Сравнение деловых культур России и США
Сравнение деловых культур России и США
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Экономический Факультет
Реферат
на тему:
«Сравнение деловых культур России и США»
Студент 415 гр.
Бровкин Александр
Москва
2005
Содержание
Введение 3
Сравнение деловых культур России и США 4
Дифференцирующий подход (различия) 4
Интегрирующий подход (сходства) 8
Заключение 9
Список литературы: 10
Введение
Деловую культуру можно определить как «характеристику хозяйственной
деятельности, ориентированной на получение прибыли в процессе
взаимодействия с другими участниками экономических отношений».
Люди разных культур пользуются одними и теми же основными понятиями, но
вкладывают в них разный смысл. Это определяет особенности их поведения,
которое часто представляется нам иррациональным и противоположным тому, что
мы считаем очевидным. Поведение других народов имеет свои причины. Здесь
существуют свои характерные черты, закономерности и традиции.
Внимание к культурным корням и национальным особенностям других людей, как
в обществе, так и в сфере бизнеса позволит нам предвидеть и удивительно
точно просчитать то, как они будут реагировать на наши предложения. Более
того, мы сможем в определенной степени предсказать их отношение к нам.
Практическое знание базовых черт других культур сведет к минимуму
неприятные сюрпризы, даст нам необходимое понимание, которое позволит
преодолеть трудности общения с представителями других стран.
Огромное количество сделок в мире ежедневно срывается из-за того, что либо
один из участников, либо оба пытаются заставить партнеров принять чужое
видение мира, чужие «правила игры», навязать свои нормы поведения. При этом
каждый из них убежден, что партнер отказывается от них либо просто по
какому-то недоразумению, либо замыслил что-то, желая заманить на «свою
площадку».
Цель данной работы — рассмотреть российскую деловую культуру в
сопоставлении с деловой культурой основного делового партнера России — США.
Сравнение деловых культур России и США
Сравнение деловых культур построено на основе двух подходов:
дифференцирующего, ориентированного на выявление различий, и
интегрирующего, ориентированного на поиск сходства.
Выбор американской деловой культуры обусловлен очевидными причинами:
1. США в силу ряда причин является лидирующей, а в отдельных регионах
мира доминирующей, своеобразным законодателем «правил игры».
2. Американская деловая культура представляет собой синтез разных ведущих
деловых культур мира (британской, голландской и германской).
3. Американский капитал занимает первое место в современной России и по
объему инвестиций, и по количеству СП.
Дифференцирующий подход (различия)
Для сравнения деловых культур ученые используют сравнительный профиль
деловых культур. По общему мнению теоретиков и практиков наиболее важными
являются девять параметров: 1) коллективизм – индивидуализм; 2) ориентация
на людей, участвующих в совместной деятельности, – ориентация на само дело;
3) демократизм – авторитаризм; 4) полиактивность – моноактивность; 5)
высокая зависимость от культуры – низкая зависимость от культуры; 6)
эмоциональность – рациональность; 7) ориентация только на собственный
выигрыш – ориентация на взаимный выигрыш; 8) отношение к прибыли как к
норме–средству – отношение к прибыли как к норме–цели; 9)
монологичность–диалогичность во время переговоров.
1. Индивидуализм-коллективизм
– степень зависимости индивида от группы.
В одних обществах и культурах в системе ценностей превалируют
коллективистские подходы и принципы, в других акцент делается на
индивидуалистских чаяниях и стремлениях личности. Часто, характеризуя то
или иное общество, говорят: «это общество коллективистов», или «это
общество индивидуалистов». Под коллективизмом понимается такая система
ценностей, в которой человек воспринимает себя как часть группы, а уже
затем как отдельную личность. В индивидуалистской системе ценностей
личность выходит на первое место. Для США характерна максимальная степень
индивидуализма. Американцы откровенно высказывают критические замечания
своим коллегам. Работники на службе продвигаются и нанимаются исключительно
только со своими личными достоинствами. В организациях на работе управление
ориентировано на личность, а не на группу. Каждый американец в своей работе
ориентирована на личный успех и карьеру. Для России характерен
коллективизм, ориентация человека на группу, свойство, в значительной
степени культивировавшееся преднамеренно в советские времена как важнейшее
средство тоталитарного контроля.
2. Ориентация на людей - ориентация на дело
– приоритет для человека либо результата, либо сохранения хороших
отношений с другими людьми в процессе работы.
Для США характерно ориентация на дело. Акцент, даже среди друзей делается
на соревновательность и высокие результаты. В России при управлении
менеджеры ориентируются на человека, на развитие отношений между
сотрудниками организации. Для них главнее сохранить команду, чем достигнуть
какой-либо цели.
3. Демократизм-авторитаризм
– тип иерархии, тип отношений власти и подчинения.
Для США характерна низкая степень дистанции власти. В работе иерархия не
воспринимается как естественное состояние или единственно возможный базовый
принцип построения организационной структуры. Иерархия – это всего лишь
временное ролевое неравенство, нужное для удобства управления повышающее
его эффективность. Поэтому руководитель, едва выйдя из офиса, обычно
перестает быть босом для подчиненных и превращается обычного Джона, Пита и
т.п. В связи с этим лучший босс – это грамотный и наделенный
дополнительными ресурсами (как административно-финансовыми, связанные с
должностью, так и личными талантами и способностями) демократ. Восприятие
иерархии как временного ролевого неравенства обуславливает иной характер
взаимодействий босс – подчиненный. Разницы между приятелем и коллегой в
Америке практически не существует. На работе все за редким исключением
называют друг друга по имени. Для России характерно преобладание
авторитарных руководителей. В организации начальник выстраивает строгую
административную иерархию, где за каждым работником жестко закреплены его
трудовые обязанности.
