Способы управления и тренировки памяти
Способы управления и тренировки памяти
Реферат по психологии
Тема: Способы управления и тренировки памяти
Общее представление о памяти человека.
Память человека можно определить как психофизиологические
и культурные процессы, выполняющие в жизни функции запоминания,
сохранения и воспроизведения информации. Память является жизненно
важнейшей основополагающей способностью человека. Без памяти
невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. В
этом легко убедиться, если обратить свое внимание на людей,
страдающих серьезными расстройствами памяти. Память есть у всех
живых организмов, но наиболее высоко развита у человека. Кроме
генетической и механической памяти, присущей животным, человек
обладает другими более продуктивными видами памяти, связанными с
использованием различных мнемонических средств. Так, например, у
человека есть такие виды памяти, как произвольная, логическая и
опосредствованная. В целом, память человека можно представить как
своеобразный инструмент, служащий для накопления и использования
жизненного опыта.
Память (воспроизведение) – это прямое продолжение
восприятия и наравне с ним имеет основное значение в развитии
личности. Восприятие связывает личность непосредственно с окружающей
средой в каждый данный момент, а память восстанавливает те связи,
какие существовали в прошлом и сохранили какое–либо значение для
настоящего. Простейший случай воспроизведения это узнавание.
Узнавание–это связь новых впечатлений с прошлым опытом путем
воспроизведения ранее воспринятых впечатлений.
В памяти существуют индивидуальные различия, которые
выражаются в скорости, точности, прочности запоминания и готовности
к воспроизведению. Эти различия связаны с особенностями типов высшей
нервной деятельности, с процессами возбуждения и торможения.
Индивидуальные особенности памяти зависят от того, насколько
сформированы у человека рациональные способы запоминания. Различия
памяти проявляются также в том, что у одних людей более продуктивно
закрепляется образный материал, у других – словесный и т.д.
Существует множество способов управления и тренировки
памяти. Каждый человек хотел бы улучшить память, но не всякий знает
что для этого нужно. А самое главное правило для улучшения памяти
гласит: «Чтобы развить память ее надо развивать». Самая большая
ошибка людей состоит как правило в том, что они хотят сначала
улучшить память, а потом уже начать ее применять. Из этого
соответственно ничего не выйдет, да и не может. Только все время
тренируя, нагружая и используя память, все время запоминая,
воспроизводя запомненное раньше и вновь запоминая, можно
совершенствовать свою память.
Существует так же множество правил, помогающих при
запоминании, которые в дальнейшем помогают наиболее точно
воспроизвести полученную когда-либо информацию. Вот некоторые из
них:
. Нужно получить глубокое, точное, яркое впечатление о том, что
необходимо запомнить. Как фотоаппарат не даст снимков при тумане,
так сознание человека не сохранит туманных впечатлений.
Сравнительно простые события в жизни, которые производят
особенно сильное впечатление на человека, могут запоминаться сразу
прочно и надолго, и по истечении многих лет с момента первой и
единственной встречи с ними могут выступать в сознании с
отчетливостью и ясностью. Более сложные и менее интересные события
человек может переживать десятки раз, но они в памяти надолго не
запечатлеваются. При пристальном внимании к событию достаточно
бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в
нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты. И
наоборот иногда человек многократно сталкиваясь с одним и тем же
предметом в течение долгого периода не может его описать или
например указать его цвет. Этим и объясняется то, что редкие,
странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные,
часто встречающиеся.
. То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого
труда. Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые
годы.
Поэтому не случайно В.С. Щербаков теоретик и практик
внешкольной работы с детьми в области изобразительного искусства
считал что, первой задачей должно стать воспитание творческого
внимания. Творческое внимание – это увлеченность объектом.
. Сосредоточенность на изучаемом материале в сочетании с
избирательностью позволяют человеку сконцентрировать свое
внимание, а, следовательно, и настроить память на восприятие
только потенциально полезной информации.
Это дает свои результаты при подготовке к экзаменам, если
ученик сконцентрирует свое внимание на изучаемом материале, то
подготовка к экзамену займет менее продолжительное время, чем если
он будет постоянно отвлекаться на посторонние вещи.
. Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторять его
незадолго до отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше
отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими
впечатлениями, которые в течение дня обычно накладываются друг на
друга и тем самым мешают запоминанию, отвлекая наше внимание.
Это хорошо видно на примере школьников младших классов –
ребенок может целый день учить стихотворение, но не может потом
рассказать. Однако если он повторит стих перед сном, то рассказать
его не составит труда.
. О ситуациях, оставивших в нашей памяти яркий, эмоциональный след,
мы думаем больше, чем об эмоционально нейтральных событиях.
Положительные эмоции, как правило, способствуют припоминанию, а
отрицательные препятствуют.
Если бы люди хранили в своей памяти преимущественно
неприятное, они и ждали бы от жизни одни неприятности,
следовательно, они были бы прирожденными пессимистами, а человек от
природы оптимист.
. Если в момент запоминания человек находится в приподнятом или
подавленном настроении, то искусственное восстановление у него
соответствующего эмоционального состояния при припоминании
улучшает память.
. Прежде всего необходимо получить четкое зрительное впечатление
оно – более прочное. Однако, комплексные впечатления, то есть
впечатления, полученные при помощи возможно большего числа
органов чувств, позволяют запечатлеть в сознании нужный материал
еще лучше.
Линкольн, например, читал вслух то, что хотел запомнить,
чтобы восприятие было одновременно и зрительным и слуховым.
. Чем больше объем информации, тем больше потребуется повторений
для запоминания. Объемный материал запоминается легче, если его
разбить на части.
. Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для
его запоминания, чем распределение таких повторений в течение
определенного периода времени.
. Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было
выучено раньше.
. С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений,
необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено.
. Лучше, чтобы на начало и конец заучивания приходилось
сравнительно большее число повторений, чем на середину.
. Один из способов запомнить факт – это ассоциировать его с каким-
либо другим фактом.
Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего
воспроизводства особо важным представляется то, являются ли они
разрозненными или составляют логически связанное целое. Чем больше
разнообразных ассоциаций при первом знакомстве с ним вызывает
материал и чем больше времени уделяется мысленной разработке этих
ассоциаций, тем лучше запоминается сам материал. Для того, чтобы
ассоциировать один факт с другим, уже известным, необходимо обдумать
новый факт со всех точек зрения, поставить себе такие вопросы: "Что
это напоминает?", "На что это похоже?", "Почему это так?", "Как
получилось, что это так?", "Когда это бывает?", "Где так бывает?",
"Кто сказал, что это так?" и т.д.
Эффективность запоминания иногда снижается смешением одной
информации с другой, одних схем припоминания с другими. Чаще всего
это возникает тогда, когда одни и те же воспоминания ассоциируются в
памяти с разными событиями и их появление в сознании порождает
припоминание конкурирующих событий.
. Запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит
перед собой соответствующую задачу.
Интересный факт, что масса студентов, сдав экзамен по
какому-либо предмету спустя пару дней, не могут ничего вспомнить из,
казалось бы, хорошо усвоенного материала. Это можно объяснить
следующим образом: при подготовке студенты ставят себе определенную
задачу (сдать экзамен), а кроме того сосредотачиваются на
относительно близкой дате сдачи экзамена, не "программируя" себя на
будущее. Таким образом, материал попадает в промежуточную память, не
закрепляясь в долговременной, и как только экзамен сдан
соответствующая информация утрачивается. Итак, правильная установка
– усвоить материал а не запомнить его для того, чтобы забыть.
Предполагаемый срок хранения информации зависит от изучаемого
материала (но в любом случае он значительно больше, чем время
подготовки к экзамену).
Наверное имеет смысл сказать о прочности запоминания. Вот
например дети школьного возраста сохраняют в памяти заученное
гораздо дольше чем взрослые. В таком же отношении находятся друг к
другу старшие и младшие возрастные группы детей. Дети нуждаются в
большем времени и большем числе повторений для заучивания всякого
материала, но то, чем овладеют, они держат в памяти прочнее и
дольше, и воспроизводят, когда нужно, легче и точнее. И еще один
известный факт – старики, иногда, значительно лучше помнят то, что
произошло с ними в молодости и могут совершенно не помнить того, что
произошло с ними несколько дней назад. Вообще в старости механически
запомнить что либо новое трудно. Например в зрелом возрасте сложнее
учить иностранный языки чем в юности. К.К. Платонов описывает
интересный случай: В больнице Нью-Йорка умирал тяжелобольной.
