмоциональностью.
Придерживаясь сути павловского учения о взаимодействии сигнальных систем,
можно сказать, что отличие художественного типа от мыслительного состоит в
том что художник в своей деятельности опирается преимущественно на первую
сигнальную систему, а ученый – на вторую, однако у того и другого вторая
сигнальная система выполняет регулирующую роль. Новейшие исследования
деятельности головного мозга анатомически подтвердили подразделения И. П.
Павловым сигнальных систем. Оказалось, что левое полушарие осуществляет
преимущественно второсигнальные функции, а правое – первосигнальные.
5.3.Склонности
Задатки прежде всего проявляются в склонностях к определенному виду
деятельности ( специальные способности) или в повышенной любознательности
ко всему ( общая способность).
Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся
способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка, ( или
взрослого) к определенной деятельности ( рисованию, занятию музыкой).
Нередко это стремление замечается довольно рано, увлечение деятельностью
происходит даже в неблагоприятных условиях жизни. Очевидно, склонность
свидетельствует о наличие определенных природных предпосылок к развитию
способностей. Трудно предположить что-нибудь другое, когда ребенок,
например, вне музыкальной среды с большой радостью слушает музыку и
совершает многократные пробы музицировать без внешнего побуждения. То же
самое относится и к рисованию, конструированию и т. п.
Наряду с истинной склонностью имеется и ложная, или мнимая. При истинной
склонности можно наблюдать не только неодолимое тяготение к деятельности,
но и быстрое продвижение к мастерству, достижение значительных результатов.
При ложной или мнимой склонности, обнаруживается или поверхностное, часто
созерцательное отношение к чему-либо, или же деятельное увлечение, но с
достижением посредственных результатов. Чаще всего такая склонность бывает
следствием внушения или самовнушения, иногда того и другого вместе, без
наличия потенциальных возможностей развития.
Задатки также проявляются в легкой восприимчивости и запечатлеваемости того
материала, который привлекает, и, главное, в умении конструировать новое,
что особенно характерно для большого дарования.
Итак, способности представляют сплав природного и приобретенного. Природные
свойства, являясь прирожденными, однако, перерабатываются и развиваются в
условиях воспитания и в процессе труда. В процессе деятельности формируется
и новые свойства, необходимые для успешной деятельности, образуются и
заменители (компенсаторные механизмы) недостающих свойств.
Список используемой литературы:
Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М., «Педагогика», 1971г.
Общая психология. Под редакцией В. В. Богословского, А. Г. Ковалева, А. А.
Степанова, М., «Просвещение», 1981г
Слово о науке. Афоризмы. Изречения. Литературные цитаты. М., «Знание»,
1981г.
|