4. полиактивность-моноактивность
–определения способа, каким в данной культуре принято организовывать свою
деятельность.
Американцы весьма моноактивны, т.е. делают в данный промежуток времени одно
дело, полностью сосредотачиваются на нем и выполняют по заранее
составленному графику. Они полагают, что при такой организации труда они
смогут действовать более эффективной, успеют сделать больше. Американца
систематически планируют свое будущее, работают в фиксированное время, при
разговоре редко перебивают, уважают официальность. Американские менеджеры
будут демонстрировать и приобретать технические умения, опираться на факты
и логику, а не на чувства и эмоции, они будут ориентироваться на сделку,
концентрировать свое внимание на подчиненных на непосредственной задачей
результатах. Они организованы, твердо придерживаются повестки дня, и
вдохновляют подчиненных тщательным планированием. Русские в основном
полиактивны – стараются делать сразу несколько дел, не закончив одно дело,
переключаются на другое.
5. Высокая зависимость от культуры — низкая зависимость
– степени «оглядки» на социальные нормы, социальное окружение, традиции.
В отличие от американцев русские предприниматели при принятии решений более
зависимы от культуры. Для русских важно мнение социального окружения и
соблюдение традиций.
6. Эмоциональность–рациональность
– степень доминирования в данной культуре эмоционального или
рационального подхода при решении проблем.
Американцы рациональны и практичны во всем, что бы они ни предпринимали.
Для американцев такие черты характера представляются едва ли не самым
главными. Русские многие поступки совершают полагаясь только на интуиции,
во время переговоров очень эмоциональны.
7. Выигрыш/проигрыш-выигрыш/выигрыш – фиксирует подход человека к своей
позиции на переговорах.
Главное, что интересует американцев – это честные сделки или взаимовыгодные
отношения – как они сами их называют. Хотя, в переговорах они могут
надавить на партнера. Для них главное успех – ведь за успехом следует новый
успех. И русские так же стремятся к взаимовыгодному сотрудничеству,
ориентируясь на получение не только краткосрочной выгоды, но и на
долгосрочное сотрудничество.
8. Отношение к прибыли как норме-средству – отношение к прибыли как к
норме-цели
– статус прибыли в глазах общественного мнения и личную мотивацию
предпринимателя.
Американские бизнесмены обладают репутацией самых жестких деловых людей в
мире, тем не менее, с ними во многих отношениях легче иметь дело. Это
вызвано тем, что их философия проста. Их цель – заработать как можно больше
и как можно быстрее, используя для достижения этой цели такие средства как
упорный труд, быстрота действий, приспособленчество и власть (в том числе и
власть самих денег). В принятии деловых решений они, как правило, не
руководствуются сантиментами и считают, что доллар если даже и не Бог, То,
по крайней мере, всемогущ. Такое целенаправленное стремление американцев к
получению прибыли часто воспринимается как безжалостное. Русские чаще
воспринимают прибыль не как цель, а как средство для реализации свои
проектов.
9. Диалогичность - монологичность
– умение выслушивать собеседника и выдерживать так называемый порядок
высказываний.
Американцы представители диалогичной культуры и воспринимает факт
перебивания своей речи как крайнее проявление грубости со стороны
собеседника. Русские являются более «грубыми» собеседникам часто перебивают
партнера.
Интегрирующий подход (сходства)
Американские ученые провели исследование и выявили то общее, что объединяет
русских и американцев в их понимании этических принципов ведения дела и
вместе с тем тех моментов, которые их пока разделяют и отличают.
| |США |
| | |Выполнение обязательств |Личные услуги (блат) и |
| | |Поддержание доверия |«подмазывание» деньгами |
| | |Здоровая конкуренция |Фиксация цен |
| |этично |Вознаграждение, |Манипулирование данными |
| | |соизмеримое с работой |Игнорирование бессмысленных |
| | | |законов и постановлений |
| | | | |
| | | | |
|Россия | | | |
| | |Максимизация прибыли |Бандитизм, рэкет и |
| | |Чрезмерные различия в |вымогательство |
| | |заработной плате |Черный рынок |
| |не |Увольнения |Надувательские цены |
| |этично |Оповещения |Отказ платить по долгам |
| | |(whistleblowing) | |
В первом квадранте перечисляются виды поведения, которые признаются
этичными как в США, так и в России, во втором - те, которые в обеих странах
считаются неэтичными. В третьем квадранте названы виды поведения, которые
являются допустимыми с этической точки зрения в России, но осуждаются в
США. И наконец, в четвертом квадранте отображены виды поведения, которые,
напротив, допускаются в США и осуждаются в России.
Заключение
На основе работы, можно сделать следующий выводы, что международный бизнес
– занятие, чреватое осложнениями, особенно когда речь идет о совместных
предприятиях или длительных переговорах. Помимо технических вопросов
(решение таких вопросов найти легко) на организационном уровне часто
приходится сталкиваться с такими проблемами национальной психологии и
поведения, решение которых сопряжено со сложностями. Поэтому прежде чем,
сесть за стол переговоров с иностранным партнером следует изучить культуру,
традиции, деловой этикет предполагаемой страны партнера.
Список литературы:
Льюис Ричард Д., Деловые культуры в международном бизнесе.
От столкновения к взаимопониманию: Пер. с англ. – 2-е изд., М.: Дело,
2001.
Шихирев П.Н., Введение в российскую деловую культуру. М.: Новости,
2000.
|