Детство он провел на родине в Италии, юность – во Франции, а потом
долго жил в Америке. И вот что интересно; в начале болезни он
разговаривал по-английски; когда его состояние ухудшилось, он забыл
английский язык и стал говорить по-французки. В день смерти он
говорил только по-итальянски.
. Любая из частей, на которые при заучивании делится весь материал,
должна сама по себе представлять более или менее законченное
целое. Тогда весь материал лучше организуется в памяти, легче
запоминается и воспроизводится. Именно поэтому, заучивая стихи,
слова песни, не надо зубрить каждую строчку отдельно.
Это законченное целое может представлять собой группу слов
или понятий сформированных по первой букве названия.
. Наличие заранее продуманных и четко сформулированных вопросов к
изучаемому материалу, ответы на которые могут быть найдены в
процессе его освоения, способствуют лучшему запоминанию.
. То, что мы можем выразить словами, обычно запоминается легче и
лучше, чем то, что может быть воспринято только на слух. Если,
кроме того, слова являются результатом осмысления воспринятого
материала, т.е. слово содержит в себе связанную с предметом
внимания существенную мысль, то такое запоминание является
наиболее продуктивным.
Человек может запомнить фразу, создав для себя смысловой
образ. Например такая фраза как: «Третьего дня тут приземлился
аэроплан». Может быть сказана как: «Позавчера здесь приземлился
самолет». Материал, усвоенный таким образом, запомнен не только
смысловым, но и логическим запоминанием. Его этапы схематически
показаны на рисунке
. Материал в процессе запоминания должен непрерывно
систематизироваться. Здесь особое значение приобретает
способность находить в вещах сходство и различие. Для
систематизации материала бывает полезно придать ему древовидную
структуру.
«Память есть кладовая ума, но в этой кладовой много
перегородок, и поэтому надобно скорее все укладывать, куда следует»,–
рекомендовал Суворов. Наполеон говорил, что все дела и знания уложены
у него в голове, как в ящиках комода, и ему достаточно открыть
определенный ящик, чтобы извлечь нужные сведения.
. Моторную память рекомендуется тренировать иногда совсем
отвлеченными способами. Метод ЦИТа был (Центрального института
труда) построен именно на моторной памяти.
Этот метод в 20-е – 30-е гг. нашел свое применение в
подготовке различных специалистов. Подготовка слесаря (рубщика
зубилом) осуществлялась так: в правую руку ему давалась палка и
предлагалось делать кистевые движения вверх и вниз. Таким образом
развивалась способность к свободным кистевым движениям, важным при
работе молотком.
Моторная память так же имеет место, когда мы что-нибудь
открываем и не можем определить в какую сторону надо крутить. Однако,
если представить в какую сторону мы открываем бутылку с Кока-Колой, то
такая задача не составит труда.
Есть так же множество факторов, которые влияют на память.
Это правильный режим дня и работы (учебы); умение систематически
вести свои записные книжки. Записная книжка – ведь второй мозг
культурного человека. Надо помнить: все, что улучшает здоровье и
самочувствие, повышает и продуктивность памяти.
Список литературы:
> Басов М.Я. «Общие основы педологии» 1928 г.
> Карнеги Д. «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на
людей, выступая публично» 1989 г.
> Немов Р.С. Психология. Кн. 1. «Общие основы психологии» 1997 г.
> Петров Е.А. «Метод обучения ЦИТ» 1932 г.
> Платонов К.К. «Занимательная психология» 1962 г.
> «Общая психология» Петровский А.В.; Брушлинский А.В.; Зинченко
В.П. и др. 1986 г.
> Щербаков В.С «Изобразительное искусство. Обучение и творчество
-----------------------
Понимание смысла запомненного
Анализ материала
Выявление наиболее существенных мыслей
Обобщение
Запоминание обобщенного материала
|